Теория экономического анализа
В этой связи возникла необходимость переосмысления функций бухгалтера, основное значение деятельности которого заключается не просто в фиксации сложившегося результата работы, а его оценка, сопоставление всевозможных вариантов и условий развития, подготовка и обоснование комплекса мер по оптимизации результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что невозможно без формирования… Читать ещё >
Теория экономического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный торгово-экономический институт»
О.Ю. Дягель
ТЕОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Утверждено Редакционно-издательским советом института
в качестве учебного пособия
Красноярск 2006
УДК 65.012.12(075.8)
ББК 65.05я73
Д 99
Рецензенты:
кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и отраслей химико-лесного комплекса СибГТУ В. В. Абрамкин;
кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой финансов и кредита ГОУ ВПО КГТЭИ М.А. Конищева
Дягель О.Ю.
Д 99 Теория экономического анализа: учеб. пособие / О. Ю. Дягель; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. — Красноярск, 2005. -187 с.
В предлагаемом учебном пособии рассмотрены вопросы теоретических основ экономического анализа, раскрыта сущность и область применения приемов общего анализа, методов изучения прямой и обратной детерминированной факторной связи, методов стохастического анализа. Кроме того, приведена классификация и содержание видов экономического анализа. По каждой теме предложены тесты для проверки качества усвоения материала, а применение рассмотренных методов факторного анализа продемонстрировано на конкретном цифровом примере.
Предназначено студентам экономических специальностей всех форм обучения, а также может быть использовано при подготовке профессиональных бухгалтеров.
ISBN 5−98 153−059−6
УДК 65.012.12(075.8)
ББК 65.05я73
ISBN 5−98 153−059−6 © ГОУ ВПО «Красноярский государственный торгово-экономический институт», 2006
© Дягель О. Ю., 2006
Введение
Тема 1 Научная основа экономического анализа
1.1 Содержание, значение и задачи экономического анализа
1.2 Предмет, объект и метод экономического анализа
1.3 Система аналитических показателей и их классификация
1.4 Приемы экономического анализа и их классификация
Тесты для самоконтроля знаний Тема 2 Организационная основа экономического анализа
2.1 Организация экономического анализа
2.2 Типология видов экономического анализа
2.3 Информационное обеспечение экономического анализа Тесты для самоконтроля знаний Тема 3 Приемы общего экономического анализа
3.1 Сравнение: сущность и область применения в экономическом анализе
3.2 Применение индексного метода при общем экономическом анализе
3.3 Прием детализации
3.4 Средние величины
3.5 Группировка и ранжирование
3.6 Относительные величины
3.7 Показатели вариации
3.8 Способы отражения аналитических данных Тесты для самоконтроля знаний Тема 4 Теоретическая основа факторного анализа
4.1 Понятие, типы и задачи факторного анализа
4.2 Классификация факторов в экономическом анализе
4.3 Методы моделирования детерминированных факторных систем Тесты для самоконтроля знаний Тема 5 Приемы изучения прямой детерминированной факторной связи
5.1 Прием цепных подстановок
5.2 Прием разниц
5.3 Прием дифференциально-интегральных исчислений
5.4 Прием балансовой увязки
5.5 Прием долевого участия Тесты для самоконтроля знаний Тема 6 Приемы изучения обратной детерминированной факторной связи
6.1 Комплексная оценка: необходимость и условия применения
6.2 Система экономических показателей, используемых для комплексной оценки деятельности организаций
6.3 Методы комплексной оценки
6.4 Методы экспертных оценок Тесты для самоконтроля знаний Тема 7 Стохастическое моделирование в экономическом анализе
7.1 Сущность и задачи стохастического моделирования
7.2 Методы стохастического моделирования
7.3 Критерии оценки адекватности результатов стохастического анализа Тесты для самоконтроля знаний Заключение
Библиографический список Приложение
В современных условиях существенно меняется роль и задачи бухгалтерской службы субъектов предпринимательства, на которую все в большей степени возлагается экономическая работа: финансовое обоснование бизнес-планов и принятия управленческих решений, оптимизация отношений с инвесторами и контрагентами организации.
В этой связи возникла необходимость переосмысления функций бухгалтера, основное значение деятельности которого заключается не просто в фиксации сложившегося результата работы, а его оценка, сопоставление всевозможных вариантов и условий развития, подготовка и обоснование комплекса мер по оптимизации результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что невозможно без формирования системы аналитических знаний и навыков. Данная система позволяет сформировать всю необходимую управленческую информацию: о расходах и доходах субъекта хозяйствования, о состоянии торгово-производственного процесса, о состоянии обязательств перед кредиторами, о состоянии рынка и т. д. Кроме того, анализ дает возможность обоснованного выбора наиболее оптимального варианта учетных технологий, который был бы адекватен стоящим целям и задачам предпринимательской деятельности.
Современный курс «Экономического анализа» состоит из таких взаимосвязанных блоков, как «Теория экономического анализа», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» и «Анализ финансовой отчетности». Причем теоретическую основу этого единого курса составляет первая его часть, позволяющая изучить и систематизировать такие вопросы экономического анализа, как его принципы, задачи, виды, предмет и метод, методические приемы, позволяющие идентифицировать резервы повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, что нашло свое отражение в настоящем учебном пособии.
Тема 1
Научная основа экономического анализа
1.1 Содержание, значение и задачи экономического анализа
С общенаучной точки зрения анализ, который составляет основу любого экономического исследования, есть выделение сущности процесса или явления путем определения и последующего изучения всех его сторон и составных частей и построение на этой основе закономерностей его развития. Анализ позволяет понять и осмыслить имеющуюся информацию, подвергнуть ее обработке с помощью различных методов экономического исследования, выявить недостатки, ошибки, неиспользованные и перспективные резервы.
Непосредственно анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий различных отраслей является важнейшей частью и основой принятия решений на микроуровне. С помощью экономического анализа, особенностью которого в условиях рыночной экономики является изменение его задач и функций, выявляются наиболее значимые характеристики и стороны деятельности предприятий, «узкие места», причины их образования и способы устранения.
В специальной литературе сложилось несколько следующих определений экономического анализа:
1) экономический анализ — это система специальных знаний, способствующая идентификации тенденций, присущих деятельности предприятий и организаций за анализируемый период времени, а также их экономическая интерпретация на основе сопоставления с определенными критериями оценки (данный процесс составляет сущность диагностики результатов деятельности организаций) с целью выявления «узких мест»;
2) экономический анализ — это способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы и изучение последних в их взаимосвязи путем синтеза, т. е. объединения ранее выделенных частей объекта;
3) экономический анализ — это применение аналитических инструментов к показателям различных экономических и финансовых документов с целью выявления существенных связей и характеристик, а также с целью преобразования данных учета в экономическую информацию, всесторонне характеризующую деятельность субъекта хозяйствования.
Таким образом, содержание экономического анализа на микроуровне, которое в целом определяется его задачами и целью — это всестороннее изучение результатов деятельности предприятий и факторов их формирования, направленное на выявление резервов повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности коммерческих организаций и предприятий. В последнем обстоятельстве заключается цель экономического анализа в современных условиях хозяйствования.
Под хозяйственными резервами понимается постоянно возникающие возможности совершенствования деятельности организаций при данном уровне состояния производственных сил и производственных отношений. При этом резервы можно охарактеризовать разрывом между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможно полным их использованием за счет ликвидации потерь и непроизводительных расходов, внедрения в технологический процесс современных достижений науки и техники. Процесс формирования резервов является непрерывным, поскольку связан с совершенствованием организации и управления производством.
Резервы классифицируются по следующим признакам:
— по пространственному признаку: выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные;
— признаку времени: резервы делятся на неиспользованные (упущенные за отчетный период возможности роста), текущие (могут быть реализованы в ближайшее время) и перспективные;
— стадиям жизненного цикла изделия: предпроизводственные, производственные, эксплуатационные (гарантийные и послегарантийные);
— стадиям процесса воспроизводства: резервы в сфере производства и резервы в сфере обращения;
— характеру воздействия на результаты производства: экстенсивные, связанные с использованием в производстве объема и количества ресурсов; интенсивные, связанные с повышением эффективности использования ресурсов;
— способам выявления: явные и скрытые (явные легко выявить по материалам бухгалтерского учета и отчетности, а скрытые определяются только в ходе проведения специальных аналитических расчетов).
Успешность проведения экономического анализа, т. е. достижение его общей цели (выявление максимального количества резервов роста) определяется различными факторами, среди которых с определенной долей условности можно выделить:
во-первых, знание сущности экономических категорий, которые являются предметом исследования, а также экономических законов и принципов, действующих в условиях рыночной экономики;
во-вторых, знание системы экономических показателей, отражающих хозяйственные явления и процессы, протекающие на предприятии в рамках хозяйственно-финансовой деятельности, понимание их взаимосвязи и экономической сущности;
в-третьих, знание и правильная ориентация в системе информационной базы экономического анализа;
в-четвертых, знание и корректное использование специфических приемов и методов экономического анализа.
Выполнение всех этих требований в совокупности будет обеспечивать объективную и всестороннюю экономическую интерпретацию полученных результатов, что, в свою очередь, поможет сформировать профессиональное суждение о наличии «узких мест» в работе организации и возможностях их устранения.
В процессе достижения указанной выше цели экономического анализа решается ряд его задач, которые могут меняться, однако в целом на микроуровне можно выделить общую их совокупность, в которую входят:
выявление и количественная оценка тенденций развития организации на основе системы экономических, технико-организационных и социальных показателей;
выявление и количественное определение уровня эффективности использования ресурсов, принадлежащих организации;
классификация и количественное измерение влияния факторов, обусловивших изменение результатов деятельности организации;
выявление и систематизация «узких мест» в деятельности организации и разработка конкретных рекомендаций по устранению причин, обусловивших их образование;
подготовка базовых данных для планирования и прогнозирования, а также выбора оптимальных управленческих решений, их экономическое обоснование.
В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные задачи и цели экономического анализа, содержание которых определяется направленностью аналитического исследования и видом экономического анализа (анализ результатов хозяйственной деятельности, анализ финансовых результатов, анализ финансового состояния и т. п. (подробно см. п. 2.2)).
Экономический анализ деятельности хозяйствующего субъекта, являясь элементом управляющей системы организации (в которую, помимо анализа, включены такие функции управления, как планирование, учет и принятие управленческий решений), требует знаний в следующих областях:
— бухгалтерского учета (посредством которого аккумулируется вся необходимая информационная база анализа);
— экономической теории (изучает действие экономических законов в рыночной экономике);
— микроэкономики (изучает абстрактные модели производства и обмена);
— экономики организаций (изучает и разрабатывает методы оптимального функционирования организаций);
— финансов и кредита (помогает найти оптимальное распределение денежных потоков, организовать финансовые отношения предприятия);
— менеджмента (способствует выбору оптимальной организационной и управленческой структур);
— философии (создает общенаучную основу исследований посредством использования гносеологических корней и диалектических законов);
— математики (позволяет изучить количественные соотношения);
— теории статистики (формирует совокупность статистических методов исследования явлений и процессов);
— маркетинга (обеспечивает рост и развитие предприятия посредством укрепления его конкурентных позиций) и т. д.
При этом теорию экономического анализа можно отнести к пересечению информационно-аналитических наук и экономической теории, при котором наиболее существенной является связь экономического анализа с такой смежной наукой, как бухгалтерский учет.
1.2 Предмет, объект и метод экономического анализа
Экономический анализ представляет собой самостоятельную науку, имеющей свой предмет и объекты исследования, целевую направленность, метод и методику, способы и приемы для изучения того, что интересует данную науку, а также пользователей результатов экономического анализа.
Под методом в широком смысле этого слова понимается способ подхода к изучению реальной действительности. В качестве всеобщего метода познания действительности выступает диалектический материализм, специфика которого, применительно к экономическому анализу, заключается в исследовании экономических явлений, происходящих на предприятиях и в организациях, исходя из принципа комплексности, то есть изучения всех звеньев и сторон деятельности исследуемого объекта через систему взаимосвязанных экономических показателей, всесторонне его характеризующих.
В процессе комплексного подхода в экономическом анализе сочетаются дедуктивный и индуктивный методы исследования, анализ и синтез как общенаучные принципы исследования.
Дедуктивный метод — это изучение объекта от общего к частному, разложение общего на части. Сам процесс разложения представляет собой анализ. Однако чтобы познать целое, сложное, необходим и обратный процесс — синтез, т. е. соединение ранее расчлененных элементов объекта в единое целое, что определяет основу индуктивного метода, согласно которому, в ходе экономического анализа исследование начинают с оценки отдельного хозяйственного факта или с оценки эффективности использования отельной группы ресурсов. Например, в ходе факторного анализа динамики прибыли до налогообложения выявляется влияние отдельных факторов на изменение суммы прибыли (анализ); далее осуществляется подсчет общей суммы резерва роста прибыли (синтез).
Помимо принципа комплексности, экономический анализ базируется также и на следующих принципах:
— системность — изучение экономических явлений и процессов во взаимосвязи, а не изолированно;
— регулярность — проведение анализа должно носить постоянный характер, через определенные промежутки времени;
— объективность и конкретность — критическое изучение экономических явлений, выработка объективных и обоснованных экономических суждений, а также использование реальных данных и получение результатов анализа в конкретном количественном выражении;
— действенность — пригодность результатов анализа для использования в практических целях;
— экономичность (эффективность) — затраты на проведение анализа должны давать многократный эффект, т. е. должны быть существенно ниже того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения;
— научность — использование в ходе анализа научно обоснованных методик и процедур;
— демократизм — участие в проведении аналитических процедур широкого круга работников организации, что способствует «прозрачности» его результатов, а также повышает их эффективность.
Итак, метод экономического анализа — это диалектический подход и способы изучения, измерения и обобщения влияния многочисленных факторов на изменение результатов деятельности организаций с целью поиска направлений их улучшения. Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
а) использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность;
б) изучение причин изменения этих показателей;
в) выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения экономической эффективности хозяйствования. Метод реализуется через конкретные методики в зависимости от особенностей целей, задач, объектов, способов и технических средств исследования.
Методикой принято называть совокупность конкретных приемов, способов и средств, применяемых в заранее определенной последовательности их использования для достижения поставленной цели в ходе изучения объекта экономического анализа.
Объектами изучения в прикладном экономическом анализе являются хозяйствующие субъекты экономики (предприятия и коммерческие организации и др. формы бизнеса и хозяйственной деятельности).
При этом в конкретных случаях анализа та сторона объекта, которая подвергается изучению — предмет анализа — может быть различной. Причем степень дифференциации предмета анализа определяется его целями, но в целом под предметом экономического анализа понимается хозяйственно-финансовая деятельность предприятий в целом, в т. ч. его структурных подразделений, и составляющие ее процессы, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов. В более узком понимании предметом экономического анализа выступают причинно-следственные связи экономических показателей, отражающих результаты деятельности организаций.
Субъектами экономического анализа принято называть пользователей его результатов, которых можно разделить на две группы:
— внутренние пользователи — это руководство организации, которое ставит перед экономическим анализом цели и задачи оценки состояния и перспектив результативности и эффективности деятельности организации;
— внешние пользователи, которые подразделяются на две подгруппы:
а) лица и службы, прямо заинтересованные в результатах деятельности организации: собственники и акционеры (им необходимы те же результаты анализа, что и внутренним пользователям), инвесторы (оценивают доходность вложений), кредиторы (определяют условия кредитования, оценивают степень доверия к предприятию и достаточность денежных средств), поставщики и покупатели (изучают надежность деловых связей), налоговые органы (проверяют правильность составления отчетной документации и расчета налогов), персонал предприятия (заинтересован в оценке возможного уровня их заработной платы);
б) лица и службы, кому результаты анализа необходимы для защиты интересов первой подгруппы внешних пользователей: аудиторские службы (проверяют достоверность отчетности с целью защиты интересов инвесторов), юристы (оценивают возможности выполнения условий контрактов, пенсионного обеспечения и норм распределения прибыли среди учредителей), профсоюзы (заинтересованы в получении информации, необходимой для определения требований по условиям трудовых соглашений), государственные органы (необходима информация для принятия решений о лицензировании, сертификации и т. д.; для формирования государственной статистической базы данных), торговые и производственные ассоциации (используют сравнительный анализ и оценку результатов деятельности на отраслевом уровне).
1.3 Система аналитических показателей и их классификация
Узловым элементом методики экономического исследования является выбор системы показателей, через которые отражается деятельность хозяйствующего субъекта, т. е. системы количественных характеристик свойств отображаемых объектов. При этом комплексность анализа требует использование в ходе исследования целых систем показателей.
Система показателей — это совокупность взаимосвязанных абсолютных и относительных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного объекта или явления. Любая система показателей, характеризующих деятельность организации, состоит из величин двух типов: экономические и статистические (см. рис. 1.1). При этом основой при построении системы аналитических показателей являются:
— цель и задачи;
— глубина исследования и степень детализации;
— информационная база анализа.
Экономические показатели отражают результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, а также факторы их формирования. Последние, в свою очередь, могут быть классифицированы на результативные (выручка от продажи, товарная продукция, прибыль, качество продукции (товаров, работ, услуг)) и факторные показатели, которые также подразделяются в зависимости от изучаемых результативных показателей. В частности, по этому признаку выделяют:
— факторные показатели результатов хозяйственной деятельности (материальные, товарные, трудовые ресурсы, материально-техническая база);
— факторные показатели финансовых результатов (доходы и расходы по обычным видам деятельности, прочие доходы и расходы, налоговые платежи в бюджет из прибыли);
— факторные показатели качества продукции (товаров, работ, услуг), к которым относят показатели конкурентоспособности продукции, технико-организационный уровень производства и качество производственного процесса
Кроме того, все факторные показатели подразделяются следующим образом:
— экстенсивные (оценивающие стоимость, объем и количество ресурсов, используемых организацией в процессе торгово-производственной деятельности);
— интенсивные (с точки зрения направления развития, характеризуют эффективность использования ресурсов, т. е. показывают соотношение полученного экономического эффекта (выручки от продажи, прибыли) с количеством или стоимостью произведенных затрат, а также средств, вложенных в формирование ресурсов, для его получения).
При этом система экстенсивных и интенсивных факторных экономических показателей может быть детализирована в разрезе групп ресурсов, задействованных в торгово-экономическом процессе объекта экономического анализа (см. об этом подробно в п. 6.2).
По своему содержанию показатели делятся на количественные (показатели, используемые для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции (товаров), др. стороны работы организации: объем реализации в руб., продажа товаров в количественном выражении (кг, шт.), процент выполнения производственной программы), структурные (или удельные, характеризующие отношение части к общему) и качественные (используют для оценки произведенной продукции и реализуемых товаров с точки зрения ее соответствия установленным требованиям, для оценки экономической эффективности: урожайность с 1 га, производительность труда) Завьялова З. М. Теория экономического анализа: курс лекций / З. М. Завьялова. — М.: Финансы и статистика, 2002. — С. 78.
По характеру воздействия выделяют:
— прямые показатели, рост которых характеризует или способствует улучшению результатов деятельности организации, например, прибыль, операционные доходы, материалоотдача, скорость обращения товаров, фондоотдача и т. д.;
— обратные, увеличение которых отражает или приводит к ухудшению результатов деятельности, например, убыток, уровень расходов на продажу, операционные расходы, материалоемкость, время обращения товаров, фондоемкость и т. д.
По способу формирования различают:
— нормативные (норма расхода энергии, топлива и т. д.);
— плановые (данные планов);
— учетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности);
— аналитические (определяются в ходе аналитических процедур с целью оценки результатов деятельности организации).
Статистические показатели характеризуют динамику результатов деятельности хозяйствующего субъекта и их распределение во времени и пространстве, а также количественное измерение взаимосвязи показателей.
Между показателями рассмотренной системы существует тесная взаимосвязь, которая может носить несколько или один из следующих характеров:
— логическая связь (проявляется между группами показателей, классифицируемым по таким признакам, как: единицы измерения, способ воздействия, содержание);
— семантическая связь (взаимосвязь показателей по степени охвата характеристик; данные связи выделяются и фиксируются посредством классификаций и номенклатур в разрезе различных признаков);
— функциональная связь (детерминированная) и стохастическая связь (вероятностная) — подробно рассмотрены в п. 4.1. и в теме 7.
1.4 Приемы экономического анализа и их классификация
Использование адекватных методов и приемов экономического анализа, совокупность которых представляет собой его инструментарий, дает возможность объективно измерять и оценивать характер взаимосвязей, количественные параметры факторов, оказавших влияние на изменение показателей, отражающих развитие хозяйственных процессов, а на этой основе — разрабатывать и принимать экономически обоснованные управленческие решения. Для лучшего восприятия приемов их классифицируют по ряду признаков (см. рис. 1.2).
В зависимости от момента начала применения в науке все приемы экономического анализа подразделяют на традиционные и экономико-математические методы.
Традиционные приемы применяют с момента возникновения самой науки. К ним относятся: сравнение; средние и относительные величины; группировка; ранжирование; цепные подстановки; прием балансовой увязки и индексный метод, выделение «узких мест» и «ведущих звеньев».
С развитием вычислительной техники и проникновением математического аппарата в область экономики начали широко развиваться экономико-математические методы (метод дифференциально-интегральных исчислений, корреляционно-регрессионный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ, линейное программирование, методы решения оптимизационных задач), которые позволяют: сократить сроки проведения анализа, т. е. повысить оперативность анализа; осуществлять более полный охват факторов и их влияние на результаты хозяйственной деятельности; заменить приближенные и упрощенные расчеты более точными вычислениями; решать сложные оптимизационные задачи, которые невозможно решить вручную с помощью традиционных методов. При этом все экономико-математические методы по признаку оптимальности и признаку получения точного решения делятся следующим образом:
— оптимизационные точные методы — методы, позволяющие искать единственно верное решение по заданному критерию оптимальности (к ним относят методы исследования операций, методы математического программирования, методы теории оптимальных процессов);
— оптимизационные приближенные методы — методы, позволяющие искать решение по заданному критерию оптимальности с любой степенью точности (к ним относят методы экономической кибернетики и эвристические методы);
— неоптимизационные точные методы — поиск решения ведется без критерия оптимальности, но при получении единственно верного решения (это методы элементарной математики, эконометрические методы и классические методы математического анализа);
— неоптимизационные приближенные методы — поиск решения ведется без критерия оптимальности с любой степенью точностью полученного решения (в основном, это методы математической статистики).
2. В зависимости от степени формализуемости приемов и методов (т. е. возможности описания методов с помощью математических процедур) В. В. Ковалев и О.Н. ВолковаСм. подробно: Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / О. Н. Волкова, В. В. Ковалев. -М.: ПБОЮЛ. — С. 42. выделяют формализованные (математические, количественные), применение которых основано на построении математических моделях и выражениях, строгих зависимостях и правилах, и неформализованные (качественные, логические, эвристические), которые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне на основе интуиции и человеческого опыта (например, методы экспертных оценок (см. п. 6.4), методы имитационного моделирования, метод сценариев).
3. В зависимости от характера решаемых аналитических задач все приемы, применяемые в ходе экономического анализа, можно разделить на следующие четыре группы:
— приемы общего экономического анализа (статистические методы экономического анализа): в ходе их применения дается общая предварительная оценка тенденциям развития объекта исследования. К этой группе относятся такие приемы, как детализация, сравнение, ранжирование и группировка, средние и относительные величины, индексный метод, показатели вариации, графические методы (подробно о них см. в теме 3);
— приемы изучения факторной связи: в ходе изучения факторной связи посредством оценки количественных параметров факторов выявляются основные причины изменения результативного показателя, а также определяются неиспользованные возможности улучшения результатов деятельности предприятия за отчетный период (резервы роста экономических показателей). В эту группу входят: прием цепных подстановок, прием разниц, прием дифференциально-интегральных исчислений, прием балансовой увязки, прием долевого участия, индексный метод, методы стохастического факторного анализа, методы комплексной оценки и т. д.
При этом приемы изучения факторной связи имеют свою сложную внутривидовую классификацию, структура которой зависит от характера связи результативного показателя и факторов, а также от типа задачи факторного анализа. В этой связи вопрос построения данной классификации рассмотрен в рамках темы 4;
— приемы решения оптимизационных задач (или методы теории принятия решений) См. подробно: Басовский Л. Е. Теория экономического анализа: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2003. — С. 70−83: с их помощью из множества возможных вариантов решения выбирают наилучший вариант при заданных ограничениях. В зависимости от методической основы и сущности применяемого алгоритма приемы данной группы делятся на методы математического программирования и методы исследования операций;
— приемы финансовых вычислений: базируются на понятии временной стоимости денег и используются в рамках финансового анализа при оценке эффективности инвестиционных проектов, операций на рынке ценных бумаг, ссудозаемных операций, при оценке бизнеса (операции дисконтирования и наращивания, приемы расчета простых и сложных процентов) См. подробно: Лукасевич И. Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений / И. Я. Лукасевич. — М.: Финансы; ЮНИТИ, 1998. — 310 с.
Тесты для самоконтроля знаний по теме 1
1. По использованию в отраслях экономики экономические показатели могут быть классифицированы:
а) на количественные и качественные;
б) на обобщающие, частные и вспомогательные;
в) на общие и специфические.
2. Согласно методу индукции, исследование экономических процессов начинается:
а) с оценки отдельного хозяйственного факта;
б) с проведения аудита бухгалтерской отчетности;
в) с выбора оптимальных решений;
г) с изучения отчетной документации.
3. Исходя из содержания, экономические показатели могут подразделяться:
а) на общие и специфические;
б) на количественные, структурные и качественные;
в) на обобщающие, частные и вспомогательные.
4. Особенность анализа деятельности коммерческой организации в условиях рыночных отношений заключается:
а) в участии широкого круга работников;
б) в изменении инструментов анализа;
в) в противоречивости исходной информации;
г) в изменении его задач и функций.
5. По единицам измерения показателей экономического анализа могут быть сгруппированы:
а) факторный и результативный;
б) нормативные, плановые, учетные, отчетные и аналитические;
в) абсолютные и относительные.
6. Дифференциально-интегральный метод экономического анализа традиционно относится к … методам экономического анализа.
7. С точки зрения направления развития, экономические показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов, относятся:
а) к экстенсивным;
б) к ведущим;
в) к интенсивным.
8. При изучении причинно-следственных связей экономические показатели делятся:
а) на общие и специфические;
б) на обобщающие, частные и вспомогательные;
в) на факторные и результативные.
9. С точки зрения направления экономического развития, количественные факторы относятся:
а) к основным;
б) к экстенсивным;
в) к интенсивным.
10. Целью экономического анализа является:
а) оценка соблюдения планов и нормативов;
б) выявление резервов улучшения результатов деятельности организаций;
в) комплексная оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности организаций.
11. Расчленение, разложение изучаемого объекта (явления) на составляющие его отдельные части (элементы и т. д.) называется:
а) синтезом; б) анализом; в) группировкой.
12. Совокупностью конкретных приемов и методов, применяемых в процессе проведения экономического анализа в заранее определенной последовательности их использования, называют:
а) предметом экономического анализа;
б) методикой экономического анализа;
в) методом экономического анализа.
13. Выявить причины изменения результативного показателя и дать им количественную оценку позволяют:
а) приемы общего анализа;
б) приемы решения оптимизационных задач;
в) приемы факторного анализа.
14. Показатели, характеризующие эффективность использования задействованных в торгово-производственном процессе ресурсов, являются:
а) экстенсивными;
б) количественными;
в) структурными;
г) качественными.
15. Необходимой информацией для инвесторов и кредиторов, получаемой в ходе анализа, является:
а) уровень оплаты труда, наличие денежных средств для выплаты зарплаты;
б) ликвидность предприятия, качество и цена реализуемых товаров, стабильность работы организации;
в) доходность вложений, достаточность денежных средств;
г) обоснованность формирования расходов по оплате труда, полнота уплаты налогов и сборов.
16. Эвристические методы включают:
а) методы экспертных оценок;
б) методы творческого поиска;
в) метод цепных подстановок и метод разниц;
г) балансовый метод и прием сравнения.
17. Связь экономического анализа и математики проявляется:
а) в нахождении оптимального соотношения между количеством затраченных ресурсов и полученным экономическим эффектом;
б) в совместном решении управленческих задач;
в) в установлении организационных связей;
г) в изучении количественных соотношений.
18. Причинно-следственные связи экономических показателей, отражающих результаты деятельности организации, являются … экономического анализа.
19. Способ исследования причинно-следственных связей, заключающийся в изучении явлений от частного к общему, называется:
а) систематизацией; б) индукцией; в) дедукцией.
20. Экономический анализ способствует:
а) росту чистой прибыли;
б) росту выручки от продажи;
в) выявлению резервов экономического роста.
21. Основной подход к изучению хозяйственно-финансовой деятельности организаций заключается:
а) в определении «узких мест» деятельности организации;
б) в получении достоверной информации о финансовом состоянии организации;
в) в систематизации данных бухгалтерского учета;
г) в оценке системы управления организацией;
д) в комплексном изучении работы организации.
22. Хозяйственные резервы — это:
а) возможность развития организации относительно достигнутого уровня при данном состоянии производительных сил и производственных отношений;
б) разница между ресурсным потенциалом организации и достигнутым уровнем продаж;
в) возможность коммерческого развития относительно достигнутого уровня на основе использования достижений научно-технического прогресса.
23. Под методом экономического анализа понимается:
а) метод множественной корреляции;
б) аналитический метод;
в) диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов, протекающих в организации.
24. Принцип экономического анализа, заключающийся в изучении экономический явлений и процессов в их взаимосвязи:
а) регулярность;
б) объективность;
в) системность.
25. К приемам общего экономического анализа относятся:
а) сравнение, показатели вариации, относительные величины, ранжирование и группировка;
б) сравнение, метод разниц, балансовая увязка, относительные величины;
в) сравнение, относительные и средние величины, метод сумм, метод расстояний.
26. К приемам факторного анализа относятся:
а) индексный метод, сравнение, цепные подстановки, графический метод;
б) балансовая увязка, индексный метод, относительные величины;
в) цепные подстановки; корреляционно-регрессионный анализ; метод разниц.
27. Необходимой информацией для внутренних пользователей является:
а) возможность получения премий, обоснованность формирования затрат;
б) показатели эффективности деятельности и прибыльность деятельности;
в) ликвидность предприятия, качество и цена продукции;
г) наличие денежных средств для выплаты зарплаты, качество продукции.
28. Не являются принципами экономического анализа:
а) государственный подход;
б) действенность;
в) объективность;
г) научный подход;
д) профессиональный состав участников.
29. В основе оценки влияния факторов на прибыль лежит принцип:
а) индукции;
б) дедукции;
в) конкретности.
30. Эффективность использования ресурсов характеризует:
а) величину выручки от продажи в расчете на единицу потребляемых ресурсов;
б) величину физического объема продаж за период;
в) величину средств, вложенных в формирование ресурсов.
31. Совокупность специальных приемов и методов экономического анализа — это:
а) объект анализа;
б) субъект анализа;
в) инструментарий анализа.
32. Результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций отражают … показатели.
33. Динамику результатов деятельности организаций и их распределение во времени и пространстве характеризуют … показатели.
34. Прямыми экономическими показателями являются:
а) прибыль;
б) убыток;
в) скорость обращения товарных запасов;
г) материалоотдача;
д) фондоемкость.
35. Обратные экономические показатели характеризуют:
а) улучшение результатов деятельности организации;
б) сокращение эффективности использования ресурсов;
в) увеличение выручки от продажи товаров на единицу потребляемых ресурсов.
Тема 2
Организационная основа экономического анализа
2.1 Организация экономического анализа
Эффективность развития хозяйствующих субъектов во многом определяется качеством и объективностью полученных результатов аналитических исследований, а последнее обстоятельство, в свою очередь, зависит от уровня организации аналитической работы на предприятии. При этом организация экономического анализа на предприятии должна отвечать ряду требований, систематизация которых осуществлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Требования, предъявляемые к организации экономического анализа
Название | ||
1. Научный характер | Проводимый анализ должен основываться на последних достижениях науки и передового опыта, с учетом действия экономических законов в рамках конкретной организации, проводится с использованием научно обоснованных экономических приемов и методов | |
2. Эффективность исследования | Затраты по проведению аналитического исследования должны быть минимальными при сохранении оптимальной глубины анализа, чему в том числе способствует применение рациональных методик сбора, обработки и хранения данных | |
3. Рациональность распределения обязанностей по проведению анализа | Исключение дублирования одних и тех же функций аналитического исследования разными должностными лицами; максимальный доступ к исходной информации, аккумулированной определенными должностными лицами, что способствует полноте охвата объектов анализа | |
4. Унификация аналитических процедур | Создание методик, предполагающих заполнение ограниченного числа специально разработанных аналитических таблиц, представляющих наиболее полные и сопоставимые данные | |
Основными этапами организации экономического анализа являются:
1 этап — подготовительный, который предполагает составление плана аналитической работы, сбор и проверку материалов (техническую и по существу).
При этом на практике могут составляться следующие планы аналитической работы:
1) комплексный, обычно составляется на один год специалистом, который ответственен за организацию экономической работы на предприятии, содержит календарный график тематических аналитических исследований, схему документооборота, содержание каждого документа, срок представления результатов и список ответственных лиц за осуществления каждого направления исследования;
2) тематический — это план проведения анализа по темам комплексного, которые требуют более глубокого изучения; в них указываются:
— цель и задачи анализа,
— объект и предмет анализа,
— место и сроки проведения,
— круг лиц, привлекаемых к выполнению аналитических работ, распределение обязанностей между ними,
— информационные источники анализа,
— методическое обеспечение аналитического исследования,
— порядок оформления и представления аналитических расчетов.
2 этап — основной: включает аналитическую обработку материалов посредством различных приемов экономического анализа, составляющих методическое обеспечение анализа, обобщение и оформление результатов анализа, формирование экономической оценки полученных результатов.
Оформление результатов анализа предполагает обязательное составление документа в виде объяснительной записки, справки или заключения. Первая составляется обычно при направлении результатов анализа в вышестоящую организацию и обязательно содержит следующие разделы:
— общие вопросы (экономический уровень развития, условия хозяйствования, структура организации и т. д.);
— аналитическая часть (аналитические расчеты, оформленные в табличном и графическом виде, выводы);
— заключительная часть (предложения и рекомендации по устранению выявленных недостатков).
В виде справки результаты анализа оформляются в случае их внутрихозяйственного использования, а в виде заключения — в том случае, если анализ проводился вышестоящей организацией. Справка и заключение более лаконичны по своему содержанию. Информация, приведенная в них, акцентирована на ключевые положительные и отрицательные тенденции в деятельности исследуемой организации, а также на возможности нивелирования последних. Изложение общих вопросов, а также представление результатов промежуточных аналитических расчетов в них упускаются.
3 этап — заключительный: разработка предложений по устранению вскрытых недостатков и использованию выявленных резервов, а также контроль за их внедрением.
2.2 Типология видов экономического анализа
Типология видов экономического анализа определяется, в первую очередь, его целями, методами, объектами и субъектами анализа, а также широтой информационного обеспечения экономического анализа. Наиболее часто встречающиеся в литературе классификационные признаки и соответственно группировка видов экономического анализа по ним в систематизированном виде представлена на рис. 2.1. Они включают следующую классификацию видов экономического анализа.
1. В зависимости от масштаба проведения аналитических процедур выделяют:
— макроэкономический анализ, объектом изучения которого является изучение экономических процессов страны или отдельного региона;
— микроэкономический анализ, предполагающий изучение деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
2. По объектам анализа различают анализ:
— деятельности предприятия в целом;
— деятельности структурных подразделений предприятия (в т. ч. отдела, цеха, рабочего места и т. д.);
— деятельности объединения предприятий и организаций.
3. По аспектам исследования можно выделить:
— финансово-экономический анализ, изучающий динамику финансовых показателей деятельности организации, в основном исходя из информации, содержащейся в формах отчетности;
— технико-экономический анализ, для которого характерно изучение, осуществляемое в трех взаимосвязанных направлениях: экономический анализ уровня производства, анализ организации производства труда и управления, анализ технического уровня выпускаемой продукции. Целью технико-экономического анализа является оценка достижений уровня качества выпускаемых изделий. Такой анализ, который обычно рассматривают в качестве детализации финансово-экономического, наиболее эффективен раннем этапе производства, т. е. при его проектировании или освоении. Информация, используемая в процессе технико-экономического анализа, — это конструкционные параметры изделий, параметры технологии производства, параметры государственных отраслевых стандартов. Основными методами технико-экономического анализа являются экономико-математические методы. Субъектами технико-экономического анализа являются работники технических и экономических служб организации.
Финансово-экономический анализ и технико-экономический анализ обычно используются для оценки эффективности технических решений и подготовке прогнозов внедрения новой техники;
— функционально-стоимостной (ФСА) — это экономическая проработка каждой функции предлагаемого новшества или конкретного изделия, т. е. ФСА представляет собой метод выявления резервов (в связи с чем его еще относят к группе видов экономического анализа, выделяемых по преобладающему методу выявления резервов), нацеленный на выявление и предупреждение лишних затрат за счет ликвидации нерациональных узлов, деталей, производственных функций и операций, упрощения технологической линии, но при одновременном сохранении потребительских свойств продукции, ее качества.
Рис. 2.1. Классификация видов экономического анализа
Таким образом, основными подходами к проведению функционально-стоимостного анализа являются конструкционный и функциональный. подробно см.: Карпунин М. Г. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа / М. Г. Карпунин, Н. К. Моисеева — М.: Высш. шк., 1988. — 180 с.
4. В зависимости от источников информации или в зависимости от анализируемой подсистемы организации экономический анализ можно представить как систему, включающую два взаимосвязанных элемента: это управленческий и финансовый анализ. Такое разделение вызвано сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета, служащей информационной основой экономического анализа, на управленческий учет и финансовый учет.
Управленческий анализ изучает результаты производственно-хозяйственной деятельности организаций и средства их достижения. Он осуществляется на базе внутренней информации предприятия и используется его руководством для выявления скрытых резервов стабилизации. Особенностями управленческого анализа являются следующие:
— ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;
— использование всех источников информации для анализа.
В рамках финансового анализа изучаются финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятий, отражаемые в публичной бухгалтерской отчетности на момент проведения анализа, а также дается оценка будущего финансового потенциала предприятия. Финансовый анализ — это анализ эффективности инвестирования капитала и анализ способов привлечения капитала. При этом финансовый анализ проводится в основном только по данным бухгалтерской отчетности.
5. По характеру принимаемых решений различают:
— оперативный анализ, который проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткий временной период (рабочий день, смена, неделя или декада), получил в экономической литературе еще одно название — ситуационный анализ. Цель такого анализа — оперативно выявлять недостатки в хозяйственных процессах и воздействовать на их устранение. Оперативный анализ проводится обычно по следующим группам экономических показателей:
а) поступление сырья, материалов и товаров;
б) реализация товаров;
в) производство и отгрузка продукции;
г) использование производственного оборудования, рабочей силы;
д) себестоимость и расходы на продажу;
е) прибыль и рентабельность;
ж) платежеспособность и платежная дисциплина.
Источниками информации для проведения такого анализа являются главным образом первичная документация и материалы личных наблюдений. Чаще всего экономические показатели в ходе такого анализа используются в натуральном выражении. Исследование именно натуральных показателей — отличительная особенность оперативного анализа: