Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация предметно-развивающей среды в группе детей младшего возраста

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Необходимость усиления работы по совершенствованию предметно-развивающей среды обусловила проведение опытно-экспериментальной работы (формирующего эксперимента). Соблюдены общие требования к организации среды: доступность, жизненность; достаточность пространства и материалов; разнообразие материалов; эстетическая организация среды, сочетание привычных и неординарных элементов, соответствие… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Понятие, функциональное назначение и ведущие характеристики предметно-развивающей среды в ДОУ
    • 1. 2. Концептуальная модель, принципы конструирования и требования к организации предметно-развивающей среды в ДОУ
    • 1. 3. Особенности образовательной и предметно-развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Анализ состояния предметно-игровой среды в младшей группе ДОУ и уровня развития игры детей младшего дошкольного возраста
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации игрового пространства для детей младшего дошкольного возраста
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Организация предметно-развивающей среды в группе детей младшего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования. Анализ литературных источников показал, что развивающая предметно-пространственная среда — это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное — происходит гармоничное развитие личности. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Предметная среда обеспечивает разнообразные виды деятельности ребенка — дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры закладывают у ребенка фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Рационально организованная, эстетически оформленная предметно — развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

Нами проведено констатирующее исследование, для которого были выбраны следующие методы: выявление состояния предметно-развивающей среды, наблюдение за игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста. Нами определены показатели и критерии оценки результатов исследования. Результаты констатирующего эксперимента выявили недостаточный в целом уровень организации предметно-развивающей среды в группе детей младшего дошкольного возраста. Выявлено, что возможности предметно-развивающей среды для развития игры у детей младшего возраста в ДОУ используются недостаточно. Анализ предметной игровой среды показал, что игрушки слишком детализированы и наталкивают дошкольников на один и тот же способ их использования, отмечено недостаточное количество игрового материала, стимулирующего воображение дошкольников. Наблюдения за сюжетной игрой детей младшего дошкольного возраста показали, что у детей преобладают средний и низкий уровни развития сюжетной игры.

Необходимость усиления работы по совершенствованию предметно-развивающей среды обусловила проведение опытно-экспериментальной работы (формирующего эксперимента). Соблюдены общие требования к организации среды: доступность, жизненность; достаточность пространства и материалов; разнообразие материалов; эстетическая организация среды, сочетание привычных и неординарных элементов, соответствие гигиеническим и эргономическим требованиям. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента проведена работа по…

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 / В ред. от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // «РГ» — Федеральный выпуск № 5125 от 5 марта 2010 г.
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях (СанПиН 2.4.1.3049−13) от15 мая 2013 г.
  4. Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду //Дошкольное воспитание. — 1999. — № 5. — С.32 — 34.
  5. М.Л., Макорова Н. В. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону. Феникс, 2005.
  6. Е.Н. Влияние предметно-развивающей среды на развитие внимания и воображения старших дошкольников / Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. — М.: МГППУ, 2006.
  7. Н.А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. — М.: УЦ «Перспектива», 2011. — 207 с.
  8. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е. Н. Степанова. — М., 2006. — 178 с.
  9. Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика — Пресс, 2009. — 456 с.
  10. О.П. Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста. — М.: МГППУ, 2003. — 40с.
  11. Р.Т., Кострикина Т. Д. Оформление детских дошкольных учреждений. — М., 1974.
  12. А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды. Учебное пособие. — М.: Архитектура-С, 2008.
  13. Дизайн детской развивающей предметной среды / А. А. Грашин. — М.: Архитектура-С, 2008.
  14. Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет // Ребенок в детском саду. — 2002. — № 2. — С. 49−55.
  15. С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / С. В. Железнова, Т. А. Фалькова. — Ульяновск, 2001. — 72 с.
  16. Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры / Е. Зворыгина, Н. Комарова //Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5. — С. 31.
  17. Истоки: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л. А. Парамоновой. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 320с.
  18. А. Г. Избранные труды. М., 2008. — 94 с.
  19. А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие / А. В. Калиниченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
  20. Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы // Учитель. — 2009. — С. 143.
  21. Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. — СПб. :Детство-Пресс, 2010. — С. 5−12.
  22. Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольника / Готовимся к аттестации! — СПб.: «Детство — Пресс». 1999.
  23. Т., Филлипс О. Эстетическая развивающая среда в ДОУ: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007.
  24. И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. — М.: Изд-во РОУ, 1996.
  25. В.Ф. Нравственно-эстетическое развитие личности в учреждении дополнительного образования// Современные технологии в образовании. — Екатеринбург, 2006.
  26. Ю.С. Средовой подход в воспитании — 2-е изд., перераб. — М., Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. — 157 с.
  27. Ю.С. Шек Г.Г. Опыт освоения средового подхода в образовании.- Учебно-методическое пособие. — Москва — Н. Новгород, 2008. — 220 с.
  28. Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. — СПб.: Детство-Пресс. — 2010. — С. 13−40.
  29. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. — М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. — 160 с.
  30. В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. — М.: Прогресс-Традиция, 2006.
  31. Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада /Под. ред. Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  32. В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  33. Нищева Н. В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010- С. 128.
  34. С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн — проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М.: Просвещение, 2001. — 89 с.
  35. С.Л. Развивающая предметная среда. — М., 1995.
  36. Организация предметно-игрового пространства в детском саду: Методическое пособие /Под общ. ред. Е. О. Смирновой. — М.: Аркти, 2013. — 120с.
  37. Н.Н. Ребенок в раннем и дошкольном детстве / Н. Н. Палагина, Л. В. Ахромеева. М., 2002.
  38. Г. Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. — М., 1982.
  39. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я младшие группы. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 96с.
  40. В.А., Кларина Л. М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 2003. — 102 с.
  41. М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении / Готовимся к аттестации! — СПб.: Детство — Пресс. 1999.
  42. М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 96с.
  43. М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада — СПб. :Детство-Пресс. — 2010. — С. 41−62.
  44. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. — СПб. :Детство-Пресс, 2010.
  45. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ / Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128с.
  46. Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.-192 с.
  47. Е.О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности //Дошкольное воспитание. — 2002. — № 4. -С. 70−73.
  48. Е.А., Щербакова Т. Н. Психолого-педагогический практикум: Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Е. А. Шашенковой. — М.: УЦ Перспектива, 2010. — 176с.
  49. Т.Н. Эстетизация образовательной среды учебных учреждений. — М.: УЦ Перспектива, 2011. — 116с.
  50. Д.Б. Психология игры. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. — 362с.
  51. В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию // Москва. — 2000.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ