Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π­ΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-цСнностный ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ самосознания

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π›ΡŽΠ±Ρ‹Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-цСнностного ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π° самосознания, Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°, Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ приводят ΠΊ Π΄ΠΈΡΠ³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ личности младшСго школьника ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ слСдствиС, ΠΊ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ отклонСниям Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ. Π‘ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π΅ самосознания Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии младшСго школьного возраста связаны Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ яркиС, Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π­ΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-цСнностный ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ самосознания (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π‘ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π΅ самосознания Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии младшСго школьного возраста связаны Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ яркиС, Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ измСнСния Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия личности Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ.

ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго самооцСнка ΡƒΡ‚Ρ€Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π·Π½Π°ΠΊ. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ младшСго школьника Π΅Π³ΠΎ достаточно высокая общая самооцСнка сочСтаСтся с Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ частными самооцСнками, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°ΠΌ своСй личности, своим поступкам, успСхам ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡Π°ΠΌ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΈΠ³Ρ€Π΅, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ.

ΠžΡ‚ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ, которая фиксируСт ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ удовлСтворСния ΠΈΠ»ΠΈ нСудовлСтворСния собой, зависит восприятиС школьником собствСнных успСхов ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ½ ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ собой, ΠΈ Ρ‚ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ ΠΈΡ… Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³Π°Π΅Ρ‚. Π‘Π»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, самооцСнка нСпосрСдствСнно связана с ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ притязаний личности. ΠœΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ сущСствуСт ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Если самооцСнка Π½Π΅Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Π° ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΎΡˆΠΈΠ±Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ своих возмоТностСй, это ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Π½Π΅Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ (Π·Π°Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π°Π½ΠΈΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ) притязаниям, ΠΊ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Ρƒ Π»ΠΈΠ±ΠΎ слишком Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Ρ…, Π½Π΅Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΠΌΡ‹Ρ…, Π»ΠΈΠ±ΠΎ, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, слишком Π»Π΅Π³ΠΊΠΈΡ… Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ. Как ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, подобная Π½Π΅Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ самооцСнки ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Ρ притязаний Π²Π»Π΅ΠΊΡƒΡ‚ Π·Π° ΡΠΎΠ±ΠΎΠΉ отклонСния Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ младшСго школьника. НСкоторыС Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ, ΠΏΡ‹Ρ‚Π°ΡΡΡŒ ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½ΡƒΡŽ самооцСнку, ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ€Π³Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³ΡˆΠΈΠΉ ΠΈΡ… Π½Π΅ΡƒΡΠΏΠ΅Ρ…, ΠΏΡ€ΠΈΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρƒ Π½Π΅ Π·Π°Π²ΠΈΡΡΡ‰ΠΈΠΌ ΠΎΡ‚ Π½ΠΈΡ… ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°ΠΌ, ΠΎΠ±Π²ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‚ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ притязаний Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π΅ ΡΠ½ΠΈΠΆΠ°Π΅Ρ‚ся, Π½ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡΠΈΡ‚ΡŒΡΡ. Π£ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ проявлСния Π±Ρ€Π°Π²Π°Π΄Ρ‹, заносчивости, агрСссивного повСдСния, излишнСго стрСмлСния ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ. Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΆΠ΅, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ², стрСмятся Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡ΡŒ успСха Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ постановки Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π»Π΅Π³ΠΊΠΈΡ…, Π·Π°Π²Π΅Π΄ΠΎΠΌΠΎ достиТимых Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ. Π­Ρ‚ΠΈΠΌ школьникам свойствСнны Π½Π΅ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅Π±Π΅, боязнь Ρ€Π°Π·ΠΎΡ‡Π°Ρ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… возмоТностях. Они ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΠ±ΠΈΠ΄Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Ρ€Π°Π½ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ.

Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚ ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ привСсти Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствиС самооцСнку ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ притязаний ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ возмоТности.

ΠœΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ исслСдованиями Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ адСкватная самооцСнка, Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· самого сСбя формируСтся Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅Π³ΠΎ школьника ΠΏΡ€ΠΈ Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΌ сочСтании Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΠΎΡ‡Π΅Ρ€ΠΏΠ½ΡƒΡ‚Ρ‹Ρ… ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° (Ρ‡Ρ‚ΠΎ я ΡƒΠΌΠ΅ΡŽ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ я ΠΌΠΎΠ³Ρƒ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈΠ· ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡ со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ.

Для развития Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ самооцСнки Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° особоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, начиная с Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ дСтства ΠΈ Π½Π° Π²ΡΠ΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ протяТСнии, ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ. Π˜Π·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ самооцСнка дошкольника практичСски всСгда совпадаСт с Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅ΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΎΠΉ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго с ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΎΠΉ, Π΄Π°Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ Π΅ΠΌΡƒ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΌΠΈ взрослыми. НСслучайно Ρ‚Π°ΠΊΡƒΡŽ самооцСнку дошкольника Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ «ΡΡ…ΠΎ"-самооцСнкой. Аналогичная ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° самооцСнки отчасти сохраняСтся ΠΈ Π² ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅ΠΌ школьном возрастС. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° успСваСмости Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ школьного обучСния воспринимаСтся ΠΈΠΌ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° Π΅Π³ΠΎ личности Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ статуса Π² Π΄Π΅Ρ‚ском ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅. Π’ ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡΡΡŒ Π½Π° ΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ учитСля, сами ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ сСбя ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… свСрстников ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Ρ‚Ρ€ΠΎΠ΅Ρ‡Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Π²ΠΎΠ΅Ρ‡Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ срСдними ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, надСляя прСдставитСлСй ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π½Π°Π±ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… личностных качСств (А. И. Π›ΠΈΠΏΠΊΠΈΠ½Π°, 1976). Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ сущСствуСт Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ ΡƒΡΠΏΠ΅Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ слоТится Π·Π°Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½Π°Ρ самооцСнка, Π° ΡΠΈΡΡ‚СматичСскиС Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈ Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠ΅ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ Π½Π΅ΡƒΡΠΏΠ΅Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ слабых ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΏΠΎΡˆΠ°Ρ‚Π½ΡƒΡ‚ ΠΈΡ… Π²Π΅Ρ€Ρƒ Π² ΡΠ΅Π±Ρ, Π² ΡΠ²ΠΎΠΈ возмоТности. Если ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ΅ происходит, Ρ‚ΠΎ Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с Π·Π°Π½ΠΈΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠΉ самооцСнкой Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ чувство собствСнной нСполноцСнности ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ бСзнадСТности. Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠΈΡ‚ΡŒ остроту своих ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ Π½Π° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π° Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ занятия — спорт, ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΡƒ, ΠΈΠ³Ρ€Ρƒ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. Π£Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°ΡΡΡŒ Π² ΠΏΠΎΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… для сСбя Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ Π½Π΅Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎ Π·Π°Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ самооцСнку, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ компСнсаторный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, которая лишь «ΠΏΡ€ΠΈΠ³Π»ΡƒΡˆΠ°Π΅Ρ‚» чувство нСполноцСнности, ущСрбности.

ΠŸΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности Π² ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΠ΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ чувства компСтСнтности — Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π­. Эриксона, новообразования этого возраста. Π£Ρ‡Π΅Π±Π° — основная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ для младшСго школьника, ΠΈ Π΅ΡΠ»ΠΈ Π² Π½Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ чувствуСт сСбя Π½Π΅ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ, Π΅Π³ΠΎ личностноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ искаТаСтся.

Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΡƒΡŽ самооцСнку ΠΈ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎ компСтСнтности Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ΅ ΠΊΠΎΠΌΡ„ΠΎΡ€Ρ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ атмосфСру. Для этого Π² ΠΌΠ΅Ρ‚одичСском арсСналС учитСля ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹. НапримСр, выставляя ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠΈ, ΠΎΠ½ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Π½ΡƒΡ‚Ρ‹ΠΌΠΈ пояснСниями. Π­Ρ‚ΠΎ, Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΡ‚ Π΅ΠΌΡƒ донСсти свои ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ оТидания Π΄ΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° ΠΈ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ„ΠΎΠ½ ΠΏΡ€ΠΈ любой, Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠΉ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠ΅. Π’ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… условиях Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ, Π° Π½Π΅ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ школьника. И, Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ†, Π²-Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠΈΡ…, Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ…одится ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ всСх ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌ, Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ достиТСния, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π·Π°Π²Ρ‚Ρ€Π°ΡˆΠ½ΡΡ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° оказалась Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ Π²Ρ‡Π΅Ρ€Π°ΡˆΠ½Π΅ΠΉ. Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ этот ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΈΠ·Π±Π΅Π³Π°Π΅Ρ‚ опасности Π·Π°Ρ…Π²Π°Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учащихся, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности Ρ‚Π΅Ρ…, ΠΊΡ‚ΠΎ достигаСт высоких Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Π±Π΅Π· особого Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°. И, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠΎΡ‰Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ малСйшСС ΠΏΡ€ΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ слабого, Π½ΠΎ ΡΡ‚Π°Ρ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

Помимо успСваСмости, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° общСния с ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΈ Ρ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, сущСствСнноС влияниС Π½Π° ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ самооцСнки младшСго школьника ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ сСмСйного воспитания, принятыС Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ цСнности. Если ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΠΈ ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΡ сСмьи Π½Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ возрастным ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ особСнностям Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Ρ‚ΠΎ Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠ° Π²Π΅Ρ€ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅Π³ΠΎ прСдставлСния ΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅ окаТутся искаТСнными, Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π΅Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ.

Π›ΡŽΠ±Ρ‹Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-цСнностного ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π° самосознания, Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°, Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ приводят ΠΊ Π΄ΠΈΡΠ³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ личности младшСго школьника ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ слСдствиС, ΠΊ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ отклонСниям Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ