Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление новой модели правового образования в РФ

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В заключение можно сказать, что наша правовая система находится далеко не в лучшем положении, бюрократия расцветает, широко распространены взяточничество и коррупция, тем не менее, если постараться, если откинуть свойственный многим скептицизм, то можно увидеть, что все же за последнее десятилетие Россия как государство структурно изменилась и встала на путь демократического развития. Как… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Модернизация системы правового образования в РФ
    • 1. 1. Этапы реформирования системы преподавания социально гуманитарных дисциплин в современной России
    • 1. 2. Оформление нормативной базы, регламентирующей правового образования
    • 1. 3. Сравнительный анализ моделей правового образования в зарубежных государствах и России
  • ГЛАВА 2. Состояние и перспективы развития правового образования в образовательных учреждениях Российской Федерации
    • 2. 1. Основные концепции преподавания социально-гуманитарных дисциплин: общая характеристика
    • 2. 2. Модернизация содержания правового образования: причины, тенденции, проблемы
    • 2. 3. Система повышения качества правового образования в школе и в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Становление новой модели правового образования в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общее правовое образование в России конца 20 — начала 21 вв. находится на этапе становления, лишь формально завершившегося в 2004 г. принятием Базисного учебного плана основного и среднего полного общего образования, закрепившего «Право» в качестве самостоятельной учебной дисциплины, пусть и в его вариативной части. Однако фактически процесс становления еще не окончен и будет продолжаться до тех пор, пока общее правовое образование не станет по-настоящему влияющим на общество.

Период становления предполагает наличие множества вариантов дальнейшего развития. Отсутствие закостенелых педагогических традиций, с одной стороны, делает область общего правового образования особенно восприимчивой к инновационным процессам, а с другой, осложняет выбор стратегии развития общего правового образования и школьной модели правового обучения и воспитания. Повышение их эффективности требует обобщения многоголосья педагогов-практиков и теоретиков правового образования.

Повышение качества правового образования будущих педагогов — это сложный процесс, направленный на выполнение социального заказа совершенствования общеправовой (как части профессиональной) подготовки будущих учителей, основанный на развитии и повышении уровня правового сознания и правовой культуры личности студента педагогического вуза, который, в конечном итоге, позволит разрешить ряд противоречий между:

— возникшей потребностью общества в учителях, обладающих высоким уровнем правовой культуры, получивших правовое образование высокого качества, и недостаточной разработанностью теоретическо-методологических оснований процесса его повышения у студентов педвуза;

— заинтересованностью студентов в получении качественного правового образования и неспособностью традиционной системы общеправовой подготовки будущих педагогов удовлетворить их запросы.

Качество правового образования будущих педагогов может быть существенно повышено, если:

— разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексную модель общеправовой подготовки студентов педагогического вуза;

— разработать систему критериев оценки качества правового образования будущих педагогов;

— обеспечить реализацию комплексной модели общеправовой подготовки студентов педвуза адекватной методикой организации учебно-воспитательного процесса в рамках дисциплины «Правоведение» на основе использования комплекса образовательных технологий, ориентированных на личность, развитие ее субъективного (правового) опыта, творческих и рефлексивных способностей;

Качество правового образования будущих педагогов может быть существенно повышено, если:

— разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексную модель общеправовой подготовки студентов педагогического вуза;

— разработать систему критериев оценки качества правового образования будущих педагогов;

— обеспечить реализацию комплексной модели общеправовой подготовки студентов педвуза адекватной методикой организации учебно-воспитательного процесса в рамках дисциплины «Правоведение» на основе использования комплекса образовательных технологий, ориентированных на личность, развитие ее субъективного (правового) опыта, творческих и рефлексивных способностей;

— разработать и внедрить в образовательный процесс инновационное программно-методическое обеспечение дисциплины «Правоведение».

В целях повышения качества правового образования будущих педагогов, с нашей точки зрения, эффективным организационно-методическим средством является использование следующих личностно-ориентированные технологии: технологии проблемного обучения; технологии учебного диалога (дискуссии); технологии учебных игр; технологии проектного обучения; технологии формирования рефлексивных способностей личности, которые на практике трансформируются в инновационные образовательные технологии, ориентированные на личность студента, такие как «метакогнитивные» технологии (технологию развития критического мышления личности и технологию проблемно-рефлексивного подхода к обучению).

Выводы. Под качеством правового образования студентов педагогов мы понимаем определенный уровень освоения системы правовых знаний, навыков и умений, сформированности системы ценностных и правовых ориентаций, системы правовых качеств личности, а также уровень социально-правовой активности, которых он достигает в ходе образовательного процесса, в соответствии со своими возможностями, целями и желаниями правового образования, в соответствии со строгими требованиями образовательных стандартов.

Проблему повышения качества образования будущих педагогов как социально-педагогическую проблему необходимо решать не только социальными средствами (изменение стандарта высшего профессионального образования), но и педагогическими, такими как — выявление и внедрение в процесс общеправовой подготовки студентов педвуза комплекса психолого-педагогических подходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании анализа современной литературы и электронных информационных источников по проблемам правового образования в Российской Федерации в ходе работы выявлены особенности содержания педагогических технологий как основного организационно-методического средства повышения качества правового образования.

Общее правовое образование в современной Российской Федерации продолжает оставаться на этапе становления, в силу того, что его влияние на социализацию граждан и на степень их правовой культуры общества не очень результативно, что становиться видно в проявляющемся правовом нигилизме. История развития российского общего правового образования, насчитывает не более двух десятилетий, что само по себе есть небольшой исторический отрезок, но, это, достаточно для определения его основ, проблем, достижений, тенденций и возможных перспектив развития.

Под качеством правового образования студентов педагогов мы понимаем определенный уровень освоения системы правовых знаний, навыков и умений, сформированности системы ценностных и правовых ориентаций, системы правовых качеств личности, а также уровень социально-правовой активности, которых он достигает в ходе образовательного процесса, в соответствии со своими возможностями, целями и желаниями правового образования, в соответствии со строгими требованиями образовательных стандартов.

Проблему повышения качества образования будущих педагогов как социально-педагогическую проблему необходимо решать не только социальными средствами (изменение стандарта высшего профессионального образования), но и педагогическими, такими как —выявление и внедрение в процесс общеправовой подготовки студентов педвуза комплекса психолого-педагогических подходов.

В заключение можно сказать, что наша правовая система находится далеко не в лучшем положении, бюрократия расцветает, широко распространены взяточничество и коррупция, тем не менее, если постараться, если откинуть свойственный многим скептицизм, то можно увидеть, что все же за последнее десятилетие Россия как государство структурно изменилась и встала на путь демократического развития. Как справедливо заметила Соколова Н. С. «тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан» и, соответственно, улучшению правового положения страны.

Главным реформатором является государство, способное привести к изменениям в правовой культуре. Для правового образования граждан необходимо прежде всего накопление правовых знаний, которые преодолеют правовое «невежество», нацеленность на применение права только при помощи закона, а также создание такой установки гражданского правосознания нацеленной на понимание того, что гражданин является частью правовой культуры и правового сознания.

Центральный элемент жизнеспособной модели юридического образования — это надлежащая связь между факультетом и студентом, детально проработанные учебные программы и методики, направленные на выработку профессиональных навыков, имеющих универсальную ценность в глобальном мире.

Становление правового государства невозможно в условиях низкой правовой культуры населения. Это обуславливает необходимость создания системы педагогического обеспечения формирования правовой культуры, которая предусматривает специальные меры на федеральном, региональном или локальном уровне. На каждом уровне организуется педагогическая деятельность, влияющая на правовую социализацию. При этом именно образование способно кардинально изменить состояние правовой культуры общества посредством целенаправленного развития, воспитания и обучения праву каждого в отдельности. Правовое образование не сводится к просветительской или информационной деятельности. Правовые знания лишь предпосылка правомерного поведения людей.

Правовое образование воздействует на правовую культуру, предопределяя качественное состояние правовой жизни общества, формируя ценностно-нормативную ориентацию индивида в правовой сфере. С другой стороны, правовая культура воздействует на правовое образование, обеспечивая его совершенствование и результативность. Правовая культура предполагает надлежащую степень знания и уважения субъектами общества законов, защищенность прав и свобод граждан, эффективность деятельности правоохранительных органов, что может быть обеспечено только в рамках образовательной деятельности. Об уровне образования можно также судить по таким процессам, как принятие законов, отправление правосудия, исполнение наказания, которые обусловлены в свою очередь уровнем правовой культуры. Правовая культура носит деятельностный характер и проявляется именно в поведении субъекта.

Правовое образование необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться в течение всей жизни. Правовое воспитание, пропаганда правовых знаний должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов. Этому может способствовать введение в юридических учебных заведениях специального курса «Теория, методика и организация правового воспитания».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бугров А. С. Становление общего правового образования в России конца XX — начала XXI вв. [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд.

пед.наук / А. С. Бугров. — Екатеринбург, 2009 — URL:

http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-obshchego-pravovogo-obrazovaniya-v-rossii-kontsa-xx-nachala-xxi-vv (дата обращения: 30.

01.2014).

Зубова Я. В. Правовое образование как фактор становления новой правовой культуры России / Я. В. Зубова. — Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. Выпуск № 2 / 2009 — URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obrazovanie-kak-faktor-stanovleniya-novoy-pravovoy-kultury-rossii (дата обращения: 30.

01.2014).

Зубова Я. В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России [Электронный ресурс]: автореф. дис. … д.социол.

наук / Я. В. Зубова. — Майкоп, 2010 — URL:

http://www.dissercat.com/content/pravovoe-obrazovanie-v-razvitii-pravovoi-kultury-formiruyushchegosya-grazhdanskogo-obshchest (дата обращения: 30.

01.2014).

Казачкова З.М., Клюковская И. Н. Юридическое образование в США: совершенствование модели/ З. М. Казачкова, И. Н. Клюковская. Lex russica, 2013, № 7.

Каюмова К. Г. Тенденции развития правового образования школьников [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд.

пед.наук / К. Г. Каюмова. — Казань, 2004 — Режим доступа:

http://www.dissercat.com/content/tendentsii-razvitiya-pravovogo-obrazovaniya-shkolnikov (дата обращения: 30.

01.2014).

Кропанева Е. М. Теория и методика обучения праву / Екатеринбург, 2010 — URL:

http://window.edu.ru/resource/572/75 572/files/kropaneva_teor_metod_obuch_pravu.pdf (дата обращения: 30.

01.2014).

Левшина Е. Н. Состояние и перспективы развития правового образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации — URL:

http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3342 (дата обращения: 30.

01.2014).

Назарова О. Ю. Теоретические аспекты и методика повышения качества правового образования будущих педагогов [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.

пед.наук / О. Ю. Назарова. — Томск, 2004. — URL:

http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-aspekty-i-metodika-povysheniya-kachestva-pravovogo-obrazovaniya-budushchikh-p (дата обращения: 30.

01.2014).

Оленский С.Ф. Психолого-педагогические подходы как важный фактор повышения качества образования студентов юридического вуза / С. Ф. Оленский — Юридическое образование и наука, 2012, № 1.

Оленский С. Ф. Повышение качества образования студентов юридических специальностей: проблемы эффективности формирования антикоррупционного мировоззрения / С. Ф. Оленский — Юрист, 2011, № 19.

Певцова Е. А. Реализация доктрины правового образования учащихся общеобразовательных учреждений в современной России [Электронный ресурс]: автореф. дис. … д.пед.

наук / Е. А. Певцова. — М., 2004. — URL:

http://www.dissercat.com/content/realizatsiya-doktriny-pravovogo-obrazovaniya-uchashchikhsya-obshcheobrazovatelnykh-uchrezhde (дата обращения: 30.

01.2014).

Плешкова И. А. Особенности правового образования в современной школе / И. А. Плешкова. — Электронный журнал. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета Выпуск № 2 / том 6 / 2012 — URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-obrazovaniya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 30.

01.2014).

Протасова И.А. Организационно-педагогические формы профессиональной переподготовки менеджеров в системе открытого дистанционного образования [Электронный ресурс]: диссертация … канд. пед. наук/ И. А. Протасова — Москва, 2009. — URL:

http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/organizacionno-pedagogicheskie-formy-professionalnoj-perepodgotovki-menedzherov-v.html (дата обращения: 07.

02.2014).

Рабочая учебная программа по дисциплине «Методика обучения и воспитания в правовом образовании» / И. А. Протасова — Екатеринбург, 2011. — URL:

http://law.uspu.ru/i/Obrazovatelnaya_deatelnost/rabochie_programmy/50 100.

62/B.

3.B.04_Metodika_obucheniia_v_pravovom_obrazovanii.pdf (дата обращения: 07.

02.2014).

Синцов Г. В. К вопросу об этическом воспитании юристов в современной России / Г. В. Синцов — Российская юстиция, 2012, № 11.

Сокольская Л. В. Проблемы высшего юридического образования в контексте социокультурных изменений общества / Л. В. Сокольская — Юридическое образование и наука, 2013, № 3.

Оленский С. Ф. Повышение качества образования студентов юридических специальностей: проблемы эффективности формирования антикоррупционного мировоззрения / Юрист, 2011, № 19.

Сокольская Л. В. Проблемы высшего юридического образования в контексте социокультурных изменений общества / Л. В. Сокольская — Юридическое образование и наука, 2013, № 3.

Певцова Е. А. Реализация доктрины правового образования учащихся общеобразовательных учреждений в современной России [Электронный ресурс]: М., 2004. — URL:

http://www.dissercat.com/content/realizatsiya-doktriny-pravovogo-obrazovaniya-uchashchikhsya-obshcheobrazovatelnykh-uchrezhde (дата обращения: 30.

01.2014).

Каюмова К. Г. Тенденции развития правового образования школьников [Электронный ресурс]: Казань, 2004 — URL:

http://www.dissercat.com/content/tendentsii-razvitiya-pravovogo-obrazovaniya-shkolnikov (дата обращения: 30.

01.2014).

Сокольская Л. В. Проблемы высшего юридического образования в контексте социокультурных изменений общества / Л. В. Сокольская — Юридическое образование и наука, 2013, № 3.

Казачкова З.М., Клюковская И. Н. Юридическое образование в США: совершенствование модели/ З. М. Казачкова, И. Н. Клюковская. Lex russica, 2013, № 7.

Казачкова З.М., Клюковская И. Н. Юридическое образование в США: совершенствование модели/ З. М. Казачкова, И. Н. Клюковская. Lex russica, 2013, № 7.

Казачкова З.М., Клюковская И. Н. Юридическое образование в США: совершенствование модели/ З. М. Казачкова, И. Н. Клюковская. Lex russica, 2013, № 7.

Каюмова К. Г. Тенденции развития правового образования школьников [Электронный ресурс]: Казань, 2004 — URL:

http://www.dissercat.com/content/tendentsii-razvitiya-pravovogo-obrazovaniya-shkolnikov (дата обращения: 30.

01.2014).

Бугров А. С. Становление общего правового образования в России конца XX — начала XXI вв. [Электронный ресурс]: Екатеринбург, 2009 — URL:

http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-obshchego-pravovogo-obrazovaniya-v-rossii-kontsa-xx-nachala-xxi-vv (дата обращения: 30.

01.2014).

Зубова Я. В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России [Электронный ресурс]: Майкоп, 2010 — URL:

http://www.dissercat.com/content/pravovoe-obrazovanie-v-razvitii-pravovoi-kultury-formiruyushchegosya-grazhdanskogo-obshchest (дата обращения: 30.

01.2014).

Назарова О. Ю. Теоретические аспекты и методика повышения качества правового образования будущих педагогов [Электронный ресурс]: Томск, 2004. — URL:

http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-aspekty-i-metodika-povysheniya-kachestva-pravovogo-obrazovaniya-budushchikh-p (дата обращения: 30.

01.2014).

Назарова О. Ю. Теоретические аспекты и методика повышения качества правового образования будущих педагогов [Электронный ресурс]: Томск, 2004. — URL:

http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-aspekty-i-metodika-povysheniya-kachestva-pravovogo-obrazovaniya-budushchikh-p (дата обращения: 30.

01.2014).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.С. Становление общего правового образования в России конца XX — начала XXI вв. [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд.пед.наук / А. С. Бугров. — Екатеринбург, 2009 — URL: http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-obshchego-pravovogo-obrazovaniya-v-rossii-kontsa-xx-nachala-xxi-vv (дата обращения: 30.01.2014).
  2. Я. В. Правовое образование как фактор становления новой правовой культуры России / Я. В. Зубова. — Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. Выпуск № 2 / 2009 — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obrazovanie-kak-faktor-stanovleniya-novoy-pravovoy-kultury-rossii (дата обращения: 30.01.2014).
  3. Я.В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России [Электронный ресурс]: автореф. дис. … д.социол.наук / Я. В. Зубова. — Майкоп, 2010 — URL: http://www.dissercat.com/content/pravovoe-obrazovanie-v-razvitii-pravovoi-kultury-formiruyushchegosya-grazhdanskogo-obshchest (дата обращения: 30.01.2014).
  4. З.М., Клюковская И. Н. Юридическое образование в США: совершенствование модели/ З. М. Казачкова, И. Н. Клюковская. Lex russica, 2013, № 7.
  5. К.Г. Тенденции развития правового образования школьников [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд.пед.наук / К. Г. Каюмова. — Казань, 2004 — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/tendentsii-razvitiya-pravovogo-obrazovaniya-shkolnikov (дата обращения: 30.01.2014).
  6. Е.М. Теория и методика обучения праву / Екатеринбург, 2010 — URL: http://window.edu.ru/resource/572/75 572/files/kropaneva_teor_metod_obuch_pravu.pdf (дата обращения: 30.01.2014).
  7. Е.Н. Состояние и перспективы развития правового образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации — URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3342 (дата обращения: 30.01.2014).
  8. О.Ю. Теоретические аспекты и методика повышения качества правового образования будущих педагогов [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.пед.наук / О. Ю. Назарова. — Томск, 2004. — URL: http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-aspekty-i-metodika-povysheniya-kachestva-pravovogo-obrazovaniya-budushchikh-p (дата обращения: 30.01.2014).
  9. С.Ф. Психолого-педагогические подходы как важный фактор повышения качества образования студентов юридического вуза / С. Ф. Оленский — Юридическое образование и наука, 2012, № 1.
  10. С.Ф. Повышение качества образования студентов юридических специальностей: проблемы эффективности формирования антикоррупционного мировоззрения / С. Ф. Оленский — Юрист, 2011, № 19.
  11. Е.А. Реализация доктрины правового образования учащихся общеобразовательных учреждений в современной России [Электронный ресурс]: автореф. дис. … д.пед.наук / Е. А. Певцова. — М., 2004. — URL: http://www.dissercat.com/content/realizatsiya-doktriny-pravovogo-obrazovaniya-uchashchikhsya-obshcheobrazovatelnykh-uchrezhde (дата обращения: 30.01.2014).
  12. И. А. Особенности правового образования в современной школе / И. А. Плешкова. — Электронный журнал. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета Выпуск № 2 / том 6 / 2012 — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-obrazovaniya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 30.01.2014).
  13. И.А. Организационно-педагогические формы профессиональной переподготовки менеджеров в системе открытого дистанционного образования [Электронный ресурс]: диссертация … канд. пед. наук/ И. А. Протасова — Москва, 2009. — URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/organizacionno-pedagogicheskie-formy-professionalnoj-perepodgotovki-menedzherov-v.html (дата обращения: 07.02.2014).
  14. Рабочая учебная программа по дисциплине «Методика обучения и воспитания в правовом образовании» / И. А. Протасова — Екатеринбург, 2011. — URL: http://law.uspu.ru/i/Obrazovatelnaya_deatelnost/rabochie_programmy/50 100.62/B.3.B.04_Metodika_obucheniia_v_pravovom_obrazovanii.pdf (дата обращения: 07.02.2014).
  15. Г. В. К вопросу об этическом воспитании юристов в современной России / Г. В. Синцов — Российская юстиция, 2012, № 11.
  16. Л.В. Проблемы высшего юридического образования в контексте социокультурных изменений общества / Л. В. Сокольская — Юридическое образование и наука, 2013, № 3.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ