Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особый интерес в контексте нашего исследования приобретает изучение представлений как механизма сознания личности (К.А. Абульханова). Представления, по мнению К. А. Абульхановой, как и другие процедуры социального мышления, обладают свойством относительности к субъекту. Личность, определяя социальные представления, их возникновение и особенности, в процессе своего становления сама находится под… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Проблема социальных представлений об успехе и успешной личности в психологии
    • 1. 1. Имплицитные теории личности как разновидность социальных представлений
    • 1. 2. Проблема социальных представлений в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 3. Проблема успеха и успешной личности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 4. Критерии и личностные предпосылки успешной личности
  • 2. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успехе и успешной личности
    • 2. 1. Подходы к ответственности в зарубежной и отечественной психологии
    • 2. 2. Типология ответственности
    • 2. 3. Ответственность как личностная предпосылка достижения успеха
  • 3. Эмпирическое исследование особенностей представлений об успешном человеке у лиц с различным типом ответственности
    • 3. 1. Общая стратегия и методы исследования
    • 3. 2. Представления об успешности, успехе, условиях его достижения и успешном человеке: анализ и интерпретация результатов
      • 3. 2. 1. Представления об успешности, успехе и условиях его достижения: результаты исследования
      • 3. 2. 2. Представления об идеальном и реальном успешном человеке: результаты исследования
    • 3. 3. Половозрастные особенности представлений об успехе и успешном человеке у лиц с различным типом ответственности: анализ и интерпретация результатов
      • 3. 3. 1. Представления об успехе и успешном человеке у лиц оптимального типа ответственности: результаты исследования
      • 3. 3. 2. Представления об успехе и успешном человеке у лиц исполнительского типа ответственности: результаты исследования
      • 3. 3. 3. Представления об успехе и успешном человеке у лиц ситуативного типа ответственности: результаты исследования
      • 3. 3. 4. Представления об успехе и успешном человеке у лиц эгоистического типа ответственности: результаты исследования
      • 3. 3. 5. Представления об успехе и успешном человеке у лиц функционального типа ответственности: результаты исследования
  • Выводы
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное общество нуждается в особом типе личности — личности, которая не просто приспосабливается к существующей реальности, а стремится к достижению успеха, проявляя активность, инициативность и ответственность, к изменению объективного положения вещей не только в частной, но и в социальной жизни, т. е. стремится быть субъектом своей жизни, обеспечивая тем самым личностный и социальный прогресс.

Люди, стремящиеся к результатам и достигающие их (успешный тип личности) составляют необходимый ресурс развития общества. В связи с этим, разработка проблемы успеха и условий его достижения, а также изучение представлений об успешном человеке приобретает в современном мире особую актуальность.

В зарубежной психологии проблема успеха разрабатывается в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), социально-когнитивной теории (А. Бандура), индивидуальной психологии (А. Адлер), экспериментальных исследований факторов достижения успеха в конкретной деятельности (К. Левин, Ф. Хоппе, Д. Мак-Клелланд, X. Хекхаузен и др.).

Активная разработка проблемы успеха в отечественной психологии в конце XX века обусловлена радикальными изменениями в различных сферах общественной жизни страны. Учеными была проведена серия исследований, направленных на выявление факторов и личностных качеств успешных руководителей и предпринимателей (А.Е. Чирикова, С. В. Славнов, С. К. Рощин, Д. В. Колесов, Т. В. Корнилова, В. Г. Булыгина, А. П. Корнилов и др.). Результатом этих исследований стало определение личностных качеств, присущих успешному человеку в конкретных видах деятельностипредпринимательстве, руководстве, брокерской и правоохранительной деятельности.

Вместе с тем, прикладные исследования личностных предпосылок успешного поведения в конкретных сферах общественной жизни не обеспечивают целостного понимания роли успеха в жизнедеятельности личности и механизмов, способствующих его достижению и переживанию. В связи с этим, особо актуально — изучение представлений об успешном человеке, которые не только являются механизмом социального познания, но и детерминируют коммуникации в группе и поведение ее членов, способствуют интерпретации фактов (С. Московичи).

Согласно С. Московичи, изучение представлений о разных аспектах действительности и личности имеет принципиальное значение, так как представления отражают особенности общественного и индивидуального сознания, а также выступают важнейшими регуляторами как поведения отдельного человека, так и функционирования общества в целом.

В изучении социальных представлений можно выделить три основных направления: в рамках изучения имплицитных теорий личности (Дж. Брунер, Р. Таджиури, С. Аш, Дж. Келли, А. Г. Шмелев, и др.) — исследование социальных представлений во французской школе (С.Московичи, В. Дуаз, Ж.-К.Абрик, В. Вагнер, Д. Жоделе, Ж.-П. Кодол и др.) — рассмотрение социальных представлений как одной из процедур социального мышления (К.А. Абульханова, М. И. Воловикова, А. Н. Славская, H.JI. Смирнова и др.).

Особый интерес в контексте нашего исследования приобретает изучение представлений как механизма сознания личности (К.А. Абульханова). Представления, по мнению К. А. Абульхановой, как и другие процедуры социального мышления, обладают свойством относительности к субъекту. Личность, определяя социальные представления, их возникновение и особенности, в процессе своего становления сама находится под влиянием этих представлений. Таким образом, представления всегда личностны, т. е. они принадлежат личности и несут в себе личностную специфику (Абульханова К.А., 2005). Принципиально важно при таком подходе к представлениям изучение роли личностных особенностей в их функционировании и содержании.

Опираясь на взгляды многих авторов относительно «глобального» влияния ответственности на личность, ее жизнедеятельность (К.А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, Б. Ф. Ломов, К. Муздыбаев, Л.И. Дементий), мы полагаем, что именно данная личностная особенность в значительной мере предопределяет особенности представлений об успехе, а следовательно, и выработку стратегий поведения в ситуациях достижения.

Проблеме ответственности посвящено немало исследований в разных направлениях: этическом (Ж. Пиаже, J1. Колберг, К. Хелкама), причинности (Ф. Хайдер), контексте изучения локуса контроля (Дж. Роттер, Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, X. Уиткин), психолого-педагогическом (К.А. Климова, J1.C. Славина, В. А. Горбачева, З.Н. Борисова), социально-психологическом (J1.A. Сухинская, B.C. Агеев, К. Муздыбаев, Т.Н. Сидорова), в ролевом подходе (Н. Головко, А. Ф. Плахотный, С.Ф. Анисимов), контексте жизнедеятельности личности (Ш. Бюлер, C. J1. Рубинштейн, К. А. Абульханова, Л.И. Дементий).

Особую актуальность проблема ответственности приобретает в связи с тем, что она являясь формой регуляции и саморегуляции личности, определяет эффективность деятельности и жизнедеятельности. Однако до сих пор не предпринимались широкие исследования влияния ответственности на достижение успеха, на содержание представлений об успехе, детерминирующих активность личности.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена социальной и личностной значимостью успеха, представлений об успехе и ответственностью как центральной личностной характеристики, рассогласованием между необходимостью изучения данных категорий и степенью их разработанности, важностью понимания личностных механизмов достигающего поведения личности.

В теоретическом плане актуальность исследования обусловлена недостатком исследований, посвященных проблеме успешности и представлений об успехе, трудностями определения понятий «успех» и «успешность», не достаточной разработанностью проблем личностных детерминант представлений об успехе.

Практическая актуальность определяется необходимостью формирования адекватных и мотивирующих представлений об успехе и условиях его достижения, что позволит создавать коррекционные, тренинговые и развивающие программы.

Цель исследования — изучить ответственность как личностную детерминанту представлений об успешном человеке.

Задачи исследования:

1. изучить представления об успехе, успешности и условиях достижения успеха;

2. определить прототипы реального и идеального успешного человека;

3. выявить типы ответственности в период ранней и средней взрослости;

4. определить особенности представлений об успехе и успешном человеке у лиц с различным типом ответственности;

5. изучить половозрастные особенности представлений об успешном человеке у лиц с различным типом ответственности.

Объект исследования — представления об успешном человеке.

Предмет — ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке.

Гипотезы исследования:

Теоретическая гипотеза:

— ответственность является личностной детерминантой представлений об успешном человеке, определяя их содержание и основные характеристики.

Эмпирические гипотезы:

— для лиц оптимального типа ответственности большую значимость будут иметь внутренние, личностные, критерии успеха, тогда как ситуативно-ответственные испытуемые придают большее значение внешним, статусным, показателям.

— ответственность, являясь критерием личностной и социальной зрелости, определяет возрастные особенности содержания представлений об успешном человеке и их основные характеристики;

— у испытуемых с разным типом ответственности существуют различные прототипы успешного человека.

Методологической и теоретической основой исследования выступают:

— концептуальные психологические представления C. JL Рубинштейна о субъекте, развитые в исследованиях К. А. Абульхановой и А. В. Брушлинского;

— принцип активности (Д.Н. Узнадзе, А. В. Петровский, В.А. Петровский);

— принцип единства сознания и деятельности (C.J1. Рубинштейн).

Теоретической основой исследования явились работы, направленные на изучение ответственности как свойства субъекта жизнедеятельности (C.J1. Рубинштейн, К. А. Абульханова, Б. Ф. Ломов, Л.И. Дементий), структуры ответственности (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Л. И. Дементий, В. Ф. Сафин, Е. Н. Сидорова, В.П. Прядеин), проявлений ответственности в разнообразных жизненных ситуациях (К. Муздыбаев, Л.И. Дементий) — проблемы успеха, условий и механизмов его достижения (К. Левин, Д. Мак-Клелланд, Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, X. Хекхаузен) теория социальных представлений (С. Московичи), концепция социального мышления (К.А. Абульханова).

При построении схемы эмпирического исследования использовались типологический подход (К.А. Абульханова), принцип единства теории, эксперимента и практики (С.Л. Рубинштейн).

Методы исследования. Для проведения исследования использован комплекс методов и методик, адекватных цели и задачам. С целью построения типологии ответственности применялись: методика Е. Г. Ксенофонтовой, направленная на выявление локуса контроля, и опросник «Ответственное поведение» Л. И. Дементий, позволяющий изучить когнитивный, эмоциональный и поведенчески-результативный компоненты ответственности. Для изучения особенностей представлений об успехе, успешности и факторах, влияющих на достижение успеха, использован метод незаконченных предложений. С целью исследования представлений об идеальном и реальном (реально существующем и знакомом испытуемому) успешном человеке модифицированная методика М. Куна «Кто Я?» и методика X. Азумы и К. Кашиваги в адаптации М. И. Воловиковой.

Для выявления статистических закономерностей применялись методы математической обработки: критерий нормальности Колмогорова-Смирнова, многофункциональный статистический критерий (критерий ф* - угловое преобразование Фишера), корреляционный анализ (с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона), однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), кластерный и факторный анализ.

Эмпирическая база исследования. Всего в исследовании приняло участие 782 испытуемых. На этапе категоризации и отбора ясных по значению дескрипторов (с целью формулировки их списка для проведения второго этапа исследования) их количество было сокращено до 500 (из них 250 испытуемых относится к периоду ранней взрослости (132 женщины и 118 мужчин) и 250 — к средней взрослости (132 женщины и 118 мужчин)).

В связи с тем, что на содержание представлений оказывает влияние та социальная группа, к которой принадлежит человек, выборка была уравнена по таким параметрам: уровень материального дохода, семейное положение, профессиональная принадлежность, уровень образования.

Научная новизна работы.

1. Впервые на широкой выборке определены представления об успехе, успешности, условиях достижения успеха и успешной личности, их возрастные и тендерные особенности.

2. Выделены прототипы идеальной и реальной успешной личности.

3. Определено, что тип ответственности детерминирует специфику представлений об успешности, успехе, условиях его достижения в реальных ситуациях и сферах жизнедеятельности и представления об успешном человеке. Таким образом, впервые показана роль ответственности как одного из важнейших, центральных личностных свойств в функционировании представлений об успехе.

4. Впервые выявлены половозрастные особенности представлений об успехе и успешном человеке, а также их взаимосвязь с типом ответственности.

Теоретическая значимость работы.

Проведенное теоретическое обобщение позволило систематизировать основные подходы к проблеме успеха и успешности, к изучению представлений и ответственности личностипредставить комплексное определение понятий успех" и «успешность" — раскрыть личностные механизмы достижения успехаобозначить ответственность как личностную детерминанту представлений об успехе и успешной личности.

Обнаруженные в работе закономерности открывают перспективы исследования роли субъектных качеств личности в достижении успеха.

Выявленные тендерные и возрастные особенности представлений об успешной личности являются основой для дальнейшей разработки механизмов, факторов и условий формирования как адекватных способностям и возможностям личности способов достижения успеха, так и путей и методов формирования достигающего типа личности.

Практическая значимость заключается в возможности применения данных исследовательской работы в индивидуальном психологическом консультированиипри отборе персонала с целью определить готовность и способность личности быть успешной и достигающейпри разработке тренинговых и коррекционных программ с целью сформировать мотивацию достижения, адекватные установки в достижении цели, результативности в деятельности и жизнедеятельности, готовность личности быть ответственной за собственные достижения.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимодополняющих методик, качественной интерпретацией данных, репрезентативностью выборки, применением методов математической обработки данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ответственность является личностной детерминантой представлений об успешном человеке, определяющей их содержание и основные характеристики — целостность, осознанность, радикализм (динамику представлений), гармоничность, рационализм.

2. Существуют как общие, универсальные, не зависящие от типа ответственности прототипы успешного человека, составляющие ядро представлений об успешной личности и демонстрирующие устойчивые представления, так и специфичные, дифференцирующие типы, обусловленные особенностью ответственности как свойства личности.

3. Наиболее значимые различия в содержании представлений об успешном человеке существуют у лиц оптимального и ситуативного типов, что обусловлено полярностью характеристик данных типов.

4. Ответственность, являясь критерием социальной и личностной зрелости, определяет возрастные особенности содержания представлений оптимально-ответственных испытуемых — большую осознанность, целостность, нестандартность, преобладание личностных критериев в оценке успешного человека в период средней взрослости.

5. Представления об успешном человеке оптимально-ответственных мужчин и женщин отражают современные требования и условия российского общества, а ситуативно-ответственных — существующие в обществе тендерные стереотипы и культурные традиции страны.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании методологических семинаров кафедры социальной психологии ОмГУ (2003;2005), на Всероссийской научно-практической конференции-выставки «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» (Омск, 2004), региональной научной конференции «Молодежь III тысячелетия» (Омск, 2005), Всероссийской конференции «Молодежь и ценности современного российского общества» (Омск, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Гендерная и кросс-культурная психология: проблемы и перспективы развития» (Оренбург, 2005), региональной научной конференции «Человек в контексте эпохи» (Омск, 2005).

Данные, полученные в ходе исследования, используются при чтении курсов «Социальная психология», «Психология личности», «Психология образования взрослых», «Психодиагностика». Результаты проведенного исследования представлены психологам профориентационных центров с целью проведения консультационной и коррекционной работы, тренерам для разработки тренинговых программ. Основное содержание работы отражено в 6 публикациях.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, которые объединяют 10 параграфов, выводов, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Основной текст диссертации, изложенный на 193 страницах, иллюстрируется 17 таблицами, 17 рисунками. В 14 приложениях представлены материалы, не вошедшие в основной текст рукописи. Библиографический список включает 164 источник, из которых 21 — на иностранном языке.

Выводы.

1. Ответственность является личностной детерминантой представлений об успешности, успехе, условиях его достижения и успешном человеке, определяя их содержание, половозрастные особенности и основные характеристики.

2. Существуют как специфические, так и общие, не зависящие от типа ответственности представления, характеризующие типичные прототипы успешного человека в общественном сознании.

3. Общими, универсальными, не зависящими от типа ответственности являются следующие прототипы успешной личности, выраженные факторами «трудолюбие и настойчивость», «социальный статус», «доброжелательность», «собственник», «личная ответственность», составляющие ядро представлений об успешной личности и демонстрирующие устойчивые социальные представления.

4. Дифференцирующими типы ответственности являются такие факторы (прототипы успешной личности) как «интеллектуальность» и «социальная компетентность» для оптимального- «творчества — общественного признания» и «привлекательности» (прототип исполнительского типа), «удовлетворенности» и «престижной работы» для ситуативного- «рационализма» и «активности» (прототип эгоистического типа) — «решительности», «социальной поддержки» и «удачи и удовлетворенности» (специфический прототип функционального типа).

5. Оптимально-ответственный тип личности связывает успех и условия его достижения с внутренними личностными ресурсами — умением принимать на себя ответственность, реализацией своих способностей и возможностей в процессе достижения поставленных целей, несмотря на наличие трудностей, и нахождением средств их преодоления.

6. Представления об успехе и успешной личности испытуемых исполнительского типа характеризуются доминированием внешних, социально-признанных критериев. В качестве условий достижения успеха выступают как внешние факторы (удача, благоприятное стечение обстоятельств), так и личностные ресурсы, обеспечивающие успех при отсутствии заинтересованности и добровольности в деятельности (старание, терпение).

7. Представления об успехе и успешности испытуемых эгоистического типа зависимы от значимой для конкретной личности сферы или ситуации жизнедеятельности. Частичное принятие ответственности определяет указание в качестве условий достижения успеха как внешних, так и внутренних, личностных ресурсов.

8. В содержании представлений об успешности, успехе, условиях его достижения испытуемых функционального типа ответственности доминируют внешние, социальные критерии, демонстрирующие отсутствие самостоятельности, осознанности при их формировании, желание действовать строго по образцу, в соответствии с инструкцией.

9. Ответственность, являясь критерием социальной и личностной зрелости, определяет возрастные особенности представлений оптимально-ответственных испытуемых — большую осознанность, целостность, нестандартность, преобладание личностных критериев в оценке успешного человека в период средней взрослости.

10. Изменений в содержании представлений об успешном человеке у испытуемых ситуативного, исполнительского и функционального типов не происходит (дескрипторы и их иерархия остаются неизменными) в силу специфического содержания ответственности данных типов.

11. В содержании представлений об успешном человеке оптимально? ответственных мужчин и женщин находит отражение творческая позиция и меньшая зависимость от полоролевых стереотипов испытуемых этого типа, что обусловлено их способностью гибко учитывать современные требования и условия российского общества. Представления об успешном человеке испытуемых ситуативного, исполнительского, функционального типов ответственности отражают существующие в обществе тендерные стереотипы, их содержание обусловлено культурными традициями страны.

Заключение

.

Проведенное теоретическое обобщение позволило систематизировать основные подходы к проблеме успеха и успешности, к изучению социальных представлений и ответственности личностипредставить комплексное определение понятий «успех» и «успешность" — раскрыть личностные механизмы достижения успеха. Теоретически обоснован подход к ответственности как личностной детерминанте представлений об успешном человеке.

В ходе эмпирического исследования мы разделили всех испытуемых на пять типов в зависимости от выраженности основных параметров ответственности и локуса контроля, что позволило нам изучить особенности представлений об успехе и успешном человеке у лиц с различным типом ответственности.

Изучение представлений на широкой возрастной выборке позволило нам выявить основные закономерности в их динамике и изучить особенности представлений у испытуемых ранней и средней взрослости разных типов ответственности.

Выявленные в работе закономерности демонстрируют перспективы исследования субъектных качеств личности в достижении успеха.

Так как представления являются не только формой познания и интерпретации действительности, но и регулируют поведение личности в обществе, целью коррекционных, тренинговых и развивающих программ должно быть формирование адекватных и мотивирующих представлений об успехе и условиях его достижения, что способствует не только развитию отдельной личности, но и прогрессу общества в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Личностные особенности и детерминанты социальных представлений. // Идея системности в современной психологии / Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. -496 с.
  2. К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. — С. 56−75.
  3. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224с.
  4. К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С.7−37.
  5. К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследования. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002.-496с.
  6. К.А. Социальные представления личности // Современная психология: состояние и перспективы исследования. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 496с.
  7. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. № 1. С. 54−70.
  8. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т.14. № 4. С. 39−55.
  9. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299с.
  10. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. Т.6. № 5. С. 3−18.
  11. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. М., 1987. — С. 10−14.
  12. К.А., Воловикова М. И., Елисеев В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 4. С. 27−40.
  13. B.C. Атрибуция ответственности за успех или неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии. 1982. № 6. С. 101−106.
  14. Акмеология: Учебное пособие / Под ред. А. Деркач, В. Зазыкин. -СПб.:Питер, 2003.-256с.
  15. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.
  16. .Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968.339с.
  17. П.Андреева Г. М. Наследие А.Н.Леонтьева и современная психология социального познания // Мир психологии. 2003. № 2 (34). С. 124−135.
  18. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000. 288с.
  19. Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: Московский психолого-социальный ин-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. -416с.
  20. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.376с.
  21. С.Ф. Мораль и поведение. -М.: Мысль, 1985. 155с.
  22. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. Т.14. № 2. С. 3−16.
  23. Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2002. — 560с.
  24. А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.320с.
  25. Т.В. Тендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.-431с.
  26. Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2002.656с.
  27. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1965.
  28. А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности JL, 1970.
  29. А. А., Рудкевич JI.A. Как становятся великими и выдающимися. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 287с.
  30. Большой толковый психологический словарь / Под ред. А. Ребер, т.2, -М.: Вече ACT, 2003.
  31. Ю.А., Кудрявцев И. А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена // Психологический журнал.2003. Т.24. № 1. С. 91−104.
  32. Дж. Психология познания. М., Изд-во «Прогресс». 1977.414с.
  33. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2004. — 520с.
  34. М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете //Психологический журнал. 2004. Т.25. № 5. С. 16−24.
  35. М.И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 312с.
  36. М.И., Гренкова Л. Л. Современные представления о порядочном человеке // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С.93−111.
  37. Е.А. Социально-психологическое содержание представлений о современном российском ученом // Психологический журнал. 2002. Т.23. № 4. С. 60−66.
  38. Т. Границы успешности // Школьный психолог. 2000 № 33.
  39. Н.А. Свобода и моральная ответственность. М.: Знание, 1973.-63с.
  40. Е.О., Гулевич О. А. Обыденные представления о справедливости // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 80−93.
  41. Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2002. — 496с.
  42. О.А. Направления изучения представлений о справедливости //Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 123−132.
  43. О.А. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 53−68.
  44. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1999.-Т.4, 688 с.
  45. Л.И. К поиску личностных оснований достижения успеха // Личность. Культура. Общество. 2004. Вып. 4 (24). С. 248−258.
  46. Л.И. Личностные основания реализации ответственности // Материалы научной конференции «Современное общество». Омск, 1999. — С. 206−208.
  47. Информ-Знание, 2005. 188 с.
  48. Л.И. Ответственность как фактор жизненной успешности // Актуальные проблемы современной психологии: Сборник научных трудов / Под общ. ред. Л. И. Дементий. Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. — 149 с. 4−16.
  49. Л.И. Ответственность как характеристика субъекта жизнедеятельности // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 28−30 июня 2004 г. Казань, 2004. — С.124−125.
  50. Л.И. Ответственность: типология и личностные основания: монография. Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. — 192с.
  51. Л.И. Типология ответственности личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. — С. 204−213.
  52. Л.И. Типология ответственности личности // Актуальные проблемы психологии: Сб. научных трудов. Омск, 2000. — С. 5−19.
  53. И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания. // Психологический журнал. 2000. Т.21. № 2. С.40−48.
  54. А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии М. 1987.
  55. В. Феномен анкеровки в исследованиях социальной репрезентации. // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С.19−26.
  56. М.И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. Мн.:Харвест, М.:АСТ, 2001.
  57. Н.А. Свобода и моральная ответственность. М., Знание, 1973.-64с.
  58. Т.П. Социальное представление как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне) // Психологический журнал. 2002. Т.23. № 4. С.49−60.
  59. Т.П. Социальное представление понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т.22. № 6. С.39−48.
  60. .Ф. Теория личности К.Левина М., 1981 118с.
  61. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. -СПб.: Питер, 2002. 554с.
  62. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512с.
  63. Е.П. Психология дифференциальных различий. СПб.: Питер, 2000. 544с.
  64. Ю.А. Проблемы имплицитных теорий личности (к истории формирования подходов, принципов структурно-содержательныхобъяснений и определений перспектив изучения) // Мир психологии. 1999. № 3 (19). С. 60−72.
  65. Калькова B. JL Исследование социальных представлений в европейской социальной психологии // Социология: Реф. журнал. М.: ИНИОН РАН. № 4.1992.
  66. А. Дж. Теория личности. СПб: Речь, 2000. — 249с.
  67. Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие / Е. А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 320с.
  68. Д.В. Целостность и целеполагание. Феномен «тупикового успеха» // Мир психологии. 2004. № 4. С.70−79.
  69. Т.В., Булыгина В. Г., Корнилов А. П. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера // Психологический журнал.1993. Т.Н. № 1.С.90−99.
  70. Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М., Политиздат, 1969.-95с.
  71. Е.П., Лебедева Е. Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. 2000. Т.21. № 6. С. 12−24.
  72. Е.Г. Исследование локализации контроля личности. // Психологический журнал. 1999. Т.20. № 2. С. 103−114.
  73. Дж.Н. Четырнадцать гениев, которые ломали правила. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
  74. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-603с.
  75. К. Теория поля в социальных науках. СПб.: «Сенсор», 2000.368с.
  76. Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. — 43с.
  77. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 864с.
  78. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444с.
  79. .Ф. О системной подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31−46.
  80. А. Мотивация и личность. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003.352с.
  81. В.Н. Психология экономики: СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.-188с.
  82. О.А., Лидере А. Г. Имплицитные теории семьи // Семейная психология и семейная терапия. 2004. № 4.
  83. Н.А. Воспитание ответственностью: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1990.-144с.
  84. С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. 1992. № 2. С.82−95.
  85. С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т.16. № 1. С.3−18.
  86. С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т.16. № 2. С.3−14.
  87. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р.Фрэнкин. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 651с.
  88. С.Б. Психологические теории имплицитных знаний // Психологическая наука и образование. 2004. № 4.
  89. К. Психология ответственности. Л.: Изд-во «Наука», 1983. 240с.
  90. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.-304с.
  91. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. докт. филол. наук, Н. Ю. Шведовой. 15-е изд., стереотип. -М.: Рус. яз., 1984.
  92. А.И. Личные качества и ответственность руководителя. М.: Знание, 1982.-63с.
  93. А.И., Поляков В. В. Воспитание ответственности личности в коллективе. Барнаул, Алт. кн. изд-во, 1971. 232с.
  94. М. Психология женщины. Спб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2003.384с.
  95. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  96. В.Ф. Основы психосемантики. СПб: Питер, 2005. -480с.
  97. А.Ф. Проблема социальной ответственности. Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьк. ун-те, 1981. — 192с.
  98. В.П. Половозрастные особенности ответственности личности.- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1998. 291с.
  99. Н.С. Психология элитарности. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. -512с.
  100. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2002. 368с.
  101. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.-576с.
  102. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. СПб.:Питер, 2003.- 640с.
  103. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. — 752с.
  104. А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности. // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 3−12.
  105. Российский менталитет. Психология личности, сознания, социальные представления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996.
  106. С.К. Психология успешного предпринимательства в США // Психологический журнал. 1993. Т.15. № 5. С. 98−109.
  107. С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.-512с.
  108. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.720с.
  109. Э.И. Свобода и ответственность личности. Минск.: Изд-во БГУ, 1979- 152с.
  110. Т.Н. Исследование особенностей когнитивного и поведенческого компонентов социальной ответственности // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1987.- 152с.
  111. Т.Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников. // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 56−62.
  112. С.В. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции. // Психологический журнал. Т.24. № 1. С. 82−91.
  113. А.Н. Интерпретация как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 1994. Т.15. № 3. С.78−87.
  114. А.Н. Правовые представления российского общества // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С.75−92
  115. С.Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения. М.:МГУ, 1985. 232с.
  116. Н.Л. Образ умного человека: российское исследование // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С.112−130.
  117. Н.Л. Типы социальных представлений об интеллектуальной личности // Современная психология: состояние и перспективы исследования. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН, 2002.
  118. Н.Л. Социальные репрезентации интеллектуальности // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. С.61−68.
  119. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. — 397с.
  120. О.В. Современные представления об интуиции // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 133−143.
  121. Е.В. Исследования морального развития ребенка в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 6. С.149−156.
  122. JI.A. Возложение ответственности за успехи и неудачи в группах различного уровня развития. //Вопросы психологии. 1978. № 2. С.35−42.
  123. А.И. Эмпирическое исследование возрастной динамики смысложизненных представлений от юности к пожилому возрасту // Психология зрелости и старения. 2002. № 2 (18). С.84 109.
  124. Теории личности: познание человека. С. Клонингер. СПб.: Питер, 2003. 720с.
  125. В.П. Теории атрибуции в зарубежной социальной психологии // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева- Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1981. — 224с.
  126. Г. А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., Изд-во ЛГУ, 1990.
  127. Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. 1998. Т.19. № 1. С.37−46.
  128. Т.В., Серегина И. И. Представления россиян о благополучии // Мир психологии. 2004. № 3.
  129. В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000. 286с.
  130. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  131. X. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003. 860с.
  132. X. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. -СПб.: Речь, 2001.-240с.
  133. К. Развитие атрибуции ответственности в онтогенезе. Проблемы психологии личности. М.: Изд-во «Наука», 1982. 246с.
  134. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608с.
  135. А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. 1999. Т.20. № 3. С.81−93.
  136. П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
  137. П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН- КСП± Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 448с.
  138. А.Г., Кондратьева А. С. Психосемантический анализ стилей межличностного восприятия в семье. М., 1983.
  139. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. -М., 1983.
  140. Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии / Пер. с англ. А. В. Говорунов, В. И. Кузин, Л. Л. Царук / Под ред. А. Д. Наследова. СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. — 532с.
  141. Д.П., Шульц С. Э. Психология и работа. СПб.: Питер, 2003. -539с.
  142. Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80−90 годов. М.: ИНИОН РАН, 1996.
  143. Adler A. The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation of selections from his writings. H.L. and R.R. Ansbacher (Eds.) New York: Basic Books. 1956.
  144. Asch S. Forming Impression of Personality // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1946, v. 41.
  145. De Charms, R. Affiliation motivation and productivity in small groups // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1957, v. 55.
  146. Doise W. Levels of Explanation in Social Psychology. Cambridge, 1986.
  147. Erikson E.H. Childhood and society (2nd ed.). New York: Norton. 1963.
  148. Jodelet D. Representations sociales: un domaine en expansion // Les representations socials. Paris, 1989.
  149. Jung C.G. Analytical psychology: Its theory and practice (The Tavistock Lectures). New York: Pantheon. 1968.
  150. Kelly H.H. Attribution theory in social psychology. In.: D. Levine (Ed.) Nebraska symposium in motivation, 1967. — Lincoln, 1967. 5. 192−240.
  151. Kohlberg L. Stage and sequence: The cognitive-developmental approach to socialization // D. Goslin (ed) Handbook of Socialization Theory and Research. -Chicago, 1969. P. 347−480.
  152. Haldeman D.C. Research of homosexuality: a cross-cultural view of social policy and clinical practice // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress Of Psychology. Stockholm, 2000. P. 44.
  153. Helkama K. Toward a cognitive-developmental theory of attribution of responsibility. Helsinky, 1981,203 p.
  154. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relation. N.Y. 1958. 283 p.
  155. MacClelland D., Atkinson J.W., Clark R.A. and Lowell E.L. The achievement motive. N. Y., 1976. 386 p.
  156. Markova I Towards an epistemology of social representations // Journal for the theory of social behavior. 1996. V.26. № 2. P. 177−196.
  157. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representation // Farr R., Moscovici S. (eds). Social Representations. Cambridge Paris, 1984.
  158. Neisser U. The concept of intelligence. Intelligence, 1979, 3, 217−228.
  159. Piaget J. The moral judgment of the child. London, 1977. — 399 p.
  160. , R. (1978). Depression and distortions in the attribution of causality. Journal of Abnormal Psychology, 87, 32−48.
  161. Rodgers C.R. A Theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client centered framework. In S. Koch (Ed.). Psychology: A study of a science (Vol. 3, pp. 184−256). New York: McCraw-Hill. 1959.
  162. Rosenzweig S. An outline of frustration theory // J/ McV Hant (Ed.) Personality and behavior disorders. New York, 1944. V.l. P.379−388.
  163. Rotter J.B., and Mulry R.-C. Internal versus external control of reinforcement and decision time. Journal of Personality and Social Psychology, 1965, 2. 598−604.
Заполнить форму текущей работой