Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Агрессивное поведение дошкольника

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Поскольку не менее значимой для современной психологии является проблема общения дошкольников со сверстниками, нами была предпринята попытка исследовать влияние агрессивности дошкольников на их общение со сверстниками. Нами была выдвинута гипотеза о том, что у дошкольников с низким и средним уровнем агрессивности более сформированы навыки общения со сверстниками по сравнению с детьми… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Агрессивное поведение как психологический феномен и теоретические подходы, объясняющие его
    • 1. 2. Психологические особенности дошкольников
    • 1. 3. Причины и факторы агрессивного поведения детей дошкольного возраста, а также особенности его проявления у дошкольников
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА ІІ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
    • 2. 1. Организация и процедура исследования
    • 2. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования
    • 2. 3. Сравнительный анализ результатов исследования влияния агрессивности детей дошкольного возраста на их общение со сверстниками и
  • выводы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Агрессивное поведение дошкольника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О том же говорят и максимальное (19) и минимальное (2) значения, также представленные в таблице.

По уровням агрессивности в результате оценивания родителями, дети распределились следующим образом:

Рисунок 4 — выраженность агрессивного поведенияу исследуемых дошкольников, %

Из рисунка 4 следует, что большинство детей по результатам оценивания родителями выявили средний уровень агрессивности (45%), что позволяет заключить, что у них присутствует склонность к агрессивному поведению, однако его проявления не превышают нормы, т. е. агрессивные вспышки детей обычно соответствуют ситуации. 35% детей обнаружили низкий уровень агрессивности. Таким образом, эмоциональные вспышки, возникающие у них, соответствуют ситуации и бывают достаточно редкими. Особенно привлекает внимание тот факт, что в группе обнаружились 20% детей, которые склонны к деструктивной и немотивированной агрессивности, что позволяет отнести их к «группе риска». Эту группу представили 3 мальчика (Александр, Андрей и Руслан) и 1 девочка (Светлана). Со слов воспитателя группы и психолога эти дети действительно отличаются агрессивным поведением, которое проявляется в череде конфликтных ситуаций и в ситуациях межличностного взаимодействия с взрослыми (в том числе и родителями) и сверстниками.

2.

3. Сравнительный анализ результатов исследования влияния агрессивности детей дошкольного возраста на их общение со сверстниками и выводы

С целью проведения сравнительного анализа результатов исследования, нами была составлена интегральная таблица (см. таблицу 4).

Как показывает данная таблица, высокий уровень агрессивности у всех детей «группы риска» коррелирует с низким уровнем общительности и низким уровнем сформированности коммуникативных навыков. Также следует отметить, что у всех 4 мальчиков, выявивших высокую агрессивность, преобладает ситуативно-деловой фон общения со сверстниками, а у Светланы наблюдается устойчивый негативный фон, сопровождающий общение с другими детьми. Это позволяет предположить, что не смотря на агрессивное поведение, Александр, Андрей и Руслан тянутся в другим детям (что подтверждают их показатели потребности в общении со сверстниками), а Светлана взаимодействия со сверстниками избегает, хотя, так же, как и мальчики, продемонстрировала средний уровень потребности в общении с ними.

Наиболее часто средний уровень агрессивности отмечается у детей со средним уровнем сформированности коммуникативных навыков и общительности. Исключение в данном классе составляет Галина, у которых средний уровень агрессивных реакций соответствует низкому уровню общительности. Возможно, это объясняется ее психофизическими особенностями.

Низкий уровень агрессивных реакций наиболее часто характеризует детей с нормальным (средним) и высоким уровнем общительности с коммуникативных навыков.

Таблица 4

Интегральная таблица диагностики агрессивного поведения дошкольников и особенностей их общения со сверстниками Имя Возраст Контактность Потребность в общении Способность понимать другого Способность к сопереживанию Владение средствами Общительность Инициативность Чувствительность эмоциональный фон Уровень агрессивности Александр 3 г.5 м III II III III III III III II II I Богдан 3 г.4м I II II III II II I II I II Денис 3 г.7м I I I II III II II I II II Андрей 3 г.4м III II III III III III III III II I Денис 3 г.5м. I I I III II II I I I II Ярослав 3 г.7м I II II II II II II I II II Олег 3 г.5м I I II II II II II II I II Вадим 3 г.4м II II II II II II III II II II Руслан 3 г.7м III II III II III III III III II I Максим 3 г.9м I I II II II II I I I II Анна 3 г.11м I I I I I I I I I III Светлана 3 г.8м III II III III III III III III III I Мария 3 г.8м I I I II I I I I I III Ирина 3 г.4м II I I I I I I II II III Инна 3 г.5м I I I I I I I I I III Ангелина 3 г.8м I I I I I I I I I III Оксана 3 г.6м II II II II II II II II II II Валентина 3 г.11м II II II II II II III II I II Галина 3 г.5м III II III III III III III II II II Александра 3 г.7м I II III III II II I II I II Таким образом, проведенное исследование подтверждает нашу гипотезу о том, что у детей с низким и средним уровнем агрессивности более сформированы навыки общения со сверстниками по сравнению с детьми, агрессивность которых превышает норму. Однако следует отметить тот факт, что данная выборка недостаточно велика. Следовательно, для более детального изучения данных взаимосвязей необходимо более глубокое исследование.

Заключение

Целью работы выступило теоретически-эмпирическое исследование агрессивного поведения детей дошкольного возраста и его влияния на общение дошкольников со сверстниками.

Литературный обзор показал, что проблема агрессии в современном мире, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Поэтому необходимо проводить исследования, позволяющие изучить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии Согласно рассмотренным авторам, под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Период взросления, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение у детей глубоких психологических проблем. При этом кризис 3 лет может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов — психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей данного возраста необходимо для понимания психологии агрессии в дошкольном возрасте.

Причины, по которым дети дошкольного возраста демонстрируют агрессивное поведение, остаются до сих пор полностью не выясненными. Тем не менее, в ходе работы мы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение дошкольников, а именно:

врожденные побуждения или задатки;

потребности, активизируемые внешними стимулами;

познавательные и эмоциональные процессы;

актуальные социальные условия в сочетании с научением.

Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники и средства массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.

Поскольку не менее значимой для современной психологии является проблема общения дошкольников со сверстниками, нами была предпринята попытка исследовать влияние агрессивности дошкольников на их общение со сверстниками. Нами была выдвинута гипотеза о том, что у дошкольников с низким и средним уровнем агрессивности более сформированы навыки общения со сверстниками по сравнению с детьми, агрессивность которых превышает норму. Следует отметить, что в результате проведенного исследования данная гипотеза была доказана в полном объеме. Тем не менее, нельзя упускать из вида тот факт, что исследование проводилось на малой выборке, в связи с чем утверждать, что полученные результаты статистически значимы, нельзя. В связи с этим в дальнейшем мы планируем исследовать определенную нами проблему глубже.

Данная работа может быть полезна воспитателям и психологам ДОУ, так как для того, чтобы понимать механизм взаимодействия участников детских коллективов и влиять на формирование и развитие их взаимоотношений, необходимо иметь представление о факторах, влияющих на формирование групповых процессов и об особенностях дошкольного возраста в целом.

Библиография

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологические исследования. — СПб.: Питер, 2009. — 400 с.

Борисова В. Л. Причины и последствия детской агрессивности [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://festival.1september.ru/articles/588 576/

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с.

Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1999. — 256 с.

Леонтьев А. А. Психология общения. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, Смысл, 2008. — 368 с.

Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самосознания дошкольников — Кишинев: Штиинца, 1983. — 210 с.

Маслоу А. Психология бытия. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, Psylib, 2003. — 138 с., С. 234.

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М.: Сфера, 2001. — 480 с.

Причины агрессии, её виды и механизмы действия [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.psyhologyside.ru/sides-421−1.html

Проскурякова И. Ю. Агрессивное поведение детей: Статья от 27.

10.2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/agressivnoe-povedenie-detey

Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. — 1996. — № 5. — С. 3−18.

Симонов В. П. Учет гендерных различий в образовательном процессе // Педагогика. — 2005. — № 4. — С. 40−44.

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 160 с.

Тунёва А. А. Агрессивное поведение дошкольников: Статья от 8.

01.2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/agressivnoe-povedenie-doshkolnikov

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1998. — 293 с.

Факторы, влияющие на возникновение агрессии у детей [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://sad-teremok.com/66-faktory-vliyayuschie-na-vozniknovenie-agressii-u-detey.html

Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. — Киев: Здоровье, 1993. — 144 с.

Школа для малышей. Пер. с нем. М. Буториной; Ред. Е.

Хилтунен / - М.: Мастер, 1992. — Ч. 1. — 80 с.

Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 384 с.

Приложение 1

Анкета для родителей

«Критерии агрессивного ребенка»

Бланк ответов

Ф.И.О. заполняющего анкету: ______________________________________

Ф.И. характеризуемого ребенка: ____________________________________

Возраст характеризуемого ребенка: _________________________________

Инструкция: Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается перечень утверждений, позволяющих определить уровень агрессивности вашего ребенка. Внимательно прочитайте их и обозначьте свое согласие (+) или несогласие (-) с ними.

№ Утверждение + - 1 Временам кажется, что в него вселился злой дух 2 Он не может, промолчат, когда чем-то недоволен 3 Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же 4 Иногда ему без всякой причины хочется нагрубить 5 Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит 6 Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение 7 Он не прочь подразнить животных 8 Переспорить его трудно 9 Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает 10 Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих 11 В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот 12 Часто не по возрасту ворчлив 13 Воспринимает себя как самостоятельного и решительного 14 Любит быть первым, командовать, подчинят себе других 15 Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных 16 Легко ссорится, вступает в драку 17 Старается не общаться со старшими и физически более сильными 18 У него нередки приступы раздражительности 19 Не считается со сверстниками, не уступает, не делится 20 Уверен, что все делает лучше всех

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карта наблюдения № 1

(таблица фиксации результатов)

№ Показатели Баллы Показатели 7 6 5 4 3 2 1 1 Имеет много друзей Непопулярен 2 Отсутствуют недоброжелатели Многие его недолюбливают 3 Любит быть на людях, ищет новых друзей Замкнут, общается с узким кругом друзей 4 Не боится выступать перед людьми в новой обстановке Робкий, застенчивый 5 Открытый Скрытный 6 Отзывчивый Черствый 7 Ориентируется преимущественно на собственное мнение Озабочен мнением окружающих о себе 8 Дает свои вещи сверстникам, дарит Никогда ничего не дает сверстникам 9 Радуется похвале сверстника Равнодушен к оценке сверстника 10 Выполняет работу за других Никогда не делает работу за других 11 Часто говорит

«спасибо» Никогда не благодарит за услугу 12 Делится с другими своими переживаниями Никогда не делится своими переживаниями 13 Умеет по лицу узнать плохое настроение Не умеет распознавать плохое настроение 14 Всегда внимательно слушает товарищей, не перебивает Всегда перебивает рассказы товарищей, не слушает их 15 Хорошо определяет по лицу состояние безразличия Не может определить по лицу состояние безразличия 16 Хорошо различает позы враждебности Не способен определить позу враждебности 17 Понимает позу превосходства Не способен понимать позу превосходства 18 Свободно общается со взрослыми Стесняется общаться со взрослыми 19 Уходя, всегда прощается Никогда не прощается 20 Хорошо владеет собой, может сдерживать проявления чувств Несдержан, не способен владеть своими чувствами

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карта наблюдения № 2

(шкалы оценки параметров и показателей)

Критерии оценки параметров Баллы Инициативность — отсутствует: ребенок не проявляет активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими; 0 — слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми; 1 — средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым; 2 — высокая: ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям, взаимодействует с ними 3 Чувствительность к воздействиям сверстника — отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников; 0 — слабая: ребенок редко реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру; 1 — средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников; 2 — высокая: ребенок всегда откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия 3 Преобладающий эмоциональный фон — негативный;

— нейтрально-деловой;

— позитивный 1

Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. — 1996. — № 5. — С. 3−18.

Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. — Киев: Здоровье, 1993. — 144 с.

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М.: Сфера, 2001. — 480 с.

Причины агрессии, её виды и механизмы действия [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.psyhologyside.ru/sides-421−1.html

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологические исследования. — СПб.: Питер, 2009. — 400 с.

Леонтьев А. А. Психология общения. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, Смысл, 2008. — 368 с.

Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самосознания дошкольников — Кишинев: Штиинца, 1983. — 210 с.

Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 384 с.

Эльконин Д. Б. Детская психология. С. 113.

Там же. С. 230−231.

Маслоу А. Психология бытия. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, Psylib, 2003. — 138 с., С. 234.

Эльконин Д. Б. Детская психология. С. 142.

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 160 с.

Симонов В. П. Учет гендерных различий в образовательном процессе // Педагогика. — 2005. — № 4. — С. 40−44.

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 160 с.

Школа для малышей. Пер. с нем. М.

Буториной; Ред. Е. Хилтунен / - М.: Мастер, 1992. — Ч. 1. — 80 с.

Проскурякова И. Ю. Агрессивное поведение детей: Статья от 27.

10.2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/agressivnoe-povedenie-detey

Факторы, влияющие на возникновение агрессии у детей [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://sad-teremok.com/66-faktory-vliyayuschie-na-vozniknovenie-agressii-u-detey.html

Тунёва А. А. Агрессивное поведение дошкольников: Статья от 8.

01.2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/agressivnoe-povedenie-doshkolnikov

Борисова В. Л. Причины и последствия детской агрессивности [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://festival.1september.ru/articles/588 576/

Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1999. — 256 с.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1998. — 293 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологические исследования. — СПб.: Питер, 2009. — 400 с.
  2. В. Л. Причины и последствия детской агрессивности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/588 576/
  3. Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с.
  4. М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1999. — 256 с.
  5. А. А. Психология общения. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, Смысл, 2008. — 368 с.
  6. М. И., Силвестру А. И. Психология самосознания дошкольников — Кишинев: Штиинца, 1983. — 210 с.
  7. А. Психология бытия. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, Psylib, 2003. — 138 с., С. 234.
  8. Р. В. Справочная книга социального педагога. — М.: Сфера, 2001. — 480 с.
  9. Причины агрессии, её виды и механизмы действия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psyhologyside.ru/sides-421−1.html
  10. И. Ю. Агрессивное поведение детей: Статья от 27.10.2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/agressivnoe-povedenie-detey
  11. А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. — 1996. — № 5. — С. 3−18.
  12. В.П. Учет гендерных различий в образовательном процессе // Педагогика. — 2005. — № 4. — С. 40−44.
  13. Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 160 с.
  14. А. А. Агрессивное поведение дошкольников: Статья от 8.01.2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/agressivnoe-povedenie-doshkolnikov
  15. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1998. — 293 с.
  16. Факторы, влияющие на возникновение агрессии у детей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sad-teremok.com/66-faktory-vliyayuschie-na-vozniknovenie-agressii-u-detey.html
  17. В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. — Киев: Здоровье, 1993. — 144 с.
  18. Школа для малышей. Пер. с нем. М. Буториной; Ред. Е. Хилтунен / - М.: Мастер, 1992. — Ч. 1. — 80 с.
  19. Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 384 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ