Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Личностные характеристики психотерапевтов и их динамика в процессе последипломного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования. Впервые на учебных циклах последипломного обучения психотерапевтов различной продолжительности (врачей-психотерапевтов, врачей других специальностей и психологов, впервые обучающихся психотерапии) клинико и экспериментально-психологическим методами изучен ряд профессионально-значимых личностных характеристик. Установлена динамика последних под влиянием учебного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Обзор литературы
  • Глава 2.
  • Общая характеристика материала и методы исследования
  • Глава 3. ц, Исследование личностных особенностей слушателей и их динамики в процессе обучения
  • Глава 4.
  • Исследование ригидности, эмпатии и их динамики в процессе обучения
  • Глава 5.
  • Исследование уровня невротичности у слушателей и ее динамики в процессе обучения
  • Глава 6.
  • Результаты корреляционного анализа

Личностные характеристики психотерапевтов и их динамика в процессе последипломного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В последние десятилетия увеличилось число исследований по разработке современных форм подготовки и усовершенствования специалистов в области психотерапии (Александров A.A., Исурина Г. Л., Карвасарский Б. Д. и др., 1990; Вовк А. И., Кульгавин JI.M., Ташлыков В. А., 1991; Бараш Б. А. и др., 1992; Ялов A.M., 1995).

Изучались взаимоотношения в диаде врач—больной, особенности восприятия психотерапевтом и пациентом друг друга, влияние их на формирование психотерапевтического контакта (Кабанов М.М. и др., 1980; Ташлыков В. А., 1984; Rogers С., 1951; Frank J.D., 1971; Aleksandrowicz J., 1972; Epstein R., 1992).

Исследовались различные аспекты поведения психотерапевтароли, которые принимает психотерапевтповедение психотерапевта по переменным активности, директивности, прагматичности, эмоциональности и др., стили руководствавлияние теоретической ориентации на психотерапевтическую стратегию (Мягер В.К., 1973; Бакирова Г. Х., 1978; Lieberman М., 1973; Pope В., 1977; Kratochvil S., 1978; Fenster А., 1992).

Определялись особенности личности психотерапевта, качества, обеспечивающие успех психотерапии. В гуманистическом направлении психотерапии такими качествами являются подлинность (аутентичность), безусловное принятие другого человека (акцептация), способность к эмпатическому отношению (Rogers С. Д951).

Не оказывали положительного влияния на психотерапевтический процесс такие качества как чрезмерная симпатия к пациенту, директивность, доминирование психотерапевтаизучались перцептивные характеристики психотерапевтов — самооценка, предполагаемая оценка со стороны других, оценка идеального психотерапевта (Ташлыков В.А., 1979; Гнездилов A.B., 1980; Fiedler F.E., 1953; Rogers С., 1961; Gurman A.S., 1974; LederS., 1989; Kosewska А., 1990; McLennan J., 1992; Melville Т., 1992; Rosenkrafz J., Morrison Т., 1992; Jung C., 1994).

В ряде исследований изучались условия формирования компетентности психотерапевта при применении разных форм и методов психотерапии, вопросы подготовки психотерапевтов при нарастании степени сложности решаемых ими задач (Бараш Б.А. и др., 1988; Карвасарский Б. Д., 1985; Косевска А., Чабала Ч., 1990; Вид В. Д., 1993), обсуждались вопросы взаимодействия психолога и психотерапевта, проблемы подготовки диады врач-психолог для решения психотерапевтических задач (Александров A.A., 1995).

Однако в доступной нам литературе практически отсутствуют работы, в которых рассматривалось бы изменение личностных характеристик психотерапевтов и лиц, обучающихся психотерапии впервые, в процессе обучения.

IIель и задачи исследования. Общей целью настоящей работы являлось экспериментально-психологическое исследование личностных характеристик психотерапевтов и их динамики в процессе обучения на циклах психотерапии в связи с задачами оптимизации подготовки специалистов данного профиля.

Цель исследования достигалась посредством решения следующих задач:

1) Изучение уровней невротичности, эмпатии, ригидности у психотерапевтов в процессе последипломного обучения.

2) Определение указанных характеристик у психотерапевтов в зависимости от их базовой специальности — врачей и психологов.

3) Исследование данных характеристик у психотерапевтов разного пола и в зависимости от срока обучения на циклах.

Научная новизна исследования. Впервые на учебных циклах последипломного обучения психотерапевтов различной продолжительности (врачей-психотерапевтов, врачей других специальностей и психологов, впервые обучающихся психотерапии) клинико и экспериментально-психологическим методами изучен ряд профессионально-значимых личностных характеристик. Установлена динамика последних под влиянием учебного процесса, включающего социально-психологический, профессиональный, ассертивный Ф тренинги, а также балинтовские группы. Показано, что обучение на циклах психотерапии позволяет усилить выраженность личностных качеств у психотерапевтов, прогностически благоприятных для повышения эффективности психотерапии и уменьшить выраженность прогностически неблагоприятных характеристик. Полученные данные указывают направление психокоррекционных воздействий при построении психогигиенических и психопрофилакгических программ в системе последипломного обучения психотерапевтов.

Практическая значимость работы. Результаты изучения ряда личностных характеристик психотерапевтов, имеющих особое значение # в их профессиональной деятельности и в существенной мере определяющих ее эффективность, должны учитываться при различных формах последипломного обучения. Целесообразно применение в необходимых случаях специальных видов тренинга.

Полученные данные используются при организации учебного процесса на кафедрах психотерапии, медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования и в учебном центре Российской Психотерапевтической Ассоциации.

Выводы.

1. У врачей-психотерапевтов, врачей других специальностей и психологов в ходе учебных циклов последипломного образования по психотерапии клинико-и экспериментально-психологическими методами исследовались такие профессионально-значимые личностные качества как эмпатия, ригидность, уверенность в социальном одобрении, социальные способности, доминантность, контроль, открытость, а так же уровень невротичности.

2. Уровень эмпатии, изучавшийся экспериментальным методом, оказался выше нормы у психотерапевтов мужчин, ниже нормы у врачей и психологов женщин. К моменту завершения двухмесячного срока обучения уровень эмпатии еще больше повысился у мужчин и достиг уровня нормы у психотерапевтов женщин. Эта динамика выявляет целесообразность включения в подготовку специального тренинга самоконтроля эмпатии у психотерапевтов мужчин.

3. Наибольшая выраженность ригидности отмечена у врачей, не имеющих к началу обучения специальной психотерапевтической подготовки. Более высокая ригидность установлена у женщин. К окончанию курса обучения в первой из указанных групп отмечено снижение ригидности. В остальных группах интенсивные показатели ригидности практически не изменилисьпо экстенсивным показателям (шкалы симптомокомплекса ригидности, ригидности как состояния, актуальной ригидности) выявлено их уменьшение у психотерапевтов мужчин и психологов (мужчин и женщин).

4. Значительный уровень социального одобрения, социальных способностей, умеренный уровень контроля отмечены у мужчин психотерапевтовболее высокий показатель контроля, зависимости, склонности к аутоагрессии наблюдался у женщин, врачи не имеющие психотерапевтического образования к началу занятий, оценивали себя как наиболее замкнутых. В процессе обучения указанные профессионально-значимые для психотерапевтов характеристики претерпевали позитивные изменения и существенно не отличались от нормативных показателей.

5. Уровень невротичности во всех исследованных группах не превышал показателей, полученных у больных неврозами. В начале цикла наибольшим он был у психологов мужчин. Под влиянием обучения уровень невротичности снизился, значительно у женщин. В большей мере уменьшилась степень выраженности неврастенических и истерических нарушений.

6. Результаты коррелляционного анализа свидетельствуют о том, что между уровнем эмпатии, ригидности, степенью выраженности расстройств невротического регистра, определенными личностными характеристиками прослеживаются взаимосвязи различной выраженности и направленности. Так, выявлена положительная взаимосвязь между интенсивным показателем симптомокомплекса ригидности и шкалами симптоматического опросника «беспокойство, напряжение», «навязчивости», «ипохондрические расстройства», «психастенические особенности» — отрицательная зависимость между эмпатическим потенциалом и актуальной и преморбидной ригидностью и другие.

7.Проведенное исследование, позволившее установить степень выраженности ряда профессионально-значимых личностных качеств у врачей психотерапевтовврачей и психологов, обучающихся психотерапии впервые, и выявить их динамику в процессе обучения на циклах последипломного образования, указывает на необходимость коррекции программ обучения, используя дифференцированно тренинговые методы (социально-психологический тренинг, балинтовские группы, ассертивный тренинг и др.).

Заключение

.

Общей целью настоящей работы являлось экспериментально-психологическое исследование личностных особенностей слушателей до и после обучения на двухмесячных курсах по психотерапии.

Конкретными задачами исследования были:

1) Изучение уровней невротичности, эмпатии, ригидности у психотерапевтов в процессе последипломного обучения.

2) Определение указанных характеристик у психотерапевтов в зависимости от их базовой специальности — врачей и психологов.

3) Исследование данных характеристик у психотерапевтов разного пола и в зависимости от срока обучения на циклах.

Было обследовано 126 человек в начале обучения и 88 спустя 2 месяца в конце обучения. Из них: психотерапевты мужчины составили 20 чел. в начале и 13 в конце обучениясредний возраст 32 годасредний психотерапевтический стаж 3 годапсихотерапевты женщины (19 чел. в начале обучения, 9 чел. в конце обучения), средний возраст 35 лет, средний психотерапевтический стаж 3,5 годапсихологи мужчины (8 чел. в начале обучения и 7 чел. в конце обучения), средний возраст 38 лет, средний стаж 7 летпсихологи женщины (21 чел. в начале и 17 чел. в конце обучения), средний возраст 31 год, средний стаж 5 летврачи других специальностей мужчины (19 чел. в начале и 11 чел. в конце обучения), из них психиатры 13 чел., средний возраст 35 лет, средний стаж 8 летневропатологи — 4 чел., средний возраст 28 лет, средний стаж 3 годаинтернисты — 2 чел., средний возраст 30 лет, средний стаж 3 годаврачи других специальностей женщины (39 чел. в начале и 31 чел. в конце обучения), из них психиатры — 12 чел., средний возраст 34 года, средний стаж 8 летневропатологи 5 чел., средний возраст 38 лет, средний стаж 12 летинтернисты — 22 чел., средний возраст 34 года, средний стаж 7 лет.

Для решения поставленных задач, помимо клинико-психологического метода, использовались следующие методики: Гиссенский личностный опросник, шкала эмпатической тенденции Мехрабяна, Томский опросник ригидности, симптоматический опросник Е. Александровича для исследования степени выраженности расстройств невротического регистра, специально разработанная анкета для получения данных об испытуемых (возраст, стаж по базисной профессии и по психотерапии, установка на психотерапию, различные ее подходы и методы и т. д.).

Обработка полученного материала производилась с помощью ЭВМ с вычислением среднего квадратичного отклонения. Достоверность различий оценивалась по методу Стьюдента. Результаты считались достоверными при р<0,05. Использовался также корреляционный анализ.

Выявлен комплекс профессиональных личностных качеств (социальная привлекательность, социальные способности, доминантность, эмпатия, ригидность и др.), которые в процессе тренингового обучения изменились или остались без изменения.

Так, врачи-психотерапевты мужчины считали себя в начале обучения наиболее социально привлекательными. Женщины воспринимали себя более зависимыми, чем в норме. Излишний контроль у женщин оказался более выражен, чем у мужчин. Мужчины (в особенности психотерапевты) меньше, чем женщины были склонны к аутоагрессии. Наиболее замкнутыми оценивали себя врачи других специальностей (мужчины и женщины). Все испытуемые (кроме врачей-психотерапевтов) оценивали себя недостаточно социально способными.

Более ригидными оказались врачи других специальностей мужчины. Однако, в целом более высокая ригидность была отмечена у женщин. Уровень эмпатии у мужчин оказался выше нормы (в большей степени у врачей-психотерапевтов мужчин), у женщин ниже нормы. Наиболее близкими к уровню невроза были психологи мужчины и врачи женщины других специальностей.

В процессе обучения исследуемый комплекс профессиональных качеств претерпел изменения.

Оценка своей привлекательности у врачей психотерапевтов мужчин снизилась до нормы, у врачей других специальностей мужчинповысилась до нормы. Женщины стали оценивать себя менее зависимыми. Снизилась педантичность у всех выделенных групп. Проявление аутоагрессии у женщин несколько снизилось. Врачи других специальностей стали оценивать себя как более открытых. Повысилась оценка своей социальной потентности у врачей-мужчин других специальностей.

Ригидность наиболее выраженно изменилась у врачей-мужчин других специальностей. В остальных группах интенсивные показатели ригидности изменились в незначительной степени. По экстенсивным показателям ригидности изменения произошли у психотерапевтов мужчин, психологов (мужчин и женщин), по шкалам симптомокомлекса ригидности, ригидности как состояния, актуальной ригидности.

Уровень эмпатии за время обучения у мужчин в целом повысился (наиболее выраженно у врачей-психотерапевтов (мужчин). Повысился до нормы уровень эмпатии у психотерапевтов (женщин) и врачей женщин других специальностей.

Редукция невротичности у женщин (в большей степени у психотерапевтов и врачей других специальностей) имела более выраженный характер, чем у мужчин. Наиболее выраженное снижение общего уровня невротичности среди мужчин произошло у психологов.

У психотерапевтов мужчин по большинству шкал опросника невротичности произошло усиление симптоматики, которое не превышало границу нормы. У врачей других специальностей (мужчин и женщин) и психотерапевтов женщин редукция симптоматики была наиболее равномерной и выраженной.

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что между уровнем эмпатии, ригидности, степенью выраженности расстройств невротического регистра, определенными личностными характеристиками прослеживаются взаимосвязи различной выраженности и направленности. Так, выявлена положительная взаимосвязь между интенсивным показателем симптомокомплекса ригидности и шкалами симптоматического опросника: «беспокойство, напряжение», «навязчивости», «ипохондрические расстройства», «психастенические особенности» — отрицательная зависимость между эмпатическим потенциалом, актуальной, преморбидной ригидностью и другие.

Полученные результаты исследования делают возможным организацию дифференцированных тренинговых программ обучения, рассчитанных на прицельную коррекцию профессионально значимых для психотерапевта личностных особенностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Исурина ГЛ., Карвасарский БД. и др. Использование современных аудиовизуальных технических средств для повышения эффективности психотерапии: Пособие для врачей. — СПб., 2995
  2. A.A., Исурина Г. Л., Карвасарский Б. Д. и др. Современные формы подготовки и усовершенствования врачей в области психотерапии: Методические рекомендации. СПб., 1990.
  3. A.A., Бараш Б. А., Исурина Г. Л. и др. Личностно-ориентированная интегративная психотерапия: Методические рекомендации. СПб, 1992.
  4. A.A. О сотрудничестве врача и психолога в лечебном процессе, задачи их совместной подготовки на кафедре медицинской психологии// Психотерапия: от теории к практике. СПб, 1995, с.165−170.
  5. Ю.А. Пограничные психические расстройства. Руководство для врачей. М., 1993.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  8. Г. Х. Социально-психологическое исследование групповой психотерапии при неврозах//Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1981, N 11, с. 1708−1710.
  9. П.Бараш Б. А. Современные требования по подготовке психотерапевтов к профессиональному межличностному общению // Социально-психологические проблемы реабилитации нервно-психических больных. Л., 1984, с. 115−117.
  10. Г. Х. Социально-психологические исследования групповой психотерапии при неврозах// Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1981, N 11, с.1708−1710.
  11. В.М. Избранные произведения. Л.: Медгиз, 1954.
  12. И.Т. Понятие личности в медицинской психологии // Понятие установки и отношения в медицинской психологии: Материалы симпозиума.-Тбилиси, 1970, с. 16−28.
  13. A.A. Гностические характеристики общения в зарубежных исследованиях // Вопросы психологии, 1978, N 3, с. 149−154.
  14. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  15. A.A., Каштанова Т. Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л., 1975, с. 11−14.
  16. A.A. Личность и общение. М., 1983.
  17. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
  18. Л. И. Развитие аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
  19. Л.И. Этапы оформления личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1978, N 4, с. 23−36.
  20. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета, Психология, Сер. 14, 1981. N 2, с. 45−55.
  21. Л.И., Журавель В.А. В.Н.Мясищев и медицинская психология // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии.- СПб., 1984, с. 12−26.
  22. Вид В. Д. Психоаналитическая психотерапия при шизофрении. -СПб, 1993.
  23. В.М. Системный подход и функциональный диагноз // Проблемы системного подхода в психиатрии. Рига, 1977, с.72−81.
  24. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1960.
  25. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  26. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // ВП, N2, 1975, с.147−159.
  27. Р.Ф. Прогностическое значение психической ригидности при психотерапии неврозов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1994, N 3, с. 138−140.
  28. A.B. К вопросу о психотерапевтической направленности взаимоотношений врача и онкологического больного // Социально-психологические исследования психоневрологии. Л., 1980, с. 119−124.
  29. Е.А. Динамика социально-психологических характеристик больных неврозами в процессе групповой психотерапии: Автореферат дисс. канд. психол. наук. СПб., 1991.
  30. Е.А., Исурина Г. Л., Кайдановская Е. В. и др. Гиссенский личностный опросчик (использование в психодиагностике для решения дифференциально-диагностических и психотерапевтических задач): Методическое пособие.- СПб., 1993.
  31. .И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности // Вопросы психологии, 1978, N 3. с. 21−32.
  32. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л., 1985.
  33. Ю.Н., Кузьмин Е. С., Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. ЛГУ, 1983.
  34. А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988.40.3ейгарник Б. В. Теория личности в зарубежной психологии. М.&bdquo- 1982.
  35. Г. Л., Мелик-Парсаданов М.Ю. Формы сотрудничества врача и психолога в психотерапевтической работе с больными неврозами // Третий Международный симпозиум социалистических стран по психотерапии. Л., 1979, с.117−119.
  36. М.М., Воловик В. М., Горелик Б.М, Фельдес Д. Отношение различных групп медицинских работников к психически больному // Клинические и организационные основы реабилитации психически больных (под ред. М. М. Кабанова и К. Вайде). М., 1980, с.267−297.
  37. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
  38. М.М. Реабилитация психических больных.- Л., 1985.
  39. Л.С. Гуманистическая психология // Вопросы философии, 1974, N 5, с. 147−154.
  40. Г. И., Сэдок Б. Д. Клиническая психиатрия (в 2-х тт.): Пер. с англ.- М., 1994, т.1.
  41. .Д. Неврозы: Руководство для врачей, — М., 1980.
  42. .Д. Психотерапия. М., 1985.
  43. .Д., Ташлыков В. А. Развитие методов подготовки кадров и повышения квалификации в области психотерапии в СССР // Групповая психотерапия. М., 1990, с.357−365.
  44. .Д., Кульгавин Л. М., Якубзон A.M. Структура, пути и перспективы развития психотерапевтической службы в Российской Федерации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1991, N 3, с.38−50.
  45. Ковал ев А. Г. Психология личности.-Л., 1963.
  46. С.И. Опыт практической психотерапии. М., 1959.
  47. З.Кузьмин В. П. Системный подход в современном научном познании // Вопросы философии, 1980, N1,0. 55−73.
  48. Л.М. Исследования функциональной асимметрии мозга при неврозах в связи с задачами терапии и прогноза: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Л., 1980.
  49. А.Ф. Классификация личностей.- М.- Пг., 1923.
  50. Н.Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. 2-е изд. -М., 1984.57Лапин И. П. Психология отношений врача и семьи больного в процессе лекарственной терапии // Психология и медицина. М., 1978, с. 262−264.
  51. М.С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию.-Л., 1966.
  52. М.С. Очерки психотерапии. 2-е изд. М., 1971. бОЛеонтьев А. Н. Потребности, мотивы и сознание: XVII
  53. Международный психологический конгресс- симпозиум N 13. М., 1966.
  54. С.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972, N 12, с. 129−140.
  55. С.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  56. С.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.
  57. С.С. Социально-психологические исследования личности и группы в психиатрии // Психология личности и малых групп. Л., 1977, с.142−147.
  58. А.Е. Психология отношений как теоретическая концепция в медицинской психологии и психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1977, N 12, с. 1833−1835.
  59. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л., 1983.
  60. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал, т. 2, п 1, 1981, с.2−17.
  61. .Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. М., 1981. с.3−23.
  62. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии, 1975. N 2, с. 13−31.
  63. В.В., Киселева Л. И., Гагаркина И. Г. и др. Врач -медицинский психолог новая специальность в медицине психического здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1992, N 4, с. 167−169.
  64. В.В. Обучение врачей в области психотерапии и подготовка врачей-психотерапевтов // Психотерапия: от теории к практике. СПб, 1995, с.158−161.
  65. В.А. Групповая психотерапия при неврозах // Групповая психотерапия при неврозах и психозах.- Л., 1975, с. 77−83
  66. В.К. Критерии эффективности психотерапии // Клинико-психологические исследования личности. Л., 1971, с.237−239.
  67. В.К. Этические аспекты взаимоотношений врача и больного неврозом // Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1973, с.53−59.
  68. В. К. Актуальные проблемы психогигиены и психопрофилактики // Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983, с. 5−8.
  69. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  70. В.Н. Взаимодействие и взаимоотношения людей как предмет социальной психологии // Тезисы докладов 2-го съезда общества психологов, в. 5. Л., 1963, с.185−189.
  71. В.Н. Состояние и перспективы современной психотерапии // Неврозы и их лечение. Л., 1969, с.20−25.
  72. В.Н. Проблема личности в психологии и медицине // Актуальные вопросы медицинской психологии. JL, 1974, с.5−25.
  73. В.Н. Психотерапевтический стиль и личностные особенности врача-нарколога // Социально-психологические проблемы реабилитации нервно-психических больных. Л., 1984, с.87−91.
  74. Организация и проведение тренинга. Учебное пособие. JL, 1991.
  75. Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических кореллятах // Вопросы психологии межличностного познания. Краснодар, 1983, с.86−92.
  76. И.А. К проблеме мозговой организации эмоциональных процессов в аспекте функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека // Вопросы психологии, 1980, N 2, с.65−73.
  77. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  78. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
  79. A.B. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии, 1981, N 1, с.57−66.
  80. К.К. Методологические проблемы медицинской психологии. М., 1977.
  81. Ю.Ф., Приленский Б. Ю., Назыров Р. К. О преподавании психологии и психотерапии в Тюменском медицинском институте // Психотерапия: от теории к практике. СПб, 1995, с.161−165.
  82. Системный подход в психиатрии.- Минск, 1976.
  83. В.А. Взаимоотношения врача и больного в процессе психотерапии: Автореф. дис. .канд. мед. наук. Л., 1974.
  84. В. А. Опыт изучения тренинговой группы психотерапевтов // Клинико-психологические исследования групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1979, с.46−50.
  85. В.А. Исследование влияния особенностей перцепции на психотерапевтическую диаду «врач-больной» // Социально-психологические иссдцеования в психоневрологии. -Л., 1980, с. 85−89.
  86. В.А., Кратохвил С. Групповая психотерапия при неврозах: стили руководства психотерапевтическими группами (сравнительное исследование в СССР и ЧССР) // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1983, N 11, с.1712−1716.
  87. В.А. Психология лечебного процесса.- Л., 1984.
  88. В.А. Общие факторы психотерапии как одна из предпосылок интегративной психотерапии // Интегративные аспекты современной психотерапии. СПб, 1992, с. 13−19.
  89. В.А. Проблемы и перспективы подготовки психотерапевтов // Психотерапия: от теории к практике. СПб, 1995, с.152−158.
  90. А.С. Постдипломное образование психиатров в области методов реабилитации больных // Основы социальной психиатрии и социально-трудовой реабилитации психически больных. М., 1981, с.91−94.
  91. Е.Д. Психологические исследования в СССР: проблемы межполушарной асимметрии мозга // Психологический журнал, 1980, N 3. с.116−122.
  92. ЮО.Шерешевский A.M. Фактор доверия к врачу и его роль в психотерапии // Вопросы психотерапии: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. Актуальные проблемы психиатрии и наркологии (психотерапевтический аспект). М., 1977, с. 73−75.
  93. Ю1.Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
  94. A.M. Ошибочные тенденции начинающих групповых психотерапевтов в процессе их подготовки // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, N 3, 1995.
  95. Aleksandrowicz J. Role teropeutyczne i ich znaczenie w leczeniu nerwic // Psychiatr. Pol., 1972, N 6, s. 589−593.
  96. Aleksandrowicz J. Psychopatologia nervic.- Krakow, 1983.
  97. Aleksandrowicz J., Bierzynski K., Filipiak J., et. al. Kwestionariucze obiawowe «S» i «О» naczedzia sluczace do diagnozy i opisue zabuczen nerwicow // Psychoterapia. — Krakow, 1981, N 37, s. 11−27.
  98. Barkham M., Agnew R., Culverwell A. The california psychotherapy alliance scales: A pilot study of dimensions and elements // Brit. J. Med. Psychol.- 1993, N 2, p. 157−165.
  99. Bekman D., Brahler E., Richter H.-E., Der Gissen-test (GT) Handbuch Bern, Studgart, Wien: Verlag Hans Huber, 1983.
  100. Davis J., Elliot R., Davis M., Binns M., Francis V., Kelman J., Schroder T. The development of a taxonomy of therapist difficulties: Initial report// Brit.J.Medical Psychology, 1987, 60, p. 109−119.
  101. Davis J., Davis M. A taxonomy of therapists' coping strategies. Unpublished manuscript, 1990.
  102. Dejerine J. Les manifestations fonctionelles des psychoneuroses, leur traitement par la psychotherapie. Paris, 1912.
  103. Dies R. Current practice in the training of group psychotherapists // J. Group. Psychother., 1980, N 2, p. 169−185.
  104. Dubois P. Les psychoneuroses et leur traitement moral. Paris, 1912.
  105. Epstein S, Simmon R., Kay G. Assessing laendary violations in psychotherapy: Survey results with the exploitation index // Bull. Menninger Clin, 1992.
  106. Fenster A., Wiedemann C., Rachman A. The relationship between experience at a therapiest, age, and beliefs about psychotherapeutic functioningф // Psychoanal. and Psychother.- 1992, N 2 p. 115−126.
  107. Frank J.D. Psychotherapists need theories // J. Psychiathry, 1971, N 9, p.146−149.
  108. Frankl V.E. Arzliche Seelsorge.- Wien: F. Deuticke, 1966. ф 119.(Freud S.) Фрейд 3. О психоанализе. М., 1911.120.(Freud S.) Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М., 1923.
  109. Frohburg J., Helm J. Zur Analyse der verbalen Therapeutenartivitat // Psychotherapie Forschung. Berlin, 1972, s. 173−192.
  110. Frohburg J., Helm J. Wirkung und Messung der Selbstexploration in psychotherapeutischen Gesprachen // Klinischpsychologische Forschungen. -Berlin, 1976, s. 126−141.m
  111. Jaspers К. Allgemeine Psychopathologie. Berlin, 1929.
  112. Jung С. Seelenprobleme der Gegenwart. Walter Vere, 1973.127.(Jung С.) Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления: Пер. с нем. Киев, 1994.
  113. Glech R., Melville Т. Client perceptions of the ideal addiections counselon // Inf. J. Addict, 1992, N 6, p. 727−733.
  114. Goldstein A. Structured Learning Therapy.- New York, 1973.
  115. Greben S.E. Love’s labor: twenty-five years of experience in the practice of psychotherapy. New York: Schocken books, 1984.
  116. Gurman A.S., Razin A.M. Effective psychotherapy // A Handbook of research.-New York, 1977.
  117. Hill C., Thomson В., Corbett M. The imact of therapist ability to perceive displayed and hidden client reactions of immediate outcome in first sessions of brief therapy // Psychother, Res. 1992, N 2, p. 143−155.
  118. Hock K. Gruppenpsychotherapie. Einfuhrung und Aspekte. Berlin: Dtsch. Verl. Wissenschaften, 1976.
  119. Horney K. Our inner conflicts. A construktive theory of neurosis.- New York: Norton, 1966.
  120. Kratochvil S. Psychoterapie.— Praha, 1976.
  121. Kratochvil S. Skupinova psychoterapieneuros.- Praha, 1978.
  122. Lauterbach W. Psychoterapie in der Sowjetunion. Munchen — Wien -Baltimore, 1978.
  123. Leary T. Interpersonal diagnosis of personality. New York, Ronald Press, 1957.
  124. S. О istocie psychoterapii ff Psichiat. Polska, 1971, N 6, s.631 639.
  125. Leder S., Wysokinska-Gasior T. Psychoterapie grupowa ff Terapia grupowa w psichiatrii. Warshawa, 1980.146.(Leder S.) Ледер С. Этические аспекты психотерапии ff Транскультуральные исследования в психотерапии. Л., 1989, с.27−35.
  126. Levin К. Forstatz, Wille und Bedurfnises, 1926.
  127. Lewis J.M. Practicum in attention to affect: a course for beginning psychotherapists//Psychiatry, 1974, N 5, p. 109−113.
  128. Lewiski A (red.) Psychologia kliniczna. Warszawa: PNN, 1969.
  129. Lieberman M. Encouter groups. New York, 1973.
  130. Marmor J. The future of psychoanalitic therapy//Am. J. Psychiat., 1973, Vol. 130, p. 1197−1202.
  131. McLennan J., Twigg K., Bezanf B. Therapist construct systems in use during psychotherapy interviews//!. Clin. Psychol., 1993, N 4, p. 543−550.
  132. Mehrabian A., Epetein N. A measure of emotional empathy // Journal of Personality, 1972, Vol.40, N 4, p. 525−543.
  133. Novev Riva. The abstinence of the psychoanalyst // Bull. Menninger Clin.- 1991, N 3, p. 344−362.157.0rlinsky D.E. Conceptual organization of the common core questionnaire. University of Chicago, 1990, ll, p,41.
  134. Perls F., Hefferline R., Goodman P. Gestalt Therapy. New York, 1951.
  135. Rogers С. Client centeread therapy Boston, 1951.
  136. Sullivan H.S. The interpersonal theory of psychiatri.- New York, 1953.
  137. Sullivan H.S. The psychiatric interview. London, 1954.
  138. Tausch R. Gesprachspsychotherapie. Gottingem, 1973.173.(Wysokinska-Gasior Т.) Високиньска-Гонсер Т. Поведение группового психотерапевта // Групповая психотерапия. М., 1990, с. 160 172.
  139. Yalom I. The theory and practice of group psychotherapy. New York, 1975.
Заполнить форму текущей работой