Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Иновационное развитие Омана и Кувейта

Эссе Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В результате произошедших волнений правительство страны подало в отставку, после чего эмир Кувейта распустил парламент. Подобные шаги позволили властям удержать ситуацию под контролем, однако политической стабильности Кувейта был нанесен ощутимый урон, который обязательно скажется на инвестиционном климате страны. В настоящее время Кувейт можно поместить в группу инвестиционно-малопривлекательных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Понятие инновационного развития
  • 2. Экономическое развитие восточных стран
  • 3. Инновационное развитие арабских стран
    • 3. 1. Специфика инновационного развития Омана
    • 3. 2. Инновационное развитие в Кувейте
  • Заключение
  • Список литературы

Иновационное развитие Омана и Кувейта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Причины этого кроются в более позднем начале эксплуатации нефтяных месторождений и политической нестабильности в середине 70-х гг. Быстрое развитие нефтяного экспорта в 1980;х годах привело к увеличению бюджетных ассигнований на социальные нужды и росту благосостояния граждан страны. Если в 1970 г. ВВП на душу населения составлял около 300 $ США, в 1980 году только 140 $, то к 1991 году он вырос многократно — до 7000 $, а в 2000 г. превысил 10 000 $ США.

Экономический рост сопровождался структурным реформированием экономики. Если в 1960 году сельское хозяйство составляло в ВВП страны около 75%, то в 1991 г. — уже менее 3%. Если промышленность в том же 1960 г. составляла в ВВП Омана долю около 8%, то в 1991 г. — уже 59%. В то же время необходимо констатировать, что промышленный подъем свелся в основном к подъему нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Экономика страны стала экспортно-ориентированной.

Спрос на энергоносители стал решающим фактором роста оманской экономики. [13]

3.2 Инновационное развитие в Кувейте Благодаря крупнейшим финансовым вливаниям в добывающую промышленность и производственную инфраструктуру в Кувейте были созданы тепличные условия роста экономики страны. На протяжении десятилетий она представляла собой неординарный пример устойчивого развития. В то же время Кувейт считается одним из наиболее политически развитых государств среди тех арабских стран Залива, где власть принадлежит правящим семьям, из числа которых выдвигается лидер, управляющий страной.

Однако за существующую экономическую и политическую стабильность Кувейту приходится платить сравнительно слаборазвитым по международным меркам инвестиционным климатом.

Это объясняется, прежде всего, тем, что власти Кувейта, как и власти других арабских стран, не хотят делиться полномочиями с кем бы то ни было. В свою очередь, развитие инвестиционного климата и модернизация экономики часто становятся причинами политической либерализации.

Иными словами, власти страны намеренно саботируют развитие инвестиционного климата.

Иностранные компании не допускаются в нефтегазовый сектор экономики, а налоговые льготы и земельные участки предоставляются иностранцам только в случае активного использования местной рабочей силы. Степень диверсификации экономики Кувейта не отличается от большинства стран ССАГПЗ и является весьма низкой. Власти Кувейта стараются осуществлять диверсификацию экономики за счет развития финансового сектора. Однако в условиях непрекращающегося мирового финансового кризиса подобная политика не приносит стране каких-либо ощутимых дивидендов.

Существенный урон инвестиционной привлекательности Кувейта нанесла «арабская весна». В марте 2011 г. более тысячи человек вышли на улицы столицы Кувейта с требованиями политических реформ. Для разгона демонстрации полиции пришлось применить слезоточивый газ. 16 ноября 2011 г. десятки протестующих ворвались в здание Национальной ассамблеи (парламента) Кувейта. Демонстранты требовали отставки премьер-министра Насера аль-Мухаммеда аль-Сабаха (обвиняя его в коррупции) и проведения досрочных парламентских выборов.

В результате произошедших волнений правительство страны подало в отставку, после чего эмир Кувейта распустил парламент. Подобные шаги позволили властям удержать ситуацию под контролем, однако политической стабильности Кувейта был нанесен ощутимый урон, который обязательно скажется на инвестиционном климате страны. В настоящее время Кувейт можно поместить в группу инвестиционно малопривлекательных стран. [13]

Заключение

Арабские государства Персидского залива — это наиболее инвестиционно привлекательные страны арабского мира. Повышенный уровень их инвестиционной привлекательности определяют двумя главными факторами. В первую очередь, группа арабских государств Персидского залива, либо стран ССАГПЗ имеет важное значение в структуре мирового капиталистического хозяйства и структуре международных отношений за счет своего уникального положения владельца крупнейших запасов нефти и газа. Кроме этого, данный регион характеризовался всегда наиболее высоким уровнем стабильности в политической сфере.

Кризис, который потряс арабский мир в 2010;2011 гг. и получил название «арабская весна», поставил под угрозу политическую стабильность большинства арабских стран, и страны ССАГПЗ не стали исключением.

В предкризисный период все арабские страны Персидского залива за исключением Омана можно было назвать инвестиционно-привлекательными. Оман являлся инвестиционно-малопривлекательной страной, что объяснялось сравнительной ограниченностью нефтяных ресурсов султаната. Однако «арабская весна» внесла коррективы в существующее положение дел.

Благодаря крупнейшим финансовым вливаниям в добывающую промышленность и производственную инфраструктуру в Кувейте были созданы тепличные условия роста экономики страны. На протяжении десятилетий она представляла собой неординарный пример устойчивого развития. В то же время Кувейт считается одним из наиболее политически развитых государств среди тех арабских стран Залива, где власть принадлежит правящим семьям, из числа которых выдвигается лидер, управляющий страной.

Однако за существующую экономическую и политическую стабильность Кувейту приходится платить сравнительно слаборазвитым по международным меркам инвестиционным климатом. Это объясняется, прежде всего, тем, что власти Кувейта, как и власти других арабских стран, не хотят делиться полномочиями с кем бы то ни было. В свою очередь, развитие инвестиционного климата и модернизация экономики часто становятся причинами политической либерализации. Иными словами, власти страны намеренно саботируют развитие инвестиционного климата.

Иностранные компании не допускаются в нефтегазовый сектор экономики, а налоговые льготы и земельные участки предоставляются иностранцам только в случае активного использования местной рабочей силы. Степень диверсификации экономики Кувейта не отличается от большинства стран ССАГПЗ и является весьма низкой. Власти Кувейта стараются осуществлять диверсификацию экономики за счет развития финансового сектора. Однако в условиях непрекращающегося мирового финансового кризиса подобная политика не приносит стране каких-либо ощутимых дивидендов.

Существенный урон инвестиционной привлекательности Кувейта нанесла «арабская весна». В марте 2011 г. более тысячи человек вышли на улицы столицы Кувейта с требованиями политических реформ. Для разгона демонстрации полиции пришлось применить слезоточивый газ. 16 ноября 2011 г. десятки протестующих ворвались в здание

Национальной ассамблеи — парламента Кувейта. Демонстранты требовали отставки премьер-министра Насера аль-Мухаммеда аль-Сабаха, обвиняя его в коррупции и проведения досрочных парламентских выборов.

В результате произошедших волнений правительство страны подало в отставку, после чего эмир Кувейта распустил парламент. Подобные шаги позволили властям удержать ситуацию под контролем, однако политической стабильности Кувейта был нанесен ощутимый урон, который обязательно скажется на инвестиционном климате страны. В настоящее время Кувейт можно поместить в группу инвестиционно-малопривлекательных стран. Еще до событий «арабской весны» Оман можно было отнести к группе инвестиционно-малопривлекательных стран в силу сравнительной ограниченности нефтяных ресурсов. В этих условиях правительство Омана посчитало разумным сделать ставку на развитие сферы услуг и в особенности банковского сектора. Однако оно выбрало для этого весьма неподходящее время.

Мировой финансовый кризис наглядно доказал, что финансовый сектор на современном этапе развития не может быть надежной основой для экономики страны. Негативное влияние на инвестиционную привлекательность Омана оказал и политический кризис в арабском мире. В результате проблем, возникших в Персидском заливе и сопровождавшихся усилением региональных позиций Ирана, в окружении султана Омана Кабуса активизировались многочисленные проирански, а следовательно, прошиитски настроенные фигуры. При этом вводить войска, как в Бахрейне, у стран ССАГПЗ нет никаких оснований, поскольку Оман не обращается к ним за помощью. Тем не менее эксперты отмечают, что руководство стран Залива рассматривает возможность силового варианта решения проблемы.

Иными словами, к экономическим и инвестиционным проблемам Омана добавляется еще и угроза иностранного, пусть и арабского военного вмешательства. Все эти факторы в совокупности превращают султанат Оман в малопривлекательную для иностранных инвесторов страну. Весьма вероятно, что Оман будет сохранять подобный имидж на протяжении длительного периода времени. На инвестиционный климат стран ССАГПЗ, можно с определенной долей условности разделить их на две группы: инвестиционно-привлекательные страны и инвестиционно-малопривлекательные страны. К группе инвестиционно-малопривлекательных стран в силу изложенных выше обстоятельств относятся Бахрейн, Кувейт и Оман. При этом Бахрейн и Кувейт попали в данную группу благодаря частичной утрате своей политической стабильности, вызванной событиями «арабской весны». Оман же изначально был инвестиционно малопривлекательной страной, и «арабская весна» лишь усугубила его положение.

1. Быков А. Ю. Роль нефти арабских государств в мировой экономике 80−90-х гг. Дис. кан. эк. наук. — М., 1999

2. Егорин А. З., Абдель-Хамид Х. А. Война за ближневосточный мир. — М.: Восточная литература, 2009.

3. Закария М. Г., Яковлев А. И. Нефтяные монархии Аравии / Закария М. Г., Яковлев А. И., М.: ИИИиБВ, 2008.

4. Инновации в России обрели новый импульс

5. Кувейт: Справочник. М., 1990

6. Кувейт: социальное развитие. Руководство, планирование, участие народа и гуманистические ориентиры. М., 1997

7. Кукушкин В. Ю. СНГ, ОПЕК, арабские страны в энергосырьевом хозяйстве современного мира / «Ближний Восток и современность», № 2, 1996 г.

8. Михин В. Л. Кувейт. М., 1984

9. Мелкумян Е. С. Кувейт. — В кн.: Новейшая история арабских стран Азии. 1917;1985. М., 1988

10. Нарышкин С. Инновационная составляющая инвестиционных процессов

11. Полтерович В. Гипотеза об инновационной паузе и стратегия модернизации / Вопросы экономики, № 6, 2009. — с. 4−22.

12. Харин А. А., Майборода В. П. Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы

13. Экономика стран ближнего зарубежья: учеб.

пособие / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; Ред.

А. С. Булатов. -

М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. — 350 с.

14. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. — М.: Экономика, 2004. — 444 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ