Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно выделить следующие общие особенности образовательных услуг. По мнению ряда исследователей (С. Фишер, Дж. Стиглиц) образовательные услуги относятся к категории «общественных благ» Панкрухин, А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании / А. П. Панкрухин — М.: Интерпракс, 1995. — С.14. Общественными благами называются товары, работы и услуги, призванные… Читать ещё >

Управление конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА Институт экономики и менеджмента Кафедра «Менеджмент»

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: Управление конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности

(в форме научноисследовательской работы)

Автор дипломного проектаТ.А. Савкина

Руководитель проекта к.э.н., ст. препод. каф.

«Менеджмент» Н.А. Назарова

ПЕНЗА 2011

АННОТАЦИЯ

на дипломный проект Савкиной Татьяны Александровны

на тему: Комплексный проект. Управление конкурентоспособностью вуза, за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности (в форме научно-исследовательской работы).

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы его цель и задачи, определены предмет, объект исследования.

В первой главе «Теоретические и методические основы управления конкурентоспособностью вуза, за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности» рассмотрены теоретические и методические основы управления конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности.

Во второй главе «Анализ практики управления системой внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза» произведена оценка внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза, дан анализ ключевых внутренних факторов.

В третьей главе «Рекомендации по повышению эффективности управления конкурентоспособностью вуза, за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности» разработана модель конкурентоспособности вуза.

В четвертом разделе выполнена экономическая оценка конкурентоспособности вуза.

В пятом разделе предложено программное обеспечение проекта.

В шестом разделе предложено правовое обеспечение проекта.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА, ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

1.2 ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

1.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА

2.1 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА

2.2 ОЦЕНКА ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА

2.3 АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА

3.2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА

3.3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВУЗА

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

5. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

6. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ГЛОССАРИЙ ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А: АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ «АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б: ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗНАЧИМОСТИ КЛЮЧЕВЫХ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА ПРИЛОЖЕНИЕ В: СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА

Данный дипломный проект является частью комплексного дипломного проекта «Управление конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внешних факторов его деятельности», который был выполнен по заказу кафедры «Менеджмент» Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

Конкурентоспособность это свойство вуза, отражающее степень его реальной и потенциальной способности оказывать образовательные услуги с качественными характеристиками, соответствующим требованиям потребителей по более привлекательным ценовым и неценовым параметрам, чем у конкурентов, и получать при этом эффект, позволяющий постоянно обеспечивать конкурентоспособность вуза.

Проблема управления конкурентоспособностью вуза в последние годы активно исследуется учеными различных научных направлений. Актуальность исследований по этой теме продиктована происходящими в стране социально-экономическими преобразованиями, развитием сектора негосударственных высших учебных заведений в сфере отечественного высшего образования, вхождением России в мировое образовательное пространство.

Высшее образование претерпевает серьезные изменения. Основные из них — это переход на многоуровневую систему профессионального образования, на основе государственного образовательного стандарта, реформирование организационно-экономического механизма функционирования высшей школы, развитие быстрыми темпами негосударственного сектора высшего образования. Все это усиливает конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг. В этих условиях возникает вопрос повышения конкурентоспособности вуза, что и определяет актуальность темы дипломного проекта.

Цель дипломного проекта заключается в разработке рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности.

Объект исследования — Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

Предмет исследования — система внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— изучены теоретические и методические основы управления конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности;

— дано определение конкурентоспособности вуза;

— изучены факторы, влияющие на конкурентоспособность вуза;

— дан анализ практики управления системой внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза;

— проанализировано влияние системы внутренних факторов на конкурентоспособность вуза;

— разработаны рекомендации по повышению эффективности управления конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности;

— выполнен расчет экономической эффективности предложенных мероприятий;

— предложено программное обеспечение проекта;

— дано правовое обеспечение проекта.

Проблема повышения конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности сложна и многогранна. Над решением данной проблемы работали многие ученые, которыми разработаны ее различные теоретические и методические аспекты. Они изложены в работах ученых — экономистов, в частности Балыхина Б.А., Бонюшко Н. А, Лазарева В. А., Мохначева С. А., Резника С. Д, Романова И. Б, Фатхудинова Р. А. и ряда других экономистов. В качестве источников информации для анализа были использованы правовые, нормативные акты ПГУАС, результаты анкетного опроса и материалы официального сайта ПГУАС.

Научная новизна дипломного проекта состоит в исследовании основ конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности, а также в разработке модели конкурентоспособности вуза.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что определена специфика конкурентоспособности вуза, установлено влияние системы внутренних факторов для повышения конкурентоспособности вуза, определены направления развития вуза посредством совершенствования системы внутренних факторов его деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений и результатов дипломного проекта руководством ПГУАС с целью повышения конкурентоспособности вуза. Результаты и выводы теоретического исследования и аналитической части работы могут быть полезны для обучения студентов по экономическим специальностям в сфере образования. Разработанные рекомендации и модель конкурентоспособности вуза могут быть использованы другими вузами для повышения их конкурентоспособности.

Структурно работа состоит из шести разделов.

В первом разделе рассмотрены теоретические и методические основы управления конкурентоспособностью вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности. Сделано обобщение теоретических подходов к понятию конкурентоспособности вуза и системы внутренних факторов.

Во втором разделе дана оценка системы внутренних факторов влияющих на конкурентоспособность вуза. А именно: дан анализ конкурентоспособности вуза, произведена оценка внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза, дан анализ ключевых внутренних факторов.

В третьем разделе предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности. Также разработана модель конкурентоспособности вуза.

В четвертом разделе выполнена экономическая оценка конкурентоспособности вуза за счет активизации системы внутренних факторов его деятельности.

В пятом разделе предложено программное обеспечение проекта. Дано описание всех программ необходимых для работы руководителям и специалистам в сфере менеджмента.

В шестом разделе предложено правовое обеспечение проекта. Приведены законы и иные нормативные акты в сфере высшего профессионального образования.

конкурентоспособность вуз экономическая эффективность

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В современном мире ключевыми понятиями при изучении и оценке деятельности любой организации является конкуренция и конкурентоспособность. Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков. Конкуренция и конкурентная борьба являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.

В связи с этим, одним из главных условий успешного реформирования российской экономики является конкурентоспособность высших учебных заведений. Проблема управления конкурентоспособностью вуза в последние годы активно исследуется учеными различных научных направлений Самсонова А. А. О потенциале конкурентоспособности организации. // Вестник СГСЭУ. — 2010 — № 3. — С. 88−89.

Однако современная экономическая наука не дает как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования. Для того чтобы сформулировать определение конкурентоспособности вуза, необходимо рассмотреть все многообразие подходов к определению понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность организации».

Конкуренция, как уверяют нас многие авторы, является термином, использующимся в бесчисленном количестве значений. Термин «конкуренция» происходит от латинского слова concurre — сталкиваться и представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность эффективно функционировать на рынке. Для того чтобы определить экономическое содержание понятия «конкуренция», выделяют три подхода к его пониманию: поведенческий, структурный, функциональный Анализ внешней среды. // Университетское управление: практика и анализ. — 2008. — № 4. — С. 104−121.

Кроме того, в современной экономической науке существуют различные точки зрения к пониманию конкуренции. Философова Т. Г. понимает под конкуренцией ситуацию, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками и покупателями. Другая трактовка термина «конкуренция», предоставляемая Фатхутдиновым Р. А., предлагает понимать под конкуренцией процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях.

Объединяя данные определения можно дать еще одно понятие «конкуренции». Под конкуренцией понимается ситуация наличия на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов (предприятий), при которой последние (предприятия) могут таким образом использовать свои конкурентные преимущества, чтобы успешно реализовывать свой товар и удовлетворять потребности потребителей Система и механизмы управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения [Текст]: моногр. / Резник С. Д., Джевицкая Е. С., Чаусова Ю. С.; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Резник С. Д. — Пенза: ПГУАС. — 2010. — С.92.

Термин «конкурентоспособность» используется применительно и к создаваемой продукции, и к элементам экономических систем, то есть в настоящее время все большее количество исследователей уделяет внимание вопросам изучения конкурентоспособности отдельных предприятий, городов, регионов, стран, технологий, работников и даже нормативных актов. В последние годы появилось также понятие кластерной конкурентоспособности. Кластер — это группа сопутствующих, взаимосвязанных компаний и связанных с ним организации, согласованной действующих в интересах создания конечной конкурентоспособной продукции. Поэтому многоуровневая структура экономической категории «конкурентоспособность» с учетом современных тенденций должна быть дополнена конкурентоспособностью кластеров. Таким образом, данный термин может рассматриваться на уровне предприятия, кластера, отрасли, региона, страны (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка

Уровень иерархии

Понятие конкурентоспособности

Конкурентоспособность предприятия

Для потребителей — способность удовлетворять потребности потребителей на основе производства товаров и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров.

Конкурентоспособность кластера

Способность использовать потенциал макротехнологий для получения мультипликативных эффектов на уровнях вертикальной интеграции производства товаров и услуг, отвечающих требованиям мировых и внутренних рынков, и наращивания конкурентных преимуществ за счет лидерства в технологиях производства, оптимизации форм организации и управления сбытом как базового условия потенциального рота конкурентоспособности.

Конкурентоспособность отрасли

Способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли на основе базовых макротехнологий (организация производств с высокой добавленной стоимостью, с высоким уровнем глубины переработки, с высоким научно-техническим потенциалом).

Конкурентоспособность региона

Способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия наращивания региональных ресурсов для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений.

Конкурентоспособность страны

Способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений.

Таким образом, можно дать следующее определение конкурентоспособности организации, исходя из рассмотренных выше направлений: конкурентоспособность — это способность организации функционировать в динамичной конкурентной среде таким образом, чтобы привлекать и сохранять потребителей своей продукции (постоянно повышая его качество), повышая конкурентные преимущества и увеличивая долю на рынке Самсонова А. А. О потенциале конкурентоспособности организации. // Вестник СГСЭУ. — 2010 — № 3. — С. 93.

Применительно к вузу необходимо разделить следующие понятия. Конкурентоспособность образовательной услуги — совокупность показателей, характеризующих степень ее привлекательности на рынке образовательных услуг. Конкурентоспособность образовательной услуги непосредственно влияет на конкурентоспособность высшего учебного заведения в целом. Чем выше показатели конкурентоспособности образовательной услуги: качество, востребованность на рынке, соотношение затрат на ее оказание с полученными доходами от нее, эффективность продвижения, инновационность образовательной программы и т. д., тем выше конкурентоспособность вуза Управление высшим учебным заведением: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Резника С. Д. и д-ра физ-мат. наук Филиппова В. М. — Пенза: ПГУАС. — 2009. — С. 7.

Конкурентная борьба между вузами — это совокупность действий, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке образовательных услуг. «Суть создания конкурентного преимущества — в формировании характеристик рыночной деятельности компании, которые создают определенное превосходство над конкурентами. С точки зрения маркетинга создание конкурентного преимущества связано с разработкой и реализацией комплекса маркетинга, превосходящего по эффективности комплекс маркетинга конкурентов по одному или нескольким направлениям…» Балыхин Г. А. Высшая школа: конкурентоспособность и перспективы развития. // Национальные проекты. — 2009 — № 3. — С. 56.

Анализ литературных источников позволил выявить отсутствие единого подхода к определению понятия «конкурентоспособность вуза», однако терминология, единообразное понимание смысла важны не только с научной точки зрения, но и для получения практического результата.

В конце 20 века Н. И. Пащенко определил конкурентоспособность вуза как «его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности по разработке, созданию и реализации научно — методической и научно-технической продукции, как в настоящее время, так и в будущем» Волкова В. Н. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. // Разработка методического обеспечения учебного процесса в инновационном вузе. — М., — 2009. — С. 56.

Однако в условиях демократизации общественной жизни особую социально — политическую значимость приобретает задача удовлетворения интересов, прежде всего, личности. Данная концепция получила отражение в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где в ч. 2 ст. 8 закреплено, что одной из основных задач высшего учебного заведения является удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования. Вышеприведенное определение конкурентоспособности вуза указывает только на приоритетность общесоциальных интересов Шаковалов Н. А. Образовательное пространство в России. — 2009 — № 12. — С. 100.

Более того, в данном определении автор также не учитывает сравнительные преимущества вуза по качеству, цене оказываемых услуг, его имиджевые, финансовые и другие показатели. Способность оказывать образовательные услуги (создавать и реализовывать услуги) еще не означает, что вуз будет способен противостоять реальным конкурентам и обеспечивать достаточный уровень конкурентоспособности своих образовательных программ.

По определению И. Б. Романовой «конкурентоспособность — это свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащих данному вузу, и возможность препятствовать перераспределению рынка в пользу других субъектов». В этом определении учитывается релятивизм категории «конкурентоспособность» и ее динамический характер. Можно утверждать, что конкурентоспособность является ведущим показателем хозяйственно-экономической деятельности вуза, определяющим его настоящее и перспективное состояние на выбранных им сегментах рынка Романова И. Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. — Ульяновск: Средневолжский научный центр. — 2008. — 140 с. Р. А. Фатхутдинов отмечает, что конкурентоспособность вуза: «- это его способность: 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; 2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в этой области; 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности» Савенкова Ю. С. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально — экономических условиях. // Вопросы образования. — 2010 — № 4.-С. 38.

Авторы предлагают рассматривать конкурентоспособность высшего учебного заведения как комплексную характеристику вуза за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающую превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей — финансово — экономических, маркетинговых, материально — технических, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды Садовая Е., Андрукович Л. Современные системы образования — ответ на вызовы новой реальности. // Человек и труд. — 2009 — № 4. С. 40.

В данном определении сделан акцент на таких признаках, отражающих сущностное содержание понятия «конкурентоспособность вуза», как:

— превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей;

— функционирование вуза в бескризисном режиме;

— способность своевременной адаптации вуза к изменяющимся условиям внешней среды, в том числе, способность вуза удовлетворять имеющиеся и предполагаемые требования потребителей.

Данная трактовка наиболее полно раскрывает сущность понятия конкурентоспособности вуза.

Уровень конкурентоспособности вуза в каждый конкретный момент времени определяется совместным воздействием ряда факторов. Данные факторы неодинаковы по природе, характеру и степени воздействия, поэтому анализу их влияния на конкурентные позиции учебного заведения должна предшествовать соответствующая классификация. С точки зрения системного подхода наибольшего внимания заслуживает классификация факторов по источникам происхождения, поскольку именно факторы внешней среды отражают совокупность тех условий, к которым адаптируется вуз, а внутренние факторы — определяют как возможность, так и эффективность процесса адаптации. Внешние факторы включают в себя Корчагова, Л. А. Оценка конкурентоспособности вуза [текст]/ Л.А. Корчагова//Маркетинг в России и за рубежом. — 2007. — № 5. — С. 48−54.:

— социально — демографические;

— научно — технические факторы;

— экономические факторы;

— средства маркетинговой информации;

— уровень развития инфраструктуры рынка;

— культурная среда;

— отраслевая структура, стратегия конкурентов;

— спрос на рынке труда;

— поставщики ресурсов;

— характеристика рынков, конкуренция;

— потребители услуг, работ, товаров;

— политико — правовые факторы;

— общественные организации.

Внутренние факторы включают в себя:

— личность ректора и состав ректората;

— состав специальностей, специализаций и форм обучения;

— масштаб филиальной сети;

— система управления финансами;

— профессорско — преподавательский состав;

— ценовая политика;

— наличие и полнота использования информационных ресурсов;

— коммуникационная политика;

— международная политика;

— материально — техническая база;

— организационная структура управления;

— корпоративная культура вуза.

Таким образом, чтобы сформулировать определение конкурентоспособности вуза, необходимо было рассмотреть все многообразие подходов к определению ключевых понятий: конкуренция, конкурентоспособность, уровни иерархии конкурентоспособности, конкурентоспособность образовательной услуги, так как современная экономическая наука не дает единой общепринятой трактовки содержания данных понятий. Также анализ литературных источников позволил выявить основные факторы, влияющие на конкурентоспособность вуза.

1.2 ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. В современных социально-экономических условиях конкурентная среда высших учебных заведений претерпела значительные изменения. Прежде всего, подверглись изменению факторы внешней и внутренней среды вуза, определяющие формирование и последующее развитие отличительных преимуществ вуза и являющиеся по своей сути особенностями современной конкурентной среды вуза и факторами его конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособности вуза неодинаковы по природе, характеру и степени воздействия, поэтому анализу механизма их влияния на конкурентные позиции учебного заведения должна предшествовать соответствующая классификация.

С точки зрения системного подхода, наибольшего внимания заслуживает классификация факторов по источникам происхождения, поскольку именно факторы внешней среды отражают совокупность тех условий, к которым адаптируется вуз, а внутренние (внутрисистемные) факторы — определяют как возможность, так и эффективность процесса адаптации Майсаков, Д. Л. Управление предпринимательской деятельностью государственного ВУЗа [текст]: автореф. дис. на соискание к.э.н./Д. Л. Майсаков — Тюмень: 2002. — 20 с.

Под внешними факторами применительно к деятельности вуза будем понимать все то, что определяет формальные правила деятельности вуза на данном региональном, национальном или мировом рынке. Внешние факторы не поддаются воздействию со стороны вуза, но требуют обязательного учета в оценке его конкурентоспособности и в выборе конкурентной стратегии. Условия внешней среды — основа внутрифирменного стратегического планирования и управления вузом в условиях рыночной экономики. Они определяют стратегические цели и тенденции развития высшего учебного заведения Голик, А. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза [текст]/А. Голик // Высшее образование в России. — 2007. — № 7. — С. 133.

Внутренние факторы — это возможности самого вуза по обеспечению собственной конкурентоспособности. В экономической литературе данные факторы именуются также стратегическим потенциалом. Факторы внутренней среды также подвержены изменениям и определяют потенциал вуза в области качества образовательных услуг Ливандовская, А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования [текст] / А. Ливандовская // Высшее образование в России. — 2006. — № 7. — С. 154.

Стратегия вуза заключается в том, чтобы на основе анализа факторов внешней среды и составляющих своего конкурентного потенциала преобразовать его в реальные конкурентные преимущества в виде конкурентоспособной продукции (образовательных услуг и программ) Голик, А. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза [текст]/А. Голик // Высшее образование в России. — 2007. — № 7. — С. 133.

Методика, формирования комплексной стратегии развития вуза — лидера регионального рынка образовательных услуг, предполагает выбор базисной и частных стратегий развития вуза и его подразделений для повышения его конкурентоспособности с учетом стартового уровня развития вуза и его подразделений Малыгина, Е. Н. Методика формирования комплексной стратегии развития вуза — лидера регионального рынка образовательных услуг // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 3. — С. 59.

Проблема заключается в том, что предпринимаемые меры не всегда носят истинную стратегическую направленность. Неправильное понимание сути стратегического управления при выборе конкурентной стратегии приводят к реализации самого основного, логично возникающего желания вуза — стремления к захвату большей доли рынка для завоевания прочного положения Гвозденко, А. Н. Российские экономические вузы: имидж или доля рынка? [текст]/ А. Голик//Маркетинг в России и за рубежом. — 2006. — № 2. — С. 116.

Формирование и реализация всей совокупности конкурентных преимуществ в ходе конкурентной борьбы, ведущейся на разных уровнях национальной хозяйственной системы, обусловлены многообразием факторов, их сочетание, а так же связей, создающих сложности для их анализа управления. Для выявления этих взаимосвязей важно, прежде всего, определить взаимодействие между основными уровнями Гельвановский, М. И. Конкурентоспособность: микро-, мезои макроуровни. Вопросы методологии [текст]/ М.И. Гельвановский//Высшее образование в России. — 2006. — № 10. — С. 36.

А. Голик Голик, А. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза [текст]/А. Голик//Высшее образование в России. — 2007. — № 7. — С. 134. выделял два уровня факторов, включающих семь групп, влияющих на конкурентоспособность высшего учебного заведения (табл.1.2).

Обобщая взгляды отечественных ученых относительно факторов, влияющих на качество образования, составляющих качества образовательной услуги с точки зрения потребителей и уровня их удовлетворенности, могут быть представлены в следующей классификации.

1. Качество объекта получения образовательных услуг (абитуриент, студент, аспирант, слушатели подготовительных курсов, слушатели курсов повышения квалификации и т. п.).

Таблица 1.2

Система факторов внешней среды, влияющих на конкурентоспособность вуза

Уровень факторов

Группа факторов

Показатели

Макросреда

Социально;

политические

Межнациональные и межрегиональные взаимоотношения; политическая стабильность;

социальная напряжённость

Экономические

Конкурентоспособность страны; государственное регулирование (льготирование, дотирование отрасли); государственная поддержка развития человека, науки и инновационной деятельности;

налоговая политика (виды и ставки налогов);

развитие межгосударственных и региональных связей

Нормативно-правовые

Решения государственных органов власти и управления; нормативные акты министерств и ведомств; нормативные акты субъектов федеральных органов; национальная система стандартизации и сертификации

Региональная среда

Экономические

Конкурентоспособность субъекта и города, в котором расположен вуз; структура региональной экономики; государственная поддержка

(лицензирование, реализация национальных проектов)

Социально;

демографические

Численность и состав населения; уровень и качество жизни населения

Структурные

Структура рынка; наличие и возможности конкурентов; ёмкость рынка

Организационные

Отлаженность механизмов взаимодействия всех групп факторов национальной, региональной и местной среды, информационная обеспеченность

2. Качество субъекта предоставления образовательных услуг (школа, средне-специальное учебное заведение, ВУЗ), в том числе:

— качество программ обучения (структура и содержание);

— качество профессорско-преподавательского состава (квалификация, звание, ученая степень, уровень подготовки);

— качество методов обучения и воспитания (методика и технология преподавания);

— качество ресурсного обеспечения процесса предоставления услуг:

— материально-технического (учебные аудитории и лаборатории, оборудование, расходные материалы);

— информационно-методического (учебная литература, пособия, сборники задач, макеты, тренажеры и т. п.);

— качество научных исследований.

3. Качество процесса предоставления образовательных услуг, в том числе:

— качество организации и реализации применяемых технологий предоставления образовательных услуг (форма и содержание образовательных процессов, мотивационные факторы);

— качество контроля процесса предоставления образовательных услуг;

— качество результата процесса предоставления образовательных услуг (соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям государственного образовательного стандарта специальностей).

4. Степень удовлетворенности потребителей:

— высокая удовлетворенность потребителей (учащиеся, работодатели и др.) качеством образовательных услуг;

— высокая удовлетворенность преподавателей и сотрудников образовательного учреждения своей работой;

— высокая степень образованности членов общества.

Таким образом, сегодня на деятельность вуза оказывает влияние целый комплекс динамично развивающихся факторов, которые относятся к различным уровням конкурентной среды вуза в связи с чем более конкурентоспособным будет являться вуз, способный быстрее других адаптироваться к данным факторам и гибко реагировать на их изменения.

В мировом экономическом пространстве идут процессы глобализации и интеграции национальных экономик, что предъявляет определенные требования к содержанию подготовки будущих специалистов. Факторы макросреды едины для всех вузов страны, а микросреда у каждого региона своя Гельвановский, М. И. Конкурентоспособность: микро-, мезои макроуровни. Вопросы методологии [текст]/ М.И. Гельвановский//Высшее образование в России. — 2006. — № 10. — С. 32.

Внутренняя среда так же подвержена изменениям, она определяет потенциал вуза в области качества образовательных услуг и должна гибко реагировать на изменения внешней среды. При этом под внешними факторами следует понимать все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта на национальном или мировом рынке, а именно:

— меры государственного воздействия экономического характера (льготирование, дотирование отрасли, государственная поддержка науки и инновационной деятельности);

— меры административного характера (решения государственных органов власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, а также национальная система стандартизации и сертификации);

— основные характеристики самого рынка образовательных услуг (его емкость; наличие и возможности конкурентов; географическое местоположение);

— особенности социально-демографической среды (численность и состав населения, уровень и качество жизни);

— слаженность механизмов взаимодействия всех групп факторов национального, регионального и местного уровней Гельвановский, М. И. Конкурентоспособность: микро-, мезои макроуровни. Вопросы методологии [текст]/ М.И. Гельвановский//Высшее образование в России. — 2006. — № 10. — С. 35.

В условиях динамичной, изменчивой, нестабильной внешней среды для формирования конкурентных преимуществ, позволяющих вузу эффективно функционировать в долгосрочной перспективе, необходимо стратегическое управление путем проведения современных изменений как внутри вуза в соответствии с требованиями окружения, так и во внешней среде Романова И. Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. — Ульяновск: Средневолжский научный центр. — 2008. — 133 с.

Ранее выделенные основные факторы конкурентоспособности вуза, которые являются составляющими его внутренней среды. С целью систематизации перечисленных факторов для дальнейшей оценки уровня конкурентоспособности вуза их можно объединить в 5 обобщенных групп (финансово-экономические, маркетинговые, материально-технические, кадровые показатели, а также конкурентоспособность выпускников), дополнив каждую показателями конкурентоспособности вуза, расширяющими и дополняющими выделенные ранее факторы (таблица 1.3).

Таблица 1.3

Факторы внутренней среды, характеризующие конкурентоспособность вуза

Факторы конкурентоспособности

Показатели конкурентоспособности вуза

Финансовоэкономический: уровень доходов.

коэффициент обеспеченности одного студента денежными средствами из всех источников финансирования; коэффициент рентабельности предпринимательской деятельности;

коэффициент обеспеченности одного преподавателя денежными средствами из всех источников финансирования; среднемесячная заработная плата персонала; коэффициент соотношения внебюджетных и бюджетных источников финансирования.

Маркетинговый

рыночные показатели: доля рынка, емкость рынка; эффективность использования маркетингового инструментария;

уровень осведомленности потенциальных потребителей образовательных услуг о вузе.

уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг;

уровень приверженности к вузу.

Кадровый: количество и структура профессорско;

преподавательского состава

уровень квалификации научно-педагогических кадров; численность студентов;

коэффициент перспективности кадрового обеспечения; продуктивность докторских спецсоветов; продуктивность кандидатских спецсоветов; коэффициент выработки одного научно-педагогического работника;

коэффициент связи с академической наукой;

коэффициент интенсивности издания учебников, учебных пособий и монографий;

коэффициент стабильности кадров;

уровень трудовой дисциплины;

уровень издательской деятельности.

Конкурентоспособность выпускников: сведения о карьерном росте, независимая оценка компетенций

процент дипломов с отличием, рекомендации в аспирантуру; процент заявок на специалистов к общему выпуску; востребованность выпускников; коэффициент трудоустроенных;

представительство выпускников в политической, экономической, культурной элите города, региона; уровень владения иностранными языками и информационными технологиями; темпы карьерного роста.

Изученные факторы внешней и внутренней среды в значительной степени определяют его конкурентные преимущества, которые, руководствуясь методикой исследователя Л. А. Корчаговой, разделены по факторам конкурентоспрсобности вуза Корчагова, Л. А. Оценка конкурентоспособности вуза [текст]/ Л. А. Корчагова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2007. — № 5. — С. 51. К ним относятся:

1. Потенциал вуза: количество докторов наук, количество кандидатов наук, количество аспирантов, количество студентов.

2. Материально-техническая база: количество компьютеров, библиотечная база, наличие столовых и общежитий.

3. Образовательные услуги: качество; уникальность; форма и сроки обучения; методы обучения; защищенность лицензиями.

4. Цена: бюджетное обучение, контрактное обучение, скидки, формы и сроки оплаты, условия кредитования.

5. Каналы сбыта: обучение в вузе, обучение в филиалах, дистанционное

6. обучение, заочное обучение.

7. Продвижение образовательных услуг на рынке: реклама, индивидуальная реализация, участие в выставках конференциях, паблисити и другие.

Таким образом, любой вуз обладает довольно широким спектром факторов конкурентоспособности, увеличение значения которых будет являться конкурентным преимуществом.

Содержание обучения формируют государственные образовательные стандарты, а также профессионально-образовательные программы, разработанные вузом. Непосредственное влияние на качество образовательных услуг оказывают методы и средства обучения. Ядром вуза, определяющим качество обучения, является кадровый потенциал, от уровня профессионализма, владения современными методами и средствами обучения которого также зависит качество образовательных услуг Ливандовская, А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования [текст]/А. Ливандовская // Высшее образование в России. — 2006. — № 7. — С. 155.

Производственный (материально-технический) потенциал не менее важен — технологии не бывают без средств обучения. Важен и финансовый потенциал, так как он влияет на качество кадрового, производственного и информационного потенциала. Финансовый потенциал формируется за счет, как собственных источников, так и финансовых ресурсов, получаемых от государства Ливандовская, А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования [текст]/А. Ливандовская//Высшее образование в России. — 2006. — № 7. — С. 155.

Любой вуз обладает довольно широким спектром факторов конкурентоспособности, увеличение значения которых будет являться конкурентным преимуществом. В современных условиях изменилась не только конкурентная внешняя среда вуза, в которой вузы соперничают друг с другом, но и внутренняя среда, превратившая вуз в многофункциональное учреждение, целью которого является не только подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных и признанных работодателем и обществом в целом, но и поддержание их здоровья как главного трудового потенциала. Поэтому вузы вынуждены развивать комплекс социальных услуг, направленных на поддержание здоровья студентов на весь период обучения в вузе и сотрудников в процессе работы. Именно этот аспект — многофункциональность вуза, акцент на развитие социальных услуг, становится в настоящее время основным конкурентным преимуществом функционирования любого вуза, в связи, с чем для обеспечения максимального уровня конкурентоспособности вузам сегодня необходимо эффективное и комплексное применение маркетинга взаимодействия с целью решения проблемы конкурентоспособности.

Свойство вуза быть конкурентоспособным определяется двумя условиями: во-первых, качеством образовательной услуги, которую оказывает вуз. Вовторых, эффективностью деятельности по оказанию этих услуг (при одинаковом качестве услуг выше конкурентоспособность того вуза, где данное качество достигается и поддерживается с меньшими затратами ресурсов. Вклад качества образования в конкурентоспособность вуза представляется различным в зависимости от того, кто из заказчиков оплачивает предоставление услуг. По этому признаку рынок образовательных услуг разделен на два сектора: коммерческий (оплату услуг осуществляет потребитель) и общественный (оплату услуг осуществляет государство).

Введение

многоуровневого образования (бакалавр-специалист-магистр) также может способствовать повышению конкурентоспособности вуза благодаря приобретению следующих конкурентных преимуществ:

— предоставление услуг высшего образования (бакалавриат по четырехлетней программе) позволит вузам оптимизировать затраты по подготовке специалистов;

— право вуза выдавать диплом бакалавра (магистра), признаваемого за рубежом в регионах с активной внешнеэкономической деятельностью, существенно расширяет сферу приложения труда выпускников. Поэтому вуз, реализующий программы многоуровневой подготовки специалистов, получает конкурентное преимущество, предлагая студентам «конвертируемые» дипломы;

— развитие в вузе образовательных программ, предусматривающих многоуровневую подготовку, повышает его инвестиционную привлекательность, формирует возможности для привлечения ресурсов отечественных и международных фондов развития образования;

— за счет построения индивидуальных образовательных траекторий студентов как во время обучения в вузе, так и после его окончания, повышается качество образования.

Сегодня усилия многих российских вузов направлены на выработку новых организационных схем и экономических/механизмов, соответствующих изменившейся роли высшего образования в современном мире.

В рыночных условиях каждый вуз должен реализовывать свою собственную систему действий, перестраивать складывавшиеся десятилетиями направления подготовки специалистов, диверсифицировать набор образовательных услуг, осваивать маркетинг образовательной и научной деятельности Сагинова, О. В. Природа, и;характеристики образовательных услуг [текст]/О.В. Сагинова// Маркетинг. — 2005. — № 3 (82). — С. 53.

Функционирование вуза в рыночной среде предполагает его предпринимательскую активность, которая будет нацелена на широкое привлечение большого числа потребителей образовательных услуг Измайлова, М. Потребители образовательных услуг: модели поведения [текст]/ М. Измайлова //Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 2. — С. 107. Динамичное развитие рыночных отношений в стране и, усиление конкуренции в сфере образования ставят перед вузами вопросы обеспечения уровня собственной конкурентоспособности.

Новые условия предоставления образовательных услуг в России, такие, как переход от государственной монополии к многоукладной системе образования, вызвали необходимость перестройки работы образовательных учреждений в целом и вузов в частности. Конкурентная борьба за потребителя ужесточила требования к качеству и условиям предоставления услуг по обучению Сергеева, М. Г. Методические аспекты исследования рынка образовательных услуг при подготовке конкурентоспособного специалиста [текст]/ М. Г. Сергеева//Маркетинг в России и за рубежом. — 2007. — № 6. — С. 92.

Уровень конкурентоспособности вуза определяется собственными особенностями, а также воздействием разнообразных факторов внешней и внутренней среды. При этом наличие потенциальных внутренних факторов и комплекса факторов внешней среды недостаточно для обеспечения конкурентоспособности и является далеко не единственной составляющей конкурентной среды. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и в какой отрасли или экономической сфере применяются.

Наряду с факторами внешней и внутренней среды вуза имеется ряд специфических черт рынка образовательных услуг. Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят: широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда; органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений; образовательные фонды; ассоциации образовательных учреждений и предприятий; специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование и участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

Продукт вуза, который мы привычно называем образовательными услугами, на самом деле представляет собой комплекс различных товаров и услуг, включающих несколько элементов:

— собственно образовательные услуги;

— научные услуги, в т. ч. проведение научных исследований

— сопутствующие услуги:

— услуги гостеприимства, туризма, конференц-туризма;

— консалтинговые услуги;

— рекрутинговые услуги;

— товары, сопровождающие и обеспечивающие процесс обучения Сагинова, О. В. Природа, и;характеристики образовательных услуг [текст]/О.В. Сагинова // Маркетинг. — 2005. — № 3 (82). — С. 57.

Можно выделить следующие общие особенности образовательных услуг. По мнению ряда исследователей (С. Фишер, Дж. Стиглиц) образовательные услуги относятся к категории «общественных благ» Панкрухин, А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании / А. П. Панкрухин — М.: Интерпракс, 1995. — С.14. Общественными благами называются товары, работы и услуги, призванные удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок Панкрухин, А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании / А. П. Панкрухин — М.: Интерпракс, 1995. — С.14. Предоставление общественных благ, их оплату и ответственность за производство берет на себя государство. Например, С. Фишер подчеркивает, что забота государства о потреблении насущных благ не исключает сотрудничества со сферой бизнеса. Дж. Стиглиц относит одну часть образовательных услуг (начальное и среднее образование) к общественным благам, а другую (высшее, послевузовское, профессиональное) — к квазиобщественным Там же.

Образовательная услуга — специфическое производство в непроизводственной сфере. Ведь, с одной стороны, это нематериальное благо, поступающее в личное потребление. С другой же стороны, полезный эффект образовательной услуги проявляется в материальном производстве — но через известный промежуток времени и не всегда точно предопределен заранее Ованесян, Н., Лебедев, В. Маркетинг образовательных услуг [текст]/ Н. Ованесян, В. Лебедев// Высшее образование в России. — № 6. — 2005. — С. 158.

Особенностью образовательных услуг является активное участие потребителя в процессе предоставления услуги. Это объясняется сочетанием в них двух важнейших элементов — процесса и результата Сагинова, О. В. Природа, и;характеристики образовательных услуг [текст]/О.В. Сагинова// Маркетинг. — 2005. — № 3 (82). — С. 55.

Качество образовательной услуги может варьировать в зависимости от множества факторов, например, от профессионализма преподавателя, от времени ее оказания (с утра или вечером, когда накапливается усталость), от места ее предоставления и др. Кроме того, из-за фактора быстрого устаревания знаний образовательные услуги быстро теряют свою ценность для потребителя Романов, А. А. Потребители и рынок образовательных услуг [текст]/А. А. Романов//Высшее образование сегодня. — 2006. — № 9. — С. 16.

Образовательные услуги предоставляются, как правило, в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием и развитием личности обучающегося. Эти услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют в формировании, сохранении и развитии разнообразных способностей человека к труду, в специализации, профессионализации и росте его квалификации. Итак, можно сказать, что образовательные услуги непосредственно участвуют в формировании человеческого капитала.

Особенностью образовательных услуг является также то, что результат их получения невозможно сразу идентифицировать. Как правило, после потребления данного вида услуг ни у обученного, ни у эксперта никакой дополнительной осязаемости не прибавляется Романов, А. А. Потребители и рынок образовательных услуг [текст]/А. А. Романов//Высшее образование сегодня. — 2006. — № 9. — С. 15.

Образовательные услуги обеспечивают: реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении определенных профессий или получения образования, удовлетворения спроса на специалистов на рынке труда Васильченко, H. Г. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе//Маркетинг. — 2002. — № 6. — С. 12.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой