Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сущность и виды юридической деятельности

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В тех случаях, когда субъективные права и обязанности, в силу их повышенной социальной значимости, у конкретных лиц не могут возникать без государственно-властной деятельности компетентных органов. Когда требуется официальное признание определенных юридических фактов, официальная регистрация определенных действий людей, наиболее важных с точки зрения общественных интересов. Реализация в форме… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Юридическая деятельность как категория теории государства и права
    • 1. 1. Понятие и сущность юридической деятельности
    • 1. 2. Функции юридической деятельности
  • Глава 2. Виды юридической деятельности
    • 2. 1. Особенности осуществления юридической деятельности в процессе правотворчества
    • 2. 2. Особенности осуществления юридической деятельности при правоприменении
  • Заключение
  • Литература

Сущность и виды юридической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Говоря о таком разграничении, стоит отметить, что оно необходимо и важно:

Во-первых, для выделения соответствующих подфункций;

Во-вторых, в определенные периоды развития общества акцент может быть сделан на одной или нескольких важнейших сторонах юридической деятельности (напр., на экологической функции);В-третьих, в силу специфической природы конкретного типа (вида, подвида) деятельности одни направления воздействия на общественную жизнь (напр., для правоприменения — правообеспечительное и индивидуально-регулятивное) выступают в качестве главных, а другие (влияние на правотворчество правоприменительной деятельности) являются производными, сопутствующими. В заключении можно констатировать, что анализ литературы позволяет говорить о том, что по поводу функций юридической деятельности среди ученых нет единой точки зрения. Глава 2. Виды юридической деятельности2.

1 Особенности осуществления юридической деятельности в процессе правотворчества

Наука, до недавнего времени, правотворчество определяла как специальную деятельность государственных органов обладающих соответствующей компетенцией или на референдуме (народом) по изданию нормативных правовых актов, результатом которой являлось создание, переработка или отмена нормы права. В последнее время вместо понятия правотворчество все чаще применяется (используется такое понятие как «нормотворческая деятельность». В совокупности данные понятия аналогичны понятию «правотворчество». Нормотворческая деятельность представляет собой научную и организационную деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию или отмене нормативных правовых актов. Нормотворческий орган (должностное лицо государства), представляет собой государственный орган (его должностное лицо), которое уполномочено на принятие (издание) нормативных правовых актов. Нормотворческий процесс является нормотворческой деятельностью нормотворческих органов (должностного лица) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, а также введению их в действие. Таким образом, нормотворчество (правотворчество) представляет собой научную и организационную деятельность государственных органов (должностных лиц), наделенных соответствующей компетенцией, а также негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий и народа в ходе референдума по созданию, изменению и отмене норм права путем издания нормативного правового акта. Стоит также отметить ту особенность, что наряду с нормами права, также существуют и другие социальные нормы. Под нормотворчеством законодатель понимает создание именно норм права, а не иных социальных норм. По субъекту правотворчество принято делить на следующие виды:

Правотворчество, осуществляемое народом путем референдума;

Правотворчество, осуществляемое компетентными государственными органами и должностными лицами государства;

Правотворчества негосударственных органов, в случае делегирования им специальных полномочий. Кроме классификации правотворчества по субъектам также возможна классификация и по другим основаниям. По юридической силе правотворчество делится на: Законотворчество;

Разработку подзаконных нормативных правовых актов внешнего регулирования;

Разработку подзаконных нормативных правовых актов внутреннего регулирования. По содержанию нормотворческая деятельность делится на следующие виды:

1. Подготовка, экспертиза и принятие нормативных правовых актов;

2. Изменение и дополнение нормативных правовых актов;

3. Отмена нормативных правовых актов. Нормотворчество, как процесс, осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий:

1. Планирование нормотворческой деятельности;

2. Нормотворческая инициатива;

3. Подготовка проекта нормативного правового акта;

4. Принятие (издание) нормативного правового акта;

5. Включение нормативного правового акта 6. Опубликование нормативного правового акта. Возможно также, кроме вышеперечисленных стадий, выделение в отдельную стадию принятие мер по введению в действие нормативного правового акта. В данном случае имеется в виду фактическое введение в действие, поскольку законодатель окончательно придает юридическую силу принятому нормативному правовому акту путем его опубликования. Анализ понятия правотворчества (нормотворчества), его принципов и стадий позволяет сделать вывод о том, что оно имеет непосредственное отношение к юридической деятельности и имеет свои характерные особенности осуществления.

2.2 Особенности осуществления юридической деятельности при правоприменении

Правоприменителъная деятельность — это единство властной деятельности компетентных органов, которая направлена на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработанного в ходе такой деятельности правового опыта. Под правоприменением в юридической литературе, таким образом понимается особая форма реализации права, обладающим рядом специфических особенностей. По мнению абсолютного большинства авторов, применение права представляет собой особую форму ее реализации. Потребность в правоприменении возникает, когда для полного осуществления прав и обязанностей субъектов требуется принятие компетентным государственным или по поручению государства негосударственным органом дополнительного решения. Говоря обобщено, такая потребность проявляется:

В тех случаях, когда субъективные права и обязанности, в силу их повышенной социальной значимости, у конкретных лиц не могут возникать без государственно-властной деятельности компетентных органов. Когда требуется официальное признание определенных юридических фактов, официальная регистрация определенных действий людей, наиболее важных с точки зрения общественных интересов. Реализация в форме применения необходима, когда субъекты права не могут прийти к соглашению, когда необходимо защитить чье-либо нарушенное субъективное право. Когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности. Вместе с тем, не следует полагать, что формы реализации (соблюдение, исполнение, использование, применение) существуют в строгой изоляции друг от друга. В этом смысле, скорее наоборот они предполагают совместное существование. Для правоприменения, таким образом, можно дать следующее определение Заключение

Итак, подведем итог настоящего исследования. Преобразования общества в сфере социально-экономических и политических отношений возникают качественно новые виды отношений и взаимодействия их субъектов. Данные обстоятельства послужили необходимостью закрепления, совершенствования, а также регламентации видов деятельности, которые способствуют продвижению общества по пути прогресса. Одним из видов социальной деятельности выступает юридическая деятельность, которая, в свою очередь, характеризуется всеми ее признаками. Специфика объекта юридической деятельности определяет ее содержание, в качестве которого выступает право во всем многообразии конкретных проявлений правоотношений, правовых норм, правового сознания, а также, правового регулирования. При этом деятельность признается юридической не только потому, что она направлена на право, а потому, что приводит к юридически значимым результатам, определенным образом меняет, либо, напротив, сохраняет наличное бытие правовой реальности. Литература

Конституция Российской Федерации. Норма-М. М., 2013

Бреднева B.C. Понятие и структурные особенности юридической деятельности / B.C. Бреднева // Вопросы теории и практики Российской правовой науки: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2008. ;

С. 30−35.Бреднева В. С. Уровни правосознания и юридическая деятельность в правовом регулировании / B.C. Бреднева // Ленинградский юридический журнал. — 2008. — № 2. — С.

187−193.Малахов В. П. Концепция философии права. Серия «Научные школы Московского университета МВД России». Москва:

ЮНИТИ-ДАНА.

2007. С. 751. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. ;

М.: Проспект, 2009. — 768 с. Морозова Л. А. Теория государства и права. — М.: Эксмо, 2010. — 480 с. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова.

— М., 2001

Шагиев, Б. В. Юридическая деятельность в современном российском обществе (теоретико-правовой аспект): Дис. … канд. юрид. наук./ Шагиев, Б.В. — М, 2003. 121с. Философия права: учебник / Под ред. О. Г. Данильяна. — М.: Эксмо, 2005

Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность / Карташов В. Н.; Под ред.: Матузов Н. И. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — 218 c.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Норма-М. М., 2013.
  2. B.C. Понятие и структурные особенности юридической деятельности / B.C. Бреднева // Вопросы теории и практики Российской правовой науки: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2008. — С. 30−35.
  3. Бреднева В. С. Уровни правосознания и юридическая деятельность в правовом регулировании / B.C. Бреднева // Ленинградский юридический журнал. — 2008. — № 2. — С. 187−193.
  4. В.П. Концепция философии права. Серия «Научные школы Московского университета МВД России». Москва: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. С. 751.
  5. М.Н. Проблемы теории государства и права. — М.: Проспект, 2009. — 768 с.
  6. Л.А. Теория государства и права. — М.: Эксмо, 2010. — 480 с.
  7. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М., 2001.
  8. , Б.В. Юридическая деятельность в современном российском обществе (теоретико-правовой аспект): Дис. … канд. юрид. наук./ Шагиев, Б.В. — М, 2003. 121с.
  9. Философия права: учебник / Под ред. О. Г. Данильяна. — М.: Эксмо, 2005.
  10. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность / Карташов В. Н.; Под ред.: Матузов Н. И. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — 218 c.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ