Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Православие

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Икона «Отечество, с избранными святыми» представляет образ Новозаветной Троицы. Бог восседает на престоле, по сторонам которого — 2 огненных шестикрылых серафима. На коленях у него изображен Христос-отрок, держащий в руке голубой шар с голубем внутри — символ Божественного мира света. У ног Бога Отца находятся ангелы. Несмотря на иконографические различия в каждой из икон, использованные символы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Основные догматические положения: Символ веры и учение о Святой Троице
  • 2. Православное богослужение и праздники
    • 2. 1. Службы суточного круга
    • 2. 2. Структура церковного года
    • 2. 3. Православные Таинства
  • 3. Символика православного храма
    • 3. 1. Архитектурные традиции
    • 3. 2. Внутреннее устройство храма
    • 3. 3. Иконы и иконопочитание
  • Заключение
  • Список литературы

Православие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исключительное достоинство Матери Божией, высшая степень достигнутой Ею святости объясняют Ее особое почитание. Иконы Пресвятой Богородицы занимают в храме и на богослужении значительное место — наряду с иконами Спасителя.

На иконах могут изображаться ангелы. Ангелы — это бесплотные невидимые духи, но Священное Писание неоднократно описывает явления ангелов людям в видимом образе. Описания этих явлений и стали основой для написания их икон. Наконец, на иконах могут изображаться святые — люди, очищенные от греха и стяжавшие особую благодать у Бога. «Традиционно на Руси во все времена чтили Николая Чудотворца. История сохранила до наших дней удивительные предания о творимых им чудесах и исцелениях, славен этот святой и тем, что очень быстро откликается на молитву, приходя на помощь в самых сложных жизненных ситуациях.

Поэтому образ Николая-угодника занимает свое достойное место в триптихе рядом с образами Иисуса Христа и Богородицы". Изображение святого на иконе обязательно имеет сходство с реальными его чертами, но в отличие от портрета, на иконе человек изображен не в повседневном виде, а в преображенном состоянии. Одним из самых почитаемых святых является Святой Георгий. В иконе «Чудо святого Георгия о змие» он изображается на белом коне на красном фоне, цвет которого является символом вечности.

В православии образ святого Георгия, поражающего копьем змия, истолковывается как идея обращения язычников в христианство.

«От центральной части алтарь отделяется иконостасом — стеной с 3-мя дверьми (центральные — „царские“), на которой размещены несколько рядов икон». Традиционный иконостас состоит из 5-ти рядов икон увенчанных крестом. Такая форма иконостаса сложилась в России в XV веке. Верхний ряд иконостаса, праотеческий представляет собой ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы в виде 3-х Ангелов — явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы о спасении человека и мира.

Второй ряд иконостаса — пророческий. Он изображает ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа. В центре пророческого ряда помещают икону Знамение (Спаситель в виде младенца на лоне Матери Божией изображает Боговоплощение) для того, чтобы показать непосредственную связь Ветхого и Нового Завета.

Третий ряд иконостаса — праздничный, в нем собраны иконы христианских праздников от Рождества Пресвятой Богородицы до Пятидесятницы и Успения, а также изображения важнейших событий Евангельской истории: Распятия, Положения Спасителя во гроб, Сошествия во ад, приход жен-мироносиц ко гробу. Этот ряд изображает новозаветное время как исполнение того, что было возвещено в Ветхом Завете.

Четвертый ряд называется деисис (что значит моление, молитва). В центре его находится икона Спас в силах, представляющая Господа Иисуса Христа сидящего на престоле во всей силе и славе, как Судью живых и мертвых. По сторонам помещаются иконы обращенных к Нему Богородицы, Иоанна Предтечи и святых. Этот ряд изображает молитвенное предстательство Церкви за весь мир, возносимое от начала ее основания и до Страшного Суда.

Нижний ряд иконостаса называется местным. По обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Матери Божией. (Иногда икона Спасителя заменяется иконой Святой Троицы). На боковых (северных и южных) дверях иконостаса изображаются архангелы Михаил и Гавриил, первые диаконы Стефан и Филипп или первосвященник Аарон и пророк Моисей. Дальше помещаются иконы особенно чтимых святых, а также храмовая икона — изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

Царские врата иконостаса украшаются изображением икон Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Царские врата символизируют вход в Царство Небесное.

На солее перед Царскими вратами происходит причащение мирян. Поэтому над царскими вратами помещается икона Тайной вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии, соединяющее человека с Богом.

Таким образом, на иконостасе предстает вся история человечества и тот путь, которым Бог ведет его к спасению.

«В иконе все символично и имеет свое значение: не только содержание изображаемого, но и форма и краски». Святая Троица в условиях древнерусской культуры часто ассоциировалась с союзом 3-х добродетелей — Веры, Надежды и Любви. В древнерусском искусстве это изображение имеет 2 иконографических варианта: Ветхозаветная Троица и Новозаветная.

«В иконе Тихона Филатьева „Троица Ветхозаветная“ кроме изображения 3-х ангелов приводится сцена закалывания тельца — древний символ жертвы… На сияющей белой скатерти на столе в форме круга — 3 лжицы (ложки), потир — символ искупления Христом грехов человечества; чаша — символ жертвы Христа; 3 пресных хлеба — символ тела Христа, — лежащие на мелком блюде, символизирующем Тайную вечерю. Здесь же изображен нож — символ жертвоприношения и гроздь винограда с 3-мя кистями — символ единства Троицы». Изображение 2-х корнеплодов (черные редьки) здесь может символизировать копье и губку с уксусом, напоминая о страданиях Спасителя, распятого на кресте.

Икона «Отечество, с избранными святыми» представляет образ Новозаветной Троицы. Бог восседает на престоле, по сторонам которого — 2 огненных шестикрылых серафима. На коленях у него изображен Христос-отрок, держащий в руке голубой шар с голубем внутри — символ Божественного мира света. У ног Бога Отца находятся ангелы. Несмотря на иконографические различия в каждой из икон, использованные символы ясно раскрывают смысл произведения — единстве 3-х Божественных ипостасей и напоминание о жертве Христа, искупившего своей смертью грехи человечества.

Заключение

Мы принадлежим к культуре, сложившейся под влиянием христианства. Наши моральные убеждения, образ мысли, отношение к жизни и смерти, представления о справедливости были бы другими, если бы не православие. Становление православной церковности сопровождалось подвигами веры и уступками мирским слабостям, образцами подлинного благочестия и нередким расхождением слов с делами.

Православие ориентирует человека на стяжание не материальных, а духовных благ как единственного способа спасения бессмертной души.

Православная церковь особое внимание уделяет обрядовой стороне своей деятельности (оформление храма, проведение богослужения), содержит в себе такие моральные ценности, как соборность, духовное подвижничество, нравственное самосовершенствование.

Догматические отличия православия: признание исхождения святого духа только от Бога-Отца, непогрешимость церкви в целом (а не главы ее), неизменность догматов, отрицание чистилища и др.

Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, разрешение брака для белого духовенства, особая система церковного пения и т. п.

В отличие от католицизма не имеет единого центра, а состоит из 15 самостоятельных (автокефальных) православных церквей.

В 17 В. после церковной реформы патриарха Никона в Русской Православной церкви произошел раскол, но старообрядчество не выделяется в отдельное направление, а рассматривается в русле русской православной традиции.

Список литературы

Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, «ОЛМА Медиа Групп», 2012. — 640 с.

Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.odinblago.ru/bulgakov_pravoslavie/12

Бухарев И. Н. Краткое объяснение устройства храма. — М.: ИЗДАНІЕ БРАТЬЕВЪ САЛАЕВЫХЪ, 1871. — 113 с.

Зеленков М.Ю. — Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. — М.: Юридический институт МИИТа, 2003. — 252 с.

Иванов Ю. И. Православие. — Минск, Книжный дом, 2009. — 127 с.

Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — М., 1992. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera.html

История религии / Буряковский А. Л. и др. — СПб.: Издательство «Лань», 1998. — 448 с.

Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. — М.: Политиздат, 1991. — 368 с.

Мень А., протоиерей. Таинство, слово, образ. О православном богослужении. — М., 1991. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://alexandrmen.ru/books/tso/tso.html

Новый Завет и Псалтирь. — М.: СИРИН-ХМЦ, 1994. — 363 с.

Панкин С. Ф. История мировых религий. — М.: АСТ, 2008. — 160 с.

Попова Н. Античные и христианские символы. — СПб.: «Аврора», 2003. — 63 с.

Радугин А.А.

Введение

в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000. 240с.

Скворцовъ И. О богослужении православной церкви. — Кіевъ: Типографія Феофила Глигсберга, 1850. — 167 с.

Чижова А. Р. Православная энциклопедия для новоначальных. — М.: Эксмо, 2008. — 192 с.

Иванов Ю. И. Православие. — Минск, Книжный дом, 2009, с. 38

Зеленков М.Ю. — Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. — М.: Юридический институт МИИТа, 2003, с. 67

Новый Завет и Псалтирь. — М.: СИРИН-ХМЦ, 1994, (Мф. 28.19), с. 37

Панкин С. Ф. История мировых религий. — М.: АСТ, 2008, с. 98

Мень А., протоиерей. Таинство, слово, образ. О православном богослужении. — М., 1991. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://alexandrmen.ru/books/tso/tso1.html#sutochnoe

Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, «ОЛМА Медиа Групп», 2012, с. 338−339

Радугин А.А.

Введение

в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000, с. 99

Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. — М.: Политиздат, 1991, с. 210

Скворцовъ И. О богослужении православной церкви. — Кіевъ: Типографія Феофила Глигсберга, 1850, с. 14

Бухарев И. Н. Краткое объяснение устройства храма. — М.: ИЗДАНІЕ БРАТЬЕВЪ САЛАЕВЫХЪ, 1871, с. 7

Бухарев И. Н. Краткое объяснение устройства храма. — М.: ИЗДАНІЕ БРАТЬЕВЪ САЛАЕВЫХЪ, 1871, с. 14

Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.odinblago.ru/bulgakov_pravoslavie/12

Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — М., 1992. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera416.html

Чижова А. Р. Православная энциклопедия для новоначальных. — М.: Эксмо, 2008, с. 134

История религии / Буряковский А. Л. и др. — СПб.: Издательство «Лань», 1998, с. 199

Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.odinblago.ru/bulgakov_pravoslavie/12

Попова Н. Античные и христианские символы. — СПб.: «Аврора», 2003, с. 19−20

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, «ОЛМА Медиа Групп», 2012. — 640 с.
  2. С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/bulgakov_pravoslavie/12
  3. И.Н. Краткое объяснение устройства храма. — М.: ИЗДАНІЕ БРАТЬЕВЪ САЛАЕВЫХЪ, 1871. — 113 с.
  4. М.Ю. — Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. — М.: Юридический институт МИИТа, 2003. — 252 с.
  5. Ю.И. Православие. — Минск, Книжный дом, 2009. — 127 с.
  6. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — М., 1992. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera.html
  7. История религии / Буряковский А. Л. и др. — СПб.: Издательство «Лань», 1998. — 448 с.
  8. Н.О. Условия абсолютного добра. — М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
  9. А., протоиерей. Таинство, слово, образ. О православном богослужении. — М., 1991. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alexandrmen.ru/books/tso/tso.html
  10. Новый Завет и Псалтирь. — М.: СИРИН-ХМЦ, 1994. — 363 с.
  11. С.Ф. История мировых религий. — М.: АСТ, 2008. — 160 с.
  12. Н. Античные и христианские символы. — СПб.: «Аврора», 2003. — 63 с.
  13. А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000.- 240с.
  14. И. О богослужении православной церкви. — Кіевъ: Типографія Феофила Глигсберга, 1850. — 167 с.
  15. А.Р. Православная энциклопедия для новоначальных. — М.: Эксмо, 2008. — 192 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ