Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образ Татьяны Лариной и представления об идеальной женщине в романе

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

По мнению Достоевского, Татьяна ставит превыше всего не своё личное счастье или стремление к нему, а хочет только причинить меньше страданий окружающим её людям — матери, мужу, с которым она связана клятвой верности — и остаться в гармонии с самой собой. Достоевский трактует образ Татьяны как образ идеальной женщины, обладающей истинно русским характером: «…чистая русская душа решает вот как… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТРАКТОВКА ОБРАЗА ТАТЬЯНЫ ПУШКИНЫМ
    • 1. 1. А. С. ПУШКИН И ЕГО РОМАН
    • 1. 2. ОБРАЗ ТАТЬЯНЫ В ТРАКТОВКЕ ПУШКИНА
  • ГЛАВА 2. ОБРАЗ ТАТЬЯНЫ В ВОСПРИЯТИИ КРИТИКОВ
    • 2. 1. БЕЛИНСКИЙ О ТАТЬЯНЕ
    • 2. 2. ДОСТОЕВСКИЙ О ТАТЬЯНЕ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА
    • 1. ИСТОЧНИКИ
    • 2. НАУЧНАЯ
  • ЛИТЕРАТУРА

Образ Татьяны Лариной и представления об идеальной женщине в романе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кому же, чему же верна? <�…> Да, верна этому генералу, ее мужу, честному человеку, ее любящему, ее уважающему и ею гордящемуся. Пусть ее «молила мать», но ведь она, а не кто другая, дала согласие, она ведь, она сама поклялась ему быть честною женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он ее муж, и измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа".

По мнению Достоевского, Татьяна ставит превыше всего не своё личное счастье или стремление к нему, а хочет только причинить меньше страданий окружающим её людям — матери, мужу, с которым она связана клятвой верности — и остаться в гармонии с самой собой. Достоевский трактует образ Татьяны как образ идеальной женщины, обладающей истинно русским характером: «…чистая русская душа решает вот как: „Пусть, пусть я одна лишусь счастия, пусть мое несчастье безмерно сильнее, чем несчастье этого старика, пусть, наконец, никто и никогда, а этот старик тоже, не узнают моей жертвы и не оценят ее, но не хочу быть счастливою, загубив другого!“ Тут трагедия, она и совершается, и перейти предела нельзя, уже поздно, и вот Татьяна отсылает Онегина».

Достоевский видит в этом самопожертвовании своим счастьем ради спокойствия и счастья других и ради собственной душевной гармонии и покоя наивысшую силу духа.

Заключение

Подводя итоги данного исследования, можно сделать вывод о том, что именно трактовка Достоевским образа Татьяны ближе к трактовке Пушкинской; в трактовке Белинского есть существенные расхождения с трактовкой Пушкина.

Прежде всего подчеркнём то, что и сам автор, и его критики выделяют в качестве основных черт, формирующих образ Татьяны. Это её искренность в проявлении чувств, её цельность, глубину и сложность её характера, связь её воспитания с фольклорной основой.

Однако если Пушкин видит в пристрастии Татьяны к «простонародной старине» и в чтении романов лишь проявление наивности и непосредственности героини, то Белинский усматривает в этом пустоту, ничем не заполненную.

Что касается финала романа, то и здесь трактовки расходятся. По мнению самого автора и по мнению Достоевского цельность характера Татьяны проявляется как раз в том, что она не изменяет себе — не перестаёт любить Онегина, но в то же время и не нарушает своих клятв, не предаёт саму себя. Любовь — не единственное, что ценится в этой жизни; помимо этого есть ещё душевное спокойствие и гармония. Именно их и ценить превыше всего Татьяна.

Белинский же усматривает в отказе Татьяны Онегину гордыню и страх великосветской дамы перед общественным мнением, которое парализовало её свободную волю.

Однако, если принимать подобную трактовку, то закономерно было бы задаться вопросом: какой иной выход из сложившейся ситуации был бы возможен, если бы Татьяна ответила на чувства Онегина. На один из возможных вариантов развития событий указывает в своей работе Ю. М. Лотман: «Можно было бы, например, указать на представляющуюся очевидной связь между первоначальным замыслом „Анны Карениной“ („романа о неверной жене“) и активным обсуждением в критике середины века поведения Татьяны как ретроградного — в свете идей жоржзандизма и женской эмансипации. Толстой как бы ставил эксперимент, показывая, что произошло бы, если бы пушкинская героиня повела себя как „передовая женщина“, стоящая выше предрассудков».

Таким образом в русской литературе эта ситуация обсуждалась и осмыслялась неоднократно — помимо Толстого, героиня которого, получив всё желаемое, покончила с собой, можно вспомнить и рассказ Чехова «Дама с собачкой», герои которого теряются в собственных обманах и не находят выхода из тупика.

Таким образом, Татьяна, сохранив душевную гармонию и покой, находит из сложившейся ситуации самый достойный выход. Именно поэтому она оказывается пушкинским идеалом и воплощением русской души.

1. Источники Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина // Белинский В. Г. Собрание сочинений в 3 т. Т. 3. М., 1948

Достоевский Ф. М. Дневник писателя. 1880 г. Пушкин (Очерк) // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений.

В 15 т. Т. 14. Л., 1988 — 1996

Пушкин А. С. Евгений Онегин // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 5. Л., 1978

2. Научная литература

Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. С. 131

Лотман Ю. М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1995

Томашевский Б. В. Пушкин. В 2 кн. Кн. 2. М., 1961

Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. С. 131

Лотман Ю. М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1995. С. 394

Пушкин А. С. Евгений Онегин // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 5. Л., 1978.

С. 41. далее цитаты по этому изданию с указанием страницы в тексте.

Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. С. 132

Томашевский Б. В. Пушкин. В 2 кн. Кн. 2. М., 1961. С. 528

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина // Белинский В. Г. Собрание сочинений в 3 т.

Т. 3. М., 1948. С.

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина

Достоевский Ф. М. Дневник писателя. 1880 г. Пушкин (Очерк) // Достоевский Ф.

М. Собрание сочинений. В 15 т. Т.

14. Л., 1988 — 1996

Достоевский Ф. М. Дневник писателя. Пушкин

Достоевский Ф. М. Дневник писателя. Пушкин

Лотман Ю. М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» с. 459

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Г. Сочинения Александра Пушкина // Белинский В. Г. Собрание сочинений в 3 т. Т. 3. М., 1948
  2. Ф. М. Дневник писателя. 1880 г. Пушкин (Очерк) // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 14. Л., 1988 — 1996
  3. А. С. Евгений Онегин // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 5. Л., 1978
  4. Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. С. 131
  5. Ю. М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1995
  6. . В. Пушкин. В 2 кн. Кн. 2. М., 1961
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ