Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проект реконструкции участка ТО и Ремонта для автомобилей Ford Focus, Ford Fusion и Skoda Octavia в ООО СТО «Мотор Дизель»

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Объектом анализа безопасности является разработанная в дипломном проекте ремонтная зона. Производственные рабочие, выполняющие работы по ТО автомобилей, подвергаются воздействию опасных и вредных факторов, которые могут привести к травматизму или профзаболеваниям. Кроме того, производственная деятельность СТО оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Для обеспечения безопасной работы… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень условных сокращений
  • Введение
  • 1. Исследовательский раздел
    • 1. 1. Анализ рынка автосервисных услуг района расположения реконструируемой СТО. Факторы, влияющие на спрос. Наличие автомобилей по маркам и моделям, заданных в проекте
    • 1. 2. Техническая характеристика автомобилей по маркам и моделям. Особенности ТО и Р указанных автомобилей
    • 1. 3. Наличие предприятий автосервиса в районе. Местонахождение, особенности реконструируемой СТО. Обоснование типа и мощности СТО с учетом перспектив развития и темпов роста численности автомобилей
    • 1. 4. Конкурентные возможности реконструируемой СТО. Меры, направленные на удовлетворение требованиям спроса и привлечения клиентов
    • 1. 5. Характеристика реконструируемой СТО. Анализ соответствия организации производства и технологического процесса ТО и Р современным требованиям
    • 1. 6. Обоснование необходимости реконструкции участка ТО и Р в СТО. Анализ соответствия исходных данных по проекту и требований рынка автосервисных услуг в районе размещения СТО
  • 2. Расчетно-технологический раздел
    • 2. 1. Обоснование выбора исходных данных для расчета проекта
    • 2. 2. Обоснование выбора предоставляемых услуг СТО
    • 2. 3. Расчет годового объема работ городских СТО
    • 2. 4. Расчет численности производственных и вспомогательных рабочих
    • 2. 5. Расчет числа постов и автомобиле-мест
    • 2. 6. Выбор технологического оборудования
    • 2. 7. Определение площадей и планировок объекта проектирования
    • 2. 8. Планировочное решение СТО
    • 2. 9. Энергоменеджмент. Научная организация труда на объекте реконструкции. Энергосберегающие технологии
  • 3. Карта технологического процесса
    • 3. 1. Техническая и технологическая характеристика тормозного диска. Схема тормозного диска
    • 3. 2. Технологические требования по замене тормозного диска. Организация рабочего места проведения работ по ремонту тормозного диска
    • 3. 3. Составление карты технологического процесса на замену тормозного диска тормоза переднего колеса автомобиля Ford Focus
  • 4. Раздел «Охрана труда»
    • 4. 1. Условия безопасной работы по исключению опасных и вредных факторов на участке
    • 4. 2. Обеспечение требований санитарных норм на участке
      • 4. 2. 1. Метеорологические условия
      • 4. 2. 2. Шум и вибрация
    • 4. 3. Обеспечение электробезопасности на участке
    • 4. 4. Пожарная безопасность на участке
    • 4. 5. Организация контроля за состоянием охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии
    • 4. 6. Расчет освещенности, вентиляции и отопления
      • 4. 6. 1. Расчет освещенности
      • 4. 6. 2. Расчет вентиляции
      • 4. 6. 3. Расчет отопления
  • 5. Экономический раздел
    • 5. 1. Расчет численности ремонтных рабочих и фонда оплаты труда
    • 5. 2. Расчет сметы затрат и калькуляции себестоимости работ по участку
    • 5. 3. Расчет технико-экономических показателей и показателей экономической эффективности проекта
  • 6. Разработка наглядного пособия для практических работ
  • Выводы по предлагаемым решениям проекта
  • Литература
  • Приложения
  • Приложение А
  • Приложение Б

Проект реконструкции участка ТО и Ремонта для автомобилей Ford Focus, Ford Fusion и Skoda Octavia в ООО СТО «Мотор Дизель» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Например, подача напряжения на установку; где работают люди.

Основными условиями, обеспечивающими устранение электротравм являются:

— надежной изоляции электрических систем и установок,

— расположением электрических распределительных систем в специальных шкафах,

— расположением электропроводки в металлических трубопроводах,

— применением электрооборудования, соответствующего требованиям электробезопасности.

Здание производственного корпуса имеет контур заземления. Все оборудование зоны, имеющее электропривод или токоведущие части, заземляется путем присоединения его к контуру. Защитное заземление состоит из заземлителей и соединительных шин. Используются естественные и искусственные заземлители. К первым относятся металлические элементы конструкций, погружаемые в землю, искусственные заземлители изготовлены из стальных труб диаметром d = 0,08 м и длиной l = 2,5 м, располагаемые вертикально и соединенные на сварке стальной полосой 40 · 4 мм.

Сопротивление защитного заземления 4 Ом.

Рубильники защищены кожухами. Одним из важнейших мероприятий по электробезопасности является применение понижающих напряжений.

Переносные приборы освещения, применяемые в модернизируемой зоне, питаются напряжением не более 36 В [27].

4.4 Пожарная безопасность на участке

По классу пожароопасности помещение относится к категории В.

Возможные классы пожара В2 (горение жидких веществ, растворимых в воде) и С (горение газообразных веществ).

Степень огнестойкости участка II согласно СНиП 21−01−97.

Основными причинами возгорания являются [18]:

Несоблюдение норм пожарной безопасности персоналом предприятия.

Нарушение технологического процесса (сварочные работы, использование электрооборудования), которое приводит к возникновению пожара.

Использование неисправного оборудования в процессе работы на предприятии.

Здание не оборудовано необходимым пожарным оборудованием: оборудованные пожарные шкафы, щиты, а также огнетушители.

Пожарная безопасность обеспечивается системой предотвращения пожара и системой противопожарной защиты. Требования к указанным системам определены ГОСТ, ППБ [18].

Средства пожаротушения. Помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния, ремонта АТС и их агрегатов, а также хранения АТС оборудовано средствами пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Выбор типа и необходимого количества первичных средств пожаротушения на участке ТО произведен в зависимости от их огнетушащей способности, с учетом категории помещения предельной площади тушения, класса пожара горючих веществ и материалов в помещении.

Число первичных средств пожаротушения на участке ТО принимается с учетом норм [36]:

пенные огнетушители вместимостью 10 л (ОВП-10) — 2 шт.;

порошковые огнетушители ОП-1 — 2 шт.;

ящик с песком вместимостью 0,5 м³ и лопатой — 2 шт.;

войлок, асбестовое полотно или кошма 2×2 м — 2 шт.

Один раз в 10 дней необходимо производить внешний осмотр и очистку от загрязнения огнетушителей. На ящики с песком необходимо нанести надпись: «Песок на случай пожара!»

На участке разработан план эвакуации при пожаре, в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации (п. 3.14 ГОСТ Р 12.

2.143−2002).

4.5 Организация контроля за состоянием охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии

Охрана труда (ОТ) направлена на предотвращение производственного травматизма и заболеваний, а также на охрану и укрепление здоровья работников. ОТ предполагает улучшение условий труда и рабочей среды, что ставит задачу укреплять и сохранять физическое и умственное здоровье, социальное благосостояние работников, независимо от их профессии, на высочайшем уровне. Здесь руководящими принципами, регулирующими порядок анализа и управления производственными рисками, являются прогнозирование, учет, оценка и контроль опасностей, возникающих или связанных с рабочим местом и способных подорвать здоровье и благополучие работников. При этом также нужно учитывать возможное влияние на местное сообщество и окружающую среду в целом.

Объектом анализа безопасности является разработанная в дипломном проекте ремонтная зона. Производственные рабочие, выполняющие работы по ТО автомобилей, подвергаются воздействию опасных и вредных факторов, которые могут привести к травматизму или профзаболеваниям. Кроме того, производственная деятельность СТО оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Для обеспечения безопасной работы должны выполняться требования технической безопасности. При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самовольного перемещения. Запрещается техническое обслуживание и ремонт автомобиля с работающем двигателем, за исключением случаев его регулирования.

Во время работы не следует оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. При сборочных работах запрещается проверять совпадение отверстий в соединениях деталях пальцами. Во время разборки и сборки узлов и агрегатов следует применять специальные съёмники и ключи. Рабочий инструмент следует содержать в исправном состоянии.

Запрещается загромождать проходы между рабочими местами, деталями, узлами, а так же скапливать большое количество деталей на местах разборки.

С точки зрения охраны труда недопустимым является выполнение работ лёжа, стоя, на коленях или в согнутом положении.

При выполнении работ непосредственно у автомобиля запчасти, инструмент, съёмник и приспособления должны быть расположены в пределах зоны наиболее лёгкой досягаемости.

Высоко производительная работа возможна лишь при правильной организации рабочего места, заключающийся в правильном расположении средств производства, инструмента и приспособлений. От правильной организации рабочего места зависят так же безопасность работы и повышение производительности труда, обучение работающих, инструктаж.

Промышленная санитария — раздел общей санитарии, осуществляющий мероприятия по правильному устройству, оборудованию и содержанию промышленных предприятий в целях охраны здоровья работающих на них, а также населения, проживающего в ближайшем соседстве с предприятием.

Для обеспечения безопасной работы должны выполняться требования промышленной санитарии по санитарным нормам и предельно допустимым концентрациям вредных веществ, которые указываются в санитарно-гигиеническом паспорте.

Вредный производственный факторпроизводственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Вредные факторы подразделяются на физические и химические.

Физические факторы: температура, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статистическое, электрические и магнитные поля, ионизирующие излучения, производственный шум, вибрация (локальная, общая), ультразвук, запыленность, освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещенность, повышенная ультрафиолетовая радиация);

Химические факторы: по характеру воздействия на организм человека токсичные, раздражающие, канцегенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты).

4.6 Расчет освещенности, вентиляции и отопления

4.

6.1 Расчет освещенности Расчет освещенности осуществляем на основе исходных данных, изложенных в таблице 4.

3.

Таблица 4.3 — Исходные данные.

Расчётный показатель Обозначение Величина, размерность Длина помещения, А 22 м Ширина помещения В 7,5 м Площадь помещения Sn 165 м² Высота помещения H1 6 м Высота подвеса светильника H2 2 м Минимальная освещенность по норме Е 200 лк Коэффициент запаса лампы Кз 1,3 Используемая лампа лл 80 Световой поток лампы Ф, лл 8999

Коэффициент отражения потолка Rпот 70 Коэффициент отражения стен Rст 30 Коэффициент отражения пола Rп 30

Расчёты необходимого числа светильников осуществлены на основе указаний [37] и сведены в таблицу 4.

4.

Таблица 4.4 — Расчёт потребного числа светильников Показатель. Обозначение и расчётная формула Расчёт Размерность Площадь помещения

Sn = А · В 22×7,5 = 165 м² Высота подвеса светильника над рабочей поверхностью

Hp = H1 — H2 6−2 =4 м Индекс помещения

i = Sn / hp (l+a) 165 / 4 · (22+7,5) = 1,39 — Число источников света

Nл = (Е х Sn х K3)/F · Фл 200· 165·1,3 / /(0,47· 8999) = 10,14

Принимаем 10 шт Число светильников

Nсв = Nл /n 10 / 2 = 5

Принимаем 5 шт Исходя из расчётов можно использовать светильники УСП, с люминесцентными лампами в количестве 10 штук мощностью 40 Вт (в светильнике 2 лампы мощностью 40 Вт каждая). Для экономии электроэнергии можно использовать энергосберегающие лампы.

4.

6.2 Расчет вентиляции Основой расчёта служат данные о внутригаражном расходе топлива, содержание оксида углерода (СО) и альдегида, выделяемые работающим двигателем автомобиля, предельно допустимые концентрации этих вредностей в отработавших газах и продолжительности работы автомобилей при различных режимах.

Исходные данные для расчетов приведены в таблице 4.5

Таблица 4.5 — Исходные данные для расчета вентиляции Марка автомобиля Двигатель Рабочий объём, л

(VO) Дни работы зоны за год, дн

(Др) Время работы зоны за сутки, ч

(Трд) Число заездов на ТОиР в год

(NГ) Число заездов за час

Ford Focus дизель 1,6 353 12 6594 Ford Fusion дизель 1,4 353 12 5667 Skoda Octavia дизель 2,0 353 12 5324

Итого — 4,17

Количество альдегидов (акролеина), выделяющихся в помещение при работе дизельного двигателя, Gа, кг/ч, вычисляют по формуле:

GiА = (160+13,5 · Vо) · Рд /100, (4.1)

где Рд — содержание альдегидов в отработавших газах от их массы, %.

Для автомобилей Ford Focus:

G1А = (160 + 13,5 · 1,6) · 0,037 / 100 = 0,067 кг/ч;

Для автомобилей Ford Fusion:

G2А = (160 + 13,5 · 1,4) · 0,037 / 100 = 0,066 кг/ч;

Для автомобилей Skoda Octavia:

G3А = (160 + 13,5 · 2,0) · 0,037 / 100 = 0,069 кг/ч.

Объём воздуха, необходимый для растворения газов, выделившихся в помещение, с постоянным пребыванием рабочих (ТО и ремонта) V, м3/ч, вычисляют по формуле:

V = 1000[((Giо · τiо · niо /60do+ (((GiА · τiА · niА /60dА)], (4.2)

где Giо — количество оксида углерода, выделяемого бензиновым двигателем конкретной марки автомобиля, кг/ч;

τiо — продолжительность работы бензинового автомобиля конкретной марки, мин (принимаем для расчетов 1,5 мин.);

niо — число работающих в течении часа бензиновых автомобилей конкретной марки;

dо — предельно-допустимая концентрация оксида углерода в рабочей зоне, г/м3;

GiА — количество акролеина, выделяемого дизельным двигателем конкретной марки автомобиля, кг/ч;

τiА — продолжительность работы дизельного автомобиля конкретной марки, мин;

niА — число работающих в течении часа дизельных автомобилей конкретной марки;

dА — предельно-допустимая концентрация акролеина в рабочей зоне, г/м3;

Расчет, ввиду отсутствия, производим только для дизельных автомобилей:

V = 1000 · (0,067 · 1,5 · 1,57 + 0,066 · 1,5 · 1,34 + 0,069 · 1,5 · 1,26) =

= 420,855

При площади зоны ТО и Р — S = 126 м², высоте h = 6 м Кратность воздухообмена К вычисляют по формуле:

. (4.3)

Производительность вентилятора Vв, м3/ч, вычисляют по формуле:

Vв = V · ɳ (4.4)

где ɳ - КПД привода вентилятора (для осевых ɳ = 1,01 — 1,03).

Vв = 0,56 · 1,01 = 0,57 м3/ч.

На основании расчётов подбираем вентилятор центробежный общетехнического назначения, предназначенный для перемещения воздуха и газов, ВЦ 4−70−2,5: Моб= 0,37 кВт, nоб=3000 об/мин и расходом воздуха 0,85 — 1,65· 103 м3/ч.

4.

6.3 Расчет отопления Расчёт отопления сводится к определению количества тепла, затрачиваемого на нагрев помещения до требуемой температуры в холодный период года в помещениях СТО.

Исходные данные для расчёта отопления представлены в соответствии с таблицей 4.

6.

Таблица 4.6 — Исходные данные Расчётный показатель Обозначение Значение. Размерность Длина помещения l, м 22 Ширина помещения а, м 7,5 Высота помещения H, м 6 Окна К1 1,27 Стены К2 0,85 Соотношения площадей окон и пола К3 0,8 Температура снаружи помещения К4 1,1 Число стен выходящих наружу К5 1,3 Тип помещения над рассчитываемым К6 1,0 Высота помещения К7 1,35 Площадь помещения S 165 м² Удельная величина тепловых потерь С 100 Вт/м2

Количество тепла, требующееся для нагревания помещения Qm, Вт, вычисляют по формуле:

Qm = Суд · S · К1 · К2 · К3 · К4 · К5 · К6 · К7, (4.5)

где Суд — удельная величина тепловых потерь которая состоит из теплового потока через материалы окон, стен, потолка, вентиляции, Вт/м2. Для расчётов можно принять 100 т/м2;

S — площадь помещения, м2;

К1 — коэффициент, учитывающий потери через окна. При обычном (двойном) остеклении К1 = 1,27;

К2 — коэффициент, учитывающий теплоизоляцию стен. При хорошей изоляции К2 = 0,85;

К3 — коэффициент, учитывающий соотношение площади окна и пола. При 10% К3 = 0,8;

К4 — коэффициент, учитывающий температуру с наружи помещения -20 0С, К4 = 1,1,

К5 — коэффициент, учитывающий число стен выходящих наружу. Если две, то К5 =1,2;

К6 — коэффициент, учитывающий тип помещения над рассчитываемым. Обогреваемое помещение К6 = 0,8, тёплый чердак К6 = 0,9, холодный чердак К6 = 1,0;

К7 — коэффициент, учитывающий высоту помещения. При высоте 6 м К7 = 1,35.

Тогда

Qm = 100 · 165 · 1,27 · 0,85 · 0,8 · 1,1 · 1,3 · 1,0 · 1,35 = 27 508,5 Вт.

Расчёт отопления показывает, что для отопления данного помещения вполне достаточно источника тепла мощностью 27,5 кВт. Можно использовать алюминиевые радиаторы, 138 секций, мощность 1 секции = 0,2 кВт.

5 Экономический раздел

5.1 Расчет численности ремонтных рабочих и фонда оплаты труда

Число ремонтных рабочих NРР, чел., определяется по формуле

(5.1)

где Туч — трудоёмкость участка, чел.

ч;

Фшр — фонд штатного рабочего, ч. По ОНТП — 1770 ч.

Nррдо = 27 371,9 / 1770 = 15,46

Nррпосле = 24 726,7 / 1770 = 13,97

Определение дохода СТО от деятельности участков ТО и ТР, Дуч, руб., определяется по формуле:

Д = Снр · Тi, (5.2)

где Снр — стоимость нормо-часа на СТО, руб., принимается по прейскуранту СТО, 1000 руб.;

Тi — трудоёмкость участка ТО и ТР, чел. ч.

Тогда Д = 1000 · 24 726,7 = 24 726 700

Основная заработная плата ремонтных рабочих участка ЗПосн, руб., определяется по формуле

(5.3)

где %ЗПосн — процент основной зарплаты от дохода участков ТОиТР. Принимаем по проекту 27%.

ЗПосн до = 24 726 700 · 27 / 100 = 6 676 209

ЗПосн после = 24 726 700 · 25 / 100 = 6 181 675

Дополнительная заработная плата начисляется за нерабочее время (отпуск, гос. обязанности) и определяется в процентах от основной, ЗПдоп, руб., по формуле:

. (5.4)

Процент дополнительной заработной платы %ДЗП, рассчитывается по формуле

(5.5)

где Доо — количество дней основного отпуска;

Ддо — количество дней дополнительного отпуска;

Др — количество рабочих дней в году одного ремонтного рабочего, дн.;

— процент ДЗП за период выполнения государственных обязанностей.

%ДЗПдо = ((27 + 5) / 353) · 100 + 1 = 10

%ДЗПпосле = ((25 + 5) / 353) · 100 + 1 = 10

ЗПдоп до = 6 676 209 · 0,1 = 667 620,9

ЗПдоп после = 6 181 675 · 0,1 = 618 167,5

Определяем общий фонд оплаты труда ремонтных рабочих, который представляет собой сумму основной и дополнительной заработной платы ФОТобщ, руб., по формуле:

. (5.6)

ФОТдо общ = 6 676 209 + 667 620,9 = 7 343 829,9

ФОТпосле общ = 6 181 675 + 618 167,5 = 6 799 842,5

Расчёт обязательных страховых взносов и отчислений в фонд страхования от несчастных случаев, т. е. общей суммы начислений на заработную плату, руб., осуществляется по формуле:

(5.7)

где 30,4% - размер обязательных страховых взносов и отчислений.

НАЧдо = 7 343 829,9 · 30,4 / 100 = 2 232 524,3

НАЧпосле = 6 799 842,5 · 30,4 / 100 = 2 067 152,1

Расчёт накладных расходов, приходящихся на участке ТО и ремонта, НР, руб., определяется по формуле

(5.8)

где %НР — процент накладных расходов СТО. По данным СТО 200%. Процент большой, т.к. большие затраты на содержание СТО и налоги.

НРдо = 7 343 829,9 · 2 = 14 687 659,8

НРпосле = 6 799 842,5· 2 = 13 599 685

5.2 Расчет сметы затрат и калькуляции себестоимости работ по участку

Таким образом, смета учитывает затраты на заработную плату с начислениями и накладные расходы С, руб., и рассчитывается по формуле:

. (5.9)

Сдо = 7 343 829,9 + 2 232 524,3+ 14 687 659,8 = 24 264 014

Спосле = 6 799 842,5 + 2 067 152,1 + 13 599 685 = 22 466 679,6

Производительность труда ремонтного рабочего за год ПТрр, руб./чел., определяется по формуле:

(5.10)

ПТррдо = 24 726 700 / 13,97 = 1 769 985,7

ПТррпосле = 24 726 700 / 15,76 = 1 599 398,4

Среднемесячная заработная плата ремонтного рабочего ЗПср. мес, руб., определяется по формуле:

(5.11)

ЗПср.мес.

до = 7 343 829,9 / (13,97 · 12) = 39 585,1

ЗПср.мес.

после = 6 799 842,5 / (16,76 · 12) = 40 562,2

Прибыль участка ТО и ремонта П, руб., определяется по формуле:

П = Д — С (5.12)

Определяем прибыль участка Пдо = 24 726 700 — 24 264 014 = 462 686 руб.

Ппосле = 24 726 700 — 22 466 679,6 = 2 260 020,4 руб.

Дополнительная прибыль от внедрения оборудования П, руб., определяется по формуле:

П = Ппосле- Пдо (5.13)

Определяем дополнительную прибыль от внедрения оборудования

ΔП = 2 260 020,4 — 462 686 = 170 587,3.

Рентабельность участка ТО и ремонта Р, в процентах, определяется по формуле

. (5.14)

Рдо = 462 686 / 24 264 014 · 100 = 2

Рпосле = 2 260 020,4 / 22 466 679,6 · 100 = 10

5.3 Расчет технико-экономических показателей и показателей экономической эффективности проекта

Расчёт экономии годовых текущих затрат (себестоимости), руб., определяется по формуле:

; (5.15)

ЭГ = 24 264 014 — 22 466 679,6 = 1 797 334,4

Расчет капитальных вложений ΔК, руб., производится по формуле:

(5.16)

где Соб — стоимость внедрённого оборудования, руб., (табл.

2.5);

Кмонт — стоимость монтажных работ (5% от стоимости внедрённого оборудования), руб.;

Ктр — затраты на транспортировку оборудования (10% от стоимости внедрённого оборудования), руб.

ΔК = 74 700 + (74 700 · 5 / 100) + (74 700 · 10 / 100) = 85 905

Срок окупаемости капитальных вложений, включая стоимость строительства и приобретение оборудования, Ток, лет, определяется по формуле:

(5.17)

Ток = 85 905 / 170 587,3 = 0,5

Расчёт экономия годовых приведённых затрат, руб., производится по формуле

(5.18)

где — нормативное значение коэффициента экономической эффективности капитальных вложений; принимается =0,15

Эприв = 1 797 334,4 — 0,15 · 85 905 = 1 784 448,65

Технико-экономические показатели приведены в таблице 5.

1.

Таблица 5.1 — Технико-экономические показатели Наименование показателя Значение Отклонение до внедрения по проекту абсолютное относительное, % Доход участка ТО и ремонта, руб. 24 726 700 24 726 700 — - Численность ремонтных рабочих, чел. 15,46 13,97 1,49 10,7 Производительность труда ремонтного рабочего, руб. 1 769 985,7 1 599 398,4 170 587 9,64 Среднемесячная зарплата ремонтного рабочего, руб. 39 585,1 40 562,2 977,1 2,4 Экономия годовая 1 797 334,4 Экономия приведенных годовых затрат 1 784 448,7 Срок окупаемости капитальных вложений, лет — 0,5

Внедрение дополнительного оборудования на участке ТОиТР повлечет уменьшение производительности труда почти на 10%. В то же время уменьшение объема работ с внедрением нового оборудования поможет реализации дополнительных обращений клиентов по работам технического обслуживания и ремонта. Это приведет к увеличению прибыли на 79,5% и рентабельности на 80%. При этом зарплата останется на том же уровне, количество персонала на участках работ ТО и Р сократиться.

По расчетам срок окупаемости капиталовложений составит 0,5 года.

Данные расчеты показывают целесообразность реконструкции участка ТО и ТР внедрением нового оборудования, что говорит о состоятельности проекта и возможности его практической реализации.

6 Разработка наглядного пособия для практических работ В соответствии с заданием на разработку дипломного проекта осуществлена разработка наглядного пособия «Манометр топливной рампы ИД-1», представленный на рисунке 6.

1.

Рисунок 6.1 — Наглядное пособие по прибору ИД-1

Выводы по предлагаемым решениям проекта В соответствии с заданием на дипломное проектирование рассмотрен комплекс вопросов, включающих в себя технико-экономическое обоснование реконструкции СТО.

В данном дипломном проекте на тему «Проект реконструкции участка ТО и ТР для автомобилей Ford Focus, Ford Fusion и Skoda Octavia в ООО СТО «Мотор Дизель» был проведен расчет производственной программы, распределение годовых объемов работ по производственным зонам, отделениям и цехам, расчет количества постов и площади участка ТО.

Выполнен чертеж участка, распределение трудоемкости по видам работ, представлен табель оборудования, рассчитана площадь и выполнен чертеж зоны ТО.

Также представлены технологическая и операционная карты по виду воздействия, соответствующего назначению участка.

Разработаны предложения по охране труда и санитарной гигиены производства. Рассмотрены требования экологической безопасности при эксплуатации автомобильной техники, рассчитаны освещение, вентиляция и отопление участков ТО.

Проведенный экономический расчет показал целесообразность реконструкции участка ТО и ТР внедрением нового оборудования, рассмотренного и предложенного в проекте, что говорит о состоятельности проекта и возможности его практической реализации.

Ананьин А.Д., Михлин В. М., Габитов И. И. и др. Диагностика и техническое обслуживание машин Учебник для студентов высш. учеб. заведений — М., Академия, 2008. — 432 с Амирсейидов, Ш. А., Назаров, А.Г., Пугачев, М. С. Расчеты параметров и оценка эффективности дискового тормозного механизма для легковых автомобилей // Бюллетень технической информации, № 184, 2010 — С. 8−15

Бураев Ю. В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учеб. Для студентов высших учебных заведений / Ю. В. Бураев — М.: Академия 2004. — 288с.

Варнаков В.В. и др. Организация и технология технического сервиса машин: учеб. пособие / В. В. Варнаков, В. В. Стрельцов, В. Н. Попов, В. Ф. Карпенков. — М.: Колос

С, 2007. — 277 с.

Госстрой СССР Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений СН 441−72* утверждены постановлением Госстроя СССР от 26 мая 1972 г. № 99

ГОСТ 16 350–80 Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических цепей. — М.: Издательство стандартов, 1981. — 113 с.

ГОСТ 21 624–81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий. — М.: Издательство стандартов, 1982. — 14 с.

ГОСТ 12.

0.003−74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. — М.: Издательство стандартов, 1980. — 18 с.

ГОСТ 12.

1.005−88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. — М.: Издательство стандартов, 1988 — 24 с ГОСТ 12.

4.011−89 Охрана труда. Средства защиты работающих. Классификация и общие требования. — М.: Гос. предпр.

Центр проектной продукции массового применения, 2008. — 16 с.

Григорьева, Е. В. Оформление графической части дипломного проекта/ Е. В. Григорьева, Т. И. Логинова, Н. Н. Силенок, Л. Д. Таланова Методическая разработка. — СПб.: ГБОУ СПО «АТЭМК» 2014 — 45 с.

Дубровский А. Д. Открываем автосервис: с чего начать, как преуспеть: советы владельцам и управляющим. Начать и преуспеть. — СПб.: Питер, 2009 г. — 249 с.

Егорова Н. Е., Мудунов А. С. Автосервис. Модели и методы прогнозирования деятельности. — М.: Экзамен, 2002. — 256 с.

ИО 200-РСФСР-15−0045−80 Типовая технология выполнения регламентных работ ежедневного, первого, второго и сезонного технических обслуживаний автомобилей Кам

АЗ-5320, Кам

АЗ-5410, Кам

АЗ-5511 — М.: ЦЕНТРАВТОТЕХ Министерства автомобильного транспорта РСФСР, 1980 — 110 с.

Карагодин В. И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учеб. для студ. средн. проф. учеб. заведений/ В. И. Карагодин, Н. Н. Митрохин. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 496 с.

Ковалев В. П. Противопожарные мероприятия на предприятии: Организация и проведение: Производственно-практическое пособие. — М.: Альфа-Пресс, 2008. — 336 с.

Краткий автомобильный справочник. Том 2. Грузовые автомобили / Кисуленко Б. В. и др. — М.: Финпол, 2004. — 667 с.

Краткий автомобильный справочник. Том 1. Автобусы / Кисуленко Б. В. и др. — М.: НПСТ «ТРансконсалтинг», 2002. — 360 с.

Кузнецов, Е. С. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов / под ред. Е. С. Кузнецова [и др.] - М: Наука, 2001. — 535с.

Малкин B.C. Техническая эксплуатация автомобилей Теоретические и практические аспекты учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / В С Малкин — М Издательский центр «Академия», 2007 — 288 с Масуев М. А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 224 с.

Масуев М. А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 224 с.

Марков О. Д. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент. — М: Транспорт, 1999. — 270 с.

Марков О. Д. Станции технического обслуживания автомобилей. — К.: Кондор, 2008. — 536 с.

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027−2003. — М.:НЦЭНАС, 2004. — 168с.

Михалёв В. Д. Конкурентоспособность услуг автосервиса // Технико-технологические проблемы сервиса. — СПб., 2009. — Т. 1.

№ 10. — С. 60−62.

Напольский Г. М. Технологическое проектирование СТО и АТП: Учеб. для вузов. — М.: Транспорт, 1993. — 271 с.

Оборудование и оснастка для ремонта и обслуживания автомобилей / сост. В. Д. Гапонов, В. А. Ляшенко. — Л.: Лениздат, 1990. — 109 с.

ОНТП-01−91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта — М.: Гипроавтотранс, 1991. — 184 с.

Парк транспортных средств РФ на 01.

01.2015 г. Маркетинговый отчет аналитического агентства «Автостат» — Формат — интернет таблицы Excel

Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта /М-во автомоб.

трансп.РСФСР. — М.: Транспорт, 1986. — 73 с.

Поликарпов И. В. Методические указания к выполнению расчетно-технологического раздела дипломного проекта по тематике СТО. Специальность 23.

02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта — СПб.: ГБОУ СПО «АТЭМК» 2015 — 60 с.

Российская Автотранспортная Энциклопедия. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автотранспортных средств. — Т.З. — М.: РООНП, 2000.

— 456 с РД 46 448 970−1041−99. Перечень основного технологического оборудования, рекомендуемого для оснащения предприятий, выполняющих услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. — М.: ФТОЛА-НАМИ, 1999 — 32 с Сарбаев В. И., Селиванов С. С., Коноплев В. Н., Демин Ю. Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность производственных процессов — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с.

Светлов, М. В. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Дипломное проектирование: учебно-методическое пособие.- 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2013. — 320 с Сенова, Н. П. Указания по выполнению экономической части дипломного проекта: методическая разработка. — СПб.: ГБОУ СПО «АТЭМК» 2013 — 25 с Силенок, Н. Д Оформление текстового документа для дипломного и курсового проектирования/ Н. Н. Силенок, Е. В. Григорьева. Методическая разработка — СПб.: ГБОУ СПО «АТЭМК», 2014 — 30 с.

СП 12.

13 130.

Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности — М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2009 — 30 с.

Справочник проектировщика «Внутренние санитарно-технические устройства» под редакцией И. Г. Староверова, часть II «Вентиляция и кондиционирование воздуха» — М, «Стройиздат», 1977, 502с.

Суханов Б. Н. Борзых И.О. Бедарев Ю. Ф. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. — М.: Транспорт. 2005. — 224 с Табель технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП, АТО и БЦТО. — М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1983. — 98 с.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В. М. Власов [и др.]; под ред. В. М. Власова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с.

Типовые проекты рабочих мест на автотранспортном предприятии. Изд. 2-e, перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1977. — 197 с.

Туревский И. С. Техническое обслуживание автомобилей. Кн. 1. — М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2005. — 432 с.

Туревский И. С. Экономика и управление автотранспортным предприятием: учебное пособие / И. С. Туревский. — М.: Высшая школа, 2005. — 222с Яговкин А. И. Организация производства технического обслуживания и ремонта машин: учеб. пособие для студ.

высш.учеб.

заведений / А. И. Ягодкин. — М.: ИЦ Академия, 2006. — 400 с.

Приложения Приложение, А Анализ деятельности конкурентов Название сервисного центра Марки обслуживаемых автомобилей Количество обслуживаемых автомобилей Виды выполняемых работ Характеристика СЦ АВТО STOP СЕРВИС, станция технического обслуживания автомобилей Салова улица, 27, литера В SUZUKI 140 Диагностика, чип-тюнинг, ремонт, прокат автомобилей, сервисное обслуживание, мойка Квалифицированный персонал, достаточный уровень качества выполняемых работ и обслуживания TOYOTA 34 HONDA 28 MAZDA 140 MITSUBISHI 37 NISSAN 12 OPEL 15 FORD 19 VOLKSWAGEN 96 ВАЗ 331 ГАЗ 248 СЦ «Хонда Лиговский»

Камчатская ул., д. 5, HONDA 100 Диагностика, установка дополнительного оборудования, ремонт стёкол, кузовной ремонт, прокат автомобилей Удобное расположение, квалифицированный персонал, высокий уровень качества SKODA 61 TOYOTA 549 NISSAN 18 MITSUBISHI 56 SUZUKI 42 СЦ ВОСТОК-АВТО Бухарестская ул., 1 HYUNDAI 325 Кузовные и малярные работы;

диагностика двигателя, ходовой;

установка доп. оборудования и аксессуаров Квалифицированный персонал, средний уровень качества СЦ «Бош Авто Сервис»

ул. Софийская, д. 59. FIAT 84 Ремонт глушителей, заправка кондиционеров, сервисное обслуживание, прокат автомобилей, мойка Неудобное расположение, квалифицированный персонал, средний уровень качества BMW 38 HONDA 63 KIA 321 SKODA 41 TOYOTA 32 OPEL 56 ВАЗ 2101−2112 247 СЦ «Honda сервис»

Софийская д. 8 HONDA 166 Полный цикл гарантийного и послегарантийного обслуживания, тюнинг выхлопной системы Удобное расположение, квалифицированный персонал, высокий уровень качества, малый модельный ряд ACURA 158 СТО «Нева-Комплект»

Салова ул., 70 FORD 96 Диагностика двигателя и систем автомобиля, кузовные работы и покраска, развал-схождение, ремонт электрооборудования тонировка и замена стекол Неудобное расположение, квалифицированный персонал, средний уровень качества MITSUBISHI 158 TOYOTA 269 СТО «Фрунзенская»

ул. Софийская, дом 81, корпуc 5 Все марки 501 Кузовные работы и покраска, тюнинг и аэрография Удобное расположение, квалифицированный персонал, высокий уровень качества ООО «Центр Страхового Автосервиса»

Салова ул. 27 А Все марки 457 Кузовные работы и покраска, внешний тюнинг, эвакуация на дорогах Удобное расположение, квалифицированный персонал, средний уровень качества СТО «Модуль 93»

ул. Фучика, 17 Audi 53 Диагностика двигателя и систем автомобиля, ремонт/тюнинг подвески, развал-схождение, ТО (замена свечей, масла, тормозных колодок),

шиномонтаж, балансировка и прокат дисков Удобное расположение, квалифицированный персонал, средний уровень качества, BMW 78 Chevrolet 92 Daewoo 249 FIAT 121 Saab 45 Skoda 218 Toyota 75 Volkswagen 112 ВАЗ 426

Приложение Б Анализ конкурентов по основным конкурентообразующим характеристикам Конкурентообразующие характеристики СТО АВТО STOP СЕРВИС, СЦ «Хонда Лиговский» СЦ Восток-Авто СЦ «Бош Авто Сервис» СЦ «Honda сервис» СТО «Нева-Комплект» СТО «Фрунзенская» ООО «Центр Страхового Автосервиса» СТО «Модуль 93» Цена за работу (руб.) и ее восприятие В С С, НО В, НО Н С С Время работы СЦ 8.00 — 20.00 8.00 — 20.00 9.00 — 22.00 8.00 — 20.00 9.00 — 21.00 8.00 — 20.00 круглосуточно 9.00 — 19.00 9.00 — 21.00 Уровень технологии ТО и TP С В В В С С В С В Уровень технологии работы с клиентом С В НС С В С НС НС НС Уровень технологии управления запасами В С В С Н С В С В Культура обслуживания клиентов В В С С С С В С С Квалификация кадров Н В У В Н С В С С Сервисные характеристики кадров СЦ С З С С С В В С В Качество обслуживания и ремонта С В В В В С В, НО С Эстетика СЦ С ВС С В ВС С С ВС С Продолжительность выполнения работ по сравнению с конкурентами С С С С С С С С ВС Спектр предоставляемых услуг СЦ С З З Ш Ш Ш С С Ш Имидж СЦ С ВС ВС С ВС С С С В Качество используемых запчастей В В В В В С В С С Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Разраб.

Провер.

Т.Контр.

Н. Контр.

Утв.

Дипломный проект Пояснительная записка

Лит.

Листов

Группа КТ-41

Изм.

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

Лист

№ докум.

Подп.

Лист Дата Изм.

Лист

Лист

Дата

Разраб.

Подпись

№ докум.

Лист

Изм.

Провер.

Т.Контр.

Н. Контр.

Утв.

Дипломный проект Пояснительная записка

Лит.

Листов

Группа КТ-41

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Разраб.

Провер.

Т.Контр.

Н. Контр.

Утв.

Дипломный проект Пояснительная записка

Лит.

Листов

Группа КТ-41

№ докум.

Подп.

Лист Изм.

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

Лист

Дата Изм.

Лист

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д., Михлин В. М., Габитов И. И. и др. Диагностика и техническое обслуживание машин Учебник для студентов высш. учеб. заведений — М., Академия, 2008. — 432 с
  2. , Ш. А., Назаров, А.Г., Пугачев, М. С. Расчеты параметров и оценка эффективности дискового тормозного механизма для легковых автомобилей // Бюллетень технической информации, № 184, 2010 — С. 8−15
  3. Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учеб. Для студентов высших учебных заведений / Ю. В. Бураев — М.: Академия 2004. — 288с.
  4. В.В. и др. Организация и технология технического сервиса машин: учеб. пособие / В. В. Варнаков, В. В. Стрельцов, В. Н. Попов, В. Ф. Карпенков. — М.: КолосС, 2007. — 277 с.
  5. Госстрой СССР Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений СН 441−72* утверждены постановлением Госстроя СССР от 26 мая 1972 г. № 99
  6. ГОСТ 16 350–80 Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических цепей. — М.: Издательство стандартов, 1981. — 113 с.
  7. ГОСТ 21 624–81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий. — М.: Издательство стандартов, 1982. — 14 с.
  8. ГОСТ 12.0.003−74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. — М.: Издательство стандартов, 1980. — 18 с.
  9. ГОСТ 12.1.005−88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. — М.: Издательство стандартов, 1988 — 24 с
  10. ГОСТ 12.4.011−89 Охрана труда. Средства защиты работающих. Классификация и общие требования. — М.: Гос. предпр.-Центр проектной продукции массового применения, 2008. — 16 с.
  11. , Е.В. Оформление графической части дипломного проекта/ Е. В. Григорьева, Т. И. Логинова, Н. Н. Силенок, Л. Д. Таланова Методическая разработка. — СПб.: ГБОУ СПО «АТЭМК» 2014 — 45 с.
  12. А.Д. Открываем автосервис: с чего начать, как преуспеть: советы владельцам и управляющим. Начать и преуспеть. — СПб.: Питер, 2009 г. — 249 с.
  13. Н. Е., Мудунов А. С. Автосервис. Модели и методы прогнозирования деятельности. — М.: Экзамен, 2002. — 256 с.
  14. ИО 200-РСФСР-15−0045−80 Типовая технология выполнения регламентных работ ежедневного, первого, второго и сезонного технических обслуживаний автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-5511 — М.: ЦЕНТРАВТОТЕХ Министерства автомобильного транспорта РСФСР, 1980 — 110 с.
  15. В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учеб. для студ. средн. проф. учеб. заведений/ В. И. Карагодин, Н. Н. Митрохин. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 496 с.
  16. В.П. Противопожарные мероприятия на предприятии: Организация и проведение: Производственно-практическое пособие. — М.: Альфа-Пресс, 2008. — 336 с.
  17. Краткий автомобильный справочник. Том 2. Грузовые автомобили / Кисуленко Б. В. и др. — М.: Финпол, 2004. — 667 с.
  18. Краткий автомобильный справочник. Том 1. Автобусы / Кисуленко Б. В. и др. — М.: НПСТ «ТРансконсалтинг», 2002. — 360 с.
  19. , Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов / под ред. Е. С. Кузнецова [и др.] - М: Наука, 2001. — 535с.
  20. B.C. Техническая эксплуатация автомобилей Теоретические и практические аспекты учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / В С Малкин — М Издательский центр «Академия», 2007 — 288 с
  21. М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 224 с.
  22. М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 224 с.
  23. О. Д. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент. — М: Транспорт, 1999. — 270 с.
  24. О. Д. Станции технического обслуживания автомобилей. — К.: Кондор, 2008. — 536 с.
  25. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027−2003. — М.:НЦЭНАС, 2004. — 168с.
  26. В.Д. Конкурентоспособность услуг автосервиса // Технико-технологические проблемы сервиса. — СПб., 2009. — Т. 1. № 10. — С. 60−62.
  27. Г. М. Технологическое проектирование СТО и АТП: Учеб. для вузов. — М.: Транспорт, 1993. — 271 с.
  28. Оборудование и оснастка для ремонта и обслуживания автомобилей / сост. В. Д. Гапонов, В. А. Ляшенко. — Л.: Лениздат, 1990. — 109 с.
  29. ОНТП-01−91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта — М.: Гипроавтотранс, 1991. — 184 с.
  30. Парк транспортных средств РФ на 01.01.2015 г. Маркетинговый отчет аналитического агентства «Автостат» — Формат — интернет таблицы Excel
  31. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта /М-во автомоб.трансп.РСФСР. — М.: Транспорт, 1986. — 73 с.
  32. И.В. Методические указания к выполнению расчетно-технологического раздела дипломного проекта по тематике СТО. Специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта — СПб.: ГБОУ СПО «АТЭМК» 2015 — 60 с.
  33. Российская Автотранспортная Энциклопедия. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автотранспортных средств. — Т.З. — М.: РООНП, 2000. — 456 с
  34. РД 46 448 970−1041−99. Перечень основного технологического оборудования, рекомендуемого для оснащения предприятий, выполняющих услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. — М.: ФТОЛА-НАМИ, 1999 — 32 с
  35. В.И., Селиванов С. С., Коноплев В. Н., Демин Ю. Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность производственных процессов — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с.
  36. , М.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Дипломное проектирование: учебно-методическое пособие.- 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2013. — 320 с
  37. , Н.П. Указания по выполнению экономической части дипломного проекта: методическая разработка. — СПб.: ГБОУ СПО «АТЭМК» 2013 — 25 с
  38. Силенок, Н. Д Оформление текстового документа для дипломного и курсового проектирования/ Н. Н. Силенок, Е. В. Григорьева. Методическая разработка — СПб.: ГБОУ СПО «АТЭМК», 2014 — 30 с.
  39. СП 12.13 130.2009. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности — М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2009 — 30 с.
  40. Справочник проектировщика «Внутренние санитарно-технические устройства» под редакцией И. Г. Староверова, часть II «Вентиляция и кондиционирование воздуха» — М, «Стройиздат», 1977, 502с.
  41. Суханов Б. Н. Борзых И.О. Бедарев Ю. Ф. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. — М.: Транспорт. 2005. — 224 с
  42. Табель технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП, АТО и БЦТО. — М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1983. — 98 с.
  43. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В. М. Власов [и др.]; под ред. В. М. Власова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с.
  44. Типовые проекты рабочих мест на автотранспортном предприятии. Изд. 2-e, перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1977. — 197 с.
  45. И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Кн. 1. — М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2005. — 432 с.
  46. И.С. Экономика и управление автотранспортным предприятием: учебное пособие / И. С. Туревский. — М.: Высшая школа, 2005. — 222с
  47. А.И. Организация производства технического обслуживания и ремонта машин: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / А. И. Ягодкин. — М.: ИЦ Академия, 2006. — 400 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ