Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние уровня развития молодежной группы на эффективность решения интеллектуальных задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественной психологии малая группа рассматривается как система активности, характеризующаяся определенными принципами построения межличностных отношений на различных этапах развития и, соответственно, своеобразием проявления тех или иных групповых феноменов или процессов. Рассматривая группу как общность, находящуюся в процессе непрерывного становления от случайного объединения людей… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МАЛОЙ ГРУППЫ КАК СУБЪЕКТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Системный подход к оценке психологических признаков группы
    • 1. 2. Особенности развивающейся группы как субъекта совместной деятельности, общения и отношений
    • 1. 3. Социально-психологическая структура совместной деятельности по решению интеллектуальных задач в группе
    • 1. 4. Социально-психологические аспекты соотношения особенностей индивидуальных и группового субъектов при принятии решений в группе
  • 2. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
    • 2. 1. Проблема исследования
    • 2. 2. Объект и выборка исследования
    • 2. 3. Организация и методы исследования
  • 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
    • 3. 1. Уровень развития группы и уровень интеллекта как детерминанты эффективности совместной деятельности по решению интеллектуальных задач
    • 3. 2. Укрепление социально-психологических качеств группы как условие повышения результативности совместной деятельности по решению интеллектуальных задач
    • 3. 3. Актуализация интеллектуальной коммуникативности как механизм повышения эффективности взаимодействия индивидов в процессе решения интеллектуальных задач
    • 3. 4. Включенность как механизм способности группы активизировать своих членов в процессе решения интеллектуальных задач
    • 3. 5. Сочетание индивидуального и группового уровня переработки информации и принятия решений в группе в различных по уровню развития группах

Влияние уровня развития молодежной группы на эффективность решения интеллектуальных задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире большая часть важных политических, экономических, финансовых, правовых, социальных решений принимается совместно в группах, командах. Предпочтение группового способа решения задач объясняется тем, что в группе потенциально может быть найдено большее число альтернатив, хранится разнообразная информация, а богатый опыт ее членов позитивно сказывается на результате. Кроме того, потенциальная цена ошибочного решения в современном обществе очень высока, поскольку касается весьма значимых общественных явлений: экономического кризиса, массовой гибели людей, загрязнения окружающей среды, снижения уровня обучения и др. В истории страны можно найти множество примеров, подтверждающих, что принятие решения в группе # позволяет достигать оптимального результата. Таким образом, социальный запрос на разработку средств или техник решения интеллектуальных задач в группе, а также на изучение факторов, определяющих качество групповых решений, является очевидным.

Не менее актуальна эта проблема и для жизнедеятельности молодежных групп. Многочисленные психологические исследования и практика жизни демонстрируют, что навыки командной работы полезны учащимся для успешного совместного решения задач в процессе учебной деятельности и необходимы молодым специалистам в их профессиональной ® деятельности.

В современной образовательной системе в значительной степени господствует ориентация образовательных учреждений на предметное обучение при неразвитом социальном обучении. Поэтому выпускники, обладая достаточно высоким уровнем научных знаний, оказываются функционально безграмотными в социальном отношении. Неспособность конструктивно вступить в контакт, наладить гибкий диалог, определить свою ^ личностную позицию в социуме, и в частности, в группе — все это порождает неадекватные защитные реакции молодых людей. Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью изучения условий, способствующих развитию социальных умений современных подростков и юношей.

В многочисленных работах по проблеме группового решения задач преимущественное внимание уделяется анализу отдельных его параметров, лишь в незначительной части работ прослеживается анализ всего процесса и факторов, его детерминирующих. В зарубежных исследованиях при изучении проблемы принятия групповых решений выделены различные эффекты социального влияния на личность в группе, эффекты фасилитации и ингибиции, конформности и др., при этом не всегда учитывались социально-психологические характеристики групп (К. Левин, Г. Триплет, Ф. Олпорт, В. Меде, М. Рингельман, С. Аш, Дж. Стоунер, И. Джанис). В отечественной психологии проанализирована зависимость эффективности совместной деятельности от сформированности коллектива и опыта совместной деятельности (А. В. Петровский, J1. И. Уманский, А. С. Чернышев, A. J1. Журавлев, А. И. Донцов, Р. С. Немов и др.). Представляется интересным применить накопленную информацию по проблеме группового решения задач в западной и отечественной психологии в рамках параметрической теории поэтапного формирования группы как коллектива и проследить влияние уровня развития группы на эффективность группового решения интеллектуальных задач.

В рамках параметрической концепции J1. И. Уманского и его учеников выделяется подструктура интеллектуальной коммуникативности членов группы, уровень сформированности которой оказывает влияние на взаимопонимание в группе. В этой связи представляется целесообразным изучить детерминацию эффективности взаимодействия в процессе совместной деятельности по решению интеллектуальных задач как уровнем развития группы, так и состоянием наиболее адекватного феномену параметра интеллектуальной коммуникативности.

С учетом вышесказанного была определена цель исследования: выявить социально-психологические детерминанты эффективности совместной деятельности по решению интеллектуальных задач в молодежных группах.

Объектом исследования выступала совместная деятельность по решению интеллектуальных задач в учебных и игровых группах различного уровня развития.

Базой исследования стали старшие классы учащихся МОУ Лицей № 21 г. Курска и средних общеобразовательных школ № 3 и № 49 г. Курска (средний возраст учащихся 16,5 лет), группы студентов Курского. государственного университета и команды, состоящие в клубе «Что? Где? Когда?» Курского государственного университета (средний возраст студентов и членов команд 18−19 лет). В общей сложности в исследовании принимали участие 270 человек и соответственно 16 групп.

Предмет исследования: детерминанты эффективности совместной деятельности по решению интеллектуальных задач в молодежных группах.

Гипотезы исследования:

1. Эффективность совместной деятельности по решению интеллектуальных задач в совместно-взаимодействующей и совместно-индивидуальной формах организации деятельности детерминирована уровнем развития группы и уровнем интеллектуальных способностей членов группы.

2. Актуализация интеллектуальной коммуникативности группы и включенности членов в жизнедеятельность группы выступают механизмами активизации интеллектуального взаимодействия членов группы в процессе решения интеллектуальных задач.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы влияния социально-психологических факторов на эффективность совместной деятельности по решению интеллектуальных задач в литературе.

2. Разработать методический блок и исследовательские процедуры для эмпирического изучения влияния уровня развития группы и уровня интеллектуального развития членов группы на эффективность деятельности по решению интеллектуальных задач.

3. В процессе эмпирического исследования выявить и изучить детерминанты эффективности совместной деятельности, провести сравнительный анализ интеллектуальной деятельности в группах различного уровня развития и выявить особенности взаимодействия членов группы.

4. Разработать и реализовать программу формирующего эксперимента по укреплению социально-психологических характеристик группы.

5. Подготовить психолого-педагогические рекомендации по оптимизации взаимодействия членов группы в процессе совместной деятельности по решению интеллектуальных задач.

Методологической основой работы стали системный подход к изучению группы в психологии Б. Ф. Ломова, А. Л. Журавлева, А. В. Петровского, субъектный подход С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского и деятельностный подход, наиболее полно представленный в социально-психологических концепциях структуры коллектива А. В. Петровского, Л. И. Уманского, А. С. Чернышева, А. Л. Журавлева и А. И. Донцова и др.

На различных этапах работы при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: теоретический анализ литературы, диагностические методы сбора фактического материала, элементы естественного эксперимента, методы статистической обработки данных.

Научная новизна исследования состоит в разработке эмпирического подхода к изучению особенностей совместной деятельности по решению интеллектуальных задач в группах различного уровня развития, сочетающего бланковые и аппаратурные методики. Применение данного подхода позволило уточнить и расширить отдельные положения параметрической концепции коллектива JI. И. Уманского относительно влияния уровня развития группы и подструктуры интеллектуальной коммуникативности на эффективность совместной деятельности по решению интеллектуальных задач.

Теоретическая значимость заключается в реализации системного подхода при изучении совместной деятельности по решению интеллектуальных задач в группах различного уровня развития. В диссертационной работе предлагается использовать целостный анализ всего процесса, куда входят особенности группы, индивидов, решаемой задачи и специфика ситуации, в которой осуществляется процесса принятия группового решения. Данный подход способствует обогащению представлений о процессе группового решения задач в целом, и о факторах, влияющих на качество решений, в частности.

Практическая значимость работы определяется тем, что на основании теоретического и эмпирического исследования процесса совместной деятельности были определены условия, обеспечивающие эффективное взаимодействие членов группы и высокую результативность совместной деятельности по решению интеллектуальных задач и выработан психологический инструментарий для диагностики, прогнозирования и актуализации оптимальных социально-психологических условий функционирования групп. Результаты и выводы, полученные в диссертационном исследовании, использовались в практической работе школьных психологов, классных руководителей и тренеров команд, принимающих участие в турнире игр «Что? Где? Когда?».

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 184 источника, и приложений. В тексте диссертации имеется 16 таблиц, 10 рисунков.

3. 6. Выводы и рекомендации.

Проведенное исследование совместной деятельности в группах различного уровня развития позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на то, что работа с аппаратурной методикой «Арка» предполагала эффективную координацию усилий всех членов группы и групповая продуктивность при работе с ней слагалась из усилий каждого члена, тогда как результативность игры «Что? Где? Когда?» с одной стороны зависела от интеллектуального развития членов группы, с другой — от знания членами группы способностей и возможностей остальных членов группы, проведенное исследование выявило высокую роль уровня интеллектуальной коммуникативности при решении задач, как конъюнктивного, так и дизъюнктивного типа.

В результате исследования групповой интеллектуальной деятельности в группах различного уровня развития нами были выявлены различные типы интеллектуального взаимодействия, обуславливающие различную эффективность при решении групповых задач.

Члены групп высокого уровня развития придают большое значение согласованию совместных действий, вниманию к мнению всех членов группы. Лидеры высокоорганизованных групп ориентированы на максимальную включенность всех членов группы в совместную деятельность, эффективное использование ресурсов каждого члена группы. Совместная деятельность характеризуется действенным равновесием взаимоотношений и взаимодействия при высокой гибкости, вариативности и адекватности взаимодействия. Такие группы ориентированы на диалог и конструктивное общение, способны к произвольной саморегуляции в соответствии с идеальным образом результата и процесса совместной деятельности.

В большинстве групп среднего уровня развития закрепляется тот способ согласования действий, который складывается стихийно, в результате чего группа вырабатывает лишь частичную ориентировочную основу совместной деятельности. Поэтому большие усилия лидеров группы затрачиваются на поиск оптимального способа взаимодействия, обусловленного стремлением изменить взаимодействие для достижения хорошего результата. В случаях неэффективности командного взаимодействия лидеры берут на себя нагрузку принятия группового решения.

Опыт совместной деятельности в группах низкого уровня развития недостаточен для эффективного группового взаимодействия. Согласование действий и функции осуществляется стихийно, члены не стремятся к их упорядочению и согласованию. Лидеры групп более ориентированы на самостоятельное принятие групповых решений, чем на организацию группового взаимодействия. При отсутствии командной стратегии в процессе совместной деятельности у многих членов группы включаются защитные механизмы — от конформного поведения до полного самоустранения из процесса принятия группового решения. Взаимодействие в процессе совместной деятельности членов групп низкого уровня развития не соотносится ни с групповыми целями, ни с возможностями группы, что приводит к неэффективному использованию групповых ресурсов и низкой результативности.

Таким образом, в группах, находящихся на разных уровнях развития наблюдаются различные типы интеллектуального взаимодействия, обуславливающие различную эффективность при решении групповых задач. В группах высокого уровня развития реже, чем в группах среднего и низкого уровня наблюдаются эффекты конформности и группового давления, имеют место эффекты интеллектуального заражения и «наталкивания на мысль», повышается результативность совместной деятельности и эффективность реализации интеллектуальных возможностей каждого члена группы.

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что расширение сферы эмоционально-межличностных контактов, повышение интенсивности свободного общения, увеличение количества взаимных симпатий и других отношений интрагрупповой активности способствуют успешности деятельности группы. Будучи правильно использованными, эти формы увеличивают возможности мобилизации интеллектуальных, физических и эмоциональных ресурсов группы, улучшают возможности восприятия, оценки и переработки группой разнообразной информации. Наилучшие результаты в совместной интеллектуальной деятельности дает разумное сочетание коллективно-кооперативной и индивидуализированной форм организации групповой работы.

В связи с этим нами выработаны некоторые рекомендации для практических школьных психологов по созданию условий оптимизации взаимодействия в процессе совместной деятельности:

1. Работа с группой должна начинаться с ее глубокого психологического изучения как совокупного субъекта деятельности, общения, взаимоотношений. Для диагностических целей может быть использован методический блок, разработанный и апробированный в данной работе.

2. На основе психодиагностической информации целесообразно строить прогноз процесса группового развития, который позволит корректировать стратегию и тактику работы с данной группой.

3. Совершенствование организации учебного процесса целесообразно проводить посредством более широкого внедрения совместных форм деятельности. Это будет способствовать становлению ученической группы как субъекта совместной деятельности. Кроме учебной деятельности могут прилагаться различные формы внеклассной деятельности: трудовая, спортивная, игровая. В результате чего школьники получат возможность расширить свой опыт в объединении усилий, распределении обязанностей, включении в отношения взаимной ответственности, без чего невозможно эффективное взаимодействие в процессе совместной деятельности.

Данные рекомендации были апробированы и внедрены автором в ходе работы в качестве педагога-психолога МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» в 2003/2004, 2004/2005 учебных годах.

Групповое решение интеллектуальных задач представляет собой сложный многоуровневый процесс, требующий как когнитивной, так и социальной активности. Совместная интеллектуальная деятельностьпроцесс во многом творческий, а значит, разработать рецепты, которые бы позволили принимать безошибочные решения невозможно. Однако существуют некоторые достаточно общие правила ведения группового обсуждения и принятия решения, учет которых может избавить от ряда деформаций.

Поиск решения проблемной ситуации в группе всегда связан со столкновением различных позиций участников, причем результатом подобного столкновения может быть конфликт. Возможны два противоположных пути его развития: конкурентно-соревновательный и кооперативно-сотрудничающий. Несложно заметить, что преимущественная ориентация на собственные интересы и желания, без учета мнений других, едва ли приведет к достижению успешного группового результата. При ориентации на достижение взаимовыгодного результата в процессе совместного обсуждения, учет позиций партнеров хотя еще не гарантирует успеха, но способствует преодолению ряда преград на пути к нему. На наш взгляд, в группе с подобной атмосферой будут услышаны различные альтернативы по разрешению проблемы, независимо от их авторства. Таким образом, отношения сотрудничества и совместного поиска, предполагающие отказ от диктата лидера и однозначной категоричной оценки высказываний партнеров, помогают продвинуться в направлении позитивного результата.

Наблюдение показывает, что при решении интеллектуальной задачи ошибочная область поиска ответа нередко видится группой как единственно возможная. Таким образом, преодоление неудачи здесь связано с рассмотрением альтернативной области поиска. Как показывают исследования по психологии коллективного творчества, успех группы во многом зависит от ее умения увидеть ситуацию с отличающейся точки зрения, под другим углом рассмотрения. В этой связи представляется важным формирование у всех членов группы открытой познавательной позиции, представляющей собой особый тип познавательного отношения к миру, при котором умозрение отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события, а также адекватной восприимчивостью по отношению к необычным, в том числе потенциально психотравматичным аспектам происходящего. Сформированная открытая познавательная позиция предполагает:

1. Осознание возможности множества разнообразных мысленных «взглядов» на одно и то же явление.

2. Готовность использовать разные способы описания и анализа того или иного явления. В том числе способность произвольно переходить от одного способа к другому (от логико-аналитического — к образному, от интуитивно-ассоциативного — к алгоритмическому, от действенно-практического — к игровому и т. д.).

3. Осознание необходимости учета точки зрения другого человека, а также способность синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога с другими людьми.

4. Особое отношение к парадоксам и противоречиям, связанное с готовностью принимать любые необычные сведения без каких-либо субъективных защитных искажений.

В литературе выделяются этапы принятия решения, следование которым, вероятно, позволит избежать некоторых неудач в принятии группового решения: понимание проблемыее формулированиевыработка альтернативих обсуждение и оценкавыработка решения. Сочетая определенную этапность и соответствующие требования к коммуникациям в процессе групповой работы над решением интеллектуальных задач, можно обеспечить выработку и принятие оптимальных решений.

Данные рекомендации были апробированы и внедрены автором в клубе «Что? Где? Когда?» Курского государственного университета в 2004/2005 учебном году.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В отечественной психологии малая группа рассматривается как система активности, характеризующаяся определенными принципами построения межличностных отношений на различных этапах развития и, соответственно, своеобразием проявления тех или иных групповых феноменов или процессов. Рассматривая группу как общность, находящуюся в процессе непрерывного становления от случайного объединения людей к зрелому коллективу, мы получаем возможность соотнесения уровня развития группы как коллектива со способностью решать различные задачи, требующие разного уровня коммуникации. Общий принцип такого соотнесения можно сформулировать следующим образом: группы, находящиеся на разных стадиях развития, обладают различной потенциальной эффективностью, максимум которой достигается в условиях определенной системы коммуникаций.

В ходе эмпирического и экспериментального исследований, осуществленных в 2003;2005 годах, установлено влияние уровня развития группы на эффективность совместной деятельности по решению интеллектуальных задач. Что позволяет говорить о значимой роли уровня развития группы в целом, и в частности уровней интеллектуальной коммуникативности группы и включенности индивидов в деятельность при решении интеллектуальных задач в группе. С опорой на полученные результаты, были определены факторы и условия, способствующие оптимизации взаимодействия в процессе совместной деятельности по решению интеллектуальных задач. Результаты исследования в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Основной детерминантой результативности совместной деятельности по решению интеллектуальных задач в совместно-взаимодействующей форме является уровень развития группы. Через укрепление интеллектуальной коммуникативности и повышение включенности членов группы в деятельность происходит актуализация интеллектуальных ресурсов членов группы, направляемых на реализацию общих целей. В условиях совместно-индивидуальной формы организации деятельности ведущей детерминантой выступает уровень интеллектуальных способностей индивидов, при этом актуализация интеллектуальных ресурсов членов группы обеспечивается преимущественно на основе индивидуальных мотивов и целей.

2. По мере повышения уровня интеллектуальной коммуникативности взаимодействие членов группы в процессе совместной деятельности становится более согласованным и продуктивным, характеризуется высокой гибкостью, вариативностью и адекватностью. Члены групп с более высоким уровнем интеллектуальной коммуникативности быстрее и эффективнее достигают единства при нахождении группового решения, при этом данные группы отличает высокая интеллектуальная эталонность группы для личности, благоприятствующий совместной деятельности микроклимат, возрастает позитивность влияния лидеров на группу и способность группы активизировать своих членов в процессе совместной деятельности.

3. Проявление личностью индивидуальных способностей в совместной деятельности по решению интеллектуальных задач во многом зависит от ее индивидуальной позиции, обусловленной мерой значимости для нее групповой деятельности и степенью включенности личности в группу, а уровень включенности членов в жизнедеятельность группы в свою очередь детерминируется уровнем развития группы. Группы высокого уровня развития, способствуя высокой включенности членов группы, побуждают членов группы проявлять высокую активность в совместной деятельности, но индивидуальная инициативность членов группы в процессе совместной деятельности по решению интеллектуальных задач детерминирована уровнем их интеллектуальных способностей.

4. В группах, имеющих различные уровни интеллектуальной коммуникативности и интеллектуального потенциала, наблюдаются различные типы интеллектуального взаимодействия, обуславливающие различную эффективность при решении групповых задач.

5. Важным фактором оптимизации взаимодействия в процессе совместной деятельности по решению интеллектуальных задач выступает укрепление социально-психологических характеристик группы и, прежде всего, интеллектуальной коммуникативности через включение подростков и юношей в разнообразные виды совместной деятельности, предполагающие преимущественно совместно-взаимодействующую форму работы.

Необходимо отметить, что полученные результаты исследования по проблеме принятия интеллектуального решения в учебной группе не могут быть распространены на другие виды групп, так как принимаемые в молодежных группах решения не были связаны с производственной или иной деятельностью, предполагающей высокую степень ответственности и определенный риск.

Результаты и выводы, полученные в диссертационном исследовании, могут использоваться для дальнейшего изучения особенностей совместной деятельности по решению интеллектуальных задач и факторов ее детерминирующих.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Психологические типы мышления // Когнитивная психология, материалы советско-финского симпозиума. -М., 1986.-С. 47−49.
  3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. -№ 4. — С.39−55.
  4. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. -243с.
  5. В. В. О предпосылках исследования группового способа решения задач на основе использования телеигр // Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск, 1987. — 196с.
  6. В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240с.
  7. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. СПб.: ИМАТОН, 1993.- 134с.
  8. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.-356с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 360с.
  10. Г. М., Донцов А. И. Межличностное восприятие в группе. М.: Изд-во МГУ, 1981.-275с.
  11. Г. В. Социальная психология образования. М.: Наука, 2000. -396с.
  12. . Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.
  13. . Г. Человек как предмет познания. Л.: Знание, 1968. 347с.
  14. Э. Общественное животное. М.: Наука, 1998. — 468с.
  15. В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432с.
  16. Т. Ю. Игра как средство командообразования // Психология сегодня. Ежегодник РПО. Т. 2. — М., 1996. — С. 29−42.
  17. Т. В. Методика моделирования группового взаимодействия // Социально-психологические проблемы первичного коллектива. — Ярославль- Кострома, 1982. С. 63−67.
  18. И. Б. Социально-психологический анализ группового решения задач. Дис. канд. психол. наук: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998.-27с.
  19. Н. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группа как метод социально-психологического исследования. М.: Наука, 1997. — 257с.
  20. Д. Б. Проблемы интеллектуальной активности. М.: Мысль, 1984.-258с.
  21. Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1971. — № 1. — С. 42−56.
  22. А. А. Личность и общение. М.: Мысль, 1983. — 432с.
  23. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  24. А. В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -232 с.
  25. А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. — 108 с.
  26. А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. Воронеж, 1996.-214с.
  27. А. В., Демнова JI. В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: Институт психологии РАН, 1993.- С. 45−56.
  28. А. В., Поликарпов В. JI. Мышление и общение. Минск: Изд-во Университетское, 1990. — 217с.
  29. И. А. Хусаинова Н. Р. К вопросу о личностных детерминантах мыслительной деятельности // Вестник МГУ. Сер. XIV. Психология. -1989. № 3. -С. 34−49.
  30. Р. С., Птичкина У. JI. Эффективность деятельности группы и межличностные отношения // Новые исследования в психологии, 1978. -№ 1. С. 23−36.
  31. М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьника. М.: Прогресс, 1977. — 231 с.
  32. JI. С. Собрание сочинений. В 6-ти т. М.: Просвещение, 1984.
  33. С., Московиси С. Теория принятия коллективных решений в иерархических и неиерархических группах // Психологический журнал. -1992. -№б.-С. 93−104.
  34. К.М. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения: Дис.. канд. психол. наук. -Курск, 1994.
  35. М. Н. К проблеме интеллектуального единства как фактора саморегуляции группы // Экспериментальное исследование развития молодежных групп. Курск: Изд-во КГУ, 2004. — С. 186−191
  36. В. А. Некоторые социально-психологические аспекты устойчивости межличностных отношений в контактных группах школьников // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов.- Курск: Курский пед. ин-т, 1976. С. 65−70.
  37. Дж. Г. Процессы принятия решений, основанные на системе знаний // Нормативные и дескриптивные модели принятия решений. -М., 1981.-С. 74−93.
  38. Л. JI. Принятие решений как проблема психологии познания // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 45−58.
  39. А. И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С. 25−34.
  40. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 128 с.
  41. А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
  42. В. Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический журнал. 1998. -№ 2. — С.27−39.
  43. В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -457с.
  44. Ю. М., Петровская JI. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Практическое пособие. Киров, 1991.-389с.
  45. A. JI. Принципы системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Издательство «Академический проект», 1990.-С. 114−131.
  46. А. Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке, — М.: Издательство «Академический проект», 2000. С. 67- 89.
  47. А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал 1988. — Т. 9. — № 6.1. С. 53−64.
  48. A.JI. Социально-психологические проблемы совместной деятельности бригады // Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда / Под ред. Е. В. Шороховой, A. JL Журавлева. -М.: Мысль, 1987. С. 47−55.
  49. Д. Н. Психологический анализ оперативного мышления. -М.: Наука, 1985.-221 с.
  50. В. К. Если ситуация кажется неразрешимой: Учебное пособие. М.: Прогресс, 1991.- 243с.
  51. В. К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 34−47.
  52. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 547с.
  53. Игра для всех. «Что? Где? Когда?». М.: Знание, 1992. — 204с.
  54. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Знание, 1994.-456с.
  55. В. К. Методологические проблемы исследования группового субъекта деятельности // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тез. Всесоюз. семинара молодых ученых. Симферополь, 19−24 мая 1986 г.-М., 1986.-С. 154−160.
  56. В. К. Волевая регуляция групповой деятельности // Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. — С. 138−151.
  57. А. В. Проблемы принятия решения в трудовой деятельности // Психологический журнал. 1993. -№ 3. — С. 3−14.
  58. А. Г. К проблеме динамики коллективообразования // Социально-психологические аспекты первичного коллектива. — Ярославль, 1978. С. 42−47.
  59. А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.-М.: Политиздат, 1975. -271 с.
  60. Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979. — 503 с.
  61. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И. Б. Первина. -М.: Педагогика, 1985. 143 с.
  62. Коломинский Я. J1. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск: Изд-во БГУ, 1986. — 250 с.
  63. Коломинский Я. JL, Жизневский Б. П. Становление социально-психологической структуры совместной деятельности в онтогенезе: Методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. — С. 37−50.
  64. Т. Е. Коллектив и формирование личности школьника // Педагогика: Курс лекций / Под ред. Г. И. Щукиной. М., 1974. — С. 347 373.
  65. Ю. К. Проблемы психологии практического интеллекта // Проблема субъекта в психологической науке, М.: Издательство «Академический проект», 2000. — С. 67- 89.
  66. Т. В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 99−109.
  67. Т. В. О функциональной регуляции принятия интеллектуальных решений // Психологический журнал. 1997. — № 5. -С. 73−84.
  68. . Т. В. Психология риска и принятия решений. М., 2002. — 378с.
  69. Т. В., Григоренко Е. JL, Кузнецова О. Г. Познавательнаяактивность и индивидуально-стилевые особенности интеллектуальной деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. — № 1. — С. 16−26.
  70. А. Г. Социально-перцептивные процессы в условиях группового принятия решений // Вопросы психологии. — 1984. — № 1. -С. 75−80.
  71. В. В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений. М.: Наука, 1993. — 141 с.
  72. Кричевский P. JL, Антонова И. Б. Межличностная совместимость в малых группах // Психолого-педагогические проблемы общения. М.: Наука, 1980. -С.67−89.
  73. Р. Л., Дубовская Е. М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении // Психология межличностного познания. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 147 179.
  74. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. -М.: Изд-во МГУ, 1991. 207 с.
  75. А. С. Психологические аспекты организационных отношений и взаимодействия в группах школьников и студентов // Социально-психологические основы организованности коллектива школьников и студентов. Курск: Курский пед. ин-т, 1986. — С. 72−82.
  76. Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач // Проблема общения в психологии. -М.: Знание, 1981. С. 45−62.
  77. К. Разрешение социальных конфликтов: Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000.-408 с.
  78. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  79. А. Н. Психологическая теория деятельности // Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. — М.: Наука, 1983. — 453с.
  80. Л. П. Минута на размышление или загадки телевизионной игры
  81. Что? Где? Когда?". М.: Мысль, 1993. — 234с.
  82. . Ф. Математика и психология в изучении процессов принятия решений // Нормативные и дескриптивные модели принятия решений / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, — 1981. — С. 5−20.
  83. . Ф. Методологические и теоретические проблемы социальной психологии.-М.: Наука, 1984.-444 с.
  84. . Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.-С. 64−93.
  85. . Ф. О системной детерминации психических явления и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: Наука, 1990. С. 10−18.
  86. . Ф. Системный подход к проблеме детерминизма в психологии // Психологический журнал 1989. — Т. 10. — № 4. — С. 19−33.
  87. . Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими // Правовые и социально-психологические аспекты управления / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Наука, 1972. С. 211−240.
  88. А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988. 128 с.
  89. А. Н. Психологический климат первичного производственного коллектива. Кострома: Костромской гос. пед. ин-т., 1978.- 266 с.
  90. Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб: Питер, 1997. -523с.
  91. А. С. Педагогическая поэма // Соч.: В 7 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФР, 1957. — Т. 1. — 783 с.
  92. А. С. Педагогика индивидуального действия // Соч.: В 7 т. — М., 1958.-Т. 5.-С. 163−190.
  93. А. С. Опыт методики работы детской трудовой колонии //
  94. Соч.: В 7 т. -М., 1958. Т. 5. — С. 461−495.
  95. Мышление: процесс, деятельность, общение. / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1982. — 345с.
  96. Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1986. — 200с.
  97. Р. С. Психологическая теория коллектива и проблемы групповой эффективности // Вопросы психологии, 1978. № 5. — С.27−39.
  98. Р. С. Психология: Учеб. для педвузов: В 3 кн.: Кн. З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 512с.
  99. Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988.- 144с.
  100. М. А. Коммуникативные структуры и эффективность групповой деятельности операторов // Вопросы психологии, 1970. № 4.- С. 34−47.
  101. Н. Н. Психические процессы в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М., 1981. -С.24−45.
  102. Н. Н. Психология малых групп // Социальная психология. Л.: Знание, 1979.-С.39−98.
  103. Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.- 192 с.
  104. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 302с.
  105. Д. Б. Социально-психологический климат коллектива. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. — 192с.
  106. Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Наука, 1982. — 242с.
  107. А. В. Деятельностный подход в социально-психологическом исследовании // Вестник МГУ. Сер. XIV. Психология. 1978. — № 4.1. С.56−74.
  108. А. В. Психологическая теория групп и коллективов на новом этапе // Вопросы психологии. 1977. -№ 5. — С. 48−61.
  109. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  110. А. В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности // Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С.45−57.
  111. К. К. Общие проблемы теории групп и коллективов // Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова и др. М.: Наука, 1975. -С. 3−17.
  112. К. К. О процессе самоукрепления коллектива // Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова и др. М.: Наука, 1975. — С. 87−96.
  113. С. Психология оценки и принятия решений. М.: Филинъ, 1998. -368 с.
  114. Н. В. Методологические и онтологические аспекты самоорганизующихся систем // Синергетические исследования в области гуманитарных и естественных наук. -Белгород, 2003. С. 152−182.
  115. В. Я. Особенности деятельности групп разного уровня развития в напряженных ситуациях // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Курск: Курский пед. ин-т, 1972. — С.36−49.
  116. В. А. Мышление индивида во время реплик партнера в условиях диалога // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 56−71.
  117. Я. А., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — 347с.
  118. Практический интеллект. / Под. Ред. Дж. Стинберга, Дж. Форсайта, Дж. Хедланда и др. СПб.: Питер, 2002.
  119. Проблемы принятия решений. М.: Наука, 1976. — 319 с.
  120. Проблемы управления интеллектуальной деятельностью / Под ред. В. В.
  121. Чавчанидзе. Тбилиси. 1974. — 357с.
  122. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения / Под ред. С. JI. Рубинштейна. М.: Наука, 1960. — 459с.
  123. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. -286с.
  124. Психологическая теория коллективов / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.-240 с.
  125. Психологические основы педагогической практики студентов: пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. заведений / Под ред. А. С. Чернышева. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 144с.
  126. Психология XXI века. / Под ред. В. Н. Дружинина. Учеб. для ВУЗов. -М.: Наука, 2003.-863с.
  127. Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Наука, 1965. -397с.
  128. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Наука, 1990.-456с.
  129. Е. И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1968. — 342с.
  130. Е. Н. Восприятие и понимание человека человеком // Психология XXI века. / Под ред. В. Н. Дружинина. Учеб. для ВУЗов. -М.: Наука, 2003. С. 663 — 673.
  131. Е. Н. Психология межличностного познания // Социальная психология. / Под редакцией A.JI. Журавлева- М., 2002.- С. 146 164.
  132. М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. -М.: Наука, 1988.-342с.
  133. Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. М.: ВЛАДОС Пресс, 2002.-Кн. 1.- 382с.
  134. С. Л. Бытие и сознание. М.: Акад. наук СССР, 1957. -328с.
  135. С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.376с.
  136. C.JT. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2001 — 720с.
  137. Н. Б. Игра как метод и проблема современной психологии // Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск, 1987. -С. 56−72.
  138. И. Н. Методика исследования поведения личности в группе при коллективном решении творческих задач // Личность в психологическом эксперименте. М.: Наука, 1973. — С. 34−45.
  139. И. Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества.- М.: Наука, 1983. С. 67−89.
  140. А.А. О роли общения в повышении воспитательного воздействия коллектива на личность // Личность в системе коллективных отношений: Тез. док. Всесоюзн. конф. в г. Курске. М., 1980.
  141. М. И. Основы функциональной теории организации. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1972. — 164с.
  142. Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2004.-349с.
  143. Социальная психология: Учеб. пособие / Отв. ред. А. Л. Журавлев.- М.: ПЕР СЭ, 2002.-251 с.
  144. В. П. Совместное управление процессом принятия решения // Совместная деятельность: методология, теория, практика. М., 1988. -С. 99−112.
  145. Мб.Тимощук Е. И. Мотивация групповой деятельности как важная характеристика уровня развития первичного коллектива // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Курск: Курский пед. ин-т, 1976. — С. 21−32.
  146. О. К. Принятие решения как психологическая проблема // Проблемы принятия решения. М.: Наука, 1976. — С. 77−81.
  147. О. К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 240 с.
  148. О. К. Структура мыслительной деятельности. М.: МГУ, 1969.- 304 с.
  149. О. Е., Знаков В. В. Мышление, знание и понимание // Вестник МГУ. Сер. XIV. Психология. 1989. — № 2. — С.78−91.
  150. В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов: По материалам зарубежных экспериментальных работ. Л.: Знание, 1980.- 187с.
  151. JI. И. К проблеме психологической оценки «коллективной деятельности» и структуры контактной группы как коллектива // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Ярославль, 1975. — С. 5−12.
  152. Уманский JL И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. (Избранные труды). Кострома: Изд-во Костромского го ун-та, 2001. -243с.
  153. Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии.-М.: Наука, 1977.-С. 54−71.
  154. Л. И. Социально-психологические проблемы первичного коллектива // Социально-психологические аспекты первичного коллектива. Ярославль, 1978. — С. 8−16.
  155. Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова и др. М.: Наука, 1975. — С. 77−87.
  156. Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. -М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  157. Л. И., Чернышев А. С. и др. Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников. Курск: Курский пед. ин-т, 1971. — 3 3 с.
  158. Л. А., Морозова К. Л. Командообразование в организации как фактор эффективности совместной деятельности // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 1. — С. 24−31.
  159. М. И. Влияние межличностных отношений на эффективность мыслительной деятельности // Вопросы психологии.1990.-№ 5.-С. 144−149.
  160. В. А. Исследование коллективного субъекта управления // Совместная деятельность. Методология, теория, практика. М.: Наука, 1988.-С. 88−98.
  161. М. А. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2002. -267с.
  162. Е. В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблемы общения в психологии.-М.: Наука, 1981.-С. 148−167.
  163. А. С. Группа как объект и субъект совместной деятельности, общения и отношений // Экспериментальное исследование развития молодежных групп. Курск: Издательство КГУ, 2004. — С. 38−49.
  164. А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материале исследования молодежных групп и коллективов): Автореф. дис. .докт. психол. наук. -М., 1980. -42 с.
  165. А. С., Корнев А. В. Групповое сознание как детерминанта совместной успешной деятельности // Психологические аспекты совместной деятельности и общения. Курск: Курский пед. ин-т, 1990. -С. 26−38.
  166. А. С., Крикунов А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1991.- 164 с.
  167. А. С., Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Комплексная методика комплектования молодежных групп // Социально-психологическиеметоды практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. -М.: ИП АН СССР, 1990. С. 38−46.
  168. А.С., Лунев Ю. А., Сарычев С. В., Маркова С. П., Лобков Ю. Л. и др. Программа подготовки молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам. Курск: Издательство КГУ, 1994.-184с.
  169. Е. В. Принцип детерминизма в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 9−56.
  170. Е. В. Социальная детерминация поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.-С. 5−28.
  171. Е. В., Журавлев А. Л. Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. М.: Наука, 1987. — 132с.
  172. В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 321с.
  173. М. Г., Карцев В. П. Социальная психология научного коллектива // Вопросы психологии. 1977. — № 1. — С. 46−58.
  174. Baron R., Kerr N., Miller N. Group process, group decision, group action. -Buckingem, 1992.-216p.
  175. Fisher B.A., Ellis D.G. Small group decision making. N.Y., 1990. — 287p.
  176. Goleman, D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995. -252p.
  177. Негек G. M., Jam’s I. L., Huth P. Decision making during international crises //Journal of Conflict Resolution, 1987. vol.31. № 2. — P. 203−226.
  178. , C. & John, O. P. The implicit use of explicit conceptions of social intelligence. // Personality and Individual Differences. 1993. — № 15. — P. 11−23.
  179. J. M., Resnick L. В., Higgins E. T. Social foundations of cognition// Annual review of psychology, 1993. vol.44. P. 585−612.
  180. Maznevski M. L. Understanding our differences: performance in decisionmaking groups with diverse members // Human relations, 1994. vol.47. P. 11−23.
  181. Moreland R. L., Levine J. M. Problem identification by groups // Group process and productivity. California, 1992. — 236p.
  182. Watson J., Black T. Assembly bonus effect or typical group performance? A commitment on Michaelsen // Journal of Applied Psychology, 1989. vol. 74. -№ 1. P.102−105.
Заполнить форму текущей работой