Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этика как философская теория морали

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

К эволюционной этике можно отнести и концепции фрейдизма, этологии и биоэтики, развившиеся в XX в. Более тысячелетия развивалось рационалистическое направление, начало которого относится к временам древнегреческих софистов Протагора и Фразимаха. Оно не потеряло популярности до наших дней. Отличительной чертой рационализма является убеждение в том, что мораль является продуктом интеллектуальной… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Этика как философская наука о морали
  • Заключение
  • Список литературы

Этика как философская теория морали (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пользу в новейшей утилитаристский этике понимают не в античном смысле как удовлетворение человеческих чувств, но и с точки зрения буржуазного индивида как личный интерес, удовольствие личной пользы, наслаждения от жизненных (бизнес) успехов. Космологическое обоснования морали, которое выводит нравственность из природы в целом, было свойственно раннеантичной эпохе, когда мировоззренческое знание было недифференцированным. Мораль трактовалась как проявление общего мирового закона — Логоса (Гераклит), Небесной Гармонии (Пифагор), Закона Неба (Конфуций). Задача этической деятельности состояла в том, чтобы согласовать поступки людей требованиям естественной гармонии, чувствовать себя нераздельной частью великого всемирного космоса. Эволюционная этика возникла в XIX в. и объединила таких разных мыслителей, как Г. Спенсер, Ч. Дарвин, К.

Каутский, П. Кропоткин, Ш. Тейяр де Шарден. Последователей этой теории объединяет стремление рассматривать сущность и происхождение морали с позиций биологического эволюционизма. Они утверждают, что человек наследует и развивает в условиях общественной жизни все то, что было заложено в его природе и поведение еще на животной стадии. Значение этической ориентации заключается в том, чтобы обеспечить эффективное и целесообразное приспособление индивида к окружающей среде.

К эволюционной этике можно отнести и концепции фрейдизма, этологии и биоэтики, развившиеся в XX в. Более тысячелетия развивалось рационалистическое направление, начало которого относится к временам древнегреческих софистов Протагора и Фразимаха. Оно не потеряло популярности до наших дней. Отличительной чертой рационализма является убеждение в том, что мораль является продуктом интеллектуальной деятельности ума, которая является системой логически взаимосвязанных понятий, где частичные представления можно обосновать с помощью более общих. Задача этики состоит в том, чтобы найти универсальный моральный принцип, с помощью которого можно было бы сформулировать все конкретные требования морали для различных жизненных ситуаций[5].

Наиболее известными представителями этического рационализма были: Ф. Аквинский, И. Кант, И. Фихте, Б. Рассел, Ч. Стивенсон, Д.

Мур.С эмпирической тенденцией связаны многочисленные социологические направления в этике, обосновывающие мораль, исходя из фактов общественной жизни — социальных черт и чувств человека, материальных и социально — культурных условий его бытия или общественных интересов. К ним относятся теории «общественного договора» (Гоббс, Руссо) и «разумного эгоизма «(К. Гельвеций, Л. Фойербах).Своеобразной разновидностью социологической этики является концепция К. Маркса и Ф. Энгельса о социально — исторической трактовке морали, которая рассматривает нравственность как исторически переменные формы общественных связей между людьми. Эти формы обусловлены социально-историческим бытием личности.

Элементы социально-исторической трактовки этики находим в творчестве Г. Гегеля, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Зомбарта и других мыслителей XIX—XX вв.еков. На позициях социально — исторической концепции основана и советская этика 20 -80 — х годов XX века. Широкий спектр этических концепций сложился в пределах идеалистического направления.

Следует различать концептуальные убеждения, полученные на основе объективного и субъективного идеализма. В первом случае мораль выводится из внеэмпирического, сверхъестественного начала (Платон, Конфуций, Гегель, Сковорода). Во втором — мораль трактуется как продукт человеческого духа, независимый от его физической природы и социального опыта (античный стоицизм, теория этических чувств А. Шефтеберри, Ф. Хатчесона, И. Канта, Н. Бердяева и интуитивистов XX в.).Идеалистическим по своему мировоззренческому источнику является и этический иррационализм.

Его особенностью является отрицание интеллектуальной основы морали и трактовки ее как источника свободы, аффективно — интуитивных элементов психики. Абсолютизация и субъективизация нравственности человека делает его сугубо индивидуальной, уникальной, независимой от рационального объяснения особенностью человека. Иррационалистичные представления получили отражение в творчестве С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана и в этических теориях экзистенциализма. С объективным идеализмом связано религиозное толкование морали, которое нередко называют еще супранатуралистичным, т. е. сверхъестественным.

В христианской этике мораль рассматривается как вечный, неизменный в своей благой силе божественный закон, которым люди руководствуются в обыденных житейских делах. Как видим, спектр мировоззренческих ориентаций в этике очень многогранен. Это обусловливает сложную, многоаспектную картину исторического развития этической мысли. Итак, к главным свойствам морали относятся следующие [1−3]: 1. Императивность. Нормы нравственности всегда формулируются в повелительном наклонении (например, «не лги», «не убей» …).

2. Универсальность. Требования нравственности неизменны в любой сфере человеческого бытия, а не локализуются ни ситуативно, ни во времени.

3. Общезначимость. Моральные предписания распространяются на всех людей без исключения. Для нравственности неприемлема избирательность в оценках (например, «двойная» мораль). Ни былые заслуги, ни происхождение, ни финансовое положение не предоставляют права человеку нарушать общепринятые моральные нормы.

4. Антиномичность, например, противоречивость утверждений о необходимости делать добро, потому что это выгодно (целесообразно), и о том, что добро должно быть бескорыстным; или требование «не убей» и одновременно представление о воинской обязанности. Причин антиномичности морали много. Главная заключается в том, что она, отражая динамику человеческого бытия, развивается сама, и это развитие — сложный диалектический процесс, включающий и архаичные представления о должном и совсем новые, перспективные, конкретные требования здравого смысла и этические максимы.

5. Внеинституционность. Нравственность, в отличие от других форм общественного сознания, социально не структурирована. Ее нормы не фиксируются в специальных документах, не обеспечиваются принудительными мерами с помощью специального аппарата, не контролируются должностными лицами в особых учреждениях. Нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения или личной убежденностью человека, носят неофициальный характер. Их нарушение не наказуемо, но приводит к применению моральной санкции в форме осуждения, причем это может сделать любой человек или общество в целом. Заключение

Этика как философская наука о морали осмысливает, обобщает, систематизирует историческое развитие морали, истории становления и развития этических теорий, концепций, которые обосновали природу, сущность, специфику, функции морали, закономерности ее развития и функционирования, взаимосвязь с другими формами материальной и духовной жизни людей. Этимология термина «этика», то есть его происхождение и родственные связи с другими словами того же или других языков, уходит в глубокую древность. Слово «этика» возникло из древнегреческого «ethos», которое в разные времена имело различные значения. Первоначально оно означало местонахождение, общее жилье, потом — обычай, темперамент, характер, стиль мышления, а также устойчивую природу какого-либо явления. Содержание предмета этики, как свидетельствует исторический опыт, запечатленный в истории этической мысли, зависит от философской мировоззренческой системы, на которой базируется этическое знание, от социокультурного фона конкретно — исторического этапа развития общества, уровня разработки самого этического знания, — то есть теоретической рефлексии нравственного сознания о самом себе и социального заказа общества, отдельных сообществ, государства на соответствующие идеи, концепции, теории. Моральные явления несколько расплывчаты, неуловимы, они трудно фиксируются. Поэтому задача этики — выделить моральную сторону (составляющую) из многообразия человеческой деятельности, определить и описать реальные обычаи, мотивы поведения людей. Описания морали — тяжелая исследовательская задача. Мораль не является результатом человеческого произвола, она объективно детерминирована и выступает необходимым условием самоорганизации общественных индивидов. Социально — нравственное поведение имеет свою четкую логику.

Задача этики состоит в том, чтобы изучить реальные моральные процессы. Философско-мировоззренческие ориентации этики не являются морально нейтральными, они имеют ценностное значение, характеризуются моральной определенностью. Этика обобщает моральные процессы и задает ценностные нормативные перспективы. Она не создает новых форм морали, а дает им законченные формулировки, ориентирует на то, что должно быть.

Список литературы

Голубева Г. А. Этика: учеб.

для вузов. — М.: Экзамен, 2007. — 320 с. Петрунин Ю. Ю. Этика бизнеса. — М.: Велби, 2008. — 352 с. Скворцов А. А. Этика: учеб.

для вузов. — М.: Юрайт-Издат, 2012. — 306 с. Гусейнов А. А. Античная этика. — М.: Гардарики, 2003. — 270 с. Anscombe, Elizabeth «Modern Moral Philosophy,» Philosophy, 1958, Vol. 33, reprinted in her Ethics, Religion and Politics (Oxford: Blackwell, 1981).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Этика: учеб. для вузов. — М.: Экзамен, 2007. — 320 с.
  2. Ю.Ю. Этика бизнеса. — М.: Велби, 2008. — 352 с.
  3. А.А. Этика: учеб. для вузов. — М.: Юрайт-Издат, 2012. — 306 с.
  4. А.А. Античная этика. — М.: Гардарики, 2003. — 270 с.
  5. Anscombe, Elizabeth «Modern Moral Philosophy,» Philosophy, 1958, Vol. 33, reprinted in her Ethics, Religion and Politics (Oxford: Blackwell, 1981).
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ