Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учет затрат на производство

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не секрет, что главная цель предприятия — это получать прибыль, для чего она должна производить продукцию (оказывать услуги, выполнять работы). В ходе своей деятельности организация, естественно, расходует находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Поэтому, именно сегодня, в быстро изменяющихся рыночных условиях очень важно проследить, сколько было затрачено… Читать ещё >

Учет затрат на производство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Академия труда и социальных отношений Уральский социально-экономический институт Факультет финансовый Кафедра экономического анализа Курсовая работа на тему:

«Учёт затрат на производство»

Челябинск,

Введение

Глава I. Теоретические основы учёта затрат на производство

1.1 Классификация производственных затрат

1.2 Общий порядок учёта затрат

1.3 Аналитический учёт затрат

1.4 Особенности оценки и распределения накладных расходов Глава II. Составление бухгалтерской отчётности ООО «Стройдом»

Заключение

Библиографический список

Предприятие является системой, имеющей постоянную связь с внешним окружением — рынками ресурсов и потребления. В этих условиях учет затрат — важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняется хозяйственная деятельность и возрастают требования к рентабельности.

Если говорить о теме данной курсовой работы — «Учёт затрат на производство» — то она является в настоящее время очень-очень актуальной и важной, а именно: процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя находящиеся в его распоряжении ресурсы, формирует себестоимость изготавливаемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), что, в конечном счете, при прочих равных условиях определяет финансовый результат его работы. Правильная организация учета затрат на производство не только обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием предприятием находящихся в его распоряжении основных производственных средств, производственных запасов и других ресурсов, но и позволяет ему предупредить возможность конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с представителями налоговой службы по вопросу налогообложения прибыли.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение такого сложного понятия, как «учёт производственных затрат».

Для того чтобы достичь цели данной работы, необходимо решить следующие задачи.

Во-первых, рассмотреть теоретическую часть учёта затрат на производство. Здесь мы разберём классификацию производственных затрат, общий порядок учёта затрат, аналитический учёт затрат, а также особенности оценки и распределения накладных расходов (глава I).

Во-вторых, уже в практической части, на примере ООО «Стройдом», рассмотрим составление бухгалтерской отчётности (глава II).

Что касается информационной базы для написания данной курсовой работы, то она очень обширная. Тем более нет расхождения во мнениях. Ведь в курсовой работе были использованы основные нормативные документы, относящиеся к данной теме, периодические издания, научная литература, в том числе различные пособия, учебники. Главным же нормативным документом является Положение о составе затрат.

Итак, перейдём к подробному изучению учета затрат на производство.

Глава I. Теоретические основы учёта затрат на производство

1.1 Классификация производственных затрат

Процесс производства — это основополагающий процесс хозяйственной деятельности любого предприятия. В соответствии с характером производственного процесса обычно определяют название предприятия, виды его основной деятельности, содержание товарного знака и знаков обслуживания.

Кроме того, уставный капитал предприятия формируют таким образом, чтобы обеспечить условия, дающие возможность осуществлять процесс производства. Под влиянием этого процесса постоянно находится финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия — прибыль или убыток. Поэтому любой предприниматель старается управлять процессом производства, от которого зависят объем выпуска продукции (работ, услуг), ее качество и конкурентоспособность.

При осуществлении хозяйственно-производственной деятельности на предприятии естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд различных необходимых затрат.

То есть затратами производства принято называть затраты живого и овеществленного труда предприятия на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг и их продажу (реализацию, сбыт). В практике для характеристики всех затрат производства за определенный период и применяют термин «затраты на производство».

Большая роль при этом отводится бухгалтерскому учету.

В учетную политику предприятия закладывается порядок учета затрат на производство через систему счетов бухгалтерского учета и классификационные группы затрат.

Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство являются:

· информационное обеспечение администрации предприятия для принятия управленческих решений с учетом их экономических последствий;

· учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этим показателям;

· учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов;

· исчисление себестоимости выпускаемой продукции для оценки финансовых результатов;

· выявление и оценку экономических результатов производственной деятельности структурных подразделений;

· выявление резервов снижения себестоимости продукции;

· систематизацию информации управленческого учета производственной деятельности для принятия решений, имеющих долгосрочный характер.

Таким образом, цель учета затрат на производство продукции заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчислении фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств.

В основе организации учета затрат на производство лежат следующие принципы:

· документирование затрат и полное их отражение на счетах учета производства;

· группировка затрат по объемам учета и местам их возникновения;

· согласованность объектов учета затрат с объектами калькулирования себестоимости продукции, показателей учета фактических затрат — с нормативными, плановыми и т. д.;

· целесообразность расширения круга затрат, относящихся на объекты учета по прямому назначению;

· локализация затрат, вызываемых изготовлением определенной продукции;

· осуществление оперативного контроля затрат.

Теперь разберём классификацию затрат на производство.

В отечественной практике управления затратами существует следующая классификация:

по экономическим элементам;

по виду производства — основные и вспомогательные;

по виду продукции — отдельные изделия, группы однородных изделий, заказ, передел, работы, услуги;

по виду расходов — статьи калькуляции (для калькулирования себестоимости продукции и организации аналитического учета, и элементы затрат (для составления проектной сметы затрат и учета затрат на производство);

по месту возникновения затрат — участок, цех, производство, хозрасчетная бригада).

Группировка затрат по экономическим элементам предусмотрена Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли с последующим изменением, в данном положении, которым предусмотрен перечень элементов затрат и расшифровка каждого из них. Данная группировка является стандартизированной. Отдельный элемент затрат характеризуется прежде всего однородностью экономического содержания.

Затраты по экономическим элементам подразделяются на:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация основных фондов;

· прочие затраты.

Подразделение затрат по элементам необходимо в учете для установления сметных и физических затрат на производство по предприятию в целом — при определении фонда оплаты труда, объема закупок материальных ресурсов, амортизации как источника приобретения основных средств и т. д. Иными словами, подразделение затрат по элементам необходимо для определения затрат на производство всей производственной деятельности предприятия безотносительно их целевому назначению: непосредственно на изготовление и выпуск продукции, на обслуживание производства и управление и т. д. Кроме того, подразделение затрат по элементам позволяет указать вид затрат по предприятию в целом независимо от места их возникновения и направления. Такое подразделение затрат создает возможность выявлять качественные показатели деятельности предприятия, организовать контроль за расходами в соответствии с их целевым назначением в процессе производства продукции.

В элементе «Материальные затраты» отражается стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, и являются необходимым компонентом при изготовлении продукции (проведении работ, оказании услуг).

В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе:

— компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсации, выплачиваемые женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком;

— затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.

В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу «Затраты на оплату труда».

В элементе «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и установленных норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.

В элементе «Прочие затраты» относятся налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды, платежи за выбросы загрязняющих веществ, вознаграждения за изобретения, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, затраты на командировки, подъемные, плата за пожарную и сторожевую охрану, затраты на подготовку и переподготовку кадров и другие.

В связи с тем, что идет процесс сближения с международной практикой, на мой взгляд, было бы целесообразно выделить еще один элемент — «Финансовые затраты (банковские сборы, проценты за кредит, налоги и т. п.)», что связано с функционированием предприятий в условиях рыночной экономики. Это даст информацию о финансовых затратах предприятия на обеспечение хозяйственной деятельности.

Для определения себестоимости произведенной продукции нужно различать входящие и истекшие затраты. Входящие затраты — это средства, которые были приобретены для использования с целью получения дохода. Когда эти средства были израсходованы и потеряли возможность приносить доход, они переходят в разряд истекших.

Чтобы иметь возможность детально анализировать альтернативные варианты действий для принятия решения и планирования, необходимо систематизировать затраты следующим образом:

затраты будущего периода, принимаемые и непринимаемые в расчет при оценках;

безвозвратные затраты или затраты истекшего периода;

вмененные затраты в результате принятого альтернативного направления;

инкрементные (приростные) и маржинальные (прямые) затраты.

Последней группе затрат уделяется особое внимание при принятии решения об увеличении объема производства. Эти затраты появляются в результате изготовления дополнительных единиц продукции. В отличие инкрементных затрат от маржинальных состоит в том, что маржинальные затраты представляют собой дополнительные затраты на единицу продукта, инкрементные, также являются по сути дополнительными затратами, есть результат увеличения объема производства целой группы единиц продукции.

Принципы учета затрат путем их распределения между продуктами не подходят для осуществления контроля за ними и их регулирования, так как цикл производства продукта может состоять из нескольких различных технологических операций, за каждую из которых отвечает отдельное лицо. Поэтому, имея сведения о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными участками производства (центрами ответственности).

Затраты, регистрируемые по центрам ответственности классифицируются как регулируемые и нерегулируемые менеджером центра ответственности. Все затраты регулируемые на определенном управленческом уровне. Например, высшее руководство предприятия имеет право распоряжаться всеми средствами производства и увеличивать или сокращать число нанимаемых менеджеров. Однако не все затраты могут регулироваться на низшем уровне управления, поэтому необходимо, что бы бухгалтер, составляя отчеты об исполнении сметы по центрам ответственности, подразделял затраты на регулируемые и нерегулируемые. Если классифицировать затраты по этим двум категориям, то будет трудно дать оценку управленческой деятельности менеджера.

Регулируемые затраты логически являются предметом регулирования со стороны менеджера, сфера ответственности которого связана с этими затратами. В противном случае затраты должны вполне определенно классифицироваться как нерегулируемые со стороны менеджера данного центра ответственности.

В центре классификации затрат — взаимосвязь между объемом производства и издержками, ценой на данный вид товаров. Затраты делятся на постоянные и переменные от объема производимой продукции.

Постоянные затраты не зависят от величины производства, существуют и при нулевом объеме производства. Это предшествующие обязательства предприятия (проценты по займам и др.), налоги, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, расходы на обслуживание оборудования при нулевом объеме производства, зарплата управленческого персонала и т. д.

Переменные затраты зависят от количества производимой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т. д.

Средние затраты равны частному от деления валовых затрат на количество произведенной продукции. Средние постоянные затраты определяются делением постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные затраты образуются делением переменных издержек на количество произведенной продукции.

Для достижения максимальной прибыли нужно определить необходимый размер выпуска продукции. Инструментом экономического анализа служит категория предельных затрат. Предельные затраты представляют собой дополнительные затраты на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска. Они рассчитываются вычитанием соседних значений валовых затрат.

В конкретной практике применения расчета затрат для анализа деятельности предприятий в России и в западных странах имеются как сходства, так и различия. В России широко используется категория себестоимость, представляющая собой суммарные затраты на производство и реализацию продукции. Теоретически в себестоимость должны входить нормативные производственные затраты, но на практике к ней относят сверхнормативный расход сырья, материалов и т. д. Себестоимость определяют на основе сложения экономических элементов (однородных по экономическому назначению затрат) или путем суммирования статей калькуляции, характеризующих непосредственные направления тех или иных расходов, как в СНГ, так и в западных странах, для калькулирования себестоимости, применяется классификация прямых и косвенных затрат (расходов). Прямые затраты — это затраты, непосредственно связанные с созданием единицы товара. Косвенные затраты необходимы для общего осуществления производственного процесса данного вида продукции на предприятии. Общий подход не исключает различий по конкретной классификации некоторых статей.

В западных странах используется вышеописанное деление затрат на постоянные и переменные, причем прямые и часть косвенных затрат относятся к переменным, а оставшаяся часть косвенных затрат (не зависящих от объема производства) — к постоянным. нередко первая из вышеуказанных частей косвенных затрат выделяется в отдельную группу — частично переменные затраты, поскольку эти затраты изменяются по своей величине не в прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производимой продукции. Деление затрат на прямые и переменные позволяет получить показатель — добавленную стоимость, определяемую вычитанием из общего дохода (выручки) предприятия переменных затрат. Добавленная стоимость состоит, таким образом, из постоянных затрат и чистой прибыли. Этот показатель позволяет оценить общую эффективность производства и реализации вне зависимости от прямо зависящих от величины объема производства переменных расходов.

Деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные, рассчитываемые по экономическим элементам, применяется при расчете экономии от влияния технико-экономических факторов. Подобные расчеты выполняются для определения будущей плановой себестоимости продукции на основе имеющейся фактической себестоимости. Такого рода расчеты не всегда целесообразны, поскольку позволяют всего лишь определить увеличение затрат в случае, если бы условно-постоянные расходы возрастали прямо пропорционально росту объема производимой продукции (практически невозможная ситуация).

В реальной производственной деятельности необходимо учитывать не только фактические денежные затраты, но и альтернативные затраты. Последние возникают из-за возможности выбора между теми или иными экономическими решениями. Например, владелец предприятия может потратить имеющиеся деньги различным способом: направит их на расширение производства или израсходовать на личное потребление и т. д. Измерение альтернативных затрат необходимо не только для рыночных отношений, но и для объектов, не являющихся товарами. На нерегулируемом рынке товаров, альтернативные издержки будут равны текущей установившейся на данный момент рыночной цене. Если на рынке существует несколько разных (обычно близких между собой) цен, то альтернативные затраты продажи товара по, естественно, наивысшей из предложенных продавцу покупателями цен, будут равны наибольшей из всех оставшихся (кроме наивысшей) предложенных цен.

Также затраты подразделяются на планируемые, которые планируются предприятием на предстоящий период и нормируемые, которые устанавливаются на основе норм.

Что касается структуры и видов себестоимости, то они следующие:

— производственная;

— сокращённая;

— полная.

1.2 Общий порядок учёта затрат

В данном параграфе раскроем методику бухгалтерского учёта производственных затрат, руководствуясь требованиями нормативных документов.

Затраты, связанные с производством, при планировании, учете и калькулировании себестоимости группируются по статьям затрат. Перечень статей затрат, их состав и методы разделения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства. Затраты на производство продукции включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, не зависимо от времени оплаты — предыдущей (аренда) или последующей. Отдельные виды расходов по которым невозможно точно установить, к какому калькуляционному периоду они относятся, а также расходы в сезонных отраслях промышленности включаются в затраты производства в сметно-нормативном порядке.

Непродуктивные потери и расходы отображаются в учете того отчетного периода, в котором они выявлены. Расходы, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в иностранной валюте, отображаются в национальной денежной единице в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Национального банка, действующему во время осуществления операций.

Сводный учет или обобщение затрат по калькуляционным статьям, элементам, цехам и видам изделий (заказов), видов услуг относятся к завершающему этапу затрат на производство.

Обобщение затрат происходит в определенной последовательности. В первую очередь на счета производства относятся все прямые затраты. Списание прямых затрат осуществляется на основании ведомостей распределения соответствующих издержек, составляемых по данным первичных документов, а также ведомостей начисления амортизации основных средств и износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Во вторую очередь распределяются услуги вспомогательных производств, а также косвенные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы, расходы по содержанию машин и оборудования). После этого списываются расходы будущих периодов и потери от брака.

Затем осуществляется подсчет производственных затрат по статьям, по видам изделий, кодам заказов, виду услуг, по отдельным структурным подразделениям и в целом по предприятию.

Техника обобщения затрат на производство зависит от формы учета. При журнально-ордерной форме учета для обобщения затрат используют журнал-ордер № 10, при упрощенной форме — ведомость В-3, а при сокращенной журнально-ордерной форме учета — журнал-ордер № 05.

Журнал-ордер № 10 по форме состоит из трех разделов. В разделе 1 приводятся данные о затратах на производство, в разделе 2 показывается расчет затрат на производство по экономическим элементам. Раздел 3 составляется на основании первого раздела по дебету счета 20 «Основное производство», включая транспортно-заготовительные расходы по материальным затратам.

В течение отчетного периода в приходной части ведомости определяется общая сумма материальных затрат предприятия, проставляется количество изготовленной продукции в натуральном выражении и определяется себестоимость единицы готовой продукции. В расходной части ведомости отражается количество готовых изделий, сданных на склад и отпущенных в порядке реализации.

Затраты по дебету счета 20 собираются с кредита разных счетов на основании данных, содержащихся в других ведомостях (В-2, В-4, В-5 и др.), и непосредственно из отдельных первичных документов.

В одной ведомости можно вести раздельный учет затрат на производство продукции по их видам и на управление производством (накладные расходы). По окончании месяца и при подсчете всех затрат (по графе 11) итоговая сумма затрат на управление может быть распределена по видам произведенной продукции или полностью списана на затраты реализованной продукции. В первом случае делаются записи в графе 11-сторно по строке «Всего затрат на управление» (накладные расходы) и черным по строкам (объектам) учета затрат производственной продукции (работ, услуг).

При списании затрат на реализованную продукцию они относятся в дебет счета 46 с отражением в графе 16 «Реализовано».

При определении затрат на законченную производством продукцию выявляется фактическая их себестоимость, которая списывается с кредита счета 20 в дебет соответствующих счетов по направлениям использования продукции — на склад (счет 40 «Готовая продукция»), реализацию (счет 46 «Реализация») и другие.

Метод учета производственных затрат — это определение состава и размера затрат по отдельным изделиям, видам, группам изделий, переделам, заказам и т. д. Определяющими факторами при выборе метода учета производства являются отраслевая принадлежность, тип производства; характер технологического процесса, номенклатура выпускаемой продукции; организационная структура управления производством.

В нашей стране в настоящее время основные методы учета затрат классифицируются:

· по отношению к технологическому процессу — позаказный, попередельный;

· по объектам калькуляции — деталь, узел, изделие, процесс, передел, производство, заказ;

· по способу сбора информации, обеспечивающему контроль за затратами, — способу предварительного контроля — нормативный метод.

Позаказный метод учета затрат на производство применяется в индивидуальных и мелкосерийных производствах обрабатывающих отраслей промышленности, где производятся неповторяющиеся или редко повторяющиеся изделия или работы, а также во вспомогательных производствах предприятия.

Объектом учета затрат является отдельный заказ, открываемый на заранее установленное количество одинаковых изделий, или определенный объем выполненных работ или услуг. Производственные затраты собираются по отдельному заказу, а внутри его в разрезе установленной номенклатуры калькуляционных статей расходов.

Фактическая себестоимость выпущенных изделий, выполненных работ или услуг по каждому заказу калькулируется по его окончании суммированием затрат на производство с учетом имевшего место возврата неиспользованных материальных ценностей и является не средней, а вполне определенной величиной. Калькулирование фактической себестоимости отдельных изделий осуществляется способом прямого расчета, то есть сумма всех затрат на производство делится на количество входящих в этот заказ изделий.

Попередельный метод учета затрат на производство применяется в массовых производствах, где технологический процесс состоит из ряда последовательных переделов — прерывных стадий обработки, представляющих совокупность операций или процессов, в результате которых изготовляется однородная, по исходному материалу и характеру обработки, продукция. Сущность этого метода заключается в том, что производственные затраты учитываются по переделам производственного процесса, а внутри каждого передела — по калькуляционным статьям расхода. Попередельный метод применяют в основном в металлургической, текстильной, деревообрабатывающей, стекольной, бумажной, пищевой промышленностях.

Нормативный метод учета затрат на производство характеризуется следующими принципами организации учета:

· предварительным составлением нормативных калькуляций на основе технически обоснованных действующих норм расхода по основным статьям затрат на производство в натуральном и денежном выражении;

· учетом изменений действующих текущих норм и определением влияния этих изменений на себестоимость продукции;

· выявлением отклонений фактических расходов от действующих норм по причинам и виновникам.

Применение системы нормативного учета позволяет использовать нормативный способ калькулирования, при котором фактическая себестоимость продукции исчисляется путем алгебраического сложения нормативной ее себестоимости с величиной измерений норм и отклонений от норм. Организация нормативного метода учета позволяет осуществить повседневный и непрерывный учет и контроль за текущими затратами.

Совершенствование хозяйственного механизма идет по пути полной самостоятельности на разных уровнях хозрасчетных подразделений. Документом, отражающим эффективность работы хозрасчетного подразделения, может быть лицевой счет. Наиболее перспективной, с учетом широкого использования вычислительной техники, является последовательная замена учета фактических затрат нормативным учетом по отклонениям от нормативной информации (норм, нормативов и нормативных показателей), что значительно повысит информационность в системе управления предприятием.

1.3 Аналитический учёт затрат

При упрощенной форме учета в ведомости по форме В-3, которая является сводным регистром аналитического учета материальных затрат предприятия, отражаются остатки незавершенного производства на начало месяца. В данной ведомости учет затрат на производство определяется по видам продукции, работ и услуг.

Затраты, приходящиеся на незаконченную продукцию, числятся на счете 20 в разрезе производств (видов продукции) как незавершенное производство. Остатки незавершенного производства на начало месяца показываются в ведомости согласно соответствующим данным ведомости В-3 за прошлый месяц, а остаток на конец месяца определяется по актам инвентаризации незавершенного производства или по учетным данным.

1.4 Особенности оценки и распределения накладных расходов

Для учета накладных расходов на предприятии предназначены счета 25 «Общехозяйственные расходы» и 26 «Общепроизводственные расходы».

В состав общепроизводственных расходов входят:

· расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;

· амортизационные отчисления на полное восстановление и затраты на ремонт основных средств производственного назначения;

· затраты на отопление, освещение и содержание производственных помещений;

· расходы на оплату труда производственного персонала, занятого обслуживанием производства;

· отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда обслуживающего персонала и другие.

В составе общехозяйственных расходов учитываются расходы, связанные с управлением производством: оплата труда административно-управленческого аппарата и общехозяйственного персонала с отчислениями на социальные нужды; амортизационные отчисления на полное восстановление и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг; расходы на служебные командировки, почтово-телеграфные, канцелярские и другие аналогичные по назначению расходы. К административно-управленческому персоналу относятся директор, заместители руководителя, отдел бухгалтерии, инженеры и другие.

Начисление амортизации в учете предприятия отражается по кредиту 02 и дебету соответствующего производственного счета расходов: Д-т 25,26 К-т 02.

Общехозяйственные и общепроизводственные расходы являются косвенными, так как они не связаны непосредственно с оказанием предприятием услуг, но обусловлены необходимостью обслуживания этого процесса и его управления. В конце месяца косвенные расходы списываются на себестоимость услуг с кредита счетов 25 и 26 в дебет счета 20.

Глава II. Составление бухгалтерской отчетности ООО «Стройдом»

затрата бухгалтерский нормативный накладной расход Сначала рассмотрим учётную политику ООО «Стройдом». Она включает следующие моменты:

1. Затраты основного производства отражаются в учете по каждому объекту калькуляции (изделию, А и Б).

2. Расходы на обслуживание и ремонт оборудования в течение месяца учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы», а в конце месяца распределяются по видам изготавливаемых изделий пропорционально основным прямым расходам (материалы + заработная плата основных производственных рабочих).

3. Общая сумма общехозяйственных (сч. 26) и расходов на продажу (сч. 44) списывается на себестоимость реализованной продукции (сч. 90).

4. Учет приобретения и заготовления материальных ценностей ведется на счете 10 «Материалы» по учетным ценам с применением счетов № 15, 16.

5. Списание материальных ценностей в производство осуществляется по фактической себестоимости (покупная стоимость материалов (+/-) отклонения фактической себестоимости от учетной стоимости).

6. Суммы отклонений распределяются пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам.

7. Незавершенное производство оценивается по плановой (нормативной) производственной себестоимости без общехозяйственных расходов.

8. Выпуск продукции отражается с применением счета 40 «Выпуск продукции» по плановой себестоимости. Готовая продукция оценивается по учетным ценам.

9. Учет реализованной продукции в целях налогообложения осуществляется по моменту отгрузки продукции покупателям.

10. К счету 90 «Продажи» и к счету 91 «Прочие доходы и расходы» открыть соответствующие субсчета.

11. Расчет налога на прибыль производится по данным бухгалтерского учета без корректировки налогооблагаемой прибыли согласно условию задания.

Имеется баланс ООО «Стройдом» на 01.03.2007 г. (таблица 1).

Таблица 1 — Баланс ООО «Стройдом» на 01.03.2007 года

АКТИВ

ПАССИВ

Номер счёта

Наименование счёта

Сумма, руб.

Номер счёта

Наименование счёта

Сумма, руб.

Основные средства

Амортизация основных средств

Нематериальные активы

Амортизация нематериальных активов

Вложения во внеоборотные активы

Расчёты с поставщиками и подрядчиками

Материалы

Расчёты по налогам и сборам

Отклонения в стоимости (+) материалов

Расчёты по по социальному страхованию и обеспечению

НДС по приобретённым ценностям

Расчёты с персоналом по оплате труда

Основное производство

76/2

Расчёты с разными кредиторами

Готовая продукция

Прибыли и убытки

Касса

Уставный капитал

Расчётные счета

Нераспределённая прибыль

Валютные счета

Расчёты по краткосрочным кредитам и займам

Расчёты с покупателями и заказчиками

Расчёты с подотчётными лицами

76/1

Расчёты с разными дебиторами

ИТОГО

ИТОГО

Также имеются остатки незавершённого производства по нормативной (плановой) производственной себестоимости (таблица 2).

Таблица 2 — Остатки незавершённого производства по нормативной (плановой) производственной себестоимости

Статьи затрат

Сумма, руб.

на 01.03.07

на 01.04.07

изделие А

изделие Б

изделие А

изделие Б

Материалы

ЗП производственных рабочих

Отчисления на социальное страхование и обеспечение

Общепроизводственные расходы

ИТОГО

ВСЕГО

Что касается выписки из журнала-ордера № 11, то её можно увидеть в таблице 3.

Таблица 3 — Выписка из журнала-ордера № 11 с начала года до 01.03.2007 г.

Показатели

Значение, руб.

Себестоимость продаж

11 532 000

НДС

Расходы на продажу

Управленческие расходы

Выручка от продажи товаров

Прибыль от продаж

Доходы и расходы ООО «Стройдом» выглядят следующим образом (таблица 4).

Таблица 4 — Доходы и расходы с начала года до 01.03.2007 г.

Показатели

Значение, руб.

Прибыль от продаж

490 000

Проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счетах организации

Штрафы, полученные от поставщиков за нарушение хозяйственных договоров

Поступление дебиторской задолженности, списанной в прошлом году как безнадежной к получению

Убытки от списания дебиторской задолженности с истёкшим сроком исковой давности

Штрафы, пени, уплаченные по хозяйственным договорам

Уплачены судебные издержки и арбитражные сборы

Начислен налог на прибыль

Прежде чем отразить хозяйственные операции в системе счетов бухгалтерского учёта, осуществим несколько расчётов (таблица 5, 6, 7).

Таблица 5 — Расчёт суммы отклонений к операции № 20

Показатели

Материалы по учётным ценам

Сумма отклонений (+,-)

Фактическая себестоимость материалов

Остаток на начало месяца

Поступило за месяц

Средний процент (%) отклонений

27,32

Израсходовано на производство:

а) изделие А

б) изделие Б

в) для обслуживания и ремонта оборудования

г) на общехозяйственные нужды

23 030,76

107 330,76

ИТОГО

400 046,76

1 864 346,76

Остаток на конец месяца

Таблица 6 — Распределение общепроизводственных расходов к операциям № 27

Вид продукции

Прямые затраты

Общепроизводственные расходы

Основная ЗП производственных рабочих

Материалы по учётным ценам

ИТОГО

Изделие А

Изделие Б

ИТОГО

Таблица 7 — Расчёт налога на прибыль за 1 квартал 2007 года

№ п/п

Показатели

Сумма, руб.

за предшествующий период

за текущий период

всего с начала года

Налоговая база для исчисления налога на прибыль

х

х

х

Ставка налога на прибыль всего

х

х

х

Сумма исчисленного налога на прибыль

х

х

х

Сумма начисленных (уплаченных) авансовых платежей

Сумма налога на прибыль к доплате

х

х

х

Отражаем хозяйственные операции в системе счетов бухгалтерского учета и получаем следующий журнал операций (таблица 8).

Таблица 8 — Журнал хозяйственных операций на 01.04.2007 г.

№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Начислена амортизация ОС:

а) оборудования, зданий производственного назначения;

б) зданий, инвентаря общехозяйственного назначения.

Начислена амортизация по НМА общехозяйственного назначения

А. — отражена дооценка первоначальной стоимости ОС, по которым в предыдущие годы произведена уценка в сумме 500 000 руб.

— отражено уменьшение первоначальной стоимости ОС при переоценке (в предыдущем году произведена дооценка в сумме 400 000 руб.)

Б. — отражена сумма доначисления амортизации при дооценке ОС, по которым в предыдущие годы произведена уценка сумме 45 000 руб.

— отражена сумма уменьшения амортизации при переоценке ОС (в предыдущие годы произведена дооценка в сумме 100 000 руб.)

Ликвидирован объект ОС по причине физического износа:

а) первоначальная стоимость

х

х

б) амортизация за время эксплуатации

в) остаточная стоимость

Оприходован металлолом от ликвидации объекта

Определить и списать финансовый результат от ликвидации объекта

— 4200

Принято в эксплуатацию здание гаража, построенного за счёт собственных капитальных вложений

Оприходованы выявленные при инвентаризации неучтённые объекты основных средств

Списываются по акту реализованные объекты ОС:

а) первоначальная стоимость;

х

х

б) амортизация за время эксплуатации;

в) остаточная стоимость;

г) продажная стоимость без НДС;

х

х

НДС — 18%

ВСЕГО

Поступили на расчётный счёт денежные средства:

а) от покупателей за проданные объекты ОС;

б) в погашение дебиторской задолженности;

в) краткосрочный кредит

Начислен НДС на сумму выручки от реализации объектов ОС

Определить и списать финансовый результат от реализации объектов ОС

Акцептованы расчётные документы поставщика на склад материалы: а) по покупной стоимости;

б) НДС — 18%

Оприходованы на склад материалы по учётным ценам

Принят к оплате счёт автотранспортной организации за перевозку материалов: стоимость транспортных услуг;

х

х

НДС — 18%

ВСЕГО

Оплачены расходы по заготовке материалов из подотчётных сумм

Списывается сумма отклонений фактической себестоимости приобретённых материалов от стоимости их по учётным ценам

Отпущены со клада материалы по учётным ценам для:

а) изготовления изделия А

б) изготовления изделия Б

Отпущены материалы со склада по учётным ценам:

а) для обслуживания и ремонта производственного оборудования;

б) для обслуживания объектов общехозяйственного назначения

Распределяется сумма отклонений фактической себестоимости приобретения материалов от их стоимости по учётным ценам, пропорционально израсходованным материалам:

а) для производства изделия А

б) для производства изделия Б

в) на обслуживание и ремонт оборудования

г) на общехозяйственные расходы

23 030,76

Начислена и распределена ЗП персоналу организации:

а) рабочим основного персонала по изготовлению:

— изделия А

— изделия Б

б) рабочим за обслуживание и ремонт машин и оборудования

в) АУП организации;

г) рабочим за разгрузочно-погрузочные работы на складе ГП;

д) пособия по временной нетрудоспособности

Начислен ЕСН к зачислению в фонд государственного социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования

а) производственных рабочих за изготовление изделия «А» ;

б) производственных рабочих за изготовление изделия «Б» ;

в) рабочих за обслуживание и ремонт машин и оборудования;

г) административно-управленческого персонала;

д) рабочих за погрузочно-разгрузочные работы на складе готовой продукции

Удержаны из заработной платы:

а) налог на доходы физических лиц;

254 300

б) по исполнительным листам;

97 100

в) неиспользованные авансы подотчетных лиц;

г) членские профсоюзные взносы

20 600

Списана на расчеты с бюджетом сумма НДС по поступившим материальным ценностям

Перечислена с расчетного счета задолженность:

а) поставщикам за материалы;

212 000

б) автотранспортной организации

145 560

Акцептованы счета:

а) энергосбыту за энергию и тепло, использованные:

основным производством;

29 574

подразделениями общехозяйственного назначения;

22 950

Итого:

52 524

х

х

НДС — 18%

9454,32

б) подрядчику за ремонт производственного оборудования;

104 300

х

х

НДС — 18%

Всего:

123 074

в) горводоканалу за воду, использованную на общехозяйственные нужды;

117 250

х

х

НДС — 18%

Всего:

138 355

г) типографии за печатание рекламных буклетов, проспектов

68 740

х

х

НДС — 18%

12 373,20

Всего:

81 113,20

Распределяются общепроизводственные расходы между изделиями «А» и «Б» и списываются на основное производство

Общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных списываются на счет «Продажи» (сумму определить самостоятельно)

Выпущена и оприходована на склад готовая продукция по учетным ценам (нормативной себестоимости):

а) изделие «А»

2 500 000

б) изделие «Б»

1 200 000

По фактической производственной себестоимости (без общехозяйственных расходов):

а) изделие «А»

б) изделие «Б»

Остатки незавершенного производства даны в условии задачи

Списывается на счет «Продажи» сумма отклонений фактической производственной себестоимости от нормативной себестоимости готовой продукции (-) экономия, (+) перерасход

— 2 172 160

Отгружена готовая продукция покупателям в соответствии с договорами:

а) стоимость по договорным ценам;

7 200 000

б) НДС — 18%

в) производственная (нормативная) себестоимость

4 286 000

Начислен НДС по отгруженной продукции (см. операцию 31)

Из подотчетных сумм оплачены расходы по перевозке отгруженной продукции

38 000

Поступила на расчетный счет от покупателей выручка за отгруженную продукцию по продажным ценам с НДС.

9 240 000

Списываются расходы, связанные с продажей продукции

Определить и списать финансовый результат от реализации продукции (расчет произвести самостоятельно)

Перечислено с расчетного счета:

а) налоги в бюджет:

НДС

1 270 000

налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

254 300

б) поставщикам за поставленные материалы, оказанные услуги;

400 000

в) взносы в Пенсионный фонд;

538 000

г) в фонд социального страхования;

112 000

д) в фонд обязательного медицинского страхования;

79 500

е) удержания по исполнительным листам;

97 100

ж) задолженность прочим кредиторам

327 300

С расчетного счета получено в кассу для выплаты заработной платы, на командировочные и хозяйственные расходы

2 100 000

Выдано из кассы:

а) заработная плата;

1 920 000

б) в подотчет на хозяйственные расход

60 000

Перечислены с расчетного счета средства на депозитный счет в банке

1 400 000

Начислены % за использование краткосрочного кредита банка

59 700

Произведен пересчет остатка средств на валютном счете.

а) Сумма курсовой разницы (положительная) составила:

49 640

б) разница между взыскиваемой с виновного суммой и фактической стоимостью утраченных ценностей

30 000

В конце отчётного периода закрываются счета 90, 91

3 671 726,00

Начислен налог на прибыль. Составить расчет

Перечислено с расчетного счета:

а) бюджету сумма начисленных авнсовых платежей по налогу на прибыль;

274 150

б) задолженность банку по кредиту

672 000

И ТОГО

72 646 042,48

Для обобщения, проверки правильности записей на счетах бухгалтерского учёта и составления нового баланса ООО «Стройдом» строим оборотно-сальдовую ведомость.

Таблица 9 — Оборотно-сальдовая ведомость на 01.04.2007 года (в руб.)

Код счёта

Наименование счетов

Сальдо начальное

Оборот

Сальдо конечное

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

Основные средства

15 470 300,00

4 675 800,00

4 300 000,00

15 846 100,00

Амортизация основных средств

5 099 400,00

2 270 000,00

297 250,00

3 126 650,00

Нематериальные активы

874 620,00

0,00

0,00

874 620,00

Амортизация нематериальных активов

237 300,00

0,00

25 400,00

262 700,00

Вложения во внеоборотные активы

2 400 000,00

0,00

1 150 000,00

1 250 000,00

Материалы

854 500,00

1 011 134,00

1 464 300,00

401 334,00

Заготовление и приобретение материальных ценностей

832 000,00

700 000,00

132 000,00

Отклонения в стоимости (+) материалов

92 500,00

950 000,00

— 188 979,24

1 231 479,24

НДС по приобретённым ценностям

156 700,00

190 532,52

0,00

347 232,52

Основное производство

648 000,00

5 737 840,00

5 227 840,00

1 158 000,00

Общепроизводственные расходы

903 571,00

2 752 648,00

1 849 077,00

Общехозяйственные расходы

520 680,76

555 908,20

35 227,44

Готовая продукция

723 500,00

5 227 840,00

11 486 000,00

— 5 534 660,00

Расходы на продажу

0,00

4 324 000,00

4 324 000,00

Касса

14 600,00

2 100 000,00

1 980 000,00

134 600,00

Расчётные счета

2 397 450,00

12 114 000,00

7 672 744,00

6 838 706,00

Валютные счета

1 063 000,00

49 640,00

30 000,00

1 082 640,00

Специальные счета в банке

1 400 000,00

0,00

1 400 000,00

Расчёты с поставщиками и подрядчиками

212 750,00

1 333 760,20

820 000,00

— 301 010,20

Расчёты с покупателями и заказчиками

874 300,00

7 200 000,00

0,00

8 074 300,00

Краткосрочные кредиты и займы

672 000,00

731 700,00

300 000,00

240 300,00

Расчёты по налогам и сборам

18 500,00

2 178 750,00

6 261 570,52

4 101 320,52

Расчёты по социальному страхованию и обеспечению

45 720,00

750 100,00

325 095,00

— 379 285,00

Расчёты с персоналом по оплате труда

239 600,00

1 920 000,00

2 699 900,00

1 019 500,00

Расчёты с подотчётными лицами

12 600,00

60 600,00

50 000,00

23 200,00

Расчёты с персоналом по прочим операциям

0,00

127 300,00

0,00

127 300,00

Расчёты с разными дебиторами

317 800,00

547 850,00

0,00

214 000,00

317 800,00

761 850,00

Уставный капитал

17 000 000,00

17 000 000,00

Резервный капитал

Нераспределённая прибыль

1 485 500,00

30 000,00

1 485 500,00

Продажи

18 910 794,00

9 240 000,00

9 670 794,00

Прочие доходы и расходы

1 420 000,00

3 721 366,00

1 420 000,00

3 721 366,00

Расходы будущих периодов

0,00

2 400 000,00

2 400 000,00

Доходы будущих периодов

30 000,00

0,00

Прибыли и убытки

341 250,00

0,00

4 807 000,00

5 148 250,00

ИТОГО

25 899 870,00

25 899 870,00

72 646 042,48

72 646 042,48

44 795 445,76

44 795 445,76

Составляем баланс ООО «Стройдом» за 01.42 007 год (таблица 10).

Таблица 10 — Баланс ООО «Стройдом» на 01.04.2007 года

АКТИВ

Код счёта

Наименование счетов

01.03.07

01.04.07

Основные средства

15 470 300,00

15 846 100,00

Нематериальные активы

874 620,00

874 620,00

Вложения во внеоборотные активы

2 400 000,00

1 250 000,00

Материалы

854 500,00

401 334,00

Заготовление и приобретение материальных ценностей

0,00

132 000,00

Отклонения в стоимости (+) материалов

92 500,00

1 231 479,24

НДС по приобретённым ценностям

156 700,00

347 232,52

Основное производство

648 000,00

1 158 000,00

Готовая продукция

723 500,00

(5 534 660,00)

Касса

14 600,00

134 600,00

Расчётные счета

2 397 450,00

6 838 706,00

Валютные счета

1 063 000,00

1 082 640,00

Специальные счета в банке

0,00

1 400 000,00

Расчёты с покупателями и заказчиками

874 300,00

8 074 300,00

Расчёты с подотчётными лицами

12 600,00

23 200,00

Расчёты с персоналом по прочим операциям

0,00

127 300,00

Расчёты с разными дебиторами

317 800,00

317 800,00

ИТОГО

25 899 870,00

44 795 445,76

ПАССИВ

Амортизация основных средств

5 099 400,00

3 126 650,00

Амортизация нематериальных активов

237 300,00

262 700,00

Общепроизводственные расходы

0,00

1 849 077,00

Общехозяйственные расходы

0,00

35 227,44

Расходы на продажу

4 324 000,00

Расчёты с поставщиками и подрядчиками

212 750,00

(301 010,20)

Краткосрочные кредиты и займы

672 000,00

240 300,00

Расчёты по налогам и сборам

18 500,00

4 101 320,52

Расчёты по социальному страхованию и обеспечению

45 720,00

(379 285,00)

Расчёты с персоналом по оплате труда

239 600,00

1 019 500,00

Расчёты с разными дебиторами

547 850,00

761 850,00

Уставный капитал

17 000 000,00

17 000 000,00

Нераспределённая прибыль

1 485 500,00

1 485 500,00

Прочие доходы и расходы

3 721 366,00

Расходы будущих периодов

2 400 000,00

Прибыли и убытки

341 250,00

5 148 250,00

ИТОГО

25 899 870,00

44 795 445,76

Одним из важнейших средств проверки и контроля за полнотой и правильностью записей по счетам является оборотно-сальдовая ведомость. В ней контроль осуществляется на основе наличия трёх пар равных итогов:

1) 25 899 870 = 25 899 870 — общий итог начальных остатков по дебету всех счетов равен общему итогу начальных остатков по кредиту всех счетов.

2) 72 646 042,48 = 72 646 042,48 — общий итог оборотов по дебету всех счетов равен общему итогу оборотов по кредиту всех счетов.

3) 44 795 445,76 = 44 795 445,76 — общий итог конечных остатков по дебету всех счетов равен общему итогу конечных остатков по кредиту всех счетов.

Кроме этого, составим Отчёт о прибылях и убытках за 1 квартал 2007 года, используя данные выписки из журнала-ордера № 11 и доходов и расходов предшествующего периода (таблица 11).

Таблица 11 — Отчёт о прибылях и убытках ООО «Стройдом»

Показатель

01.04.07 г.

01.03.07 г.

Наименование

Код

Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

18 910 794

18 600 000

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

(9 240 000)

(11 532 000)

Прибыль от продаж

9 670 794

490 000

Прочие доходы и расходы Проценты к получению

1 400 000

4 100

Операционные расходы

(4 324 000)

(628 000)

Внереализационные расходы

(1 019 500)

(2 850 000)

Прибыль (убыток) до налогообложения

5 727 294

(3 473 410)

Налог на прибыль и иные аналогичные платежи

457 900

184 550

Чистая прибыль (убыток) отчётного периода

5 269 394

(3 657 960)

Продолжение табл. 11

Расшифровка отдельных прибылей и убытков

Показатель

За отчётный период

За аналогичный период предыдущего года

Наименование

Код

прибыль

убыток

прибыль

убыток

Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании

;

;

10 700

;

Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истёк срок исковой давности

;

;

;

45 300

Заключение

В данной курсовой работе («Учёт затрат на производство») были рассмотрены классификация производственных затрат, общий порядок учёта затрат, аналитический учёт затрат, особенности оценки и распределения накладных расходов. Кроме этого, была составлена бухгалтерская отчётность ООО «Стройдом» (форма № 1 и форма № 2). Таким образом, без преувеличения можно говорить о достижении цели курсовой работы.

Не секрет, что главная цель предприятия — это получать прибыль, для чего она должна производить продукцию (оказывать услуги, выполнять работы). В ходе своей деятельности организация, естественно, расходует находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Поэтому, именно сегодня, в быстро изменяющихся рыночных условиях очень важно проследить, сколько было затрачено средств и как их следует отнести на себестоимость продукции (работ, услуг). Главная роль здесь отводится бухгалтерскому учету. Если правильно организован учет затрат на производство, то не должно возникнуть конфликтных ситуаций с налоговыми органами и предприятие может проследить, насколько эффективно используются производственные средства, производственные запасы и другие ресурсы. Отсюда вытекает главное назначение учета затрат — это контроль за производственной деятельностью и управление затратами на ее осуществление.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой