Составление топографического плана участка местности
Ответ. Дальномерами называются геодезические приборы, с помощью которых расстояние между двумя точками измеряют косвенным способом. Дальномеры подразделяют на оптические и электронные. Оптические дальномеры делятся на дальномеры с постоянным параллактическим углом и дальномеры с постоянным базисом. электронные дальномеры — на электронно-оптические (светодальномеры) и радиоэлектронные… Читать ещё >
Составление топографического плана участка местности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Саратовский государственный технический университет.
Контрольная работа.
По курсу: Инженерная геодезия.
Выполнил: Филипьев Специальность СТЗС Шифр: 08.
Саратов 2014.
Расчетно-графическая работа № 1.
Задание 1. Вычисление дирекционных углов линий и координатных точек.
Задача 1. Вычислить дирекционные углы линий ВС и CD, если известны дирекционный угол бАВ линии АВ и измеренные правые по ходу лежащие углы в1 и в2.
Исходный дирекционный угол бАВ берется в соответствии с шифром и фамилией студента. бАВ = 08 о38,2ґ.
Дирекционные углы вычисляют по правилу: дирекционный угол последующей стороны равен дирекционному углу предыдущей стороны плюс 180° и минус горизонтальный угол, справа по ходу лежащий:.
б ВС = бАВ + 180° - в1; бCD = бВС + 180° - в2.
бВС = бАВ +180 о — в1 = 08 о38,2ґ +180 о — 189 о59,2ґ =358 о39,0ґ.
б СD = бВС +180 о — в2 = 358 о39,0ґ +180 о -168 о 50,8ґ = 9 о48,2ґ.
Задача 2. Решить так называемую прямую геодезическую задачу, т. е. найти координаты хС и уС точки С, если известны координаты хВ и уB точки В, длина (горизонтальное проложение) dBС линии ВС и дирекционный угол бВС этой линии.
Координаты точки В и длина dВС берутся одинаковыми для всех вариантов:
хВ = — 14,02 м,.
yB = +627,98 м,.
dВС = 239,14 м.
Дирекционный угол бВС линии ВС следует взять из решения предыдущей задачи.
Координаты точки С вычисляются по формулам:
xС= хВ + ДxBC; yС = yВ + ДyВС,.
где ДхВС и ДуВС — приращения координат, вычисляемые из соотношений: ДхВС = dВС cos бВС; ДуВС = dВС sin бВС.
ДХВС = dВС ? cosбВС = 239,14? cos 358 о39,0ґ = + 239,07 м.
ДYВС = dВС ? sinбВС = 239,14? sin 358 о39,0ґ = - 5,63 м.
XС = X В + Д ХВС = -14,02 + 239,07 = + 225,05 м.
YС = YВ + Д YВС = +627,98 -5,63 = + 622,35 м.
Задание 2. Составление топографического плана участка местности.
Содержание работы.
По данным полевых измерений составить и вычертить топографический план участка в масштабе 1: 2000 с высотой сечения рельефа 1 м. Решить отдельные задачи.
Исходные данные Шифр АД — 08. Количество букв в фамилии 8.
ПТ 15 — Х = 550,70 + 8Ч100 = 1350,70 м; У = 1490,60 м.
ПТ 16 — Х = 755,00 м; У = 980,50 м.
величина румба будет равна.
arctg = r.
Даны координаты Х и У пунктов триангуляции ПТ 15 и ПТ 16, разность которых равна: = -595,70 и = -510,10. Тогда румб опорной линии ПТ 15 — ПТ 16 будет равен: r15−16 = arctg = 40034,4/ в юго-западной четверти.
б15−16 = 40034,4/ + 180000,0/ = 220034,4/..
Таблица 1. Ведомость вычисления координат вершин.
Номер станции. | Углы. | Дирекционные углы. | Румбы r. | Горизонтальные проложения, d м. | |||
измеренные. | исправленные. | Название четверти. | угол. | ||||
0 /. | 0 /. | 0 /. | 0 /. | ||||
ПТ 15. | 0,2. 1620 23,5/. | 1620 23,7/. | 220 034,4/. | сз. | 680 10/. | 305,72. | |
ПТ 16. | |||||||
2380 10,7/. | юз. | 580 11/. | |||||
I. | 0,2. 3090 59,2/. | 3090 59,4/. | |||||
1080 11,3/. | юв. | 710 49/. | 263,02. | ||||
II. | 0,2. 500 58,5/. | 500 58,7/. | |||||
2370 12,6/. | юз. | 570 13/. | 238,51. | ||||
III. | 0,2. 1610 20,0/. | 1610 20,2/. | |||||
2550 52,4/. | юз. | 750 52/. | 269,80. | ||||
IV. | 0,2. 790 02,8/. | 790 03,0/. | |||||
3560 49,4/. | сз. | 30 11/. | 190,08. | ||||
V. | 0,2. 1080 17.5/. | 1080 17,7/. | |||||
680 31,7/. | св. | 680 32/. | 239,14. | ||||
I. | 0,2. 1400 20,2/. | 1400 20,4/. | |||||
1080 11,3/. | |||||||
II. | |||||||
изм = 5390 59,0/ исп = 5400 00,0/ d = 1200,55.
теор = 1800 (n — 2) = 5400.
f факт = -1,0/.
f доп = + 1 = 2,2/..
= - = ;
Контроль:
= f в факт = - 1,0/.
Таблица 2. Расчет теодолитного хода.
Приращения координат. | Поправки в приращения. | Исправленные приращения координат. | Координаты. | Номер станции. | |||||
X. | У. | x. | у. | X. | У. | X. | У. | ||
— 161,20. | — 259,77. | — 595,70. | — 510,10. | 1350,70. | +1490,60. | ПТ 15. | |||
+755,00. | +980,50. | ПТ 16. | |||||||
— 161,20. | — 259,77. | ||||||||
+593,80. | 720,73. | I. | |||||||
— 82,10. | +249,88. | — 0,05. | +0,06. | — 82,15. | +249,94. | ||||
+511,65. | 970,67. | II. | |||||||
— 129,17. | — 200,51. | — 0,04. | +0,05. | — 129,21. | — 200,46. | ||||
+382,44. | 770,21. | III. | |||||||
— 65,85. | — 261,64. | — 0,04. | +0,05. | — 65,89. | — 261,59. | ||||
+316,55. | 508,62. | IV. | |||||||
+189,79. | — 10,53. | — 0,04. | +0,05. | +189,75. | — 10,48. | ||||
+506,30. | 498,14. | V. | |||||||
+87,54. | +222,54. | — 0,04. | +0,05. | +87,50. | +222,49. | ||||
+593,80. | 720,63. | I. | |||||||
x = 0,21 x = -0,21 xисп = 0.
у = -0,26 у = + 0,26 уисп = 0.
xт = 0 ут = 0.
fx = 0,21; fy = -0,26 fs = 0,33.
;
I/Т I /2000 — допустимая погрешность Таблица 3. Ведомость увязки превышений высотно-теодолитного хода и вычисления отметок станций.
Номера станций. | Горизонтальные проложения, d100. | Превышения. | Поправки в hср | Исправленные превышения hисп. | Отметки станций H. | Номера станций. | |||
прям. hпр | обратн. hоб. | средн. hср | |||||||
ПТ 16. | 3,0. | +5,28. | — 5,35. | +5,32. | — 0,03. | +5,29. | 108,11. | ПТ 16. | |
I. | 113,40. | I. | |||||||
2,6. | — 4,17. | +4,13. | — 4,15. | — 0,03. | — 4,18. | ||||
II. | 109,22. | II. | |||||||
2,4. | — 0,30. | +0,26. | — 0,28. | — 0,02. | — 0,30. | ||||
III. | 108,92. | III. | |||||||
2,7. | +0,90. | — 0,92. | +0,91. | — 0,03. | +0,88. | ||||
IV. | 109,80. | IV. | |||||||
1,9. | +6,87. | — 6,92. | +6,90. | — 0,02. | +6,88. | ||||
V. | 116,68. | V. | |||||||
2,4. | — 3,24. | +3,28. | — 3,26. | — 0,02. | — 3,28. | ||||
I. | 113,40. | I. | |||||||
Р = 12, 0 Уhср = +0,12 Уhисп = 0.
fh = Уhср — Уhт = Уhср — 0 = + 0,12 — 0 = + 0,12 м.
доп. fh =. дh 100 = ;
Таблица 4. Журнал тахеометрической съемки.
№№ точек наблюдения. | Дальномерные расстояния D. | Отсчеты. | Место нуля МО. | Угол наклона н 0 /. | Горизонтальные проложения, d м. | Превышения, h/м. | Высота Наведения, l. | Превышения, м. | Отметки, H м. | Примечание. | ||
по ГК. | по ВК. | |||||||||||
0 /. | 0 /. | |||||||||||
Станция ПТ 16, i = 1,56. | 108,11. | Оптический Теодолит 2 Т 30П Коэффициент дальномера К = 100. т. 3 на грунт вой дороге т. 7 и 8. на линии уреза воды т. 10 — 13. на линии уреза воды т. 14 — 17. на линии уреза воды Съемка выполнена. 10/9 — 99. | ||||||||||
КП. | ||||||||||||
ПТ 15. | ||||||||||||
I. | — 10 15/. | |||||||||||
КЛ. | ||||||||||||
ПТ 15. | ||||||||||||
I. | 10 16/. | 10 15,5. | 305,72. | 6,72. | 3,00. | +5,28. | ||||||
Станция I, i = 1,58 МО = 0 113,40. | ||||||||||||
КП. | ||||||||||||
ПТ 16. | +00 44,0/. | |||||||||||
V. | — 10 08,0/. | |||||||||||
II. | +00 35,5/. | |||||||||||
КЛ. | ||||||||||||
ПТ 16. | — 00 44,5/. | — 0,2/. | — 00 44,2/. | 305,72. | — 3,93. | 3,00. | — 5,35. | ; | ||||
V. | +10 07,0. | — 0,5/. | +10 07,5/. | 239,14. | +4,70. | 3,00. | +3,28. | ; | ||||
II. | 00 00/. | — 00 36,5/. | — 0,5/. | — 00 36,0/. | 263,02. | — 2,75. | 3,00. | — 4,17. | ; | |||
111,2. | 57 050/. | — 10 12,0/. | — 10 12,0/. | 111,2. | — 2,32. | l = i. | — 2,32. | 111,08. | ||||
61,8. | 1400 05/. | 00 11,0/. | 00 11,0/. | 61,8. | + 0,20. | l = i. | + 0,20. | 113,60. | ||||
66,0. | 1810 10/. | ; | ; | 66,0. | ; | l = i. | ; | ; | ||||
82,1. | 3450 00/. | 00 02,0/. | 00 02,0/. | 82,1. | + 0,05. | l = i. | + 0,05. | 113,45. | ||||
Станция II; i = 1,51; МО = +1/ 109,22. | ||||||||||||
КП. | ||||||||||||
I. | — 10 13,0/. | |||||||||||
III. | — 00 16,0/. | |||||||||||
КЛ. | ||||||||||||
I. | 00 00/. | +10 14,0/. | +0,5/. | +10 13,5/. | 263.02. | +5,62. | 3,00. | +4,13. | ; | |||
III. | +00 18,0/. | +1,0/. | +00 17,0/. | 239,21. | +1,19. | 3,00. | — 0,30. | ; | ||||
149,6. | 13 000/. | +10 34/. | +1/. | +10 33/. | 149,6. | +4,05. | l = i. | +4,05. | 113,27. | |||
68,0. | 52 005/. | +10 43/. | +1/. | +10 42/. | 68,0. | +2,02. | l = i. | +2,02. | 111,24. | |||
11,8. | 148 030/. | — 40 50/. | +1/. | — 40 51/. | 11,8. | — 1,00. | l = i. | — 1,00. | 108,22. | |||
25,2. | 175 058/. | ; | +1/. | ; | 25,2. | ; | ; | ; | ; | |||
147,8. | 327 045/. | +00 49/. | +1/. | +00 48/. | 147,8. | +2,06. | l = i. | +2,06. | 111,28. | |||
Станция III; i = 1,52; МО = 108,92. | ||||||||||||
КП. | ||||||||||||
II. | — 00 24,0/. | |||||||||||
IV. | — 00 30,0/. | |||||||||||
КЛ. | ||||||||||||
II. | 00 00/. | +00 26,0/. | +1,0/. | +00 25,0/. | 239,21. | +1,74. | 3,00. | +0,26. | ; | |||
IV. | +00 30,5/. | +0,2/. | +00 30,3/. | 269,80. | +2,38. | 3,00. | +0,90. | ; | ||||
98,3. | 270 08/. | +00 02/. | +1/. | +00 01/. | 98,3. | +0,03. | l = i. | +0,03. | 108,95. | |||
24,6. | 500 28/. | ; | +1/. | ; | 24,6. | ; | ; | ; | ; | |||
34,4. | 660 48/. | ; | +1/. | ; | 34,4. | ; | ; | ; | ; | |||
62,1. | 1820 43/. | +00 05/. | +1/. | +00 04/. | 62,1. | +0,07. | l = i. | +0,07. | 108,99. | |||
Станция IV; i = 1,49; МО = + 1/ 109,80. | ||||||||||||
КП. | ||||||||||||
I. | ; | ; | — 00 06,0/. | |||||||||
; | ; | — 20 30,5/. | ||||||||||
КЛ. | ||||||||||||
III. | ; | 00 00/. | +00 09,0/. | + 1,5/. | +00 07,5/. | 269,80. | +0,59. | 3,00. | — 0,92. | ; | ||
V. | ; | ; | +20 32,5/. | + 1,0/. | +20 31,5/. | 190,08. | +8,38. | 3,00. | +6,87. | ; | ||
102,8. | 24 041/. | — 00 21/. | + 1/. | — 00 22,0/. | 102,8. | — 0,66. | l = i. | — 0,66. | 109,14. | |||
44,1. | 56 023/. | — 00 47/. | + 1/. | — 00 48,0/. | — 0,62. | l = i. | — 0,62. | 109,18. | ||||
38,0. | 128 000/. | ; | ; | ; | 38,0. | ; | ; | ; | ; | |||
25,6. | 143 019/. | — 10 19/. | + 1/. | 10 20,0/. | — 0,60. | l = i. | — 0,60. | 109,20. | ||||
Станция V; i = 1,40; МО = + 1/ 116,68. | ||||||||||||
КП. | ||||||||||||
IV. | ; | ; | +1035,5/. | |||||||||
I. | ; | ; | +00 24,5/. | |||||||||
КЛ. | ||||||||||||
IV. | ; | 00 00/. | — 10 33,5/. | +1/. | — 10 34,5/. | 190,08. | — 5,32. | 3,00. | — 6,92. | ; | ||
I. | ; | ; | — 00 22,5. | +1/. | — 00 23,5/. | 239,14. | — 1,64. | 3,00. | — 3,24. | ; | ||
86,2. | 29 031/. | — 20 05/. | +1/. | — 20 04,1/. | 86,2. | — 3,11. | l = i. | — 3,11. | 113,57. | |||
56,2. | 69 028/. | — 20 16/. | +1/. | — 20 15,1/. | 55,6. | — 2,21. | l = i. | — 2,21. | 114,47. | |||
48,0. | 165 026/. | — 30 23/. | +1/. | — 30 22,1/. | 47,5. | — 2,82. | l = i. | — 2,82. | 113,86. | |||
103,2. | 288 007/. | — 00 52/. | +1/. | — 00 51,1/. | 103,2. | — 1,53. | 3,00. | — 3,13. | 113,55. | |||
60,3. | 340 011/. | — 20 49/. | +1/. | — 20 48,1/. | 60,1. | — 2,94. | l = i. | — 2,94. | 113,74. | |||
Решение задач по топографическому плану.
1. Найти отметку точки А, лежащей между соседними горизонталями, и подписать её на плане возле точки.
НА = Нм.г. + = 112 +.
2. Определить уклон отрезка ВС, проведённого между двумя соседними горизонталями, и записать найденное значение уклона вдоль отрезка на плане.
о/оо.
3. От реечной точки 22 к точке 13 провести кратчайшую ломаную линию равных уклонов, уклон равен i = 0,02. Вычислим заложение для этого уклона, если высота рельефа сечения на плане 1 м:
Ломаную линию проводим так, чтобы отрезки ломаной между соседними горизонталями были равны 25 мм.
Расчетно-графическая работа № 2.
Задание 1. Решение задач по обработке результатов нивелирования.
Задача 1. Дана отметка НА точки А. Вычислить отметку НВ точки В через ее превышение над точкой А, если по нивелирным рейкам получены отсчеты:
в точке А.. а = 1454 мм;
в точке В.. b = 2878 мм.
Построить поясняющий схематический чертеж.
Решение.
Отметка точки А: НА =108,108 м.
Превышения между точками.
h = a — b = 1454 — 2878 = -1424мм = -1,424 м.
Отметка точки В.
НВ = НА + h = 108,108 + (-1,424) = 106,684 м.
Задача 2. Воспользовавшись исходными данными предыдущей задачи, вычислить вторично отметку НВ точки В, но теперь через горизонт прибора. Построить поясняющий схематический чертеж.
Горизонт инструмента:
ГИ = Н А + а = 108,108 + 1,454 = 109,562 м Отметка точки В.
Н В = ГИ — b = 109,562 — 2,878 = 106,684 м.
Задание 2. Геометрическое нивелирование трассы дороги.
Исходные данные.
1. Пикетажный журнал. В пикетажном журнале записан румб СВ:48°50' (общий для всех студентов) первоначального направления трассы, указано значение первого (правого) угла поворота трассы Уг.1ПР. = 35045'. Величину второго (левого) угла поворота каждый студент получает индивидуально: к 50°20' (для всех) прибавляется столько градусов, сколько букв в фамилии студента.
Уг. 2лев. = 50°20' + 8° = 58°20'.
2. Журнал геометрического нивелирования. Записанные в журнале отсчеты по нивелирным рейкам и вычисляемые по этим отсчетам значения превышений являются общими для всех студентов.
Отметки реперов: № 19 — 108,108, № 20 — 108,108 — 2,101 = 106,007, между которыми на местности был проложен нивелирный ход.
3. Данные для нанесения на продольный профиль проектной линии:
на ПК 0 запроектирована насыпь высотой 0,50 м;
на участке от ПК 0 до точки ПК 1 + 80 уклон проектной линии i1 = - 0,020; на участке от точки ПК 1+80 до ПК 4 — горизонтальная площадка (i2 = 0,000) и на последнем участке трассы от ПК 4 до ПК 5 уклон i3 = +0,015.
Проектирование по поперечнику не производилось.
Таблица 5. Журнал геометрического нивелирования.
Номера станции. | Номера нивелируемых точек. | Отчеты по рейке, мм. | Превышения, мм. | Горизонт инструмента ГИ, м. | Отметки Н, м. | Примечания. | ||||||
задние. | передние. | промежут. | вычисленные. | средние. | ||||||||
; | ; | |||||||||||
Реп. 19. | +1. | 108,108. | Нивелир Н3. Рейки раскладные. 3-метровые двусторонние. | |||||||||
ПК 0. ПК 0. | 108,006. | |||||||||||
ПК 0. | +1. | 108,006. | ||||||||||
ПК 1. ПК 1. | 107,102. | |||||||||||
ПК 1. | 108,191. | 107,102. | Поперечник разбит на ПК 2. | |||||||||
+44. | +1. | 107,884. | ||||||||||
ПК 2-П+6. | 105,506. | |||||||||||
ПК 2-П+20. | 107,794. | |||||||||||
ПК 2-Л+14. | 106,860. | |||||||||||
ПК 2-Л+20. | 107,552. | |||||||||||
ПК 2. | 105,692. | |||||||||||
Постраничный контроль. | ||||||||||||
— 4838. | ||||||||||||
— 2419. | — 2,416. | |||||||||||
ПК 2. | +1. | 105,692. | Плюсовая точка +56. использовалась в качестве связующей. | |||||||||
+56. | 104,083. | |||||||||||
+56. | +1. | 105,493. | 104,083. | |||||||||
+70. | 102,503. | |||||||||||
+91. | 104,463. | |||||||||||
ПК 3. | 104,107. | |||||||||||
ПК 3. | +1. | 104,107. | ||||||||||
ПК 4. | 104,505. | |||||||||||
ПК 4. | +1. | 194,505. | ||||||||||
ПК 5. | 106,107. | |||||||||||
ПК 5. | +1. | 106,107. | ||||||||||
Реп. 20. | 106,007. | |||||||||||
Постраничный контроль. | fh = Уhср. — Уhт. = 8 мм доп. fh = 10 мм = 28 мм. (n — число станций). | |||||||||||
Общий контроль по ходу Реп.19 — Реп.20. | Уhср = - 2109. | Уhт = -2101. | ||||||||||
Вычисление красных отметок:
ПК 0 = 108,006 + 0,50 = 108,506м ПК 1+80 = 108,506 + (-0,02)180 = 104,906м ПК 4 = 104,906м ПК 1 = 108,506 + (-0,02)100 = 106,506м ПК 1+44 = 108,506 + (-0,02)144 =105,626м ПК 2 = 104,906м ПК 2 +56 = 104,906м ПК 2 +70 = 104,906м ПК 2 + 91 = 104,906м ПК 3 = 104,906м ПК 5 = 104,906 + 0,15 •100 = 106,406 м Черная отметка ПК1+80:
h = Нпер. — Нзад. = Н ПК 2 — Н ПК 1+44 = 105,692 — 107,884 = -2,192 м.
d = 56 м, i = —0,039.
Н ПК 1+80(черная) = Н ПК 1+44(черная) + i d = 107,884+(-0,039) 36 = 106,480 м Точки нулевых работ:
1).
Н = 108,506 + (-0,02) 45,87 = 107,589 м.
2).
Тема 1. Ориентирование на местности.
Вопрос. Определение румба по истинному азимуту.
Ответ. Азимутом называется угол между северным направлением меридиана и направлением данной линии MN. Азимут измеряется от севера через восток, юг и запад, т. е. по направлению движения часовой стрелки, и может иметь значения 0… 360°. Азимут А, измеряемый относительно истинного меридиана, называется истинным.
В геодезии принято различать прямое и обратное направления линии. Если направление линии MN от точки М к точке N считать прямым, то NM — обратное направление той же линии. В соответствии с этим угол А1 — прямой азимут линии MN в точке M, а A2 — обратный азимут этой же линии в точке N.
Меридианы разных точек не параллельны между собой, гак как они сходятся в точках полюсов. Отсюда азимут линии в разных ее точках имеет разное значение. Угол между направлениями двух меридианов называется сближением меридианов и обозначается у. Зависимость между прямым и обратным азимутами линии MN выражает следующая формула: A2 = А1 + 180° + г.
Истинные азимуты линий местности определяются путем астрономических наблюдений или с помощью приборов — гиротеодолитов.
Иногда для ориентирования линии местности пользуются не азимутами, а румбами.
Румбом называется острый угол между ближайшим (северным С или южным Ю) направлением меридиана и направлением данной линии.
Румбы обозначают буквой r с индексами, указывающими четверть, в которой находится румб. Названия четвертей составлены из соответствующих обозначений стран света. Так, 1 четверть — северо-восточная (СВ). II — юго-восточная (ЮВ). III — юго-западная (ЮЗ), IV — северо-западная (СЗ). Соответственно обозначают румбы в четвертях, например: в первой — rСВ, во второй — rЮВ— Румбы измеряют в градусах (0…90°).
Тема 2. Рельеф земной поверхности и его изображение.
Вопрос. Составление графика масштаба заложений.
Ответ.
Как правило, при работе с картой или планом угол наклона либо уклон ската определяют, пользуясь графиками, называемыми масштабами (или шкалами) заложений.
Для этого с плана раствором циркуля берут заложение между двумя горизонталями, но данному скату, затем по графику находят то место, где расстояние между кривой и горизонтальной прямой равно этому заложению. Для найденной таким образом ординаты читают значение v или i по горизонтальной прямой (на приведенных графиках отмечено звездочками: v = 2,5°; i = 0,05 = 5%).
Тема 3. Измерение длин линий.
Вопрос. Принцип измерения дальномерных расстояний (дальномеры с постоянным углом и переменным базисом).
Ответ. Дальномерами называются геодезические приборы, с помощью которых расстояние между двумя точками измеряют косвенным способом. Дальномеры подразделяют на оптические и электронные. Оптические дальномеры делятся на дальномеры с постоянным параллактическим углом и дальномеры с постоянным базисом. электронные дальномеры — на электронно-оптические (светодальномеры) и радиоэлектронные (радиодальномеры).
Простейший оптический дальномер с постоянным углом — нитяной имеется в зрительных трубах всех геодезических приборов. В поле зрения трубы прибора видны три горизонтальные нити. Две из них, расположенные симметрично относительно средней нити, называются дальномерными. Нитяной дальномер применяют в комплекте с нивелирной рейкой, разделенной на сантиметровые деления. В приведенном примере между крайними нитями располагаются 21,5 сантиметровых делений рейки. Расстояние D между измеряемыми точками на местности 21,5−100 = 21,5 м (100 — коэффициент дальномера).
На расстоянии до 200 м, но нитяному дальномеру «на глаз» можно отсчитать до 0,5 сантиметрового деления, что соответствует погрешности при определении расстояния 50 см; на расстоянии до 100 м — до 0,2 сантиметрового деления или погрешности 20 см.
Нитяным дальномером можно измерить линии длиной до 300 м с погрешностью до 1:300 от длины.
Тема 4. Угловые измерения.
топографический нивелирование румб теодолитный Вопрос. Теодолитные ходы.
Ответ. Теодолитным ходом называют систему закрепленных в натуре точек, координаты которых определены из измерения углов в и расстояний D.
Теодолитный ход начинают создавать с осмотра местности — рекогносцировки, цель которой — определить наиболее благоприятные места для закрепления вершин теодолитного хода и створов для промеров углов и линий между ними. Как правило, теодолитные ходы прокладывают между точками государственной геодезической сети, например II, III. Связь теодолитных ходов с пунктами более высокого класса называют привязкой.
Если теодолитные ходы не привязаны к государственным геодезическим сетям, то 20% точек закрепляют железобетонными знаками. Эти знаки, в свою очередь, привязывают к предметам местности: зарисовывают глазомерно план и измеряют расстояния не менее чем до трех постоянных предметов местности — углов капитальных зданий, колодцев, деревьев.
Длины сторон между точками теодолитных ходов колеблются в пределах 20…350 м, а длины ходов зависят от многих факторов. Из них главные: масштабы топографической съемки и застроенность территории, по которой прокладывают ход. Например, уменьшение масштаба съемки с 1:500 до 1:1000 позволяет увеличить длину хода с 0.8 до 1.2 км.
Если производят съемку в масштабе 1:2000. то на застроенной длина хода допускается до 2 км, а на незастроенной — до 3 км.
После того как выбраны и закреплены вершины сторон теодолитного хода, производят измерения сторон и горизонтальных углов.
Общепринятая погрешность измерения сторон в теодолитных ходах от 1:1000 до 1:2000. Это означает, что если, например, измерена линия длиной 154 м, то при заданной предельной относительной погрешности измерения 1:1000 результат измерения «прямо» может отличаться от результата измерения «обратно» не более чем на 154 м /1000 = 15.
Измерение горизонтальных углов между точками теодолитного хода (либо левые, либо правые по ходу продвижения) выполняют теодолитами.
В зависимости от применяемых теодолитов правильность измерений контролируют по разности углов между полуприемами П и Л.
Для передачи координат на точки теодолитных ходов производят привязку их к геодезическим пунктам более высокого класса. Привязка состоит в том, что определяют положение хотя бы одной точки хода относительно точек более высокого класса: измеряют между ними расстояние и примычный угол. Плановую привязку называют передачей координат и дирекционных углов с пунктов привязки на точки ходов.
Тема 5. Геодезические сети.
Вопрос. Конструкции знаков закрепления точек на строительной площадке.
Ответ. Для закрепления, а также для удобства использования в процессе строительства оси выносят на обноску. Обноска представляет собой доску, закрепленную горизонтально на столбах на высоте 400 — 600 мм от земли. Применяют также инвентарную металлическую обноску. Оси на деревянной обноске фиксируют гвоздем, на металлической — специальным передвижным хомутом с прорезью. Известны два вида обноски: сплошная и створная.
Сплошную обноску устанавливают строго параллельно основным осям, образующим внешний контур здания, на расстоянии, обеспечивающем неизменность ее положения в процессе строительства. Сплошная обноска должна быть прямолинейной, чтобы можно было откладывать по створу проектные расстояния для разбивки промежуточных осей, и горизонтальной, чтобы откладывать эти расстояния без введения поправок за наклон. Сплошную обноску применяют довольно редко из-за громоздкости и сложности ее построения. Кроме того, она мешает нормальной организации работ на строительной площадке, особенно применению землеройных машин.
При современной организации строительной площадки более рациональной является створная обноска. Она устанавливается лишь в местах закрепления осей на произвольном расстоянии от контура здания.
Помимо обноски, вынесенные в натуру оси закрепляют постоянными и временными знаками. Постоянными знаками обычно закрепляют главные и основные оси. Места закрепления осей постоянными знаками выбирают на стройгенплане с учетом долговременной их сохранности, а также обеспечения беспрепятственного ведения строительно-монтажных работ. Эти места должны быть удобными для установки над знаком геодезических приборов и выполнения измерений. Знаки устанавливают вне зоны земляных работ Створная обноска для закрепления осей здания в местах, свободных от складирования строительных материалов, размещения временных сооружений и т. п.
Выбор конструкции знаков зависит от условий строительной площадки, наличия строительных материалов, применяемых методов разбивочных работ.
Конструкции постоянных знаков могут быть различными. Наиболее часто для закрепления осей применяют грунтовые постоянные знаки. В качестве постоянных грунтовых знаков используют обрезки металлических труб или рельсов, к нижней части которых приваривают металлические якоря для закрепления в бетонном монолите. К верхней части знака приваривают квадратную металлическую пластину, на которой с помощью керна отмечают положение точки закрепления оси. Реперные трубы или рельсы устанавливают в скважине, пробуренной на глубину не менее 0,5 м ниже глубины промерзания грунта. После установки знака скважину бетонируют. Грунтовые знаки закрепления осей ограждают деревянной или металлической обноской. Обноска делается квадратной или треугольной со стороной 1,5−2,0 м. В качестве постоянных знаков используют также забетонированные деревянные столбы.
Для временных знаков используют деревянные колья, костыли, металлические штыри и трубки.
В сочетании с грунтовыми знаками для закрепления створов осей широко применяют цветные откраски на постоянных и временных зданиях или сооружениях. Откраски представляют собой цветные риски, наносимые яркой несмываемой краской.
Для быстрого восстановления осей на продолжении их створов закрепляют по два знака с каждой стороны здания. Один из знаков обычно располагают под обноской.
Высотную разбивочную основу на строительной площадке также закрепляют постоянными и временными знаками. Условия закрепления реперов и требования, предъявляемые к их сохранности, удобству использования, те же, что и к знакам закрепления осей.
Постоянные реперы могут быть как грунтовыми, закладываемыми ниже глубины промерзания, так и стенными, закрепляемыми в капитальных стенах и цокольных частях близлежащих зданий.
В условиях массовой застройки, где опорные реперы необходимы только в период строительства, широко применяют временные реперы различных конструкций. Используют также откраски на возводимых строительных элементах и временных сооружениях. Часто строительные реперы совмещают со знаками закрепления основных разбивочных осей.
Отметки строительных реперов определяют от реперов государственной или городской нивелирной сети.