Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Уступчивость. 
Социальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эрвин Гоффман писал, что в любом социальном взаимодействии люди прежде всего стремятся «сохранить лицо» (Гоффман, 1984). Чтобы этого достичь, они стараются вести себя так, чтобы произвести достойное впечатление, поэтому для многих даже пустяковая просьба является большой проблемой и они готовы сносить бытовые неудобства и материальные потери, лишь бы не обращаться к комунибудь с просьбой… Читать ещё >

Уступчивость. Социальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уступчивость, о которой пойдет речь в этой главе, так же как и конформизм, объясняется действием социальных норм. Вместе с тем она отличается от конформизма. Уступчивостью называют такое поведение, которое осуществляется в ответ на прямое, директивное требование или просьбу поступать именно так, а не иначе.

Ситуация просьбы

Ситуация, в которой оказываются проситель и адресат просьбы, чревата психическими издержками как для одного, так и для другого. При этом положение просителя выглядит наиболее уязвимым, если, конечно, человек не свыкся с ролью вечного просителя и стратегия просительности, о которой мы говорили выше, не стала главной или даже единственной стратегией его поведения. В этом случае индивиду может даже нравиться демонстрировать свою беспомощность и зависимость, приятно показывать, что он слаб, несамостоятелен, что он — жертва обстоятельств и поэтому всегда нуждается в опеке, заботе, присмотре и помощи. Такие люди не испытывают дискомфорта в ситуации просьбы. Напротив, они чувствуют удовлетворение от хорошо исполненной роли просителя, поскольку она принесла те результаты, на которые они рассчитывали.

Можно сказать, что у таких людей формируется психология профессионального нищенствования, хотя, разумеется, они не обязательно нищие по своему социальному или экономическому статусу. Любой человек, занимающий какой угодно пост, вплоть до губернаторского, может обладать психологией профессионального нищего, которая и определяет его поведенческую стратегию: «всю жизнь с протянутой рукой». Но для многих людей положение просителя неприятно по многим причинам. Во-первых, оно может оказаться несовместимым с самосознанием человека. Большинство людей осознают себя как независимых, самостоятельных, самодостаточных индивидов, поэтому им нелегко осознавать себя просителями. Во-вторых, людям не нравится показывать свою зависимость от других, обнаруживая беспомощность, неумение или невозможность решать свои проблемы самостоятельно. Наконец, в-третьих, высказывая просьбу, человек всегда боится получить отказ. Для многих, но особенно для людей с низкой или неустойчивой самооценкой, отказ является стрессовым обстоятельством. Человек, и без того испытывающий неловкость в роли просителя, получив отказ, чувствует себя униженным. К этому ощущению добавляются негативные чувства, вызванные фрустрацией.

Эрвин Гоффман писал, что в любом социальном взаимодействии люди прежде всего стремятся «сохранить лицо» (Гоффман, 1984). Чтобы этого достичь, они стараются вести себя так, чтобы произвести достойное впечатление, поэтому для многих даже пустяковая просьба является большой проблемой и они готовы сносить бытовые неудобства и материальные потери, лишь бы не обращаться к комунибудь с просьбой.

Положение адресата просьбы, на первый взгляд, выглядит более выигрышным, но и оно сопряжено с внутренними неудобствами и также угрожает человеку «потерей лица». Хотя, конечно, имеется достаточно много индивидов, которые создали для себя принципиальную установку: никогда и никому не помогать, не откликаться ни на чьи и ни на какие просьбы. Эта установка становится частью их самосознания, и, говоря «нет» в ответ на любую просьбу, они тем самым поддерживают свое самосознание.

Между тем просьба, высказанная в неявной форме, т. е. имплицитно, предполагает стремление повлиять на человека, изменить его поведение, намерения, цели, планы, ведь, по сути, проситель предлагает адресату просьбы: «Брось свои дела и займись моими», а это в свою очередь имплицитно предполагает следующее: «Все твои заботы и проблемы не стоят выеденного яйца, а вот мои по-настоящему важны». Поэтому попытка индивида добиться от другого выполнения просьбы или требования, т. е. попытка достичь уступчивости, неявно предполагает наличие у него некоего права или власти навязывать другим свои заботы и проблемы. Кроме того, просьба имплицитно содержит предположение о том, что тот, кому она адресована, по натуре своей человек мягкий, податливый, готовый всякому уступить, со всем согласиться, что из него можно «веревки вить», что он наивен, недалек и мягкотел — ведь к тому, у кого не предполагают таких качеств, с просьбами не обращаются.

В положении адресата просьбы есть еще один неприятный момент, аккумулирующий все вышеприведенные неявные смыслы. Рассмотрим его на примере преподавателя, взаимодействующего с нерадивым студентом, выпрашивающим тройку или зачет. Конечно, гораздо проще в этой ситуации скрепя сердце поставить в зачетке требуемое, избавившись тем самым от нерадивого, либо заискивающего, либо нудно бубнящего «Я готовился», а то и просто нагло требующего просителя, ведь приятнее выглядеть в глазах студентов добряком, а не сухарем. В такой ситуации сказать «нет» очень трудно, поэтому нередко преподаватель оказывается в своеобразной психологической ловушке и идет на поводу у ленивых и недобросовестных учеников, тем более что здесь, как ему кажется, он ничего не теряет. Однако потеря здесь имеется, и существенная, и это — «потеря лица». Дешевая популярность легко достается, но и легко улетучивается.

Как видим, ситуация просьбы чревата психологическими проблемами как для просителя, так и для адресата просьбы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой