Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основы самообразовательной работы учителя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самообразование часто касается приобретения и уточнения общих идей, преодоления профессиональной замкнутости. Уточнение идеологии жизни и деятельности, коррекция ценностных ориентаций — эта составляющая линия в самообразовании постоянна и важна для педагога с любым опытом. Педагог обогащает свое мировоззрение средствами культуры, а затем выстраивает общество средствами своей личности. Каждому… Читать ещё >

Основы самообразовательной работы учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любая работа, в том числе и педагогическая, требует развития определённых навыков, главный из которых — навык самообразования.

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле — как «самонаучение») и как «самовоспитание» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»).

Психолог М. Князева выделяет ряд функций самообразования.

Экстенсивная — накопление, приобретение, новых знаний.

Ориентировочная — определение своего места в обществе.

Компенсаторная — преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в образовании.

Саморазвития — совершенствование личного мировоззрения, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств.

Методологическая — преодоление профессиональной узости.

Коммуникативная — установление связей между науками, профессиями, возрастами.

Сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение её.

Омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя общественной позиции (переход из положения учителя в положение учащегося).

Психологическая — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества.

Геронтологическая — поддержание связей с миром и через них — жизнеспособности организма.

Самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. В современной ситуации самообразование может определять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом. Это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере, неформальное бытие человека в знании.

Рассматривая самообразование как вид духовной деятельности, можно назвать его своеобразным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой систему направленного, разумного формирования человеком своего духовного Я.

Одной из составляющих любой педагогической деятельности является понимание и оценка культуры, движения в контексте тех культурологических процессов, которые происходят в современном обществе.

Самообразование часто касается приобретения и уточнения общих идей, преодоления профессиональной замкнутости. Уточнение идеологии жизни и деятельности, коррекция ценностных ориентаций — эта составляющая линия в самообразовании постоянна и важна для педагога с любым опытом. Педагог обогащает свое мировоззрение средствами культуры, а затем выстраивает общество средствами своей личности.

Осуществлять самообразование означает, прежде всего, уметь взять на себя личную ответственность за собственную жизнь. Перекладывая эту ответственность на других, вы попадаете в зависимость от них, и развитие замедляется.

Каждому педагогу необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы индивидуальные интересы, конкретные особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.

Образовательная траектория — это возможность личности на основе выбора определить свой образовательный путь, удовлетворяющий потребности в образовании, получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация намеченного плана напрямую связана с навыками самоорганизации и саморегуляции.

Как уже отмечалось в первой главе, профессия педагога имеет свою специфику: личность самого педагога является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой