Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями в процессе развития толерантности (на примере ДОУ Санкт-Петербурга)

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В задачи программы входило: осознание своего «Я», своих чувств, формирование адекватной самооценки, воспитание уважительного отношения к людям разных национальностей, привитие норм и правил поведения, принятых в обществе, развитие социальной активности. В результате проведенного исследования выяснилось, что после программных занятий у детей значительно возрос уровень толерантности. Представления… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития толерантности детей дошкольного возраста
    • 1. 1. Толерантность как психологический феномен
    • 1. 2. Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста
    • 1. 3. Особенности развития толерантности детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и родителей
  • Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития толерантности детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и родителей
    • 2. 1. Этапы и методы исследования
    • 2. 2. Программа по развитию развития толерантности детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 3. Анализ результатов эксперимента
  • Выводы
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 6

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями в процессе развития толерантности (на примере ДОУ Санкт-Петербурга) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Негативное отношение было зарегистрировано только у одного ребенка. Результаты по методике «Закончи историю» на контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 5. Таблица 5Результаты по методике «Закончи историю» на контрольном этапе эксперимента№Имя ребенка1-я история2-я история3-я история4-я история

Средний балл

Уровень 1. Анастасия Ч.23 332,75Высокий 2. Андрей С. 22 322,25Средний3.Виктор Н.22 222

Средний4.Дмитрий Г.32 122

Средний5.Елена К.32 111,75Средний6.Захар П. 23 332,75Высокий7.Ирина Ж.33 232,75Высокий8.Леонид Л.22 232,25Средний9.Надежда Н.23 222,25Средний10.Николай Д.33 333

Высокий11.Ольга Л.22 322,25Средний12.Светлана Б.23 332,75Высокий13.Станислав И.22 322,25Средний14.Таисия Т.32 322,5Высокий15.Тимур К.33 322,75Высокий16.Ульяна К.33 322,75Высокий17.Шушаник П. 33 232,75Высокий18.Элеонора А.23 322,5Высокий19.Эльвира В.22 222

Средний20.Юлиан Р.22 222

Средний21.Юлия Ш.22 222

Средний22.Юрий Л.22 111,5Средний23.Ядвига О.22 222

Средний24.Ялик Д.22 222

Средний25.Ярослав В.21 322

Средний Хср.2,32,362,362,22,3Средний

По среднегрупповым результатам видно, что дети в основном имеют устойчивый средний уровень нравственного развития и понимания социальных норм. В среднем дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей, но не могут мотивировать свою оценку. Соотношение исследуемых детей с разным уровнем осознания нравственных норм представлено на рисунке 5.Рис. 5. Соотношение детей с разным уровнем осознания нравственных норм на контрольном этапе эксперимента. По результатам видно, что большинство дошкольников имеют средний уровень нравственного развития, могут назвать нравственную норму, правильно оценить поведение детей в историях, а также могут мотивировать свою оценку нравственного качества. Но мотивирование своей оценки характерно не для всех рассказов, а для одного — двух, то есть дети еще затрудняются в обобщенном объяснении нравственных норм. Довольно большая часть группы (40%) имеет высокий уровень нравственного развития, дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку. Детей с низким уровнем осознания нравственных норм нет. Результаты наблюдения за уровнем развития коммуникативного взаимодействия детей представлены в таблице 6. Таблица 6Результаты наблюдения за уровнем развития коммуникативного взаимодействия детей на контрольном этапе эксперимента№Имя ребенка

Инициативность Чувствительность к воздействиям сверстника

Эмоциональный фон

Общий балл1. Анастасия Ч.

Андрей С.

Виктор Н.

Дмитрий Г.

Елена К.

Захар П.

Ирина Ж.

Леонид Л.

Надежда Н.

Николай Д.

Ольга Л.

Светлана Б.

Станислав И.

Таисия Т.

Тимур К.

Ульяна К.

Шушаник П.

Элеонора А.

Эльвира В.

Юлиан Р.

Юлия Ш.

Юрий Л.

Ядвига О.

Ялик Д.

Ярослав В.2316

Хср2,62,81,87,1По средним значениям можно сказать, что группе детей характерен высокий уровень инициативности, дети часто проявляют инициативу, побуждают сверстников к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям. Дети проявляют высокую чувствительность в ответных на обращения сверстника действиях, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, умеют замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него, общий эмоциональный фон взаимодействия у детей в большинстве случаев позитивный. По общему баллу уровень взаимодействия детей можно разделить на высокий (8 баллов), средний (6 — 7 баллов) и низкий (менее 5 баллов). Соотношение детей с разным уровнем взаимодействия представлено на рисунке 6.Рис. 6. Соотношение детей с разным уровнем взаимодействия на контрольном этапе эксперимента. По результатам видно, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют средний или высокий уровень развития навыков взаимодействия со сверстником.

Только один ребенок имеет низкий уровень развития навыков общения, то есть он малоактивен в ситуациях взаимодействия, не проявляет чувствительности к партнеру по общению. В целом можно сказать, что дети имеют высоко развитые навыки конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками. Сравнительные результаты детей по всем методикам на констатирующем и на контрольном этапе исследования представлены на рисунке 7. Сравнительные данные по методикам на разных этапах исследования. По сравнительным результатам видно, что все показатели у детей выросли. Повысился интерес к другим национальностям и культурам, улучшилось отношение к сверстникам других национальностей и рас. У детей улучшилось осознание нравственных норм, повысилась инициативность общения, чувствительность к воздействиям сверстника, более позитивным стал эмоциональный фон общения детей со сверстниками. Для выявления достоверности различий и оценки эффективности проведенной программы по повышению толерантности дошкольников был проведен статистический анализ результатом с помощью критерия Вилкоксона.

Результаты представлены в таблице 7. Таблица 7Результаты статистического сравнения

Методика Параметры сравнения

Т-критерий Вилкоксона

Уровень значимости (р)Уровень этнотолерантности

Когнитивный компонент 550,01Эмоциональный компонент 450,00Закончи историю

Уровень осознания нравственных норм 360,00Наблюдение за взаимодействием дошкольников

Инициативность общения 990,05Чувствительность к воздействиям сверстника2200,09Эмоциональный фон общения1540,08Общий уровень450,00 В результате статистического сравнения выявились многие значимые изменения. У детей значительно возрос уровень толерантности. Представления детей о других национальностях, народах стали полнее, более системными, дети стали стремиться к получению новых знаний. Также значительно повысился интерес к представителям разных этносов, желание организовать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей. У дошкольников значительно возрос уровень осознания ими нравственных норм, они стали правильно оценивать поведение детей и мотивировать свою оценку. У детей значительно возрос уровень взаимодействия со сверстниками. В частности, существенно выросла инициативность общения. Дети стали активнее привлекать окружающих детей к своим действиям и предлагать различные варианты взаимодействия. Таким образом, на основе сравнения и статистического подтверждения можно говорить об эффективности проведенной работы с детьми в ДОУ совместно с родителями по повышению толерантности. Выводы

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Диагностика на констатирующем этапе эксперимента показала, что у большинства детей средний или низкий уровень развития этнической толерантности. Дети имеют фрагментарные представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира или имеют сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей. Отношение к сверстнику другой национальности у детей индифферентно, интерес не устойчив или отсутствует, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом дети не проявляют желания познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками. При этом они не могут мотивировать свой ответ. Довольно часто у детей проявляется негативное отношение к сверстнику другой национальности.

2. Дошкольникам характерен средний уровень нравственного развития и понимания социальных норм. Дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение, но не могут мотивировать свою оценку. Детям характерен нормальный уровень инициативности, они часто проявляют инициативу, однако редко бывают настойчивыми, чувствительность к воздействиям сверстника у дошкольников средняя, они не всегда отвечают на предложения сверстников, общий эмоциональный фон взаимодействия в большинстве случаев нейтрально-деловой или позитивный.

3. На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована программа по развитию развития толерантности детей старшего дошкольного возраста с целью формирования основ толерантного сознания и поведения у детей. В задачи программы входило: осознание своего «Я», своих чувств, формирование адекватной самооценки, воспитание уважительного отношения к людям разных национальностей, привитие норм и правил поведения, принятых в обществе, развитие социальной активности.

4. В результате диагностики на контрольном этапе эксперимента выяснилось, что у большинства детей средний или высокий уровень развития этнической толерантности. Дети имеют либо фрагментарные представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира или полные, но не достаточно систематизированные представления. Отношение к сверстнику другой национальности у детей либо индифферентно либо положительно, в целом дети проявляют желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками. Дети в основном имеют устойчивый средний уровень нравственного развития и понимания социальных норм. Группе детей характерен высокий уровень инициативности, дети часто проявляют инициативу, побуждают сверстников к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям. Дети проявляют высокую чувствительность в ответных на обращения сверстника действиях, общий эмоциональный фон взаимодействия у детей в большинстве случаев позитивный.

5. В результате статистического сравнения выяснилось, что у детей значительно возрос уровень толерантности. Представления детей о других национальностях, народах стали полнее, более системными, дети стали стремиться к получению новых знаний. Также значительно повысился интерес к представителям разных этносов, желание организовать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей. У дошкольников значительно возрос уровень осознания ими нравственных норм, они стали правильно оценивать поведение детей и мотивировать свою оценку. У детей значительно возрос уровень взаимодействия со сверстниками. В частности, существенно выросла инициативность общения. Дети стали активнее привлекать окружающих детей к своим действиям и предлагать различные варианты взаимодействия. На основе сравнения и статистического подтверждения можно говорить об эффективности проведенной работы с детьми в ДОУ совместно с родителями по повышению толерантности. Заключение

Целью настоящей работы являлось изучение организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями в процессе развития толерантности детей дошкольного возраста. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. При рассмотрении теоретических аспектов проблемы выяснилось, что феномен толерантности базируется на учете двойственной природы существования категорий толерантности — как личностной характеристики и как категории общественного сознания, общественной ценности и социальной нормы. Определены виды и характер этого феномена. Толерантность обеспечивает устойчивость индивидуальности человека и гармоничное развитие личности в социуме. В противоположность нетерпимости толерантность выступает как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире. Ее формирование предполагает воспитание чувства уважения к своему народу, его традициям, ценностям и достижениям, понимание и принятие всего этнического и культурного многообразия мира. Дошкольное детство является периодом первоначального фактического склада личности.

Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются: первое схематическое детское мировоззрение, первичные этические инстанции и моральные оценки, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям, новые социально опосредованные мотивы поступков и действий, произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям, возникновение личного сознания. Дошкольный возраст является периодом расширения социальных связей с миром, овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Проблема воспитания толерантной культуры — одна из самых актуальных в современном российском обществе. Дошкольное образовательное учреждение способно показать детям пример ненасилия, свободы, толерантности.

Осваивая социальную, природную, культурную среду, используя её воспитательные возможности и «приспосабливая» её к нуждам детства, ДОУ должно стать центром толерантного воспитательного пространства. Толерантность как личностное образование выступает важнейшим условием успешной интеграции через различные формы организации деятельности. Интегрированное образование должно, в свою очередь, способствовать развитию толерантности и утверждению социального равенства на основе формирования у всех участников интеграции умений строить взаимодействие на принципах сотрудничества и взаимопонимания, готовности понять и принять других людей. Среди методов формирования толерантности у дошкольников часто используются: игровая деятельность, сказкотерапия, арт-терапия, беседы и т. п. Большое внимание уделяется работе ДОУ с семьей. Главная цель такой работы — установление доверительных отношений на основе сотрудничества, становление родителей активными участниками педагогического процесса. В ходе эмпирического исследования была разработана программа по развитию развития толерантности детей старшего дошкольного возраста с целью формирования основ толерантного сознания и поведения у детей.

В задачи программы входило: осознание своего «Я», своих чувств, формирование адекватной самооценки, воспитание уважительного отношения к людям разных национальностей, привитие норм и правил поведения, принятых в обществе, развитие социальной активности. В результате проведенного исследования выяснилось, что после программных занятий у детей значительно возрос уровень толерантности. Представления детей о других национальностях, народах стали полнее, более системными, дети стали стремиться к получению новых знаний. Также значительно повысился интерес к представителям разных этносов, желание организовать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей. У дошкольников значительно возрос уровень осознания ими нравственных норм, они стали правильно оценивать поведение детей и мотивировать свою оценку. У детей значительно возрос уровень взаимодействия со сверстниками. В частности, существенно выросла инициативность общения. Дети стали активнее привлекать окружающих детей к своим действиям и предлагать различные варианты взаимодействия.

На основе сравнения и статистического подтверждения можно говорить об эффективности проведенной работы с детьми в ДОУ совместно с родителями по повышению толерантности. Таким образом, гипотеза исследования: целенаправленная интегрированная работа по развитию толерантности детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с родителями является эффективной.

Список литературы

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991

Асмолов А. Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. — М.: Педагогика, 2000

Бардиер

Г. Л. Социальная психология толерантности. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005

Безюлева, Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. — М.: Вербум_М, 2003.

— 168 с., с. 117. Боголюбов Л. Н. Человек и общество. — 7-е изд. -

М.: Смысл, 2008. — 414с. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. — М., 1968

Большой психологический словарь. — М., 2007

Бондарева С. K. Толерантность (ввдение в проблеме) / С. К. Бондарева, Д. В. Колесов. — M.:

Издательство Московского психолого-соцмального института; Воронеж: Издательство НПO «MOДЕК», 2003. — 240 с. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2000. — 304 с. Бронфенбреннер У.

Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976

Вальцер М. Толерантность. Лекции по этике, политике и экономике. Новикова Т. В. Императив толерантности / Т. Новикова // Консультант директора.

— 2007. — № 10. — С. 2−7.Выготский, Л.

С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский.

— СПб., 1997. — 224 с. Гурылева Н. И. Воспитание этнотолерантности у старших дошкольников в рамках поликультурного образования [Текст] / Н. И.

Гурылева // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 110−112.Давыдова О. И. Богословец Л.Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. — М., 2005

Декларация принципов толерантности // Век толерантности. — 2001. — № 1. — С.62−68.Дольто Ф. На стороне ребенка. (Пер. с франц.) СПб, 1997

Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка / А. В.

Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольника. — М., 1966. — С.

5−10.Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., Айрис пресс, 2005

Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие / Е. Ю. Клепцова. — М., 2007

Кораблева А. А. Аксеологический подход к определению толерантности // Ярославский педагогический вестник — 2012 — № 2 — Том II (Психолого-педагогические науки). — с. 42 — 46. Корепанова М. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. — М., 2005

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000

Кротков Е. А. Анатомия толерантности: феноменологический анализ //

http:// toleration.bsu.edu.ru/ Publicatsii/Krotkov Tol.htm.Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М., 2001

Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в ноликультурных регионах России и СНГ. Идентичность и толерантность. М., 2007

Леонтьев А.Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./ Под ред. Леонтьева А. Н .и Запорожца А. В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.: ил. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. -

СПб.: Питер, 2009. — 318 с. Мириманова М. С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный. М.: Смысл. 2007

Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М., Академия, 2002

Недорезова Н. В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников. — М., 2005

Обухова Л. Ф. Детская психология М. — 2005

Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста" ч. 2, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб 2008

Пиаже Ж. Главные черты логики ребенка. Жан Пиаже: теория эксперименты, дискуссии. Под ред. Обуховой Л. Ф., Бурменской Г. В. М., 2001 с.41−46.Подивилова О. Н. Формирование толерантности у дошкольников в условиях интегрированного обучения./ О. Н. Подивилова // Начальная школа плюс До и После.

— 2011. — № 10.Практикум по возрастной психологии. Под ред. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. — СПб.: Издательство, 2008

Руднева, Т. И. Нравственное развитие личности / Т. И. Руднева, Е. Б. Никулина, Н. Б. Колесникова. — Самара: Самар. Ун-т, 2002. — 319 с. Сапогова Е. Е. Психология развития человоека. М., 2001

Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2007. Скрипкина Т. П. Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности. — М., 2008

Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности, или Как сделать так, чтобы сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. — 2003.

— Выпуск 6.- С. 60−78.Солдатова Г. У. Учимся толерантности. На пути к толерантному сознанию. М.: ОСТ, 2007

Словарь по педагогике /Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. — М.: 2005. — 448 с. Щуркова, Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова. — М.: Педагогический поиск, 1997.

— 77 с. Эльконин Д. Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов: Сост. Эльконин Д. Б. — Гриф МО РФ, 2008. — 384 с. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.

Якобсон С.Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Ред. Бурменская Г. В. М., 2005

Приложение

Упражнение «Мое имя"Дети по очереди сообщают о себе по плану. Первый начинает взрослый: «Мое имя …, мне… лет, моя любимая игрушка…, у меня есть брат (сестра), дома у нас живет кошка (собака) и т. д.» После того, как каждый ребенок выскажется, ведущий говорит, что обозначает его имя, уточняется, как звучит полное имя. Упражнение «Клубочек"У ведущего в руках клубочек, нить обвита вокруг пальца. Он задает одному из участников какой-либо вопрос («Что ты любишь? Чего ты боишься? С кем дружишь? и т. д.») и кидает ему клубок. Тот ловит его, обматывает нитку вокруг своего пальца и отвечает на вопрос. Затем задает вопрос следующему участнику, кидает ему клубок.

В конце клубок возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие детей друг с другом, определяют, на что похожа ниточная фигура. Теперь вся группа — единое целое. Это нити дружбы. Упражнение «Расскажи мне обо мне"Каждый ребенок по очереди выходит в круг, остальные описывают внешние признаки, рассказывают что-то хорошее. Много хорошего и разного мы узнали друг о друге. Рисование своего имени. Дети пишут свое имя красной краской на альбомом листе. Если ребенок затрудняется, ведущий пишет его имя на листке, ребенок копирует.

При наличии одинаковых имен можно написать букву фамилии или другой знак. Листы вывешиваются на доску. Ведущий обращает внимание детей, что здесь имена детей всей группы. «Полюбуемся нашими именами. В каждом человеке есть что-то интересное. -

Кто узнал что-то новое о себе? О своих друзьях?"Упражнение «Мы — разные"Педагог задает вопросы, чтобы они были адресованы каждому участнику круга:

Кто у нас самый высокий? У кого самые светлые волосы? Кто самый трудолюбивый? Кто умеет читать? и т. д. Кто любит рисовать? Упражнение «Разные глаза"Один из признаков человека — цвет глаз. Они бывают голубые, серые, зеленоватые, карие. (

Дети пробуют определить цвет глаз).Глаза бывают разные не только по цвету. Внимательный человек может заметить добрые, злые, радостные или усталые глаза. (Дети мимикой показывают разное выражение лица.

Если есть пиктограммы, ведущий может их использовать). На какие глаза было приятнее смотреть? Какие глаза легче было показать? Какие глаза сейчас у вас?" Упражнение «Ласковое имя"Если человека называть по имени ласково, то глаза будут всегда добрыми. На прошлом занятии мы говорили о ваших именах и писали их. Давайте теперь каждому дадим ласковое имя. (Можно назвать несколько вариантов одного имени) — Как называются люди, у которых одинаковые имена?

(Тезки) Ведущий просит «тезок» найти друг друга. Тем детям у кого таковых не найдется, ведущий говорит, что у них редкие имена. ^ Упражнение «Паровозик"(создание положительного эмоционального фона, общности) Раздается гудок, дети приглашаются в игру. Под музыку чувашской народной песни «Паровос хашлатса», дети берутся друг за друга и двигаются по комнате, преодолевая препятствия.

По команде «поезд» должен останавливаться, либо трогаться. В конце игры поезд может «отдыхать» — все «вагоны» падают и лежат

Понравилась ли игра? Что чувствовали во время игры? Почему всем было хорошо? Покажите на своем лице радость. Упражнение «Домашний фотоальбом"Дети показывают принесенные фотографии членов семьи и семейные фотографии. Ведущий просит рассказать их историю. (Каждый ребенок рассказывает про одну из принесенных фотографий.) У каждого человека есть своя семья.

Она может быть маленькая: мама с сыном, например. Она может быть очень большая. Наверняка мама, папа, родственники любят вас и заботятся о вас. (Можно заслушать высказывания детей.) А как вы можете их радовать? Игра «Курица и цыплята""Цыплята» сидят на стульчиках. Водящий — «кошка».

Воспитатель — «мама-курица». Вся куриная семья берется за руки, идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица — хохлатка, С нею желтые цыплятки. Квохчет курица: ко — ко

Не ходите далеко.(Постепенно все приближаются к кошке, сидящей отдельно на стульчике.)На скамейке у дорожки

Разлеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет. Цыплята разбегаются. Мама размахивает крыльями, защищает своих детей, прогоняет кошку. Игра повторяется три-четыре раза. Любая мама всегда защитит своего ребенка. В присутствии мамы вы всегда чувствуете себя в безопасности. Что делают ваши мамы и папы, чтобы дома было уютно, спокойно?

(Ведущий завершает высказывания детей тем, что родители укладывают их спать, желают им спокойной ночи.)Упражнение «Колыбельная"Дети слушают чувашскую колыбельную. Под музыку показывают, как мама укачивает сыночка (куклу), передает его папе, папа с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и качает его, а мама тоже с нежностью смотрит на сыночка и папу. Всем хорошо, спокойно. Действия начинает воспитатель, затем игрушку передает детям. Этюд выполняется всеми детьми. Можно предварительно разбиться на пары. Руками мамы многое в доме сделано.

Часто мы этого не замечаем. Но если мама заболеет или уедет, все почувствуют, как ее не хватает. Слушание песни о маме «Анне» сл. и муз. А. Петрова

Что приятного можно сделать для мамы, папы? (Помочь младшим, не отвлекать старших во время подготовки к урокам, поздравить с праздником, стремиться все делать самим, чтобы освободить родителей и т. д.) Вот что значит быть семьей: заботиться друг о друге, беречь, жить мирно."Семейный портрет"Ведущий предлагает нарисовать свою семью в момент какогото приятного события. Рисунки вывешиваются, каждый кратко комментирует свой рисунок. Упражнение «Мы похожи на дерево» Ведущий предлагает детям подумать, чем они похожи на деревце.

(Всегда ли оно было большим, откуда оно появилось, что деревья делают утром, днем, вечером, как питается деревце, просит зажать нос один раз. — Почему разжали нос? Деревце тоже дышит, и в этом ему помогают листочки.)Что вы делаете, когда упадете, больно ударитесь? Что испытывает дерево, когда у него ломают веточки, режут кору, чтобы добыть сок. Деревья, как и люди, болеют. Можно ли догадаться, как чувствуют себя деревья?

(По состоянию коры, листвы). Есть ли у дерева мама? Видите, как много общего у нас с растениями. Релаксация (проводится, сидя в кругу) Давайте представим себя деревом, пусть каждый выберет свое любимое дерево… Закройте глаза… Представьте себя этим деревом… Оно молодое, сильное, здоровое… сильное, здоровое… оно твердо стоит… ему не страшен ветер, дождь… Оно становится только сильнее, растет, наливается силой… Откройте глаза и посмотрите, сколько «деревьев» вас окружает. Вместе не страшна буря и непогода. Упражнение «Рождение дерева""Давайте превратимся в маленькие семена. (Дети приседают и закрывают руками голову.) Теперь из семечка стали пробиваться ростки.

(Дети постепенно поднимают одну руку, затем другую.) Веточки тянутся к солнцу (Дети встают) Деревце растет, растет…(Встают на носочки). Налетел ветерок, листочками (пальчиками) зашевелил. Подул сильный ветер, закачались ветки… Но вот ветер стих, выглянуло ласковое солнышко, и наши маленькие деревца успокоились (Дети опускают руки, закрывают глаза и слушают музыку).Растение проделывает долгий путь, чтобы вырасти и радовать нас. Мы должны сохранить такую красоту и не наносить вреда природе, заботиться о ней". Как мы можем сберечь природу? (

Не ломать ветки, не рвать цветы, т. к. они сразу погибнут, не бросать мусор и т. д.)." Нас окружает не только мир растений. Сегодня к нам в гости пришли представители животного мира, домашние животные: кошка и собака. Давайте дадим подходящее имя кошке". Дети высказываются по очереди, выбирается наиболее популярное имя. Затем называются особенные черты кошки.

Упражнение «Почему грустит котенок?"Жил — был маленький котенок

И совсем еще ребенок. Ну, и этот Котя милый Постоянно был унылый. Почему? Никто не знал, Котя это не сказал. (А. Блок) Передавая игрушку по кругу, ведущий просит каждого сказать, почему грустит котенок, чего он боится, чего ему не хватает (одинокий, голодный, бездомный и т. д.). Затем обсуждается, как ему помочь.

Ведущий вносит игрушку собаки, рассказывает, на какие чудеса они способны: служат на границе, летают в космос, выносят детей из огня, воды, помогают слепым жить и передвигаться. Упражнение «Собака и поводырь""Хотите почувствовать на себе, как собаки помогают людям?"Дети разбиваются на пары, встают друг за другом, руки стоящего сзади «слепого» (у него завязаны глаза) на плечах первого — «поводыря». Задача поводыря ходить по комнате так, чтобы обойти все препятствия, заботиться о напарнике. Затем дети меняются ролями. «Многие ребята хотели бы иметь дома щенка. Но часто они думают, что он для того, чтобы играть, и не представляют, сколько труда, времени нужно, чтобы вырастить собаку: убирать несколько раз в день, готовить еду, следить за ним везде, выгуливать, когда хочется спать или играть, водить на прививки, чистить одежду и мебель, т. к. от животных бывает много пуха, шерсти и делать многое другое, чтобы ваши питомцы были живы — здоровы». Упражнение — релаксация «Чудесный сон котенка» (сопровождается музыкой)"Вы наверно не раз видели, как отдыхают животные.

Давайте представим, что каждый из вас — котенок. Котенок устал и решил поспать". Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, глаза закрыты. Включается тихая спокойная музыка."Маленький котенок очень устал, он набегался, наигрался и прилег отдохнуть. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица. Мама говорит ласковые слова: «Ты — красивый, добрый, славный… Тебя все любят, оберегают, радуются твоим успехам… Ты будешь здоровым, сильным, смелым, добрым… Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок улыбается, потягивается, открывает глаза».

Рисование.Детям предлагается нарисовать по своему выбору любимое дерево, цветок, собаку или кошку. По окончании работы рисунки вывешиваются в помещении уголка природы. Ведущий обращает внимание детей, что комната природы стала богаче, пополнившись детскими работами. Релаксация (Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение релаксации, создание позитивного настроения) «Представьте себе, что комната наполнена красным цветом. Вы вдохните этот теплый красный воздух, он наполнен ароматом красных роз… Представьте, что комната наполняется оранжевым светом. Вы можете вдыхать этот свет, дотрагиваться до него. Оранжевый воздух пахнет апельсином, — почувствуйте этот запах… А теперь воздух стал желтеть. Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом, купайтесь в теплых солнечных лучах… Цвет снова изменился: теперь заструился зеленый цвет. Это цвет весны, первых листочков, свежести, вдыхайте его и набирайтесь сил… Чудеса продолжаются.

Мы видим голубое утреннее небо, нас обволакивает голубой легкий воздух. Представьте, что ваши руки — крылья. Вы медленно и плавно парите в пространстве… Постепенно опускаемся на коврик нашей комнаты… и открываем глаза". Какой цвет был самым приятным, почему? Ощутили ли вы запахи? Какой цвет был последним? Игра «Жмурки"Ведущий предлагает поиграть в игру. Выберем «кота», завяжем ему глаза. У кота лапки мягкие, он аккуратно дотрагивается до спинки того, кого догнал. После слов: Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас, Ты лови три года нас, Не развязывая глаз!(все дети разбегаются в разные стороны).

Игра повторяется 3−4 раза. Взрослый обращает внимание на выполнение «котами» правил: быть осторожным, не сделать ни одной «царапки». Ведущий спрашивает у детей, как они добираются до детского сада. Многие едут на троллейбусе или автобусе, т. е. на транспорте. Правила есть не только в играх. Есть они и в жизни, например, в автобусе, в магазине. Ведущий и воспитатель организуют сюжетно-ролевую игру «Автобус», «Магазин», возможны и другие игры, в которых отрабатываются правила поведения пассажиров, кондуктора, водителя, продавца, активизируется словарный запас. Упражнение «Хорошо — плохо""Давайте проверим, как вы знаете правила поведения в транспорте.

Поиграем в игру. Я буду читать правила. Если вы согласны с ним, громко скажите: «Да!», а если нет такого правила, то все должны молчать". Надо купить билет, если вы — школьник. Все взрослые покупают билет или предъявляют проездные документы

Можно грызть семечки. Нужно скорее занять свободное место

За проезд нужно передавать, стукнув по плечу стоящего рядом. В транспорте нужно обязательно держаться, чтобы не упасть. Если получилось, что вы с кем-то в разных концах автобуса, можно громко поговорить друг с другом, чтобы не было скучно. В троллейбусе можно есть мороженное, а то оно растает. Если вошел кто-то из пожилых людей, нужно уступить место. При выходе нужно сказать всем: «До свиданья». Упражнение «Кто что носит"Дети одевают фигурки кукол мальчика и девочки. Затем предлагается подобрать к ним подходящие предметы. Обсуждение. Игра «надень и попляши"Дети ходят по кругу, а одна девочка находится в центре и выполняет движения в соответствии с текстом, который произносят дети в кругу. По дорожке Катя шла, Катя тапочки нашла, Катя тапки примеряла, Чуть надела — захромала.(Прыгает на одной ноге, как бы хромает) Стала Катя выбирать, Кому тапочки отдать. Коле тапки хороши -На, надень и попляши. Девочка выбирает мальчика, а мальчик — девочку.

Они танцуют, остальные хлопают в ладоши. Игра продолжается. Игра «Спящая красавица"В каждом человеке есть что-то хорошее. Нужно уметь это заметить. Если ты не увидишь у других, и у тебя не увидят ничего хорошего. Сейчас один будет изображать спящую принцессу или принца. Все должны по очереди подойти, сказать хорошие слова.

Только добрые слова могут разбудить спящих. Тот, чьи слова понравятся принцессе больше всех, сам становится спящей красавицей. (Игра повторяется 2 — 3 раза).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  2. А. Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. — М.: Педагогика, 2000.
  3. БардиерГ.Л. Социальная психология толерантности. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005.
  4. Безюлева, Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. — М.: Вербум_М, 2003. — 168 с., с. 117.
  5. Л.Н. Человек и общество. — 7-е изд. — М.: Смысл, 2008. — 414с.
  6. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. — М., 1968.
  7. Большой психологический словарь. — М., 2007.
  8. a. Бондарева С. K. Толерантность (ввдение в проблеме) / С. К. Бондарева, Д. В. Колесов. — M.: Издательство Московского психолого-соцмального института; Воронеж: Издательство НПO «MOДЕК», 2003. — 240 с.
  9. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
  10. У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.
  11. М. Толерантность. Лекции по этике, политике и экономике. Новикова Т. В. Императив толерантности / Т. Новикова // Консультант директора. — 2007. — № 10. — С. 2−7.
  12. , Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб., 1997. — 224 с.
  13. Н. И. Воспитание этнотолерантности у старших дошкольников в рамках поликультурного образования [Текст] / Н. И. Гурылева // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 110−112.
  14. О. И. Богословец Л.Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. — М., 2005.
  15. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. — 2001. — № 1. — С.62−68.
  16. Ф. На стороне ребенка. (Пер. с франц.) СПб, 1997.
  17. , А. В. Игра и развитие ребенка / А. В. Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольника. — М., 1966. — С. 5−10.
  18. О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., Айрис пресс, 2005.
  19. , Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие / Е. Ю. Клепцова. — М., 2007.
  20. А.А. Аксеологический подход к определению толерантности // Ярославский педагогический вестник — 2012 — № 2 — Том II (Психолого-педагогические науки). — с. 42 — 46.
  21. М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. — М., 2005.
  22. Г. Психология развития. СПб., 2000.
  23. Е.А. Анатомия толерантности: феноменологический анализ // http:// toleration.bsu.edu.ru/ Publicatsii/Krotkov Tol.htm.
  24. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М., 2001.
  25. Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в ноликультурных регионах России и СНГ. Идентичность и толерантность. М., 2007.
  26. А.Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н .и Запорожца А. В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.: ил.
  27. М.И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — СПб.: Питер, 2009. — 318 с.
  28. М.С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный. М.: Смысл. 2007.
  29. В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М., Академия, 2002.
  30. Н. В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников. — М., 2005.
  31. Л.Ф. Детская психология М. — 2005.
  32. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста" ч. 2, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб 2008.
  33. . Главные черты логики ребенка. Жан Пиаже: теория эксперименты, дискуссии. Под ред. Обуховой Л. Ф., Бурменской Г. В. М., 2001 с.41−46.
  34. О.Н. Формирование толерантности у дошкольников в условиях интегрированного обучения./ О. Н. Подивилова // Начальная школа плюс До и После. — 2011. — № 10.
  35. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. — СПб.: Издательство, 2008.
  36. , Т.И. Нравственное развитие личности / Т. И. Руднева, Е. Б. Никулина, Н. Б. Колесникова. — Самара: Самар. Ун-т, 2002. — 319 с.
  37. Е.Е. Психология развития человоека. М., 2001.
  38. Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2007 .
  39. Т. П. Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности. — М., 2008.
  40. Г. У. Практическая психология толерантности, или Как сделать так, чтобы сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. -2003. — Выпуск 6.- С. 60−78.
  41. Г. У. Учимся толерантности. На пути к толерантному сознанию. М.: ОСТ, 2007.
  42. Словарь по педагогике /Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. — М.: 2005. — 448 с.
  43. Щуркова, Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова. — М.: Педагогический поиск, 1997. — 77 с.
  44. Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов: Сост. Эльконин Д. Б. — Гриф МО РФ, 2008. — 384 с.
  45. Э. Детство и общество. СПб. 1996.
  46. С.Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Ред. Бурменская Г. В. М., 2005.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ