Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стилистические особенности архитектурных сооружений Арабского Халифата VII-XVIII вв

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жилище было первым и долго оставалось единственным типом построек, которые сооружали люди. В дальнейшем, когда возникла потребность в других постройках, их поначалу возводили, используя опыт строительства жилых домов, применяя при этом привычные строительные приемы и архитектурные формы. Со временем, когда тип жилого дома изменялся, его прежние архитектурные формы, хотя и в несколько… Читать ещё >

Стилистические особенности архитектурных сооружений Арабского Халифата VII-XVIII вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Новокузнецкий строительный техникум»

Реферат по дисциплине «История архитектуры»

по теме: «Стилистические особенности архитектурных сооружений Арабского Халифата VII—XVIII вв.»

Выполнил:

Мелкомуков Станислав Дмитриевич Новокузнецк, 2014 г.

Содержание Введение

1. Особенности архитектуры Ирана

2. Появление новых типов гражданских зданий (торговых, общественных, коммунальных)

3. Строительные материалы, конструкции, приемы возведения зданий

4. Оборонительные сооружения

5. Ансамбль городской площади (майдана), — ханский дворец, базар, соборная мечеть

Введение

Цель реферата — попытка раскрыть стилистические особенности архитектурных сооружений Ирана VII—XVIII вв.

В реферате будут рассматриваться такие темы, как оборонительные сооружения Ирана, строительные материалы и приемы возведения зданий.

1. Особенности архитектуры Ирана В VII в. Иран был завоеван арабами. Местному населению было навязано мусульманство. Арабы оказали влияние на культуру страны, хотя и не изменили ее коренным образом. С X до середины XIII в., в период между освобождением от арабского владычества и нашествием монголов, культура Ирана процветала. Строятся новые типы зданий — медресе, караван-сараи крытые рынки; а количество бань в городе было своего рода показателем его значительности. Правители сооружали пышные дворцы, мечети, мавзолеи.

Медресе — (араб. гПСУЙээ, букв. «место, где изучают») — мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. архитектура иран строительный мечеть Караван-сарай — (перс. ?ЗСжЗУСЗэ [kвrvвnsarв] — «Кврввн-Сарв», дворец на торговом пути, дом отдыха; а также «хан» (от перс. ОЗдэ [xвn], откуда и осман. ОЗд э[han]), араб. ЭдПЮ) — большое общественное строение в городах, на дорогах и в ненаселенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов.

В домусульманский период в Иране не строились крупные культовые здания, поскольку они не требовались для господствовавшего тогда зороастрийского культа. С принятием ислама возводятся мечети, причем здесь они в отличие от арабских стран сооружаются по местным архитектурным традициям, с применением сводчатых и купольных покрытий. При мечети сооружался минарет, с которого в положенные часы призывали к молитве; он придавал облику мечети величие.

Стены в монументальной архитектуре Ирана делались массивными, чтобы они могли воспринимать распор от куполов и сводов. Стена обычно возвышается над уровнем крыши в виде парапета. Карнизов нет, потому что нет скатных крыш. Архитектурные объемы увенчаны куполами. Широко применяются лоджии, перекрытые стрельчатыми арками. Плоскости стен глухие, окна небольшие и расположены редко, потому что с древних времен сказывался обычай отгораживаться глухими стенами от внешнего мира.

В средние века фактура поверхностей стен и сводов в архитектуре Ирана образовывалась открытой кладкой из обожженного кирпича. В XI—XII вв. стали широко применять фигурную кладку с деталями из терракоты и резного гипса.

В XIII в. возрождается древний тип декора — цветные изразцы. Поливная керамика применялась еще в архитектуре Древнего Египта. Гораздо больше она использовалась в Месопотамии, но нигде не играла такой значительной роли, как в архитектуре Ирана. Здесь она широко применялась еще в ахеменидскую эпоху, а с XIII в. украшение поверхностей стен и куполов путем выкладки их многоцветным ковром из глазурованных кирпичей и плиток становится общепринятым. Большую роль в убранстве интерьеров играли росписи и орнаментальная резьба по гипсу, возникшая еще в парфянский период.

В конце XIV в. Тамерлан создал обширную империю, в состав которой входили главным образом Средняя Азия и Иран. Архитектура при Тамерлане и его преемниках отличалась грандиозностью построек и роскошью декоративного убранства. Основные элементы здания оставались, по существу, прежними, но усложнялись. Порталы приобрели огромные размеры и превосходили по высоте даже само здание. Орнаментация стала обильной и разнообразной; важным ее средством была многоцветная глазурованная керамика — майолика.

В XVII в. архитектура Ирана продолжала быть грандиозной по масштабам, внушительной по формам, отличалась пышностью декора. Многоцветные облицовки сплошным ковром покрывали поверхности стен, куполов, сводов, а орнаментация из резного гипса становилась еще более изощренной. Архитектура Ирана вместе с ослаблением государства приходит в упадок в XVIII—XIX вв.

2. Появление новых типов гражданских зданий (торговых, общественных, коммунальных) В архитектуре народного жилища Ирана нашли отражение характер географической среды. Особенности климата находят отражение в типах жилых домов, их архитектурно-планировочных и конструктивных решениях, в способах климатизации, в применении традиционных массивных конструкций с большой теплоемкостью материалов для защиты от дневной жары и перегрева, а так же и устройстве небольших высокорасположенных окон для снижения яркости освещенности, перегрева.

Для архитектуры иранского жилого дома характерны лоджии, замкнутые внутренние дворы с проточными водоемами. Планировка дома максимально учитывает возможности естественной вентиляции и затенения. Своеобразны «ветровые башни», улавливающие малейшее движение воздуха; они возвышаются почти над каждым домом, особенно в южных районах Ирана, заменив купола, свойственные архитектуре Древней Месопотамии.

Жилище приспосабливалось к природно-климатическим условиям этих характерных районов, выкристаллизовывались особенности формирования их функциональных, пространственных и конструктивных решений, приемы и средства архитектурно-художественной выразительности, и, едва ли не самое главное, формирование микроклимата жилища.

Традиционными приемами и средствами улучшения микроклимата жилища являются:

* оптимальная ориентация жилища и его помещений;

* аэрация жилища и отдельных его помещений с одновременным увлажнением, обеспыливанием и охлаждением воздуха за счет устройства шахтного проветривания, светоаэрационных фонарей и внутренних двориков;

* затенение жилища, его покрытий и прилегающих пространств за счет устройства разновысоких объемов;

* применение различных солнцезащитных устройств на светопрозрачных ограждениях;

* выбор форм, размеров и размещения проемов;

* компактность объемно-планировочных решений жилых домов, увеличение глубины дома и высоты помещений, устройство купольных и сводчатых покрытий.

В традиционном жилище сложились устойчивые приёмы и средства формирования планировочно-композиционной структуры жилых домов и их дворовых пространств, которые лежат в основе архитектурной выразительности застройки. Среди таких приёмов, средств, архитектурных форм можно назвать:

* чёткое функциональное зонирование пространства с выделением парадной (для гостей) и внутренней (для семьи) зоны (или зон);

* айваны с арочными порталами стрельчатого очертания и крестово-купольными покрытиями;

* купольные покрытия парадных помещений с устройством светоаэрационных фонарей;

* вытянутые по вертикали пропорции окон и дверей с арочными и лучковыми завершениями;

* использование природного камня для облицовки стен, настилки полов, разнообразных орнаментов;

* контрастные полихромные решения фасадов, построенные на сочетании темных и светлых цветов;

* обустройство двориков фонтанами и бассейнами, имеющими правильные геометрические формы (5−6-8−12 угольники), ажурные и орнаменты в отделке;

* озеленение дворов деревьями, кустарниками, цветниками, вьющимися и стелящимися растениями;

* симметричные решения и оборудование интерьерных пространств за счет применения арочных проемов, сводчатых покрытий, приподнятых уровней пола, различных форм тромпов, лепнины и т. д.;

* линеарная композиция рисунков орнаментов, сопряжений форм, членений поверхностей кладки.

Замкнутый тип жилища (рис. 1) — этот тип жилища организован вокруг двора. Окна дома выходят только во двор, который окружен глухими стенами. В данные жилища включаются варианты, когда дом занимает часть двора. При этом дом во дворе может быть расположен в центре, по краям, с одной стороны, но в любом случае окна скрыты от глаз постороннего.

Открытый тип жилища (рис. 2) — данный тип жилища имеет окна, выходящие наружу, на окружающие улицы или во двор открытого типа — без глухих стен.

Рисунок 1. Варианты замкнутого типа жилища а) двор в центре застройки; б) двор по периметру вокруг центральной застройки (или застройка в центре дворика); в) внутренний дворик, застроенный с одной стороны; г) внутренний дворик, застроенный с двух противоположных сторон; д) внутренний дворик с двух сторон от дома; е) чередование двух зданий и трех внутренних сквозных двориков; ж) застройка в углу двора; з) участок, застроенный с трёх сторон; и) внутренний дворик в центре, с застройкой по периметру.

Рисунок 2. Варианты открытого типа жилища Можно выделить несколько основных вариантов открытого типа жилища:

a) дом, занимающий все пространство участка с окнами на улицу по всему периметру;

b) дом с внутренним двором, построенный по периметру участка с окнами, выходящими как во двор, так и на улицу; c) дом, занимающий часть участка без глухих стен с окнами, обращенными к улице.

3. Строительные материалы, конструкции, приемы возведения зданий Иран, завоеванный халифатом, в IX веке освободился от захватчиков. Развитие экономики и городской жизни вызвало появление новых типов зданий: торговых, общественных, коммунальных. Необходимость укрепления городов со временем ослабевала.

Жилище было первым и долго оставалось единственным типом построек, которые сооружали люди. В дальнейшем, когда возникла потребность в других постройках, их поначалу возводили, используя опыт строительства жилых домов, применяя при этом привычные строительные приемы и архитектурные формы. Со временем, когда тип жилого дома изменялся, его прежние архитектурные формы, хотя и в несколько видо­измененном виде, продолжали свое существование в сооружениях уже иного назначения. Поэтому историк архитектуры по формам и деталям, например, храмов, гробниц или хозяйственных построек может судить об исчезнувших типах жилища.

В строительной технике развиваются приемы возведения куполов и сводов. Основной материал — обожженный кирпич для важных строек, сырец и фахверковые конструкции — для жилищ. Все шире применяются разнообразные облицовки: алебастровая штукатурка (ганч) с окраской или резьбой, изразцы или фигурная мозаика, накладные декоративные детали. Орнаментом щедро украшали фасады и интерьеры зданий; преобладал ковровый геометрический рисунок. Дробятся и декорируются конструктивные элементы, в купольных переходах часто используют «сталактитовые» паруса.

В средневековом Иране никогда не исчезало изобразительное начало в различных видах архитектурных ансамблях, развивалась миниатюра, украшавшая рукописи, в дворцовых покоях иногда исполнялись сюжетные стенные росписи.

4. Оборонительные сооружения Еще до новой эры Ирану приходилось строить на юго-востоке Каспийского моря Великую Горганскую стену протяженностью около 200 км, для защиты от набегов через территорию современного Туркменистана. Учитывая этот опыт и сложившуюся ситуацию с северными набегами, Иран начал строительство укреплений в горах Кавказа, которые должны были предотвратить набеги северных завоевателей. Особое внимание было уделено строительству и реконструкции Дербентской крепости и Дербентской стены. Завершив строительство крепости, иранцы построили стену длиной 42 км., которая шла от Каспийского моря в глубь Кавказских гор.

Далее на Запад сооружались разрозненные оборонительные сооружения, способные закрыть тот или иной проход в горах. Одним из главных укреплений в этой цепи была крепость Баб-ал-Лан, построенная Ираном на реке Терек. Довольно подробное описание крепости дает арабский географ Мас’уди, изучавший Кавказ в X веке. Он пишет: «Между царством алланов и горами Кабх (Кавказа) есть крепость и мост, перекинутый через громадную реку. Эта крепость называется: „крепость Аллан“. Она построена некогда древним персидским царем Исбендияром, сыном Гистаспа. Там помещалась стража, на обязанности которой лежало защищать от алланов дорогу к горам Кабх. Для этих народов не было иной дороги, как через мост, над которым господствовал замок. Замок был построен на недосягаемой скале и не было средства захватить его, и даже пройти к нему без соизволения находящихся в нем. Среди этого укрепления на самой вершине скалы бьет источник пресной воды, так что эта крепость одна из крепостей, знаменитых в целом свете по своей неприступности. Персы упоминали в своих стихотворениях о том, как построил ее Исбендияр, сын Гистаспа».

По свидетельству ученых крепость Баб — ал — Лан (Дарьяльская крепость) располагалась на реке Терек примерно в трех километрах выше моста, по которому мы ездим через Терек в Джайрах. Арабские географы сообщают, что персы построил еще 5 крепостей высоко в горах на территории современной Северной Осетии, это в районе с. Нар и еще западнее.

До недавнего времени оставалась загадкой история строительства еще одного масштабного оборонительного укрепления — Великой Абхазской стены. Эта стена протяженностью 155 км была построена персами в для защиты своих новых кавказских владений от Византийских и северных завоевателей. Стена и несколько сот крепостей протянулись по горам от Сухуми до устья реки Ингури.

Таким образом, окрепший Иран построил оборонительные сооружения от Каспийского до Черного морей (рис. 3, (№ 1 на карте)).

Рисунок 3. Сводная карта всех стен и валов Евразии Оборонительные системы городов состояли из одной, чаще двух, а иногда и трех линий стен. Городские стены толщиной 3,5−4 м обычно были снабжены контрфорсами и массивными выступающими квадратными башнями.

5. Ансамбль городской площади (майдана), — ханский дворец, базар, соборная мечеть Шедевры изысканной архитектуры Исфахана символизируют исламскую Персию и являются частью всемирного творческого наследия.

Многочисленные достопримечательности, такие как дворцы Чехел Сотун, Хашт Бехешт и Али Капу, площадь Имама, окруженная мечетями, Кайсарие (Большой Базар — лабиринт крытых переходов, тянущийся на многие километры), Пятничная мечеть, мечеть Шейха Лютфоллы, мечеть Имама, Качающиеся минареты, и знаменитые мосты Хаджу и Си-о Се-Поль через реку Заянде Руд.

В центре Исфахана была создана большая прямоугольной формы площадь Майдан-и шах длиной около 500 м. По четырем сторонам площади расположены: большая Шахская мечеть Лутфаллы, дворец Аликапу и базары. Близ дворца начинается широкая, прямая как стрела, обсаженная еще в 1595 г. платанами аллея Чар-Баг. Она тянется на три километра, пересекает по мосту реку Зайендеруд и уводит в заречную часть города, к огромным шахским садам. Сефевидская планировка города, вероятно, сильно изменила прежний план Исфахана, но в жилых кварталах сохранилась типичная для средневековья запутанная сеть кривых узких улиц, переулков и тупиков.

Площадь Имама, мечети и дворцы:

С южной стороны площади находится мечеть Имама. Два бирюзовых минарета обрамляют огромные (27 метров в высоту) ворота. За ними располагается главный купол молитвенного зала мечети высотой 52 метра — самый высокий купол Исфахана. Строительство мечети заняло 26 лет и было окончено в 1638 году. В предвкушении завершения строительства шах Аббас предпринял попытку ускорения этого процесса, введя в практику новый метод мозаики, известный как «семицветный». В результате такого смешения (некоторые места были уложены в новом стиле, а другие — в старом) эти удивительные мозаичные орнаменты принимают разный цветовой оттенок при различном освещении. С южной стороны мечети расположены две религиозные школы — медресе.

Дворец Али Капу, находится на западной стороне площади Накш-е Джахан напротив мечети шейха Лютфоллы.

Али Капу представляет собой массивное прямоугольное сооружение высотой 42 метра с шестью этажами и с широкой террасой в фасадной части, потолок которой поддерживается деревянными столбами. Первоначально дворец был гораздо меньших размеров, он задумывался и был построен как парадные ворота между дворцовыми садами и площадью. Постепенно увеличиваясь в течение 70-ти лет за счет дополнительных пристроек, он начал выполнять дворцовые функции.

Прямо напротив Королевского дворца Али Капу располагается мечеть шейха Лотфаллы. Ее строительство было начато в 1602 г. шахом Аббасом I. Несмотря на то, что мечеть шейха Лотфаллы не столь большая и не обладает таким же великолепием как последняя, она превосходит ее в мастерстве и дизайне.

Галерея колоннады мечети в восточной части площади выстроена по одной линии, в то же время главный вход немного как бы утоплен. Этот эффект также подчеркивается причудливостью мозаичных панелей на фасаде входа, а также проходом к куполу, который необходим, чтобы облегчить ориентацию проходящих к молельному залу.

Вход в мечеть проходит через портал по ступеням. Проход, по которому идут посетители, незаметно поворачивает их на 45 градусов, таким образом, чтобы направить их по направлению к Мекке перед тем, как они войдут в зал.

Базар и пятничная мечеть:

Северная сторона площади Имама выходит к центральному базару. Крытые торговые ряды тянутся на два километра и соединяют площадь с Пятничной мечетью. Кварталы делятся по профессиональному признаку: улицы кузнецов, зеленщиков, мясников, гончаров, ковровые и другие ряды. Вход со стороны площади поч в точности повторяет вход в мечеть Имама и является ее зеркальным отражением.

В старой части города к северу от базара находится старейшая мечеть Исфахана — Пятничная мечеть (Масджид-е Джаме). Это центральная мечеть, предназначенная для общей молитвы по пятницам, и играет роль кафедрального собора города. Она была основана в 771 г., однако до наших дней не дошло ничего от этой изначальной конструкции. При сельджуках мечеть была отстроена заново и представляла собой прямоугольное здание с четырьмя сводами-айванами. В XI веке к основному зданию были добавлены две купольных пристройки с северной и с южной стороны. В дальнейшем мечеть неоднократно обновлялась и достраивалась.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой