Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогика сотрудничества. 
Организация и методика профессионального обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ… Читать ещё >

Педагогика сотрудничества. Организация и методика профессионального обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления помыслы передовой педагогической общественности находят свое воплощение в реализации идей «педагогики сотрудничества», в которых отражены и сконцентрированы новые направления и факторы и педагогического стиля, и педагогического такта, и педагогической техники педагога.

" Педагогика сотрудничества" является одной из наиболее всеобъемлющих и богатейших педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название это было дано группой педагогов-новаторов 80-х гг. прошлого столетия. В их обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы, достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки и практики. Ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу воплощения в жизнь концепции нового педагогического мышления. «Педагогика сотрудничества» как проявление нового педагогического мышления характерна для всех образовательных учреждений, всех структурных элементов учебновоспитательного процесса, в том числе и для производственного обучения.

В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.

Педагогическое сотрудничество — явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия — это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Есть очень способные учащиеся, но немало и таких, которые ленятся, не хотят учиться, которых к этому надо приучать, а иногда — даже принуждать. Но это наши дети, и мы не можем исключить их из сферы нашего педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого учителя (преподавателя, мастера) — постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию. Таким образом, педагогическое сотрудничество — это не только взаимодействие, не только доверие и взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность учащихся.

Педагогическое сотрудничество, выбор соответствующего стиля взаимоотношений с учащимися требуют педагогического такта, мастерства, опыта работы педагога. Поэтому неудивительно, что идеи педагогического сотрудничества получают распространение и поддержку прежде всего у опытных, творчески работающих педагогов-новаторов. Вместе с тем это не означает, что «педагогика сотрудничества» — достояние только «педагогических маяков». Каждый педагог, стремящийся к овладению педагогическим мастерством, должен и может быть ее активным последователем.

Значение «педагогики сотрудничества» выходит далеко за пределы методики и организации обучения. Это своего рода стратегия учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем «педагогика сотрудничества» — эта целостная методическая система, характерными чертами которой являются:

создание творческой атмосферы на каждом уроке, каждом занятии; постоянное превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебного процесса; обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижении успеха; исключение, как правило, методов принуждения учащихся к учению;

демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная атмосфера общения педагога с учащимися, учащихся между собой; создание условий продвижения вперед.

" слабому" и ускоренного развития «сильных»; организация добровольной взаимопомощи «сильных» учащихся «слабым» ;

создание на каждом занятии комфортных условий учебно-воспитательного процесса: обстановка радости успеха; снятие боязни провала и отрицательной оценки; широкая практика оценочного общения педагога с учащимися; эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов учащихся к педагогу и друг к другу;

широкое применение педагогических средств, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности: эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы, возбуждение и поддержание интереса учащихся во всех его видах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации учащихся в учении, поощрение и поддержание высокого уровня любознательности учащихся, применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий;

объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся, использование политики оценки для повышения качества учения; применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения; широкое применение самоконтроля и самоанализа учащимися своих учебных успехов.

В условиях профессионального образования, в частности производственного обучения, реализация идей «педагогики сотрудничества» имеет определенные особенности применительно к временным периодам процесса обучения. В первые месяцы обучения ведущую роль в обучении и воспитании учащихся играет авторитет мастера, преподавателя. В этот период происходит взаимное знакомство мастера и учащихся, учащихся друг с другом, начинает складываться ученический коллектив, учащиеся начинают осваивать условия в новом для них учебном заведении, знакомиться с новыми порядками и требованиями, новым режимом обучения и работы. Поэтому сотрудничество в данный период требует особого педагогического такта и осторожности.

На «среднем» этапе обучения (второе полугодие первого курса, второй курс) у учащихся развивается самостоятельность мышления, учебной и учебно-производственной деятельности, формируется собственная точка зрения; они особенно склонны к участию в различного рода объединениях, кружках, высоко ценят дружбу, товарищество, справедливость. Данный период наиболее благоприятен для воспитания коллективизма, и сотрудничество мастера, учащихся, ученического коллектива в целом может быть исключительно плодотворным.

На завершающем этапе освоения профессии (третий курс) у учащихся формируются профессиональные интересы. Преобладают не механическое, а осмысленное критическое усвоение знаний, более целенаправленная отработка профессиональных умений. На этом периоде обучения наиболее разумным является сочетание сотрудничества с предоставлением учащимся значительной свободы и самостоятельности в решении отдельных проблем и поиске интересующей их информации.

Разумеется, приведенная схема весьма условна и относительна. В каждом отдельном случае следует принимать во внимание уровень общего развития учащихся, их физическое и психическое состояние, конкретную обстановку в учебном заведении. Кроме того, необходимо учитывать еще ряд важных условий, главные из которых следующие:

желание мастера сотрудничать с учащимися, наличие у него достаточной психологопедагогической подготовленности, положительных личностных качеств педагога-воспитателя, владение основными принципами «педагогики сотрудничества» ;

сплоченность и работоспособность ученического коллектива. Сотрудничество и коллектив развиваются одновременно, поэтому первая задача мастера — сплотить ученический коллектив;

поддержка руководства учебного заведения. В учебном заведении должен быть дружный педагогический коллектив, принявший и реализующий идеи «педагогики сотрудничества» широким фронтом. «Педагогика сотрудничества» в таком коллективе должна рассматриваться как важнейший принцип межпредметных связей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой