Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль внебюджетных фондов в решении социально-экономических задач

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Негосударственные внебюджетные фонды — это особые организационно-правовые формы некоммерческих организаций целевого назначения, имущество которых образуется за счет особых целевых взносов вкладчиков и находится в частной или корпоративной собственности. К числу негосударственных внебюджетных фондов можно отнести негосударственные пенсионные фонды, негосударственные фонды социального… Читать ещё >

Роль внебюджетных фондов в решении социально-экономических задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

1.2 Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи Выводы

2. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

2.1 Роль социальных государственных внебюджетных фондов

2.2 Влияние экономических и отраслевых внебюджетных фондов на социально-экономическую политику Выводы ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Ускоренный переход к рыночным отношениям в России в начале 90-х годов XX века привел к глубокому кризису, который поразил почти все отрасли и сферы экономики. Рыночный механизм обнаружил скрытые проблемы до этого времени. Базовые отрасли экономики требовали расширения и восстановления основных производственных фондов, а некоторые отрасли промышленности необходимо было возобновлять. Конечно, все это вызвало: повышение кризиса в финансовой области, увеличение дефицита бюджетов, высокий уровень инфляции, рост внутреннего и внешнего долга страны, а при всем этом упал жизненный уровень населения, преимущественно социально незащищенных слоев. Разом возросло число нуждающихся в социальной защите, а именно пенсионеров, безработных, многодетных семей, инвалидов и т. д.

Нехватка бюджетных средств в социальной сфере, связанная с дефицитом бюджета; резким сокращением возможностей граждан; снижением доходов социально-уязвимых групп граждан (пенсионеров, инвалидов) вызвала необходимость реформирования системы социального страхования, обеспечения и социальных гарантий.

При непростом финансовом состоянии экономики, дефиците бюджетов, ограниченности финансовых ресурсов, многообразии форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, обусловливающих применение новых методов перераспределения финансовых ресурсов, возникает необходимость создания, наряду с бюджетными, других источников финансирования различных мероприятий государственного значения — внебюджетных фондов.

В финансовой системе государства внебюджетные фонды имеют значимую роль, так как они решают стоящие задачи перед экономикой, например: по обеспечению подъема производства, социальной защите населения и укреплению его здоровья, преодолению временной неустойчивости экономики и кризисных явлений. Решение таких задач требует актуальных финансовых ресурсов. Вдобавок образуется необходимость их объединения на государственном и региональном уровнях, так как планируемые мероприятия отвечают общегосударственным и региональным социально-экономическим интересам.

Государственные внебюджетные фонды в структуре финансовой системы страны относятся к подсистеме публичных (или общегосударственных) финансов, а негосударственные внебюджетные фонды — к звеньям финансов субъектов хозяйствования.

Государственные внебюджетные фонды включаются в состав сектора государственного управления. Основной функцией этих фондов является осуществление государственных программ социального обеспечения населения страны. Регулируя социальные пропорции, государство через внебюджетные фонды создает условия для поддержания здоровья и работоспособности, воспроизводства рабочей силы, пенсионного обеспечения, занятости населения, содержания нетрудоспособных граждан, отдыха. Из этого следует, что государство способствует удовлетворению социальных потребностей и сочетанию интересов различных слоев населения.

Внебюджетные фонды рассматриваются как совокупность финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов власти и имеют целевое назначение. Для повышения жизненного уровня населения очень важно приемлемое формирование и расходование средств этих фондов. Следовательно, одной из актуальных проблем в современных условиях России является определение перспектив развития внебюджетных фондов.

В России основные принципы социального страхования реализуются через Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также негосударственные пенсионные фонды.

Разнообразие фондов обусловливает их сложные многоступенчатые связи с исполнительными органами власти, другими звеньями финансовой системы и населением. В настоящее время изучение этих связей особенно актуально.

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с поставленной целью, основными задачами работы являются:

— раскрыть сущность понятия «внебюджетные фонды»;

— рассмотреть источники формирования и классификацию внебюджетных фондов;

— изучить особенности социальных внебюджетных фондов и их роль;

— рассмотреть влияние экономических и отраслевых фондов на социально-экономическую политику.

Предметом исследования является внебюджетные фонды социального, экономического и отраслевого назначения и механизм их функционирования.

Объектом исследования являются внебюджетные фонды как инструмент реализации социально-экономических задач государства.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении рассмотрены пути создания, а также определены основная цель и задачи курсовой работы.

В первой главе рассмотрено понятие внебюджетных фондов с разных точек зрения, охарактеризована социально-экономическая сущность фондов. Также приведена их классификация, определены функции и роль внебюджетных фондов.

Во второй главе изучены особенности социальных, экономических и отраслевых фондов, а также рассмотрена их роль в решении социально-экономических задач.

В заключении подведены итоги о внебюджетных фондах, их развитии, а также недостатков социальных государственных внебюджетных фондах.

Роль внебюджетных фондов рассматривали следующие авторы: Вафин Э. А., Ржевская М. А., Шуляк П. Н, Мигунова М. И. и другие.

1.

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов В мировой экономики до возникновения единого централизованного денежного фонда государства, то есть государственного бюджета внебюджетные фонды образовались в виде особых фондов и специальных счетов. Эти фонды были предназначены для особых целей и носили мимолетный характер. Со временем они развивались и их количество росло.

Образовывались предназначенные финансовые неудобства благодаря множественности целевых фондов (в одних был избыток средств, в других — недостаток) и это все требовало дополнительных расходов на управление. В итоге, все эти ситуации привели к стандартизации целевых внебюджетных фондов, а потом к созданию государственного бюджета в конце XVII века.

Понятие «внебюджетные фонды» в экономической литературе излагают по-разному.

Профессор В. П. Петров по экономической природе считал, что внебюджетные фонды — государственные денежные доходы и расходы которые имеют целевое назначение, например пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд ликвидации ветхого жилья, дорожный фонд и т. д. Николаева Т. П. Бюджетная система Российской Федерации: краткий курс лекций / Т. П. Николаева. — М.:Издательство Юрайт, 2012. — с.149 — 150

Профессор В. В. Карчевский говорил, что сущность внебюджетных фондов заключается в объединение экономических перераспределительных отношений, которые возникают в ходе движения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований и которые имеют целевые источники формирования и направления использования. Карчевский В. В. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебное пособие / Под ред. В. В. Карчевский. — М.: Изд-воИнфра-М, 2011. — с. 157

По мнению профессора В. В. Ковалева, внебюджетные фонды это особая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования определенных социально-экономических потребностей общегосударственного (регионального) значения. Другие авторы внебюджетные фонды рассматривают как специализированные фонды денежных средств государства, которые имеют целевое назначение и не входят в состав государственного бюджета.

Тем не менее, при переходной экономики и функционировании различных форм собственности создается необходимость более обширного толкования внебюджетных средств. В связи с этим многие специалисты описывают внебюджетные фонды как резервы, куда входят денежные и другие виды средств всех форм владения, а также расходование которых не регламентировано законодательным бюджетом.

Некоторые государственные внебюджетные фонды аккумулируют средства, адекватные бюджетным, поэтому их внебюджетность формальна и необоснованна. Если рассмотреть внебюджетные фонды с позиции внебюджетных средств, то средства различных общественных и некоммерческих организаций (например, благотворительных фондов) следует приписывать к внебюджетные фондам.

В Большом экономическом словаре внебюджетный фонд определен как «фонд денежных средств, который не входит в бюджетную систему».

К внебюджетным фондам относятся фонды, образующиеся по решению органов разного уровня помимо соответственных бюджетов.

Внебюджетные фонды должны обязательно иметь целевой характер. Из этого следует, что источники доходов фондов в большой мере образуются из платежей, которые имеют целевое назначение, т. е. средства, направляемые для строительства и ремонта дорог; поступления, использующиеся на природоохранные мероприятия и т. д. Также образуются из платежей, которые предназначены к начислению во внебюджетные фонды в законном порядке или в форме добровольных взносов. Ржевская М. А .Внебюджетные фонды: учеб. пособие / Саратовский государственный социально-экономический университет. — Саратов, 2010. — с. 19

Все вышеперечисленные определения ограничивают понятие внебюджетных фондов только одной их разновидностью — государственными внебюджетными фондами.

В иных изданиях дается более полное определение понятия «внебюджетные фонды». Как считал Л. А. Ермак, что «внебюджетные — все денежные фонды (за исключением бюджетов), возникающие в результате перераспределения первичных доходов».

По заключению Н. П. Баранникова, «внебюджетные фонды — фонды, которые являются специальными функциональными бюджетами, отличие лишь в том, что простые бюджеты действуют в административно-территориальных рамках, а внебюджетные фонды функционируют в границах определенных функций». Финансовый менеджмент: учебник для вузов / Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, А. А. Володин и др.; Под ред. проф. Н. Ф. Самсонова. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. — с. 72.

Эти определения внебюджетных фондов отражают их финансовую сущность.

Профессор С. И. Лушин дает понятие внебюджетных фондов как самостоятельных финансово-кредитных учреждений и организаций, которые имеют статус юридического лица и не зависят в экономическом и правовом отношении от федерального бюджета и бюджетов административно-территориальных объединений. Это определение является ограниченным, так как отражает лишь организационно-правовую сущность. Лушин С. И. Финансы: учеб. пособие / С. И. Лушин, В. А. Слепов. — М.: Экономистъ, 2010. — с. 294

Следует иметь в виду, что Бюджетный кодекс РФ является законодательным актом России в области государственных финансов.

В Бюджетном кодексе представлено следующее понятие внебюджетных фондов: «Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное страхование «. Бюджетный Кодекс РФ. Ст. 144

Сущность внебюджетных фондов можно рассматривать с различных позиций. Э. А. Вафин, Н. С. Журкина и Н. З. Капкаева рассматривают сущность с двух позиций: с экономической и с организационно-правовой точки зрения.

Если рассматривать с точки зрения экономической категории, то внебюджетные фонды это особенная форма перераспределения и расходования финансовых ресурсов с целью финансирования социальных и экономических потребностей общества.

Как финансовая категория, внебюджетные фонды являются системой денежных отношений, которые связаны с перераспределением национального дохода, так как с помощью них формируются и расходуются фонды денежных средств для обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, научно-технических и социальных условий, а также создания благоприятного климата для развития бизнеса и общеэкономического развития.

Внебюджетным фондам характерны общие и специфические черты как особой форме финансовых отношений, объясняющие их разнообразие и развитие.

С организационно-правовой точки зрения, внебюджетные фонды — это специализированные учреждения некоммерческого характера, аккумулирующие государственные и негосударственные финансовые ресурсы и использующие их на финансирование определенных целевых программ экономического и социального назначения.

Следовательно, с финансово-экономической точки зрения, внебюджетные фонды представляют собой экономические перераспределительные отношения, которые создаются в ходе движения финансовых ресурсов и имеющих целевые источники формирования и направления использования, а с организационной точки зрения — определенные финансовые структуры, имеющие конкретные задачи и определенные цели.

В этом и проявляется двойственный характер внебюджетных фондов: как экономическая категория, фонды являются объектом управления финансовыми отношениями по формированию и использованию их средств, а в организационном плане фонды выступают субъектами этих отношений — специализированными целевыми финансовыми институтами, важнейшей специфической особенностью которых является некоммерческой характер их деятельности, которая ориентирована не на получение максимально возможной прибыли, а на выполнение другой целевой задачи, признанной обществом. Вафин Э. Я., Журкина Н. С., Капкаева Н. З. Внебюджетные фонды: учеб. пособие / Э. Я. Вафин, Н. С. Журкина, Н. З. Капкаева. — Казань: Изд-во Института экономики и финансов К (П)ФУ, 2011. — с. 8 — 9

1.2 Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи Внебюджетные фонды дают возможность:

· оказывать влияние на процесс производства через финансирование, субсидирования, кредитования предприятий;

· путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом выполнять социальные услуги населению

· за счет предназначенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды обеспечивать природоохранные мероприятия;

· предоставлять займы, включая зарубежных партнеров, а также иностранные государства.

Внебюджетные фонды образуются двумя путями:

· выделением из бюджета определенных расходов, которые имеют особо важное значение;

· формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов, для достижения определенных целей. Шуляк П. Н. Финансы: Учебник для бакалавров / П. Н. Шуляк, Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова; под ред. проф. П. Н. Шуляка. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — с. 205

Постоянно в наименовании фонда существует цель расходования средств, потому что внебюджетные фонды предназначены для целевого использования.

Национальный доход является материальным источником внебюджетных фондов. Большая часть фондов образуется в ходе перераспределения национального дохода. Главные методы привлечения национального дохода в процессе его перераспределения при образовании фондов — взносы работодателей, средства из бюджета и займы.

Взносы вводятся законодательной властью. За счет средств федерального и региональных (местных) бюджетов формируется значительная часть фондов. Средства из бюджетов зачисляются в форме безвозмездных субсидий или установленных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов являются и заемные средства. А положительное сальдо, которое существует у внебюджетных фондов, может применяться для покупки ценных бумаг и получения прибыли в виде процентов или дивидендов.

В большей мере источники формирования внебюджетных фондов устанавливаются свойством и масштабностью задач, для действия которых они образуются. На множество источников и их величину оказывает давление экономического и финансового положения страны на каком-либо этапе развития. Шуляк П. Н. Указ. соч., с. 206.

Внебюджетные фонды можно подразделить по разным критериям: по назначению, по периоду функционирования, по правовому положению, по форме собственности и по охвату проблем.

Обычно внебюджетные фонды делят по критерию их зависимости от их целевого назначения — на социальные, экономические, экологические, культурно-просветительские, внешнеэкономические, научно-технические, с дальнейшим их подразделением по конкретным отраслевым, функциональным и другим признакам. К социальным фондам относят фонды пенсионного обеспечения, социального страхования, медицинского страхования, социальной поддержки населения. Группа экономических фондов включает инвестиционные, валютные, дорожные, жилищные и прочие фонды.

Впрочем, в рыночной экономике не всегда можно подразделить внебюджетные фонды на социальные и экономические, так как экономические фонды осуществляют экономическую деятельность, а так же они выполняют и социальные функции — поддержание уровня занятости населения, создание новых рабочих мест для граждан страны, а, следовательно, увеличение уровня их текущих доходов. Социальные фонды, кроме функции социального страхования и обеспечения граждан, осуществляют деятельность по управлению их активами, инновационную и инвестиционную деятельность. Например, Пенсионный фонд России, наряду с осуществлением основной своей функции — пенсионное обеспечение граждан, является крупнейшим долгосрочным инвестором на рынке ценных бумаг. Следовательно, социальные и экономические функции в деятельности большинства внебюджетных фондов переплетаются, поэтому они могут быть определены как социально-экономические. Вафин Э. Я Указ. соч., с. 18 — 19

Все внебюджетные фонды в зависимости от правового положения можно разделить на три группы.

К первой группе относятся фонды, консолидированные в государственном бюджете или бюджете муниципального образования. Доходы и расходы этих фондов утверждаются в составе соответствующего бюджета в виде целевых смет и субсчетов. Обособленность этих фондов несколько формальна, так как они являются частью бюджетных средств. До 2008 года в российской финансовой системе такие фонды назывались целевыми бюджетными фондами.

Внебюджетные фонды второй группы наделены юридической независимостью. В ежегодно принимаемых законах о бюджете этих фондов утверждаются доходы и расходы таких фондов. Бюджеты фондов этой группы отделены от других бюджетов бюджетной системы страны. В настоящее время все государственные внебюджетные фонды России относятся к этой группе.

Третья группа фондов является отраслевыми или межотраслевыми, так как они находятся в распоряжении министерств и ведомств. Такие фонды создаются для реализации определенных социально-экономических программ в рамках соответствующего ведомства за счет бюджетных средств. Поэтому в первый год функционирования эти фонды выступают как часть бюджетных средств. Фонд ежегодно обновляется при многолетних программах, постепенно обособляется от бюджета и приобретает финансовую самостоятельность, сохраняя лишь одностороннюю финансовую связь с бюджетом. К примеру, в Японии действует целевой счет, который сформирован из некоторых доходов бюджета государства и переназначающий налоговые поступления в частности от надобности между бюджетами префектур. Ржевская М. А. Указ. соч., с. 28

В России создано большое количество отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), не наделенные правами юридического лица и действуют от имени тех министерств, объединений и ведомств, в которых они образованы.

Отраслевые внебюджетные фонды — важный институт в экономическом и социальном развитии научно-технического потенциала в сфере геодезии и картографии, транспорта.

Еще фонды делятся на краткосрочные, долгосрочные или бессрочные в зависимости от ожидающегося периода действующей программы или условно намеченного времени для выполнения определенных целей. Фонд поддержки беженцам — краткосрочный фонд, примером долгосрочного фонды является фонд регионального развития, а бессрочный фонд — государственный пенсионный фонд. Однако деление это очень условно.

Если рассматривать внебюджетные фонды с точки зрения охвата проблем, то они бывают общего и конкретного характера. К фондам общего характера относится фонд регионального развития, но основная масса внебюджетных фондов имеет определенное целевое назначение, что отражается в их наименовании (например, экологические, дорожные, жилищные фонды).

По форме собственности внебюджетные фонды могут быть государственные и негосударственные.

К государственным внебюджетным фондам относятся фонды, средства которых находятся в государственной собственности. В бюджетной системе Российской Федерации государственные внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образованные вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное страхование и обеспечение. В России к таким фондам отнесены Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Долгих Ю. А. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учеб. пособие / Ю. А. Долгих, Г. А. Агарков, Н. Р. Степанова. — Екатеринбург: УрФУ, 2013 — с. 127

Негосударственные внебюджетные фонды — это особые организационно-правовые формы некоммерческих организаций целевого назначения, имущество которых образуется за счет особых целевых взносов вкладчиков и находится в частной или корпоративной собственности. К числу негосударственных внебюджетных фондов можно отнести негосударственные пенсионные фонды, негосударственные фонды социального и медицинского страхования. Например, фонды медицинского страхования в Германии или они называются больничными кассами, являются независимыми самоуправляемыми некоммерческими страховыми организациями. Они управляются собранием представителей, у которых есть 50% работодателей и 50% работников. Собрание представителей избирает Правление и Президента, который назначает управляющего. Такая структура организации фондов медицинского страхования существует во многих европейских странах.

Внебюджетные фонды можно классифицировать и по другим критериям: по территориальной принадлежности, по источникам формирования или по иным признакам.

В финансовой системе России внебюджетные фонды по территориальной принадлежности существуют региональные, федеральные и местные. К региональным относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а все остальные государственные внебюджетные фонды формируются на федеральном уровне. Негосударственные пенсионные фонды образуются в основном на региональном или местном уровне, что соответствует зарубежной практике, поскольку в большинстве зарубежных стран некоторые социальные фонды переданы в компетенцию местного (регионального) управления. Например, пенсионные фонды в США имеют штаты и местные органы власти, вдобавок объем средств этих фондов достаточно велик.

В соответствии с важнейшими источниками формирования внебюджетные фонды можно разделить на фонды, средства которых формируются за счет бюджетных средств либо за счет обязательных или добровольных отчислений организаций и граждан. Источники образования фондов в основной массе устанавливаются в зависимости от характера и масштабности задач, для реализации, которых они создаются. Разнообразие источников и их величина определяются экономическим и финансовым положением страны на конкретном этапе развития, поэтому источники носят как постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории одного государства в его различных административно-территориальных образований. Долгих Ю. А Указ. соч., с. 128 — 129

Выводы внебюджетный фонд социальный Внебюджетные фонды являются целевыми фондами денежных средств, образующиеся органами государственной власти вне государственных бюджетов для финансирования важных социально-экономических задач. Оперативное управление же осуществляется некоммерческими учреждениями, специально созданными для этих целей. Как субъекты финансовой системы государства внебюджетные фонды не являются одинаковыми и не обладают преимуществами и недостатками в сопоставлении с бюджетной формой существования. Они могут образовываться и устраняться лишь в связи с предназначенными условиями, их назначенными, или отсутствием таковых.

Область перераспределения бюджетных средств выше, если сравнивать их с внебюджетными фондами, у которых ограничены рамки перераспределения целевым назначением фонда, а в отраслевых фондах ограничены вдобавок еще и отраслевой принадлежностью. В отдельных случаях такая ограниченность в перераспределительной функции фондов имеет ряд достоинств перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов.

Руководство и правовую регламентацию деятельности внебюджетных фондов выполняет государство. Органы государственной власти, прежде всего, предопределяют целевое назначение и задачи деятельности конкретного фонда, источники формирования его доходов и направления использования средств, аккумулируемых фондом. Правление соответствующих фондов, имеющие ответственность за исполнение функций, которые принадлежат компетенции каких — либо фондов предопределяют перспективные задачи, составляют бюджет, отчеты об их выполнении, сметы расходов, а также утверждают структуру и штаты внебюджетных фондов, выполняют задачи действующего руководства и управления созданием и использованием средств внебюджетных фондов.

2.

2. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

2.1 Роль социальных государственных внебюджетных фондов Специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Механизм формирования внебюджетных социальных фондов, принципиально отличающийся от механизма формирования бюджета, позволяет обеспечить их эффективное функционирование и создать достаточно серьезные преимущества перед государственным бюджетом:

1. Доходная часть бюджета образуется, за счет налоговых инструментов внеэкономического административного принуждения; доходная часть внебюджетных социальных фондов базируется на уплате страховых взносов;

2. Ограниченность направлений расходования средств фондов, которая предопределяет целевое использование поступивших финансовых ресурсов;

3. Оперативность управления средствами фонда;

4. Мобильность работы внебюджетных фондов (социальных фондов) позволяет реализовать принципы страхования в государственной внебюджетной системе как совокупности экономических отношений по поводу формирования за счет целевых взносов страховых фондов на решение конкретных социальных задач в стране, что невозможно при безадресной работе государственного бюджета. Мигунова М. И. Государственные социальные внебюджетные фонды: учеб. пособие / М. И. Мигунова, Ю. И. Черкасова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. — Красноярск, 2012. — с. 24

Для формирования внебюджетных социальных фондов, кроме страховых взносов, предусмотрены и другие источники доходов. К ним относятся средства бюджета, перечисляемые в законодательном порядке во внебюджетные социальные фонды, добровольные взносы юридических и физических лиц, доходы от капитализации свободных финансовых ресурсов.

Государственные социальные внебюджетные фонды — образование и использование фондов финансовых ресурсов путем распределения и перераспределения внутреннего продукта на основе страхования для обеспечения финансирования системы социальной защиты населения.

Организационно-правовая форма внебюджетных социальных фондов обусловила их автономность и некоторую экономическую самостоятельность, которая касается, в основном, формирования и использования финансовых ресурсов обязательного социального страхования. Одна из основных задач функционирования социальных фондов заключается в оптимизации процесса образования их доходной части, что и может быть достигнуто в результате эффективного управления имеющимися в распоряжении фондов денежными средствами.

Таким образом, государственные внебюджетные социальные фонды были созданы для решения ряда задач:

1) Служить материальной основой государственного обязательного социального страхования;

2) Являться одним из основных источников финансирования социальных гарантий, закрепленных Конституцией РФ;

3) Функционировать как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, т. е. обеспечивать эффективность процесса формирования и использования фондов денежных средств. Мигунова М. И. Указ. соч., с. 25 — 26

Для внебюджетных социальных фондов характерно единство функций.

Государственные внебюджетные социальные фонды выполняют распределительную, регулирующую, воспроизводственную и страховую функцию.

Распределительная функция социальных внебюджетных фондов, проявляется в участии, первичного и вторичного распределения валового внутреннего продукта. Для фазы формирования фондов за счет страховых платежей работодателей присуще первичное распределение. К области перераспределения можно отнести привлечение в социальные фонды средств бюджета государства, добровольных взносов юридических и физических лиц, получение доходов от размещения свободных финансовых ресурсов, а также использование средств внебюджетных социальных фондов на финансирование социальных выплат (пенсий, пособий и т. д.).

Фискальная функция государственных внебюджетных социальных фондов проявляется при формировании их доходной части. Основным источником средств, зачисляемых в бюджет внебюджетных фондов, является поступление страховых взносов, ставки которого в части зачисления в различные внебюджетные социальные фонды устанавливаются в законодательном порядке.

Регулирующая функция взаимодействует с распределительной функции в тесном единстве. С помощью внебюджетных социальных фондов происходит перераспределение валового внутреннего продукта. Такое перераспределение целенаправленно на поддержку нужного уровня жизни членов общества, не участвующих в трудовом процессе по объективным причинам. Путем системы внебюджетных социальных фондов государства регулирует соотношение доходов разных социальных слоев населения, также уменьшает разрыв в степени материального обеспечения беззаботных и работающих членов общества. Сорокина А. И. Социальные фонды: учеб. пособие. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. — 59 с.

Воспроизводственная функция социальных внебюджетных фондов проявляется в их содействии воспроизводству трудовых ресурсов, а конкретнее в образовании нужных для этого условий. Разные социальные пособия медицинского обслуживания временно нетрудоспособного и безработного населения поддерживают восстановление трудоспособности работников. Реабилитация инвалидов, создание для них возможности заниматься общественно полезным трудом уменьшает нагрузку на государство в области финансирования подходящих социальных программ и формирует дополнительные трудовые ресурсы.

Договоры разных видов социального страхования, к примеру, страховых свидетельств государственного пенсионного страхования, выдача медицинских полисов происходит через внебюджетные фонды. Социальные внебюджетные фонды — страховые организации, выступающие в роли страховщика, говоря другими словами они выполняют функцию страхования.

Социальные внебюджетные фонды занимают преобладающее место во внебюджетной системе России. На их долю приходится около 7% ВВП Российской Федерации. К социальным внебюджетным фондам России относятся:

1. Пенсионный фонд;

2. Фонд социального страхования;

3. Фонды обязательного медицинского страхования. Сорокина А. И. Указ. соч., с. 60

Пенсионный фонд РФ является самым крупным из государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Он образован 22.12.1990 г. постановлением Верховного Совета РСФСР № 442−1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» с целью государственного управления финансами пенсионного обеспечения, выделенными в самостоятельный внебюджетный фонд. При этом решались две важные задачи:

1) Средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса, поэтому Пенсионный фонд РФ имеет статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда;

2) Главные источники финансирования пенсионных выплат — страховые взносы и платежи, уплаченные работниками и их работодателями. В итоге источников выполнения обязательства государства перед пенсионерами оказался не бюджет государства, а страховой платеж. Средствами ПФР являются и средства обязательного пенсионного страхования, а также они сохраняют статус федеральных.

Когда образовался Пенсионный фонд в России вместе с ним появился значительно новый механизм финансирования и выплаты пособий и пенсий. За счет поступления необходимых страховых взносов работодателей и граждан создаются средства для финансирования выплат пенсий. Пенсионный фонд — важнейшее звено модели финансовых отношений пенсионных накоплений (Приложение 1).

Любой пенсионный фонд имеет главный принцип — солидарная ответственность поколений, которая обозначает перераспределение средства во времени. Например: сегодняшние работники производят выплату пенсий вчерашним работникам, будущие — примут обеспечение настоящих и т. п.) Федоров Л. В. Пенсионный фонд Российской Федерации: учебник / Л. В. Федоров. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 49 с.

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2991 г. № 2122−1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Пенсионный фонд — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

Пенсионный Фонд осуществляет ряд социально значимых функций:

· Администрирование страховых взносов, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

· Персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

· Назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 российских пенсионеров;

· Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.;

· Выдача сертификатов на получение материнского капитала;

· Управление средствами пенсионной системы, в т. ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

· Реализация Программы государственного софинансирования пенсии. Федоров Л. В. Указ. соч., с. 50 — 51

Положением о ПФ РФ, а также Положением о Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением, которое возглавляет Председатель Правления. Текущее или оперативное управление осуществляется исполнительной дирекцией. В субъектах РФ органами текущего управления являются Отделения пенсионного фонда. В муниципальных образованиях — уполномоченные Отделения пенсионного фонда. Структура Фонда представлена в Приложении 2.

Правление пенсионного фонда осуществляет перераспределение средств фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в бюджетах уполномоченных отделений.

Вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ, который призван способствовать материальному обеспечению граждан, которые в силу различных обстоятельств не участвуют в трудовом процессе.

Фонд функционирует с 01.01.1991 г. на основании Постановления Совета Министром РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25.12.1990 г. 600/9−3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». Сегодня Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования РФ — один внебюджетный фонд, который относится к бюджетной системе РФ. Также как и в других государственных внебюджетных фондах, Бюджет Фонда не включается в состав консолидированного бюджета РФ и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

Механизм формирования и использования преобладающей части средств фонда позволяет около 70% средств оставлять в распоряжении плательщиков, т. е. сумма платежей, причитающихся к уплате работодателем, уменьшается на сумму расходов, компенсируемых в текущем году Фондом.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан (получателей социальных услуг) путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета. Якушев Ю. В. Государственное социальное страхование в России / Ю. В. Якушев. — М.: Информ. — изд. Дом «Профиздат», 2011. — 87 с.

Основными задачами Фонда являются:

· Обеспечение гарантированных государством пособий;

· Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

· Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

· Разработка совместно с Министерством труда и социального развития и Министерством финансов предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

· Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

· Сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Все виды выплат социальных пособий и компенсаций, производимых фондом можно объединить в две группы:

Группа 1. Социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и все виды социальной помощи семьям, имеющим детей.

Группа 2. Обязательное социальное страхование от несчастные случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Якушев Ю. В. Указ. соч., с. 88 — 89

Третьим фондов является Фонд обязательного медицинского страхования — это самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, которое создано для реализации государственной политики в области ОМС граждан РФ от 29 июля 1998 г. № 857.

К задачам деятельности федерального фонда ОМС относят:

1) Финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств фонда;

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» граждане имеют право на:

· Обязательное медицинское страхование;

· Выбор СМО;

· Выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами ОМС;

· Получение медицинской помощи на всей территории РФ;

· Защита нарушенных прав (предъявление иска).

2) Обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создания условий для повышения качества медицинской помощи на всей территории России;

3) Достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;

Данная задача решается путем:

· Установления фондам надлежащих подушевых нормативных средств, перечисляемых в СМО не застрахованного в соответствии с его риском заболеть;

· Своевременного выравнивания финансовых ресурсов районов и городов, направляемых на проведение ОМС.

4) Участие в разработке и осуществление финансовой политики в области медицины.

Средства федерального фонда находятся в федеральной собственности, являются строго целевыми и не входят в состав бюджета других фондов. Махалина О. М. Внебюджетные фонды Российской Федерации: учеб. пособие / Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе, Ин-т финансового менеджмента. — М.: ГАУ, 2011. — с. 67

К основным функциям ФОМС относят:

· Финансирование целевых программ в рамках ОМС;

· Разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства;

· Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы ОМС;

· Участие совместно с органами власти в разработке базовых программ страхования;

· Международное сотрудничество по вопросам ОМС.

Важнейшая функция федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов, которые обеспечиваются путем перераспределения средств в форме субвенций тем фондам, у которых доходы не покрывают собственные расходы.

Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, который по предоставлению Правительства утверждается в качестве федерального закона.

Управление фондом осуществляется коллегиальным органом, который называется Правление и исполнительным органом — дирекцией. Состав Правления утверждается высшим органом законодательной власти. В функции Правления входят: определение перспективных задач, утверждение годовых отчетов, проектирование НПА, формирование ревизионной комиссии. Совет исполнительных Директоров — консультативно — совещательный орган, состоящий из представителей от каждого экономического района. Махалина О. М. Указ. соч., с. 68 — 69

Территориальные фонды создаются по решению органов власти субъекта и в числе основных задач территориальных фондов выделяют обеспечение финансовой устойчивости деятельности обязательного страхования, повышение качества медицинского обслуживания и адресность оказываемой медицинской помощи. С сентября 2005 года ТФОМС обязаны ставить на регистрацию юридических лиц и ИП в срок 5 дней после государственной регистрации с присвоением им регистрационного номера и выдачей свидетельства установленного образца.

Деятельность территориальных ФОМС регламентируется в Положении о ТФОМС, утвержденного Постановлением верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543−1.

Подводя итог, можно сказать, что государственные социальные внебюджетные фонды являются одной из важнейших составляющих финансовой системы современного государства. Ежегодно они перераспределяют 10 — 15% ВВП. Социальное обеспечение отражает национальную идеологию и находится в центре национальной экономической политики. В последние годы многие страны столкнулись с необходимостью реформирования действующих систем пенсионного, социального и медицинского страхования, вызванной изменением социально-экономических и демографических условий.

Российская система обязательного социального страхования за последние годы претерпела существенные изменения, связанные, в первую очередь, с проведением экономических реформ. Так, основываясь на мировом опыте, финансовые ресурсы пенсионной системы обязательного медицинского и социального страхования были выделены в самостоятельные государственные внебюджетные фонды. Были сформированы основные источники фондов — страховые взносы работодателей и граждан, стали укрепляться страховые принципы, получили развитие различные формы добровольного негосударственного пенсионного и медицинского страхования. Махалина О. М. Указ. соч., с 70

2.2 Влияние экономических и отраслевых внебюджетных фондов на социально-экономическую политику В любой стране мира важную роль в поддержке экономики страны занимают экономические внебюджетные фонды, разделяющиеся на определенные группы:

1. фонды, в которых доходы и расходы входят в бюджет государства, а также утверждаются властью законодательства в составе бюджета;

2. фонды, представляющие собой юридическую независимость, а доходы и расходы этих фондов отделены от звеньев финансовой системы. Также они располагаются в ведении определенных учреждений, которые действуют вместе с уставом. Бюджет каждого фонда рассматривает и утверждает законодательный орган ежегодно.

3.фонды, которые имеют лишь какую-то часть независимости.

Самые первые экономические фонды появились в США в 1929 — 193 гг. в период Великой депрессии. В середине 90-х гг. XX в. они образовались в России. Преимущественно, это были отраслевого и межотраслевого характера фонды.

Экономические фонды образуются, что бы финансировать научные исследования, развивать отрасли, а также что бы обеспечить некоторые ведомства (фискальные, правоохранительные и т. д.). Например, до сих пор действует Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, фонды исполнительной власти ряда субъектов и коммерческих организаций, которые существуют для экспериментов и научных исследований, а также фонды финансового регулирования и т. д. Ермак Л. А. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон.спец. / Л. А. Ермак. — М.: Финстатинформ, 2010 — 129 с.

Российский фонд технологического развития (РФТР) был образован 26 февраля 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства РСФСР «О проекте бюджетной системы РСФСР». Порядок развития и использования Фонда устанавливается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации»

Самая главная цель Российского фонда технологического развития — создать условия, обеспечивающие развитие и сохранность научно-технического потенциала. Это исполняется путем помощи на конкурсной основе прикладных НИОКР, которые направляются на развитие технологической базы страны, а также на решения главнейших социальных задач.

Важные задачи фонда:

— поддержка образованию прикладных НИОКР, которые совпадают с приоритетными направлениями формирования науки и техники, перечнем критических технологий федерального уровня и ориентированных во внедрение конкретных конечных результатов;

— помощь НИОКР, которые нацелены на решение проблем отраслевого и межотраслевого характера и особенных социальных задач.

— поддержка инновационных проектов, развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности. Российский фонд технологического развития / М-во промышленности, науки и технологий РФ. — М. — 2010 — с. 47

Фонд выполняет вышеперечисленные цели и задачи путем финансирования на возвратной основе наукоемких научно-технических и инновационных проектов. Следовательно, в России фонд технологического развития реализовывает распределение внебюджетных средств между отечественными предприятиями, которые направлены на формирование и внедрение высокотехнологической продукции. Это совершается при динамичном участии представителей научной общественности. Но все-таки этот процесс не такой простой, и включает в себя независимую экспертизу, длительное обсуждение и контроль за выполнением принятых проектов НИОКР. В общем это многоаспектная и очень трудная задача, для решения которой следует оценить степень новизны предложения, экономические аспекты его внедрения, социальные и экологические результаты и многое другое, а именно возможность эффективного тиражирования полученных результатов.

То есть довольно трудоемкий процесс, который требует долгого изучения вопроса, учета разных мнений для принятия доказанного решения — принятие каждого проекта НИОКР. За время существования РФТР по финансированию было принято 846 проектов НИОКР практически из всех отраслей российской экономики.

Еще существует огромный экономический фонд — Фонд содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере, созданный постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65. В Фонд направляются около 1,5 процента средств федерального бюджета.

Задачами Фонда являются:

· сопровождение государственной политики развития и помощи малых предприятий в научно-технической сфере;

· оказание прямой финансовой, информационной и дугой поддержки малым инновационным предприятиям, которые создают проекты по разработке и изучению новейших видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;

· образование и продвижение инфраструктур поддержки малого инновационного предпринимательства.

Отраслевая тематика проектов отражает направленность малых инновационных компаний на решение социальных задач и создание наукоемких продуктов, таких как машиностроение и приборостроение — 21%, инфраструктура малого бизнеса — 18%, медицина, фармацевтика — 17%, строительство, новые материалы — 13%, информатика, вычислительная техника — 12% и др. Так как отраслевые фонды создаются с целью получения доходов от реализации определенно инвестиционной идеи в конкретном секторе рынка, то главными среди них являются паевые инвестиционные фонды. Образованы на основании Указа Президента РФ от 26.07.1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации». Регулируются законом РФ от 29.11.2001 г.№ 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». Ермак Л. А. Указ.соч., с.131

Выводы Деятельность социальных внебюджетных фондов в системе инструментов социальной политики РФ в настоящее время направлена на поддержание граждан, наименее приспособленных к реалиям экономической деятельности.

Из социальных государственных внебюджетных фондов самый значимый это Пенсионный фонд РФ. На сегодняшний день в России пенсию получают более 33,5 млн. человек. Большая часть средств Пенсионного фонда уходит на выплату пенсий и пособий жителям страны.

Наравне с пенсионным фондом РФ поддерживать материальное обеспечение лиц также может Фонд социального страхования Российской Федерации. Среди источников формирования доходов Фонда 89,3% составляют платежи организаций и индивидуальных предпринимателей. Средства Фонда используются на выплату пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, санаторно-курортное обслуживание и т. д. А 93,2% приходится на страховые выплаты и пособия всех расходов бюджета Фонда.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования предоставляет гражданам РФ одинаковые возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. В области медицинского страхования для исполнения государственной политики образуются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как независимые некоммерческие финансово-кредитные организации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой