Роль и деятельность фирмы в рыночной экономике
Задача. С начала периода на предприятие поступил более качественный материал. В результате роста оптовой цены и роста объема производства, обусловленным улучшенным качеством материала, предприятие по сравнению с предыдущим годом дополнительно затратило 187,5 тыс. руб. В связи с ростом объема производства условно-постоянные расходы предприятия сократились с 15 до 12 руб. на одно изделие… Читать ещё >
Роль и деятельность фирмы в рыночной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра экономики предприятий и предпринимательства КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономика фирмы»
роль и деятельность фирмы в рыночной экономике Студентка3 курса 2 ВО Беляева Татьяна Валентиновна Калуга, 2012
Содержание Фирма в рыночной экономике. Цель, задачи, функции Задача. Предприятие выпустило за год тысячу изделий. Себестоимость единицы составляет 25 300 руб., цена больше себестоимости на 15%. Среднегодовой остаток оборотных средств составляет 500 000 руб. определить длительность одного оборота в днях. Количество дней в году принять равным 360
Задача. С начала периода на предприятие поступил более качественный материал. В результате роста оптовой цены и роста объема производства, обусловленным улучшенным качеством материала, предприятие по сравнению с предыдущим годом дополнительно затратило 187,5 тыс. руб. В связи с ростом объема производства условно-постоянные расходы предприятия сократились с 15 до 12 руб. на одно изделие. В предшествующем периоде предприятием было произведено 60 тыс. изделий по себестоимости 132 руб. за единицу.
Следует: 1. установить прирост объема производства изделий.
2. рассчитать себестоимость изделий в отчетном периоде.
3. выявить годовую экономию на себестоимости изделий Список литературы
Фирма в рыночной экономике. Цель, задачи, функции В научной литературе широко используется не одно, а два схожих понятия — «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в России чаше понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов и пр.). Однако в соответствии с Гражданским кодексом РФ каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае фирма — общее понятие коммерческой организации.
Понятие «фирма» широко используется в практике стран с рыночной экономикой и в современных отечественных и западных учебниках, при этом по-разному трактуются те или иные стороны данного термина. Так, А. Ю. Юданова выделяет четыре стороны природы фирмы и определяет это понятие следующим образом: фирма — это:
1) организация, концентрирующая и использующая ресурсы для производства товаров (услуг) в целях получения прибыли;
2) коллектив работников, организационно способный решать поставленные перед ним задачи;
3) ассоциация независимых субъектов рынка, преследующих взаимно согласованные цели;
4) рыночный институт, минимизирующий общий уровень издержек.
Авторы учебника «Экономика фирмы» под редакцией И. П. Иващенко подразумевают пол фирмами самостоятельные хозяйственные субъекты в различных сферах экономики, ведущие свою деятельность на коммерческой основе.
С точки зрения системного подхода фирма представляет собой целостную социально-экономическую открытую систему, целью деятельности которойявляется максимизация результатов.
В широком смысле, фирма — это общее название любой хозяйственной единицы предпринимательства независимо от ее размеров, организационной формы и характера собственности.
Принято считать, что предприятие без фирменного наименования не может иметь другие юридические лица в своей структуре. Напротив, в составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические лица, и том числе филиалы, дочерние предприятия и другие коммерческие и некоммерческие (например, оздоровительные) структуры. Нередко они имеют самостоятельный уставный капитал, расчетный счет в банке, право распоряжаться вверенным им имуществом и несут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило, филиалы, представительства и отделения фирмы размещаются на различных отдаленных территориях. В настоящее время по мере расширения сферы коммерческой деятельности фирменное наименование получают различного типа организации. К ним относятся:
· производственные организации, занятые в основном изготовлением, строительством и поставкой потребителям готовой товарнойпродукции личного, общественного и производственного потребления;
· торговые организации;
· брокерские, венчурные, консалтинговые и другие организации.
Все организации указанного профиля связаны с производством или выполняют вспомогательные посреднические функции между производителями и потребителями товаров.
Целями деятельности фирмы являются удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Цивилизованные рыночные отношения предполагают разумное сочетание обеих целей, ибо, работая на себя, предприниматель трудится и на общество.
Важность наличия у фирмы цели обусловлена также необходимостью придать смысл труду, а следовательно, создать мотивацию и поддерживать заинтересованность в работе персонала фирмы и в первую очередь — наемных менеджеров.
В соответствии с основной целью производственного предприятия — получением прибыли на вложенный впроизводство труд и капитал — выстраивается цепь действий. Прежде всего, предприятие определяет:
· куда, в какую сферу, конкретную отрасль, отдельный вид производства и продукции можно с выгодой вложить капитал;
· каким образом, при помощи каких средств и механизмов можно обеспечить наращивание капитала.
С чисто правовой стороны, согласно законодательству Российской Федерации предприятием (фирмой) является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказании услуг в целях удовлетворении общественных потребностей и получения прибыли.
К важнейшим задачам действующего предприятия (фирмы) относятся:
· возмещение затрат и получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
· недопущение сбоев в работе предприятии (в том числе срывов поставок и выпуска недоброкачественной, бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и дохода предприятия);
· обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
· обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия, нормальных условий труда и возможности профессионального роста работников;
· создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
· охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов):
· стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия.
К основным функциям производственного предприятия можно отнести:
1. изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия и спросом па рынке;
2. продажу и поставку продукции потребителю:
3. послепродажное обслуживание продукции:
4. материально-техническое обеспечение производственного процесса на предприятии;
5. управление и организацию труда персонала на предприятии;
6. повышение качества продукции;
7. снижение удельных издержек и рост объема производства на предприятии;
8. предпринимательство;
9. уплату налогов, внесение обязательных и добровольных взносов и осуществление платежей в бюджет и др.:
10. соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.
Функции предприятия (фирмы) конкретизируются и уточняются в зависимости от размера предприятия (фирмы), который определяется объемом производства, отраслевой принадлежностью, степенью специализации и кооперирования, наличием коммерческой и социальной инфраструктуры, формой собственности, взаимоотношениями с местными органами власти.
Предприятие несет полную ответственность перед финансовыми органами за своевременное перечисление налогов и других платежей, покрывает из собственного дохода все убытки и потери. За счет выручки от реализации продукции (услуг) оно производит оплату расходов на организацию и развитие производства, а также на закупкусырья и материалов, оплату рабочей силы.
Администрация и персонал предприятия обязаны постоянно заботиться о том, чтобы изготовленная продукция была достаточно высокого качества и не слишком дорогостоящей. То и другое необходимо для завоевания и удержания рынка сбыта. Продукция низкого качества, так же как и слишком дорогостоящая, заставляет потребителя искать поставщика, у которого можно приобрести те же изделия с лучшими качественными показателями или поболее низкой цене. Чтобы не терять потребителей, специалисты предприятия изучают рынки сбыта продукции, принимают меры по ускорению научно-технического прогресса, улучшению качества продукции, снижению ее себестоимости. Фактически ситуация на производственных предприятиях, в их трудовых коллективах определяет состояние и темпы развития экономики страны, свидетельствует о степени эффективности экономической политики правительства.
Задача 1. Предприятие выпустило за год тысячу изделий. Себестоимость единицы составляет 25 300 руб., цена больше себестоимости на 15%. Среднегодовой остаток оборотных средств составляет 500 000 руб. Определить длительность одного оборота в днях. Количество дней в году принять равным 360.
Дано:
Q = 1 000 изделий в год С/с 1 ед. = 25 300 руб.
Ц = С/с + 15%
СО = 500 000 руб.
Д = 360 дн.
Найти: Т — ?
Решение Рассчитаем длительность одного оборота по формуле:
Т = Д / Коб = 360 / Коб Коэффициент оборачиваемости найдем по формуле:
Коб = ОР/ СО Объем реализации (ОР) = Цена (Ц) * Количество (Q)
Ц = С/с + 15% = 25 300 + 3 795 = 29 095 руб.
ОР = 29 095 * 1 000 = 29 095 000 руб.
Коб = ОР/ СО = 29 095 000 / 500 000 = 58 оборотов Т = Д / Коб= 360 / 58 = 6 дней.
Ответ: продолжительность одного оборота оборотных средств составляет 6 дней.
Задача 2. С начала периода на предприятие поступил более качественный материал. В результате роста оптовой цены и роста объема производства, обусловленным улучшенным качеством материала, предприятие по сравнению с предыдущим годом дополнительно затратило 187,5 тыс. руб. В связи с ростом объема производства условно-постоянные расходы предприятия сократились с 15 до 12 руб. на одно изделие. В предшествующем периоде предприятием было произведено 60 тыс. изделий по себестоимости 132 руб. за единицу.
Следует: 1. установить прирост объема производства изделий.
2. рассчитать себестоимость изделий в отчетном периоде.
3. выявить годовую экономию на себестоимости изделий.
Решение Найдем прирост производства в отчетном году:
коммерческая фирма оборотное средство
15/ 12 * 100 — 100 = 25%
Следовательно, объем производства вырос на 25% или 15 тыс. изделий составил в отчетном году 75 тыс. изделий. (60 000+ 25% = 60 000 + 15 000)
Прирост условно-постоянных затрат на 1 ед. в отчетном году составляет:
187,5 тыс. руб. / 75 тыс. изд. = 2,5 руб. на 1 изделие Тогда себестоимость изделия в отчетном периоде будет равна:
132 руб. + 2,5 руб. + (12 — 15) = 131,5 руб. на одно изделие Годовая экономия себестоимости составляет:
(132 — 131,5) * 75 тыс. изд. = 37,5 тыс. руб.
Ответ: прирост производства составил 15 тыс. изделий или 25%. Себестоимость изделия в отчетном периоде 131,5 руб. годовая экономия себестоимости — 37,5 тыс. руб.
1. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 604 с.
2. Экономика фирмы: учеб. пособие / Финансовая Академия при Правительстве РФ; Под ред. А. Н. Ряховской. — М.: Магистр, 2009. — 511 с.
3. Экономика фирмы: Учебник/под ред. Н. П. Иващенко. — Инфра-М, 2010. — 528 с.