Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль мистики в современной жизни русских и американцев

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Мистическая составляющая сюжета ориентирована на соотношение происходящего в реальности с действиями призрака, который помогает тем, кто просит его об этом. Однако, призрак несчастной Насти помогает не каждому, а только достойному и чистому душей, что отражает ментальные составляющие русских о возможности получения помощи только в том случае, если ее заслужить. В отличие от американского… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Развитие мистического направления в современном американском и российском кинематографе
    • 1. 1. Тенденции развития современного американского кино
    • 1. 2. Тенденции развития современного российского кино
  • 2. Мистические составляющие современного американского и российского кинематографа и телевидения
    • 2. 1. Мистика в американском кинематографе и на телевидении
    • 2. 2. Мистика в российском кинематографе и на телевидении
  • Заключение
  • Список литературы

Роль мистики в современной жизни русских и американцев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Таким образом, отличительной особенностью американцев мистических мировоззрений, исходя из рассмотренных сюжетных линий, является терпимость к их проявлениям и разнообразию, отсутствие выраженного отрицания существования потусторонних сил. Помощь и взаимодействие с ними определяется, как приоритетная модель поведения американца.

2.

2. Мистика в российском кинематографе и на телевидении

В отличие от американской модели восприятия российская модель имеет менее длительную историю. Долгое время для российского обывателя нормой являлся атеизм и отрицание потусторонних сил и существования любых объектов, кроме материальных. Подобная позиция не стала ведущей для каждого, однако выражение сомнений в материальности не поощрялось. С падением государственной идеологии, включающей в себя атеизм, актуальность мистического направления для России возрастает в разы, особенно в свете популяризации и продвижения иностранных фильмов с мистическим сюжетом.

Собственный кинематограф, как уже было сказано в предыдущей главе, в России приходит в упадок, что определяет ведущую роль западных картин, в том числе американских и именно они начинают формировать мистические представления россиян. Однако, восприятие картины мира потусторонних явлений для русских определяется не только воспринятыми элементами, но и традиционными. В отличие от американцев наиболее актуальным для русских становится отражение не деятельности жителей потустороннего мира в их вредоносном аспекте, а напротив — плодотворный симбиоз. Для русских потусторонние существа не представляются выражено негативными или позитивными, их активность определяется в зависимости от ситуации. Чаще всего они проживают рядом и влияют опосредованно, скрыто, проявляя себя явно только в определенных, особенно важных случаях.

В частности, подобную концепцию представляет художественный фильм «Знак судьбы».

" Знак судьбы" - криминальная мистическая мелодрама. Сюжетная линия фильма заключается в том, что много лет назад помещик Павел Казанцев не смог простить своей любовнице Насте измену и закопал ее заживо в землю. На месте преступления он посадил липу.

Со временем липу спилили, и на этом месте стал появляться призрак. Деревенские жители не раз видели призрак несчастной девушки — у них появился обычай: в тяжелых ситуациях ходить к липе и просить Настю о помощи. В наше время Марина — жена преуспевающего бизнесмена Павла Казанцева тоже желает для себя счастья. Однако, они с мужем не могут найти общий язык и он после семейной ссоры отвозит Марину на дачу, где садит ее под домашний арест. На этом череда унижений от некогда любимого мужчины не заканчивается.

Марина случайно узнает, что у Олега есть любовница — Настя. От местных обитателей Марина слышит старинное предание о Настиной липе. Её поражает совпадение имен, она начинает выяснять подробности и случайно узнает, что муж хочет убить свою любовницу за измену.

Мистическая составляющая сюжета ориентирована на соотношение происходящего в реальности с действиями призрака, который помогает тем, кто просит его об этом. Однако, призрак несчастной Насти помогает не каждому, а только достойному и чистому душей, что отражает ментальные составляющие русских о возможности получения помощи только в том случае, если ее заслужить. В отличие от американского менталитета русский не предусматривает возможности замены ролей сил добра и зла. Они оцениваются явно и категорично в соответствие с классическим пониманием мученичества и самопожертвования.

Стремление к популяризации российского кино приводит и к стремлению соответствовать мировым стандартам, что формирует специфичные для западного мировоззрения сюжетные линии, в том числе и ориентированные на зрелищность. В частности, среди подобных проектов возможно отметить дилогию «Ночной дозор» и «Дневной дозор».

«Дозоры» сняты по одноименным книгам С. Лукьяненко, которые представляет потусторонний мир, сосуществующий в одном измерении с миром людей. Фактически среди людей живут и потусторонние существа — вампиры, оборотни, маги, перевертыши, ведьмы и пр. И существует некая служба — «Ночной дозор» и «Дневной дозор». В их задачи входит поддержание равновесия, то есть не позволять миру становится слишком негативным или слишком позитивным. Добро и зло должны сосуществовать. За этим особенно пристально следят «иные» — люди с особенными способностями, наделенные возможностью проникать между мирами, видеть недоступное людям и отличать нечисть от людей.

События фильма разворачиваются вокруг взаимоотношений главного героя Антона, его сослуживцев из дозора, девушки, которая ему нравится и его сыном, который должен стать особенным иным, способным изменить мироздание. Именно проблемы во взаимоотношениях с сыном и становятся причиной произошедших бед и несчастий, которые в результате приходят к благополучному концу и Антону удается вернуть обратно мир, исправить событие, которое могло повлечь за собой разрушение мироздания.

В отличие от американских фильмов с подобным сюжетом потусторонний мир очень мало пересекается с миром людей. Он существует сам по себе, в процесс не задействованы простые люди. Не существует некого — героя человека, которому предначертано осуществлять борьбу с силами зла и даже сами силы зла не определяются, как явно таковые. О них говорят «темные». Однако «темные» — вовсе не значит злые.

Они живут согласно своей природе, любят, умирают, работают. Редко для какого американского представителя потустороннего мира возможен подобный вариант развития событий. Американские силы зла слишком сосредоточены на своем прямом предназначении — вредительстве. Это не оставляет времени на обычные человеческие радости вроде распевания песен под балалайку или любовных свиданий. Потусторонние силы в России настроены более философски, менее озлоблены и представлены во вполне человеческим виде. С ними всегда можно договориться, если постараться.

Темная сторона представляет в человеческом обличии и в фильме «Темный мир».

Сюжет фильма заключается в том, что группа студентов-филологов отправляется в экспедицию по глухим северным деревням. После долгого путешествия на поезде и автобусе они обнаруживают загадочную старуху, которую предполагают опросить на предмет фольклора. Однако после любовной ссоры одна из девушек, Марина, бежит в лес и случайно попадает на кладбище, где в одном из могильников обнаруживает мумию, контакт с которой наделяет ее древней силой.

Далее группу студентов захватывают люди из организации, которая ищет силу, полученную главной героиней. Лидер этой группы признаётся, что ему уже 2500 лет, и он давно ищет артефакт, который удалось найти героине. Попадая в дальнейшем к лесным ведьмам, героиня узнает о давней войне с бесами, которым является захвативший ее человек. Также выясняется, что освобождение духа главного из бесов чревато катаклизмом. Чтобы узнать заклятие щита, героиня должна пройти посвящение в королевы Озёрных ведьм. Происходит схватка, в которой ведьмы побеждают. Однако Марина теряет всех своих друзей и, узнав о нелёгкой судьбе вечного существования ведьм, отказывается от своего дара.

Время поворачивается вспять, и группа благополучно возвращается назад, словно ничего и не было. Марина делает доклад о лапландских заговорах, однако, она снова встречается с главой бесов и видит неблагоприятное будущее.

Фильм представляет специфическую картину взаимоотношений людей с потусторонним миром, которая быстро перетекает во взаимоотношения между представителями потустороннего мира. Люди участвуют в данном процессе, как сторонние существа, явно просматривается политика невмешательства и склонность к принятию итогового факта.

Отличием российских представлений от американских в мистических сюжетных линиях является именно активность представителей человеческого рода. Если в американской культуре они находятся на передовой, то в понимании русских они отстранены и если принимают участие, то минимальное, не представляющее особенной значимости для общего исхода.

Несколько иная концепция предполагается с обращения сюжетной линии к взаимодействию с душами умерших, которая также, как и у американцев, является одним из приоритетных направлений в связи с верой русских в загробный мир.

Души умерших могут находиться среди живых по сходной с американцами причине — незавершенные дела, обиды, желание мести. Среди живых они ищут помощников, которые будут в силах сделать то, что не в состоянии сделать они сами.

Особенно актуальным данное направление представляется для телевизионных проектов. Мистические сериалы приобретают все большую популярность и становятся неотъемлемой частью программы телепередач.

В частности, одним из примеров характерной модели взаимодействия с душами умерших является телевизионный сериал «Здесь кто-то есть».

Телесериал «Здесь кто-то есть» начинается с того, что молодая семья переезжает в старый дом. Они хотят улучшить условия жизни, поэтому подбирают себе обширное имение для жизни. Радужное будущее сулит множество приятных тихих вечеров, но это лишь первое ощущение. Проходит совсем немного времени, и начинают происходить странные события. Хлопают двери, открываются окна, а по ночам кто-то ходит по коридору. Младшая дочь начинает видеть призраков девушки и мальчика. Сюжет разворачивается достаточно динамично и в него вплетаются все новые составляющие.

Призраки девушки и мальчика — это убитые в доме брат и сестра, тела которых были сброшены в строительный колодец. Убиты же они были по причине того, что получили в наследство некий артефакт, которые давал удачу во всех делах. Однако, за удачу необходимо было платить и человек, который его похитил, многие годы был вынужден приносить в жертву девушек, пока однажды все не открылось и он не был убит призраком обманутой девушки. В итоге активной помощи жителей дома призракам удалось упокоиться, зло было наказано, и жизнь вошла в свою обычную колею.

Борьба с мистическими силами потустороннего мира, пытающимися захватить мир людей, представлена в сюжетной линии сериала «Пока цветет папоротник».

Сюжетная линия сериала завязана на том, что Кирилл, его сестра Саша и еще несколько случайных попутчиков неожиданно оказываются в далекой Сибири. Среди вековых кедров и обрывистых скал Алтая их закружил водоворот приключений. Герои даже не могли предположить, что все случившееся с ними — не просто цепь совпадений, а невидимая борьба мистических сил, которые представляют древние колдуны, живущие в горах Алтая — Агапа и Аржан. Их цель — пробить грань между темным миром и миром людей. Кирилл неожиданно для себя становится хранителем древнего артефакта, который является ключом, способным открыть проход между мирами. Его цель — уберечь ключ и не позволить Агапе разрушить мир людей, впустив в него темных призраков потустороннего мира.

В противовес мистическим американским сюжетным линиям сам по себе мистический сюжет не является явно приоритетной основополагающей, он переплетен с жизненными событиями героев. На протяжении сюжетной линии они любят, ссорятся, встречаются и разводятся, жизнь призраков протекает вместе с их жизнью и в итоге они помогают друг другу.

В целом, возможно отметить, что в отличие от американских сюжетных линий российские представляют более жизненную концепцию мистики и сосуществования потустороннего мира с миром людей. Мир людей и потусторонний мир не враждует, они не связаны друг с другом явными противоречиями. Противоречия определяются между самими существами извне. Люди могут помочь их решить, но сами по себе не могут становиться их причиной. Подобное разделение является фактором особенностей менталитета американцев и русских, подразумевающим активность самого человека в определении собственной судьбы.

Заключение

Таким образом, было выявлено, что американские мистические представления весьма многогранны, что отражается в современном художественном кино, имеющем мистический сюжет. Подобная особенность складывается исходя из мультикультурности американского общества, воспринимающего мифологию всех проживающих на территории США многочисленных народов.

Также возможно отметить, что российский и американские мистические представления формировались, исходя из различных тенденций, и американцы имеют более обширный опыт в мистических представлениях, чем российский обыватель. Современные жители России во многом перенимают иностранные мистические мировоззрения, в том числе и благодаря кинематографу тогда, как собственный кинематограф с мистической сюжетной линией находится фактически на начальной стадии развития.

Отличительной особенностью американских мистических мировоззрений, исходя из рассмотренных в работе сюжетных линий, является терпимость к их проявлениям и разнообразию, отсутствие выраженного отрицания существования потусторонних сил. Помощь и взаимодействие с ними определяется, как приоритетная модель поведения американца.

В отличие от американских представлений в российских потусторонний мир очень мало пересекается с миром людей. Он существует сам по себе. Не существует некого героя — человека, которому предначертано осуществлять борьбу с силами зла и даже сами силы зла не определяются, как явно таковые.

Отличием российских представлений от американских в мистических сюжетных линиях является именно активность представителей человеческого рода. Если в американской культуре они находятся на передовой, то в понимании русских они отстранены и если принимают участие, то минимальное, не представляющее особенной значимости для общего исхода.

Наиболее сходной представляется концепция американцев и русских относительно существующей системы взаимодействий между человеком и душами умерших. Души умерших могут находиться среди живых по сходной с американцами причине — незавершенные дела, обиды, желание мести. Среди живых они ищут помощников, которые будут в силах сделать то, что не в состоянии сделать они сами.

Отличия в мистических представлениях между американцами и русскими во многом сформировались благодаря специфике традиционных мифологических представлений. Для России мифология — ограниченное пространство. Потусторонний мир населен существами, которые не определялись, как явно враждебные, настроенные на то, чтобы принести человеку вред в связи с чем сам человек определял в качестве факторов взаимодействия с ними принцип невмешательства. При контакте же приоритетной линией становились переговоры, что и отражается в сюжетных линиях кинематографа.

Для представителей народностей, проживающих в США, возможности мифологизации более обширны, а нетерпимая к потустороннему католическая церковь и протестантизм определяют и нетерпимость к возможности иной модели поведения, чем борьба. При этом функции борьбы накладываются и на человека, благодаря чему отражается его крайне активная позиция. Если для русской сюжетной линии более актуальной представляется модель борьбы потусторонних сил за пространство, то для американцев актуален сам человек и его бессмертная душа.

Подобные различия на современном этапе еще являются выраженными. Однако, в свете стремления к некому единому концепту, на который ориентирован современный зритель, различия постепенно сглаживаются и кинематограф ориентируется не на традиционные ценности и составляющие менталитета, а на требования зрителей, для которых более привлекательна американская модель.

Список литературы

Астафурова Т. Н. Коммуникативное поведение: проблемы межкультурного общения // Социальная коммуникация. — М.: Академия, 2001. С. 46- 68.

Гуревич И. С. Стереотип // Современная западная социология. Словарь. — М.: ЮКЭА, 2010. — 614 с.

Гусева А.С., Ниесов И. В. Психологические технологии манипулирования массовым бессознательным: современное состояние и перспективы использования // Политический маркетинг. — 2001. — N 1. — С.75−77.

Дондурей Д. Энциклопедия частной жизни// Телевидение: режиссура реальности/Сост. Д. Дондурей. — М.: Искусство кино. 2011.

Ионин Л. Г. Социология культуры — М.: Академия, 1998. — 319 с.

Кононов В. Кинематограф как оружие фильма [электронный ресурс] - режим доступа:

http://wv2.vrazvedka.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=66:—&catid=88 888 895&Itemid=88 888 898 (дата обращения 31.

11.2013)

Лайков А. Ю. Кинобизнес в России: ограничения и риски //Менеджер кино — 2010 — № 2. — с. 11−18.

Милославская С. К. Межкультурная коммуникация в сфере задач межкультурной коммуникации // «Мир русского слова» — № 04 — 2001. — с. 46−58.

Новикова А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. — М.: Алетейя, 2010.

Семендяева О. Ю. Критический анализ концепций «стереотипа» в социальной психологии США // Социологические теории и социальные изменения в современном мире. — М.: Элита, 2011. — с. 219 — 247.

Кононов В. Кинематограф как оружие фильма [электронный ресурс] - режим доступа:

http://wv2.vrazvedka.ru/index.php?option=com (дата обращения 15.

11.2013)

От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Р. Родригес; в ролях: К. Тарантино, Х. Кейтель, Дж. Клуни; Paramount Films. — М.: Премьер-видеофильм, 2002. — Фильм вышел на экраны в 1996.

Дракула [Видеозапись] / реж. Ф. Ф. Коппола; в ролях: Г. Олдман, В. Райдер, К. Ривз; Columbia Pictures. — М.: Премьер-видеофильм, 1995. — Фильм вышел на экраны в 1992.

Ван Хельсинг [Видеозапись] / реж. С. Сомерс; в ролях: Х. Джекман, К. Бекинсейл, Р. Роксбург; Universal Pictures. — М.: Премьер-видеофильм, 2004. — Фильм вышел на экраны в 2004.

Константин — повелитель тьмы [Видеозапись] / реж. Ф. Лоуренс; в ролях: К. Ривз, Р. Вайвс, Т. Суинтон; Warner Bros. — М.: Премьер-видеофильм, 2005. — Фильм вышел на экраны в 2005.

Братья Гримм [Видеозапись] / реж. Т. Гиллим; в ролях: Х. Леджер, Л. Хеди, Д. Прайс; Metro-Goldwyn-Mayer Pictures. — М.: Премьер-видеофильм, 2005. — Фильм вышел на экраны в 2005.

Нерожденный [Видеозапись] / реж. Д. Гойер; в ролях: О. Юстман, Г. Олдман, М. Гуд; Rogue Pictures. — М.: Премьер-видеофильм, 2009. — Фильм вышел на экраны в 2009.

Астрал [Видеозапись] / реж. Д. Ван; в ролях: П. Уилсон, Р. Бирн, Л. Уоннелл; Alliance Films. — М.: Премьер-видеофильм, 2011. — Фильм вышел на экраны в 2011.

Астрал 2 [Видеозапись] / реж. Д. Ван; в ролях: П. Уилсон, Р. Бирн, Л. Уоннелл; Alliance Films. — М.: Премьер-видеофильм, 2013. — Фильм вышел на экраны в 2013.

Милые кости [Видеозапись] / реж. П. Джексон; в ролях: М. Уолберг, Р. Вайс, С. Ронан; DreamWorks. — М.: Премьер-видеофильм, 2009. — Фильм вышел на экраны в 2009.

Гримм [Видеозапись] / реж. Д. Кроуф; в ролях: Д. Гвинтоли, Р. Хорнсби, Б. Таллоч; NBC. — М.: Премьер-видеофильм, 2011. — Фильм вышел на экраны в 2011.

Медиум [Видеозапись] / реж. Г. Г. Керон; в ролях: П. Аркет, М. Сандоваль, Д. Кьюбит; NBC. — М.: Премьер-видеофильм, 2005. — Фильм вышел на экраны в 2005.

Знак судьбы [Видеозапись] / реж. О. Филипенко; в ролях: О. Красько, Н. Антонова, Д. Рудыченко; Стар — Медиа. — М.: Монолит, 2007. — Фильм вышел на экраны в 2007.

Ночной дозор [Видеозапись] / реж. Т. Бекмамбетов; в ролях: К. Хабенский, В. Меньшов, В. Вержбицкий; Базелевс — Продакшнс. — М.: Табак, 2004. — Фильм вышел на экраны в 2004.

Дневной дозор [Видеозапись] / реж. Т. Бекмамбетов; в ролях: К. Хабенский, В. Меньшов, М. Прошина; Базелевс — Продакшнс. — М.: Табак, 2005. — Фильм вышел на экраны в 2005.

Темный мир [Видеозапись] / реж. А. Мегердичев; в ролях: А. Сидоров, С. Иванова, И. Жидкоа; Central Partnership. — М.: СТС, 2010. — Фильм вышел на экраны в 2010.

Здесь кто-то есть [Видеозапись] / реж. Н. Крутиков; в ролях: Г. Шевякова, Н. Салопин, Н. Бровина; Аватар — фильм. — М.: Амедиа, 2010. — Фильм вышел на экраны в 2010.

Пока цветет папоротник [Видеозапись] / реж. Е. Бедарев; в ролях: А. Петров, С. Суханова, Т. Орлова; СТС. — М.: СТС, 2012. — Фильм вышел на экраны в 2012.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Н. Коммуникативное поведение: проблемы межкультурного общения // Социальная коммуникация. — М.: Академия, 2001. С. 46- 68.
  2. И. С. Стереотип // Современная западная социология. Словарь. — М.: ЮКЭА, 2010. — 614 с.
  3. А.С., Ниесов И. В. Психологические технологии манипулирования массовым бессознательным: современное состояние и перспективы использования // Политический маркетинг. — 2001. — N 1. — С.75−77.
  4. Дондурей Д. Энциклопедия частной жизни// Телевидение: режиссура реальности/Сост. Д. Дондурей. — М.: Искусство кино. 2011.
  5. Л.Г. Социология культуры — М.: Академия, 1998. — 319 с.
  6. В. Кинематограф как оружие фильма [электронный ресурс] - режим доступа: http://wv2.vrazvedka.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=66:--&catid=88 888 895&Itemid=88 888 898 (дата обращения 31.11.2013)
  7. А.Ю. Кинобизнес в России: ограничения и риски //Менеджер кино — 2010 — № 2. — с. 11−18.
  8. С. К. Межкультурная коммуникация в сфере задач межкультурной коммуникации // «Мир русского слова» — № 04 — 2001. — с. 46−58.
  9. А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. — М.: Алетейя, 2010.
  10. О. Ю. Критический анализ концепций «стереотипа» в социальной психологии США // Социологические теории и социальные изменения в современном мире. — М.: Элита, 2011. — с. 219 — 247.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ