Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функции и основные черты конституции РФ

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Инициатива субъектов РФ выражается в направлении совместного предложения от органов законодательной власти и высших должностных лиц субъектов РФ Президенту РФ. Это предложение должно включать в себя указание на предлагаемые наименование, статус и границы нового субъекта РФ и анализ социально-экономических и иных последствий. В предложении должны содержаться указания по вопросам: правопреемства… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие и сущность Конституции РФ
    • 1. 1. Конституция РФ как важнейший нормативный акт
    • 1. 2. Функции Конституции РФ
  • Глава 2. Особенности Конституции РФ
    • 2. 1. Свойства Конституции РФ
    • 2. 2. Порядок изменения положений Конституции РФ
      • 2. 2. 1. Порядок пересмотра Конституции РФ
      • 2. 2. 2. Порядок внесения поправок в Конституцию РФ
      • 2. 2. 3. Порядок внесения изменений в Конституцию РФ
  • Заключение
  • Список использованных правовых актов и литературы

Функции и основные черты конституции РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве требований и условий объединения субъектов РФ для образования нового субъекта РФ ФКЗ в качестве условий и требований выдвигает:

Образование нового субъекта должно происходить с учетом интересов РФ при соблюдении основ конституционного строя и с учетом социально-экономических возможностей субъектов;

Образование нового субъекта производится только по инициативе заинтересованных субъектов РФ;

Между объединяющимися субъектами должна быть общая территориальная граница.

Процедура образования нового субъекта РФ предусматривает следующие стадии:

Инициатива субъектов РФ выражается в направлении совместного предложения от органов законодательной власти и высших должностных лиц субъектов РФ Президенту РФ. Это предложение должно включать в себя указание на предлагаемые наименование, статус и границы нового субъекта РФ и анализ социально-экономических и иных последствий. В предложении должны содержаться указания по вопросам: правопреемства в отношении вопросов собственности, изменения федерального бюджета; формирование новых органов государственной власти образуемого субъекта РФ; действие нормативно-правовых актов заинтересованных субъектов РФ на территории образуемого субъекта, сведения о сроках и формулировке предстоящих референдумов;

Президент РФ уведомляет о полученном предложении Совет Федерации, Государственную Думу и Правительство РФ.

В субъектах РФ проводятся референдумы для выяснения мнения народа по вопросу объединения субъектов РФ. В случае, если результаты референдумов признаны недействительными, то повторное проведение референдума должно быть не позднее, чем в течение 45 дней с момента вступления в силу решения о признании результатов референдума недействительными. Если референдум хотя бы в одном из субъектов показал отрицательное отношение народа к объединению субъектов, то повторный референдум по этому же вопросу может быть проведен не ранее, чем через 1 год;

Федеральное Собрание в порядке ст. 108 принимает федеральный конституционный закон об образовании нового субъекта РФ. В данном ФКЗ должны быть урегулированы следующие вопросы: формирование органов государственной власти нового субъекта РФ, изменения федерального бюджета, функционирование федеральных органов исполнительной власти федеральных судов на территории нового субъекта РФ, функционирование государственных органов и организаций субъектов РФ на территории нового субъекта РФ, изменение действия нормативно-правовых актов субъектов РФ на территории нового субъекта РФ;

После опубликования и вступления в силу ФКЗ об образовании нового субъекта РФ вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ;

Переходный период, в течение которого реализуются переходные положения ФКЗ (происходит формирование новых органов государственной власти и т. п.);

Вступление в силу изменений ч 1 ст. 65 Конституции РФ, т. е. фактическое образование нового субъекта РФ.

Часть 2 ст. 137 устанавливает еще более упрощенный порядок внесения поправок в ч. 1 ст. 65 в случае изменения официального наименования субъекта РФ. Согласно ст. 71−73 Конституции, изменение наименования субъекта РФ относится к исключительной компетенции законодательной власти данного субъекта РФ. Включение нового наименования субъекта РФ рассматривалось как техническая операция, в связи с чем ее порядок не был никем точно определен.

В связи с этим, по мнению Государственной Думы, обнаружилась неопределенность в том, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в ч. 1 ст. 65 нового наименования субъекта РФ. Дума обратилась по этому поводу в Конституционный Суд с запросом о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции.

Конституционный Суд Постановлением от 28 ноября 1995 г. № 15-П определил, что изменения наименования субъектов РФ включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент использует полномочия, предоставленные ему частью 1 ст. 85 Конституции (согласительные процедуры и т. п.). Не является изменением наименования субъекта РФ в указанном смысле и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом, либо интересы других государств, а также предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

.

Заключение

Новый этап государственного строительства в нашей стране начался в 1993 году, с момента принятия новой Конституции. Основной закон закрепил в России демократические принципы и новое конституционное устройство.

Особенностью Конституции 1993 года является то, что она стала первым полноценным документом, признающим Россию правовым государством, а также закрепляющим в стране основные права и свободы человека.

Конституция представляет собой одновременно фундамент и стержень всего права, действующего в стране в виде организованного и взаимосвязанного целого. В соответствии с ней в Российской Федерации производилось упорядочивание всей системы законодательства и освобождение от устаревших норм. Также, Конституция позволила развить в комплексе законодательство всех основных отраслей и обеспечило условия формирования демократического правового государства.

На сегодняшний день Конституция обеспечивает законность и правопорядок в стране. Кроме того, она является гарантией стабильности политического и общественного строя.

После 1991 г. российская государственность находится в состоянии перманентного системного кризиса. Это состояние выражается, прежде всего, в конституционной несбалансированности полномочий ветвей власти. Формальное закрепление принципа разделения властей не доведено до логического конца и явно просматривается превалирование института президентства над всеми иными органами. Трансформация российского общества — процесс длительный, часто мучительный для миллионов людей, но неизбежный".

С целью обеспечения стабильности российского общества и государства Глава 9 Конституции РФ характеризует смешанный порядок изменения конституционных положений.

Положения глав 1, 2, 9 могут быть изменены только в порядке принятия новой конституции российского государства, но в настоящее время эта процедура невозможна в связи с отсутствием федерального конституционного закона о Конституционном Собрании.

Положения глав 3 — 8 могут быть изменены в порядке внесения поправок, процедура принятия закона о которых установлена федеральным законом и нуждается в одобрении законодательными органами субъектов РФ.

Внесение изменений предусматривается в отношении ч. 1 ст. 65 Конституции РФ и осуществляется в упрощенном порядке: либо на основании федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ или федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта, либо на основании указа Президента РФ об изменении наименования субъекта РФ.

Список использованных правовых актов и литературы Нормативно-правовые акты и судебная практика:

Конституция РФ от 12.

12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.

12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.

12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 237. 25.

12.1993.

Федеральный конституционный закон от 17.

12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.

10.2005) О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации // Российская газета. N 247. 20.

12.2001.

Федеральный конституционный закон от 21.

07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 25.

12.2011) О Конституционном Суде Российской Федерации // СЗ РФ. 25.

07.1994. № 13. ст. 1447.

Федеральный закон от 06.

10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.

05.2012) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. № 206. 19.

10.1999.

Федеральный закон от 14.

06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 25.

12.2012) О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания // Российская газета. № 111. 15.

06.1994.

Указ Президента РФ от 21.

09.1993 № 1400 (ред. от 10.

01.2003) «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.

09.1993. № 39. ст. 3597.

Постановление Конституционного Суда РФ от 28.

11.1995 N 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. N 240. 14.

12.1995.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.

10.1995 N 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. N 217. 09.

11.1995.

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.

04.1995 N 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. N 2−3. 1995.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.

10.1995 № 8 О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия (ред. от 06.

02.2007) // Российская газета. № 247. 28.

12.1995.

Постановление СФ ФС РФ от 30.

01.2002 № 33-СФ (в ред. 06.

02.2013) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.

02.2002. N 7. ст. 635.

Постановление ГД ФС РФ от 22.

01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 25.

01.2013) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. N 37. 25.

02.1998.

Специальная литература:

Авакьян С. А. Конституционное право России. В 2 тт. Т. 1. — М.: Юристъ, 2005. — 749 с.

Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000. — 426 с.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. — 7-е изд. — М.: Норма, 2007. — 790 c.

Васильева С. В. Конституционное право России: учебник. — М, 2010. — 560с. .

Енгибарян Р.В., Тадевосян Э. В. Конституционное право. — М.: Юристъ, 2000. — 492 с.

Затонский В. А. Эффективная государственность. / Под ред. А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2006. — 286 с.

Зиновьев А. В. Конституционное право России. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2010. — 640 с.

Колюшин Е. И. Конституционное право России: Курс лекций. — М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2006. — 416 с.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л. В. Лазарева. — М.: Новая правовая культура, Проспект, 2011. — 816 с.

Конюхова И. А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть. — М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2006. — 592 с.

Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права в 2-х томах. Т. 1. — М.: Норма, 2007. — 684 с.

Механизм государства: классическая и постклассическая парадигмы: Монография / Под ред. С. А. Сидорова, И. Л. Честнова. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 218 с.

Миронов А. Н. Конституции Российской Федерации 1993 года: смысло-логический анализ. — СПб.: Роза мира, 2005. — 236 с.

Синюков В. Н. Российская правовая система.

Введение

в общую теорию. — М.: Норма, 2010. — 672 c.

Хабриева Т. Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // Журнал российского права. — 2003. — № 11. — С. 40−48.

Чашин А. Н. Теория государства и права. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. — 688 с.

Черепанов В. А. Теория российского федерализма. — М.: МЗ-Пресс, 2005. — 319 с.

Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации. — СПб.: Фонд «Университет», 2009. — 636 с.

Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права в 2-х томах. Т. 1. М, 2007. С. 264.

Колюшин Е. И. Конституционное право России. М., 2006. С. 41.

Зиновьев А. В. Конституционное право России. СПб., 2010. С. 111.

Синюков В. Н. Российская правовая система.

Введение

в общую теорию. М., 2010. С. 14.

Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права в 2-х томах. Т. 1. М., 2007. С. 264.

Миронов А. Н. Конституции Российской Федерации 1993 года: смысло-логический анализ. СПб., 2005. С. 106.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.

10.1995 № 8 О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия (ред. от 06.

02.2007) // Российская газета. № 247. 28.

12.1995.

Авакьян С. А. Конституционное право России. В 2 тт. Т. 1. М., 2005. С. 138.

Затонский В. А. Эффективная государственность. / Под ред. А. В. Малько. М., 2006. С. 71−78.

Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С. 29.

ФЗ от 04.

03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к конституции Российской Федерации» // РГ. № 46. 10.

03.1998.

Енгибарян Р.В., Тадевосян Э. В. Конституционное право. М., 2000. С. 49.

Васильева С. В. Конституционное право России. М, 2010. С. 62.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л. В. Лазарева. М., 2011. С. 63.

Конюхова И. А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть. М., 2006. С. 326−327.

Баглай М. В. Конституционное право РФ. М., 2007. С. 68.

Зиновьев А. В. Конституционное право России. СПб., 2010. С. 61.

Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права в 2-х томах. Т. 1. М., 2007. С. 708−711.

Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права в 2-х томах. Т. 1. М., 2007. С. 716.

Механизм государства: классическая и постклассическая парадигмы / Под ред. С. А. Сидорова, И. Л. Честнова. СПб., 2008. С. 235.

Ч. 1 ст. 137 Регламента ГД // Постановление ГД ФС РФ от 22.

01.1998 N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. N 37. 25.

02.1998.

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.

04.1995 N 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. N 2−3. 1995.

Постановление СФ ФС РФ от 30.

01.2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.

02.2002. N 7. ст. 635.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.

10.1995 N 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. N 217. 09.

11.1995.

Федеральный закон от 04.

03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Российская газета. № 46. 10.

03.1998.

ФКЗ от 17.

12.2001 N 6-ФКЗ О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации // Российская газета. N 247. 20.

12.2001.

Постановление Конституционного Суда РФ от 28.

11.1995 N 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. N 240. 14.

12.1995.

Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права в 2-х томах. Т. 1. М., 2007. С. 235.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 237. 25.12.1993.
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации // Российская газета. N 247. 20.12.2001.
  3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2011) О Конституционном Суде Российской Федерации // СЗ РФ. 25.07.1994. № 13. ст. 1447.
  4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. № 206. 19.10.1999.
  5. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания // Российская газета. № 111. 15.06.1994.
  6. Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 (ред. от 10.01.2003) «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.09.1993. № 39. ст. 3597.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 N 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. N 240. 14.12.1995.
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. N 217. 09.11.1995.
  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. N 2−3. 1995.
  10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия (ред. от 06.02.2007) // Российская газета. № 247. 28.12.1995.
  11. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (в ред. 06.02.2013) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.02.2002. N 7. ст. 635.
  12. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 25.01.2013) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. N 37. 25.02.1998.
  13. Специальная :
  14. С.А. Конституционное право России. В 2 тт. Т. 1. — М.: Юристъ, 2005. — 749 с.
  15. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000. — 426 с.
  16. М.В. Конституционное право Российской Федерации. — 7-е изд. — М.: Норма, 2007. — 790 c.
  17. С.В. Конституционное право России: учебник. — М, 2010. — 560с. .
  18. Р.В., Тадевосян Э. В. Конституционное право. — М.: Юристъ, 2000. — 492 с.
  19. В.А. Эффективная государственность. / Под ред. А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2006. — 286 с.
  20. А.В. Конституционное право России. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2010. — 640 с.
  21. Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. — М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2006. — 416 с.
  22. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л. В. Лазарева. — М.: Новая правовая культура, Проспект, 2011. — 816 с.
  23. И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть. — М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2006. — 592 с.
  24. М.Н. Проблемы общей теории государства и права в 2-х томах. Т. 1. — М.: Норма, 2007. — 684 с.
  25. Механизм государства: классическая и постклассическая парадигмы: Монография / Под ред. С. А. Сидорова, И. Л. Честнова. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 218 с.
  26. А.Н. Конституции Российской Федерации 1993 года: смысло-логический анализ. — СПб.: Роза мира, 2005. — 236 с.
  27. В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. — М.: Норма, 2010. — 672 c.
  28. Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // Журнал российского права. — 2003. — № 11. — С. 40−48.
  29. А.Н. Теория государства и права. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. — 688 с.
  30. В. А. Теория российского федерализма. — М.: МЗ-Пресс, 2005. — 319 с.
  31. С.М. Конституционное право Российской Федерации. — СПб.: Фонд «Университет», 2009. — 636 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ