Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Самосознание – как ядро личности и индивидуальности. 
Функции самосознания: самопознание, самоотношение, саморегуляция. 
Проблема «Я» человека в психологии. 
Этапы становления и развития самосознания

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Самооценка невротика зависит от чужого мнения и колеблется от самовозвышения до самоуничтожения. К. Хорни выделяет три типа невротического характера: высокомерно-мстительный (агрессивно-властный), замкнутый (поведение связано с уходом от мира), смиренный (привязчивый, уступчивый). В любом из типов имеет место отчуждение от себя — управление поведением осуществляется через рассудок, который… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Самосознание — как ядро личности и индивидуальности
    • 1. 1. Концепции самосознания
    • 1. 2. Компоненты самосознания и его функции
  • 2. Проблема человека в психологии
    • 2. 1. Становление и развития самосознания человека
    • 2. 2. Проблема «Я» человека в психологии
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Самосознание – как ядро личности и индивидуальности. Функции самосознания: самопознание, самоотношение, саморегуляция. Проблема «Я» человека в психологии. Этапы становления и развития самосознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление самосознания как специфической формы субъективности в онтои филогенезе идет от выделения человеком себя из объективной реальности к последующему стремлению обрести единство «Я» и внешнего мира.

Самосознание человека как выражение его субъективности позволяет ему сохранять устойчивые формы поведения, соответствующие принятым ценностям, осуществлять самооценку и нести ответственность за совершаемые действия. Оно становится способом поддержания целостности человека и способствует объективации субъективных переживаний, оптимизируя взаимообмен между внутренним и внешним миром человека.

2.2 Проблема «Я» человека в психологии

Человеку, включенному в орбиту современного информационного общества высоких скоростей и быстрых изменений, довольно сложно приспособиться к этим процессам. Вынужденный меняться, он с трудом может найти состояние, в котором бы чувствовал удовлетворение от своей жизни, а для некоторых людей подобное состояние вообще незнакомо. Состояние бытия современного человека, таким образом, выдвигает на первый план проблему идентичности и оказания ему помощи с целью достижении ощущения цельности, удовлетворенности собой и своей жизнью.

Психологические исследования, наряду с философскими, являются важнейшей современной базой разработок, связанных с отходом науки от эго-центрированного, самотождественного Я, являющегося в новоевропейский период мерилом знания о мире. В этом смысле мощный толчок к развитию проблемы Я, идентичности был сделан Д. Юмом, который отрицал идею тождественности личности. Он писал: «Страдание и наслаждение, печаль и радость, страсти и ощущения сменяют друг друга и никогда не существуют все одновременно. Итак, идея нашего я не может происходить ни от этих, ни от каких-либо других впечатлений, а следовательно, такой идеи совсем нет».

Э. Фромм указывает на необходимость развития внутреннего личностного потенциала — фактически идентичности, совместимой с позитивной свободой, дающейся человеку его спонтанной активностью, преодолением страха одиночества, соединением с миром новыми прочными связями.

Огромный вклад в исследование проблемы личности и ее самочувствия в современном обществе внесли работы К. Хорни. Ее разработки в области теории неврозов дают яркое представление о причинах поведения современного человека, легкости, с какой он меняет социальные роли, не обладая при этом подлинной идентичностью. Как и предыдущие исследователи, К. Хорни обращается к периоду детства как важнейшему этапу развития человека, в ходе которого закладываются будущие структуры личности. Она указывает, что родительские методы воспитания, сопряженные с гиперопекой или самопожертвованием, в конечном итоге способствуют формированию неполноценного, одинокого человека, которого постоянно преследует чувство незащищенности.

Самооценка невротика зависит от чужого мнения и колеблется от самовозвышения до самоуничтожения. К. Хорни выделяет три типа невротического характера: высокомерно-мстительный (агрессивно-властный), замкнутый (поведение связано с уходом от мира), смиренный (привязчивый, уступчивый). В любом из типов имеет место отчуждение от себя — управление поведением осуществляется через рассудок, который отчужден от тела (не понимает истинных потребностей), своих истинных чувств. В отличие от подлинного Я, невротик создает модель идеальной идентичности — заведомо недостижимого образа, когда человек должен вытерпеть все, понять все, нравиться всем, всегда быть продуктивным. Несовпадения реального Я с идеалом превращают жизнь невротика в катастрофу.

К. Хорни говорит о необходимости самоанализа — человек должен быть честен прежде всего перед собой. Тогда формирование подлинной идентичности и цельности — это результат понимания, что человек является самим собой, имеет спонтанные чувства, принимает собственные решения и несет за них ответственность.

А. Маслоу рассматривает два основных способа существования человека — дефицито-мотивированный, когда жизнь направлена на поиск и удовлетворение потребностей, и самоактуализированный — жизнь как яркое переживание, посвящена реализации потенциала личностного развития. Согласно А. Маслоу проблема самосознания непосредственно связана с его концепцией о самоактуализации. Самоактуализация как стремление человека стать тем, кем он способен стать, выступает у Маслоу в качестве одной из базовых потребностей человека, высшей в пирамиде потребностей начиная от физиологических потребностей, потребности в безопасности, потребности в любви, социальной принадлежности и уважении. В этой связи развитие самосознания обусловлено характером и способом удовлетворения потребностей, а также динамикой продвижения человека по шкале потребностей.

К. Роджерс, формируя свою методику, названную клиентоцентрированной терапией, также обращал пристальное внимание на проблему идентичности (у К. Роджерса — самость). Он полагал, что становление здоровой личности ребенка обусловлено ощущением того, что он не испытывает угрозы потери любви, а его родители одобряют его чувства.

А. Лэнгле. Он обращает пристальное внимание на необходимость осмысленной жизни, человек, по его мнению, должен перестать пассивно терпеть обстоятельства своего существования и использовать их для собственного личностного роста. Выжидание, требование результата — это незрелая человеческая позиция, которая сопряжена часто с личностными неудачами, но более того — с пустотой, которая, по меткому выражению В. Франкла, названа «экзистенциальным вакуумом». Жить осмысленно, по мнению А. Лэнгле, — это понять все возможности, которые предоставляются личности на ее пути, оценить свои собственные навыки и умения, ту деятельность, что предстоит человеку.

В концепции Э. Эриксона развитие «Эгоидентичности» во многом схоже с отечественными исследованиями особенностей становления самосознания. При этом «Эго» как инстанция собственно самосознания видится Эриксоном как автономное динамическое образование, обеспечивающее продуктивную взаимосвязь человека с физическим и социальным окружением.

Проблематика Я, а в концепции Ф. Е. Василюка особо выделяется эмоциональный компонент самосознания, а проблема самосознания рассматривается со стороны психологии переживаний. Он выделяет четыре типа переживаний: гедонистические, реалистические, ценностные и творческие. Эти переживания автор связывает с «основными необходимостями» жизнедеятельности: гедонистические — со здесь-и-теперь удовлетворением; реалистические — с отсроченным удовлетворением потребностей; ценностные — с упорядочиванием внутреннего мира; творческие — с самоактуализацией.

Исследователи по-разному структурируют представления человека о себе:

на самочувствие, идентичность и самореализацию как элементы самоотношения к себе как к субъекту активности;

на самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения;

на «Я» — физическое, «Я» — социальное, «Я» — духовное;

на представления о мужских и женских началах, наполненных социокультурным содержанием, тендерной классификацией;

на совокупности «состояний Я»: Я-Родитель, Я-Взрослый, Я-Ребенок.

Представления человека о себе являются рефлексивным отображением самого себя, системой отношений личности к себе и к внешнему миру. Развиваются представления человека о себе в процессе активного участия в различных видах деятельности, а также включения в различные социальные группы. Заметим, что многие исследователи рассматривают осознанность человеком активности собственного бытия основным компонентом представлений человека о себе.

Заключение

Исследование проблемы самосознания, его специфики и динамики имеет свою давнюю историю. Однако до настоящего времени сферой непрекращающихся научных дискуссий остаются вопросы о структуре самосознания и месте самосознания в системе других психических феноменов. Признавая целостность самосознания в реальной психической жизни, отметим, что без определения составляющих феномена невозможно достаточное познание сущности самосознания и его экспериментальное исследование.

Самосознание человека как выражение его субъективности позволяет ему сохранять устойчивые формы поведения, соответствующие принятым ценностям, осуществлять самооценку и нести ответственность за совершаемые действия. Оно становится способом поддержания целостности человека и способствует объективации субъективных переживаний, оптимизируя взаимообмен между внутренним и внешним миром человека.

Самосознание — сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование — в понятие своего «Я» как субъекта, отличного от других субъектов. Самосознание человека складывается в результате присвоения им общественно значимого опыта и зависит от характеристик социальной среды, в которой формируется личность. Самосознание является результатом осознания объективных отношений человека с миром. Будучи осознанными, установленные человеком связи вплетаются в контекст личности, предопределяя субъективное отношение к основным сферам жизни человека: профессиональной, брачно-семейной и досуговой.

Представления человека о себе являются динамичным образованием психики, находятся в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повседневном функционировании, характеристиками его активности, компетентности в деятельности. Именно человек и его идентичность, является в настоящее время актуальной. К осознанию этой проблемной области, помимо философии проявляют интерес ряд областей науки, в том числе и психология. Психология в силу особенностей объекта исследования ближе всего находится к внутреннему миру человека, а потому именно здесь и поднимается рассматриваемая нами тема. Причем прежде всего в условиях развития пристального интереса к реальной жизни человека, в контексте изменений, происходящих с ним при переходе от одного общества к другому (от традиционного общества к современному, развития массового общества).

Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб., 2003.

Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский, — М.: Педагогика.

Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский, — М.: Педагогика.

Джемс, У. Психология / Уильям Джемс. — М.: Педагогика, 2009. — 386 с.

Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание / Игорь Кон. — М.: Грамота, 2010. — 335 с.

Кон, И. С. Открытие «Я» / Игорь Кон. — М.: Грамота 2010. — 256 с.

Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.

Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А.

Лекторский. — М.: Эдиториал УРСС, 2009.

— 255 с.

Мухина, B.C. Возрастная психология Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / B.C. Мухина. — М.: Издат.

центр «Академия», 2010. — 456 с.

Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1981.

Орлов, А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. — 1995. -№ 2. — С. 5−19.

Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. — Тбилиси: Мецниереба, 2009. — 97 с.

Слободчиков, В. И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе / В. И. Слободчиков // Мысли о мыслях.

В 2 т. Т. 2. Ч. 1. ;

Новосибирск: Изд-во журнала «Эко», 2010. — С. 49−57.

Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность /X. Хекхаузен; под ред. Б. М. Величковского: в 2 т. — М., 2006. — Т. 1.

— 407 с.; Т. 2. — 392 с Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И, Чеснокова — М.

: Просвещение, 2007. — 156 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.

Юм Д. Трактат о человеческой природе. — Мн.: «Попурри», 2012.

Джемс, У. Психология / Уильям Джемс. — М.: Педагогика, 2009. — 386 с.

Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский, — М.: Педагогика.

Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность /X. Хекхаузен; под ред. Б. М. Величковского: в 2 т. — М., 2006.

— Т. 1. — 407 с.; Т.

2. — 392 с

Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский, — М.: Педагогика.

Орлов, А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. — 1995. -№ 2. — С. 5−19.

Мухина, B.C. Возрастная психология Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / B.C. Мухина. — М.

: Издат. центр «Академия», 2010. — 456 с.

Кон, И. С. Открытие «Я» / Игорь Кон. — М.: Грамота 2010. — 256 с.

Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание / Игорь Кон. — М.: Грамота, 2010. — 335 с.

Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. — Тбилиси: Мецниереба, 2009. — 97 с.

Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И, Чеснокова — М.: Просвещение, 2007. — 156 с.

Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. ;

М.: Эдиториал УРСС, 2009. — 255 с.

Слободчиков, В. И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе / В. И.

Слободчиков // Мысли о мыслях. В 2 т. Т. 2. Ч.

1. — Новосибирск: Изд-во журнала «Эко», 2010. — С.

49−57.

Юм Д. Трактат о человеческой природе. — Мн.: «Попурри», 2012.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб., 2003.
  2. , Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский, — М.: Педагогика.
  3. , Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский, — М.: Педагогика.
  4. , У. Психология / Уильям Джемс. — М.: Педагогика, 2009. — 386 с.
  5. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание / Игорь Кон. — М.: Грамота, 2010. — 335 с.
  6. Кон, И. С. Открытие «Я» / Игорь Кон. — М.: Грамота 2010. — 256 с.
  7. Г. Психология развития. — СПб., 2000.
  8. , В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. — М.: Эдиториал УРСС, 2009. — 255 с.
  9. , B.C. Возрастная психология Феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / B.C. Мухина. — М.: Издат. центр «Академия», 2010. — 456 с.
  10. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1981.
  11. , А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. — 1995. -№ 2. — С. 5−19.
  12. , Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. — Тбилиси: Мецниереба, 2009. — 97 с.
  13. , В. И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе / В. И. Слобод- чиков // Мысли о мыслях. В 2 т. Т. 2. Ч. 1. — Новосибирск: Изд-во журнала «Эко», 2010. — С. 49−57.
  14. , X. Мотивация и деятельность /X. Хекхаузен; под ред. Б. М. Величковского: в 2 т. — М., 2006. — Т. 1. — 407 с.; Т. 2. — 392 с
  15. , И.И. Проблема самосознания в психологии / И. И, Чеснокова — М.: Просвещение, 2007. — 156 с.
  16. Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.
  17. Юм Д. Трактат о человеческой природе. — Мн.: «Попурри», 2012.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ