Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальное сопровождение детей младенческого возраста

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В настоящее время проблема сиротства стоит на государственном уровне, однако модель и механизм управления деятельностью по защите прав детей недостаточно обсуждаются. А это приводит к тому, что в данной сфере делаются отдельные разрозненные действия, отсутствует единая государственная политика, вплоть до спекулятивного интереса к теме детства. Социальное сопровождение — это сложный процесс… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретически аспекты проблемы социального сопровождения детей младенческого возраста
    • 1. 1. Проблема сиротства
    • 1. 2. Характеристика социального сопровождения
    • 1. 3. Социальная работа с детьми-сиротами
  • Глава II. Эмпирическое исследование возможностей социального сопровождения детей-сирот младенческого возраста
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Результаты исследования
  • Заключение
  • Список литературы

Социальное сопровождение детей младенческого возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наблюдение проводилось за: оснащенностью дома ребенка, за работой коллектива дома ребенка и за психо-социальным развитием детей младенческого возраста. При оценке оснащенности дома ребенка учитывались:

Территория расположения;

Наличие кадров, их квалификация;

Внутреннее устройство дома ребенка;

Особенности педагогической деятельности;

Специализированные помещения. При оценке работы воспитателей с детьми младенческого возраста учитывались:

Особенности кормления;

Особенности осуществления режимных моментов (прогулки, купания, укладывание спать и т. п.);Эмоциональное участие взрослого в жизни ребенка (проявления ласки, нежности, теплоты);Речевое общение с ребенком (интонации, частота общения, качество общения);Тактильный контакт (берут ли ребенка на руки, обнимают и т. п.);Реакции на плач ребенка. Наблюдение за психо-социальным развитием детей проводилось на основе методики Смирнойва Е. О. «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет». Определялись:

1. Инициативность ребенка (при пассивности взрослого):Отсутствует: ребенок не проявляет интереса к взрослому или пассивно ожидает обращения (0 баллов);Слабая: ребенок однократно проявляет комплекс оживления, затем отвлекается и теряет интерес к взрослому (1 балл);Средняя: ребенок эпизодически проявляет комплекс оживления, в промежутках отвлекается (2 балла);Высокая: младенец многократно или непрерывно проявляет комплекс оживления, отвлечения отсутствуют (3 балла).

2. Чувствительность к воздействиям взрослого (при общении со взрослым):Отсутствует: ребенок ни в одной из ситуаций не проявляет комплекс оживления в ответ на воздействия взрослого (0 баллов);Слабая: ребенок однократно проявляет комплекс оживления, затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому (1 балл);Средняя: ребенок изредка проявляет комплекс оживления в ответ на обращения взрослого, некоторые воздействия оставляет без внимания (2 балла);Высокая: ребенок проявляет комплекс оживления в ответ на каждое воздействие взрослого (ребенок затихает при воздействиях взрослого и оживляется во время каждой паузы) (3 балла);3. Средства общения ребенка:

Отсутствуют: ребенок ни в одной пробе не проявляет ни один из компонентов комплекса оживления (зрительное сосредоточение, улыбка, двигательное оживление, вокализации) (0 баллов);Обедненный репертуар коммуникативных средств: у ребенка стабильно отсутствует 1 и более компонентов комплекса оживления (1 балл);Недостаточное владение средствами общения: у ребенка присутствуют все 4 компонента, попри этом их выраженность слабая (2 балла) Достаточный уровень владения средствами общения: присутствуют все 4 компонента комплекса оживления (3 балла).На основе наблюдения дается заключение об уровне психо-социального развития ребенка. До 1,5 месяцев отсутствие или низкий уровень показателей параметров общения считается нормой. От 1,5 до 2,5 месяцев нормальными являются низкие и средние показатели После 2,5 месяцев отсутствие или низкие показатели какого-либо параметра общения свидетельствуют о задержке либо отклонении в развитии общения. Начиная с 3−3,5 месяцев для здорового ребенка, воспитывающегося в нормальных условиях, характерен высокий уровень всех параметров общения. 2.

2. Результаты исследования

По результатам наблюдения оснащенности дома ребенка можно сделать следующие выводы. Территория на которой расположен дом ребенка, занимает площадь 15 689 кв.м. Она имеет современный «внешний вид». На ней расположены прогулочные павильоны для игр на свежем воздухе в плохую погоду. Сам дом ребенка расположен в 3-х этажном здании кирпичной постройки общей площадью 3561 кв.м. и жилой 1905 кв.м.Мощность дома ребенка составляет 100 коек для детей от рождения до 4-х лет. Дом ребенка — это учреждение здравоохранения, в котором развернуты подразделения для лечения, реабилитации, обучения и воспитания детей: 3 педиатрических отделения, где живут дети, оставшиеся без попечения родителей; специализированное отделение: физиотерапевтическое отделение с современной аппаратурой, включая лазерную; массажный зал с оборудованием, где трудятся 5 массажистов, зал кинезотерапии для занятий лечебной физкультурой с адаптированным для малышей оборудованием; соляная комната; водолечебница с бассейном, гидромассажными ваннами, лечебными ваннами, лечебными душами, ванной для грудного плавания. Сенсорная комната, где получают реабилитацию все воспитанники дома ребенка с 4-х месячного возраста, комната игровых компьютерных тренажеров, кабинет монтессори-терапии.

Имеется все необходимое для проведения педагогической реабилитации, не только оборудование, но и специалисты. В доме ребенка есть пищеблок, где готовятся разнообразные блюда, своя прачечная и бухгалтерия. Укомплектованность врачами, учителями дефектологами, средним медицинским персоналом более 97%, младшим медицинским персоналом составляет 89%, в связи с чем, проводиться поиск и отбор на вакантные должности. Педагогический и медицинский состав в большинстве своем — это высококвалифицированные работники, заботливые и умелые, знающие свою работу люди. 14% - это молодежь, которая не боится трудностей, приобретает навыки и умения. Учреждение работает круглосуточно в течение всего года. По результатам наблюдения за работой воспитателей с детьми младенческого возраста можно сделать следующие выводы. Всех детей воспитатели кормят из бутылочки, никто из них не сидит, не ест из ложки, не пьет изчашки. Готовясь кормить детей, воспитатели чаще всего предпочитают принять позу, располагающую к общению.

Кормление младенцев, включая подготовку, занимает у воспитателей от 1,5 до 3 минут. После окончания кормления взрослые держат детей, примерно 10−15 секунд, вертикально (чтобы вышел воздух, попавший в желудокпри быстром кормлении). Затем младенца возвращают в кроватку или манеж. Во время кормления многие воспитатели мягко удерживают руки и голову ребенка. Они чаще всего разговаривают с ними, обращая внимание на то, как младенец ест (не течетли пища, не захлебывается ли малыш, не забилась ли соска), периодически вынимая бутылочку изо рта ребенка, чтобыпосмотреть, сколько осталось еды. В поведении младенцев-сирот в ситуации кормления часто наблюдаются скользящие взгляды, адресованные воспитателю. Младенцы-сироты характеризуются воспитателями как самые «трогательные». Представления воспитателей о внешней привлекательности малышей отражают социальный стереотипотношения, преобладающий на сегодняшний день в обществе: для ухаживающего персонала они «красивые», «милые», «трогательные», и не менее привлекательные по сравнению с остальными, болееразвитыми детьми. Воспитатели ориентированы на уход за детьми-сиротами, они стремятся к общению с ними в ситуации кормления.

У взрослых отмечается присутствие инициативности и чувствительности к сигналам малышей. Малышей один — два раза в день выносят на свежий воздух. Во время прогулки постоянного контакта с воспитателями у каждого ребенка нет, однако потребности детей находят отклик почти сразу (плач).Несмотря на то, что поведение младенцев воспитатели не всегда оценивают положительно, они всегда проявляют доброжелательность и ласку вовзаимодействии с ними. Удобное поведение детей способствует снижению строгости в поведении. Речевое общение сдовольно частое, но недостаточное. Большее время младенцы находятся вне ситуативного общения. Это происходит из-за нехватки персонала.

Воспитатели разговаривают с младенцами мягко, мелодично, лишь изредка — молчат. Воспитатели регулярно играют с младенцами-сиротами. Независимо от возраста, потребностей и возможностей ребенка взрослые предпочитают ситуативно-деловую форму общения. С младенцами-сиротами воспитатели общаются посредством мягкой игрушки, которая используется как продолжение руки взрослого. Например, играя в «бодашки», взрослый прикасается к ребенку не рукой, а мягкой игрушкой; при этом он не называет игрушку, не презентует ее младенцу, а использует как продолжение своей руки, поглаживая ручки, ножки, головку малыша, «бодая» животик. Для игры с малышами воспитатели выбирают погремушки или мягкие игрушки. Взрослый гремит погремушкой перед лицом ребенка, водит ею из стороныв сторону, периодически вкладывая в руку малыша, помогаяему греметь, если малыш затруднялся делать это самостоятельно. Мягкую игрушку взрослые используют или какпредмет взаимодействия, или как замещающий объект.

В первом случае они называют игрушку, демонстрируют ее возможности (как лает, как пляшет), прячут за спину и вновь показывают, затем вкладывают в руку младенца, выполняя совместные с ним действия, поглаживают игрушку его рукой. Игра в основном направлена на то, чтобы научить малыша действиям с предметами. Тактильный контакт у детей-сирот присутствует (их берут на руки), но он недостаточный (не соответствует материнскому — по продолжительности и теплоте). Чаще всего тактильный контакт происходит во время режимных моментов — переодевание, купание, одевание. При плаче детей воспитатели их чаще укачивают в кроватке, на руки не берут. При игровом взаимодействии с малышами воспитателями используется телесныйконтакт.

Объятия присутствуют. Поверхностные прикосновения (легкие поглаживания, потряхивания) зафиксированы в 80% случаев. Чувствительность воспитателей к эмоциональным проявлениям младенцев в игровом взаимодействии отмечается в 70% случаях. Взрослые стремятсяфизически и эмоционально приблизиться к ребенку. Это выражается в следующих феноменах: воспитатели пытаются продлить время игрового взаимодействия, предпочитают предметное взаимодействие и ситуативно-деловую форму общения; а также ситуативно-личностное общение. Результаты наблюдения за психо-социальным развитием детей на основе методики Смирнойва Е. О. «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет» представлены в таблице 1. Таблица 1Результаты наблюдения за психо-социальным развитием детей-сирот№Имя Возраст (мес)Инициативность

Чувствительность к воздействиям взрослого

Средства общения ребенка

Общий уровень психо-социального развития1. Дима В.3,5122

Средний 2. Аня С.6332

Высокий 3. Миша Н.8222

Средний4.Коля Г. 4,5021

Низкий 5. Лена А.5122

Средний6.Алиса М.3221

Средний7.Маша П.7332

Высокий8.Рома Т.10 222

Средний9.Игорь Л.5111

Низкий 10. Гена Р.8011

Низкий 11. Люба О.6222

Средний12.Женя Ч.5,5121

Низкий Х.ср.1,52,01,6По результатам наблюдения можно сказать, что в целом у детей низкий уровень инициативности, но средняя чувствительность к воздействиям взрослого. Можно сказать, что у детей высокая потребность в эмоционально-личностном общении только при инициативе взрослого. Только 2 детей (16,7%) имеют высокий уровень психо-социального развития. Эти дети используют все средства для общения со взрослым, проявляют инициативность в общении. 6 детей (50%) имеют средний уровень психо-социального развития. 4 детей (33,3%) имеют низкий уровень психо-социального развития. Такие дети не проявляют инициативы в общении со взрослым, отвлекаются при взаимодействии с ним, не используют все средства эмоционально-личностно общения. Прогноз развития для таких детей неблагоприятен. Таким образом, по результатам наблюдения можно выделить следующие проблемы детей-сирот младенческого возраста:

Недостаточное эмоционально-личностное общение со взрослым;

Низкая потребность в общении, отсутствие инициативы;

Недоразвитие средств общения для младенческого возраста (дети редко улыбаются, быстро теряют зрительное сосредоточение, не произносят звуков).Такие проблемы необходимо корректировать, так как эмоционально-личностное общение со взрослым является ведущей деятельностью в младенческом возрасте. Его задержка способствует задержке развития всей личности ребенка — его познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер, социального поведения. Также можно выделить основную проблему воспитателей дома ребенка — недостаточное эмоционально-личностное общение с ребенком. В целом, во взаимодействии воспитателей с младенцами-сиротами присутствует понимание сигналов ребенка и обратная связь между партнерами, разворачивается в общение взрослого с малышом. Однако, воспитатели не придают значения этому общению. Так как общение взрослого с младенцем на первом году жизни ребенка является ведущей деятельностью, оно должно лежать в основе выполнения воспитателями дома ребенка их функциональных обязанностей и не зависеть от их настроения или проблем. В нашей стране система подготовки воспитателей для дошкольных учреждений в основном носит общий характер. Такая квалификация, как «воспитатель дома ребенка», отсутствует. Поэтому необходимо проводить дополнительные занятия, организовывать курсы повышения квалификации. Воспитатели должны создавать условия для развития, обучения и воспитания детей, анализировать уровень развития, обученности и воспитанности ребенка, намечать пути его дальнейшего развития. Обнаруживая отставание в развитии уже в младенческом возрасте можно сказать, что необходимо развивать систему ранней помощи, предотвращающую социальное сиротство, что включает в себя максимальное замещение матери ребенку на первом году жизни, обеспечение полноценного эмоционально-личностного общения со взрослым, альтернативные формы жизнеустройства младенцев-сирот, разрабатывать и внедрять новые организационные формы подготовки и профессиональной поддержки. Заключение

Целью данного исследования являлось изучение возможностейсоциального сопровождения детей-сирот младенческого возраста с целью обеспечения дальнейшего нормального психического развития детей. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В хоте теоретического анализа литературы выяснилось, что безнадзорность и беспризорность — наиболее тревожные характеристики современного российского общества. Количество оставшихся без попечения родителей и безнадзорных детей возрастает с каждым годом. После того, как ребенку присвоили статус сироты, он, в зависимости от отправляется либо в семью, либо в государственные учреждения. Дети до 3−4-х лет отправляются вДомребенка (Дом малютки), которые бывает «обычным» и «специализированным». Дом ребенка является некоммерческой организацией и финансируется за счет средств бюджета на основе сметы, а также целевых благотворительных средств, полученных от организаций и физических лиц.

В настоящее время проблема сиротства стоит на государственном уровне, однако модель и механизм управления деятельностью по защите прав детей недостаточно обсуждаются. А это приводит к тому, что в данной сфере делаются отдельные разрозненные действия, отсутствует единая государственная политика, вплоть до спекулятивного интереса к теме детства. Социальное сопровождение — это сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Процесса сопровождения осуществляется поэтапно, касается каждого отдельного ребенка. Возможности социального сопровождения сирот могут быть реализованы на уровне непосредственной работы с сиротами, обучения и подготовки специалистов для сопровождения сирот и создания системы координации социального сопровождения. Социальная работа с детьми-сиротами, и особенно сиротами младенческого возраста направлена в основном на устройство ребенка в семью, обеспечение ему необходимой помощи для роста и развития. Устройство ребенка в семью является приоритетным направлением государственной политики в отношении детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейное устройство сирот может быть следующих видов: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат. Органы опеки и попечительства являются ключевым звеном в вопросе выявления и устройства в семьи и государственные учреждения детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе эмпирического исследования, которое проводилось на базе СПб ГКУЗ Специализированного дома ребенка № 3, выяснилось, что у детей-сирот младенческого возраста наблюдается недостаточное эмоционально-личностное общение со взрослым, низкая потребность в общении, отсутствие инициативы, недоразвитие средств общения для младенческого возраста (дети редко улыбаются, быстро теряют зрительное сосредоточение, не произносят звуков).В целом, во взаимодействии воспитателей с младенцами-сиротами присутствует понимание сигналов ребенка и обратная связь между партнерами, разворачивается в общение взрослого с малышом. Однако, воспитатели не придают значения этому общению. Такие проблемы необходимо корректировать, так как эмоционально-личностное общение со взрослым является ведущей деятельностью в младенческом возрасте. Его задержка способствует задержке развития всей личности ребенка — его познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер, социального поведения. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Для предупреждения отклонений в психическом развитии детей-сирот основной задачей социального сопровождения детей младенческого возраста является обеспечение эмоциональногообщения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью.

Список литературы

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г.)Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями).Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).Указ Президента РФ № 404 от 26 марта 2008 г. О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в ред. Федерального закона от 18.

07.2009 № 178-ФЗ).Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 года № 249 «Об организации выезда из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10 июля 2012 г. N 695 «О концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012;2022 годы. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.

08.2012 N 864 «О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012;2017 годы». Байбородова Л. В., Смирнова К. Ю. Социально — педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях специального учреждения // Ярославский педагогический вестник. — 2004. — № 3. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:

http://vestnik.yspu.org/releases/ pedagoka_i_psichologiy/Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. — М.: «Академия», 2004 — 160с. Зарецкий В. К., Дубровская М. О., Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002

Комплексное сопровождение и коррекция развития детейсирот: социальноэмоциональные проблемы./ под ред. Л. М, Шипицыной, Е. И. Казаковой. — СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 2000

Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений.- СПб.: Питер, 2005. — 304с. Кузнецова М. В. Программа психолого-педагогического сопровождения образования детей сирот в условия Дома ребёнка // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета, 2011. № 3 (19).Лебедева Е. О. Патронат — позорный промысел? [Электронный ресурс] —Режим доступа. — URL:

http://www.delodobroe.ru/content/articles/2392/Ослон В. Н. Жизнеустройство детейсирот: профессиональная замещающая семья. — М.: Генезис, 2006

Ослон В. Н. Формирование «взаимной идентификации» семьи и приемного ребенка в условиях замещающей семейной заботы // Другое детство. — М., 2009

Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. — СПБ.: Питер, 2005

Сиротство в России: проблемы и пути их решения. — М., 2011

Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. 144 с., с. 30. Шульга Т. И., Олифиренко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. — М., 1997.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г.)
  2. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями).
  3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).
  4. Указ Президента РФ № 404 от 26 марта 2008 г. О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  5. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 № 178-ФЗ).
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 года № 249 «Об организации выезда из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10 июля 2012 г. N 695 «О концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012−2022 годы.
  9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2012 N 864 «О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012−2017 годы».
  10. Л.В., Смирнова К. Ю. Социально — педагогическое со-провождение детей группы риска в условиях специального учреждения // Ярославский педагогический вестник. — 2004. — № 3. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://vestnik.yspu.org/releases/ pedagoka_i_psichologiy/
  11. Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. — М.: «Академия», 2004 — 160с.
  12. В.К., Дубровская М. О., Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002.
  13. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей- сирот: социально- эмоциональные проблемы./ под ред. Л. М, Шипицыной, Е. И. Казаковой. — СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
  14. М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений.- СПб.: Питер, 2005. — 304с.
  15. М.В. Программа психолого-педагогического сопровождения образования детей сирот в условия Дома ребёнка // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета, 2011. № 3 (19).
  16. Е.О. Патронат — позорный промысел? [Электронный ресурс] —Режим доступа. — URL:
  17. http://www.delodobroe.ru/content/articles/2392/
  18. В. Н. Жизнеустройство детей- сирот: профессиональная заме-щающая семья. — М.: Генезис, 2006.
  19. В. Н. Формирование «взаимной идентификации» семьи и при-емного ребенка в условиях замещающей семейной заботы // Другое детство. — М., 2009.
  20. А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. — СПБ.: Питер, 2005.
  21. Сиротство в России: проблемы и пути их решения. — М., 2011.
  22. Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.- 144 с., с. 30.
  23. Т.И., Олифиренко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. — М., 1997.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ