Технология изготовления детали «Вал-шестерня»
![Курсовая: Технология изготовления детали «Вал-шестерня»](https://gugn.ru/work/1351906/cover.png)
Вывод Данный курсовой проект позволил на практике закрепить и углубить знания, полученные в в процессе обучения на специальности 7.90 202 — «Технология машиностроения». В процессе курсового проектирования выполнялась комплексная инженерно-техническая задача, для последовательного и правильного решения которой потребовалось применять на практике сведения из общенаучных, общетехнических… Читать ещё >
Технология изготовления детали «Вал-шестерня» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задание на курсовой проект Курсовой проект содержит текстовую и графическую части. Объем пояснительной записки — 18 страниц формата А4 печатного текста, а также чертёж заготовки формата А4. В пояснительную записку входят: общая часть, технологическая часть. К курсовому проекту прилагается чертёж детали формата А3.
Введение
Машиностроение является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Она создает активную часть основных производственных фондов и тем самым в значительной мере определяет возможности развития народного хозяйства страны. Развитию и формированию технологии машиностроения, как прикладной науки предшествовал непрерывный прогресс машиностроения на протяжении двух последний столетий. В наше время машиностроение? ведущая отрасль производства. Эффективность производства и качество выпускаемой продукции во многом зависит от нового оборудования и от совершенствования технологических процессов. Повышение темпов научно-технического прогресса вызывает частую смену объектов машиностроительного производства, что в свою очередь требует от машиностроения создания новых видов продукции. В условиях рыночной экономики для того, чтобы продукция машиностроения была конкурентоспособной, необходимо обеспечить ее высокое качество. Решение этой задачи невозможно без широкого применения вычислительной техники, станков с ЧПУ, прогрессивной технической оснастки, обеспечивающей высокую точность и качество обрабатываемых деталей, а также необходимо создать безопасные условия труда на производстве.
Цель курсовой работы — закрепление и углубление знаний, полученных при изучении «Основы технологии машиностроения», «Автоматизация производственных процессов в машиностроении», а также применение этих знаний в самостоятельной работе при решении конкретных конструкторских и технологических задач. Получение заданной детали с наименьшими затратами материалов, минимальной трудоемкостью, а следовательно себестоимостью; повышению качества продукции.
Согласно заданию на курсовой проект, необходимо спроектировать комплексный технологический процесс изготовления детали «Вал».
1. Общая часть.
1.1. Служебное назначение и техническая характеристика заданной детали Данная деталь — «вал-шестерня». Валы предназначены для удержания установленных на них элементов (шкивы, зубчатые колеса и т. д.) и для передачи крутящего момента. В процессе работы вал испытывает изгиб, кручение, а в отдельных случаяхрастяжение и сжатие. Используется вал-шестерня в редукторах. В данной детали имеются 2 шпоночных паза В=45ПШ. Шпоночные пазы предназначены для предотвращения проворота зубчатого колеса и для передачи вращающего момента. На валу-шестерне имеются две фаски 4*45?, они используются для упрощения последующего монтажа и для более плавного захода детали. На данной детали установлено косозубое зубчатое колесо с такими данными:
— модуль нормальный mn=12.
— число зубьев z=13.
— степень точности 8-х.
— угол зацепления ?=20?
— угол наклона зубьев: левый.
— величина сдвига инструмента x*m=5,76.
— постоянная хорда SC=20,4372.
— высота до постоянной хорды hC=14,009.
Косозубые зубчатые колеса используются для передачи вращения между валами, на которых они располагаются. Они обладают рядом преимуществ: имеют большую нагрузочную способность, плавность зацепления и при работе малошумны. Однако, данные колеса сложны в изготовлении из-за точности и дополнительной осевой силы.
Также, на валу-шестерне установлены галтели. Галтель предназначена для уменьшения концентрации напряжений в месте резкого перехода от меньшего диаметра к большему. Рассмотрим поверхности вала-шестерни:
Общим параметром шероховатости является 12,5. Соответствующие этой шероховатости поверхности не требуют чистового обтачивания, предварительного и чистового шлифования.
Поверхности с шероховатостью 0,8 соответствуют 7 квалитету. Они требуют предварительного обтачивания, чистового обтачивания и однократного шлифования.
— означает.
— означает.
— длина означает.
1.2.Анализ технических требований на изготовление детали Исходя из технических требований, указанных к данной детали мы видим, что необходимо выбрать твердость 262−268 НВ, т.к. после термообработки улучшение повышается качество стали: твердость и прочность улучшаются, материал становится более однородным.
Перекос оси паза относительно оси вала не более 0,08 мм и смещение оси паза шпонки относительно оси вала не более 0,22 мм. Эти величины нельзя превышать, в противном случае на деталь невозможно будет закрепить зубчатое колесо. Для данной детали мы используем центровые отверстия типа В с предохранительным конусом.
1.3 Анализ технологичности конструкции детали.
«Вал-шестерня» имеет сложную конструкцию, он вмещает в себе закрытый шпоночный паз, который является нетехнологичным элементом. Деталь имеет возможность базировки в центрах, для чего в торцевых поверхностях вала предусмотрены центровые отверстия. Они помогают избежать погрешности обработки в радиальном направлении и служат для совмещения баз (размерной и установочной).
Определение действительной жесткости детали:
Длина вала:760мм.
Рассчитаем средний диаметр:
Значит, мы не используем люнеты, так как вал имеет достаточную жесткость.
Конструкция данной детали обеспечивает удобство использования измерительного и режущего инструмента.
1.4 Определение типа и организационной формы производства.
Мы выбираем среднесерийное производство. Среднесерийное производство характеризуется средним объемом выпуска деталей, изготавливаемых в течении определенного времени. Т.к. «вал-шестерня» имеет массу 135 кг., то количество деталей одного наименования, обрабатываемых в год составляет 100−300 штук.
заготовка деталь маршрут конструкция.
2. Технологическая часть.
2.1 Выбор и обоснование вида заготовки и метода ее получения Чертежом предусмотрено изготовление детали с конструкционной стали 40Х ГОСТ 4543–71.
Назначение стали 40Х: оси, валы, вал-шестерни, плунжеры, штоки, коленчатые и кулачковые валы, кольца, шпиндели, оправки, рейки, зубчатые венцы, болты, полуоси, втулки и другие улучшаемые детали повышенной прочности.
На первой стадии выбора заготовки для заданной детали следует предварительный выбор 2-х или более приемлемых способов изготовления заготовки для заданных деталей. Для нашей детали «вал-шестерня» мы выбираем 2 способа получения заготовок: штамповка на молотах и периодический продольный прокат.
Рассмотрим 1 способ, штамповка на молотах.
Вычислим коэффициент использования металла:
Объем детали:
V1=6 321 124,45 мм³.
V2=10 053 172,4 мм³.
V3=6 321 124,45 мм³.
Масса заготовки:
значит, коэффициент пребывает в пределах нормы Рассчитаем себестоимость заготовки:
Где Сi — базовая стоимость 1 т металла, грн;
— коэффициенты, которые зависят от класса точности, группы сложности, массы, марки материала и объёма производства заготовок;
Q — масса заготовки, кг;
q — масса детали, кг;
Sотх — стоимость одной тонны стружки, грн.
Рассмотрим второй способ получения заготовки — периодический продольный прокат: Объем детали:
Масса заготовки:
Коэффициент использования металла:
Рассчитаем себестоимость заготовки:
Затраты на материал:
Затраты на механическую обработку:
Полная себестоимость:
Следовательно, мы выбираем способ получения заготовки штамповку на молотах, так как он является более экономичным.
Ниже приведен эскиз заготовки.
Рис. 2.1 Эскиз заготовки.
2.2 Выбор методов обработки поверхностей детали В данном пункте мы назначаем методы обработки с учетом габаритных размеров, характера и точности исходной заготовки, свойств материала и других факторов.
Методы обработки выбираются для всех поверхностей детали, начиная с самой точной и кончая самой неточной.
Табл.2.2 Методы обработки поверхностей.
№пп. | Наименование или обозначение поверхностей. | Квалитет точности. | Шероховатость, Ra. мкм. | номер | Метод получения. | |
Поверхность 180 Т. Ra=0,8. | 6,3. 1,6. 0,8. | Заготовка Точение предварительное Точение окончательное Шлифование однократное. | ||||
Поверхность 193+0,3. Ra=3,2. | 6,3. 2. 1,6. | Заготовка Точение предварительное Зубофрезерование предварительное Зубофрезерование окончательное Зубошлифование однократное. | ||||
Поверхность 180Пр Ra=0,8. | 6,3. 1,6. 0,8. | Заготовка Точение предварительное Точение окончательное Фрезерование чистовое. | ||||
Шпоночные пазы В=45ПШ. | 12,5. | Заготовка Фрезерование однократное. | ||||
2.3 Определение величин припусков на обработку заготовки В данном разделе мы устанавливаем оптимальные величины припусков на обрабатываемые поверхности заданной детали, исходя из требований чертежа, а также определяем основные размеры заготовки и устанавливаем допускаемые отклонения размеров.
Припуски на механическую обработку определяются табличным методом на все поверхности заданной детали по нормативным данным, приведенным в справочной литературе /1, 2, 5, 12/. Результаты должны представлены в виде сводной таблицы припусков на обработку (табл. 2.4).
Табл.2.3. Сводная таблица припусков на обработку заготовки.
№пп. | Наименование поверхности и методов обработки. | Расчетные величины. | |||
Припуск, мм. | Получаемый размер, мм. | Отклонение, мм. | |||
Поверхность. Шлифование окончательное Шлифование предварительное Точение окончательное Точение предварительное Заготовка. | 2*0,24. 2*0,4. 2*0,8. 2*2,66. 2*4,1. | 180,48. 182,08. 188,2. 196,4. | +0,63. +0,17. | ||
Поверхность 193. Точение чистовое Точение предварительное Заготовка. | 2*0,8. 2*3,3. 2*4,1. | 194,6. 201,2. | — 240. — 355. | ||
Поверхность. Шлифование окончательное Шлифование предварительное Точение окончательное Точение предварительное Заготовка. | 2*0,24. 2*0,4. 2*0,8. 2*2,66. 2*4,1. | 180,48. 182,08. 188,2. 196,4. | +123. +77. | ||
2.4 Разработка технологического маршрута изготовления детали В данном подразделе представлен технологический маршрут изготовления детали Технологический маршрут изготовления детали показывает содержание и последовательность технологических операций с их обоснованием. В него также включено технологическое оборудование, режущий, вспомогательный инструменты и средства технологического контроля.
Табл.2.4. Технологический маршрут изготовления детали.
Операция. | Содержание или наименование операции. | Станок, оборудование. | Приспособления. | База. | |
Фрезерно-центровальная: 1)Фрезеровать торцы в размер 760 мм. 2)Сверлить центровые отверстия тип В, Lсум = 37 мм. | полуавтомат фрезерно-центровальный 2982. | Машинные тиски, торцевые фрезы O200мм, z=13; центровальные сверла, типа В O42,5 мм. | Цилиндричиские поверхности O180m7. | ||
Токарная предварительная: 1)Точить поверхность O196,4 до O188,2 выдержав размер L=224 мм. 2) Точить поверхность O201,2 до O194,6 выдержав размер L = 312 мм Переустановить деталь. 3) Точить поверхность O196,4 до O188,2 выдержав размер L = 224 мм. | Токарно-винторезный 16 К20Ф3. | 2-х кулачковый поводковый патрон; центра — плавающий и жёсткий; резец проходной отогнутый правый Т5К10; резец расточной (правый, левый) Т5К10; штангенциркуль, глубиномер, калибр пробка. | Цилиндрические поверхности. O180m7. | ||
Токарная окончательная: 1) Точить поверхность O188,2 до O182,08 выдержав размер L=224 мм Переустановить деталь. 2) Точить поверхность O194,6 до O193 выдержав размер L = 312 мм. 3) Точить поверхность O188,2 до O182,08 выдержав размер L = 224 мм. | Токарно-винторезный 16 К20Ф3. | 2-х кулачковый поводковый патрон; центра — плавающий и жёсткий; резец проходной отогнутый правый Т5К10; штангенциркуль. | Цилиндрические поверхности. O180m7. | ||
Зубофрезерная : Фрезеровать зубья O193 на длину 312 мм. | Зубофрезерный горизонтальный станок 5В375Ф2. | Фреза червячная, тип 1, Р6М5; | Цилиндрическая поверхность O180m7. | ||
Шпоночнофрезерная Фрезеровать шпоночный пазs глубиной h=45мм, выдержав размер L = 125 мм. | Фреза шпоночная, тип 1, dxL = 10×63, Р6М5; глубиномер; | Цилиндрическая поверхность O193. | |||
Круглошлифовальная предварительная: 1) Шлифовать поверхность O182,08до O180,48 мм выдержав размер L=224 мм. 2) Шлифовать поверхность O182,08до O180,48 мм выдержав размер L = 88 мм. | Круглошлифовальний станок 3М151Ф2. | Шлифовальный круг типа ПП, 600×63×305мм. | Центровые отверстия. | ||
Круглошлифовальная окончательная: 1) Шлифовать поверхность O182,08до O180,48 мм выдержав размер L=224 мм. 2) Шлифовать поверхность O182,08до O180,48 мм выдержав размер L = 88 мм. | Круглошлифовальний станок 3М151Ф2. | Шлифовальный круг типа ПП, 600×63×305мм,. | Центровые отверстия. | ||
Зубошлифовальная однократная: Шлифовать поверхность O193, выдержав размер L= 312 мм. | Зубошлифовальный полуавтомат ВСН-840 CNC25. | Червячный абразивный круг 300 мм. | Центровые отверстия. | ||
Моечная Промыть деталь. | Моечная машина. | ||||
Контрольная Контроль ОТК. | Стол О10 905−86ТК Гост. | ||||
2.5 Расчёт припусков и предельных размеров по технологическим переходам на обработку поверхности В данном подразделе выполнен расчёт припусков и предельных размеров по технологическим переходам на обработку самой точной поверхности, которой является поверхность O180m6.
Технологический маршрут обработки отверстия 180m6 мм состоит из следующих технологических операций: предварительного и окончательного точения, предварительного и окончательного шлифования.
Данные по ходу расчёта заносим в таблицу 2.6.
Значение Rz и T, характеризующее качество поверхности штампованных заготовок, составляет Rz=300 мкм, Т=300 мкм.
Суммарное значение пространственных отклонений для заготовки данного типа определяем по формуле где — отклонение смещения;
— отклонение эксцентриситета.
где — отклонения в вертикальной и горизонтальной плоскостях соответственно. в нашем случае равно 1.
На основании записанных в таблице 2.6 данных производим расчёт минимальных значений межоперационных припусков по формуле:
Минимальные припуски под точение:
предварительное окончательное Таким же способом рассчитываем и на остальные технологические операции. Графа расчётный размер dp заполняется начиная с конечного размера путем последовательного прибавления расчётного минимального припуска каждого технологического перехода:
Минимальные предельные размеры dmin получаем с учётом округления расчётных размеров dp до такого же количества знаков после запятой, как и в допуске? (допуск рассматривать в мм).
Максимальные предельные размеры dmax получаем путём прибавления допуска? к минимальным предельным размерам dmin.
Минимальные предельные значения припусков равны разности наибольших предельных размеров выполняемого и предшествующего переходов, а максимальные значения — соответственно разности наименьших предельных размеров.
Тогда для предварительного точения:
Таким же образом выполняем расчеты и для других операций.
Табл.2.5 Расчет припусков и предельных размеров по технологическим переходам.
Технол.переходы поверхности. | Элементы припуска. | Расчет припус. | Расчет. размер | Допуск. | Предельный размер | Пред.знач. припусков. | |||||
Т Р. | |||||||||||
Заготовка. | 185,26. | 185,13. | 188.16. | ||||||||
Обтачивание Предварительное Окончательное. | 2*2420. 2*209. | 180,82. 180,4. | 180,8. 180,4. | 181,97. 180,86. | |||||||
Шлифование Предварительное Окончательное. | 2*133. 2*66. | 180,13. | 180,2. | 180,23. 180,04. | |||||||
Схема графического расположения припусков и допусков на обработку поверхности.
Вывод Данный курсовой проект позволил на практике закрепить и углубить знания, полученные в в процессе обучения на специальности 7.90 202 — «Технология машиностроения». В процессе курсового проектирования выполнялась комплексная инженерно-техническая задача, для последовательного и правильного решения которой потребовалось применять на практике сведения из общенаучных, общетехнических и специальных дисциплин, работать с литературой, пользоваться ГОСТами, каталогами и другой справочной литературой.
1. Косилова А. Г., Мещеряков Р. К., Калинин М. А. Точность обработки, заготовки и припуски в машиностроении: Справочник.- М.: Машиностроение, 1976. — 288 с.
2. Курсовое проектирование по технологии машиностроения: /Под ред.А. Ф. Горбацевича. — Минск: Вышэйш. шк., 1983. — 256 с.
3. Методические указания к разделу курсового и дипломного проектов по специальности0501 «Перерасчет размеров и допусков при смене технологических баз» /Сост.: Р. О. Шамей, Е. И. Иванов. — Жданов; ПГТУ, 1986. — 12 с.
4. Методические указания к разделу курсового и дипломного проектов по специальности 0501 «Выбор и обоснование метода получения заготовки» /Сост.; Е. И. Иванов, Р. О. Шамей. — Мариуполь: ПГТУ, 1986. — 20 с.
5. Методические указания к выполнению контрольных заданий и практических занятий по курсу «Технология машиностроения (для студентов специальностей 1201,1202) /Сост. И. М. Левин, — Мариуполь: ПГТУ, 1992. — 58 с.
6. Общемашиностроительные нормативы режимов резания для технического нормирования на металлорежущих станках: В 2 ч. — М.: Машиностроение, 1974. — 425 с.
7. Методические указания к выполнению раздела курсового проекта и практических занятий по курсу «Технология машиностроения» (для студентов специальностей 1201, 1202) Сост.: И. М. Левин, А. А. Андилахай, — Мариуполь; ПГУ, 1990. — 48 с.
8. Общемашиностроительные нормативы времени и режимов резания на работы, выполняемые на металлорежущих станках с программным управлением. -М: Экономика, 1980, 208 с.
9. Проектирование технологических процессов механической обработки / Под ред. В. В. Бабука. — Минск: Вышэйш. шк., 1987. 256 с.
10. Режимы резания металлов: Справочник /Под ред. Ю. В. Барановского. М.: Машиностроение, 1972. — 407 с.
11. Руденко П. А. Проектирование технологических процессов в машиностроении. — Киев: Вища шк., 1985. — 256 с.
12. Справочник технолога-машиностроителя: В 2 т. /Под. Ред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова. — М.: Машиностроение, 1986. — 360 с.
13. Руденко П. А. Проектирование заготовок в машиностроении. — Киев: Вищ. Шк., 1991. — 247 с.
14. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т. 2/ Под ред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1986. — 496 с.
.ur.