Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление в сфере финансов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К органам государственного управления в сфере финансов относятся органы исполнительной власти — Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), другие министерства, ведомства, а также особые публичные органы: Счетная палата РФ и Банк России. Прежде всего это касается Банка России, значимость управленческой деятельности которого особенно возросла в связи с наделением его полномочиями… Читать ещё >

Управление в сфере финансов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы учащийся должен:

  • знать о предназначении государственного управления в сфере финансов;
  • уметь анализировать статутные акты о Минфине и подчиненных ему публичных органах;
  • владеть практическими навыками, позволяющими оперировать не только законодательством, но и ведомственными актами.

Предназначение государственного управления в сфере финансов

Организационная структура управления

Под государственным управлением финансами понимается организация процесса аккумуляции и расходования денежных средств, выраженных в деньгах (валюте, валютных ценностях), а также государственное регулирование рынка ценных бумаг и иных денежных документов, удостоверяющих имущественные права их владельцев. В зависимости от содержания финансового отношения предназначением государственного управления финансами является обеспечение общегосударственных интересов, например фискальных и иных публичных потребностей, а также защита законных прав частных лиц — субъектов коммерческой деятельности.

К органам государственного управления в сфере финансов относятся органы исполнительной власти — Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), другие министерства, ведомства, а также особые публичные органы: Счетная палата РФ и Банк России. Прежде всего это касается Банка России, значимость управленческой деятельности которого особенно возросла в связи с наделением его полномочиями регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка[1]. Все указанные органы обладают властными полномочиями, в том числе и полномочиями по применению административного принуждения. Участие органов исполнительной власти в финансовой деятельности предопределено бюджетными и иными полномочиями по осуществлению государственной политики в сфере финансов: полномочиями субъектов бюджетного процесса, финансового контроля, другими государственно-властными полномочиями.

К негосударственным субъектам финансовой деятельности относятся исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, в частности финансовые органы муниципальных образований.

Минфин осуществляет нормативно-правовое регулирование в сферах бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, финансовых рынков, в других сферах, связанных с управлением публичными финансами. В организационном подчинении Минфина находятся:

  • Федеральная налоговая служба (ФНС России);
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор);
  • Федеральное казначейство (Казначейство России).

Федеральная таможенная служба (ФТС России), подведомственная Правительству РФ, находится в подчинении Минфина в части контроля за исполнением нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Государственное управление публичными финансами отнесено также к ведению Федеральной службы по тарифам (ФСТ России), подчиненной Правительству РФ.

Минфин оказывает публичные услуги в сфере государственной контрактации, а также бесплатную консультационную помощь гражданам. Ведомства, подчиненные Минфину, проводят камеральные и выездные проверки; ФСТ принимает нормативные правовые акты, осуществляя тем самым министерские полномочия.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию и финансовому контролю. Казначейство России распределяет доходы и иные поступления между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, бюджетами государственных внебюджетных фондов и местными бюджетами, устанавливает порядок кассового обслуживания, осуществляет иные бюджетные полномочия[2]. В систему Федерального казначейства входит центральный аппарат, структурными подразделениями которого являются управления, отделы и территориальные органы. Среди министерств и ведомств, подчиненных Правительству РФ, Федеральное казначейство обладает наиболее многочисленными территориальными органами. Федеральное казначейство наделено отдельными полномочиями в сфере оказания публичных услуг, ограниченными в основном оказанием консультационной помощи гражданам, юридическим лицам, в том числе и субъектам предпринимательства.

Атипичные полномочия Минфина

К ведению Минфина отнесены полномочия контроля в отношении саморегулируемых организаций аудиторов (подп. 5.3.30 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (далее — Положение о Минфине)), а также отдельные полномочия в сферах управления публичным имуществом (см. подп. 5.3.19(1)). Применительно к СРО контрольные полномочия Минфина распространяются на не подчиненные ему некоммерческие организации.

К релятивным разрешительным полномочиям относятся полномочия по установлению квалификационных требований в отношении публичных должностных лиц (подп. 5.2.28.1,5.2.28.2 Положения о Минфине) и должностных лиц частного права (подп. 5.2.29.1.1, 5.2.29.1.2), полномочия в сферах аккредитации, ведения реестров, государственной регистрации (подп. 5.2.28.4, 5.3.28, 5.3.17), а также в сфере лицензирования (подп. 5.2.29.7, 5.3.45.8, 5.3.45.14 Положения о Минфине).

В вышеуказанных случаях к ведению Минфина отнесены полномочия федеральных служб и федеральных агентств (применительно к полномочиям по управлению публичным имуществом). То же можно утверждать и в отношении полномочий Минфина по управлению государственным долгом, осуществляемых применительно к объективированным денежным средствам или нематериализованным публичным активам (подп. 5.3.14 Положения о Минфине).

Прямые полномочия Минфина по управлению публичным имуществом установлены подп. 5.12(1) того же Положения, в соответ;

ствии с которым к его ведению отнесено осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для исполнения функций федеральных органов исполнительной власти. В данном случае к компетенции Минфина ad hoc отнесены полномочия федеральных агентств (ср. подп. 5.12(1) с абз. 1 п. 7 Положения о Минфине).

  • [1] См. подп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 25 июля 2013 г. № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» .
  • [2] См. ст. 166.1 БК РФ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой