Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль упаковки для молокопродукции

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поддержание упаковки в соответствии с требованиями сегодняшнего дня обычно требует небольших, но регулярных изменений, настолько тонких, чтобы покупатель их даже не замечал. Однако некоторые варианты упаковки, наоборот, требуют сложных решений, решительных действий и значительных затрат. Но несмотря на то, какие изменения требуются — большие или маленькие — маркетологам необходимо сопоставить… Читать ещё >

Роль упаковки для молокопродукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение

    3

  • 1. Теоретические основы использования упаковки для молокопродукции …5
  • 2. Анализ упаковки продукции ООО «Белая сила» 20
    • 2.1 Общая характеристика ООО «Белая сила» 20
    • 2.2 Упаковка продукции ООО «Белая сила» 21
    • 2.3 Пути улучшения упаковки продукции 23
  • Заключение

    26

  • Список литературы

    28

  • Приложения
  • Введение
  • В последнее время многочисленные факторы сделали упаковку важным маркетинговым инструментом. Повышение роли самообслуживания в связи с развитием сети супермаркетов предполагает, что теперь упаковке приходится выполнять множество задач в сфере продажи, начиная с привлечения внимания и описания товара и заканчивая совершением акта продажи.
  • В связи с переходом российской экономики на рыночные рельсы в стране активно развивается система маркировки, соответствующая международным стандартам. Однако подавляющее большинство российских потребителей просто не знают расшифровку многих знаков, поэтому при покупке товара (услуги) не всегда получают полную и достоверную информацию о нем.
  • Данная тема актуальна, поскольку упаковка способствует различению товаров на перегруженном рынке, а также признанию компании (или товара) у покупателей. Маркировка в свою очередь является неотъемлемой частью упаковки, сообщая о ценных свойствах торговой марки и информируя покупателей.
  • Актуальность данной темы подчеркивается и тем, что сегодня в обстановке жесткой конкуренции упаковка может оказаться для производителя последним шансом привлечь внимания покупателей.
  • Предметом исследования является упаковка и маркировка товара.
  • Объект исследования — ООО «Белая сила».
  • Цель данной работы — изучить упаковку и маркировку товара и их роль в его продвижении на рынке.
  • Задачи следующие:
  • 1. Понять сущность упаковки и маркировки;
  • 2. раскрыть основные способы упаковки товара;
  • 3. рассмотреть российский рынок упаковки;
  • 4. изучить основные маркировочные знаки;
  • 5. проанализировать упаковку продукции ООО «Белая сила»;
  • 6. дать основные рекомендации по улучшению упаковки продукции ООО «Белая сила».
  • Методы, используемые при изучении данного вопроса — анализ, синтез и дедукция.
  • 1. Теоретические основы использования упаковки для молокопродукции
  • 1.1 Упаковка товара
  • Многие товары, которые предлагаются на рынке, приходиться упаковывать. Некоторые маркетологи даже называют упаковку «пятым Р» после цены, товара, места и продвижения, хотя большинство из них склонны считать упаковку одним из элементов товарной стратегии [10, стр. 649].
  • Понятие упаковки можно трактовать по-разному.
  • Упаковка — тара, материал, в который помещается товар, для сохранения его свойств после изготовления и придания компактности [13, стр. 722].
  • Упаковка — важный носитель рекламы товара [12, стр. 723].
  • Упаковка — деятельность по разработке и производству жесткой или мягкой оболочки для товара [10, стр. 649].
  • Упаковка — часть планирования продукции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает и производит свою упаковку, включающую саму тару, в которую помещается продукция, этикетку и вкладыши [11, стр. 178].
  • Непосредственно тарой могут быть картонный ящик, целлофановая упаковка, стеклянная, алюминиевая посуда или банка, бумажный пакет или их сочетание. Продукция часто помещается более чем в одну упаковку. Например, изделия из дробленого зерна упаковывают в небольшие картонные коробки и затем перевозят в больших гофрированных ящиках. Часы заворачивают в ткань, а потом кладут в пластмассовую коробку.
  • Этикетка содержит фирменное название продукции, символ компании, состав, рекламные материалы, коды для хранения и инструкции для использования.
  • Вкладыши — детальные инструкции и указания о мерах предосторожности для сложной или опасной продукции, которые хранятся в упаковках лекарств, игрушек и т. д., или купоны, призы, брошюры с рецептами [11, стр. 178].
  • Сама упаковка появилась в глубокой древности. Первобытные люди носили дикие ягоды и фрукты из леса в свои пещеры в шкурах животных или сплетенных из травы корзинах. Восемь тысяч лет тому назад китайцы изобрели разнообразные глиняные емкости для хранения твердых предметов и жидкостей. Древние египтяне создали для хранения жидкостей стеклянные сосуды. К началу средневековья в разряде упаковочных материалов уже числились кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло. В течение многих веков задачами упаковки были хранение, защита и транспортировка товаров [9, стр. 302].
  • В последнее время упаковка превратилась в одно из действенных орудий маркетинга. Хорошо спроектированная упаковка может оказаться для потребителей дополнительным удобством, а для производителей — дополнительным средством стимулирования сбыта товара. Расширению использования упаковки в качестве орудия маркетинга способствуют самые разные факторы:
  • § Самообслуживание в торговле. Все большее число товаров продают в универсамах и магазинах методом самообслуживания. В этих условиях упаковка должна выполнять многие функции продавца — она должна привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушить потребителю уверенность в этом товаре и произвести благоприятное впечатление в целом.
  • § Рост достатка потребителей. Растущий достаток потребителей означает то, что они готовы заплатить немного больше за удобство, внешний вид, надежность и престижность улучшенной упаковки.
  • § Образ фирмы и образ марки. Фирмы осознают действенную мощь хорошо спроектированной упаковки как помощника потребителя в мгновенном узнавании фирмы или марки. Например, любой покупатель пленки тотчас узнает знакомые желтые коробочки с пленкой «Kodak».
  • § Возможности для новаторства. Новаторство в упаковке может принести производителю большие выгоды. Создание в 1899 году упаковки, сохранявшей свежесть печенья «Унида» (картон, внутренняя и внешняя бумажная обертка), позволило увеличить продолжительность хранения товара в магазине по сравнению с обычной для того времени тарой в виде коробок и бочек [9, стр. 303].
  • Упаковка выполняет следующие функции:
  • § предохраняет товар, обеспечивает его сохранность;
  • § облегчает хранение и демонстрацию товара;
  • § содержит информацию о товаре и его марке;
  • § способствует продвижению товара, в первую очередь за счет содержащихся на ней рекламных сообщений;
  • § облегчает покупателям транспортировку и хранение товара;
  • § облегчает покупателям использование содержимого;
  • § упрощает для покупателей утилизацию и переработку упаковки [5, стр. 323].
  • Разработка эффективной упаковки для нового товара требует принятия большого числа решений. Прежде всего, необходимо создать концепцию упаковки. Концепция упаковки — определение того, какой должна быть упаковка, и какую роль она должна сыграть для конкретного товара [10, стр. 650].
  • При принятии решения относительно упаковки должны учитываться следующие ключевые факторы:
  • § Размер, цвет и форма упаковки. При выборе размеров нужно учитывать период хранения (как долго продукт сохраняет свою свежесть), удобство, традиции и конкуренцию. Выбор цвета и формы зависит от образа, который создается для марки.
  • § Количество вариантов упаковок для одного товара. Зависит от конкуренции и использования фирмой множественной сегментации. Продавая товар в упаковке всех размеров, существующая фирма может затруднить новой фирме получение поддержки каналов сбыта, максимального пространства на полках, а также выход на различных потребителей.
  • § Упаковочный материал. Наиболее распространенными являются картон, пластик, металл, стекло, целлофан и т. д. При этом необходимы компромиссы. Например, целлофан позволяет показывать товары, но очень легко рвется; картон относительно дешев, но труден для открывания. Кроме того, нужно определить, насколько новаторской должна быть упаковка. Так, фирма «Оушен Спрей» и другие компании используют для напитков стерильные бумажные бутылки, которые позволяют хранить их без охлаждения. Они сочетают преимущества многократного закрывания с быстротой охлаждения.
  • § Место, содержание и размер этикетки. Этикетка должна выделяться, на ней должны быть указаны названия компании и марка. Вкладыши в упаковку включают рецепты, указания по использованию, меры безопасности, купоны для будущих покупок.
  • § Соответствие дизайна упаковки маркетинговой стратегии. Хорошо известная марка духов может быть экстравагантно упакована, продаваться в ограниченном числе магазинов, рекламироваться в журналах, рассчитанных на наиболее обеспеченную аудиторию, и реализовываться по высокой цене. В противоположность этому фирма, выпускающая духи, имитирующие ведущие марки, использует упаковку попроще, продает дешевле и не использует рекламу.
  • § Стоимость упаковки. Как известно, общие издержки фирм могут достигать миллионов рулей. Относительная стоимость упаковки может доходить до 40% розничной цены — в зависимости от целей и степени упаковки [11, стр. 181−183].
  • Выбрав и представив упаковку, компания должна регулярно ее проверять на соответствие меняющимся вкусам покупателей и технологическим новшествам. В прошлом дизайн упаковки мог оставаться неизменным на протяжении 15 лет, прежде чем возникала необходимость изменений. Однако в современной быстро меняющейся среде большинству компаний приходится обновлять внешний вид своих товаров каждые два-три года.
  • Поддержание упаковки в соответствии с требованиями сегодняшнего дня обычно требует небольших, но регулярных изменений, настолько тонких, чтобы покупатель их даже не замечал. Однако некоторые варианты упаковки, наоборот, требуют сложных решений, решительных действий и значительных затрат. Но несмотря на то, какие изменения требуются — большие или маленькие — маркетологам необходимо сопоставить затраты и факторы риска с одной стороны, а с другой — оценить не только воздействие на восприятие покупателями ценных свойств, добавленных к товару новой упаковкой, но и степень достижения маркетинговых целей [10, стр. 650].
  • Например, компания «Pepsi» израсходовала в 1996 году 500 млн. долларов на переоформление упаковки своего напитка Pepsi (основной красный цвет был заменен синим), однако результаты исследований показали, что эта мера практически не повысила внимание покупателей к товару и существенно не повлияла на конкурентное превосходство основной соперницы — компании «Coca-Cola». Перемену заметили лишь половина покупателей этого напитка и всего 18% сочли, что изменение сделало упаковку более привлекательной [10, стр. 651].
  • Упаковка — важный метод коммуникации с потребителем. Она демонстрирует марку, указывает состав и направления использования, отражает образ марки и демонстрирует продукцию. Упаковка является инструментом продвижения. Это особенно важно при самообслуживании, а также для фирм, специализирующихся на товарах, приобретаемых импульсивно, таких, как конфеты. Упаковка также напоминает о товаре после его покупки.
  • Упаковка — важный элемент планирования новой продукции. Более того, ряд фирм смогли представить существующие товары как новые, изменяя их упаковку. Среди примеров продукции, которая была успешно модифицирована и представлена в качестве новой благодаря инновациям в упаковке, — аэрозольные баллоны для дезодорантов, одноразовые контейнеры для молока, напитков, алюминиевые контейнеры для быстро приготавливаемой пищи, прозрачная упаковка для мяса [11, стр. 179−180].
  • Таким образом, принимая решение относительно упаковки необходимо учитывать интересы общества, непосредственного покупателя и самой компании.
  • 1.2 Способы упаковки
  • В настоящее время к основным способам упаковки относят следующие:
  • 1. Упаковка в термоусадочные пленки. В качестве термоусадочных пленок используют пленки, которые могут сокращаться при нагревании и при этом плотно обтягивать упакованные в них изделия. К преимуществам упаковки в термоусадочные пленки по сравнению с традиционными пленочными упаковками относятся уменьшение объема упаковки за счет плотного обтягивания товара, относительно меньшая масса пленок. Упаковка в усаживающуюся пленку часто бывает дешевле и привлекательнее на вид, чем обычный ящик из картона, она защищает товар от воздействия окружающей среды.
  • Термоусадочные пленки применяются для упаковки разнообразных продуктов питания, банок, бутылок, галантерейных и хозяйственных изделий, газет, журналов, канцелярских товаров.
  • Возможные варианты упаковывания могут быть условно разделены на три основные группы: единичная, групповая и штабельная упаковка.
  • Единичная упаковка (штучная, индивидуальная) — каждое отдельное изделие обертывается пленкой.
  • Групповая упаковка — предварительно комплектуется набор из нескольких однотипных или разнотипных изделий, которые затем обертываются пленкой. Этот вид упаковки может применяться в качестве транспортной тары.
  • Штабельная упаковка — на жесткий поддон укладываются несколькими рядами изделия (мешки, коробки, лотки), которые сверху покрываются чехлом из термоусадочной пленки и подаются в печь. После усадки получается компактный штабель, который можно легко перемещать подъемно-транспортными средствами.
  • Процесс упаковывания в термоусадочную пленку включает в себя следующие операции: укладка товара на подложку (лоток, поддон); обертывание пленкой; сварка пакета; усадка (прохождение через усадочную камеру); охлаждение изделий.
  • 2. Упаковка в растягивающиеся пленки (стрейч-пленки). Главное преимущество этого типа пленок состоит в том, что они не требуют тепловой обработки. Растягивающиеся пленки применяются в следующих случаях:
  • § скрепление пакетов грузов правильной формы;
  • § упаковывание продукции, чувствительной к нагреву;
  • § упаковывание продукции, которая в процессе хранения и транспортирования может уплотняться.
  • Преимущества упаковки в растягивающуюся пленку по сравнению с упаковкой в термоусаживающуюся пленку состоит в следующем:
  • § экономия энергии (отсутствие операции в усадочной камере);
  • § экономия материала (применение более тонких пленок);
  • § экономия производственной площади.
  • На практике эти два способа не только конкурируют, но и дополняют друг друга. В том случае, когда примерно одинаковые грузы поступают с достаточно большим интервалом, предпочтительна растягивающаяся пленка. Когда важна скорость, а размеры грузов очень разные, предпочтительна упаковка в термоусаживающуюся пленку.
  • 3. Асептическая упаковка. В настоящее время эта технология широко используется для упаковывания жидких продуктов (молоко и молочные продукты — более 65%, соки — более 25%, пасты и супы — 10%). Наиболее распространенная схема асептического упаковывания пищевых продуктов включает три стадии: стерилизация упаковочного материала; термическая обработка пищевого продукта; расфасовка и запечатывание упаковки.
  • При асептическом упаковывании продукт и упаковка стерилизуются раздельно, затем упаковка заполняется и укупоривается в стерильных условиях.
  • В настоящее время имеется большой выбор материалов: используют банки из белой жести и алюминия, стеклянные и пластмассовые бутылки, пакеты, упаковки из комбинированных материалов «Bag-in-Box» (пакет в коробке). Для упаковывания молочных продуктов используют прямоугольные пакеты «Tetra-Pak», «Brick-Pak», «Pure-Pak», «Ultra-Pak» из комбинированных материалов, самым распространенным из которых является картон — алюминиевая фольга.
  • Асептическое упаковывание позволяет сохранить органолептические и вкусовые характеристики пищевого продукта значительно дольше, чем при упаковывании в обычных условиях. Проводимая перед расфасовкой продукта его термическая обработка помогает избавиться от вредных микроорганизмов.
  • 4. Упаковка под вакуумом. В процессе хранения многих пищевых продуктов происходят химические и микробиологические изменения, важную роль в которых играют кислород, свет и температура в совокупности.
  • Для устранения вредного влияния кислорода на продукты используют различные приемы: удаление кислорода, применение защитных газов, замораживание продуктов. Наиболее доступным является упаковывание, при котором кислород удаляется с помощью вакуума. Для вакуумного упаковывания используют чаще термоусадочные пленки, термоформованные материалы и Skin-упаковки.
  • При использовании термоусадочной пленки продукт, например кусок мяса, упаковывается в вакууме в стрейч-пленку с высокими барьерными свойствами. После обертывания куска мяса производится отсос воздуха из упаковки в специальной камере с последующим обжатием ее при помощи металлического зажима или термосваркой.
  • Распространены также термоформованные упаковки для свежего мяса в виде лотка из термопласта или вспененного материала, на котором размещают продукт, а сверху приваривается пленка, из-под которой предварительно выкачивается воздух и создается вакуум.
  • Некоторой разновидностью такой упаковки является Skin-упаковка фирмы «Cryovac», повторяющая после термообработки контуры продукта за счет плотного облегания («вторая кожа»).
  • 1.3 Российский рынок упаковки
  • Современная упаковочная промышленность является достаточно новым явлением в России. На протяжении 1990;х гг. российский рынок упаковки рос наряду с потребительскими рынками, а сильные макроэкономические тенденции, начавшиеся с 2000 года, создали процветающий рынок с ежегодными темпами роста 10−12%. В 2008 году рынок упаковки преодолел отметку в 20 млрд. долларов и, согласно единодушному мнению аналитиков, активный рост продолжится в период с 2009 по 2009 год.
  • На сегодняшний день бумажная и картонная упаковка преобладают на российском рынке, и их доля быстро увеличивается. Пластик, стекло и металл сохраняют меньшие доли, в то время как деревянная упаковка встречается крайне редко [см. Таблицу 1]. С развитием российского рынка упаковки, вероятно, пластик будет играть все более значимую роль.
  • Таблица 1
  • Российский рынок упаковки
  • Вид упаковки

    Доля на рынке, %

    Бумага/картон

    Пластик

    Стекло

    Металл

    Дерево

    Композитные материалы

    • На сегодняшний день России принадлежит только 2% от уровня производительности всемирной упаковочной индустрии. Этого недостаточно для удовлетворения растущего внутреннего спроса, однако активно идут инвестиции в данную отрасль промышленности, перспективы на будущее представляются ясными. Согласно экспертным данным, российские производители упаковки осуществляют инвестиции в современные технологии и улучшение функциональных возможностей графических средств. В период с 2002 по 2009 гг. Россия импортировала более 500 современных флексографических печатных машин.
    • Бумажная упаковка является одним из наиболее быстро растущих секторов лесной, бумажной и упаковочной промышленностей, при этом за последние годы практически все сегменты демонстрируют существенное увеличение показателей. Потребление бумаги-основы — тарного картона, картона и мешочной крафт-бумаги — увеличилось на 10% в совокупном объеме в 2009 году. Рост упаковочных материалов из бумаги-основы отражен в росте переработанных продуктов [см. Таблицу 2].
    • Таблица 2
    • Производство отдельных видов бумажной упаковки в России
    • Материалы

      Единицы

      2008 г.

      2009 г.

      Рост

      Картонные коробки

      Миллионы м3

      1,732

      1,939

      +12%

      Бумажные пакеты

      Миллионы штук

      0,487

      0,526

      +8%

      Потребительские бумажные и картонные контейнеры

      Килотонны

      0,098

      0,124

      +26%

      • Размеры прибыли переработчиков разнятся, поскольку рост спроса опережает рост поставок, за счет чего цены остаются более высокими, чем на зрелых рынках.
      • Картонная упаковка преимущественно используется в пищевой, химической промышленности (включая косметику) и производителями бытовой и офисной техники. Около 70% производства картонной упаковки в России приходится на гофрированный картон, 80% которого используется для перевозки грузов. Уровень потребления гофрированного картона на душу населения в России значительно ниже, чем в Европе, следовательно, дополнительный рост можно ожидать, когда повысится уровень жизни российских потребителей.
      • Основными российскими производителями гофрированного картона и коробок являются «Камская бумажная компания» (г. Набережные Челны), «Готэк», «Санкт-Петербургский картон». Крупнейшими производителями, принадлежащими иностранным компаниям, являются «Stora Enso Packaging» (Финляндия), «SCA Packaging» (Финляндия) и «Smurfit Kappa» (Ирландия).
      • Пластиковая упаковка является вторым по важности упаковочным материалом, производимым в России. Спрос на нее растет, а производители все для того, чтобы удовлетворить его, осуществляя инвестиции в новое оборудование и увеличивая производительность в целях создания усовершенствованных продуктов. По прогнозам, ожидаемый рост производства пластиковой пленки должен составить приблизительно 12% в год. Как правило, производителями являются нефтехимические компании и их дочерние общества, выпускающие различные виды пластиковой упаковки [см. Таблицу 3].
      • Таблица 3
      • Виды пластиковой упаковки
      • Вид упаковки

        Доля на рынке, %

        Многослойная пленка

        Композитные материалы

        Однослойный полиэтилен

        Мягкая пленка

        Другие виды

        • Основными крупными производителями являются «Alcan Packaging», «Amcor», «NB-Retal», «Европласт».
        • Таким образом, на сегодняшний день в России наиболее бурно развивающимися секторами являются производство бумажной и пластиковой упаковки с ежегодными темпами роста 10−12%.
        • 1.4 Маркировка товара
        • Уже давно существует целый ряд проблем правового характера, которые связаны с этикетками и маркировкой на них. В частности, этикетки могут ввести потребителя в заблуждение или не содержать описания важных составляющих товара, необходимых рекомендаций по мерам безопасности. Именно по этой причине во многих странах оформление этикеток и маркировка товара регулируется специальным законодательством [10, стр. 653].
        • Согласно статье 10 Федерального Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
        • § наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ обозначение;
        • § сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе;
        • § срок службы (срок годности);
        • § гарантийный срок (если установлен);
        • § правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
        • § адрес (место нахождения), фирменное наименование изготовителя (продавца);
        • § правила продажи товаров;
        • Данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, на этикетках, маркировкой или иным способом, предусмотренным законодательством РФ.
        • Штрих-код — это наносимая на упаковку в виде штрихов закодированная информация, считываемая при помощи специальных устройств. С помощью штрихового кода кодируют информацию о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. В настоящее время распространены Американский Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN [см. Рис. 1]. Согласно системе EAN, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр.
        • Рис. 1. Европейская система кодирования EAN-13
        • Контрольная цифра предназначена для определения законности производства того или иного товара. Контрольная цифра рассчитывается по следующему алгоритму:
        • 1. Сложить цифры, стоящие на четных местах штрих-кода (6+0+7+2+1+0=16).
        • 2. Полученную сумму умножить на три (16*3=48).
        • 3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, кроме контрольной цифры (4+0+3+6+1+2=16).
        • 4. Сложить числа, полученные в пунктах 2 и 3 (48+16=64).
        • 5. Отбросить десятки (64−60=4).
        • 6. Из числа 10 вычесть число, полученное в пункте 5 (10−4=6).
        • Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, значит, товар произведен незаконно.
        • Каждая страна имеет свой код, который присваивается ей Международной Ассоциацией EAN [см. Приложение 1], при этом код страны никогда не состоит из одной цифры.
        • Знаки соответствия означают соответствие международным и национальным стандартам сертификации качества и безопасности товаров. Широко известны такие знаки соответствия, как «Зеленая точка», «Знак ресайлинга» и знак соответствия Российскому стандарту [см. Приложение 2].
        • Опасные вещества и материалы должны подвергаться специальной маркировке предупреждающими знаками [см. Приложение 3].
        • Экологическая маркировка (экомаркировка) — комплекс сведений экологического характера о продукции (работе, услуге) в виде текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций. Наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку, табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию.
        • Экомаркировка информирует покупателей об экологических свойствах продукции. Некоторые знаки приняты на международном и общенациональном уровнях, но встречаются и собственные знаки конкретных фирм [см. Приложение 4].
        • Развитой системы экомаркировки в России нет, зато существует масса правовых актов, затрагивающих этот вопрос: в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации и рекламы, а также государственные стандарты, нормативные документы. Правда, после введения в действие Федерального Закона «О техническом регулировании» ситуация с ГОСТами и сертификацией стала неясной: какие из требований являются обязательными, сказать трудно.
        • В настоящее время в существующих системах сертификации РФ применяются некоторые экологические знаки [см. Приложение 5].
        • Предпринимаются попытки развивать экомаркировку и на региональном уровне, особенно в столице. Так, Санкт-Петербургский экологический союз реализует программу «Экология и человек», удостоенную Европейской премии Джованни Маркора. Один из ее проектов — внедрение экомаркировки для продукции широкого спроса. Знак с названием «Листок жизни» предполагается проставлять на товарах, технология изготовления и состав которых соответствуют европейским нормам. Разработчики называют его аналогом «Белого лебедя» и «Голубого Ангела». А в Москве Департамент природопользования и защиты окружающей среды ввел систему экологической маркировки автозаправочных станций, предусматривающую контроль за соблюдением экологических требований к качеству топлива.
        • 2. Анализ упаковки продукции ООО «Белая сила»
        • 2.1 Общая характеристика ООО «Белая сила»
        • Общество с ограниченной ответственностью «Белая сила», входящее в ООО «Оренбург — Иволга», занимается переработкой и производством молочной продукции на современном и качественном оборудовании, отвечающем требованиям современного рынка.
        • Адрес предприятия: Россия, Оренбургская область, Оренбургский район, село Им. 9-го Января, ул. Дорожная, 13.
        • Контактный телефон — (3532) 39−13−45.
        • ООО «Белая сила» осуществляет выпуск молока, масла, сметаны, творога и другой кисломолочной продукции.
        • ООО «Оренбург — Иволга» в свою очередь является частью международного холдинга «Иволга» (Казахстан, г. Кустанай), развивается с 21 августа 2003 года и в настоящий момент представляет собой систему крупнейших агропромышленных предприятий Оренбургской области с замкнутым циклом производства.
        • Адрес ООО «Оренбург — Иволга»: Оренбург, пер. Связной, дом 12.
        • Контактный телефон — (3532) 35−51−55, 35−51−40.
        • ООО «Оренбург — Иволга» включает множество предприятий, занимающихся производством, переработкой и реализацией продукции сельского хозяйства, а также подразделения обслуживающей сферы.
        • Основные направления деятельности компании:
        • 1. В аграрной сфере:
        • § производство высококачественной пшеницы мягких и твердых сортов, в том числе семян;
        • § производство крупяных, кормовых, масленичных культур;
        • § производство картофеля и овощей, в том числе семян;
        • § хранение зерна;
        • § разведение племенного высокопродуктивного скота;
        • 2. В перерабатывающей отрасли:
        • § производство пшеничной и ржаной муки (Оренбургское хлебоприемное предприятие);
        • § производство комбикорма;
        • § производство круп, макаронных изделий («Реалбаза»);
        • § производство овощных консервов;
        • § переработка молока и производство масла, сыра и другой кисломолочной продукции («Белая сила»);
        • § мясопереработка;
        • 3. В области промышленности:
        • § перевозка грузов по территории России («Промышленная база»);
        • § поставка тракторов, сельскохозяйственной техники, запасных частей («Агроснаб»);
        • § поставка офисной компьютерной техники, программного обеспечения («Vip-Line»).
        • ООО «Оренбург — Иволга» намерена развивать действующие и осваивать новые направления деятельности.
        • 2.2 Упаковка продукции ООО «Белая сила»
        • ООО «Белая сила» для сохранения качества своей продукции большое внимание уделяет упаковке. Рассмотрим подробнее упаковку молока [см. Приложение 6].
        • Упаковка молока изготовлена из мягкого пластикового пакета с применением асептического способа упаковывания, позволяющего сохранить органолептические и вкусовые характеристики продукта. Упаковка имеет стандартный размер — 250*150 мм.
        • Рисунок выполнен в синем и зеленом цвете. Выбор данных цветов объясним. Зеленый цвет — цвет покоя и свежести, благотворно влияющий на настроение человека. Синий цвет — свежий и прозрачный, уменьшает физическое напряжение, успокаивает человека. Сочетание спокойных цветов привлекает большинство людей, в отличие от ярких цветов, которые могут привлечь, а могут и оттолкнуть потенциального покупателя.
        • Согласно Государственному стандарту РФ «Продукты пищевые. Информация для потребителей» № 255 от 17.07.1997 года упаковка молока и молочных продуктов должна содержать следующие сведения:
        • 1. Наименование продукта (молоко питьевое пастеризованное маложирное);
        • 2. Наименование, адрес изготовителя (ООО «Белая сила», Россия, Оренбургская область, Оренбургский район, село Им. 9-го Января, ул. Дорожная, 13);
        • 3. Товарный знак изготовителя («Иволга»);
        • 4. Объем продукта (1 литр);
        • 5. Состав продукта (изготовлено из нормализованного коровьего молока);
        • 6. Пищевая ценность (в 100 г. продукта содержится: жира — 2,5 г., белка — 2,8 г., углеводов — 4,7 г.; энергетическая ценность — 53 ккал);
        • 7. Условия хранения (хранить при температуре (4±2)оС);
        • 8. Срок годности (36 часов);
        • 9. Дата изготовления (час, число, месяц);
        • 10. Обозначение технического или нормативного документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт (ГОСТ Р 52 090;2003);
        • 11. Штрих-код (4 607 127 217 098).
        • Следовательно, упаковка молока полностью соответствует требованиям Государственного стандарта РФ «Продукты пищевые. Информация для потребителей» от 17.07.1997 г.
        • Данный товар произведен в России, о чем свидетельствует код 460, принадлежащий России согласно Европейской системе кодирования EAN.
        • Проверка штрих-кода:
        • § 6+7+2+2+7+9=33.
        • § 33*3=99.
        • § 4+0+1+7+1+0=13.
        • § 99+13=112.
        • § 112−110=2.
        • § 10−2=8.
        • Данная цифра совпадает с контрольной цифрой, значит, продукт произведен законно.
        • Таким образом, упаковка молока ООО «Белая сила» соответствует требованиям Государственного стандарта РФ, правилам штрихового кодирования, имеет стандартный размер и оригинальное цветовое и графическое решение.
        • 2.3 Пути улучшения упаковки продукции
        • Для повышения своей конкурентоспособности ООО «Белая сила» должно обновлять не только продукцию, систему маркетинга на предприятии, но и упаковку продукции. Если в прошлом упаковка продукции могла оставаться неизменной на протяжении 10 лет и более, то в настоящее время большинству компаний приходится обновлять упаковку своих товаров каждые два-три года. И ООО «Белая сила» не должно быть исключением, поскольку это будет способствовать укреплению позиций на оренбургском рынке и увеличению прибыли организации.
        • Основные рекомендации по улучшению упаковки продукции ООО «Белая сила» следующие:
        • § Изменение цветовой гаммы. К синему и зеленому цветам на упаковке молока следует добавить желтый (лимонный) цвет. Во-первых, он усиливает восприятие двух предыдущих цветов, гармонируя с ними. Во-вторых, с физиологической точки зрения желтый цвет активизирует двигательные и зрительные центры, стимулирует человека и располагает к хорошему настроению. И, в-третьих, присутствие желтого цвета будет выделять упаковку молока именно этой фирмы на прилавке в магазине, соответственно это будет привлекать потенциальных потребителей.
        • § Изменение вида упаковки. Так как в настоящее время упаковка молока ООО «Белая сила» представляет собой мягкий пластиковый пакет, то она является уязвимой: может порваться при транспортировке, после вскрытия пакет неудобен для хранения, поэтому приходится переливать молоко в дополнительный сосуд. Для устранения этих недостатков можно использовать различные виды упаковки: пакет из прочного толстого пластика, оформленный в виде кувшина [см. Рис. 2, а], картонный пакет [см. Рис. 2, б], пластиковую бутылку [см. Рис. 2, в], а также пластиковый пакет в закручивающийся крышкой (по аналогии с упаковками кетчупа и майонеза) [см. Рис. 2, г]. Преимуществом данных видов упаковок является то, что они удобны для хранения, молоко в них может сохранять свои свойства значительно дольше, и их производство является экологически чистым, поскольку упаковка может подвергаться многократной переработке.
        • §
        • Рис. 2. Виды упаковки молока
        • § Увеличение размера логотипа. Агропромышленный холдинг «Иволга» работает в Оренбуржье 4 года. Но уже за это время холдинг смог зарекомендовать себя с положительной стороны, поэтому, если на упаковке молока логотип «Иволга» увеличить, то это будет притягивать покупателей. Это объясняется тем, что многие покупатели знают фирму «Иволга» и осведомлены о высоком качестве всей ее продукции.
        • § Изменение рисунка. ООО «Белая сила» может обратиться к рекламным и дизайнерским компаниям за помощью в разработке нового рисунка на упаковке. При этом рисунок должен быть креативным, красочным (но не пестрым), привлекательным, чтобы потенциальные покупатели заметили упаковку в общей массе.
        • По мере того, как ООО «Белая сила» будет укреплять свои позиции на рынке, возможен охват новых целевых сегментов рынка. Например, можно выпускать витаминизированное молоко для детей и школьников в маленьких бутылочках (0,5 л), которые они могли бы брать с собой на прогулку, в школу или же пить дома.
        • Заключение
        • Таким образом, упаковка — это тара (материал), в которую помещается товар для сохранения его свойств и придания ему компактности, являющаяся важным носителем рекламы этого товара.
        • Упаковка играет важную роль в продвижении товара на рынке, поскольку:
        • § обеспечивает сохранность товара;
        • § облегчает его хранение и демонстрацию;
        • § содержит информацию о товаре и его марке;
        • § содержит рекламные сообщения.
        • Основные способы упаковки, распространенные сегодня на российском рынке:
        • § упаковка в термоусадочные пленки;
        • § упаковка в растягивающиеся пленки (стрейч-пленки);
        • § асептическая упаковка;
        • § упаковка под вакуумом.
        • Основными сегментами российского рынка упаковки являются:
        • § сегмент бумажной/картонной упаковки (57%);
        • § сегмент пластиковой упаковки (17%);
        • § сегмент стеклянной упаковки (13%);
        • § сегмент металлической упаковки (10%);
        • § сегмент деревянной упаковки (2%);
        • § сегмент упаковки из композитных материалов (1%).
        • Следовательно, наиболее распространенный вид упаковки — это бумажная/картонная и пластиковая упаковки.
        • Маркировка — процесс кодирования информации о товаре, производителе в виде штрихового кода, знаков соответствия, предупреждающих знаков, экологической маркировки и т. д.
        • Грамотная и соответствующая законодательству страны маркировка играет важную роль в продвижении товара, поскольку дает полную, достоверную и необходимую информацию потребителю о товаре, торговой марке и производителе.
        • Анализ упаковки молока ООО «Белая сила» показал, что она соответствует требованиям Государственного стандарта РФ «Продукты пищевые. Информация для потребителей» и правилам штрихового кодирования, имеет оригинальное цветовое и графическое решение. Основной недостаток упаковки состоит в трудности ее хранения в открытом виде.
        • Для повышения конкурентоспособности продукции были предложены следующие рекомендации по улучшению упаковки:
        • 1. Изменение цветовой гаммы (добавление к синему и зеленому цветам желтого цвета);
        • 2. Изменение вида упаковки (пластиковый кувшин, картонная коробка, пластиковая бутылка и пакет);
        • 3. Увеличение размера логотипа «Иволга»;
        • 4. Изменение рисунка.
        • Следовательно, упаковка и маркировка — это важный аспект товара, способствующий его продвижению на рынке в условиях жесткой конкуренции.
        • Список литературы
        • 1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия/ Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 804с.
        • 2. Буров А. С. Международный маркетинг: учебное пособие. — 2-е изд. — М.: «Дашков и Ко», 2009. — 284с.
        • 3. Годин А. М. Маркетинг: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Дашков и Ко», 2009. — 728с.
        • 4. Голиков Е. А. Маркетинг и логистика: учебное пособие. — 2-е изд. — М.: «Дашков и Ко», 2000. — 412с.
        • 5. Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финпресс, 2003. — 688с.
        • 6. Государственный стандарт РФ «Продукты пищевые. Информация для потребителей» № 255 от 17 июля 1997 года.
        • 7. Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300 от 7 февраля 1992 года (с изменениями от 2 июня 1993 года, 9 января 1996 года, 17 декабря 1999 года, 30 декабря 2001 года, 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2008 года).
        • 8. Костоглодов Д. Д. Маркетинг и логистика фирмы. — М.: Приор, 2000. — 128с.
        • 9. Котлер Ф. Маркетинг. — М.: Прогресс, 1990. — 656с.
        • 10. Котлер Ф. Основы маркетинга. — 2-е изд. — М.: Вильямс, 1998. — 1056с.
        • 11. Маркетинг. Дж. Р. Эванс, Б. Берман. — М.: Экономика, 1993. — 335с.
        • 12. Маркетинг: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Г. Л. Багиева. — 3-е изд. — СПб: Питер, 2006. — 736с.
        • 13. Маркетинг: Учебник для вузов/ Под ред. Н. Д. Эриашвили. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2001. — 623с.
        • 14. Маркетинг: энциклопедия/ Пер. с англ./ Под ред. М. Бейкера. — СПб: Питер, 2002. — 1200с.
        • 15. Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. — М.: Финансы и статистика, 1991. — 304с.
        • 16. Панкрухин А. П. Маркетинг: Учебник для студентов. — 4-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 656с.
        • 17. www.agroferma.com
        • 18. www.ozpp.ru — Общество защиты прав потребителей.
        • 19. www.packagingrd.ru — Журнал об упаковке: № 6 (8), декабрь 2006 года.
        • 20. www.unipack.ru — Отраслевой портал об упаковке.
        • Приложение 1
        • Штрих-коды стран
        • 00−09

          США, Канада

          Норвегия

          20−29

          Резерв EAN

          Израиль

          30−37

          Франция

          Швеция

          Болгария

          Мексика

          400−440

          Германия

          Швейцария

          460−469

          Россия, СНГ

          Аргентина

          Тайвань

          Бразилия

          Украина

          80−83

          Италия

          Молдова

          Испания

          Гонконг

          Куба

          45−49

          Япония

          Югославия

          Великобритания

          Турция

          Греция

          Нидерланды

          Португалия

          Южная Корея

          Польша

          Сингапур

          Венгрия

          Индия

          600−601

          ЮАР

          90−91

          Австрия

          Финляндия

          Австралия

          Китай

          Малайзия

          • Приложение 2
          • Знаки соответствия
          • «Зеленая точка» — символ того, что производство данного продукта экологически чистое, а упаковка подлежит вторичной переработке.

            • «Ресайлинг» («Петля Мебиуса») — символ того, что данный товар подлежит переработке или уже получен в результате переработки.

            «РСТ» — в России широко известен как знак соответствия Российскому стандарту.

            • Приложение 3
            • Предупреждающие знаки
            • Окисляющая способность

              Огнеопасность

              Токсичность

              Раздражающее действие

              Инфекционная опасность

              • Приложение 4
              • Экологическая маркировка
              • «Голубой ангел» (Германия)

                «Белый лебедь» (Скандинавские страны)

                «Экологический выбор» (Канада)

                «Эко-знак» (Япония)

                Примеры эко-знаков других стран

                • Приложение 5
                • Российские экологические знаки
                • Знак Системы обязательной сертификации

                  Экологический знак Международного экологического фонда

                  Эко-знак для продукции, свободной от хлорорганических соединений

                  • Приложение 6
                  • Упаковка продукции ООО «Белая сила»
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой