Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственное управление в СССР в годы ВОВ (Великой Отечественной Войны) — эффективность в экстремальных условиях

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Основной доминантой развития системы управления в период войны была концентрация власти у руководства партии. Этот процесс нашел свое отражение и в создании чрезвычайных органов. Государственный комитет обороны (ГКО) сосредоточил всю полноту власти в стране. Его решения были обязательны для всех партийных, советских, военных, хозяйственных органов и всех граждан Система государственного… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
  • 2. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
    • 2. 1. Чрезвычайные органы управления
    • 2. 2. Органы государственного управления
  • 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРЫ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Государственное управление в СССР в годы ВОВ (Великой Отечественной Войны) — эффективность в экстремальных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Институт военных комиссаров был ликвидирован в октябре 1942 г. (Сегодня среди историков и правоведов нет однозначной оценки деятельности комиссаров военной поры.)

В период Великой Отечественной войны большие, ответственные задачи возлагались на созданные по решению ЦК ВКП (б) военные советы фронтов, армий, флотов и флотилий. Были произведены структурные изменения в составе вооруженных сил страны.

С весны 1942 г. стали создаваться крупные соединения и оперативные объединения, в том числе танковые и механизированные корпуса, затем и армии, также авиационные соединения, обладающие большой ударной и огневой силой. Реорганизовывались и вновь создавались различные военно-инженерные и другие службы, а также специальные службы тыла ит. д. К середине войны сложилась следующая структура вооруженных сил: соединение — фронт, армия, корпус, дивизия, бригада; часть — полк; подразделение — батальон, рота, взвод, отделение и соответствующие им подразделения в артиллерии и авиации. Для проведения отдельных операций временно создавались также группы войск на правах соединений. На правах части действовали отдельные батальоны. Укреплению дисциплины в армии, ее боеспособности содействовал боевой устав пехоты.

Важную роль в укреплении вооруженных сил, дисциплины и боевого духа армии сыграли и такие меры, как присвоение с 1942 г. воинским частям звания гвардейских, утверждение нового образца Красного Знамени частей — символа воинской части, доблести и славы. Наименование «Гвардия» было не только почетным, но и несло ряд преимуществ личному составу удостоенных этого звания частей. В 1943 г. для личного состава вооруженных сил были введены новые знаки различия — погоны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 г. был установлен новый порядок прохождения воинской службы — вводилось деление военнослужащих на рядовой и офицерский составы и генералов.

В период войны Верховным Советом СССР и ГКО были приняты решения, направленные на унификацию воинских званий. Так, в 1942П943 гг. были установлены единые воинские звания командного состава для всего начальствующего состава с добавлением к званиям наименования службы (инженер-майор вместо военинженер 3-го ранга). В январе-октябре 1943 г. указами Президиума Верховного Совета СССР были введены высшие звания маршалов и главных маршалов для высшего командования авиацией, артиллерией, бронетанковых войск, войск связи, инженерных войск.

Важное значение для укрепления командного состава имел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 г. «О порядке присвоения воинских званий военнослужащим Красной армии». За годы войны было введено девять новых орденов, в том числе ордена Суворова, Кутузова, Невского, Отечественной войны, Славы, и много медалей за участие в войне, за оборону и взятие городов. Защитникам Родины было вручено около 14 млн орденов и медалей.

В этот период деятельность и организация судебно-прокурорских органов, как и всего советского государства, определялась условиями военного времени, была подчинена задачам обороны страны.

Отечественная война не упразднила существующую систему судебно-прокурорских органов, не внесла коренных изменений в правовые основы их организации и деятельности. Продолжали работу народные, областные, Верховные суды и соответствующие органы прокуратуры. Действовали установленные законом принципы судопроизводства: защита по уголовным делам, гласность, устность, ведение дела на национальном языке; сохранялся порядок пересмотра приговоров. Наиболее серьезные изменения, которые внесла военная обстановка в судебно-прокурорскую систему, заключались в расширении сферы деятельности военных трибуналов; они были определены Указами Президиума Верховного Совета СССР от 22 нюня 1941 г. «О военном положении», «Об утверждении положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, в районах военных действий».

Приговоры военного трибунала кассационному обжалованию не подлежали и не могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора.

О каждом приговоренном к высшей мере наказания военный трибунал должен был немедленно сообщить по телефону председателю военной коллегии Верховного суда СССР и главному военному прокурору армии (флота). Военным советам и командующим округами, армиями, флотами, флотилиями предоставлялось право приостанавливать приговоры военных трибуналов к высшей мере наказания с одновременным сообщением по телефону своего мнения для дальнейшего направления дела председателю военной коллегии и главным прокурорам по принадлежности. Остальные приговоры трибуналов вступали в законную силу с момента вынесения и немедленно приводились в исполнение. Это было изъятием из общего порядка судопроизводства, но диктовалось сложными условиями войны.

Особенностью деятельности военных трибуналов в период Отечественной войны являлась широкая подсудность. В соответствии с указом о военном положении передаче военным трибуналам подлежали все дела о военнослужащих, дела о наиболее опасных преступлениях, совершенных любыми лицами на территории действия военного трибунала: о государственных преступлениях, о хищениях социалистической собственности, о разбое, об умышленных убийствах, о насильственном освобождении из мест заключения, из-под стражи и т. д. Военные власти имели право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и другие, если командование признавало это необходимым по военным обстоятельствам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, нападение фашистской Германии. на Союз Советских Социалистических Республик положило начало четырехлетней трагедии советского народа, жестокому, невиданному в истории тяжелому испытанию общественного строя, государственной власти и управления. Война изменила все, создала катастрофические условия. Неизмеримо возросла ответственность всей системы власти и управления за судьбы многомиллионного советского народа, государства. Правительство — высший распорядительный и исполнительный орган управления — призвало всех в первый же день войны сплотиться, организоваться во имя защиты Отечества и победы над фашизмом. Система советского государственного аппарата в центре и на местах, сложившаяся к 1941 г., в основном сохранялась и во время войны. Однако новые задачи и условия военного времени требовали перестройки государственного аппарата, создания новых чрезвычайных органов государственной власти с соответствующим распределением компетенции между ними.

Основной доминантой развития системы управления в период войны была концентрация власти у руководства партии. Этот процесс нашел свое отражение и в создании чрезвычайных органов. Государственный комитет обороны (ГКО) сосредоточил всю полноту власти в стране. Его решения были обязательны для всех партийных, советских, военных, хозяйственных органов и всех граждан Система государственного управления в годы войны продемонстрировала высокую эффективность: в 1942 г. удалось создать слаженное военное хозяйство, превзойдя Германию и ее союзников по количеству и качеству военной техники, и обеспечить начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Но из-за тоталитарного режима общество заплатило за победу невероятно кровавую цену: 27 млн.

человек погибших не только в боях с фашистской Германией, но и от собственного диктатора.

Аюпов Р. С. Государственное строительство периода Великой Отечественной войны / Р. С. Аюпов // Вестник ВЭГУ. — 2007. — № 2. — С. 106−116.

Болдырев Р. Неизвестная известная война: Вторая мировая и Великая Отечественная: учеб. пособие. — Архангельск: изд-во Консультац. информ.

реклам. агентства, 2005. — 78 с.

Великая Отечественная война 1941;1945 гг.: Люди. События. Факты. — Великий Новгород, 2000. — 382 с.

Всемирно-историческое значение победы в Великой Отечественной войне. — Бишкек: Илим, 1995. — 220 с.

Ежов В. А. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.): Учеб. пособие / В. А. Ежов. — СПб.: Нестор, 1998. — 41 с.

Ежова Г. В. Государственный комитет обороны — орган чрезвычайного управления в годы Великой Отечественной войны / Г. В. Ежова // Научные труды Северо-Западного института управления. — 2011. — Т.

2. — № 1. — С. 274−277.

История государственного управления в России: учебник для студентов высших учебных заведений / под общ. ред. В. Г. Игнатова. — Ростов-на-Дону: Мар

Т, 2010. — 574 с.

Комал Ф. О некоторых причинах поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны // Россия в XX веке: судьбы исторической науки. — М., 1996. — С. 453−460.

Маргойт С., Федоров К. Вторая мировая война 1939;1945 гг.: причины, характер, уроки. — М.: Изд-во МГТУ, 1995. — 48 с.

Мельтюхов М. Упущенный шанс Сталина: Советский Союз и борьба за Европу: 1939−1941: (Документы. Факты. Суждения). — М.: Вече, 2000. — 544 с.

Морозов В. И. Особенности государственного управления СССР в годы великой отечественной войны (1941;1945) / В. И. Морозов // Управленческое консультирование. — 2005. — № 1. — С. 32−46.

Невежин В. СССР во Второй мировой войне: новейшая российская историография проблемы // Война 1941−1945 годов: современные подходы. — М.: Наука, 2005. — С. 177−192.

Омельченко Н. А. История государственного управления в России: учебник для студентов высших учебных заведений / Н. А. Омельченко. — М.: Проспект, 2010. — 463 с.

Пиджаков А. Ю. Перестройка системы власти и государственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны / А. Ю. Пиджаков, М. П. Золотковская // Мир юридической науки. — 2011. — № 6. — С. 25−30.

Пронько В. Цена победы. Вторая мировая война // Война и общество, 1941;1945

Книга вторая. — М.: Наука, 2004. — С. 386−405.

Сахаров А., Дьяков Ю., Колодникова Л. Предисловие // Война 1941−1945 годов: современные подходы / отв. ред. АН. Сахаров. М.: Наука, 2005. — С. 3−25.

Шуранов Н. Великая Отечественная война (1941−1945 гг.). — Кемерово: б/и., 1996. — 208 с.

Пронько В. Цена победы. Вторая мировая война // Война и общество, 1941;1945

Книга вторая. — М.: Наука, 2004. — С. 388.

Сахаров А., Дьяков Ю., Колодникова Л. Предисловие // Война 1941−1945 годов: современные подходы / отв. ред. АН. Сахаров. М.: Наука, 2005. — С. 8.

Маргойт С., Федоров К. Вторая мировая война 1939;1945 гг.: причины, характер, уроки. — М.: Изд-во МГТУ, 1995. — С. 13.

Невежин В. СССР во Второй мировой войне: новейшая российская историография проблемы // Война 1941−1945 годов: современные подходы. — М.: Наука, 2005. — С. 180.

Сахаров А., Дьяков Ю., Колодникова Л. Предисловие // Война 1941−1945 годов: современные подходы / отв. ред. АН. Сахаров. М.: Наука, 2005. — С. 10.

Там же. — С. 18.

Пронько В. Цена победы. Вторая мировая война // Война и общество, 1941;1945

Книга вторая. — М.: Наука, 2004. — С. 391.

Болдырев Р. Неизвестная известная война: Вторая мировая и Великая Отечественная: учеб. пособие. — Архангельск: изд-во Консультац. информ.

реклам. агентства, 2005. — С. 13.

Великая Отечественная война 1941;1945 гг.: Люди. События. Факты. — Великий Новгород, 2000. — С. 190.

Шуранов Н. Великая Отечественная война (1941−1945 гг.). — Кемерово: б/и., 1996. — С. 115.

Там же. — С. 140.

Аюпов Р. С. Государственное строительство периода Великой Отечественной войны / Р. С. Аюпов // Вестник ВЭГУ. — 2007. — № 2. — С. 106.

Омельченко Н. А. История государственного управления в России: учебник для студентов высших учебных заведений / Н. А. Омельченко. — М.: Проспект, 2010. — С. 245.

Пиджаков А. Ю. Перестройка системы власти и государственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны / А. Ю. Пиджаков, М. П. Золотковская // Мир юридической науки. — 2011. — № 6. — С. 26.

Ежова Г. В. Государственный комитет обороны — орган чрезвычайного управления в годы Великой Отечественной войны / Г. В. Ежова // Научные труды Северо-Западного института управления. — 2011. — Т.

2. — № 1. — С. 274.

Ежова Г. В. Государственный комитет обороны — орган чрезвычайного управления в годы Великой Отечественной войны / Г. В. Ежова // Научные труды Северо-Западного института управления. — 2011. — Т.

2. — № 1. — С. 275.

Пиджаков А. Ю. Перестройка системы власти и государственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны / А. Ю. Пиджаков, М. П. Золотковская // Мир юридической науки. — 2011. — № 6. — С. 27.

Ежова Г. В. Государственный комитет обороны — орган чрезвычайного управления в годы Великой Отечественной войны / Г. В. Ежова // Научные труды Северо-Западного института управления. — 2011. — Т.

2. — № 1. — С. 275.

Ежова Г. В. Государственный комитет обороны — орган чрезвычайного управления в годы Великой Отечественной войны / Г. В. Ежова // Научные труды Северо-Западного института управления. — 2011. — Т.

2. — № 1. — С. 277.

Аюпов Р. С. Государственное строительство периода Великой Отечественной войны / Р. С. Аюпов // Вестник ВЭГУ. — 2007. — № 2. — С. 108.

Ежов В. А. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.): Учеб. пособие / В. А.

Ежов. — СПб.: Нестор, 1998. — С. 18.

Морозов В. И. Особенности государственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны (1941;1945) / В. И. Морозов // Управленческое консультирование. — 2005. — № 1. — С. 35.

Пиджаков А. Ю. Перестройка системы власти и государственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны / А. Ю. Пиджаков, М. П. Золотковская // Мир юридической науки. — 2011. — № 6. — С. 28.

Аюпов Р. С. Государственное строительство периода Великой Отечественной войны / Р. С. Аюпов // Вестник ВЭГУ. — 2007. — № 2. — С. 110.

Аюпов Р. С. Государственное строительство периода Великой Отечественной войны / Р. С. Аюпов // Вестник ВЭГУ. — 2007. — № 2. — С. 112.

Ежов В. А. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.): Учеб. пособие / В. А. Ежов. — СПб.: Нестор, 1998.

— С. 22.

Ежов В. А. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.): Учеб. пособие / В. А. Ежов.

— СПб.: Нестор, 1998. — С. 23.

Морозов В. И. Особенности государственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны (1941;1945) / В. И. Морозов // Управленческое консультирование. — 2005. — № 1. — С. 34.

Омельченко Н. А. История государственного управления в России: учебник для студентов высших учебных заведений / Н. А. Омельченко. — М.: Проспект, 2010. — С. 226.

Аюпов Р. С. Государственное строительство периода Великой Отечественной войны / Р. С. Аюпов // Вестник ВЭГУ. — 2007. — № 2. — С. 114.

История государственного управления в России: учебник для студентов высших учебных заведений / под общ. ред. В. Г. Игнатова. — Ростов-на-Дону: Мар

Т, 2010. — С. 278.

Пиджаков А. Ю. Перестройка системы власти и государственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны / А. Ю. Пиджаков, М. П. Золотковская // Мир юридической науки. — 2011. — № 6. — С. 29.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.С. Государственное строительство периода Великой Отечественной войны / Р. С. Аюпов // Вестник ВЭГУ. — 2007. — № 2. — С. 106−116.
  2. Р. Неизвестная известная война: Вторая мировая и Великая Отечественная: учеб. пособие. — Архангельск: изд-во Консультац. информ.-реклам. агентства, 2005. — 78 с.
  3. Великая Отечественная война 1941−1945 гг.: Люди. События. Факты. — Великий Новгород, 2000. — 382 с.
  4. Всемирно-историческое значение победы в Великой Отечественной войне. — Бишкек: Илим, 1995. — 220 с.
  5. В.А. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.): Учеб. пособие / В. А. Ежов. — СПб.: Нестор, 1998. — 41 с.
  6. Г. В. Государственный комитет обороны — орган чрезвычайного управления в годы Великой Отечественной войны / Г. В. Ежова // Научные труды Северо-Западного института управления. — 2011. — Т.2. — № 1. — С. 274−277.
  7. История государственного управления в России: учебник для студентов высших учебных заведений / под общ. ред. В. Г. Игнатова. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2010. — 574 с.
  8. Ф. О некоторых причинах поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны // Россия в XX веке: судьбы исторической науки. — М., 1996. — С. 453−460.
  9. С., Федоров К. Вторая мировая война 1939−1945 гг.: причины, характер, уроки. — М.: Изд-во МГТУ, 1995. — 48 с.
  10. М. Упущенный шанс Сталина: Советский Союз и борьба за Европу: 1939−1941: (Документы. Факты. Суждения). — М.: Вече, 2000. — 544 с.
  11. В.И. Особенности государственного управления СССР в годы великой отечественной войны (1941−1945) / В. И. Морозов // Управленческое консультирование. — 2005. — № 1. — С. 32−46.
  12. В. СССР во Второй мировой войне: новейшая российская историография проблемы // Война 1941−1945 годов: современные подходы. — М.: Наука, 2005. — С. 177−192.
  13. Н.А. История государственного управления в России: учебник для студентов высших учебных заведений / Н. А. Омельченко. — М.: Проспект, 2010. — 463 с.
  14. А.Ю. Перестройка системы власти и государственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны / А. Ю. Пиджаков, М. П. Золотковская // Мир юридической науки. — 2011. — № 6. — С. 25−30.
  15. В. Цена победы. Вторая мировая война // Война и общество, 1941−1945. Книга вторая. — М.: Наука, 2004. — С. 386−405.
  16. А., Дьяков Ю., Колодникова Л. Предисловие // Война 1941−1945 годов: современные подходы / отв. ред. АН. Сахаров. М.: Наука, 2005. — С. 3−25.
  17. Н. Великая Отечественная война (1941−1945 гг.). — Кемерово: б/и., 1996. — 208 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ