Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Создание и развитие системы образования в России в XVIII в

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Если на лекции вы только слушаете преподавателя, имеете возможность лишь в конце занятия задать интересующие вас вопросы, то на семинаре преподаватель слушает вас и оценивает степень вашей подготовки. Как эффективнее подготовиться к семинару? Во-первых, необходимо изучить свои лекционные конспекты и постараться понять главную суть того, что хотел до вас донести преподаватель. Во-вторых… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Развитие народного образования в первой половине XVIII в
    • 1. 1. Развитие системы образования в контексте реформ Петра I
    • 1. 2. Система образования в России во второй четверти XVIII в
  • Глава 2. Развитие народного образования во второй половине XVIII в
    • 2. 1. Преобразования Екатерины II
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложение

Создание и развитие системы образования в России в XVIII в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Программа и тематическое планирование модуля. Учебно-тематический план элективного курса «Политический портрет М.В.Родзянко"№ занятия

ТемаФорма занятия

Кол-во часов № 1.

Введение

Роль образования в развитии человеческого общества

Лекция1№ 2.

Введение

Роль образования в развитии человеческого общества

Семинар1№ 3Состояние российского образования на рубеже XVII—XVIII вв. и практические потребности его развития

Лекция1№ 4.Состояние российского образования на рубеже XVII—XVIII вв. и практические потребности его развития

Семинар1№ 5.Реформы Петра Великого в сфере образования и просвещения

Лекция1№ 6.Реформы Петра Великого в сфере образования и просвещения

Семинар1№ 7Дальнейшее развитие образовательной системы при преемниках Петра I во второй четверти XVIIIв. Лекция1№ 8Дальнейшее развитие образовательной системы при преемниках Петра I во второй четверти XVIIIв. Семинар1№ 9Роль Елизаветы Петровны в развитии российского образования

Лекция1№ 10Роль Елизаветы Петровны в развитии российского образования

Семинар1№ 11Просветительская идеология и её значение для развития образования в России

Лекция1№ 12Просветительская идеология и её значение для развития образования в России

Семинар1№ 13Преобразования Екатерины IIЛекция1№ 14Преобразования Екатерины IIСеминар1№ 15Заключение: Значение XVIII века для дальнейшего развития отечественной системы образования Круглый стол1Б. Материалы для учителя. Содержание по темам (согласно планированию). 1.

1. Занятие № 1−2.

Введение

Вступительное слово учителя. XVIIIвек остался в российской истории как век небывалых и грандиозных по своей сущности общественных преобразований, радикальным образом изменивших практически все стороны жизни российского общества. Масштабная европеизация страны, осуществлённая Петром I, масштабные социально-экономические преобразования Екатерины II, увлечённой идеями европейского просвещения — наиболее яркие страницы этой исторической летописи. Упомянутые радикальные преобразования самым непосредственным образом коснулись и системы отечественного образования, поднявшейся благодаря этому всего за столетия на небывалую прежде высоту. Занятие посвящено такой важной проблеме, как роль образования и просвещения в жизни общества. Необходимо обратить внимание учащихся на саму сущность проблемы: в чём заключается значение образования для отдельного человека, всего общества и государства7 Почему в отечественной истории уровень образования широких народных масс в течение долгих веков оставался таким низким? Как это отражалось на состоянии государства и различных сфер народного хозяйства?

Главный вопрос, таким образом, должен выглядеть так: является ли состояние образования в обществе решающим фактором его успешного развития, и если да, то почему? На семинарском занятии необходимо выяснить, что думает по этому поводу аудитория. Можно разделить учащихся на двекоманды в соответствие с занятой ими позицией и организовать небольшой диспут. Занятие № 3−4. Состояние российского образования на рубеже XVII—XVIII вв. и практические потребности его развития. На этом занятии нужно обратить внимание учащихся на состоянии отечественного образования в конце XVII в. и его отличиях от аналогичной системы в Европе.

На примере деятельности российских просветителей второй половины XVII в. (Андрея Полоцкого, Петра Могилы и др.) и Славяно-греко-латинской академии необходимо рассказать о первых попытках усовершенствовать отечественную образовательную систему. Занятие № 5−6. Реформы Петра Великого в сфере образования и просвещения

На этом занятии необходимо осветить преобразования Петра Великого, целью которых было приспособление российской системы образования к насущным потребностям государства и общества. На занятии необходимо сделать акцент на том, что реформы в области образования проводились в общих рамках европеизации страны, преодоления её материальной и духовной отсталости от развитых европейских стран. Необходимо также обратить внимание на то, что реформы в сфере образования осуществлялись в целом те же методами, что и в других областях, т. е. путём принуждения. Занятие № 7−8. Дальнейшее развитие образовательной системы при преемниках Петра I во второй половине XVIIIв. Период со второй четверти XVIII в.

характеризуется дальнейшим совершенствованием уже существующей Петром системы образовательных учреждением, попытками приспособить их к новым социально-экономическим и политическим условиям. Одновременно в образовательной системе появлялись и новые черты, направленные на её расширение и распространения её на новые слои населения. Занятие № 9−10. Роль Елизаветы Петровны в развитии российского образования На этом занятии необходимо рассмотреть те изменения, которые произошли в системе российского образования в 40−50-е гг. Особый акцент необходимо сделать на рассмотрении вопроса, связанного с открытием московского университета в 1755 г. и исторического значения этого события.

Занятие № 11−12. Просветительская идеология и её значение для развития образования в России. На этом занятии необходимо рассмотреть сущность такого явления, как идеология просвещения, и особенности распространения просветительских идей в российских условиях. Учащиеся должна получить представление о том, какую роль отводила этим идеям Екатерина Великая и её ближайшие сподвижники, как они намеревались использовать эти идеи в практической жизни и с их помощью преобразовать российскую действительность в целом и нравственную природу человека в частности

Занятие № 13−14.Преобразования Екатерины II. На этом занятии нужно рассмотреть преобразования Екатерины II в сфере образования, основанные на уже изучавшихся идеалах просвещения. Особое внимание следует обратить на историческое значение «Генерального регламента для воспитания обоего пола юношества» и последующего создания системы воспитательных домов, реорганизацию школьной системы и меры по развитию женского образования

Занятие № 15. «Круглый стол». Круглый стол представляет собой заключительную дискуссию, проводимую при подведении итогов курса. На нём, как правило, формулируются ключевые выводы по проблеме, отмечается общее состояние изученности темы и ещё остающиеся «белые пятна». Также отмечаются лучшие доклады и рефераты, прозвучавшие в ходе курса на практических занятиях, и наиболее активные участники дискуссий. Б.

Материалы для учащихся. Наглядные материалы. Хронологическая таблица. Основные этапы развития системы образования в России в XVIIIв. Период

Год Событие

Первая четверть XVIII в.1701

Основание школы математических и навигационных наук, Артиллерийской школы1708

Открытие медицинского училища1714

Открытие цифирных школ1719

Открытие инженерной школы1725

Учреждение Академии наук

Вторая четверть XVIII в.1732

Учреждение Кадетского корпуса1755

Основание Московского университета1759

Открытие пажеского корпуса

Вторая половина XVIIIв. 1762−1763

Принятие «Генерального регламента для воспитания обоего поля юношества» и открытие первого Воспитательного дома1764

Начало деятельности Смольного института1782−1786

Школьная реформа Екатерины IIИллюстрации

Эмблема Навигационной школы

Старославянская азбука

М.В.Ломоносов

Воспитательный дом

Н.И.Бецкой

Инструкции по осуществлению планируемых видов учебной деятельности. В данном разделе вам предлагаются рекомендации, которые облегчат усвоение материалов выбранного вами элективного курса. Лекции и семинары. Предлагаемый вам элективный модуль по своей структуре построен по системе высшей школы и предполагает проведение лекций и семинаров. Каждой лекции соответствует один семинар, на котором разбирается и обсуждается лекционный материал.

Если на лекции вы только слушаете преподавателя, имеете возможность лишь в конце занятия задать интересующие вас вопросы, то на семинаре преподаватель слушает вас и оценивает степень вашей подготовки. Как эффективнее подготовиться к семинару? Во-первых, необходимо изучить свои лекционные конспекты и постараться понять главную суть того, что хотел до вас донести преподаватель. Во-вторых, анализируя материал литературы и источников, нужно самостоятельно составить конспект и опять же сформулировать основные мысли и тезисы выступления на семинаре или круглом столе. Доклады и рефераты. Одной из основных форм учебной деятельности является написание докладов и рефератов.

Доклад, как правило, представляет собой кратное тезисное изложение материала, и потому в большей степени рассчитан на устное выступление. Реферат же является именно письменной работой, и состоит из введения, основных разделов, заключения и списка использованных источников и литературы. При написании рефератов необходимо, пользуясь всей имеющейся у вас под рукой информацией, постараться не переписывать и не пересказывать материал, а изложить его основную суть. Во введении нужно кратко сформулировать цели и задачи работы, в частях или главах изложить основной фактический материал, а в заключении также кратко изложить выводы. При выступлении с докладом или рефератом нужно быть необходимым ответить на вопросы преподавателя или ваших коллег. Чем аргументированнее будет ответ, тем более благоприятное впечатление произведёт ваш доклад на аудиторию. Круглый стол. На «круглом столе», завершающем курс, вам предстоит принять участие в подведении итогов работы. Предметом дискуссии могут стать наиболее интересные и спорные моменты темы, выявившиеся во время лекционных и семинарских занятий.

Темы докладов и рефератов. Славяно-греко-латинская академия и её история

Основные типы учебных заведений при Петре I. Организация морского дела в России при Петре IМ.В.Ломоносов — учёный, общественный деятель, гражданин

Образование Академии наук

История кадетского корпуса в России

Распространение идей просвещения в России во второй половине И. И. Бецкой и его педагогическая система. Школьная реформа Екатерины II. Смольный институт и его роль в истории российского образования. Обязательная литература. Антология педагогической мысли России XVII в. / Сост. И. А. Соловков. М., 1985

Гуркина Н. К. История образования в России (X-XX вв.). СПб., 2001

Джуринский А. Н. История педагогики. М., 1999

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1994

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII-первой половины XIX вв. М., 1973

Пряникова В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. М., 1994

Дополнительная литература. Днепров Э. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996

Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М.

Лаппо-Данилевский А.С. И. И. Бецкой и его система воспитания. Отзыв о сочинении П. М. Майкова «Иван Иванович Бецкой. Опыт биографии». СПб., 1904

Лихачёва Е. Материалы для истории женского образования в России (1086−1856). СПб.

Сабанеева Е. А. Воспоминания о былом // История жизни благородной женщины. М., 1996Д. Диагностический инструментарий В рамках данного элективного курса разработаны обобщённые критерии оценки подготовки и результатов обучения на разных уровнях обучения — стартовом, среднем и заключительном. Текущая диагностика осуществляется, во первых, путём проведения фронтального и перекрёстного опросов во время семинарских занятий, а также контрольных и проверочных работ. Итоговая диагностика проводится в форме тестирования, результаты которого оцениваются по десятибальной шкале. Тест1. М. В. Ломоносов являлся выпускником:

а) Навигацкой школы;

б) Славяно-греко-латинской академии;

в) Инженерной школы;

г) Московского университета2. Цифирные школы были созданы для: а) Предоставления ученикам начальных знаний в области чтения и счёта: б) Подготовки статистической информации для нужд российской экономики в) Организации бухгалтерского деля в России; г) Перевода российской системы исчисления с римских цифр на арабские.

3. «Юности честное зерцало» — это: а) Сборник древнерусского фольклора; б) Сочинение просветителя Симеона Полоцкого, написанное им в Киевском монастырев) Свод правил поведения, изданный в начале XVIIIв. 4. Первый университет в 1755 г. открылся в: а) Санкт-Петербурге; б) Москве; в) Нижнем Новгороде; г) Ярославле. 5. Н. И. Бецкой был автором: а) «Генерального регламента воспитания обоего пола юношества"б) «Трактата о повреждении нравов в России"в) Книги «Юности честное зерцало». 6. В Смольном институте могли обучаться:

а) Только дворянкиб) Дворянки и мещанкив) Все желающие7. Художественная академия в России была основана при: а) ПетреI; б) Екатерине I; в) Елизавете Петровне;

г) ПавлеI. 8. Первая печатная газета в России появилась при:

а) Екатерине II;б) Анне Иоанновне; в) ПавлеI; г) Александре I. 9. Л. Магницкий, учёный и педагог петровского времени, являлся автором учебника: а) «Ботаника"б) «Основы фортификации"в) «Арифметика"г) «Медицина и хирургия"10. Сеть губернских и уездных народных училищ была основана при: а) Анне Иоанновне; б) ПетреI; в) Елизавете Петровне; г) Екатерине II.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Антология педагогической мысли России XVII в. / Сост. И. А. Соловков. М., 1985.
  2. И.И. Предварительное объяснение предметов Воспитательного дома, распоряжений для успеха оных и порядка управления // Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. СПб., 1789. С. 13.
  3. Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в. М., Л., 1950.
  4. Н.К. История образования в России (X-XX вв.). СПб., 2001.
  5. А.Н. История педагогики. М., 1999.
  6. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.
  7. М.Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История советской культуры. М.1990.
  8. Н.А., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953.
  9. .И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М.1987.
  10. Краткий очерк истории Императорского Московского воспитательного дома / Сост. В.Красуский. М.1878.
  11. Е. Материалы для истории женского образования в России (1086−1856). СПб.1899.
  12. Лаппо-Данилевский А.С. И. И. Бецкой и его система воспитания. Отзыв о сочинении П. М. Майкова «Иван Иванович Бецкой. Опыт биографии». СПб., 1904.
  13. Логунова М. О. Смерть и погребение великой княгини Натальи Алексеевны // История Петербурга. № 6, 2009.
  14. П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1994.
  15. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II / Под ред. С. В. Рождественского. М., 1910.
  16. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII-первой половины XIX вв. М., 1973.
  17. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. М., 1994.
  18. Россия. Энциклопедический словарь. Л., 1991.
  19. Е.А. Воспоминания о былом // История жизни благородной женщины. М., 1996.
  20. Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Т.1. СПб., 1914.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ