Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности и психосоциальные факторы познавательного развития младших дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирическим путем определена роль психосоциальных факторов в познавательном развитии младших дошкольников: наиболее значимы физический, половой и средовой факторыменее значимы образовательный и языковый факторы. По физическому фактору установлено, что нарушения двигательной активности затрудняют познавательное развитие детей-дошкольников, но не блокируют его окончательно. При компенсирующих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Психосоциальные факторы познавательного развития как предмет психологического исследования
    • 1. 2. Изучение познавательного развития дошкольников в отечественной психологии
    • 1. 3. Основные подходы к изучению познавательного развития в зарубежной психологии
    • 1. 4. Исследования влияния двигательной активности на познавательное развитие дошкольников
    • 1. 5. Овладение языком в дошкольном возрасте и его роль в познавательном развитии ребенка
    • 1. 6. Воспитательные воздействия и обучение в аспекте познавательного развития дошкольников
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ФАКТОРОВ, ЕГО ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ
    • 2. 1. Процедура, организация и методики исследования
    • 2. 2. Характеристика полученных результатов и их анализ
    • 2. 3. Психолого-педагогические рекомендации по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • ВЫВОДЫ

Особенности и психосоциальные факторы познавательного развития младших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в психолого-педагогических исследованиях. В итоге выделен целый спектр составляющих познавательного отношения ребенка к окружающему, где наиболее значимыми параметрами выступают познавательная активность и познавательный интерес. Однаков большинстве исследований изучались дошкольники старшего и среднего возраста.

В последние годы вопросы познавательного развития-привлекают все большее внимание и зарубежных исследователей. Об этом свидетельствуют созданная, в рамках ЮНЕСКО (1983) международная программа «Развитие способностей к обучению и познавательной деятельности».

При этом современные исследования психосоциальных факторов познавательного развития детей младшего дошкольного • возраста в педагогической психологии — как в России, так и за рубежом — практически отсутствуют.

Внимание к познавательному развитию дошкольников связано-как с научными, так и сугубо практическими запросами. Дошкольное образование сегодня представлено разнообразными дошкольными образовательными учреждениями и вариативными формами образования: государственными детскими садами, школами с группами для дошкольников, группами кратковременного пребывания, центрами игровой поддержки ребёнка, лекотеками и службами ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, семейными детскими садами. Многообразие организационных форм и дидактических подходов ориентирует педагогов детских дошкольных учреждений-на личностно-ориентированный подход к воспитанникам, что подразумевает знание специфики познавательного развития как старших, так и младших дошкольников, учет их особенностей в воспитательно-образовательном процессе. з.

Создание стандарта качества дошкольного образования предусматривает формирование в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка. Однако сегодня в детских образовательных учреждениях существуют проблемы, 1 связанные с трудностями внедрения многих перспективных разработок и технологий в реальную образовательную практику. Если проанализировать принципы, на которых строится современное образование младших дошкольников, то легко увидеть, что многие его. аспекты скорее прямо перенесены из старшего периода дошкольного детстванежели строятся в соответствии с возрастными закономерностями развития младших дошкольников.

Наконец актуальность данного исследования связана со спецификой поликультурной образовательной среды, в которой представлены как дети из семей коренных жителей, семей мигрантов, так и дети из семей экспатов (от английского expat, или expatriate, то есть буквально «за пределами родины»).1 Но к первым двум категориям детей привлечено внимание исследователей, в то время как последняя группа детей остается вне зоны научных интересов педагогических психологов. Вместе с тем, привлечение западных специалистов (экспатов) в российские компании — своего рода тенденция, отмеченная сегодняв промышленности, добывающем и информационном секторе, строительстве, гостиничном и ресторанном бизнесе, а также на этапе налаживания технологии, бизнес-процессов и нового, оборудования в самых разных отраслях. Их дети проживают в чужой (по климату, ландшафту, питанию, культуре и пр.) среде, вдали от близких родственников (бабушек, дедушек), оказываются в сложной языковой и образовательной ситуации. Изучение познавательного развития таких дошкольников представляет значительный научный интерес для педагогической психологии.

1 Экспат-это человек с гражданством одной страны, работающий по контракту в другой стране. 4.

Под фактором (от лат. factor — действующий, производящий) понимается движущая, действующая сила какого-либо процесса, явления, (в данном исследовании — познавательного развития), определяющая его характер или отдельные его черты. Под психосоциальными факторами будем понимать факторы, обусловленные включенностью индивида в определенные социальные общности, обстоятельства' жизнедеятельности и окружающую среду, влияющие на усвоение и активное’воспроизводство им социального опыта. Теоретико-эмпирическим путем нами выделены (по степени возрастания субъектности) следующие психосоциальные факторы: половой, физический, средовой, языковый и образовательный.

Существенное значение имеет выявление особенностей познавательного развития у младших дошкольников без отклонений в здоровье и у детей с ограниченными возможностями здоровья (физический фактор), у мальчиков и девочек (половой фактор), у детей-монолингвов и детей-билингвов (языковый фактор), у российских детей, проживающих в родной стране, и иностранных дошкольников, проживающих в чужой среде (средовой фактор), у детей, обучающихся по разным программам (образовательный фактор). Не менее важно изучение специфики познавательного развития младших дошкольников, посещающих детские образовательные учреждения, в зависимости от их психоэмоционального состояния, воздействия психосоциальных факторов.

Изучая младший дошкольный возраст, мы намерены выявить роль различных, психосоциальных факторов в познавательном развитии младшего дошкольника, определить, какие общие особенности познавательного развития складываются в этом возрасте, какие когнитивные последствия от воздействия каждого фактора (полового, физического, образовательного, языкового и средового) создают наиболее благоприятную основу для познавательного развития детей.

Цель исследования: выявление общих особенностей и психосоциальных факторов познавательного развития разных категорий 5 младших дошкольников, посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ).

Объект исследования: познавательное развитие младших дошкольников.

Предмет исследования: психосоциальные факторыи особенности познавательного развития младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения5 (ДОУ).

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что познавательное развитие младших дошкольников характеризуется специфичной феноменологией, связанной с воздействием психосоциальных факторов, проявление которых обусловлено типом онтогенеза, жизненными обстоятельствами и образовательным контекстом, психоэмоциональным состоянием ребенка и психологическим климатом в дошкольном образовательном учреждении.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. проанализировать психолого-педагогические подходы к проблеме развития познавательных процессов у дошкольников, изучить феноменологию познавательного развития младших дошкольников;

2. определить выборку и разработать процедуру эмпирического исследования, провести диагностическое обследование;

3. выявить общие особенности развития познавательной сферы у разных категорий младших дошкольников, посещающих ДОУ;

4. эмпирическим путем определить роль психосоциальных факторов в познавательном развитии младшего дошкольника;

5. выявить взаимосвязи психосоциальных факторов, показателей познавательного развития и психоэмоционального состояния детей, посещающих ДОУ.

Теоретико-методологическая основа исследования.* Методологию исследования составили ключевые положения теории развития высших психических функций (J1.C. Выготский, Д.Б. Эльконин) — теоретические положения, раскрывающие специфику психического развития детей дошкольного возраста (JI.A. Венгер, Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, М. В. Ермолаева, A.B. Запорожец, Т. Д. Марцинковская, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин, Юркевич B.C. и др.) — Основополагающим для изучения психосоциальных факторов и особенностей познавательного развития в младшем дошкольном возрасте стал культурно-исторической подход, сформулированный в рамках, школы JT.C. Выготского. Важными для понимания сущности поликультурного образовательного пространства являются идеи Бондыревой С. К., Фельдштейна Д. И., Колесова Д. В., Бессарабовой И. С., Дюжаковой М. В. и др. В целом исследователи рассматривают образовательную (воспитательную, развивающую) среду как комплекс условий, влияний, возможностей становления личности по культурно заданному образцу.

Теоретическую базу исследования составили психолого-педагогические концепции развития психики (П.П. Блонский, Дж. Брунер, JI.A. Венгер, JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, В. П. Зинченко, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, Т. И. Чиркова и др.), а также совокупность теоретических положений, раскрывающих способы влияния на активизацию и проявление сущностных сил ребенка (Б.Г. Ананьев, М. Я. Басов, С. П. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Л. Ф. Обухова, С. Л. Рубинштейн и др.).

Существенное значение для нашего исследования имеют теоретические положения о развитии познавательного отношения к действительности (Л.И. Божович, Л. П. Галигузова, Д. Б. Годовикова, A.B. Запорожец, Л. Ф. Захаревич, М. И. Лисина, Н. Г. Морозова, Л. Ф. Островская, H.H. Поддьяков, Е. О. Смирнова, А. И. Сорокина, Р. Д. Тригер, Н. Б. Шумакова, Г. И. Щукина и др.) — о многоязычии как о сложной междисциплинарной комплексной проблеме (Бейн Б., Богус М. Б., Емельянова Я. Б., Верещагин Е. М., Панарин А. Ю., Панарин И. А. и др.) — о психических состояниях дошкольников (Я.З.Невярович, В. Н. Мясищев, Ю. Е. Сосновикова и др.) — о взаимосвязи 7 двигательной активности и познавательного развития (Рунова М.А., Позднякова Г. П., Колидзей Э. А. и др.).

В соответствии с цельюисследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследованияизучение медицинской документациидошкольниковдиагностические (беседа, тестирование) — качественный, количественный и статистический анализ данных.

Для изучения познавательного развития дошкольников использовались следующие методики: «Зонтики», «Коробочка форм», «Разрезные картинки», «Найди животное», «Рисунок человека», «Запоминание слов, предметов и движений», «Паровозик», «Матрешка».

Статистическая обработка результатов включала в себя: подсчет средних, корреляционный, дисперсионный и факторный анализ, выполненные с помощью программы SPSS.

Научная новизна диссертационного исследования заключается1 в том, что:

1. выявлены основные психосоциальные факторы познавательного развития младших дошкольников: половой, физический, средовой, языковый, образовательный;

2. определена роль психосоциальных факторов в познавательном развитии младших дошкольников. Для детей этого возрастного периода наиболее характерна значимость физического, полового и средового фактораменее значимы языковый (монолингвизм илибилингвизм) и образовательный (по какой именно программе обучаются дети) факторы;

3. определены общие особенности (с одной стороны устойчивость, с другой — нестабильность) познавательного развития разных., категорий младших дошкольников, посещающих детский сад;

4. установлено, что в младшем дошкольном возрасте происходит «перенастраивание» модальностей памяти. 8.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что объяснена связь познавательного развития с одной стороны, и социальных и жизненных обстоятельств (болен он или здоров, в своей стране живет или в чужой, обучается говорить на одном языке или сразу на нескольких и пр.), психоэмоционального состояния ребенка в дошкольном образовательном учреждении, с другой.

Полученные в исследовании результаты позволяют оценить специфическую роль различных психосоциальных факторов > в познавательном развитии младшего дошкольника, определить когнитивные последствия от этого, установить, что физические, половые и средовые факторы создают наиболее благоприятную основу для познавательного развития' детей, выявить, что особенности познавательного развития складываются в этом возрасте достаточно противоречиво.

Предложенное описание особенностей, психосоциальных факторов и психоэмоционального состояния с познавательным развитием ребенка позволяет сочетать логику возрастного, педагогического и индивидуального анализа в развитии ребенка. Результаты, исследования вносят определенный вкладкак в возрастную, так и педагогическую психологию, создают возможность рассмотреть познавательное развитие младшего дошкольника во всей сложности его проявлений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты диагностики познавательного развития позволит улучшить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, оптимизировать психологический климат в детских группахпоможет в становлении личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми. Знание и учет особенностей познавательного развития дошкольников позволит педагогам более целесообразно использовать индивидуальный и дифференцированный подходы, организовать оптимально комфортное развивающее пространство в детском саду и обеспечить актуализацию познавательного развития на основе адекватных психических состояний 9 ребенка. Новое понимание роли психосоциальных факторов в познавательном развитии позволяет по-другому определять стратегии и методы развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста, уделяя-особое внимание двигательной активности и половой принадлежности ребенка, а не только высокому уровню его образования.

Результаты исследований могут быть рекомендованы для использования в процессе профессионального обучения студентов педагогических вузов и университетов, а также при переподготовке педагогов и психологов дошкольных учреждений.

Достоверность и надежность полученных данных обеспечивается опорой на теоретические и методологические положения педагогической и возрастной психологииприменением комплекса методик, адекватных целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, обработкой результатов с помощью методов математической статистики, сочетанием качественного и количественного анализа полученных эмпирических данных.

Положения, выносимые на защиту: познавательное развитие младших дошкольников характеризуется специфичной феноменологией, связанной с воздействием психосоциальных факторов (физических, половых, средовых, языковых, образовательных), проявление которых обусловлено типом онтогенеза, жизненными и образовательными обстоятельствами, психоэмоциональным состоянием ребенка и психологическим климатом в детских группах дошкольного образовательного учрежденияв познавательном развитии младших дошкольников они играют неравноценные роли: наиболее значимы физический, половой и средовой факторыобразовательный (по какой именно программе обучаются дети) и языковый (монолингвизм, или билингвизм) факторы менее значимыотдельно по вкладам каждого фактора: по физическому фактору здоровья установлено, что нарушения двигательной активности затрудняют Ю познавательное развитие детей-дошкольников, но не блокируют его окончательнопо средовому фактору выявлено, что само по себе пребывание в чужой/родной среде не вносит коренных изменений в познавательное развитие детей младшего дошкольного возрастапо образовательному фактору установлено, что образовательная программа является существенным фактором познавательного развития, вызывая либо его ускорение, либо не способствуя таковомупо языковому фактору монолингвизма-билингвизма установлено, что при равной образовательной тенденции он не вносит однозначного вклада в познавательное развитие младших дошкольников, по сути, является нейтральнымпо фактору пола выявлено, что он значимо (количественно и качественно) проявляет себя в познавательном развитии младших дошкольников. общие особенности познавательного развития разных категорий младших дошкольниковпосещающих детский сад, с одной стороны отличаются устойчивостью, с другой — нестабильностьюмодально специфические виды памяти у них развиваются неравномерно с опережением двигательной памяти по сравнению со зрительной и слуховой;

Организация исследования. Исследование проводилось в условиях воспитательно-образовательного процесса в детских садах г. Москвы с девятью группами детей. В эксперименте приняло участие 120 дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет. Из них -57 мальчиков, 63 девочки.

Апробация и внедрение результатов: материалы и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогической психологии и аспирантских объединениях Московского психолого-социального института (2010, 2011) — на научно-практической конференции «Психология личности в поликультурной образовательной среде» (Москва, 2011), на конференции International Summer Doctoral School in Kajaani в институте Kajaani University Consortium (Финляндия, Каяни, 2008), педсоветах и семинарах педагогов детского сада «Покровские холмы» (Москва, 2009;2011).

Основные положения диссертации отражены в 4 публикациях общим объемом 1,6 печатных листов.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Текст диссертации иллюстрирован 11 рисунками и 19 таблицами. В списке литературы — 179 наименований, из них на иностранном языке — 48.

выводы.

В процессе эмпирического исследования установлено, что познавательное развитие всей выборки исследуемых детей соответствует возрастным нормативам. Дети из групп, включенных в образовательную систему Монтессори, демонстрируют результаты, превышающие среднегрупповые.

Дети с проблемами в двигательной активности из детского сада компенсирующего типа показали на общегрупповом фоне самые низкие результаты памяти на движения (и другие по модальности виды памяти) среди всех групп, при этом у них же — самые высокие результаты общего умственного развития.

Выявлены существенные (р<0,01) межгрупповые различия по операциям сравнения и классификации, по уровню восприятия и действий с сенсорными эталонами, по слуховой, предметной и двигательной памяти, по зрительно-двигательной координации.

Выявлено, что более развитые познавательные процессы обнаруживают и большую корреляционную сеть. Исключения связаны с памятью: наибольшие абсолютные значения установлены по1 двигательной модальности, а наибольшие корреляционные связи выявлены по слуховой модальности. По-видимому, в младшем дошкольном возрасте происходит «перенастраивание» модальностей памяти: двигательная память утрачивает свое главенствующее положение, а слуховая — выдвигается на первый план в связи со ставшими актуальными в младшем дошкольном возрасте речевыми потребностями ребенка. Двигательная и зрительная память начинает проявляться в зрительно-двигательной координации, т. е. на более высоком уровне. Приобретая самостоятельность и независимость, она обеспечивает интенсивный рост психического развития.

Наибольшая неоднородность (больший разброс данных) выявлена по общему умственному развитию, зрительно-двигательной координации, и зрительной и слуховой памяти. Неустойчивость памяти проявилась и в.

157 процессе запоминания, обнаружены дети как с положительной, так и отрицательной (с ухудшением) динамикой запоминания. Наиболее устойчивыми оказались функции внимания и восприятия, наглядно-образного мышления, операции сравнения и классификации. В этом обнаруживается внутреннее противоречие познавательного развития в младшем дошкольном возрасте, когда одни когнитивные структуры становятся устойчивыми, а другие сохраняют нестабильный характер.

Установлено, что при усвоении общечеловеческого опыта ребенок использует особым образом структурированные перцептивные ориентировочные действия, которые опосредуются сенсорными эталонами (образцами), что, в свою очередь, обуславливает развитие зрительно-двигательной координации, восприятия, внимания, наглядно-образного мышления и его отдельных операций.

Выявлено, что психоэмоциональное состояние связано с общим умственным развитием. Это связано с тем, что познавательное развитие младшего дошкольника ориентировано как на предметный мир, так и на социум. Такая связь обеспечивает ребенку успешное протекание адаптационных процессов.

Установлено, что число детей в позитивном психоэмоциональном состоянии во всех группах преобладает. Однако в группах из обычных групп детского сада негативное психоэмоциональное состояние является превалирующим. Самое благополучное эмоциональное состояние у детей из Монтессори-групп (вне зависимости от их национальной принадлежности).

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ФАКТОРУ установлено, что нарушения двигательной активности затрудняют познавательное развитие детей-дошкольников (их памяти, внимания, восприятия и др.), но не блокируют его окончательно.

ПО СРЕДОВОМУ ФАКТОРУ выявлено, что познавательное развитие детей-иностранцев, проживающих в чужой стране, в чем-то опережает такое же развитие их российских сверстников, а в чем-то опаздывает. Существенные различия приходятся на общее умственное развитие и психоэмоциональное состояние.

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ФАКТОРУ установлено, что практически по всем показателям познавательного развития, дети, включенные в образовательные Монтессори-программы, опережают своих сверстников, не включенных в них. Психоэмоциональное состояние таких детей, исходя из полученных результатов, намного комфортнее.

ПО ЯЗЫКОВОМУ ФАКТОРУ установлено, что при равной образовательной тенденции (программа Монтессори) обнаруживается неоднородная специфика познавательного развития в младшем дошкольном возрасте. Показатели памяти выше у детей-монолингвов, однако по разным видам памяти результат неоднородный. Общее умственное развитие выше также у детей-монолингвов, но их психоэмоциональное состояние хуже. По зрительно-двигательной координации у детей-монолингвов результаты значительно выше. По уровню наглядно-образного мышления дети-билингвы опережают детей-монолингвов, но по отдельным операциям — сравнения и классификации — последние показывают результаты чуть выше.

ПО ПОЛОВОМУ ФАКТОРУ выявлено, что результаты девочек превосходят результаты познавательного развития мальчиков по всем замеряемым параметрам. По-видимому, девочки в младшем дошкольном возрасте обгоняют в познавательном развитии своих сверстниковмальчиков. Более того, результаты мальчиков отстают от среднегрупповых результатов, а результаты девочек — опережают. Психоэмоциональное состояние девочек из обследуемых нами групп детских садов выше, чем состояние мальчиков.

Результаты и девочек, и мальчиков распределены внутри групп по уровням неравномерно, и существенно отличаются от нормального распределения. Выявлено, что познавательное развитие мальчиков более структурировано.

Обнаружено, что ни один параметр познавательного развития, представленный у девочек в корреляционном аспекте, не тождественен корреляционной картине у мальчиков. Фактор пола значимо проявляет себя в младшем дошкольном возрасте, т.к. восемь параметров познавательного развития ребенка существенным образом зависят от пола. Полученные данные свидетельствуют о качественном своеобразии познавательного развития мальчиков и девочек в младшем дошкольном возрасте.

С помощью факторного анализа установлено, что здоровье, пол и окружающая среда являются наиболее значимыми психосоциальными факторами познавательного развития, а образовательные программы и многоязычие — наименее значимыми в младшем дошкольном возрасте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что воздействие различных психосоциальных факторов на познавательное развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте остается мало изученным и обнаруживает себя как актуальная проблема современной педагогической психологии.

Познавательное развитие в современной психологии трактуется и как функциональное, и как возрастное. Оно происходит при стимулировании детской деятельности взрослым, который создает для этого соответствующие условия, умеет учитывать воздействие различных социально-психологических факторов.

В процессе эмпирического исследования установлено, что познавательное развитие младших дошкольников характеризуется специфичной феноменологией, связанной с воздействием психосоциальных факторов (физического, полового, средового, образовательного, языкового), проявление которых обусловлено типом онтогенеза, жизненными обстоятельствами и образовательным контекстом, психоэмоциональным состоянием ребенка и психологическим климатом в детских группах дошкольного образовательного учреждения;

Эмпирическим путем определена роль психосоциальных факторов в познавательном развитии младших дошкольников: наиболее значимы физический, половой и средовой факторыменее значимы образовательный и языковый факторы. По физическому фактору установлено, что нарушения двигательной активности затрудняют познавательное развитие детей-дошкольников, но не блокируют его окончательно. При компенсирующих условиях и достаточно позитивном психоэмоциональном состоянии, как показывают полученные результаты, их общее умственное развитие не является дефицитарным. По средовому фактору выявлено, что само по себе пребывание в чужой/родной среде обитания не вносит коренных изменений в познавательное развитие младших дошкольников. По образовательному фактору ' установлено, что образовательная программа является существенным фактором познавательного развития, вызывая либо его ускорение, либо не способствуя таковому. Обнаружено, что дети (вне зависимости от их национальной принадлежности) из групп, включенных в образовательную систему Монтессори, демонстрируют результаты, превышающие среднегрупповые. По языковому фактору установлено, что монолингвизм-билингвизм не вносит однозначного вклада в познавательное развитие младших дошкольников, т. е., по сути, является нейтральным. По фактору пола выявлено, что он значимо (качественно и количественно) проявляет себя в младшем дошкольном возрасте.

Выявлено, что у младших дошкольников познавательное развитие в большей степени обусловлено зрительно-двигательной координацией и психоэмоциональным состоянием, связанным с общим умственным развитием, модально, специфические виды памяти развиваются у них неравномерно с опережением двигательной памяти по сравнению со зрительной и слуховойнаряду с этим происходит «перенастраивание» модальностей памяти.

Обнаружено внутреннее противоречие познавательного развития у младших дошкольников, когда одни когнитивные структуры становятся устойчивыми (функции внимания и восприятия, наглядно-образного мышления, операции сравнения и классификации), а другие (общее умственное развитие, зрительно-двигательная координация, зрительная и слуховая память) сохраняют нестабильный-характер.

Установлено, — что в младшем дошкольном возрасте познавательное развитие мальчиков и девочек отличается качественным и количественным своеобразием: у девочек оно носит опережающий характер по сравнению с познавательным развитием мальчиков, их психоэмоциональное состояние выше, чем у мальчиков, вместе с тем, познавательное развитие мальчиков более структурировано, и не связано с их психоэмоциональным состоянием;

Выявлено, что психоэмоциональное состояние связано с общим умственным развитием. Установлено, что число детей в позитивном психоэмоциональном состоянии во всех группах преобладает. Самое благополучное эмоциональное состояние у детей из Монтессори-групп (вне зависимости от их национальной принадлежности).

Таким образом, гипотеза исследования, основанная на предположении о том, что познавательное развитие младших дошкольников характеризуется специфичной феноменологией, связанной с воздействием психосоциальных факторов, психоэмоциональным состоянием ребенка и психологическим климатом в детских группах дошкольного образовательного учреждения, доказана. Выявлена специфика познавательного развития различных категорий младших дошкольников, посещающих ДОУ, установлена роль психосоциальных факторов и психоэмоционального состояния в познавательном развитии таких детей.

Предполагаем, что дальнейшее изучение психосоциальных факторов и особенностей познавательного развития младших дошкольников откроет новые возможности для психолого-педагогической коррекционной работы с детьми в условиях детских дошкольных образовательных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Детское самосознание. — М., 1948.
  2. .Г. Познавательные потребности и интересы. Л., 1968 — 274с.
  3. Е.А. Дошкольный возраст. М., 1948. — 336 с.
  4. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  5. Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе// Школа здоровья. 1997. № 4. С.9−17.
  6. Н. Развитие вопросов у дошкольников // Вопросы психологии. 1984, № 3.-С. 67−74.
  7. В.В. Общение и развитие познавательной активности дошкольников // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. -М, 1977. -С.109−117.
  8. М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. -432 с.'
  9. Т.В. Развитие восприятия: дети 3−7 лет. Ярославль. 2000.
  10. ., Панарин А. 10., Панарин И. А. Билингвистическое воспитание детей (вновь обращаясь к JI. Выготскому и А. Лурия) // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 68−81.
  11. Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. -М., 1998.- 144 с.
  12. H.JI. О построении движений. М., 1947. .
  13. H.A.- Вудвортс P.C.- Гельмгольц Г.- Грегори P. JL- Коффка К.- Кравков С.В.- Олпорт Ф.Х.- Осгуд Ч.- Хольт Р.- Хохберг Д.- Шеррингтон Ч. Психология восприятия и ощущений. М., 2009. — 688с.
  14. И. С. Современное состояние и тенденции развития164поликультурного образования в США. Автореф. дисс.. докт. педагогических наук. Волгоград 2008.
  15. П.П. Педология. М., 2000. — 288 с.
  16. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.
  17. М.Б. Влияние билингвизма на интеллектуальное развитие личности обучаемых// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». Вып.7. Майкоп, 2008. — С. 47−53.
  18. JI. И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 1997.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. М., 1968. — 464 с.
  20. С.К., Колесов Д. В. Выживание (факторы и механизмы). -М.-Воронеж, 2007.
  21. Дж. Психология познания. М., 1977.
  22. A.B. О способах взаимоотношений ребенка со взрослыми в зависимости от содержания общения со стороны взрослого // Проблемы психологии личности и социальной психологии. М., 1977. — С.54−59.
  23. К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930.
  24. А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  25. Л.Н. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников. М., 1996. — 37с.
  26. C.B. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста — СПб., Речь 2007. 240с.
  27. .М., Капица М. С. Психологические проблемы изучения интеллекта//Интеллектуальные процессы и их моделирование. М., 1987.-С. 120−141.
  28. А.Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2003.
  29. Л.А. Восприятие и обучение. М., 1968.
  30. Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ Под ред. Л. А. Венгера. -М, 1986. С.5−18.
  31. Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте // Хрестоматия по детской психологии. М., 1996. — С. 133−146.
  32. Л.А., Венгер А. Л. Готов ли Ваш ребенок к школе? М., 1994.
  33. Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. М., 2003.
  34. Н.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста//Вопросы психологии. № 3. 1996.- С. 14−26.
  35. Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М., 1969. -160 с.
  36. Власова 3. И. Влияние «кризиса трех лет» на познавательное развитие дошкольников. Автореф. дисс.. степеии кандидата психологических наук. -М., 2008.
  37. З.И. Роль кризиса трех лет в познавательном развитии дошкольника // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 138 151.
  38. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/Сост.И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М., 1999.
  39. Р., Экспериментальная психология. М., 1950.
  40. Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка/Под ред. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М., 1956.
  41. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  42. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  43. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  44. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4. Детская психология/ Под ред. Эльконина Д. Б. М., 1984. — 432 с.
  45. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. -М., 1935.-134 с.
  46. Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста// Вопросы психологии. М., 1985.
  47. П.Я. Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966.
  48. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М., 1985.
  49. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. — 471 с.
  50. Д.Б. Как «измерить» детскую любознательность// Семья и школа. 1985. № 10. С. 34−36.
  51. Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников//Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 34−40.
  52. Д.Г. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками. //Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии /Под ред. М. И. Лисиной. М. 1980. — С. 78−98.
  53. Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования детей в период кризиса трех лет//Вопросы психологии. 1987. № 5. С.78−83.
  54. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 12. С. 22−33.
  55. Н.И. Сопряженное развитие физических качеств ипсихических процессов у детей 3−6 лет. дис. к. пед. наук. Краснодар, 2002.
  56. Детская практическая психология/Под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2000.
  57. У. Психология. М., 2011. — 318с.
  58. Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М., 2001.
  59. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Вып. I, II / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М., 1996.
  60. Н.Ф. Внимание и его воспитание. М., 1951. — 32с.
  61. М. Мыслительная деятельность у детей. М., 1985.- 191 с.
  62. В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. — 150 с.
  63. И.В. Практическая психология образования. М., 1998.
  64. Д. Психология и педагогика мышления. М., 1997. — 208 с.
  65. О. М. Пути активизации воображения дошкольников//Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 44−51.
  66. О. М., Лаврентьева Т. В. Психологические особенности развития дошкольников. М., 2009. — 176с.
  67. М.В. Психология развития. М.-Воропеж. 2000.
  68. М.В. Психолого-педагогические средства познавательного168развития дошкольников /М.В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. М.- Воронеж, 2006. — 224 с.
  69. A.B. Восприятие, движение, действие//Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982.
  70. A.B. Избранные психологические труды: В 2-х томах. М., 1986. Т. 1.-316 с, Т.2.-296 с.
  71. A.B. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. М., 1966. — С.258.
  72. A.B. Развитие произвольных движений. М. 1960.
  73. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.
  74. В.П. Образ и деятельность. М.-Воронеж. 1997.
  75. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/JI.A. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л.И. Цеханская- Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М., 1989. — 127 с.
  76. Е.И. Психология воли. СПб., 2000.
  77. Исследование развития познавательной деятельности/Под ред. Дж. Брунера и др. М., 1971. — 391 с.
  78. Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. СПб., 2002.
  79. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. — 704 с.
  80. Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. -СПб., 1911.
  81. JI.M. Развитие речи: дети до 5 лет. Ярославль, 2000.
  82. В.В. Педагогические условия организации дидактическихигр с детьми старшего дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук. М., 1990.
  83. Э.А. Двигательная деятельность ребенка в пространстве его отношений к действительности: дис. д-ра психол. наук. Балашов, 2001.
  84. E.H. Эти загадочные малыши. Ярославль, 1999. 224 с.
  85. Г. С. Принцип развития в психологии // Хрестоматия по возрастной психологии/сост. JI.M. Семенюк// Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М., 1996.
  86. Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 6.
  87. Г. Психология развития. СПб., 2000.
  88. В.Т., Смирнов H.A. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания. Дубна. 1995.
  89. А.Б. Повышение двигательной активности детей старшегодошкольного возраста средствами основной гимнастики: дис. канд. пед.наук. М. 1997.
  90. А.Ф. Психология: общая и экспериментальная. Л., 1925. -290 с.
  91. H.H. Психический мир/ Под ред. М. Г. Ярошевского. М. Воронеж, 1996.-368 с.
  92. Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Советская педагогика. 1974. № 1. С. 97−107.
  93. А.Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14. С. 3 — 11.
  94. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — С. 575.
  95. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте/ЛЗопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.- Л., 1948. С. 4−15.
  96. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. — Воронеж, 1997.
  97. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. — 144 с.
  98. М.И. Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте. М., 1982. — 111с.
  99. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми //Вопросы психологии. 1982. № 4 с.18−35.
  100. А. Р. Язык и сознание. М., 1979.
  101. А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка: Экспериментальное исследование. М., 1956.
  102. A.A. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии: сост. Л.М. Семешок// Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1996. — С. 216−229.
  103. A.A. Программа развития ДОУ: Построение и реализация. М., 2004. — 128 с.
  104. И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.
  105. И. И., Бахматова Е. Н. Комплексное психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича//Дефектология. 1984, № 6. С. 14 -20.
  106. JI.M. О развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание. 1973. № 11. С. 26−29.
  107. Н.Г. Дифференцированный подход к дошкольникам на основе учета их типологических особенностей: Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1976.-21 с.
  108. Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997. '
  109. И. «После трех уже поздно». -М., 1992.
  110. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5−17.
  111. В.М. Психология индивидуальности. М.-Воронеж, 1996.
  112. С. Психология развития: методы исследования. СПб., 2002.
  113. М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. Гом., 1993.336 с.
  114. М. Разум ребенка. М., 1997.- 176 с.
  115. М. Помоги мне это сделать самому. ИД «Карапуз». М., 2000.
  116. М. Дети другие /перевод с нем. Н. Нефедововой/ с комментариями К. Е. Сумнительного / Издательство Карапуз. М., 2004. -336 л.
  117. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. -М., 1961.
  118. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). М., 1969.
  119. B.C. Возрастная психология. М., 2000. — С. 98−163.
  120. В.Н. Психология отношений. Избр. псих, труды. М., 1995.
  121. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
  122. Я.З. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста. М., 1965.
  123. Я.З. Развитие воли у дошкольников // Психология личности и деятельности дошкольников/Ред. A.B. Запорожец, Д. Б. Элысонин. М., 1965.-С. 71−107.
  124. Н.И. Опыт системного исследования психики ребенка. М., 1975.
  125. Г. П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего детского возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994. — 18 с.
  126. Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. -М., 1995. -360 с.
  127. Л.Ф. Возрастная психология. М., 2000.
  128. Одаренность: рабочая концепция: Ежегодник Российского психологического общества: Т.8, вып.1: Материалы I Международной конференции/ Отв. ред. Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков. Самара- М., 2000. — 304 с.
  129. В.П. Психомоторные способности человека. Дубна. 2002.
  130. Л.Ф. Детские интересы. Как их развивать? Воспитатель и дети. -М., 1985.
  131. Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. М., 1 731 996.-272 с.
  132. A.A., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. М., 2001. — 240 с.
  133. A.B. Новое педагогическое мышление. М., 1989. — 278 с.
  134. В.А. Концепция дошкольного воспитания. М., 1989.
  135. . Избранные психологические труды (Психология интеллекта. Логика и психология). М., 1969. — 659 с.
  136. . Психология интеллекта. СПб., 2003. — 192 с.
  137. H.H. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников //Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 16−19.
  138. H.H. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. 2001.№ 9. С. 68−75.
  139. H.H. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до 6 лет.-Спб., 2010.-143с.
  140. H.H., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1984. — 294 с.
  141. Г. П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста: дис. канд. психол. наук. М., 2006.
  142. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте // Известия АПН РСФСР Вып.73. М., 1955. — 260 с.
  143. Познавательные процессы и способности в обучении/В.Д. Шадриков, П. П. Анисимова, E.H. Корнеева и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1990. -142 с.
  144. Программы дошкольных образовательных учреждений /Сост. O.A. Соломенникова. М., 2000. — 48 с.
  145. E.B. Развитие познавательных способностей дошкольника / Под ред. Венгера JI.A. Киев, 1985. — 128 с.
  146. Психологический словарь//Под ред. А. В. Петровского М.Г.Ярошевского. М., 1990.
  147. Психологическая энциклопедия/ Под ред. Р. Корсини, А.Ауэрбаха. -СПб., 2006. 1096с.
  148. Психология познавательных процессов: Сб. ст. / Отв. ред. Г. К. Середа. Харьков, 1982. — 63 с.
  149. Психология развития/Под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2001. — 352 с.
  150. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. A.B. Запорожца и Я. З. Неверович. М., 1986.
  151. А. Я. Проблемы антропогенеза. М., 1969. — 264с.
  152. СЛ. Основы общей психологии. СПб., 1999. — С.223.
  153. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  154. М.А. Двигательная активность в детском саду. М. 2002.
  155. Н.М. Анализ формирования механизмов внимания у дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001. — 22 с.
  156. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.- 208 с.
  157. Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми: дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1999. — 255с
  158. И.М. Избранные произведения. Т.1. — М., 1952.
  159. Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2002. — 350 с.
  160. П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7 лет): Автореф.дис. канд. пед. наук. Тбилиси, 1966. — 22 с.
  161. A.A. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. М., 1987.-344 с.
  162. Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. 1980. № 5. -С.105−112.
  163. Е.О. Детская психология. М., 2003. — 368 с.
  164. А.И. Умственное воспитание в детском саду. М., 1975. -175 с.
  165. Ю. Е. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека // Вопросы психологии. 1968. № 6.-С. 112−116.
  166. К. Е. Теоретическое осмысление и практика использования зарубежных педагогических систем в отечественном образовании второй половины XX века: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2008.
  167. Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2.
  168. Н.Т. Педагогическая психология. — М., 1998. — 288 с.
  169. Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Екатеринбург, 2003. 240 с.
  170. Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. Смоленск, 2000.
  171. Г. А. Дошкольная психология. М., 2001. — 336 с.
  172. Г. А., Афонышна Ю. А. Практикум по детской психологии. -М., 1995.
  173. А.П. Обучение в детском саду. М., 1970. -143 с.
  174. О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001. — 240 с.176
  175. Д.И. Психология развития. М., МПСИ, 1999.
  176. JI. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 2000. — 320 с.
  177. Фленк-Хопсон Кэролл Развитие ребенка и его отношение к окружающим. М., 1993.
  178. Формирование познавательной активности дошкольников. Сб. науч. трудов Шадринск, 1992.
  179. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990. — 448 с.
  180. А. Лекции по детскому психоанализу. М., 2002.
  181. М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. -М., 2002. 304 с.
  182. К. Наши внутренние конфликты. М., 2000. — 560 с.
  183. О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М., 2003. — 176 с.
  184. В.Л. Активизация познавательной деятельности в процессе взаимосвязи проблемного и частично-поискового методов обучения. -Минск, 1995.
  185. Л.В. Психология мнемических способностей: дис. д-ра психол. наук. Ярославль, 2000. — 587 с.
  186. Т.И. Психологическая служба в детском саду. М., 2000. — 224 с.
  187. В. Психология раннего детства до шести лет. СПб., 1922.
  188. Н.Б. Возраст вопросов. М., 1990, 80 с.
  189. Щукина Г. И Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. -351с.
  190. Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
  191. Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  192. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — 560 с.
  193. Д.Б. Психология развития в дошкольном возрасте. М. Воронеж, 1995.
  194. Д., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия/УВестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. N2.
  195. Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  196. B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996.
  197. И.С. Технологии личностно-ориентированного образования. М&bdquo- 2000.
  198. Ambers L. Raising children bilingually: the pre-school years. Clevedon: Multilingual Matters, 1987.
  199. Bain В., Yu A. The cognitive style of bilingual children // Acta Psychologica Sinita. 1982. V. 14. P. 351−357.
  200. Baker C. Foundations of bilingual education and bilingualism. -Multilingual Matters Ltd, 1993. -492 p.
  201. Beller C.K. Impact of early education on disadvantaged children. // Ryan S. (Ed.) Longitudinal evaluations: A report on longitudinal evaluations of preschool programs (vol.1.), Washington, D.C., 1974.
  202. Bereiter C, Engelmann S. Teaching disadvantaged children in the preschool. Englewood Cliff, N. I: Prentice Pal 1, 1966.
  203. Berlyne D. E. Structure and direction in thinking. N. Y., 1965.
  204. Bialystok E. Language processing in bilingual children. Cambridge University Press, 1991. -251 p.
  205. Binet A., Simon T. The intelligence of feeble minded. P., 1916, 139p.
  206. Brazelton B., M.D., Sparrow J, M.D. Touchpoints three to six. Your Child’s Emotional and Behavioral Development. Persues Publishing, Camb., 2001
  207. Bronchart J-P. The regulating role of speech // Hum. Devel. 1973. V. 16. P. 417−439.
  208. Bruner J.S. et al. Studies in cognitive growth. N. Y., 1966.
  209. Cenoz J. The additive effect of bilingualism on third language acquisition: a review // International Journal of Bilingualism. -Vol. 7. -No. 1. -March 2003. -pp.71−87.
  210. Chipongian L. The cognitive advantages of balanced bilingualism Electronic resource. -AccessMode:http://www.istp.org/community/resources/CognitiveAdvantagesBilin gualism. pdf
  211. Dunteman G. A report on two national samples of Mead Start classes: Some aspects of child development of participants in full year 1967−1968 and 1968−1969 programs. NC: Reseach Friangle Institute, 1972.
  212. Galinsky E., Davis J. The Preschool Years. N.Y.: Times Books, 1998
  213. Gonzalez V. Language and cognitive development in second language learning: Educational implications for children and adults Text. / V. Gonzalez. -Boston, MA: Allyn and Bacon, 1999. -310 p.
  214. Goldschmied E., Jackson S. People Under Three. Young Children In Day Care. Routledge, 2004. 265p.
  215. Gottardo A., Grant A. Defining Bilingualism Electronic resource. -Access Mode: http://literacyencyclopedia.ca/index.php?fa=items.show&topicId=236
  216. Guilford J.P. The Analysis of Intelligence. McGraw Hill, 1971.
  217. Hamers J., Blanc M. Bilinguality and bilingualism. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
  218. Hunt I.M. Intelligence and experience. New York: Academic Press, 1961.
  219. Hymes D. Report from an underdeveloped country: Toward linguistic competence in the United States / B. Bain (ed.) The sociogenesis of language and human conduct. N. Y.: Plenum, 1983.
  220. Imedadze N. On the psychological nature of child speech formation under conditions of exposure to two languages // Intern. J. Psychol. 1967. V. 2. P. 129 132.
  221. Kecskes I. Cognitive approaches to bilingualism: introduction to the special issue // International journal of bilingualism. -Vol. 9. -No. 1. -2005. -pp. 1−6.
  222. Lanco-Worrall A. Bilingualism and cognitive development // Child Devel. 1972. V. 43. P. 1390−1400.
  223. Leopold W. Speech development of a bilingual child. Evanston: Northwestern University Press, 1939−1949.
  224. Lillard P.P. Montessori in the Classroom: A Teacher’s Account of How Children Really Learn. Brand New Book. Schocken Books INC, 1997. 304p
  225. Lillard P.P. Montessori Today: A Comprehensive Approach to Education from Birth to Adulthood. Schocken Books INC, 1996. -240p
  226. Miller F.T. Verbal mediation in the successive and simultaneous discrimination learning of children // The psychoanalytic study of the child. N.V., 1945. V.I.P. 53−74.
  227. Montessori M. The Formation of Man. 1955. Trans. A.M. Joosten. Oxford: Clio, 1989. th
  228. Montessori M. The Montessori Method. 5 Edition. Dover Publications Dimensions, 2002 416p
  229. Montessori M. The Secret of Childhood. 1936. Trans. Barbara Barclay Carter. Hyderabad, India: Sangam Books, 1983.
  230. Montessori M. The Two Natures of the Child. 1933. AMI Communications (1995, № 4): 4−9.
  231. Montessori M. Keys to the World of the Child. 1948. AMI Communications (1998, № 4): 6−16.
  232. Newman P., Newman M. Development Through Life: A Psychosocial Approach. Wadsworth Pub Co. 2008
  233. Pitamic M. Teach Me to Do It Myself: Montessori Activities for You. Brand new book: Barrons Educ Series, 2004.- 176p
  234. A. (ed.) Bilingualism, multiculturalism, and second language learning. Hillsdale, NJ: Lawrence Eribaum, 1991.
  235. Science Agenda, American Psychological Association. -Vol. 22. -No. 1. -January 2008. Режим доступа: http://www.apa.org/science/psa/kroll.html
  236. Skutnabb-Kangas T. Bilingualism or not: The education of minorities. -Clevedon: Multilingual Matters, 1983. -404 p.
  237. Slama-Cazacu T. The dialogue in children. The Hague: Mouton, 1976.
  238. Vernon P.E. Development of current ideas about intelligence tests // Genetic and environmental factors in humanlities. V. 2. L., 1966. 242 p.
  239. Wallace E. Dixon, Jr. Dixon. Twenty Studies That Revolutionized Child Psychology. Prentice Hall, 2002. 296p.
  240. Wilkison P.C., Kircher J.C. Effects methylpenidate on reward strength in boys with attention hyperactivity disorder // J. Am. Acad. 1995. — Vol. 34/-pp. 897−901.
  241. Wotniak R. Voices of the mind. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1991.
  242. Wozniak R. Verbal regulation of motor behaviour// Hum. Devel. 1972. V. 15. P. 15−57.
  243. Yu A. et al. Fireing language learning, ethnic identity and cross-cultural communication / U. Gielen, L. Adier, N. Milgram (eds.) Psychology in international perspective. Amsterdam: Swets Zeitlinger, 1992.
  244. Zigler E., Valentine I. Project Head Start: A legacy of the war on poverty. New York: Free Press, 1979.
  245. G. (ed.) The development of self-regulation through private speech. Toronto: John Wiley and Sons, 1979.
Заполнить форму текущей работой