Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Представленность я-концепции у подростков

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Предмет исследования: структура Я концепции подростка В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что особенности Я концепции подростка отражаются в системе его самоотношения и самооценки, а именно: подросткам с низкой самооценкой и негативным самоотношением присущи неконструктивные стратегии самоутверждения (самоподавление или агрессия); подросткам с высокой самооценкой… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки в подростковом возрасте
    • 1. 1. Я концепция как психологический феномен
    • 1. 2. Общая характеристика подросткового возраста
    • 1. 3. Я-концепция и самооценка в подростковом возрасте
    • 1. 4. Самоотношение подростка как отражение особенностей его Я концепции
  • Глава 2. Эмпирическое исследование особенностией Я концепции подростков
    • 2. 1. Этапы и методы исследования
    • 2. 2. Анализ результатов исследования
  • Заключение
  • Список литературы

Представленность я-концепции у подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

У того или иного человека отношение к своей внешности, например, может быть субъект-объектным, а отношение к своим эмоциональным и волевым особенностям субъект-субъектным.

Система самоотношений выполняет множество функций. Авторы предлагают выделять следующие функции [19]:

1. Функция отображения себя или так называемого «зеркала».

Человек со способом своей активности и деятельности не только отражается в сознании окружающих его людей, но и это «зеркало» переносится вовнутрь, отображая личность как во внешнем (физическое самоотображение), так и во внутреннем, психологическом плане.

Более того, физическое зеркало во многих исследованиях применялось в качестве экспериментального инструментария изучения генеза самосознания.

Во многих методах социально-психологического тренинга взрослых с целью самоотображения и самокоррекции своих поступков применяются различные видеотехнические средства.

2. Функция самовыражения и самореализации.

В процессе своей активности и деятельности, человек посредством самовыражения достигает той индивидуальности, которая говорит о нем как о личности, реализует свои идей и планы

3. Функция сохранения внутренней стабильности «Я» .

Человек стремиться сохранить свою внутреннюю согласованность и конгруентность, которая свойственна когнитивным представлениям о себе, эмоциональным реакциям относительно своих проявлений и действий, адресованных себе.

4. Функция саморегуляции и самоконтроля.

Лишь имея сложившиеся представления о себе, и с определенной очценкой относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свое поведение и активность.

5. Функция психологической защиты.

Когда человек получает информацию, представляющую угрозу сложившимся представлениям о собственном «Я», и при жизненной неудаче или различающихся по степени интенсивности психотравмах защитные механизмы личности могут быть направлены на рационализацию, создание образа «нереального Я», «идеального Я» и т. д.

6. Функция интракоммуникации.

Социальная природа личности заключается не только в том, что она включена в процесс постоянного взаимодействия с социумом, который образуют большие и малые группы людей, но и в том, что для себя самой личность выступает в роли собственного социума, взаимодействуя с самой собой и «разыгрывая» коммуникационные процессы на «сцене» внутренней жизни.

Самоотношение личности имеет структуру во времени, что дает нам возможность выделить три вида «Я» по следующим признакам:

настоящее — актуальное «Я» («я здесь и теперь»),

прошлое — ретроспективное «Я» («Я в прошлом»)

будущее — проспективное «Я» («я в будущем»).

Актуальное «Я» не является тождеством или суммой реального или идеального «Я», а ретроспективное «Я» не сводится к простой форме биографической памяти, столь интенсивно изучаемой в настоящее время, оно еще и установочное отношение к личному прошлому. Проспективное «Я» не сводится к т. н. потенциальному или желаемому «Я», оно является более сложным психологическим образованием, включающим сложные акты самопроектирования.

Конституирование личностью временного измерения самоотношения — это многоплановый процесс. Здесь имеется в виду то, что субъект не только строит образ того, какой он есть, каким он был и каким он будет, но и занимает определенную временную позицию, которая выступает своеобразной «точкой отсчета» и в перспективе которой субъектом моделируется «временной горизонт» этих образов.

Если говорить более простым языком, то, например, рассказывать о том, каким я был в прошлом, я могу и с позиции нужд настоящего и исходя из своих планов на будущее, и погрузившись или «переместившись» в отдаленное прошлое.

Таким образом, для специалистов представляет важность уделять внимание при анализе самоотношения на следующие особенности:

Во-первых, к какому периоду своей жизни приковано преимущественно внимание субъекта;

Во-вторых, какие поступки совершаются индивидом преимущественно в настоящее время по отношению к себе и окружающим;

В-третьих, какие личностные черты присущи ему в настоящем времени, а какие присущи его прошлому;

В четвертых, с какой временной позиции осуществляется самооценка тех же поступков и личностных черт — в ракурсе настоящего времени или отдаленного прошлого, в перспективе ли планов на будущее Все эти особенности самоотноления индивида представляют необходимую и весьма ценную информацию для понимания внутреннего мира личности и коррекции ее негативных установок, а также для выбора стратегии удовлетворения своих потребностей, важнейшей из которых является потребность в самоутверждении.

Выводы по 1 Главе

Я-концепция — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Данные представления о себе самом являются осознанными в меньшей или большей степени, кроме того, они обладают таким качеством, как устойчивость.

Структура Я концепции имеет следующие компоненты: когнитивные (система знаний и представлений человека о себе), оценочные (система самооценки в отношении своих способностей, возможностей и т. д.) и поведенческие (стратегии поведения, основанные на самооценке и самоотношении) Я концепция, как ядро личности, начинает формироваться в детском возрасте в процессе психического и социального развития ребенка, путем интериоризации социально — культурного опыта в опыт индивидуальный. В результате формируется система представлений, оценок и отношения индивида к самому себе.

Более менее устойчивая, целостная и осознанная Я концепция формируется к периоду подростничества и дает возможность решать наиболее важные задачи подросткового возраста — это задачи личностного и профессионального самоопределения.

Благодаря Я концепции подросток может оценить свои возможности и способности, интересы и склонности, соотнести их с актуальной социальной ситуацией, принимать ответственные решения и отвечать за свои поступки и выбор.

Благодаря системе Я концепции подросток входит во взрослую жизнь и имеет возможность расти личностно, удовлетворять потребность в самоактуализации.

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностией Я концепции подростков

2.

1. Этапы и методы исследования

целью данной исследовательской работы является изучение особенностей Я концепции личности в подростковом возрасте.

Объект исследования: Я концепция подростка.

Предмет исследования: структура Я концепции подростка В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что особенности Я концепции подростка отражаются в системе его самоотношения и самооценки, а именно: подросткам с низкой самооценкой и негативным самоотношением присущи неконструктивные стратегии самоутверждения (самоподавление или агрессия); подросткам с высокой самооценкой и позитивным самоотношением присуще конструктивная стратегия самоутверждения В исследовании ставились и решались следующие теоретические и практические исследовательские задачи:

Рассмотреть понятие Я концепции в психологии;

Изучить психологические характеристики подросткового возраста;

Рассмотреть особенности формирования Я концепции подростков;

Эмпирически изучить особенности Я концепции подростков В исследовании приняли участие учащиеся 11-х классов общеобразовательной школы, в количестве 25 человек.

Исследование проводилось в нормальных условиях, индивидуально, испытуемые получали устные и письменные инструкции.

Итак, теоретически изучив проблему особенностей самоотношения в подростковом возрасте, а также различных стратегий, которые могут выбрать подростки для удовлетворения потребности в самоутверждении, мы пришли к выводу о необходимости более детального изучения взаимосвязи особенностей самоотношения подростков и выбора предпочитаемой стратегии самоутвержнения.

Вторым этапом нашего исследования стало определение методик, которые позволяют изучить специфику компонентов самоотношения подростков, их самооценки и те стратегий самоутверждения, которые они выбирают в качестве приемлемых для себя.

В своем исследовании мы использовали следующие методики:

Исследование самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

Стратегии самоутверждения личности (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова) Итак, изучение особенностей самоотношения в подростковом возрасте мы проводили с помощью теста — опросника самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева.

Опросник включает в себя следующие шкалы:

Глобальные: самоуважение; аутосимпатия; ожидаемое отношение от других; самоинтерес.

Конкретные: самоуверенность; ожидания; самопринятие; саморуководство; самообвинение; самоинтерес; самопонимание.

Таким образом, полученные в ходе проведения данного опросника данные позволяют выявить особенности самоотношения как вида человеческих отношений, в подростковом возрасте, отразить характер проблемных переживаний на данном возрастном этапе и проследить особенности проявления модальности самоотношения в переживании значимых проблем подростками.

При переводе сырых баллов в стены можно выделить следующие уровни, характеризующие степень позитивного отношения к себе:

0 — 19 баллов — низкий

20 — 39 — ниже среднего

40 — 60 — средний

61 — 80 — выше среднего

81 — 100 — высокий В исследовании особенностей самооценки подростков мы использовали методику Дембо — Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

Данная методика основана на непосредственном оценивании старшеклассниками ряда личных качеств, таких как «здоровье»; «ум, способности»; «характер»; «авторитет у сверстников»; «умение многое делать своими руками, умелые руки»; «внешность»; «уверенность в себе».

Исходя из полученных данных, А. М. Прихожан выделяет следующие уровни самооценки:

менее 45 баллов — низкий;

45 — 59 баллов — средний;

60 — 74 балла — высокий;

75 — 100 баллов — очень высокий.

И, наконец, определение стратегии, которую подросток выбирает для удовлетворения потребности в самоутверждении, мы использовали методику Е. П. Никитина и Н. Е. Харламенковой.

Подросткам предлагалось выбрать типичный для них алгоритм повеления в различных жизненных ситуациях.

Затем, после подсчета баллов и перевода их в стены, можно было определить основную стратегию самоутверждения, присущую испытуемому:

87 — 111 баллов — стратегия самоподавления

112 — 130 баллов — конструктивная стратегия

131 и выше — агрессивная стратегия.

Далее мы перешли к четвертому этапу нашего исследования, который заключался в количественном и качественном анализе полученных эмпирических данных.

2.

2.Анализ результатов исследования

Итак, в результате диагностики, касающиеся специфики особенностей самоотношения подростков, мы получили данные, касающиеся всей структуры самоотношения подростков.

При анализе отдельных шкал становится видно, как относятся подростки к самим себе, как оценивают свои поступки и возможности.

Далее мы проанализировали данные по всем шкалам и определили общую тенденцию отношения к себе подростка — положительную или отрицательную.

Таблица 1

Особенности самоотношения подростков

№ Респондент общ само отношение (+/-) 1 Алыпова Вика выше ср 2 Астраханцева Яна ниже ср 3 Аткеев Михаил средний 4 Берестнев Игорь выше ср 5 Беркуев Антон ниже ср 6 Бурмакина Катя средний 7 Воловиковская Таня выше ср 8 Власов Илья ниже ср 9 Гордеев Костя ниже ср 10 Дерибина Анна выше ср 11 Домрачев Вячеслав высокий 12 Истратова Ирина низкий 13 Ковалев Максим выше ср 14 Милых евгений низкий 15 Нордеева Надя высокий 16 Осокина таня средний 17 Посадский Влад средний 18 Сыродеева Мария выше ср 19 Трофимова Маринв средний 20 Чижов Антон ниже ср Как видно из таблицы, большинство подростков показали положительную тенденцию самоотношения — 60% респондентов продемонстрировали уровень выше среднего.

Средние показатели продемонстрировали 25% опрошенных подростков; такой показатель самоотношения также относится к позитивным и адекватным.

Высокий уровень позитивного самоотношения показали 10% опрошенных подростков, то есть 2 человека.

Низкие результаты продемонстрировали 10% опрошенных и результаты «ниже среднего» — 25%.

Низкие показатели говорят о негативной тенденции самоотношения. У этих ребят высокие показатели по позиции «самообвинение» и низкие значения по «самоуважению», «самопринятию» и т. д.

Эти подростки склонны обвинять в неудаче себя, имеют низкую самооцену, не верят в свои силы и возможности, имеют низкие показатели по самоуверенности и самоуважению; они часто не принимают себя, не испытывают симпатии по отношению к себе.

Далее мы проанализировали данные, полученные в ходе изучения самооценки подростков, а также определили предпочитаемую стратегию самоутверждения.

Полученные в ходе проведения трех методик результаты при сопоставлении между собой выглядят следующим образом Таблица 2

Сводная таблица показателей особенностей самоотношения, самооценки и предпочитаемой стратеги самоутверждения подростков

№ Респондент общ само отношение (+/-) самооценка предпочитаемая стретагия самоутверждения 1 Алыпова Вика выше ср средняя конструктивная 2 Астраханцева Яна ниже ср Низкая самоподавление 3 Аткеев Михаил средний Ниже ср агрессия 4 Берестнев Игорь выше ср средняя конструктивная 5 Беркуев Антон ниже ср низкая самоподавление 6 Бурмакина Катя средний Выше ср конструктивная 7 Воловиковская Таня выше ср высокая конструктивная 8 Власов Илья ниже ср низкая агрессия 9 Гордеев Костя ниже ср Ниже ср агрессия 10 Дерибина Анна выше ср Выше ср конструктивная 11 Домрачев Вячеслав высокий высокая конструктивная 12 Истратова Ирина низкий Ниже ср самоподавление 13 Ковалев Максим выше ср Выше ср конструктивная 14 Милых евгений низкий Ниже ср самоподавление 15 Нордеева Надя высокий Выше ср конструктивная 16 Осокина таня средний Выше ср конструктивная 17 Посадский Влад средний Выше ср конструктивная 18 Сыродеева Мария выше ср средняя конструктивная 19 Трофимова Марина средний Ниже ср агрессия 20 Чижов Антон ниже ср низкая агрессия Как видно из таблицы, подростки, демонстрирующие позитивную самооценку (высокую, выше среднего и средний уровень) чаще выбирают конструктивную стратегию самоутверждения, что составляет 55% опрошенных старшеклассников.

Эта стратегия проявляется в умении решать проблемы, склонности к обоснованному риску, в спонтанном проявлении своих способностей, в творчестве. Лица с выраженным конструктивным самоутверждением используют разные механизмы психологической защиты, но чаще всего прибегают к зрелым способам защиты, например, идентификации. Для них характерно стремление к самораскрытию, самовыражению.

25% подростков, участвующих в исследовании, предпочитают агрессивную стратегию самоутверждения.

Это стратегия компенсации гиперпотребности в самоутверждении может проявляться в форме вербальной агрессии, в виде создания искусственных препятствий и связанных с ними состояний фрустрации у другого человека в виде утаивания от него важной информации и эмоциональной изоляции. Данная стратегия выражается в большом стремлении к доминированию в межличностных отношениях. Люди с данной стратегией предпочитают сохранять устойчивость самооценки с помощью механизма проекции. Для них характерны средние значения по фактору самораскрытия и высокие показатели по самовыражению.

Подростки, отдавшие предпочтение агрессивной стратегии самоутверждения имеют тенденцию к негативному самоотношению и уровень самооценки низкий или ниже среднего.

Также при исследовании выявились подростки, которые чаще всего прибегают к стратегии самоподавления при удовлетворении потребности в самоутверждении.

Эта стратегия может проявляться в комформной установке по отношению к группе, в поиске сильного лидера, полизависимости, в проявлении гиперответственности, мазохизма и др. У представителей данной группы доминирует механизм отрицания. Стремление к самораскрытию и самовыражение имеет низкие значения.

Подростки, продемонстрировавшме склонность к самоподавлению, имеют негативную тенденцию при оценке и принятии себя, а также низкие значения в системе самооценки своих качеств.

Выводы по 2 Главе

Таким образом, в результате анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что выбор стратегии самоутверждения в подростковом возрасте зависит от уровня самооценки и особенностей самоотношения: подросткам с низкой самооценкой и негативным самоотношением присущи неконструктивные стратегии самоутверждения (самоподавление или агрессия); подросткам с высокой самооценкой и позитивным самоотношением присуще конструктивная стратегия самоутверждения

Заключение

Итак, данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем психологии — проблеме Я концепции личности подростка.

Подростковый возраст справедливо считается одним из важнейших периодов процесса формирования и развития личности. Это связано с тем, что именно в этом возрасте окончательно формируются и закладываются основы характера, мотивационно — потребностная, эмоциональна и волевая сферы, формируется система ценностных ориентация и, самое главное, формируется «Я-концепция».

Подростковый возраст — это реализация самостоятельности, процесс активного личностного и профессионального самоопределения.

Являясь центральным звеном структуры личности старшеклассника, «Я-концепция» оказывает влияние на многие аспекты его поведения и, конечно же, на особенности его взаимодействия с социальной сферой. В процессе обучения в старших классах подросток взрослеет, у него формируется личностная и социальная позиция, которая отражает особенности его Я концепции.

Отсюда целью нашей работы было изучение особенностей Я концепции подростков.

В нашей работе мы изучили психологические характеристики подросткового возраста; изучили понятие Я концепции; эмпирически изучили особенности Я концепции старшеклассников Исследование помогло нам сделать следующие выводы.

Особенностью Я концепции студентов — выпускников являются следующие характеристики.

Итак, подростки, демонстрирующие позитивную самооценку (высокую, выше среднего и средний уровень) чаще выбирают конструктивную стратегию самоутверждения.

Эта стратегия проявляется в умении решать проблемы, склонности к обоснованному риску, в спонтанном проявлении своих способностей, в творчестве. Лица с выраженным конструктивным самоутверждением используют разные механизмы психологической защиты, но чаще всего прибегают к зрелым способам защиты, например, идентификации. Для них характерно стремление к самораскрытию, самовыражению.

Также есть подростки, которые предпочитают агрессивную стратегию самоутверждения.

Это стратегия компенсации гиперпотребности в самоутверждении может проявляться в форме вербальной агрессии, в виде создания искусственных препятствий и связанных с ними состояний фрустрации у другого человека в виде утаивания от него важной информации и эмоциональной изоляции. Данная стратегия выражается в большом стремлении к доминированию в межличностных отношениях. Люди с данной стратегией предпочитают сохранять устойчивость самооценки с помощью механизма проекции. Для них характерны средние значения по фактору самораскрытия и высокие показатели по самовыражению.

Подростки, отдавшие предпочтение агрессивной стратегии самоутверждения имеют тенденцию к негативному самоотношению и уровень самооценки низкий или ниже среднего.

Также при исследовании выявились подростки, которые чаще всего прибегают к стратегии самоподавления при удовлетворении потребности в самоутверждении.

Эта стратегия может проявляться в комформной установке по отношению к группе, в поиске сильного лидера, полизависимости, в проявлении гиперответственности, мазохизма и др. У представителей данной группы доминирует механизм отрицания. Стремление к самораскрытию и самовыражение имеет низкие значения.

Подростки, продемонстрировавшме склонность к самоподавлению, имеют негативную тенденцию при оценке и принятии себя, а также низкие значения в системе самооценки своих качеств.

Таким образом, в результате анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что выбор стратегии самоутверждения в подростковом возрасте зависит от уровня самооценки и особенностей самоотношения: подросткам с низкой самооценкой и негативным самоотношением присущи неконструктивные стратегии самоутверждения (самоподавление или агрессия); подросткам с высокой самооценкой и позитивным самоотношением присуще конструктивная стратегия самоутверждения

Список литературы

Аверин В. А. Психология детей и подростков. — СПб., 1998

Берк Л. Развитие ребенка. — СПб., 2006

Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал, 1992, Т.13, № 4 с. 99 — 100.

Захарова А. В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993

Зинько Е. В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры //Психологический журнал. — 2006.

— Т. 27. — № 3.

с. 18 — 30

Кон И. С. Психология старшеклассника. — М., 1982

Крайг Г. Психология развития. — СПб. 2003

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2004

Липкина А. И. Самооценка школьника. — М., 1976

Мудрик А. В. Социализация человека. — М., 2004

Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000

Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — М., 1991

Прихожан А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М., 1999

Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л. В. Куликов. — СПб., 2000

Психология человека от рождения до смерти. /Под. Ред. А. А. Реана. — СПб., 2002

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999

Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. — М., 2003

Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. — Минск, 1998

Столин В. В. Самосознание личности.

М., 1983

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — СПб., 2003

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб., 2000

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология детей и подростков. — СПб., 1998
  2. Л. Развитие ребенка. — СПб., 2006
  3. Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал, 1992, Т.13, № 4 с. 99 — 100.
  4. А.В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993
  5. Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры //Психологический журнал. — 2006. — Т. 27. — № 3. с. 18 — 30
  6. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М., 1982
  7. Г. Психология развития. — СПб. 2003
  8. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2004
  9. А.И. Самооценка школьника. — М., 1976
  10. А.В. Социализация человека. — М., 2004
  11. Р.В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000
  12. С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — М., 1991
  13. А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М., 1999
  14. Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л. В. Куликов. — СПб., 2000
  15. Психология человека от рождения до смерти. /Под. Ред. А. А. Реана. — СПб., 2002
  16. С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999
  17. Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. — М., 2003
  18. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. — Минск, 1998
  19. В.В. Самосознание личности.- М., 1983
  20. Х. Мотивация и деятельность. — СПб., 2003
  21. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб., 2000
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ