Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности волевых качеств личности подростков с разным уровнем учебной мотивации

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Рассмотрим особенности учебной мотивации старшеклассников с заниженной и низкой учебной мотивацией. У этих старшеклассников отмечается преобладание оценочных и игровых (внешних) мотивов. Для этих подростков важную роль играет внешняя оценка как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Эти дети демонстрируют мотивацию избегания неудач, стремятся избегать ситуации, когда их вызывают… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей волевых качеств личности подростков с разным уровнем учебной мотивации
    • 1. 1. Волевые качества личности
    • 1. 2. Изучение проблемы учебной мотивации в психологии
  • Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей волевых качеств личности подростков с разным уровнем учебной мотивации
    • 2. 1. Этапы и методы исследования
    • 2. 2. Анализ результатов исследования
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 1

Особенности волевых качеств личности подростков с разным уровнем учебной мотивации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эти подростки в основном пользуются уважением среди одноклассников, имеют высокий социометрический статус, занимают лидерские позиции в группе сверстников.

Эти старшеклассники демонстрируют осознанность в поведении и действиях, касающихся их профессионального и личностного самоопределения, всегда знают, чего хотят и зачем что-то делают.

Старшеклассники с высокой степенью выраженности силы воли демонстрируют достаточно высокую успеваемость и «ровные» оценки, то есть у этих ребят редко бывают оценки, не соответствующие общей картине (например, двойки).

Эти старшеклассники ответственны, дисциплинированны, инициативны, находчивы, исполнительны, демонстрируют эмоциональную зрелость, самоконтроль, устойчивость психической деятельности (внимания, памяти, мышления), положительную самооценку и высокий адекватный уровень притязаний.

Далее рассмотрим особенности поведения и обучения подростков с низкой степенью выраженности силы воли.

Эти подростки относятся к учебе безответственно, невнимательны на уроках, забывают расписание, могут быть полностью не готовы к урокам, часто забывают что-то сделать, необходимые учебники и материалы для урока.

Старшеклассники с недостаточной силой воли демонстрируют мотивацию избегания неудач, пасуют, когда сталкиваются с трудностями, часто бросают начатое, не умеют ставить цели, не могут быстро адаптироваться в изменяющихся условиях, часто принимают импульсивные решения.

Старшеклассники со слабой силой воли боятся трудных учебных заданий, демонстрируют слабо выраженный познавательный интерес к новым знаниям, умениям и навыкам, мало активны, их коммуникативная активность направлена на внеучебные интересы. Эти подростки в большей степени активны вне стен школы, стремятся проявить себя в группах сверстников, демонстративны.

Эти старшеклассники демонстрируют низкую осознанность в поведении и действиях, касающихся их профессионального и личностного самоопределения, не всегда знают, чего хотят и зачем что-то делают.

Старшеклассники с низкой степенью выраженности силы воли демонстрируют достаточно невысокую успеваемость и «разношерстность» оценок.

Эти старшеклассники безответственны, недисциплинированны, мало инициативны, неисполнительны, демонстрируют эмоциональную незрелость и неуравновешенность, низкий самоконтроль, неустойчивость психической деятельности (истощаемость внимания, памяти, мышления), неадекватную самооценку и неадекватный уровень притязаний.

Подростки со средним уровнем выраженности силы воли демонстрируют свойственное большинству старшеклассников поведение, уровень эмоционально — волевой зрелости, самосознания и саморегуляции.

Так, например, эти подростки достаточно самостоятельны в суждениях, поступках, могут брать на себя ответственность, сознательно подходят к процессу учебы, выполняя задания, подготавливаясь к урокам, понимают важность обучения для своего будущего профессионального и личностного самоопределения.

Однако эти ребята могут учиться несколько неровно, могут пасовать перед трудностями, останавливаться в процессе достижения цели, даже если осознают, что данная цель имеет для них большую важность в будущем и т. д.

Эти старшеклассники могут руководствоваться эмоциями в процессе принятия важных решений, совершать поступки, которые в будущем могут сказаться на успешности их обучения, поведения, статуса и т. д. Эти дети еще не до конца могут управлять своими эмоциями, демонстрируют некоторую неустойчивость Я концепции, могут иметь несколько неадекватный уровень притязаний.

Однако старшеклассники со средним уровнем выраженности силы воли вполне успешно справляются с процессом обучения, демонстрируют хорошую степень адаптированности к изменяющимся внешним условиям, в меру ответственны, инициативны, самостоятельны.

Рассмотрим далее особенности выраженности волевых качеств старшеклассников. Результаты в процентном соотношении представлены в таблице 2 и диаграмме 2.

Таблица 2

Выраженность волевых качеств старшеклассников, в %

Волевые качества Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Целеустремленность 36% 24% 36% Настойчивость и упорство 40% 32% 28% Решительность и смелость 56% 24% 20% Выдержка и самообладание 52% 28% 20% Самостоятельность и инициативность 52% 16% 32%

Наиболее у подростков выражено такое волевое качество, как целеустремленность (наибольший процент респондентов с высоким уровнем выраженности — 36%), а также самостоятельность и инициативность (32% респондентов с высоким уровнем).

Диаграмма 2

Выраженность волевых качеств старшеклассников, в %

Наименее сформированным оказалось такое качество как решительность и смелость (56% респондентов с низким уровнем выраженности), а также выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность (по 52% респондентов с низкими показателями).

Подростки с высоким уровнем выраженности целеустремленности умеют ставить перед собой ясные цели и задачи, планомерно осуществлять деятельность, подчинять себя достижению поставленной цели.

Подростки с высоким уровнем выраженности настойчивости и упорства могут длительно добиваться намеченной цели, превзнемогать тягостные состояния, продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности.

Подростки с высоким уровнем выраженности решительности и смелости могут своевременно принимать ответственные решения, подавлять чувство страха, безотказно выполнять принятые решения.

Подростки с высоким уровнем выраженности выдержки и самообладания могут сохранять ясность мысли в критической ситуации, владеть своими чувствами, управлять своими действиями.

Подростки с высоким уровнем выраженности самостоятельности и инициативности могут проявлять независимость в решениях и действиях, проявлять личный почин и новаторство, проявлять находчивость и сообразительность.

Таким образом, только подростки, имеющие низкую степень выраженности силы воли, составляют группу риска и нуждаются в помощи со стороны педагогов, школьного руководства, родителей и других специалистов, задействованных в учебно — воспитательном процессе для того, чтобы оптимизировать ситуацию и организовать коррекционно — развивающую среду по повышению уровня сформированности волевых процессов.

Далее необходимо рассмотреть особенности учебной мотивации старшеклассников. Результаты диагностики приведены в таблице 3 и диаграмме 3.

Таблица 3

Уровень выраженности учебной мотивации старшеклассников, в %

Уровень выраженности учебной мотивации % от общей выборки Низкий 20% Сниженный 20% Средний (норма) 28% Высокий 24% Очень высокий 8% Диаграмма 3

Уровень выраженности учебной мотивации старшеклассников, в %

Итак, как видно из таблицы, 20% опрошенных подростков имеют низкий уровень учебной мотивации, и еще 20% респондентов — сниженный. Таким образом, 40% участвующих в опросе старшеклассников демонстрируют уровень учебной мотивации ниже нормы.

Средний уровень учебной мотивации, который соответствует норме, демонстрируют 28% старшеклассников. Высокий уровень учебной мотивации присущ 24% опрошенных, а очень высокий — выявлен у 8% респондентов.

Рассмотрим особенности учебной мотивации подростков с очень высоким и высоким уровнем выраженности учебной мотивации.

У этих подростков отмечается преобладание учебных и социальных мотивов. Для этих подростков учебный процесс необходим для получения новой информации, удовлетворения познавательного интереса. Эти старшеклассники планируют свое будущее, ориентированы на получение профессионального образования, поиска своего места в жизни, стремятся быть полезными обществу, понимают, что необходимо прикладывать определенные усилия для достижения поставленных целей и т. д. Эти старшеклассники могут самостоятельно мотивировать себя в процессе обучения и подготовки к урокам, отличаются высокой степенью рефлексии и самоконтроля.

Рассмотрим особенности учебной мотивации у подростков со средним уровнем выраженности учебной мотивации. У этих старшеклассников отмечается преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов. Эти подростки позиционируют себя как хорошие ученики, успешные, успевающие. Для этих учащихся важен их статус в глазах педагогов, родителей. Этим ученикам нравится, когда их хвалят за успехи в учебе, хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу, способности и ум, трудолюбие и работоспособность и т. д. Эти ученики уверенно ведут себя в знакомой для них ситуации, однако, когда материал им мало знаком или они что-то не умеют, стремятся снизить возможность своего участия для того, чтобы их некомпетентность не заметили другие. Они лучше самостоятельно и без свидетелей разберутся с материалом, а потом продемонстрируют свои достижения окружающим. Эти дети также ориентированы на будущее профессиональное образование, однако видят в этом определенный статус и престиж, нежели инструмент для своего личностного и профессионального роста. Отношение этих подростков к учебе может зависеть от их настроения, уверенности в себе и своих силах.

Рассмотрим особенности учебной мотивации старшеклассников с заниженной и низкой учебной мотивацией. У этих старшеклассников отмечается преобладание оценочных и игровых (внешних) мотивов. Для этих подростков важную роль играет внешняя оценка как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Эти дети демонстрируют мотивацию избегания неудач, стремятся избегать ситуации, когда их вызывают к доске по поводу нового материала. Эти старшеклассники ориентированы на настоящее, стремятся действовать по шаблону, не любят перемен. Процесс обучения в основном связан у них с негативными эмоциями: они подчеркивают, что чувствуют давление, принуждение, тревогу и фрустрацию. Посещение школы для них — это в первую очередь общение со сверстниками, возможность продемонстрировать свои способности и навыки, не связанные с учебой.

Таким образом, подростки с заниженной и низкой учебной мотивацией составляют группу риска, так как не понимают истинные цели и задачи процесса обучения в школе, не четко представляют свои будущие перспективы, что тормозит процесс их личностного и профессионального самоопределения.

Далее мы рассмотрим особенности связи между выраженностью волевыми качествами, силы воли старшеклассников и уровнем их учебной мотивации. Для этого полученные в ходе диагностики данные были подвергнуты корреляционному анализу по методу Браве — Пирсона. Данный метод используется для выявления наличия или отсутствия связи между показателями, а также силы этой связи. Расчеты приведены в таблице 4.

Таблица 4

Расчет корреляции между показателями уровня выраженности волевых качеств, силы воли и уровнем выраженности учебной мотивации у старшеклассников по методу Браве — Пиросна

№ воля целеустремленность смелость и решительность настойчивость и упорство инициативность и самостоятельность самообладание и выдержка мотивация 1 6 7 5 7 5 4 22 2 7 9 6 8 6 4 24 3 7 9 6 9 8 5 25 4 8 10 7 9 8 6 27 5 9 12 9 11 9 8 27 6 10 12 9 13 10 8 32 7 10 13 10 13 10 9 35 8 11 15 12 15 12 10 36 9 13 16 13 16 13 10 38 10 14 21 14 18 14 12 39 11 14 25 15 20 16 13 44 12 15 27 15 22 16 15 47 13 16 27 17 24 17 18 49 14 17 28 18 24 20 20 49 15 17 29 21 26 23 22 50 16 19 29 23 27 23 23 52 17 19 32 25 28 26 25 52 18 19 34 25 29 31 27 55 19 20 34 27 32 31 28 57 20 23 35 28 33 34 28 58 21 24 36 32 34 34 32 62 22 25 38 34 36 35 33 65 23 25 38 34 36 36 34 67 24 27 39 36 37 36 34 73 25 29 39 37 37 37 35 74 Xср 16,16 24,56 19,12 22,56 20,4 18,52 46,36 S 6,768 062 11,7 956 10,35 744 10,16 563 11,4 913 10,75 143 15,5 157 984 сумм XY1 11 667 9392 10 744 9995 9199 21 228 r1 0,97 0,99 0,99 0,98 0,98 0,99 r1 0,97 0,99 0,99 0,98 0,98 0,99

Итак, выявлена сильная корреляционная связь между показателями уровня выраженности силы воли, уровня выраженности волевых качеств и показателями выраженности уровня учебной мотивации (от r = 0,97 до r= 0,99).

Это означает, что, чем выше уровень развития волевых качеств у подростка, тем выше выражен у него уровень учебной мотивации. Таким образом, гипотеза доказана.

Заключение

Целью данной исследовательской работы является изучение особенностей волевой сферы и учебной мотивации старшеклассников.

Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологических и педагогических предпосылок, сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.

Определим мотивацию как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга. Результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив, объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.

Проблема развития учебной мотивации у школьников является предметом исследования на протяжении многих лет. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», который формируется у многих учащихся к старшим классам.

Удовлетворение потребностей школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности. Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения в профессиональных учебных заведениях.

На особенности учебной мотивации влияет множество факторов, как внешних (например, отношение родителей и учителей, сверстников), так и внутренних (особенности психического развития, индивидуально — личностные особенности индивида, структура его Я концепции и т. д.). Подростки стремятся к самостоятельности, независимости, у них формируется свое собственное отношение ко многим социальным процессам и явлениям, что говорит о формировании эмоционально — волевой сферы. Старшеклассники обладают определенной рефлексией, самоконтролем и саморегуляцией своего поведения в процессе достижения цели.

Исходя из этого, в данной работе мы изучили понятие воли как психического феномена; изучили проблему учебной мотивации в психолого — педагогической литературе; рассмотрели психологические особенности подростков; эмпирически изучили особенности волевых качеств личности подростка с разным уровнем учебной мотивации.

Теоретическое и эмпирическое изучение проблемы позволило сделать вывод о том, что, чем выше уровень развития волевых качеств у подростка, тем выше выражено у него уровень учебной мотивации.

Данная работа может иметь теоретический и практический интерес у психологов и педагогов, работающих с учащимися старших классов, для разработки коррекционно — развивающих занятий, направленных для повышения и оптимизации учебной мотивации учащихся старших классов.

Список литературы

Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 2000

Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 2000

Божович Л. И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981. № 1. с. 32−35.

Веденов А. В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. — М., 1957

Возрастные возможности усвоения знании / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. — М., 1996

Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. — Рязань, 1979

Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся //Вопросы психологии. — 1987. — № 1

Гуревич К. М. Индивидуально психологические особенности школьников. — М., 1988

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986

Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. — 1991. — № 6

Егошина Е. В. Методика исследования мотивов учения // Начальная школа. — 1995. — № 6

Зимин П. П. Воля и ее воспитание у подростков. — Ташкент, 1985.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., 2000

Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1998. — 142 с.

Ивашкин В. С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.

Рязань, 1991. с. 19−23.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000

Ильин Е. П. Психология воли. — СПб., 2006. — 288 с.

Кон И. Психология ранней юности.

М., 1989. — 320с.

Кон И. Психология старшеклассника. — М., 1980. — 191с.

Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000

Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М., 1976

Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 1997

Макарушкина М.А., Эйдман Е. В., Иванников В. А. Проблема воли в зарубежной психологии //Вопросы психологии. — 1988. — № 3

Маклаков А. Г. Общая психология. — М., 2008

Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 2000

Матюхина М. В. Мотивация учения школьников. — М., 2002

Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М., 2005

Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М., 1997

Мухина В. С. Детская психология. — М., 2000

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб., 2002

Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000

Психодиагностика. Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе //

http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/psihodiagnostika-uchebnaya-motivaciya-shkolnikov-kak-pokazatel

Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А. А. Реана. — М., 2002

Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. — М., 1977

Прядеин В.П. К структуре волевых качеств //Проблемы психологии воли.

Рязань, 1991.

с. 16−19

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999

Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. — Рязань, 1992

Словарь практического психолога /Сост С. Ю. Головин. — Минск, 1998

Учебная деятельность школьника: диагностика и коррекция неблагополучия /Под ред. Ю. З. Гильбуха. — Киев, 1993

Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. — СПб., 1999

Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1991

Шкуркин В. И. Влияние мотивов на учебную деятельность. — М., 2003

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 2000

Шульга Т. И. Проблема волевой регуляции в онтогенезе //Вопросы психологии. — 1994. — № 1

Приложение 1

Сводная таблица полученных эмпирических данных

№ воля уровень целеустремленность смелость и решительность настойчивость и упорство инициативность и самостоятельность самообладание и выдержка мотивация уровень 1 6 низ 7 низ 5 низ 7 низ 5 низ 4 низ 22 низ 2 7 низ 9 низ 6 низ 8 низ 6 низ 4 низ 24 низ 3 7 низ 9 низ 6 низ 9 низ 8 низ 5 низ 25 низ 4 8 низ 10 низ 7 низ 9 низ 8 низ 6 низ 27 низ 5 9 низ 12 низ 9 низ 11 низ 9 низ 8 низ 27 низ 6 10 низ 12 низ 9 низ 13 низ 10 низ 8 низ 32 сниж 7 10 низ 13 низ 10 низ 13 низ 10 низ 9 низ 35 сниж 8 11 низ 15 низ 12 низ 15 низ 12 низ 10 низ 36 сниж 9 13 ср 16 низ 13 низ 16 низ 13 низ 10 низ 38 сниж 10 14 ср 21 ср 14 низ 18 низ 14 низ 12 низ 39 сниж 11 14 ср 25 ср 15 низ 20 ср 16 низ 13 низ 44 ср 12 15 ср 27 ср 15 низ 22 ср 16 низ 15 низ 47 ср 13 16 ср 27 ср 17 низ 24 ср 17 низ 18 низ 49 ср 14 17 ср 28 ср 18 низ 24 ср 20 ср 20 ср 49 ср 15 17 ср 29 ср 21 ср 26 ср 23 ср 22 ср 50 ср 16 19 ср 29 ср 23 ср 27 ср 23 ср 23 ср 52 ср 17 19 ср 32 выс 25 ср 28 ср 26 ср 25 ср 52 ср 18 19 ср 34 выс 25 ср 29 ср 31 выс 27 ср 55 выс 19 20 ср 34 выс 27 ср 32 выс 31 выс 28 ср 57 выс 20 23 выс 35 выс 28 ср 33 выс 34 выс 28 ср 58 выс 21 24 выс 36 выс 32 выс 34 выс 34 выс 32 выс 62 выс 22 25 выс 38 выс 34 выс 36 выс 35 выс 33 выс 65 выс 23 25 выс 38 выс 34 выс 36 выс 36 выс 34 выс 67 выс 24 27 выс 39 выс 36 выс 37 выс 36 выс 34 выс 73 оч выс 25 29 выс 39 выс 37 выс 37 выс 37 выс 35 выс 74 оч выс

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. — М., 2000
  2. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 2000
  3. Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- № 1.- с. 32−35.
  4. А.В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. — М., 1957
  5. Возрастные возможности усвоения знании / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. — М., 1996
  6. А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. — Рязань, 1979
  7. В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся //Вопросы психологии. — 1987. — № 1
  8. К.М. Индивидуально психологические особенности школьников. — М., 1988
  9. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986
  10. В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. — 1991. — № 6
  11. Е.В. Методика исследования мотивов учения // Начальная школа. — 1995. — № 6
  12. П.П. Воля и ее воспитание у подростков. — Ташкент, 1985.
  13. И.А. Педагогическая психология. — М., 2000
  14. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1998. — 142 с.
  15. В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- с. 19−23.
  16. Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000
  17. Е.П. Психология воли. — СПб., 2006. — 288 с.
  18. Кон И. Психология ранней юности.- М., 1989. — 320с.
  19. Кон И. Психология старшеклассника. — М., 1980. — 191с.
  20. Г. Психология развития. — СПб., 2000
  21. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М., 1976
  22. И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 1997
  23. М.А., Эйдман Е. В., Иванников В. А. Проблема воли в зарубежной психологии //Вопросы психологии. — 1988. — № 3
  24. А.Г. Общая психология. — М., 2008
  25. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 2000
  26. М.В. Мотивация учения школьников. — М., 2002
  27. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М., 2005
  28. В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М., 1997
  29. В.С. Детская психология. — М., 2000
  30. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб., 2002
  31. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000
  32. Психодиагностика. Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе // http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/psihodiagnostika-uchebnaya-motivaciya-shkolnikov-kak-pokazatel
  33. Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А. А. Реана. — М., 2002
  34. А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. — М., 1977
  35. В.П. К структуре волевых качеств //Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.с. 16−19
  36. С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999
  37. В.И. Воля и ее воспитание. — Рязань, 1992
  38. Словарь практического психолога /Сост С. Ю. Головин. — Минск, 1998
  39. Учебная деятельность школьника: диагностика и коррекция неблагополучия /Под ред. Ю. З. Гильбуха. — Киев, 1993
  40. Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. — СПб., 1999
  41. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1991
  42. В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность. — М., 2003
  43. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 2000
  44. Т.И. Проблема волевой регуляции в онтогенезе //Вопросы психологии. — 1994. — № 1
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ