Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Религия шумеров. 
Особенности верований

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Естественно, немедленно вслед за этим оглушительным открытием исследователи клинописи, особенно шумерологи, приступили к поиску документов, тех или иных письменных подтверждений, но безуспешно. Более того, за последние два десятилетия стало доступно довольно большое число шумерских мифов, эпических повестей, гимнов, ламентаций и историографических документов, и казалось небезосновательным… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Основы мироздания в истории шумеров
  • 2. Божественный пантеон
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Религия шумеров. Особенности верований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Естественно, немедленно вслед за этим оглушительным открытием исследователи клинописи, особенно шумерологи, приступили к поиску документов, тех или иных письменных подтверждений, но безуспешно. Более того, за последние два десятилетия стало доступно довольно большое число шумерских мифов, эпических повестей, гимнов, ламентаций и историографических документов, и казалось небезосновательным надеяться, что тот или иной документ прольет свет на шумерские обычаи, связанные с царскими захоронениями. На сегодняшний день есть единственный шумерский литературный памятник, который, похоже, подтверждает археологическое свидетельство того, что древние правители уходили в могилу в сопровождении людей. Это маленькая табличка, которая находится сейчас в музее Пенсильванского университета; на ней сорок две строки эпической поэмы о Гильгамеше, предположительно под названием «Смерть Гильгамеша»; мы располагаем только ее фрагментарными осколками. В этом тексте поэтической фразеологией говорится о том, что Гильгамеш поднес дары и подношения разным божествам нижнего мира и почитаемым мертвым за всех, кто «покоится с ним» в его «чистом дворце» в Эрехе: его жена, сын, наложницы, музыкант, шут, главный слуга и обитатели дома. Есть основания полагать, что поэт дает картину этих даров Гильгамеша уже после того, как тот вместе со своим кортежем умер и спустился в нижний мир. Если эта интерпретация верна, то мы имеем литературное соответствие царским гробницам Вулли с большим количеством похороненных лиц, особенно если, как нам теперь известно из Туммалъского произведения, Гильгамеш был современником Месаннепадды, и, соответственно, грубо приблизительно — гробниц. Второй документ, о схождении в подземный мир Ур-Намму проливает значительный свет на жизнь мертвых в нижнем мире, как его воображали шумерские отцы. Мы снова находим богов, которых нужно задабривать, как и умерших священников.

Вновь прибывший находил специально отведенное ему место и получал наставление в законах нижнего мира, по крайней мере, если он был царем. При этом покойник мог неким загадочным образом находиться в неплохих отношениях с верхним миром, мог испытывать боль и унижение и даже возмущаться безучастными богами. В отличие от поэмы «Смерть Гильгамеша», здесь нет упоминания о человеческой свите, сопровождающей царя в нижний мир; так, его жена и дети остались жить в верхнем мире. Отсюда напрашивается вывод, что, по крайней мере, ко времени Ур-Намму обычай хоронить царя в сопровождении его семьи и подданных ушел в прошлое. Шумерские мудрецы придерживались той точки зрения, что солнце после захода продолжает свое путешествие в нижнем мире, превращая его ночь в день, и что у луны есть «день отдыха», т. е. последний день каждого месяца, который она проводит в нижнем мире. Мы узнаем также, что был суд над мертвыми бога солнца Уту и что бог луны Нанна тоже «вершил судьбы» мертвых.

В нижнем мире существовали «едящие хлеб герои (?)» и «пьющие…», утоляющие жажду мертвых свежей водой. Также боги нижнего мира призывались для чтения молитв за мертвых, что к личному богу покойника и богу его города взывали в его личных интересах и что достаток семьи покойного ни в коем случае не упоминался в погребальных молитвах. Шумерским документом, содержащим наиболее подробную информацию о загробном мире и о жизни в его пределах, является поэма «Гильгамеш, Энкиду и нижний мир». Согласно этому произведению, называющему нижний мир эвфемизмом «Великая Обитель» (Стан), в Эрехе было особое место, служившее входом в мир мертвых, куда смогли провалиться пукку и микку и куда помещались стопа и рука. В Эрехе были также ворота, напротив которых можно было сесть и через которые смертный, во всяком случае, герой типа Энкиду, мог сойти в нижний мир, хотя как именно это происходило, неясно.

Были, однако, и определенные табу, нарушить которые, по словам автора поэмы, должен был остерегаться всякий желающий спуститься в нижний мир; нельзя было надевать чистую одежду, умащать себя дорогим маслом, иметь при себе оружие или посох, носить сандалии, шуметь, привычным образом общаться с семьей. Если человек нарушал любое из табу, его окружали «проводники» и тени, населяющие нижние области, и он оставался там навсегда под «негодующие вопли нижнего мира». Застигнутому этим «воплем» смертному уже была заказана дорога назад на землю, если только какой-нибудь бог не вставал на его защиту. Оставим теперь смертных, обычных и необычных, и перейдем к бессмертным богам. Может показаться, что нижний мир является последним местом их «бессмертного» пребывания. Тем не менее, мы встречаем здесь довольно много божеств, и в то время как одни, похоже, изначально обитают здесь, другие являются по происхождению божествами неба, сошедшими в нижний мир по приговору шумерских мифографов в результате их теологических раздумий и изобретений. Сегодня, однако, восстановлены всего несколько мифов на эту тему, и все, кроме одного, связаны с честолюбивой Инанной и ее несчастным супругом Думузи. Исключение — миф «Энлиль и Нинлиль: рождение бога луны», повествующий о том, как сам Энлиль, наиболее могущественный из всех шумерских богов, глава шумерского пантеона, был изгнан в нижний мир и отправился туда, ведомый своей женой, Нинлиль. Этот миф важен и как единственный источник шумерского поверья в существование «пожирающей людей» реки, которую следовало пересечь, и лодочника, переправлявшего мертвых через поток к месту назначения, — поверья, распространенного на всей территории Древнего Ближнего Востока и Средиземноморья. Так в целом мы видим, что шумерское представление о смерти и нижнем мире было весьма расплывчатым и противоречивым.

В основном нижний мир считался громадным космическим пространством под землей, грубо соответствуя небесам, громадному космическому пространству над землей. Мертвые, по крайней мере, души усопших, спускались туда в основном из могил, но существовали также и особые входы и ворота в Эрехе, как, несомненно, и в других крупных городах. Там была река, через которую покойникам предстояло переправиться на пароме, но местоположение этого парома относительно земного или подземного миров ни в одном мифе точно не указано. Нижним миром правили Эрешкигаль и Нергаль, имеющие особую свиту божеств, в том числе семерых анунаки и многочисленных невезучих божеств неба, а также некоторое число спецчинов, известных под названием галлы. Все они, за исключением галлов, вероятно, нуждались в пище, одежде, оружии, разного рода сосудах, украшениях и пр., точно так же, как боги на небесах или смертные на земле.

Там был дворец с семью вратами, где у Эрешкигаля был свой двор, но где он находился, неясно. Похоже, покойников размещали согласно иерархии, как живых, и, конечно, лучшие места предназначались почившим царям и жрецам, о которых следовало заботиться, свершая жертвоприношения, таким умершим, как Гильгамеш и Ур-Намму. В нижнем мире существовали все виды правил и предписаний, и возведенный в ранг божества Гильгамеш следил за тем, чтобы обитатели нижнего мира вели себя соответственно. Хотя в целом нижний мир оставляет ощущение места темного и жутковатого, это справедливо только для дневного времени суток; ночью солнце несло сюда свет, а каждый двадцать восьмой день месяца к солнцу присоединялась луна. С умершими обращались по-разному; над ними вершил суд бог солнца Уту и, в некоторой степени, бог луны Нанна, и, если суд имел благоприятный исход, душа покойника обретала жизнь в счастье и довольстве и имела все, что пожелает. Но есть и указания на то, что шумеры мало верили в блаженную жизнь в нижнем мире, даже если обретали там добро и благополучие.

Шумеры по большей части были уверены, что жизнь в нижнем мире — всего лишь бледное, бедное подобие жизни земной. Заключение

Для восприятия образа жизни и понимания истории шумеров важным выступаетпонимание их верований и обычаев конца III тысячелетия. Немаловажная роль отводитсяи проникновение в тайнысакральной культуры шумеров, так на ранних этапах развития цивилизаций, дают довольно точную картину повседневных забот, тревог и надежд человека, иными словами, представления о небожителях с поразительной точностью отображают всё, что происходит на земле. В исследовании логически доказана точка зрения, что те шумерские священники, которые занимались не только сакральной наукой, но и точными дисциплинами, медициной, сельским хозяйством, административным управлением и, кроме того, проводили наблюдения за небом и небесными светилами, разработали систему взглядов о происхождении вселенной и об управляющих ею законах. В исследовании рассмотрены основы жизненной философии шумеров: боги сотворили людей, чтобы последние им верно служили. Эти и другие концепты шумеров сложились в течение довольно продолжительного отрезка времени. Список использованной литературы

Бахти А. Шумеры, скифы, казахи: [древняя историяпроисхождения тюрков] / Асан Бахти. — Алматы:

Кочевники, 2002. — 215 с. Белицкий М. Шумеры: Забытый мир: [Перевод] / Мариан Белицкий; [Послесловия И. С. Клочкова, Д. Воробьева]. ;

М.: Вече, 2000. — 429 с. Копсергенова В. З. Шумеры / Валентина Копсергенова. — Черкесск:

Нартиздат, 2012. — 206 с. Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. М.: Центрполиграф, 2010. 440 с. Шода М. Ю. Мифологии древнего мира: учебное пособие длястудентов 1-го курса отделения культурологиифакультета международных отношений / М. Ю. Шода.

— Минск: БГУ, 2007. — 129 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Шумеры, скифы, казахи: [древняя история происхождения тюрков] / Асан Бахти. — Алматы: Кочевники, 2002. — 215 с.
  2. М. Шумеры: Забытый мир: [Перевод] / Мариан Белицкий; [Послесловия И. С. Клочкова, Д. Воробьева]. — М.: Вече, 2000. — 429 с.
  3. В. З. Шумеры / Валентина Копсергенова. — Черкесск: Нартиздат, 2012. — 206 с.
  4. С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. М.: Центрполиграф, 2010.- 440 с.
  5. М. Ю. Мифологии древнего мира: учебное пособие для студентов 1-го курса отделения культурологии факультета международных отношений / М. Ю. Шода. — Минск: БГУ, 2007. — 129 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ