Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические факторы агрессивного поведения студентов

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи? a. «Пора бы уже запретить им такие развлечения».b. «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать».c. «И чего мы столько с ними возимся?"11. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому? a. «И зачем я только на это нервы тратил?"b. «Видно, его физиономия шефу… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы изучения психологических факторов агрессивного поведения у студентов
    • 1. 1. Понятие и сущность агрессии, виды и причины ее возникновения
    • 1. 2. Социально-психологические особенности студенческого возраста
    • 1. 3. Причины агрессивного поведения студентов
    • 1. 4. Методики, используемые в экспериментальных исследованиях для выявления уровня агрессивности студентов
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3

Психологические факторы агрессивного поведения студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотренные тесты помогут нам в дальнейшей экспериментально-практической работе по исследованию агрессии у студентов. Таким образом, мы считаем, что в нашем исследовании подтверждается гипотеза исследования, что знание социально-психологических факторов возникновения агрессивного поведения студентов может помочь специалистам, в том числе и преподавателям вузов, как одной из сторон межличностного взаимодействия со студентами, нейтрализовать агрессивное поведение студентов. Нейтрализации, предотвращению, или устранению агрессивного поведения у студентов могут помочь и практические психологические исследования агрессивности с помощью разнообразных психологических методов: тесты, наблюдение, опрос и т. п.Практическая значимость нашего теоретического исследования заключается в том, что выявленные теоретические знания в данной области можно применить психологам в опытно-практическом исследовании с помощью предложенных нами методик. В заключении мы хотим предложить рекомендации, способствующие устранить или нейтрализовать агрессивное поведение студента:

Трансформация агрессии в созидательные цели или увлечения, то есть необходимо включать агрессивных студентов в различные формы деятельности или в общественную жизнь группы, которые могут их увлечь и нейтрализовать агрессию: например, возложение ответственной функции в учебной группе или поручения, которые дают возможность студенту проявить себя и т. п.Физическая разрядка, то есть обучение агрессивных студентов приемлемым способам выражения агрессии и формирование у них умения владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки агрессии. Проговорение негативной ситуации, то есть нужно дать возможность студенту проговорить свои чувства: например, спроситьпочему студент ведет себя определенным образом.

4. Нельзя резко подавлять агрессию, может возникнуть совершенно обратная ожидаемой реакция — усиление негативных эмоций. Для ее нейтрализации необходимо конструктивное реагирование на него. Этому могут способствовать следующие техники: использование Я-сообщений (сообщение о чувствах, которые вызывает агрессивное поведение: «Меня огорчает, что ты такой агрессивный», «Я беспокоюсь о твоем поведении по отношению к кому-либо» и т. п.; выражение просьбы вместо выражения ответного гнева или агрессии: «Я прошу тебя перестать грубить»; назначение санкций, которые должны быть реалистичными и значимыми для агрессивного человека, например: «Если ты еще раз так поступишь, я перестану помогать тебе в трудных ситуациях (конкретизировать, каких именно). Данные рекомендации, мы считаем значимыми для устранения или ослабления агрессивного поведения студентов и могут быть также использованы в практической деятельности психологов и педагогов.

Список литературы

Акимова М. К. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / М. К. Акимова — СПб.: Питер, 2005. — 304с. Александровский Ю. А. Состояние психическойдезадаптации и их компенсация. — М.: Наука, 1976.

— 381с. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды:

В 2 т. Т. 2. М., 1980. 232 с. Басс А. Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. ;

1967. — № 3 — С.60−67.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — М., 2002. — 510с. Бодалев А.

А. Об особенностях понимания преподавателем студента. — В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1998, с.

3—11.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо, М.: Просв., 1994 г. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1999

Генри Паренс. Агрессия наших детей / Пер. с англ. — М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1997. — 167с. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов.

Ростов: Феликс, 1997. — 480 с. Клиническая психиатрия. / Под ред.Т. Б. Дмитриевой. ;

Москва, 1999. — 300 с. Лоренц К. Агрессия. — М.: Наука, 1994.

— 430 с. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000

Ожегов С. И. Толковый словарь современного русского языка. М., 1999. С.

18.Перешеина Н. В., Задстровцева М. Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192с. Психолог онлайн. Тесты. Диагностика психических состояний.

http://psychologist.nsknet.ru/audit.html/konfliktnost-agressija-emocionalnaja-vozbudimost/test-ocenka-agressivnosti-v-otnoshenijah/Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Н. М. Платонова. — СПб.: Речь, 2006. — 336с. Психологический словарь / Под ред.

В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.

— 440 сРеан А. А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. № 5. С.3−18.:Ремшмидт Т. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем.

Г. И. Лойдиной / Под ред. Т. А. Гудковой. — М.: Мир, 1994. — 319 с. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. №

1 С. 81−86.Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М.: Просвещение, 1991

Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей/Т.П. Смирнова. — 4-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. -

154с.Столяренко Л. Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

— 672 с. Фромм Э. Агрессия. — М.: Олимп, 1998

Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и психокоррекция. — Минск, 1996.-с.3−19.Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. -

319с.Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. — Ярославль. 2005

Юрчук В. В. Психологический словарь / В. В. Юрчук. Минск: Элайда. 2000. — 141с. Приложение 1.Опросник к тесту Т. Лири1. Другие думают о нем благосклонно2. Производит впечатление на окружающихI.

3. Умеет распоряжаться, приказывать4. Умеет настоять на своем5. Обладает чувством собственного достоинства6. НезависимыйII. 7. Способен сам позаботиться о себе8. Может проявить безразличие9.

Способен быть суровым10. Строгий, но справедливыйIII. 11. Может быть искренним12. Критичен к другим13. Любит поплакаться14. Часто печаленIV. 15.

Способен проявить недоверие16. Часто разочаровывается17. Способен быть критичным к себе18. Способен признать свою неправотуV.

19. Охотно подчиняется 20. Уступчивый21. Благородный22. Восхищающийся и склонный к подражаниюVI.

23. Уважительный24. Ищущий одобрения25. Способен к сотрудничеству26. Стремится ужиться с другимиVII. 27.

Дружелюбный, доброжелательный 28. Внимательный и ласковый29. Деликатный30. ОдобряющийVIII. 31. Отзывчивый к призывам о помощи32.

Бескорыстный33. Способен вызвать восхищение34. Пользуется уважением у другихI. 35. Обладает талантом руководителя36.

Любит ответственность37. Уверен в себе38. Самоуверен и напористII. 39. Деловит и практичен40. Любит соревноваться41.

Строгий и крутой, где надо42. Неумолимый, но беспристрастный.III. 43. Раздражительный44.

Открытый и прямолинейный45. Не терпит, чтобы им командовали46. СкептиченIV. 47. На него трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетильный49.

Легко смущается50. Не уверен в себеV. 51. Уступчивый52. Скромный53. Часто прибегает к помощи других54.

Очень почитает авторитетыVI. 55. Охотно принимает советы56. Доверчив и стремится радовать других57. Всегда любезен в обхождении58. Дорожит мнением окружающихVII. 59.

Общительный и уживчивый60. Добросердечный61. Добрый, вселяющий уверенность62. Нежный и мягкосердечныйVIII. 63.

Любит заботиться о других64. Бескорыстный, щедрый65. Любит давать советы66. Производит впечатление значимостиI. 67. Начальственно-повелительный68.

Властный69. Хвастливый70. Надменный и самодовольныйII. 71. Думает только о себе72. Хитрый и расчетливый73. Нетерпим к ошибкам других74. СвоекорыстныйIII.

75. Откровенный76. Часто недружелюбен77. Озлобленный78. ЖалобщикIV. 79.

Ревнивый80. Долго помнит обиды81. Склонный к самобичеванию82. ЗастенчивыйV. 83. Безынициативный84.

Кроткий85. Зависимый, несамостоятельный86. Любит подчинятьсяVI. 87. Предоставляет другим принимать решения88.

Легко попадает впросак89. Легко попадает под влияние друзей90. Готов довериться любомуVII. 91. Благорасположен ко всем без разбору92. Всем симпатизирует93. Прощает все94.

Переполнен чрезмерным сочувствиемVIII. 95. Великодушен и терпим к недостаткам96. Стремится покровительствовать97. Стремится к успеху98. Ожидает восхищения от каждогоI. 99.

Распоряжается другими100. Деспотичный101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)

102. ТщеславныйII. 103. Эгоистичный104.

Холодный, черствый105. Язвительный, насмешливый106. Злобный, жестокийIII. 107. Часто гневливый108. Бесчувственный, равнодушный109. Злопамятный 110. Проникнут духом противоречияIV. 111.

Упрямый112. Недоверчивый и подозрительный113. Робкий114. СтыдливыйV. 115. Отличается чрезмерной готовностью116. Мягкотелый117. Почти никогда и никому не возражает118.

НенавязчивыйVI. 119. Любит, чтобы его опекали120. Чрезмерно доверчив121.

Стремится снискать расположение каждого122. Со всеми соглашаетсяVII. 123. Всегда дружелюбен124. Всех любит125. Слишком снисходителен к окружающим126. Старается утешить каждогоVIII.

127. Заботится о других в ущерб себе 128. Портит людей чрезмерной добротой

Приложение 2.

1. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта? a. Всегда.b. Иногда.c. Никогда.

2. Как Вы ведете себя в критической ситуации? a. Внутренне кипите.b. Сохраняете полное спокойствие.c. Теряете самообладание.

3. Каким считают Вас коллеги? a. Самоуверенным и завистливым.b. Дружелюбным.c. Спокойным и независтливым.

4. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность? a. Примете ее с некоторыми опасениями.b. Согласитесь без колебаний.c. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

5. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу? a. Выдадите ему «по первое число».b. Заставите вернуть.c. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного? a. «Что это тебя так задержало?"b. «Где ты торчишь допоздна?"c. «Я уже начал (а) волноваться».

7. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля? a. Стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост»?b. Вам все равно, сколько машин Вас обошло.c. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал Вас.

8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь? a. Сбалансированными.b. Легкомысленными.c. Крайне жесткими.

9. Что Вы предпринимаете, если не все удается? a. Пытаетесь свалить вину на другого.b. Смиряетесь.c. Становитесь впредь осторожнее.

10. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи? a. «Пора бы уже запретить им такие развлечения».b. «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать».c. «И чего мы столько с ними возимся?"11. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому? a. «И зачем я только на это нервы тратил?"b. «Видно, его физиономия шефу приятнее».c. «Может быть, мне это удастся в другой раз».

12. Как Вы смотрите страшный фильм? a. Боитесь.b. Скучаете.c. Получаете искреннее удовольствие.

13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание? a. Будете нервничать во время заседания.b. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.c. Огорчитесь.

14. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам? a. Обязательно стараетесь выиграть.b. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.c. Очень сердитесь, если не везет.

15. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане? a. Стерпите, избегая скандала.b. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.c. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

16. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе? a. Поговорите с учителем.b. Устроите скандал родителям «малолетнего преступника».c. Посоветуете ребенку дать сдачи.

17. Какой, по-вашему, Вы человек? a. Средний.b. Самоуверенный.c. Пробивной.

18. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами? a. «Простите, это моя вина».b. «Ничего, пустяки».c. «А повнимательней Вы быть не можете?!"19. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи? a. «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!"b. «Надо бы ввести телесные наказания».c. «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!"20. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете? a. Тигра или леопарда.b. Домашнюю кошку.c. Медведь. Приложение 3.Тестовый материал к опроснику Басса — Дарки «Диагностика состояния агрессии"Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

Я не всегда получаю то, что мне положено

Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

Мне кажется, что я не способен ударить человека

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

Я часто бываю несогласен с людьми

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

Я гораздо более раздражителен, чем кажется

Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю наперекор

Меня немного огорчает моя судьба

Я думаю, что многие люди не любят меня

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

Я не способен на грубые шутки

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

Довольно многие люди завидуют мне

Я требую, чтобы люди уважали меня

Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» Я никогда не бываю мрачен от злости

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

Иногда мне кажется, что надо мной смеются

Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям

Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам» Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

Неудачи огорчают меня

Я дерусь не реже и не чаще чем другие

Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / М. К. Акимова — СПб.: Питер, 2005. — 304с.
  2. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. — М.: Наука, 1976. — 381с.
  3. . Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. М., 1980. 232 с.
  4. А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. — 1967. — № 3 — С.60−67.
  5. Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — М., 2002. — 510с.
  6. А. А. Об особенностях понимания преподавателем студента. — В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1998, с. 3—11.
  7. Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с.
  8. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо, М.: Просв., 1994 г.
  9. Л.С. Педагогическая психология. — М., 1999.
  10. Генри Паренс. Агрессия наших детей / Пер. с англ. — М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1997. — 167с.
  11. И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: Феликс, 1997. -480 с.
  12. Клиническая психиатрия. / Под ред.Т. Б. Дмитриевой. — Москва, 1999. — 300 с.
  13. К. Агрессия. — М.: Наука, 1994. — 430 с.
  14. В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  15. С.И. Толковый словарь современного русского языка. М., 1999. С. 18.
  16. Н.В., Задстровцева М. Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192с.
  17. Психолог онлайн. Тесты. Диагностика психических состояний. http://psychologist.nsknet.ru/audit.html/konfliktnost-agressija-emocionalnaja-vozbudimost/test-ocenka-agressivnosti-v-otnoshenijah/
  18. Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Н. М. Платонова. — СПб.: Речь, 2006. — 336с.
  19. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с
  20. А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. № 5. С.3−18.:
  21. Т. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. Г. И. Лойдиной / Под ред. Т. А. Гудковой. — М.: Мир, 1994. — 319 с.
  22. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 1 С. 81−86.
  23. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М.: Просвещение, 1991.
  24. Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей/Т.П. Смирнова. — 4-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 154с.
  25. Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  26. Э. Агрессия. — М.: Олимп, 1998.
  27. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и психокоррекция. — Минск, 1996.-с.3−19.
  28. И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 319с.
  29. С.Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. — Ярославль. 2005.
  30. В.В. Психологический словарь / В. В. Юрчук. Минск: Элайда. 2000. -141с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ