Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные характеристики мышления у больных шизофренией

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Воронков и И. Д. Шевчук делят расстройства мышления на нарушения его темпа, формы и содержания. В. П. Самохвалов определяет мышление как процесс построения образа окружающего мира и его познание, порождающее творчество. Патология мышления разделяется на расстройства по темпу (ускоренное, замедленное мышление), структуре (разорванное, паралогическое, обстоятельное, шперрунг, ментизм), содержанию… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Шизофрения: понятие, симптомы, клиника
  • Глава 2. Особенности мышления у больных шизофренией
  • Заключение
  • Список литературы

Основные характеристики мышления у больных шизофренией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первое звено — нарушение мотивационной сферы, которое приводит к нарушениям личностного смысла. Для больных шизофренией личностный смысл предметов и явлений часто не совпадает с общепринятыми и обусловленными реальной ситуацией знаниями человека о них. При этом уравниваются стандартные и нестандартные информативные признаки. Второе звено — придание нестандартным информативным признакам большего значения, чем стандартным. Нарушения селективности информации, которые проявляются нарушениями избирательности информации в связи с прошлым опытом и вероятностной его дезорганизацией, составляют третье звено. Как указывает В. М. Блейхер, такая структура психологического механизма расстройств мышления при шизофрении соответствует представлениям А.

Р. Лурия о соотношениях между материальным субстратом и клинической симптоматикой. Нарушения мотивации, личностного смысла и селективности информации лежат в основе определенных клинических проявлений: с одной стороны, с этим механизмом (первые два звена) связано нарастающее эмоциональное снижение, с другой — изменения мышления диссоциативного типа. Можно предполагать, что в зависимости от того, какое звено больше нарушено, в клинической картине шизофрении наблюдается большая выраженность того или иного вида, типа расстройств мышления. 13]Первую классификационную схему патологии мышления в психопатологии предложил W.

G riesinger. Он различал два вида аномалий мышления: болезненные представления относительно формы мышления (замедление / ускорение) и аномалии представлений относительно их ложного содержания (ложное содержание мыслей — бред). Деление патологии мышления на расстройства по форме и по содержанию сохранилось с небольшими изменениями до нашего времени и вошло в большинство руководств по психиатрии. По форме и содержанию делит расстройства мышления Н. J. W eitbrecht, М. О. Гуревич.

Н. М. Жариков различает расстройства мышления, связанные с нарушениями ассоциативного процесса, его стойкости и целенаправленности, а также с патологией суждения. Некоторые классификационные схемы расстройств мышления усложнены дополнительно проводимой дифференциацией группы формальных расстройств его. В. М. Банщиков, Ц. П.

Короленко и И. В. Давыдов различают расстройства мышления в связи с патологией ассоциативного процесса и суждения. A. J

anik и К. D usek различают нарушения динамики мышления (ускоренное, замедленное), структурных механизмов (персеверации в мышлении, ментизм, резонерство, символическое, паралогическое, агглютинирующее, кататимное и голотимное, ананкастическое, интровертированное, аутистическое, инкогерентное мышление и т. д.) и содержания его. Я. П. Фрумкин, Г. Л.

Воронков и И. Д. Шевчук делят расстройства мышления на нарушения его темпа, формы и содержания. В. П. Самохвалов определяет мышление как процесс построения образа окружающего мира и его познание, порождающее творчество. Патология мышления разделяется на расстройства по темпу (ускоренное, замедленное мышление), структуре (разорванное, паралогическое, обстоятельное, шперрунг, ментизм), содержанию (навязчивые, сверхценные и бредовые идеи). Г. Т. Красильников в качестве основных блоков нарушения мышления выделял: усиление аффективности мышления, критичности, логического мышления, усиление пассивного воображения. 22]Как указывает Т. В. Чередникова, за рубежом общепризнанной систематики нарушений мышления не существует, несмотря на общую тенденцию к детализации и систематизации полученных данных по нарушениям мышления. Современные классификации нарушений мышления за рубежом связаны с конкретными методиками, включающими в свои шкалы либо вербальные и образные, либо вербальные и коммуникативные перечни.

Существующие систематики различаются по составу наименований, их числу, количественной оценке и концептуальной интерпретации расстройств мышления, основывающиеся на принципах: 1) наиболее часто встречающиеся нарушения мышления; 2) самые информативные нарушения мышления. Кроме того, некоторые наименования, несмотря на совпадения в разных систематиках, имеют разное значение. Среди множества исследуемых за рубежом нарушений мышления выделяются порядка 70 различных по содержанию феноменов, связанных с нарушениями логики, ассоциативных процессов (словесных и образных), формального выражения мыслей и речи, их адекватности или особенностей содержания, продуктивности и динамики мышления, а также коммуникативных и аффективных компонентов. В психопатологии к клиническим признакам, относимым к патогномоничным для шизофрении, причисляют такие, как: паралогическое (аутистическое / символическое / инкогерентное) мышление, разорванность мышления / шизофазия, резонерство и витиеватость (расстройства по структуре), ментизм, шперрунг (расстройства по темпу), персеверации и стереотипии, обстоятельность, контаминации и конфабуляции, неологизмы. Расстройства содержания мышления (продуктивные) характеризуются неадекватным отражением существенных качеств, сторон, отношений и закономерностей объективной реальности в силу болезненного состояния головного мозга. Они делятся на навязчивые, сверхценные и бредовые идеи.

Расстройства формы ассоциативного процесса представлены нарушениями темпа, подвижности, целенаправленности мышления и грамматического строя речи. В патопсихологических экспериментах выявляются наиболее типичные проявления искажения процессов обобщения: соскальзывания, разноплановость, а также конкретность мышления (утрата способности к абстрагированию), своеобразие мышления, алогизм, выхолощенность, формальность, тенденция к отрыву суждений от значимых взаимоотношений объектов, нарушение восприятие слов (патологический полисемантизм) и бедность речи, амотивационное мышление, туманность и непонятность высказываний. Как отмечает Т. В. Чередникова, часто различные нарушения мышления проявляются вместе, что вызывает вопрос об их связи, первичности и производности. Сочетаемость нарушений мышления может быть разнообразной. [ 13]Среди проблем в области исследования мышления можно выделить: снижение интереса к изучению патологии мышления, ненадежность клинической оценки и неясность их дефиниций, необходимость наиболее полного обобщения и упорядочивания для разрешения проблем диагностики, полной систематизации и описания всех нарушений мышления для построения базиса научного знания, необходимость тонкой дифференцировки всех известных нарушений мышления для обеспечения их психофармакологической и нейрокогнитивной коррекции и трудности в применении существующего методического аппарата, поиск новой симптоматики нарушений мышления, к которым можно отнести такие феномены, как патологический полисемантизм, нековенциональность мышления, нарушение перспективы, идиосинкратическое мышление, нарушения здравого смысла, наряду с пересмотром, детализацией содержания и повышением их качественного описания уже ранее выделенных, решение ряда феноменологических проблем в разных школах.Т. В. Чередникова отмечает, что существует ряд феноменологических проблем в разных научных школах: нарушения вербального мышления по типу актуализации латентных признаков, парадоксальности и парадигматической формы резонерств и другие, разработанные в отечественной школе (Зейгарник Б.В., Поляков Ю. Ф., Лонгинова С., Херсонский Б.), в зарубежных источниках не упоминаются или рассматриваются с других позиций. Тогда как в России не используются понятия стимульного сверхвключения, смысловой приблизительности в употреблении слов, фразеологических неологизмов, нарушения границ «эго», магическое мышление и другие. 13]Заключение

Мышление при шизофрении в большей части нарушено. Его нарушение является первичным и одним из ведущих компонентов данного патопсихологического симптомокомплекса. Нарушается функция всех основных звеньев мыслительной деятельности — операционального, динамического, мотивационного компонентов, критичности. Необходимо отметить, что встречающееся выделение различных вариантов данного синдрома обусловливается разной степенью представленности и выраженности описанных нарушений. Нарушение операциональной стороны мышления включает в себя следующее: 1. Искажение процесса обобщения по типу актуализации несущественных (преимущественно латентных или гипер-абстрактных) признаков, а также частая S опора на второстепенные, поверхностные, личностно значимые признаки. Искажение процесса обобщения и отвлечения у больных шизофренией особенно легко выявить, применяя методику классификации. 2.

Расстройство (ослабление) категориального строя мышления. В тех случаях, когда ошибочные суждения единичны, эпизодичны, можно говорить о соскальзываниях. Соскальзывания наблюдаются у больных шизофренией при их относительной сохранности. Б. В. Зейгарник относил соскальзывания к нарушениям логического хода мышления и характеризовал их следующим образом: верно решая какое-либо задание или адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей из-за возникшей ложной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждение последовательно, не исправляя допущенной ошибки. 3. Снижение уровня обобщения, которое обнаруживается на более поздних стадиях развития заболевания в связи с обусловленным различными причинами нарастанием «органического» профиля изменений.

Нарушение мотивационного компонента мышления может проявляться в следующих формах: 1. В разноплановость (суждения о каком-либо явлении протекают в разных плоскостях; определения и выводы не представляют собой планомерного и целенаправленного высказывания). 2. В резонерстве (склонности к рассуждениям со своеобразной аффективной захваченностью, сужением круга смыслообразующих мотивов, с повышенной тенденцией к оценочным суждениям).

Обнаруженные в пиктограммах у больных шизофренией расстройства соотнесения абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов аналитико-синтетической деятельности можно расценивать как результат нарушения взаимодействия сигнальных систем. 3. В общем нарушении процесса саморегуляции познавательной деятельности снижается целенаправленность познавательной деятельности, предпочтение отдается легко актуализируемым способам, избегаются трудности и интеллектуальное напряжение. Нарушение динамики мышления также в значительном числе случаев характерно для больного шизофренией: чаще встречается ускорение ассоциативного процесса, реже — его замедление.

Могут выявляться лабильность мышления (колебание темпов выполнения и использование разных уровней обобщения); иногда, особенно на начальных этапах параноидной шизофрении, — инертность мышления. Нарушение критичности мышления характерно для всех этапов заболевания, что является важным диагностическим признаком в случаях, когда расстройства от операционального и мотивационного компонентов не носят еще развернутого характера.

Список литературы

Банщиков В.М., Амбрумова А. Г. Течение, формы и исходы шизофрении. — В кн.: Шизофрения. Доклады на Всесоюзном совещании по проблеме шизофрении.

— М.: 1962, с. 19−30. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности.

М.: Издательство Московского университета, 1980. — 157 с. Зейгарник Б. В., Кабаченко Т. О., Поперечная Л. К., Рубинштейн С. Л., Халфина А. Б. Психологический подход к профессиональным рекомендациям больным. Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1974, № 12, с. 1859−1863

Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М.: Издательство Московского университета, 1971. — 100 с. Зейгарник Б. В. Патология мышления. М.: Издательство Московского университета, 1962.

— 243 с. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Издательство Московского университета, 1976. — 238 с.

Зейгарник Б. В. Пути исследования эмоционально-волевой сферы психических больных. В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. Труды НИИ психиатрии МЗ РСФСР, т. 43.

М., 1965, с. 42−57. Коченов М. М. Нарушение процесса смыслообразования при шизофрении. Автореферат канд. дис.

М., 1970. — 26 с. Коченов М. М., Николаева В. В. Мотивация при шизофрении. — М.: Издательство Московского университета, 1978. 86 с.

Критская В.П., Литвак В. А. Предиспозиционные и процессуальные факторы в патологии познавательной деятельности при шизофрении. Журнал невропатологии и психиатрии им. С .С. Корсакова, 1980, № 12, с. 1832−1837

Козлова, И. А. Класси фи к, а ц и я детской шизофрении и первазивных расстройств/И. А. Козлова, В. М. Башина//Психиатрия. ;

2005, № 6. — С. 7 -17Корнилов А. А. К вопросу о клинике и течении шизофрении, протекающей на органически измененной почве // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — Томск, 2000. — №

3. — С. 47−48.Менделевич Д. М. Вербальный галлюциноз.

— Казань: Изд. Казанск. ун-та, 1980. — 246 с. Минутко, В. Л. Шизофрения. ;

Курск: ОАО «ИПП"Курск», 2009. — 688 с. Масихина, С. Н. Шизофрения с обсес-сивно-компульсивными расстройствами, манифестирующая в детском возрасте (типология, динамика, принципы терапии): дис.

канд. мед. наук/ С. Н. Масихина. -М., 2001

Моисеева, М. И. Об особенностях бре-довых расстройств в детском и подростковом возрасте/М. И. Моисеева//Журн. невропатол. и психиатр. им. С.

С. Корсакова. — 1969. — Т. 69, № 7. -С. 1065 -1070

Плотников В.В. О нарушениях мышления больных шизофренией при различных клинических вариантах ремиссии. В сб.: Вопросы патопсихологии. М., 1970, с. 85−92. Поляков Ю. Ф., Мелешко Т. К., Алейникова С. М. Изучение особенностей формирования аномалий мышления у детей, больных шизофренией. Журнал невропатологии и психиатрии им.

С.С. Корсакова, 1980, № I, с. 96−101. Поляков Ю. Ф. Особенности нерезко выраженных нарушений мышления при шизофрении. В сб.: Проблемы шизофрении, неврозов, реактивных состояний и организации психической помощи. Труды НИИ психиатрии МЗ СССР, т.

27. М., 1961, с. 87−96. Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М.: Медицина, 1974. — 167 с.

Поляков Ю. Ф. Патология познавательных процессов. В кн.: Шизофрения. Мультидисциплинарное исследование. М.: Медицина, 1972, с.

225−277. Реньге В. Э. Роль личностного фактора в восстановлении трудовой деятельности больных шизофренией. Автореферат канд. дис. М.; 1978. ;

24 с. Росин О. П. Нарушения мышления при параноидной шизофрениии принципы их исследования. В сб.: Экспериментальные исследования в патопсихологии. М., 1976, с. 125−133. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методы патопсихологии. — М.: Медицина, 1970.

215 с. Савина Т. Д. Об особенностях внимания у больных шизофренией с разной степенью выраженности дефекта. Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1980, № 12, с .

Саргаутите Р. Применение метода «пиктограммы» в целях дифференциальной диагностики. (Дипломная работа). Вильнюс, 1981. — 70 с.

(На литовском языке). Случевский И. Ф. О шизофрении. В сб.: Шизофрения. Доклады на Всесоюзном совещании по проблеме шизофрении. М., 1962, с. 137−146. Снежневский

А.В. Uosos et pathos schizophreniae. В КН.: Шизофрения. Мультидисциплинарное исследование. М.: Медицина, 1972, с. 5−15. Снежневский А. В. Общая психопатология. Курс лекций.

Валдай, 1970. — 190 с. Снежневский А. В. Симптоматология и нозология. В кн.: Шизофрения. Клиника и патогенез. — М.: Медицина, 1969, с.

528. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. — М.: Издательство Московского университета.

127 с. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Издательство Московского университета, 1984. — 270 с. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека.

М.: Издательство Московского университета, 1969. -304 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М., Амбрумова А. Г. Течение, формы и исходы шизофрении. — В кн.: Шизофрения. Доклады на Всесоюзном совещании по проблеме шизофрении. — М.: 1962, с. 19−30.
  2. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Издательство Московского университета, 1980. — 157 с.
  3. .В., Кабаченко Т. О., Поперечная Л. К., Рубинштейн С. Л., Халфина А. Б. Психологический подход к профессиональным рекомендациям больным. Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1974, № 12, с. 1859−1863.
  4. .В. Личность и патология деятельности. М.: Издательство Московского университета, 1971. — 100 с.
  5. .В. Патология мышления. М.: Издательство Московского университета, 1962. — 243 с.
  6. .В. Патопсихология. М.: Издательство Московского университета, 1976. — 238 с.
  7. .В. Пути исследования эмоционально-волевой сферы психических больных. В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. Труды НИИ психиатрии МЗ РСФСР, т. 43. М., 1965, с. 42−57.
  8. М.М. Нарушение процесса смыслообразования при шизофрении. Автореферат канд. дис. М., 1970. — 26 с.
  9. М.М., Николаева В. В. Мотивация при шизофрении. -М.: Издательство Московского университета, 1978. 86 с.
  10. В.П., Литвак В. А. Предиспозиционные и процессуальные факторы в патологии познавательной деятельности при шизофрении. Журнал невропатологии и психиатрии им. С .С. Корсакова, 1980, № 12, с. 1832−1837.
  11. , И. А. Класси фи к, а ц и я детской шизофрении и первазивных расстройств/И. А. Козлова, В. М. Башина//Психиатрия. -2005, № 6. -С. 7 -17Корнилов А. А. К вопросу о клинике и течении шизофрении, протекающей на органически измененной почве // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. -Томск, 2000. — № 3. — С. 47−48.
  12. Д. М. Вербальный галлюциноз. — Казань: Изд. Казанск. ун-та, 1980. — 246 с.
  13. , В.Л. Шизофрения. — Курск: ОАО «ИПП"Курск», 2009. — 688 с.
  14. , С. Н. Шизофрения с обсес-сивно-компульсивными расстройствами, манифестирующая в детском возрасте (типология, динамика, принципы терапии): дис. канд. мед. наук/С. Н. Масихина. -М., 2001.
  15. , М. И. Об особенностях бре-довых расстройств в детском и подростковом возрасте/М. И. Моисеева//Журн. невропатол. и психиатр. им. С. С. Корсакова. -1969. -Т. 69, № 7. -С. 1065 -1070.
  16. В.В. О нарушениях мышления больных шизофренией при различных клинических вариантах ремиссии. В сб.: Вопросы патопсихологии. М., 1970, с. 85−92.
  17. Ю.Ф., Мелешко Т. К., Алейникова С. М. Изучение особенностей формирования аномалий мышления у детей, больных шизофренией. Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1980, № I, с. 96−101.
  18. Ю.Ф. Особенности нерезко выраженных нарушений мышления при шизофрении. В сб.: Проблемы шизофрении, неврозов, реактивных состояний и организации психической помощи. Труды НИИ психиатрии МЗ СССР, т. 27. М., 1961, с. 87−96.
  19. Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М.: Медицина, 1974. — 167 с.
  20. Ю.Ф. Патология познавательных процессов. В кн.: Шизофрения. Мультидисциплинарное исследование. М.: Медицина, 1972, с. 225−277.
  21. В.Э. Роль личностного фактора в восстановлении трудовой деятельности больных шизофренией. Автореферат канд. дис. М.; 1978. — 24 с.
  22. О.П. Нарушения мышления при параноидной шизофрениии принципы их исследования. В сб.: Экспериментальные исследования в патопсихологии. М., 1976, с. 125−133.
  23. С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. -М.: Медицина, 1970. 215 с.
  24. Т.Д. Об особенностях внимания у больных шизофренией с разной степенью выраженности дефекта. Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1980, № 12, с .18 461 850.
  25. Р. Применение метода «пиктограммы» в целях дифференциальной диагностики. (Дипломная работа). Вильнюс, 1981. — 70 с. (На литовском языке).
  26. И.Ф. О шизофрении. В сб.: Шизофрения. Доклады на Всесоюзном совещании по проблеме шизофрении. М., 1962, с. 137−146.
  27. Снежневский А.В. Uosos et pathos schizophreniae. В КН.: Шизофрения. Мультидисциплинарное исследование. М.: Медицина, 1972, с. 5−15.
  28. А.В. Общая психопатология. Курс лекций. Валдай, 1970. — 190 с.
  29. А.В. Симптоматология и нозология. В кн.: Шизофрения. Клиника и патогенез. — М.: Медицина, 1969, с. 528.
  30. Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. -М.: Издательство Московского университета. 127 с.
  31. O.K. Психология мышления. М.: Издательство Московского университета, 1984. — 270 с.
  32. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Издательство Московского университета, 1969. -304 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ