Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности развития первобытного искусства. 
Зарождение методики преподавания изобразительного искусства

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Обращение первобытных людей к искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Можно сказать однозначно, что первобытное искусство зарождалось как часть единой жизнедеятельности человека, в которой нерасторжимо соединялись труд и общение, познание окружающего мира и самопознание, магические обряды и художественное творчество. Первобытное искусство отразило первые представления… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Представления первобытного человека в образах искусства
    • 1. 1. Виды первобытного искусства
    • 1. 2. Образы первобытного искусства: единение с миром
  • Глава 2. Особенности развития первобытного искусства
    • 2. 1. Этапы развития первобытного искусства
    • 2. 2. Особенности первобытного искусства: явление широкого профиля
  • Заключение
  • Список литературы

Особенности развития первобытного искусства. Зарождение методики преподавания изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Также ещё более широкое распространение получило создание палеолитических фигур, которые также в своих основных чертах остались неизменными. Возможно, наиболее заметный прогресс действительно можно отметить в зверином стиле в миниатюрной скульптуре: прежде всего, костяные фигурки животных стали всё чаще быть более приближенными к реальности, чем раньше. Наибольшее число оснований для выделения в отдельный период у третьего этапа первобытного искусства, начало которого принято связывать с окончанием в Европе ледникового периода (12−10 тысяч лет назад), а окончание приурочивать к началу бронзового века — 6−5,5 тысяч лет назад. В данном случае действительно можно вести разговор о новых качественных чертах первобытного искусства. Это связано с появлением керамики, важнейшего пласта первобытного искусства. Как только был изобретён гончарный круг и количество керамических изделий стало расти, глиняные сосуды тут же превратились в отдельное поле для творчества. Причём такой статус они имели и сами по себе, благодаря возможности создавать сосуды различных форм, объёмов, размеров, с декоративными деталями, так и в силу наличия на них рисунков и орнаментов. Первобытная живопись, которая перестала быть исключительно наскальной, также приобрела ряд новых черт. Прежде всего, значительно большее распространение получили абстрактные символы, орнаменты и тому подобное. Исследователи связывают это с усложнением абстрактного мышления человека, а также с развитием религиозных культов, которые хоть и не уходили далеко от реальных символов, всё же более активно пытались представить и отразить мир сверхъестественный.

Орнаменты из различных зигзагов, спиралей, концентрических кругов, геометрических фигур и тому подобного прекрасно для этого подходил. Со сменой поколений художников накапливался и опыт в изготовлении костяных и каменных скульптур, которые в лучших своих образцах стали изящнее. Кроме того, по мнению ряда учёных, мегалитическая архитектура, особенно распространившаяся уже в бронзовом веке, появилась именно на этом этапе первобытного искусства.

2.2. Особенности первобытного искусства: явление широкого профиля

Искусство это уникальный феномен человеческой жизни, который выполняет самые широкие функции. Это справедливо для классической эпохи, например, Древней Греции, это характерно и для современного мира. Но те же самые черты были присущи и первобытному искусству, что и делает его настоящим искусством. При этом первобытному искусству были свойственны отличительные особенности, которые и выделяют этот первый вид искусства в особое явление. Первобытное искусство нередко называют отсталым и примитивным, ориентируясь на внешний вид большинства произведений как в наскальной живописи, так и в скульптуре, и в росписи керамики. Однако такой взгляд неверен: первобытное искусство не было примитивным, оно решало собственные задачи и отражало особенности мировосприятия людей того времени. Наряду с упрощёнными рисунками, обозначавшими лишь контур тех или иных существ, есть и большое количество тщательно проработанных и поражающих своей красотой изображений, скульптур и орнаментов. Это означает, что дело было не в отсталости художественных способностей первобытного человека, а в особых целях его творчества.

Этими целями были в первую очередь магические ритуалы, которые иногда требовали детального изображения, но чаще всего нуждались лишь в изобразительных символах. При этом не нужно забывать, что до нас дошли свидетельства не всех видов первобытного искусства. Достаточно мало сохранилось древних прикладных вещей, например, украшений, в создании которых люди могли проявить гораздо больше свободы и фантазии. Кроме того, по понятным причинам мы практически ничего конкретного не знаем о таких видах искусства, как музыка и танец, которые, как следует из наскальных рисунков, были важной частью жизни. Не стоит забывать и о том, что первобытное искусство выполняло ещё и информационную функцию, которая позволяла следующим поколениям перенимать опыт предков, а современным исследователям проникать в те или иные сферы тогдашней жизни.

Таким образом, первобытное искусство выполняло все основные функции полноценного искусства, однако осуществляло это особенным способом, понятным современникам и загадочным для нас[13, с. 77]. В первобытную эпоху картина была ровно обратной, и это является фундаментальной особенностью первобытного искусства и его отличием от искусства последующих исторических эпох. Тогда искусство не было какой-либо частью жизни, это и была жизнь. У первобытного человека не было ни разделения на свободное и рабочее время, ни разделения своей духовной жизни на искусство, религию и бытовые вопросы. Уникальность его жизни состояла в том, что все эти составляющие неразрывно переплетались между собой: искусство было такой же гранью существования, как религия или забота о выживании, причём зачастую эти грани незаметно переходили друг в друга.

Точно также обстояло дело с «разделением труда»: в первобытно обществе одновременно все были авторами искусства, и не было отдельной специальной группы людей, которая занималась бы только им. Искусство, как и религиозные ритуалы, были общим делом человеческого общества и воспринималось точно так же, как и другие жизненные занятия: охота, строительство жилища, изготовление орудий труда, воспитание потомства и тому подобное. Разумеется, были люди, обладавшие творческими способностями, которые выполняли «техническую часть», но они вряд ли как-то особенно выделялись среди других соплеменников. Исключение мог составлять, по всей видимости, лишь тот случай, когда художником оказывался шаман, занимавший в племени особое место благодаря особой связи с миром сверхъестественного. Заключение

Обращение первобытных людей к искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Можно сказать однозначно, что первобытное искусство зарождалось как часть единой жизнедеятельности человека, в которой нерасторжимо соединялись труд и общение, познание окружающего мира и самопознание, магические обряды и художественное творчество. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, что способствовало сохранению и передаче знаний и навыков. Кроме того, с помощью искусства происходило общение людей друг с другом. Жизнерадостность, жизнелюбие первобытного человека не могли не отразиться на способе изображения образов, явлений. Легкая свободная, летящая, красивая по своей пластике изобразительная линия явилась выразителем мироощущения человека природы. Такую линию можно назвать линией свободы. Первобытное искусство, являясь частью первобытной культуры, куда помимо искусства входили религиозные верования и культы, особые традиции и обряды, дало толчок к развитию цивилизации и дальнейшему преобразованию изобразительной линии как эмоционально-психологическому аспекту визуальной культуры. Это небольшие вытесанные из камня фигурки, по мнению большинства учёных, имели культовый характер: это не был портрет какой-то конкретной женщины, это было посвящение женскому началу природы, возможно, первому зарождающемуся понятию о Богине-Матери, синонимом жизни и плодородия.

На эту мысль наводят особенности этого женского образа — лицо фигуры либо вообще отсутствует, либо совершенно условно, без индивидуальных черт; зато присутствуют ярко выраженные признаки женщины как существа, дающего жизнь — широкие бёдра, большая грудь. В общем, это скорее символ женского начала, чем сама женщина — однако это и есть первый настоящий образ человека в первобытном искусстве. Мужской образ здесь появляется позже и он в большей степени имеет прикладное значение: поначалу это всего лишь схематичные рисунки, изображающие охотников в сценах охоты. То есть мужчины на этом этапе первобытного искусства не самоценный образ, а лишь необходимое средство для выполнения магических ритуалов. Гораздо позднее появляются антропоморфные костяные фигуры и рисунки, которые принято истолковывать как изображение духов, сверхъестественных существ и первых божеств. Учёные справедливо отмечают, что первобытное искусство практически не знает такого жанра, как пейзаж. Но это не означает, что в нём отсутствует представление об окружающей действительности. Другой вопрос, что представление это было не только символическим, но и в значительной мере абстрактным, поэтому и проявлялось в абстрактных образах.

Например, разнообразные геометрические фигуры и иные символы, которые сначала появились в наскальных рисунках и на миниатюрных скульптурах в качестве отдельных знаков, а затем начали составлять орнаменты. Сочетания простых точек, волнистые линии, круги, треугольники (обычные и перевёрнутые), спирали, шахматный узор, параллельные полосы, зигзаги и многое другое — у первобытного человека была хорошая фантазия. Эти знаки имели магическое значение, которое усилилось после появления керамики. Керамика — это отдельный вид первобытного искусства благодаря в первую очередь тому, что она была покрыта разнообразными орнаментами. Именно здесь эти орнаменты, по мнению экспертов, впервые чётко создают образ разделения мира на три части — нижнюю, подземную; среднюю, земную, водную; верхнюю, небесную, воздушную, сверхъестественную. Кроме того, с помощью этих символов обозначались явления реального мира — движение солнца и луны, звёзды, течение рек, даже те ли иные важные для человека растения.

Список литературы

Буркхардт, Титус. Сакральное искусство Востока и запада. Принципы и методы / Титус Буркхардт. — М. :

Алетейа, 1999. — 216 с. Вёрман, К. Истории искусства всех времен и народов. В 3 т. Т.

1 / Карл Вёрман. — М.: АСТ, 2000. —

944 с. Гилье Н. Скрибекк Г. История филосифии. М., 2001

Додельцев, Р. Ф. Психоанализ искусства / Р. Ф. Додельцев, К.

М. Долгов // Вступительная статья к книге З. Фрейда Художник и фантазирование. — М.

: Республика, 1995. — 400 с. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А.

Дмитриева. — М.: Искусство, 1989. — 320 с. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека.

Прага, 1982

История культуры России — Курс лекций. Москва, общество «Знание», 1993

Кабо, В. Синкретизм первобытного искусства / В. Кабо // Ранние формы искусства. — М.: Искусство, 1972. —

С. 275 — 299. Культурология: учеб. пособие / Под редакцией доц.Н. Н. Фомина, доц.

Н.О. Свечниковой. — СПб.: СПбГУ ИТ-МО, 2008. —

483 с. Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник 1-ое издание подредакцией А. Н. Марковой. Москва «Юнити», 1995." Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник, 2-ое издание подредакцией проффесора — А. Н. Марковой. Москва «Юнити», 1998

Орлова, Е. Искусство первобытного человека. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.lomonosov.org/friend-esses/fourfriend-sses605461.html Окладников, А. П. Утро искусства / А. П. Окладников. — Л., 1967. —

135 с. Шталь Г. Э. // Википедия. [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: /

http://ru.wikipedia.org/wikiЭко У. История красоты. М., 2005.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Буркхардт, Титус. Сакральное искусство Востока и запада. Принципы и методы / Титус Буркхардт. — М.: Алетейа, 1999. — 216 с.
  2. , К. Истории искусства всех времен и народов. В 3 т. Т. 1 / Карл Вёрман. — М.: АСТ, 2000. — 944 с.
  3. Н. Скрибекк Г.История филосифии. М., 2001.
  4. , Р. Ф. Психоанализ искусства / Р. Ф. Додельцев, К. М. Долгов // Вступительная статья к книге З. Фрейда Художник и фантазирование. — М.: Республика, 1995. — 400 с.
  5. , Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. — М.: Искусство, 1989. — 320 с.
  6. Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1982.
  7. История культуры России — Курс лекций. Москва, общество «Знание», 1993
  8. , В. Синкретизм первобытного искусства / В. Кабо // Ранние формы искусства. — М.: Искусство, 1972. — С. 275 — 299.
  9. Культурология: учеб. пособие / Под редакцией доц.Н. Н. Фомина, доц. Н. О. Свечниковой. — СПб.: СПбГУ ИТ-МО, 2008. — 483 с.
  10. Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник 1-ое издание под редакцией А. Н. Марковой. Москва «Юнити», 1995.
  11. «Культурология Истории Мировой Культуры» — Учебник, 2-ое издание подредакцией проффесора — А. Н. Марковой. Москва «Юнити», 1998.
  12. , Е. Искусство первобытного человека. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lomonosov.org/friend-esses/fourfriend-sses605461.html
  13. , А. П. Утро искусства / А. П. Окладников. — Л., 1967. — 135 с.
  14. Г. Э. // Википедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /http://ru.wikipedia.org/wiki
  15. Эко У. История красоты. М., 2005.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ