Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальное прогнозирование как функция социологии

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самой простой формой самооценки экспертов есть совокупный индекс (коэффициент уровня компетентности), рассчитанный на основании оценивания экспертами своих знаний, опыта и способностей по ранговой шкале с позициями «высокий», «средний», «низкий». При этом первой позиции придают числовое значение «1», второй — «0,5», третей — «0» с учетом того, что коэффициент уровня компетентности эксперта может… Читать ещё >

Социальное прогнозирование как функция социологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос № 14.

Социальное прогнозирование как функция социологии.

План.

1. Роль социального прогнозирования в качественном развитии общества в целом.

2. Методы построения прогнозов.

3. Экспертная оценка — самый практикуемый метод прогнозирования:

а) критерии отбора экспертов;

б) формула и расчет самооценки экспертов;

в) функции экспертной оценки и ее отличия от информации массового опроса.

4. Ценность социального прогнозирования.

5. Вывод вариантов прогнозирования.

1. Роль социального прогнозирования в качественном развитии общества в целом.

Одна из главных функций социальной институции экспертов лежит в прогнозировании, без которого невозможно представить жизнь современного промышленного развитого общества. Отсутствие прогнозов означает подходить к разглядыванию ближайшего и далекого будущего вслепую и принимать важные решения безотносительно к будущим последствиям, благоприятным и неблагоприятным.

В основу прогнозов можно положить два методологических принципа. Во-первых, ускорение темпов экономического и социального развития. Один год нашего столетия можно сравнить с десятилетием 19 века. Во-вторых, границы роста выводятся из простой экстраполяции, нарастания количества показателей. Но диалектика показывает, что любые количественные изменения обязательно переходят в качественные. Выход при желании всегда найдется, например, в новых безотходных технологиях, в экономии энергии, минеральных ресурсов.

Больше того, человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу. Сначала — охота и собирание, потом — переход к земледелию и скотоводству, от кочевого до оседлого способа жизни, от сел до городских поселений; освоения ресурсов Мирового океана и т. д. Все эти качественные рывки в развитии цивилизации — примеры решения возникающих противоречий.

Таким образом, установлена необходимость прогнозов для решения глобальных проблем человечества. Уже существуют и проверены на практике выделенные методы построения прогнозов.

2. Методы построения прогнозов.

В данное время отработаны методы построения прогнозов, что позволяют заглянуть в будущее. Например, метод экстраполяции, который широко используется для расчета перспективной численности населения региона, страны, континента. Именно такой метод прогнозирования используется для расчета перспективной численности населения нашей планеты.

В прогнозировании широко распространен метод исторической аналогии. Например, наша страна, попав в кризисную ситуацию, изучает опыт выхода из кризиса США в 30-ые годы 20 ст., Японии из послевоенной разрухи. Конечно, возможности использования исторического опыта ограничены новыми социально-экономическими обстоятельствами, но рациональные зерна всегда находятся и используются на практике прогнозирования глобальных проблем.

С появлением современной вычислительной техники широкое распространение получил такой метод социального прогнозирования, как математическое моделирование. Он позволяет вводить в модели десятки исходных показателей и рассчитывать варианты развития глобальных проблем. Чаще всего, математическое моделирование используется при разработке экономических и экологических прогнозов.

Реально, на практике в основном используются комбинированные методы прогнозирования, когда один и тот же прогноз делают разные группы экспертов.

3. Экспертная оценка — самый практикуемый метод прогнозирования.

Эксперт (от лат. expertus — опытный; знаток в какой-нибудь отрасли, который совершает экспертизу).

Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом или, скажем, технические возможности в большей степени зависят от одобренных решений, чем от энтузиазма новаторов.

Главным образом, критерием отбора экспертов является их компетентность, поэтому для определения компетентности используют два метода — самооценку и коллективную оценку авторитетности экспертов.

Самой простой формой самооценки экспертов есть совокупный индекс (коэффициент уровня компетентности), рассчитанный на основании оценивания экспертами своих знаний, опыта и способностей по ранговой шкале с позициями «высокий», «средний», «низкий». При этом первой позиции придают числовое значение «1», второй — «0,5», третей — «0» с учетом того, что коэффициент уровня компетентности эксперта может достигнуть значения от 1 (полная компетентность) до 0 (абсолютная некомпетентность). Этот коэффициент вычисляется по формуле:

K= (k1 + k2 + k3): 3,.

где k1 — числовое значение самооценки экспертом уровня своих теоретических знаний, k2 — числовое значение самооценки практического опыта, k3 — числовое значение самооценки способности к прогнозированию.

Обычно к группе экспертов заведено включать тех, у кого индекс компетентности не меньше среднего (0,5) и высший (до 1).

Получение первичных числовых значений самооценки (k1, k2, k3) для вычисления индекса компетентности экспертов происходит с помощью таблично — вопросительной формы.

Числовые значения самооценки экспертов.

Индикаторы.

Уровень.

Высокий (1).

Средний (0,5).

Низкий (0).

Теоретические знания (k1).

Практический опыт (k2).

Способность к прогнозированию (k3).

Исходя из числовых значений оценок, обозначенных крестиками, можно легко вычислить уровень компетентности эксперта по отношению к проблемам, которые нас интересуют. В таком случае будем иметь такой коэффициент:

K= (1+0, 5): 3 ~ 0, 7.

Полученное число говорит о том, что уровень компетентности эксперта выше среднего.

Опросы компетентных особ называют экспертными, а результаты опросов экспертными оценками. Выделяют три главные функции экспертной оценки в социологических исследованиях, а именно: прогноз тенденций развития разных социальных процессов; оценка уровня вероятности данных массовых опросов; аттестация группы или ее членов по разным критериям (скажем трудовая или политическая активность).

В прогнозах ярче всего выясняются отличия экспертной оценки от информации, полученной в результате массового опроса. Последнее, как правило, имеет анонимный характер, в то время как в экспертных опросах личность респондента играет важную роль. Отсюда выплывает, что эксперты должны быть проинформированы о заданиях, которые развязываются с их помощью. Эксперт является активным участником совершаемого исследования, поэтому попытки спрятать от него цель и задание исследования обречены потерей доверия к организаторам исследования.

Чтобы иметь рациональный метод оценки того или иного прогноза, нужно разработать критерии для выявления качества прогнозов. Главное требование, которое выставляют к этому критерию, — это полезность выбранного критерия для особ, которые принимают решение.

Прогноз должен быть гибким и постоянно контролированным, для внесения в него необходимых коррективов, если неожиданно и резко изменяются внешние обстоятельства, которые требуют изменения планов, разработанных с учетом начальных, исходных прогнозов.

4. Ценность социального прогнозирования.

Жизнедеятельность любой социальной организации связана с прогнозами и перспективными планами, которые строят на основании определенных прогнозов.

Ценность прогноза измеряют его полезностью, а стоимость — затратами на создание плана и принятие решения.

Решение глобальных проблем современной цивилизации требует, безусловно, разработки достоверных демографических, социальных, экологических и других прогнозов. Известно, что ученые Римского клуба говорили про границы роста, выдвигали идеи нулевого роста. Другой надежды у человечества, по их мнению, нет. То есть — новое варварство на опустошенной и перенаселенной планете.

Появляется резонный вопрос, а почему при серьезном научном обеспечении некоторые прогнозы не сбываются? Во-первых, ошибаются и синоптики, которые дают прогноз на несколько часов. Во-вторых, прогнозируют люди, а они всегда субъективны даже в своем объективизме. Чем больше идеологии при прогнозировании, тем больше вероятности ошибки. Типичный пример — просчет, что происходит в сценариях экономического и социального реформирования украинского общества. Необходимо определиться, какое общество мы хотим видеть.

5. Вывод вариантов прогнозирования.

Если сделать вывод всех вариантов прогнозирования нашего будущего, то выходит такая модель: капитализм — в экономике; социализм — в распределении; демократия — в управлении; плюрализм — в политической и духовной жизни. Весь развитый мир двигается именно в этом направлении.

Из опыта 20 ст. можно сделать вывод о том, что менее стойкими являются системы, где некоторые принципы доводятся до крайностей. Поэтому естественно строить прогнозы развития общества исходя из условий рациональности функционирования общественной системы.

В конце отметим, что на основании выводов конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992), в Каире (1994), Копенгагене (1995), Киото (1997) начинается формирование понимания, что человечество в 21 ст. выживет, только руководствуясь критериями самоограничения и самодисциплины.

1. Жоль К. К. — Социология: Учебное пособие. — Киев, 2005 г.

2. Юрий М. Ф. — Социология; Киев, 2005 г.

3. Смелзер Н. — Социология; Москва, 1998 г.

4. Учебное пособие — Социология: наука об обществе; Харьков, 1997 г.

Министерство образования и науки Украины.

Одесский национальный политехнический университет.

Заочный гуманитарный факультет Кафедра «Социологии и психологии».

Контрольная работа №2.

по дисциплине «Теоретическая социология».

Выполнила студентка первого курса группы ЗИС — 061.

Федотова З.М.

Проверил доцент кафедры Гансова Э.А.

Одесса 2006.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой