Европол.
Право европейского союза
Другими тяжкими формами преступности" международного характера: торговлей наркотиками, отмыванием денег и т. д. (всего 24 категории преступных деяний, перечисленных в приложении к Решению Совета от 6 апреля 2009 г. «О создании Европейского полицейского ведомства (Европол)»). Новый" Европол выступает правопреемником «старого» Европола, в том числе в отношении заключенных последним международных… Читать ещё >
Европол. Право европейского союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Данная организация имеет два официальных наименования: полное и краткое. Полное официальное наименование — Европейская полицейская организация (или Европейское полицейское ведомство) — используется достаточно редко. Преимущественное употребление в нормах права Союза получила аббревиатура Европол, которая и вынесена в заголовок.
Место в системе органов Европейского Союза.
Как учреждение ЕС, Европол занимает особое, своеобразное положение в орга;
низационном механизме ЕС. Однако специфика Европола заключается в другом.
Европол — правоохранительное учреждение, которое предназначено для оказания практического содействия и информационной поддержки на европейском уровне мероприятиям полицейских органов государств в области борьбы:
- 1) с транснациональной организованной преступностью,
- 2) международным терроризмом, а также
- 3) «другими тяжкими формами преступности» международного характера: торговлей наркотиками, отмыванием денег и т. д. (всего 24 категории преступных деяний, перечисленных в приложении к Решению Совета от 6 апреля 2009 г. «О создании Европейского полицейского ведомства (Европол)»).
Европол создан и функционирует в рамках организации «Европейский Союз» и, следовательно, распространяет свою деятельность на территории его 28 государств-членов. Однако в качестве учреждения с правами юридического лица Европол уполномочен устанавливать сотрудничество с не входящими в Союз («третьими») государствами, а равно с международными организациями и учреждениями, включая Интерпол. В 2004 г. Соглашение о сотрудничестве было заключено между Европолом и Российской Федерацией.
В момент создания Европола (середина 90-х гг. XX в.) ЕС не располагал полномочиями издавать законодательство в уголовно-правовой сфере. По этой причине учреждение Европола осуществлялось путем заключения между государствами-членами специального международного договора, подписанного в 1995 г. и вступившего в силу в 1998 г. (Конвенция о создании Европейского полицейского ведомства, кратко именуемая «Конвенция о Европоле»).
Впоследствии в Конвенцию о Европоле неоднократно вносились изменения и дополнения, в том числе направленные на расширение компетенции Европола (отнесение к ведению Европола дополнительных категорий преступлений, предоставление ему права обращаться к государствам-членам с запросом о возбуждении, проведении или координации уголовных расследований и др.).
Пересмотр Конвенции о Европоле, как и ее заключение, осуществлялся посредством специальных международных договоров (дополнительных протоколов), требовавших подписания и ратификации всеми государствами-членами. Поскольку государства-члены нередко затягивали ратификационный процесс, осуществление необходимых реформ в правовом статусе Европола откладывалось на многие годы.
Это обстоятельство побудило ЕС, используя новые законодательные полномочия в уголовно-правовой сфере, предоставленные ему Амстердамским 1997 г. и Ниццким 2001 г. договорами, отменить вышеупомянутую Конвенцию и заменить ее юридически обязательным нормативным актом, дальнейший пересмотр которого больше не будет нуждаться в национальных ратификациях.
В качестве такого акта и выступает публикуемое Решение Совета от 6 апреля 2009 г. «О создании Европейского полицейского ведомства (Европол)». Данное Решение de jure и de facto выступает как документ, заново учреждающий Европол.
В связи с отменой Конвенции о Европоле 1995 г. созданный на ее основе «старый» Европол прекратил свое существование. На его месте создан «новый» Европол, который полностью интегрирован в организационный механизм ЕС и финансируется уже не за счет взносов государств-членов, а непосредственно из общего бюджета ЕС.
«Новый» Европол, созданный Решением Совета от 6 апреля 2009 г., приобрел ряд дополнительных возможностей и полномочий, которыми не располагал его предшественник, в частности полномочия заниматься преступлениями, которые не обязательно совершены в рамках преступной организации (см. п. 8 преамбулы и ст. 4 вышеупомянутого Решения 2009 г.).
«Новый» Европол выступает правопреемником «старого» Европола, в том числе в отношении заключенных последним международных соглашений. Согласно ст. 64 указанного Решения 2009 г. Европол приступил к функционированию с 1 января 2010 г.
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Что представляют собой институты ЕС?
- 2. Какой смысл учредительные документы ЕС вкладывают в понятие «институциональный механизм»?
- 3. В чем различие терминов «институт», «орган» и «учреждение» в праве ЕС?
- 4. Как определяется и где расположено официальное местонахождение институтов, органов и учреждений ЕС? Почему они распределены по различным странам Союза?
- 5. Как устроена и формируется европейская администрация?
- 6. Каковы функции, полномочия, состав, порядок формирования и организация работы Европарламента, Европейского совета, Совета ЕС, Европейской комиссии, Суда ЕС, ЕЦБ, Счетной палаты?
- 7. Каково соотношение терминов «Европейский центральный банк» и «Европейская система центральных банков»?
- 8. Какие задачи осуществляют Экономический и социальный комитет и Комитет регионов ЕС?
- 9. В чем специфика деятельности консультационных органов Союза?
- 10. Как различные институты ЕС взаимодействуют друг с другом?
- 11. Имеется ли в ЕС разделение властей?