Основы самообразовательной работы учителя
Самообразование часто касается приобретения и уточнения общих идей, преодоления профессиональной замкнутости. Уточнение идеологии жизни и деятельности, коррекция ценностных ориентаций — эта составляющая линия в самообразовании постоянна и важна для педагога с любым опытом. Педагог обогащает свое мировоззрение средствами культуры, а затем выстраивает общество средствами своей личности. Каждому… Читать ещё >
Основы самообразовательной работы учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Любая работа, в том числе и педагогическая, требует развития определённых навыков, главный из которых — навык самообразования.
Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле — как «самонаучение») и как «самовоспитание» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»).
Психолог М. Князева выделяет ряд функций самообразования.
Экстенсивная — накопление, приобретение, новых знаний.
Ориентировочная — определение своего места в обществе.
Компенсаторная — преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в образовании.
Саморазвития — совершенствование личного мировоззрения, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств.
Методологическая — преодоление профессиональной узости.
Коммуникативная — установление связей между науками, профессиями, возрастами.
Сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение её.
Омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя общественной позиции (переход из положения учителя в положение учащегося).
Психологическая — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества.
Геронтологическая — поддержание связей с миром и через них — жизнеспособности организма.
Самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. В современной ситуации самообразование может определять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом. Это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере, неформальное бытие человека в знании.
Рассматривая самообразование как вид духовной деятельности, можно назвать его своеобразным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой систему направленного, разумного формирования человеком своего духовного Я.
Одной из составляющих любой педагогической деятельности является понимание и оценка культуры, движения в контексте тех культурологических процессов, которые происходят в современном обществе.
Самообразование часто касается приобретения и уточнения общих идей, преодоления профессиональной замкнутости. Уточнение идеологии жизни и деятельности, коррекция ценностных ориентаций — эта составляющая линия в самообразовании постоянна и важна для педагога с любым опытом. Педагог обогащает свое мировоззрение средствами культуры, а затем выстраивает общество средствами своей личности.
Осуществлять самообразование означает, прежде всего, уметь взять на себя личную ответственность за собственную жизнь. Перекладывая эту ответственность на других, вы попадаете в зависимость от них, и развитие замедляется.
Каждому педагогу необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы индивидуальные интересы, конкретные особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.
Образовательная траектория — это возможность личности на основе выбора определить свой образовательный путь, удовлетворяющий потребности в образовании, получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация намеченного плана напрямую связана с навыками самоорганизации и саморегуляции.
Как уже отмечалось в первой главе, профессия педагога имеет свою специфику: личность самого педагога является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат.