Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема философского осмысления феномена страха

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Но существовал и гуманистический взгляд, например, у М. Монтеня, который в своих «Опытах» призывал к преодолению многовековых страхов человечества. В Новое же время философы предлагают бороться с чувством страха с помощью стремления к истине и с помощью общения с Богом. В XIX веке была распространена идея страха как зависимости, здесь страх понимался, прежде всего, как категория, направленная… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Философское осмысление страха в эпоху Античности
  • 2. Философское осмысление страха в Средневековье и эпохе Возрождения
  • 3. Философское осмысление страха в Новое время и эпохе Просвящения
  • 4. Философское осмысление страха во 2 половине XIX- ХХ веках
  • Заключение
  • Список литературы

Проблема философского осмысления феномена страха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как это ни парадоксально, но знание, рациональность необходимы, чтобы, освободившись от страха, постичь иррациональную сущность жизни.

Таким образом, В Новое же время философы предлагают бороться с чувством страха с помощью стремления к истине и с помощью общения с Богом.

4. Философское осмысление страха во 2 половине XIXХХ веках.

В XIX веке была распространена идея страха как зависимости, здесь страх понимался, прежде всего, как категория, направленная на охрану человека, регулирование его устойчивости, на защиту своего «Я»

Волюнтаристические тенденции философского иррационализма получили развитие в «философии жизни» Ф. Ницше, для которого неприемлем догматизм, порождающий страх и парализующий волю к истине («заболевание воли»). Своими произведениями, называемыми современниками «школой мужества и дерзости», философ бросал вызов не только традиционной морали и классическому рационализму, но и страху подвергнуть сомнению устоявшиеся догмы. Свободный разум, отказавшийся от веры, хотя и получает «опасную привилегию жить риском», все же свободен от страха перед всяким таинством (потустороннего, половых отношений, власти), на деле являющимся не более чем непознанной истиной. Мужество в отказе от слепого повиновения долженствованию позволяет человеку освободить волю к истине и волю к жизни. Поэтому символ свободы для Ф. Ницше — отсутствие страха перед самим собой. И поэтому он заявлял: «Ты должен стать тем, кто ты есть».

В теории З. Фрейда страх и тревога генетически восходят к травме рождения, становящейся прообразом ситуации разлуки с объектом любви, а потому присутствующей во всех последующих переживаниях угрозы. Доказательством этого являются детские страхи перед темнотой или одиночеством в ситуации отсутствия матери, воспроизводящие первоначальное «впечатление от акта рождения».

Идея о разлуке с объектом любви соединяется у З. Фрейда с его учением о бессознательном, что придает переживаниям страха и тревоги либидозный характер. Согласно З. Фрейду, основное предназначение страха — вытеснение не нашедшего удовлетворения либидо. А реальной опасностью является страх кастрации, сходный с первоначальным страхом, возникающим при отделении ребенка от матери. Ведь страх кастрации имеет «своим содержанием также разлуку с чрезвычайно ценным объектом». Эту биологизацию фрейдистского подхода попытались преодолеть его последователи, в большей степени обращавшие внимание на социальные аспекты страха. Так, А. Адлер объяснял возникновение страха из чувства неполноценности, формирующегося под влиянием биологических и социально-психологических факторов — физической слабости ребенка, его несамостоятельности и подчинения старшим, неуверенности в себе, нереализованной потребности в поддержке.

В ХХ веке проблема феномена страха получила освещение в экзистенциализме, зародившемся как философское направление в учениях С. Кьеркегора. В своем философском трактате «Понятие страха» С. Кьеркегор в первом разделе «Понятие страха» осмысливает страх как предпосылки первородного (или наследственного) греха и как (одновременно) того, что ретроспективно разъясняет такой грех — разъясняет в направлении его истоков. По Кьеркегору, всякий индивид есть часть человеческого рода. По мысли Кьеркегора, первому греху предшествует невинность. Датский философ считает, что первородный грех нельзя объяснить через понятие грехопадения.

Он переходит к рассуждениям о страхе, сопутствующем невинности. Страх — это «симпатическая антипатия и антипатическая симпатия», это чувство, овладевающее человеком, когда в нем зарождается догадка о существовании некоей силы, обладающей совершенно неведомыми возможностями. Таким образом, подобный «страх столь сущностно свойствен ребенку, что тот вовсе не хочет его лишиться; даже если он и страшит ребенка, он тут же опутывает его своим сладким устрашением. И во всех народах, где детскость сохранилась как грезы духа, этот страх есть; и чем он глубже, тем глубже сам народ». С. Кьеркегор в своем глубоком исследовании различает обычный страх-боязнь, вызываемый внешней причиной (Furcht), и безотчетный страх-тоску, страх-ужас (Angst). Последний, по Кьеркегору, есть форма переживания человеком «ничто», которое открывается при переходе от состояния невинности как природного состояния к состоянию вины как условия свободы, или духа.

Кемпински определяет страх как естественное чувство, помогающее отдалиться от негативного объекта окружающего мира. На поведение человека, по его мнению, влияют два вида сигналов, один из которых вызывает положительные эмоции, способствующие сближению, другой — негативные, отталкивающие. Кемпински классифицирует страх на четыре группы: биологический страх, социальный, моральный и дезинтеграционный.

Согласно концепции Хайдеггера, человек должен научиться выдерживать страх. На это способны только мужественные люди. Страх — не слабость, не порок, напротив, — только сильный человек способен предоставить себя страху. И выдерживание страха в итоге оборачивается для человека тем величайшим достижением, в котором единственно реализуется подлинность его существования.

Французские мыслители Ж.-П. Сартр и А. Камю в своих рассуждениях о феномене страха еще более радикальны. Ж.-П. Сартр говорит о страхе или тревоге, которая всегда сопровождает человека в его решениях и поступках, поскольку человек никогда не может избежать чувства полной и глубокой ответственности за свои действия не только перед собой, но и перед всем человечеством. А. Камю, констатируя состояние внезапно возникающего беспокойства, беспричинной тревоги, то есть по существу экзистенциального страха, употребляет термин «скука». Скука имеет разные последствия. Так, положительное значение скуки, по Камю, состоит именно в том, что она может пробудить в человеке сознание. Скука пробуждает его и провоцирует дальнейшее: либо бессознательное возвращение в привычную колею, либо окончательное пробуждение. А за пробуждением рано или поздно идут следствия: либо самоубийство, либо восстановление хода жизни.

Категория страха, отмечает Бердяев, не может быть основополагающей категорией религиозной и нравственной жизни, духовная и нравственная жизнь человека не может определяться страхом перед Богом и перед добром. Человек должен испытывать тоску по Божьей правде, любовь к Богу и Божьему добру, должен освободиться от смешения низшего страха с высшим состоянием ужаса и тоски. Бердяев осуждает религиозную мораль, вызывающую чувство страха в качестве нравственного побуждения, вменяющую людям страх перед Богом, перед страшным судом, адом, как наиболее надежную гарантию соблюдения ее требований. Религиозная жизнь, искаженная страхом, неоднократно использовалась для поддержания злых и несправедливых порядков в обществе, так как страх низшего, по Бердяеву, перемешивался со страхом высшего, «страх дьявола со страхом Божьим».

Заключение

Страх в наше время является, вероятно, одной из самых распространенных человеческих эмоций. В каких-то случаях он может принести пользу человеку, но зачастую он грозит опасностями, вплоть до распада личности. Проявления страха многовариантны, при этом, как правило, страх тесно переплетен с другими эмоциями, например, с гневом или влечением.

В этой связи представляют интерес исследования феномена страха. В истории становления философской мысли попытки осмыслить понятие страха предпринимались еще до нашей эры. Если в античной философии страх интерпретировался как проблема человечества, которую надо решить, то в эпоху Средневековья страх интерпретировался через положения Евангелия. Считалось, что человеку нет необходимости бояться, хотя бы потому, что страх затрагивает лишь физическую оболочку и жизнь грешного человека. В Библии особо подчеркивается страх за свою душу, переживания за возможность спасения, так как именно они порождают человеческий грех и зло. Философия Возрождения описывала страх как что-то неестественное и, соответственно, заслуживающее порицания чувство.

Но существовал и гуманистический взгляд, например, у М. Монтеня, который в своих «Опытах» призывал к преодолению многовековых страхов человечества. В Новое же время философы предлагают бороться с чувством страха с помощью стремления к истине и с помощью общения с Богом. В XIX веке была распространена идея страха как зависимости, здесь страх понимался, прежде всего, как категория, направленная на охрану человека, регулирование его устойчивости, на защиту своего «Я». В ХХ веке проблема феномена страха получила освещение в экзистенциализме Таким образом, на основе историко-философского анализа страха и тревоги можно выделить ряд аспектов, характеризующих философское понимание этих феноменов, выступающее теоретико-методологической основой их исследования. Онтологический аспект заключается в раскрытии духовной природы феноменов страха и тревоги, выступающих неотъемлемой частью бытия человека.

Гносеологический аспект состоит в сложности природной и социальной реальности как объекта познания, в специфике самой познавательной деятельности и ее конкретных форм и методов (абстрагирование, фантазия и т. д.), что порождает страх и тревогу. Антропологический аспект заключается в том, что страх и тревога являются показателем процесса развития человека от биологических начал его бытия к началам социальным, связанным с реализацией его жизненных потенций. Аксиологический аспект страха и тревоги выражает отношение человека к природе, обществу, другим людям и самому себе, обусловленное необходимостью удовлетворения его потребностью. Праксеологический аспект раскрывает роль страха и тревоги в регулировании практической деятельности.

Именно тем, что является феноменом, заставляющим человечество безостановочно идти вперед в четырехмерном пространстве, как в физическом, так и психическом плане, в духовной и социальной жизни, страх оправдывает роль важнейшей категории человеческого существования.

Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1. Философия древности и средневековья. Ч.

1. Изд-во АН СССР: Мысль. С. 351 353. (Серия «Философское наследие»).

Гегель Г. Ф. В. Философия религии. В 2 тт. Т. 2. М., 2007. — С. 111.

Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 тт. Т. 2. М., 2009. — С. 135.

Дидро Д. Сочинения. В 2 тт. Т. 1. М., 2006. — С. 164.

Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. М.: Республика, 1993. 383 с.

Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 тт. Т. 4. М., 2009. — С. 134.

Ницше Ф. Сочинения. В 2 тт. Т. 1. М., 2009. — С. 623.

Платон. Собрание сочинений: в 4 т.: пер. с древнегреч. / общ. ред. А. Ф.

Лосева и др.; авт. вступит. ст. А. Ф. Лосев; примеч. А.

А. Тахо-Годи. М. :

Мысль, 2008. Т. 1. 290 с.

Фрейд З. Тревога // Психология эмоций. СПб, 2004. — С. 379.

Эстетика Ренессанса: Антология: в 2 т. / сост., ред. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 2001.

Т. 1. 201 с.

Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1. Философия древности и средневековья.

Ч. 1. Изд-во АН СССР: Мысль. С. 351 353.

(Серия «Философское наследие»).

Там же, с. 355−356.

Платон. Собрание сочинений: в 4 т.: пер. с древнегреч. / общ. ред. А. Ф.

Лосева и др.; авт. вступит. ст. А. Ф. Лосев; примеч. А. А.

Тахо-Годи. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 290 с.

Там же, с. 500.

Эстетика Ренессанса: Антология: в 2 т. / сост., ред. В. П. Шестаков. М. :

Искусство, 1981. Т. 1. 201 с.

Там же, 355 с.

Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 тт. Т. 2. М., 1964. — С. 135.

Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 тт. Т. 4. М., 1989. — С. 134.

Гоббс Т. Указ. соч. — С. 153.

Дидро Д. Сочинения. В 2 тт. Т. 1. М., 1986. — С. 164.

Гегель Г. Ф. В. Философия религии. В 2 тт. Т. 2. М., 1977. — С. 111.

Ницше Ф. Сочинения. В 2 тт. Т. 1. М., 1990. — С. 623.

Фрейд З. Тревога // Психология эмоций. СПб, 2004. — С. 379.

Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. М.: Республика, 1993. 383 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1. Философия древ-ности и средневековья. Ч. 1. Изд-во АН СССР: Мысль. С. 351 353. (Серия «Философское наследие»).
  2. Гегель Г. Ф. В. Философия религии. В 2 тт. Т. 2. М., 2007. — С. 111.
  3. Т. Избранные произведения. В 2 тт. Т. 2. М., 2009. — С. 135.
  4. Д. Сочинения. В 2 тт. Т. 1. М., 2006. — С. 164.
  5. С. Страх и трепет / Пер. с дат. М.: Республика, 1993. 383 с.
  6. Г. В. Сочинения. В 4 тт. Т. 4. М., 2009. — С. 134.
  7. Ф. Сочинения. В 2 тт. Т. 1. М., 2009. — С. 623.
  8. Платон. Собрание сочинений: в 4 т.: пер. с древнегреч. / общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; авт. вступит. ст. А. Ф. Лосев; примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 2008. Т. 1. 290 с.
  9. З. Тревога // Психология эмоций. СПб, 2004. — С. 379.
  10. Эстетика Ренессанса: Антология: в 2 т. / сост., ред. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 2001. Т. 1. 201 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ