Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Личность и ее изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Во-первых, пенсионеры считают, что окружающий мир в большей степени к ним благосклонен, дружелюбен и безопасен, в мире больше добра, чем зла; такое же отношение и к людям — в мире больше людей, настроенных к ним дружелюбно, нежели враждебно Во-вторых, пенсионеры в большей степени убеждены в том, что мир к ним больше справедлив, нежели несправедлив, они в определенной степени могут влиять… Читать ещё >

Содержание

  • Личность и ее изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста
  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы личности и ее изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста
    • 1. 1. Категория личности в психологии
    • 1. 2. Влияние пожилого возраста и инвалидности на изменение в структуре личности
    • 1. 3. Психологические особенности лиц пожилого возраста
    • 1. 4. Психологические особенности инвалидов
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Эмпирическое исследование личностных и психологических особенностей лиц пожилого возраста и инвалидов
    • 2. 1. Этапы исследования
    • 2. 2. Выборка исследования
    • 2. 3. Методы и методики исследования
    • 2. 4. Анализ результатов и обсуждение
  • Выводы по 2 главе
  • Заключение
  • Список литературы

Личность и ее изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Далее необходимо рассмотреть подробнее цели и назначение каждой из методик, а также правила их проведения и обработки первичных данных.

Итак, опросник ШБУ (шкала базисных убеждений) разработан в рамках когнитивной концепции базовых убеждений личности.

В соответствии с ней одним из базовых ощущений нормального человека является здоровое чувство безопасности, которое, по мнению Р. Янов — Бульмана, основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро нашего субъективного мира:

Вера в то, что в мире больше добра, чем зла (отношение к окружающему миру и окружающим людям) Убеждение, что мир полон смысла (события в жизни происходят не случайно, а подчиняются определенным законам, например закону справедливости) Убеждение в ценности собственного «Я» (самоценность — «я хороший человек», контроль — «я веду себя правильно», оценка степени собственной удачливости).

Если человек попадает в стрессовую для него ситуацию, то базовые убеждения могут измениться (появляется негативная оценка окружающего мира, людей, потеря веры в себя и т. д.)

Р. Янов-Бульман предлагает выявлять следующие особенности базовых убеждений (шкалы опросника):

благосклонность мира, доброта людей, справедливость мира, контролируемость мира, случайность как принцип распределения происходящих событий, ценность собственного «Я»,

степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями),

степень удачи, или везения.

Методика состоит из 32 утверждений, которые испытуемый должен оценить с точки зрения степени согласия с ними (ответы «совершенно не согласен», «не согласен», «скорее не согласен», «скорее согласен», «согласен», «полностью согласен»)

Обработка результатов заключается в следующем. Ответы испытуемого соотносятся с «ключом» и полученные баллы суммируются по шкалам.

Первичные категории убеждений могут также оцениваться как 3 обобщенных направления отношений:

Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между ВW и ВР (благосклонность мира и доброта людей).

Общее отношение к осмысленности мира, т. е. контролируемости и справедливости событий, вычисляется как среднее арифметическое между показателями J (справедливость мира), С (контролируемость мира) и реверсивным R (случайность). Для получения показателя реверсивного R нужно суммировать баллы, обратные набранным по R относительно середины шкалы.

Убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения вычисляется как среднее арифметическое между SW (ценность «Я»), SC (самоконтроль) и L (везение).

Следующая методика — 16 — факторный опросник Кеттелла.

Данный опросник состоит из 187 утверждений и позволяет выявлять личностные особенности индивида, определяющие стиль его взаимоотношений с окружающей действительностью.

Методика содержит следующие шкалы:

Замкнутость — общительность Интеллект Эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость Подчиненность — доминантность Сдержанность — экспрессивность Подверженность чувствам — высокая нормативность поведения Робость — смелость Жесткость — чувствительность Доверчивость — подозрительность Практичность — развитое воображение Прямолинейность — дипломатичность Уверенность в себе — тревожность Консерватизм — радикализм Конформизм — нонконформизм Низкий самоконтроль — высокий самоконтроль Расслабленность — напряженность Адекватность самооценки После того, как испытуемый ответ на вопросы, выбрав наиболее подходящий, по его мнению, вариант ответа, ответы соотносятся с ключом и баллы подсчитываются по каждой из шкал. Затем выстраивается личностный профиль испытуемого.

Далее проводился анализ результатов и обсуждение.

2.

4. Анализ результатов и обсуждение

Итак, вначале мы проанализировали данные, полученные в ходе диагностики особенностей базовых убеждений пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, получившими инвалидность в результате несчастного случая (автокатастрофы).

Сравнительный анализ особенностей выраженности симптомов пожилых людей и инвалидов представлены в таблице 2 и диаграмме 1.

Таблица 2

Сравнительный анализ особенностей базовых убеждений пенсионеров и инвалидов (тест ШБУ), средние значения Шкала теста Пенсионеры инвалиды Благосклонность мира 5,8 4,4 Доброта людей 5,7 4,3 Справедливость мира 5,2 4,5 Контролируемость мира 5,6 4,5 Случайность как принцип распределения происходящих событий 6,3 4,5 Ценность собственного «Я» 6,9 5,4 Степень самоконтроля 7,8 5,4 Степень удачи, везения 5,7 4,7

Итак, как видно из таблицы и диаграммы, средние значения по шкале «благосклонность мира» у пенсионеров больше, нежели у инвалидов: 5,8 баллов и 4,4 балла.

Какая же тенденция по результатам у пенсионеров и инвалидов получились по шкале «доброта людей»: у пенсионеров 5,7 баллов, у инвалидов — 4,3 балла.

Эти шкалы демонстрируют общее отношение личности к благосклонности окружающего мира. Таким образом, можно отметить, что базисные убеждения относительно соотношения добра и зла в окружающем мире у пенсионеров и инвалидов, испытывающих ПТСР, отличаются.

Так, инвалиды, переживающие ПТСР в большей степени склонны к убеждению, что в мире больше зла, нежели добра, мир не отличается благосклонностью, и окружающие люди в большей степени настроены враждебно. Пенсионеры же, интегрируя свой жизненный опыт, убеждены, что в мире есть добро, он отличается благосклонностью, а окружающие люди настроены к ним в большей степени дружелюбно.

Что касается показателей, относящихся к общему отношению личности к осмысленности мира, то средние значения выглядят следующим образом: по шкале «справедливость мира» у пенсионеров 5,2 балла, у инвалидов — 4,5 баллов; по шкале «контролируемость мира» у пенсионеров 5,6 баллов, у инвалидов — 4,5 балла; по шкале «случайность как принцип распределения происходящих событий» у пенсионеров 6,3 балла, у пассажиров — 4,5 баллов.

Диаграмма 1

Сравнительный анализ особенностей базовых убеждений пенсионеров и инвалидов (тест ШБУ), средние значения Эти шкалы демонстрируют общее отношение личности к осмысленности мира. Таким образом, можно сказать, что особенностью убеждений инвалидов будет то, что они в большей степени считают, что мир к ним не справедлив, они не могут контролировать окружающие события и многое зависит от случая. Пенсионеры в большей степени убеждены, что мир скорее к ним справедлив, нежели несправедлив, они могут контролировать события, происходящие с ними, хотя и не так, как хотелось бы, и что в их жизни не так много случайностей.

Что касается убеждений, демонстрирующих ценность собственного «Я», то результаты получились следующие.

Средние значения по шкале «Ценность собственного Я» у пенсионеров равны 6,9 баллам, у инвалидов — 5,4 балла; по шкале «степень самоконтроля» у пенсионеров 7,8 баллов, у инвалидов 5,4 балла; по шкале «степень удачи, везения» у пенсионеров 5,7 баллов, у инвалидов 4,7 баллов.

Эти шкалы демонстрируют общую степень ценности собственного «Я» личности. Отсюда можно сделать вывод, что люди, попавшие в ДТП и переживающие ПТСР, в результате чего стали инвалидами, в меньшей степени ценят свое «Я», считают, что обладают меньшим самоконтролем и степенью везения, нежели пенсионеры, также они в большей степени склонны осуждать себя за случившееся, считают себя менее удачливыми.

Средние значения по обобщенным показателям базисных убеждений пенсионеров и инвалидов представлены в таблице 3 и диаграмме 2

Таблица 3

Сравнительный анализ обобщенных показателей базовых убеждений пенсионеров и инвалидов (тест ШБУ), средние значения Шкала теста Пенсионеры Инвалиды Общее отношение к благосклонности окружающего мира 5,8 4,3 Общее отношение к осмысленности мира 5,7 4,5 Убеждения относительно собственной ценности 6,8 5,1

Таким образом, можно сделать следующий вывод об особенностях базовых убеждений пенсионеров и людей с ограниченными возможностями, попавшими в ДТП и ставшими инвалидами.

Особенности базовых убеждений инвалидов:

Во-первых, у инвалидов отмечается склонность к мнению о том, что окружающий мир в большей степени враждебен, нежели безопасен, такое же отношение и к людям — в мире больше людей, настроенных враждебно.

Во-вторых, инвалиды в большей степени убеждены в том, что мир к ним не справедлив, он не могут влиять на события и контролировать их, не защищены от случайностей.

Инвалиды в меньшей степени демонстрируют положительное отношение к собственной ценности, в большей степени обвиняют себя в случившемся, считают себя менее везучими, чем окружающие их люди.

Диаграмма 2

Сравнительный анализ обобщенных показателей базовых убеждений пенсионеров и инвалидов (тест ШБУ), средние значения Особенности базовых убеждений пенсионеров:

Во-первых, пенсионеры считают, что окружающий мир в большей степени к ним благосклонен, дружелюбен и безопасен, в мире больше добра, чем зла; такое же отношение и к людям — в мире больше людей, настроенных к ним дружелюбно, нежели враждебно Во-вторых, пенсионеры в большей степени убеждены в том, что мир к ним больше справедлив, нежели несправедлив, они в определенной степени могут влиять на события и контролировать их, в какой то степени защищены от случайностей.

Пенсионеры в большей степени демонстрируют положительное отношение к собственной ценности, считают себя не менее везучими, чем окружающие их люди.

Далее мы проанализировали данные, полученные в ходе проведения опросника Кеттелла. Результаты представлены в таблице 4 и диаграмме 3.

Таблица 4

Личностные особенности пенсионеров и инвалидов (Тест Кеттелла), средние групповые значения Шкала Пенсионеры Инвалиды Замкнутость — общительность 8,7 2,9 Интеллект 7,2 7,4 Эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость 5,9 7,8 Подчиненность — доминантность 6,5 4,4 Сдержанность — экспрессивность 5,0 4,3 Подверженность чувствам — высокая нормативность поведения 7,5 7,9 Робость — смелость 6,0 3,9 Жесткость — чувствительность 6,4 3,2 Доверчивость — подозрительность 7,0 7,6 Практичность — развитое воображение 6,5 8,4 Прямолинейность — дипломатичность 6,3 5,5 Уверенность в себе — тревожность 5,7 3,5 Консерватизм — радикализм 4,0 4,3 Конформизм — нонконформизм 5,6 3,4 Низкий самоконтроль — высокий самоконтроль 5,4 4,3 Расслабленность — напряженность 5,4 7,8 Адекватность самооценки 5,4 3,8

Итак, при сравнении данных, полученных в обеих группах, можно отметить следующие тенденции.

По шкале «замкнутость — общительность» среднее групповое значение группы пенсионеров равно 8,7 баллов, инвалидов — 2,9 баллов.

Таким образом, у пенсионеров более выражены такие качества как общительность, открытость, адаптивность. Инвалиды характеризуются замкнутостью, необщительностью.

По шкале «Интеллект» значение пенсионеров равно 7,2 балла, инвалидов — 7,4 балла.

Это говорит о том, что у респондентов обеих групп уровень интеллекта достаточно высокий, абстрактность мышления, высокий уровень социального мышления, сообразительность.

По шкале «эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость» у пенсионеров значение равно 5,9 баллов, у инвалидов — 7,8 баллов.

Пенсионерам более свойственно спокойствие, эмоциональная устойчивость, свобода от невротических симптомов; респондентам второй группы — тревожность, наличие невротических симптомов, эмоциональная неустойчивость.

По шкале «Подчиненность — доминантность» значение пенсионеров равно 6,5 баллов, инвалидов — 4,4 балла.

Пенсионерам в большей степени свойственна независимость, уверенность, настойчивость, доминантность; инвалидам — зависимость, ведомость, неуверенность.

Диаграмма 3

Личностные особенности пенсионеров и инвалидов (Тест Кеттелла), средние групповые значения По шкале «Сдержанность — экспрессивность» пенсионеры демонстрируют результат, равный 5 баллов, респонденты второй группы — 4,3 балла.

Респондентам обеих групп свойственна сдержанность, спокойствие, стремление скрыть эмоциональные проявления, однако инвалидам данная тенденция свойственна в большей степени, нежели пенсионерам.

По шкале «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения» пенсионеры демонстрируют результат, равный 7,5 баллам, респонденты второй группы — 7,9 баллов.

И пенсионеры и инвалиды демонстрируют подверженность чувствам. Респонденты ранимы, переживают из-за несправедливости по отношению к ним, чувствительны к действиям со стороны окружающих, однако у инвалидов данная тенденция выражены в большей степени, нежели у пенсионеров.

По шкале «Робость — смелость» результаты пенсионеров равны 6,0 баллам, результаты инвалидов — 3,9 баллам.

Пенсионеры более общительны, отзывчивы, дружелюбны, любят бывать в обществе. Инвалиды необщительны, замкнуты, стремятся избегать общества, могут проявлять враждебность по отношению к окружающим По шкале «жесткость — чувствительность» значения пенсионеров равны 6,4 баллам, инвалидов — 3,2 баллам.

Респонденты обеих групп достаточно реалистично смотрят на мир, однако чувствительны в отношении действий в их адрес со стороны окружающих людей, иногда не могут постоять за себя. Однако данная тенденция у инвалидов выражены в большей степени.

По шкале «доверчивость — подозрительность» результаты пенсионеров равны 7 баллам, инвалидов — 7,6 баллам.

И пенсионеры и инвалиды отличаются недоверчивостью, ревнивы, раздражительны, тираничны, неуверенны в себе, однако данная тенденция у инвалидов выражена в больше степени.

По шкале «практичность — развитое воображение» группа пенсионеров демонстрирует результат, равный 6,5 баллов, респонденты второй группы — 8,4 баллов.

Пенсионеры в большинстве своем ориентированы на реальность, следуют нормам поведения, сохраняют присутствие духа в стрессовых ситуациях. Инвалиды склонны уходить в мир фантазий, отгораживаясь, таким образом, от реального мира и от своей проблемы.

По шкале «прямолинейность — дипломатичность» пенсионеры имеют результат, равный 6,3 балла, респонденты второй группы — 5,5 баллов.

Пенсионеры отличаются проницательностью, они социально опытны.

Инвалиды не обладают достаточной долей дипломатичности, могут быть бестактны, не владеют своими эмоциями.

По шкале «уверенность в себе — тревожность» пенсионеры набрали 5,7 баллов, инвалиды — 3,5 балла.

Пенсионеры спокойны, достаточно уверенны в себе, чувствуют себя в безопасности.

Инвалиды в большей степени склонны к чувству вины, проявляют озабоченность, чувствительны к замечаниям и порицаниям, неуверенны в себе, напряжены, не чувствуют себя в безопасности.

По шкале «консерватизм — радикализм» пенсионеры набрали 4 балла, респонденты второй группы — 4,3 балла.

Респондентам обеих групп свойственен консерватизм, зависимость от штампов.

По шкале «конформизм — нонконформизм» пенсионеры набрали 5,6 баллов, респонденты второй группы — 3,4 балла.

Пенсионеры более самодостаточны, самостоятельны; респонденты второй группы — с одной стороны стремятся принимать решения самостоятельно, но с другой стороны зависят от группового настроения, непостоянны, не обладают силой воли, подвержены влиянию.

По шкале «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль» пенсионеры набрали 5,4 балла, инвалиды — 4,3 балла.

Пенсионерам более свойственны такие качества, как самоконтроль поведения и желаний; респондентам второй группы — импульсивность, низкий самоконтроль поведения и желаний.

По шкале «расслабленность — напряженность» пенсионеры набрали 5,4 балла, инвалиды — 7,8 баллов.

Пенсионеры отличаются позитивной мотивацией, собранностью, но в то же время демонстрируют отсутствие тревоги и напряженности.

Респонденты второй группы демонстрируют низкую мотивацию к жизни, вялость, апатию, несобранность, тревогу и напряженность.

По шкале «адекватность самооценки» сумма баллов пенсионеров равна 5,4 балла, инвалидов — 3,8 баллов.

Пенсионерам свойственна средняя самооценка. Эти респонденты характеризуются адекватной самооценкой, верят в свои силы, уверены в себе, имеют положительное отношение к себе. Соотношение я — реального и я — идеального гармоничное.

Респонденты второй группы демонстрируют негативное отношение к себе, но соотношение Я реального и Я идеального дисгармонично.

Выводы по 2 главе

Таким образом, можно сделать так называемый личностный профиль как пенсионеров, так и инвалидов.

Итак, пенсионеры в большинстве своем ориентированы на социум, достаточно общительны, демонстрируют достаточно высокий уровень интеллекта, склонны к доминантности, достаточно уверенны в себе, обладают адекватной самооценкой. Однако пенсионерам свойственна эмоциональная неустойчивость, чувствительность по отношению к внешней оценке, подверженность чувствам, подозрительность, консерватизм. При достаточной адекватности самооценки пенсионеры понимают свои «слабые» стороны (эмоциональную неуравновешенность, ригидность) и компенсируют это за счет достаточно высокого уровня самоконтроля.

Особенностью базовых убеждений пенсионеров является ориентация на окружающий мир, восприятие окружающего мира как доброжелательного, безопасного, справедливого; такое же отношение у пенсионеров к людям. Пенсионеры демонстрируют положительную самооценку, считают себя достаточно везучими.

Инвалидам свойственно следующее. Высокий уровень интеллекта, при этом замкнутость, неуверенность в себе, подверженность эмоциям, склонность к подчинен6ию, робость, чувствительность по отношению к внешней оценке, подозрительность, низкая самооценка, тревожность, консерватизм. Зная свои личностные особенности, инвалиды стремятся компенсировать их за счет самоконтроля и ухода в мир фантазий.

Особенностью базовых убеждений инвалидов является восприятие окружающего мира как враждебного, опасного, несправедливого; такое же отношение у инвалидов к людям. Пенсионеры демонстрируют негативную самооценку, склонны к чувству вины, считают себя невезучими.

Заключение

Итак, данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем психологии — личностным особенностям пенсионеров и людей с ограниченными возможностями, которые стали инвалидами в результате несчастного случая.

Развитие личности — это очень сложный процесс, который продолжается всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении (биологически обусловленные факторы развития), другие формируются в процессе жизни человека. Данные факторы обусловлены социальной ситуацией развития.

Каждый возрастной период характеризуется определенными личностными новообразованиями, которые дают возможность человеку развиваться дальше, строить свой жизненный путь, удовлетворять потребность в самоактуализации.

В конце своего жизненного пути, когда человек стоит на пороге старости, обычно происходит интеграция жизненного опыта и стремление передать этот опыт другому, более молодому поколению. Эти условия и потребности определяют личностные особенности пенсионеров.

Однако не всегда процесс развития личности происходит гармонично. В своей жизни человек может столкнуться с ситуацией, которая кардинально изменяет его жизнь и делает необходимым пересматривать не только свой образ жизни, но и систему отношений с миром. К такой ситуации можно отнести несчастный случай, в результате которого человек становится инвалидом, то есть человеком с ограниченными возможностями.

И первая ситуация, когда пожилой человек подводит итоги своего жизненного пути, и вторая, когда человек в результате несчастного случая становится инвалидом, приводит к тому, что у человека происходят изменения на личностном уровне, изменяются его базовые убеждения, которые определяют характер взаимодействия личности с окружающим ее миром.

Зная личностные особенности пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, можно оказывать эффективную психологическую помощь по преодолению психологических и социальных трудностей, с которыми сталкиваются эти категории людей в своей жизни.

Исходя из этого, целью данной исследовательской работы было изучение личностных особенности пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, получившими инвалидность в результате несчастного случая.

В данной работе мы изучили понятие личности в психологической литературе; изучили влияние пожилого возраста и факта инвалидности на личностные изменения рассмотрели психологические особенности лиц пожилого возраста; рассмотрели психологические особенности инвалидов; эмпирически изучили личностные особенности пожилых людей и инвалидов В качестве гипотезы выступило предположение о том, что: личностной особенностью пожилых людей будет ориентация на окружающий социальный мир, которая будет выражаться в общительности, восприятии мира как доброжелательного и безопасного, восприятии окружающих людей как доброжелательных и безопасных, положительной самооценке.

Также мы предположили, что личностной особенностью людей с ограниченными возможностями, ставшими инвалидами в результате несчастного случая (ДТП), будет стремление отгородиться от окружающего социального мира, которое будет выражаться в замкнутости, восприятии мира как враждебного, восприятии окружающих людей как враждебно настроенных, негативной самооценке и уходу в мир фантазий.

В результате исследования данная гипотеза подтвердилась.

Список литературы

Абрамова Г. С. Общая психология. — М., 2002

Альперович М. Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. — М., 1998

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб., 2001

Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2002

Андриенко Е. В. Социальная психология. — М., 2004

Бердяев Н. А. Дух и реальность. — М.; Харьков, 2003

Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993

Бодров В. А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. — СПб., 2000. — с. 448−454

Большая психологическая энциклопедия. — М., 2007

Жедунова Л. Г. Динамика базисных убеждений личности в процессе переживания личностного кризиса // Ярославский педагогический вестник. — 2000. — № 4. — с. 145 — 149

Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М., 1994.

Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. — М., 1996.

Леонтьев Д. А. Психология смысла. — М., 2003.

Изард К. Е. Психология эмоций. — СПб., 2004

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб., 2001

Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). — Мн., 2000

Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2004

Краснова О. В. Социально — психологические аспекты старения // Клиническая геронтология. — 1997. — № 3.

Кроник А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. — М., 1989

Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики личностных свойств. — СПб., 2003

Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. — СПб., 2003

Купрейченко А. Б. Восприятие психологической дистанции различными социальными группами. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25−28 июня 2003 года: В 8 т. Т- 4. — СПб., 2003. — С. 565 — 567

Олифирович Н.И., Зинкевич — Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб., 2008

Падун М. А. Особенности базисных убеждений у лиц, переживших травматический стресс: Авторев. дис. … канд. психол. наук. — М., 2003

Падун М.А., Тарабрина Н. В. Психическая травма и базисные когнитивные схемы личности // Московский психотерапевтический журнал. — 2003. — № 1. — с. 121−142

Патрушев В. Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых // Социологические исследования. — 1998. — № 10

Погольша В.М. Социально-психологический потенциал личного влияния. Дис. …канд. психол. наук. — СПб., 1998

Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост С. Ю. Головин. — СПб., 2002

Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А. А. Реана. — СПб., 2002

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999

Селье Т. Очерки об адаптационном синдроме. — М., 2001

Селье Г. Что такое стресс. Оптимальный уровень стресса // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. — СПб., 2000. — с. 424−430

Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М., 2000

Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск, 1998

Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — СПб., 2003

Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. — Ярославль, 1996

Тарабрина Н. В, Агарков В. А, Хаскелъберг

М. Г. Психометрический профиль лиц, переживших травму // Тезисы доклада IV Международной конференции «Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф». — Минск, 1998

Тарабрина С. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб., 2001

Филиппов Ф. Р. От поколения к поколению — М., 1989

Хана Т. Искусство не стареть. — СПб., 1996

Холостова Е.И., Рубцов А. В. Социальная геронтология. — М., 2005

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб., 1999

Шаповаленко И. В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. — 1999. — № 6

Шахматов Н. В. Психическое старение: счастливое и болезненное. — М., 1996

Шибутани Т. Социальная психология. — Ростов н/Д., 1999

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Общая психология. — М., 2002
  2. М.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. — М., 1998
  3. .Г. Человек как предмет познания. — СПб., 2001
  4. Г. М. Социальная психология. — М., 2002
  5. Е.В. Социальная психология. — М., 2004
  6. Н.А. Дух и реальность. — М.; Харьков, 2003
  7. Н.А. О назначении человека. — М., 1993
  8. В.А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. — СПб., 2000. — с. 448−454
  9. Большая психологическая энциклопедия. — М., 2007
  10. Л.Г. Динамика базисных убеждений личности в процессе переживания личностного кризиса // Ярославский педагогический вестник. — 2000. — № 4. — с. 145 — 149
  11. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М., 1994.
  12. А.Г. Потребности, интересы, ценности. — М., 1996.
  13. Д.А. Психология смысла. — М., 2003.
  14. К.Е. Психология эмоций. — СПб., 2004
  15. Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000
  16. Е.П. Эмоции и чувства. — СПб., 2001
  17. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). — Мн., 2000
  18. Г. Психология развития. — СПб., 2004
  19. О.В. Социально — психологические аспекты старения // Клиническая геронтология. — 1997. — № 3.
  20. А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. — М., 1989
  21. Л.В. Руководство к методикам диагностики личностных свойств. — СПб., 2003
  22. Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. — СПб., 2003
  23. А.Б. Восприятие психологической дистанции различными социальными группами. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25−28 июня 2003 года: В 8 т. Т- 4. — СПб., 2003. — С. 565 — 567
  24. Н.И., Зинкевич — Куземкина Т.А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб., 2008
  25. М.А. Особенности базисных убеждений у лиц, переживших травматический стресс: Авторев. дис. … канд. психол. наук. — М., 2003
  26. М.А., Тарабрина Н. В. Психическая травма и базисные когнитивные схемы личности // Московский психотерапевтический журнал. — 2003. — № 1. — с. 121−142
  27. В.Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых // Социологические исследования. — 1998. — № 10
  28. В.М. Социально-психологический потенциал личного влияния. Дис. …канд. психол. наук. — СПб., 1998
  29. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост С. Ю. Головин. — СПб., 2002
  30. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А. А. Реана. — СПб., 2002
  31. С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999
  32. Т. Очерки об адаптационном синдроме. — М., 2001
  33. Г. Что такое стресс. Оптимальный уровень стресса // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. — СПб., 2000. — с. 424−430
  34. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М., 2000
  35. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск, 1998
  36. Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — СПб., 2003
  37. М.В. Шкала субъективного благополучия. — Ярославль, 1996
  38. Н. В, Агарков В. А, ХаскелъбергМ. Г. Психометрический профиль лиц, переживших травму // Тезисы доклада IV Между-народной конференции «Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф». — Минск, 1998
  39. С.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб., 2001
  40. Ф.Р. От поколения к поколению — М., 1989
  41. Т. Искусство не стареть. — СПб., 1996
  42. Е.И., Рубцов А. В. Социальная геронтология. — М., 2005
  43. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб., 1999
  44. И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. — 1999. — № 6
  45. Н.В. Психическое старение: счастливое и болезненное. — М., 1996
  46. Т. Социальная психология. — Ростов н/Д., 1999
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ