Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воля как центральное новообразование юношеского возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воля — это специализированный процесс, направленный на преодоление трудностей и препятствий. Все психические процессы по участию в них воли делятся на произвольные и непроизвольные. Превращение элементарных психических функций в высшие в процессе онтогенеза связано с произвольностью. Включаясь в течение элементарных функций, воля перестраивает их, делает подвластным человеку, сознательно… Читать ещё >

Воля как центральное новообразование юношеского возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В исследованиях Г. Г. Кравцова и И. В. Сысоевой показано, что в основе развития личности в юношеском возрасте лежат процессы становления и развития волевой сферы. Воля в этом возрасте приобретает статус самостоятельного психического процесса и обозначается авторами в качестве центрального новообразования юношеского возраста.

Воля — это специализированный процесс, направленный на преодоление трудностей и препятствий. Все психические процессы по участию в них воли делятся на произвольные и непроизвольные. Превращение элементарных психических функций в высшие в процессе онтогенеза связано с произвольностью. Включаясь в течение элементарных функций, воля перестраивает их, делает подвластным человеку, сознательно управляемыми им. Развитие волевой сферы в онтогенезе оказывается главным руслом развития личности, обеспечивающим единство аффекта и интеллекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициатива. Волевое действие в отличие от произвольного всегда имеет личностный смысл, характеризует целостную личность, ее инициативность. Произвольность — характеристика некоторой частичности субъекта. Воля лежит в основе саморегуляции, в организации внутреннего мира и поведения в целом.

Формирование устойчивого образа «Я» и кризис 17 лет.

Итак, психологические особенности юношеского возраста связаны с выделением и осознанием своего «образа Я»: формируется устойчивый «образ Я».

В кризисе 17 лет этот образ подвергается испытанию, когда в сознании взрослеющего человека происходит встреча реальной жизни с идеальными представлениями о ней. Чем более осознаются расхождения в том, что «сам придумал о себе и своей жизни» и тем, что в какой-то момент осознал, как реальность, тем острее происходят внутренние переживания. Помогают пережить кризис подготовленность юности к крупным переменам в жизни, выражающаяся в способности спокойно принять происходящие изменения и перестроить свое поведение в соответствии с ними, а не принимать ситуацию изменения как крушение всех жизненных планов и устоев.

Сформированная к этому возрасту способность юношей и девушек самостоятельно принимать решения и отвечать за них, умение намечать жизненные перспективы — далекие и близкие, — выстраивать тактику и стратегию в собственной жизни, осознание того, что реально ожидать от будущего, также помогают в преодолении юношеского кризиса. Важным фактором преодоления его становится умение освобождаться от иллюзий, но при этом сохранять в своей душе идеалы. Отсутствие жизненного опыта зачастую приводит юношество к тому, что оно путает идеалы и иллюзии (идеал невозможно разрушить в душе человека, иллюзии рассыпаются при первом же жизненном испытании). Романтика в восприятии юношей зачастую подменяется экзотикой, которая не способствует развитию позитивных качеств личности, а служит некоторым стимулом для внешнего проявления. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса может привести к негативу — алкоголизму, наркомании, вовлечению в тоталитарные группировки, суициду.

Наступление 18-летия знаменует собой завершение детства законодательно. В периодизации Д. Б. Эльконина также конец детства приходится на 18 лет. Процессы личностного и профессионального самоопределения помогают представителям юношеского возраста расставаться с мифами о себе, осознанно выбирая средства реализации поставленной цели. Способность трансформировать жизненные условия в жизненную задачу обеспечивает переход во взрослую жизнь.

Резюме. Последний возраст детства. Продолжает развиваться самосознание и самопознание, что помогает обретать равновесие между своей позицией и позицией других людей. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности, что повышает избирательность в общении со сверстниками и взрослыми. Сензитивный возраст для установления близких отношений с другими людьми. Формируется дивергентное мышление, внимание и память зависят от складывающегося в этом возрасте стиля мышления. Необходимость самоопределения меняет учебную мотивацию — профессиональная ориентация учебной деятельности опирается на главные интересы личности. Личностное самоопределение связано с принятием и переоценкой религиозных и моральных убеждений, выработкой политических взглядов, принятием набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства. Завершение возраста связано с благополучным проживанием кризиса 17 лет и формированием устойчивого образа «Я», способного к осознанному выбору средств достижения поставленной цели.

Вопросы и задания

  • 1. Назовите отличия развития самосознания в возрастах ранней юности и подростничества.
  • 2. Что можно отнести к центральному новообразованию возраста ранней юности?
  • 3. Назовите основные тенденции становления личности в юношеском возрасте.
  • 4. Почему возраст юности называют «последним временем детства»?
  • 5. В чем суть самоопределения?
  • 6. Какие выборы предстоит сделать человеку юношеского возраста?
  • 7. Как объяснить языком возрастной психологии стихотворную фразу А. С. Пушкина «Надежды юношей питают»?
  • 8. В чем заключается содержание кризиса юности, и что помогает его пережить?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой