Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, представляется целесообразным рекомендовать соответствующим руководящим структурам во всех школах в начальных классах ввести урок психологии, в рамках которого возможно комплексно и целенаправленно наряду с другими психологическими проблемами решать проблему профилактики деструктивного агрессивного поведения детей. Для того, чтобы учитель квалифицированно совместно со школьным… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Проблема взаимодействия психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников в работах отечественных и зарубежных психологов
    • 1. 1. Концепции агрессивного поведения человека в зарубежной психологии
    • I. II Отечественные психологи об агрессивном поведении людей
    • I. III. Особенности и причины агрессивного поведения младших школьников
    • I. IV. Условия эффективности взаимодействия школьного психолога и учителей начальных классов по профилактике агрессивного поведения учащихся
  • ГЛАВА II. Эмпирическое исследование путей оптимизации взаимодействия школьного психолога и учителей в профилактике агрессивного поведения учащихся начальных классов
    • II. I. Процедура и методы исследования
    • II. II. Результаты психологической диагностики особенностей и причин агрессивного поведения младших школьников
    • II. III. Взаимодействие школьного психолога и учителей начальных классов в реализации формирующего эксперимента
    • II. IV. Результаты исследования и их интерпретация

Взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коренные преобразования в системе социально-политических и экономических отношений, социокультурной и духовной сфер Российского государства и общества, смена в этой связи жизненных ориентаций большей части населения страны неизбежно сопровождают деструктивные процессы и явления: девальвация нравственных ценностей, учащение экологических и техногенных катастрофических ситуаций и террористических актов, дальнейшая алкоголизация, наркотизация и распространение СПИДа. С каждым годом все больше обостряется криминогенная ситуация: невиданными ранее темпами растет преступность, в которую активно вовлекаются молодые люди, подростки и даже дети.

За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессивного поведения, вызывают серьезное беспокойство общества. Следует отметить, что деструктивное агрессивное поведение «молодеет» и уже в начальной школе детей с агрессивным поведением с каждым годом становится все больше.

Школьные психологи осуществляют работу по профилактике и коррекции агрессивного поведения учащихся, однако их возможности систематической работы с каждым ребенком весьма ограничены. Именно поэтому психологу необходимо взаимодействовать с учителями, которые общаются с детьми практически ежедневно. Взаимодействие психолога с учителями начальных классов в этом отношении представляет собой большие возможности, особенно в профилактической работе. Тем более, что предупредить возникновение проблемы легче, чем заниматься ее ликвидацией.

Значительное число научных работ посвящено исследованию различных аспектов данной проблемы: дифференциации понятий «агрессивное поведение», «агрессивное состояние» и «агрессивность» (Змановская Е.В.,.

Ениколопов С.Н., Левитов Н. Д., Пономарева Д. И., Реан А. А, Семенюк J1.M. и др.), изучению особенностей и причин агрессивного поведения младших школьников (Паренс Г., Платонова Н. М., Смирнова Т. П. Шляхтина О.И. и др.), направлений деятельности школьного психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников и подростков (Алворд М., Бейкер П., Коваленко И. Л., Рычкова Н. А., Семенюк Л. М., Фурманов И. А. и др.).

Однако до настоящего времени идея целенаправленного взаимодействия школьного психолога и учителя не получила еще должного обоснования ни со стороны теоретиков образования, ни должного признания со стороны субъектов образования. На сегодняшний день не разработана ни теоретическая, ни практическая модели, координирующие действия учителей и школьного психолога в работе по профилактике деструктивного агрессивного поведения учащихся и комплексно решающие данную проблему.

На сегодняшний день не разработана ни теоретическая, ни практическая модели, координирующие действия учителей и школьного психолога в профилактике агрессивного поведения учащихся и комплексно решающие данную проблему.

Выбор темы данного диссертационного исследования обусловлен высокой практической значимостью и недостаточной теоретической разработанностью проблемы.

Цель исследования — выявить условия и пути оптимизации взаимодействия психолога и учителя в работе по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Объект исследования — взаимодействие субъектов образования (психолога, учителя начальных классов, детей младшего школьного возраста) в профилактике агрессивного поведения учащихся.

Предмет исследования — особенности деятельности и взаимодействия психолога и учителей начальных классов в профилактике агрессивного поведения младших школьников.

Гипотеза исследования:

Целенаправленность, четкость и систематичность взаимодействия школьного психолога и учителей начальных классов, основанного на взаимопонимании, согласованности их действий и функциональном взаимодополнении усилий, определяют успешность профилактики агрессивного поведения младших школьников.

В соответствии с целью и гипотезой диссертации решались следующие задачи:

1. Проанализировать состояние разработки проблемы взаимодействия психолога с учителями в профилактике агрессивного поведения младших школьников в отечественной и зарубежной психологии.

2. Определить особенности агрессивного поведения младших школьников и факторов ему способствующих.

3. Определить содержание работы школьного психолога и учителей современной школы по профилактике агрессивного поведения младших школьников.

4. Выявить личностные особенности учителей и психолога, способствующие их эффективному взаимодействию в профилактике агрессивного поведения младших школьников.

5. Выявить психологические условия эффективного взаимодействия школьного психолога и учителей начальных классов в профилактике агрессивного поведения учащихся.

6. Разработать и апробировать программу взаимодействия школьного психолога и учителей начальных классов в профилактике агрессивного поведения младших школьников.

Методологическая основа исследования представлена:

• концепциями отечественной и зарубежной психологии об особенностях и причинах агрессивного поведения человека (М. Алворд, А. Басс, П. Бейкер, Р. Бэрон, JL Берковиц, А. Дарка, К. Лоренц, Н. Д. Левитов,.

A.К. Осницкий, Г. Паренс, А. А. Реан, Д. И. Пономарева, Л. М. Семенюк, Т. П. Смирнова, И. А. Фурманов и др.);

• научными представлениями об особенностях психического развития детей в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович, И. Ю. Кулагина,.

B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин);

• основными подходами отечественных психологов к проблеме единства деятельности, общения и личности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев,.

C.Л. Рубинштейн);

• научными обобщениями психологов по проблемам деятельности, личности, а также взаимодействия психолога и учителя (М.Р. Битянова, И. В. Дубровина, И. Л. Коваленко, Ю. М. Кулюткин, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Р. В. Овчарова, A.M. Прихожан, М. А. Степанова и др.);

• принципами системного подхода в психологии к исследованию деятельности и поведения человека (А.Д. Глоточкин, Б. Ф. Ломов, Е. А. Климов, К. К. Платонов и др.).

Методы исследования:

В целях выявления качественных и количественных характеристик агрессивного поведения младших школьников проводилось наблюдение за учащимися (по протоколу, разработанному диссертантом), беседа с учителями, родителями и детьми. Выявление факторов, которые могут провоцировать агрессивное поведение младших школьников, осуществлялось посредством: Карты наблюдений Д. Стотта (определение уровня враждебного отношения к взрослым, детям и недостатка социальной нормативности) — проективной методики «Несуществующее животное» (определение уровня агрессивности) — личностного опросника Р. Кеттелла вариант SPQ для младших школьников, адаптированного Э. М. Александровской и И.Н. Гильяшевой), анкетирования учителей (анкета «Стиль педагогического общения» разработанной Р. В. Овчаровой, Е. Г. Ковалевой, А.Б. Майским) — наблюдения за особенностями общения учителей с учащимисясоциометрического методаопросника АСВ и проективной методики «Кинестетический рисунок семьи» (определение уровня протекции и качества требований к ребенку, психологического климата в семье).

Содержание деятельности и взаимодействия школьного психолога и учителей начальных классов по профилактике агрессивного поведения учащихся исследовалось методом опроса.

Для изучения личностных особенностей психологов и учителей применялись методики: «Диагностика уровня эмпатических способностей (В.А. Бойко), «Диагностика личности на мотивацию к успеху» (Т. Элерс), «Определение уровня активности в межличностном взаимодействии» (С.М. Максимов, Ю.А. Лобейко). Изучение социально-психологического климата в педагогическом коллективе осуществлялось экспресс-методикой О. С. Михалюка, А. Ю. Шалыто.

В основной части исследования приняли участие 563 человека: 70 студентов заочной формы обучения педагогического факультета ТвГУ, работающие учителями начальных классов г. Твери, Тверской и Московской обл., 320 учащихся и 13 учителей школ №№ 34, 40 г. Твери- 130 родителей учащихсяшкольные психологи, завучи по учебной и воспитательной работе школ г. Твери и Тверской области (30 человек).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения отечественной и зарубежной психологии, использованием системы надежных методов исследования, адекватных его задачам, содержательной интерпретацией и количественной обработкой эмпирических данных, а также успешностью внедрения результатов исследования в практику.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в уточненении понятия «взаимодействие» применительно к исследуемой проблеме, в раскрытии и экспериментальном обосновании этапов конструктивного взаимодействия психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников. Подтверждено, что взаимодействие субъектов образования является необходимым условием, обеспечивающим эффективность профилактики агрессивного поведения учащихся. Систематизированы психологические условия оптимизации взаимодействия психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников. Экспериментально доказано, что агрессивное поведение младших школьников обусловлено высоким уровнем агрессивности, слабостью самоконтроля и повышенной импульсивностью на слабые провоцирующие стимулы.

Полученные в исследовании данные в совокупности представляют собой вариант психологически-обоснованной модели взаимодействия субъектов образования, которая может быть использована в решении широкого круга задач современной школы.

Практическая значимость исследования.

Результаты, полученные в диссертационной работе, имеют практическое значение для повышения эффективности процесса координации действий во взаимодействии учителей и школьного психолога в профилактике агрессивного поведения учащихся начальных классов.

Методические разработки, представленные в диссертации могут быть использованы в практике школ для снижения уровня агрессивности и агрессивного поведения детей, а также для оптимизации взаимодействия учителей начальных классов и школьных психологов в психопрофилактике. Полученные в ходе исследования данные использованы в процессе подготовки педагогов и психологов, при консультировании учителей и родителей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Зависимость между высоким уровнем агрессивности и агрессивным поведением обусловлена слабостью самоконтроля младших школьников и повышенной импульсивностью на слабые провоцирующие стимулы.

2. В условиях начальной школы успех профилактики поведения учащихся во многом определяется согласованностью и взаимодополняемостью усилий психолога и учителей.

3. Взаимодействие школьного психолога с учителями начальных классов в профилактике агрессивного поведения младших школьников — это целенаправленная, четко скоординированная, последовательно осуществляемая система действий и операций, направленных на предупреждение такого поведения.

4. Эффективность взаимодействия психолога и учителя начальных классов в профилактике агрессивного поведения учащихся обусловлена: -непрерывностью и систематичностью психопрофилактической деятельности;

— профессиональной заинтересованностью, ответственностью психолога и учителей, их взаимоучетом профессиональных знаний, умений и навыков друг друга в решении проблемы;

— благоприятным психологическим климатом в системе взаимодействия «психолог-ребенок-учитель».

5. Личностными особенностями психологов и учителей, оптимизирующими профилактику агрессивного поведения младших школьников являются: высокий уровень мотивации успеха психопрофилактики, активности в межличностном взаимодействии и эмпатии в общении с коллегами и ребенком.

Этапы диссертационного исследования.

Исследование проводилось с октября 2001 г. по октябрь 2004 г.

На первом этапе (2001;2002гг.) разработан и утвержден план диссертационного исследования, обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель, задачи и сформулирована гипотеза. Изучалось состояние научной разработанности проблемы взаимодействия психолога и учителей в профилактике агрессивного поведения младших школьников в отечественной и зарубежной психологии.

На втором этапе (2002 г.) составлен план экспериментального исследования. Разработана программа диагностики, включающая в себя методы и методики адекватные цели и задачам исследования, в которой учтены функции учителя и школьного психолога в процессе взаимодействия.

На третьем этапе (2002;2003 г.) проводилась исходная диагностика по определению особенностей агрессивности детей младшего школьного возраста (2−4 классы). По результатам психодиагностического исследования, опроса школьных психологов, учителей начальных классов, завучей по учебной и воспитательной работе начальной школы, диссертантом была разработана комплексная программа взаимодействия школьного психолога и учителей в профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

На четвертом этапе (2003;2004 гг.) реализовывалась авторская комплексная программа в экспериментальной группе на базе 2−4 классов средней образовательной школы № 40 г. Твери.

На пятом этапе (2004г.) проводилась повторная (итоговая) психодиагностика с помощью того же методического инструментария в экспериментальной и контрольной группах. Проходила обработка, анализ и обобщение результатов, полученных в ходе экспериментально-практического исследования, на основе чего были сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации по оптимизации взаимодействия школьного психолога и учителя начальных классов в профилактике агрессивного поведения младших школьников.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений и обсуждений проблемы на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования Тверского государственного университета, на межвузовских конференциях студентов и преподавателей педагогического факультета ТвГУ по итогам научно-исследовательской работы (1999 — 2005 гг.), на Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых, проводившихся на базе факультета психологии Московского государственного университета (20 022 005 гг.), на второй республиканской научной конференции «Труд учителя. Социальные, медицинские психологические и педагогические аспекты», проводившейся на базе Рязанского государственного педагогического университета им. С. А. Есенина (2004 г.).

Материалы исследования применялись в ходе лекционных и практических занятий по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология» и спецкурсу «Психологическая помощь учащимся начальной школы» для студентов очной и заочной форм обучения педагогического факультета ТвГУ (2003;2005 гг.).

Результаты исследования позволяют рекомендовать управлениям образования предусмотреть в нормативных и методических документах меры, направленные на реализацию системы взаимодействия (условия, принципы, этапы действий) субъектов образования в профилактической работе, на основе модели, представленной в диссертации.

Результаты, полученные в диссертационном исследовании, представляют возможности для дальнейшего изучения проблемы агрессивности как интрапсихической причины девиантного поведения человека. От чего зависит эффективность планирования работы по закреплению полученных знаний и умений саморегуляции детьми своего поведения, а также по изучению и решению проблемы профилактики деструктивного агрессивного поведения учащихся всех возрастов и роли субъектов во взаимодействии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

Проблема целенаправленного, своевременного и систематического взаимодействия школьного психолога и учителей начальных классов в профилактике деструктивного агрессивного поведения учащихся теоретически значима и востребована практикой современной школы.

Анализ научной психологической литературы позволил сформулировать важное для данной проблемы понятие «взаимодействия школьного психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения учащихся» На основе изучения работ отечественных и зарубежных психологов обобщена информация об особенностях и причинах агрессивного поведения людей в целом и младших школьников в частности.

В работе рассматриваются психологические подходы к дифференциации понятий «агрессивность», «агрессивное поведение» и «деструктивное агрессивное поведение».

В диссертации под «деструктивным агрессивным поведением» понимается совокупность злонамеренных поступков человека, наносящих физический или психологический вред (ущерб) людям.

Изучение проблемы дифференциации указанных понятий обусловлено необходимостью их использования в эмпирическом исследовании.

В ходе экспериментального исследования проанализировано содержание деятельности и взаимодействия психолога и учителей начальных классов в профилактике деструктивного агрессивного поведения учащихся в современных школах.

Определены этапы работы, для оптимизации взаимодействия четко скоординированы действия школьного психолога и учителей начальных классов в профилактике деструктивного агрессивного поведения младших школьников и реализованы на практике. В результате удалось систематизировать психологические условия эффективности взаимодействия психолога и учителя в решении указанной проблемы, такие как своевременность, систематичность и целенаправленность сотрудничества субъектов образования.

Полученные в исследовании данные в совокупности представляют собой вариант психологически-обоснованной модели взаимодействия субъектов образования, которая может быть использована в решении широкого круга задач современной школы.

Результаты обработки и интерпретации данных в диссертационном исследовании позволяют утверждать, что подтверждена первоначально выдвинутая гипотеза:

Целенаправленность, четкость и систематичность взаимодействия школьного психолога и учителей начальных классов, основанного на взаимопонимании, согласованности их действий и функциональном взаимодополнении усилий, определяют успешность профилактики агрессивного поведения младших школьников.

Полученный с применением комплекса методов достоверный фактический материал позволил сформулировать следующие выводы:

1. Проблема эффективного взаимодействия школьного психолога и учителей является в настоящее время одной из актуальнейших в решении различных проблем современной школы, в том числе и профилактики агрессивного поведения учащихся.

2. Применение школьным психологом и учителями различных методов и приемов профилактики агрессивного поведения младших школьников: беседа с ребенком и родителями, консультирование, тренинг, анализ литературных произведений с сюжетами агрессивного поведения и др., является ситуативным и чаще всего неэффективным.

3. Целенаправленное и систематическое взаимодействие школьного психолога и учителей начальных классов, является важнейшим условием в решении проблемы профилактики агрессивного поведения учащихся.

4. Под «взаимодействием» школьного психолога с учителями начальных классов в работе по предупреждению агрессивного поведения учащихся понимается целенаправленная, четко скоординированная, последовательно осуществляемая система действий и операций, направленных на предупреждение такого поведения.

5. Необходимыми условиями эффективного взаимодействия психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения учащихся являются:

— своевременность, непрерывность и систематичность психопрофилактики;

— профессиональная заинтересованность, ответственность и взаимоучет профессиональных знаний, умений и навыков друг друга субъектами взаимодействия;

— благоприятный психологический климат в системе взаимодействия «психолог-ребенок-учитель».

6. Специфическими личностными особенностями школьного психолога и учителей, позволяющими им более успешно осуществлять профилактику агрессивного поведения младших школьников, являются:

— способность к эмпатии, которая позволяет создать атмосферу открытости и доверительности в общении с ребенком;

— стремление к сотрудничеству и высокий уровень активности в межличностном взаимодействии;

— высокий уровень мотивации успеха в решении проблемы.

7. Высокий уровень агрессивности, импульсивности на слабые провоцирующие стимулы, а также слабость самоконтроля младших школьников обусловливают высокий уровень их агрессивного поведения. Эти знания необходимы как школьному психологу, так и учителям начальных классов для оптимизации и своевременной организации профилактической работы.

Практические рекомендации школьным психологам и учителям начальных классов в аспекте рассматриваемой проблемы изложены в методических материалах «Игры и упражнения для коррекционно-воспитательной работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста [169], а также в программе взаимодействие школьного психолога и учителей начальных классов в профилактике агрессивного поведения младших школьников.

Вместе с тем, представляется целесообразным рекомендовать соответствующим руководящим структурам во всех школах в начальных классах ввести урок психологии, в рамках которого возможно комплексно и целенаправленно наряду с другими психологическими проблемами решать проблему профилактики деструктивного агрессивного поведения детей. Для того, чтобы учитель квалифицированно совместно со школьным психологом осуществлял психологическую профилактику, необходимо администрации школы проводить работу по повышению уровней психологической компетентности учителей и профессиональной подготовки школьных психологов (в системе курсов повышения квалификации, а также посредством организации консилиумов и тематических семинаров).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология. М., 1997.
  2. Агрессия у детей и подростков /Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004.
  3. М., Бейкер П. Как работать с агрессивными детьми. Центр практической психологии «Катарсис». М., 1998.
  4. Э.М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла: Методические рекомендации. М., 1993.
  5. М.В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности. //Вопросы психологии. 2000. — № 6.
  6. Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2003.
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.
  8. Г. С. Социальная психология. М, 1980.
  9. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.
  10. Ю.Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995.
  11. П.Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2003.
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в начальной школе. М., 1982.
  13. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
  14. М.Белкин А. С. Внимание ребенок. Причины, диагностика, предупреждениеотклонений в поведении школьников. Свердловск, 1981.
  15. Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. М., 2003.
  16. М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
  17. М.Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
  18. А.А. Личность и общение. М., 1994.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  20. Н.С. Проективные методы: Теория и практика применения. -М., 2001.
  21. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001.
  22. М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
  23. М.Е. Терапия творческого самовыражения. М., 1989.
  24. К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
  25. И. Агрессия: причины и последствия //Школьный психолог. № 18, 2001.
  26. Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1987.
  27. Возрастные особенности психического развития детей /Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982.
  28. Е.М. Трудные дети или трудные родители? М., 1992.
  29. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
  30. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  31. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
  32. . Что такое психология. Т 2. М., 1999.
  33. О.В. Оценка эмоционального отношения детей и подростков к сценам агрессии в телерекламе //Современная психология: состояние и перспективы исследований. 4.2. М., 2002. — С. 143−154.
  34. А.Д. О психологической помощи учащимся как важнейшей функции учителя //Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подростков. Воронеж, 1993.
  35. А.Д. Программа психологической помощи девиантным подросткам. /В сб. Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Т. 10., Тверь, 1997.
  36. А.Д. Социальная психология и практика: Избранные публикации. Уфа, 2001.
  37. А.Д. Развитие представлений К.К. Платонова о структуре личности. //Современная психология: состояние и перспективы исследований. 4.2. М., 2002. — С. 85−92.
  38. А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб., 2000.
  39. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. /Под ред. Дубровиной И. В. М., 1987.
  40. Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте //Вопросы психологии. 2000. — № 1.
  41. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991.
  42. И.В. Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы. Дисс. .док. психол. наук. М., 1988.
  43. А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения //Вопросы психологии. -1983. № 1. — С. 19−24.
  44. А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации. //Социологические исследования. 2003. — № 4. — С. 95−98.
  45. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991.
  46. С.Н. Понятие агрессии в современной психологии //Прикладная психология. 2001. — № 1. — С. 61−72.
  47. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.
  48. Кан-Калик В. Н. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  49. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
  50. X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
  51. Р. Как справляться в гневом ребенка. М., 1998.
  52. И.Л. Деятельность субъектов образования по психологической профилактике психических болезней младших школьников. //Дис. канд. психол. н. Тверь, 2002.
  53. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  54. А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе.-СПб., 1998.
  55. Г. Ю. Психология воспитательной деятельности учителя и классного руководителя. М., 2004.
  56. Ц.П. Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире. М., 1990.
  57. Е.Ф. Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 5.
  58. В. Как подготовить ребенка к жизни. М., 1991.
  59. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань., 1969.
  60. Е.А. Человек и профессия. Л., 1984.
  61. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. -М., 1986.
  62. Краткий психологический словарь /Под. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.
  63. . Социальная психология агрессии. М.- СПб., 2003.
  64. В.Г. Основной вопрос социальной психологии //Вестник университета. Серия социология и управление персоналом. -Государственный университет управления. 2000. — № 1 (2). — С. 163.
  65. И.А. Криминальная агрессия: экспертная типология и судебная оценка. М., 2000.
  66. И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. -М., 1998.
  67. Ю.Н. Психологическое знание и учитель. //Вопросы психологии. 1983 — № 3. — С.51−61.
  68. В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.
  69. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
  70. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. //Вопросы психологии. 1967. — № 6. — С 118−128.
  71. Н.Д. Психология характера. М., 1969.
  72. Н.Д. Психическое состояние агрессии //Вопросы психологии. -1972.-№ 6.
  73. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  74. А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  75. К. Агрессия: так называемое «зло». М., 1994.
  76. К. Агрессия //Психология человеческой агрессивности. Минск, 2001.
  77. .Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии. //Психологический журнал. № 1. 1980. — С. 8−20.
  78. .Ф. К проблеме деятельности в психологии //Психологический журнал. 1981. № 5.
  79. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984
  80. Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -СПб., 2004.
  81. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980.
  82. Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах и тестах. -Ростов н/Д., 2003.
  83. Манова-Томова B.C., Пирьев Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психогигиена и реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. М., 1995.
  84. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  85. А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.
  86. А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  87. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  88. JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя. -М&bdquo- 2004.
  89. Т.М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» //Психогигиена и психопрофилактика. Д., 1983.
  90. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.
  91. Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М., 1984.97.0бухова О. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
  92. Общая психология (курс лекций). //Под ред. Е. И. Рогова. -М., 1995.99.0вчарова Р. В. Практический психолог в начальной школе. М., 1996.
  93. Р.В. Школьный психолог и семья ученика. Архангельск, 1993.
  94. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2002.
  95. В. Окна в мир ребенка. М., 1997.
  96. А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся //Вопросы психологии. 1994. — № 3.
  97. М.А. Игротерапия общения. М., 1995.
  98. Г. Агрессия наших детей. М., 1997.
  99. .Д. Основы социально психологической теории. — М., 1971.
  100. Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.
  101. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности: некоторые вопросы методологии и теории. — М., 1972.
  102. Н.А. Негативные явления в школьной среде и их истоки. -СПб., 1992.
  103. Н.Н. Аутогенная тренировка. М., 1990.
  104. А.В. Социальная психология. М., 1987.
  105. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  106. Д.И. Негативные психические состояния личности несовершеннолетних как причины их асоциального поведения. //Основные направления профессионального самоопределения будущего педагога. Тверь, 1998.
  107. Д.И. Профессиональная деятельность субъектов пенитенциарных учреждений по профилактике агрессивного поведения и психологической коррекции личности подростков делинквентов. Дисс.канд. психол. наук. — Тверь 2003.
  108. Практическая психодиагностика. /Под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара, 2002.
  109. Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной М., 1998.
  110. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб., 2002.
  111. A.M. Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.
  112. Психология труда /Под ред. К. К. Платонова. М., 1979.
  113. Психология труда и личности учителя /Под ред. А. И. Щербакова. М., 1976.
  114. Психологическая диагностика /Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М., 1997.
  115. Психологический словарь /Под ред. А. Зинченко М., 1997.
  116. Психологическая служба школы/ Под ред. М. И. Акимова, Е. М. Борисова. М., 1995.
  117. Психологическая служба школы /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  118. Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.
  119. Н.А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных действий. Дис. Канд. психол. н. М., 1998.
  120. М. Помощь трудным детям. М., 1987.
  121. А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал. 1996. — Том 17. — № 5. — С. 3−18.
  122. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  123. А. Большой толковый психологический словарь, Т. 1,2. М., 2000.
  124. Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2000.
  125. К. Эмпатия //Психология эмоций: Тексты. М., 1993
  126. К. Взгляды на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  127. К. Что значит становиться человеком? //Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара, 1996.
  128. Е.С. Графические методы в психодиагностике. М., 1992.
  129. СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  130. СЛ. Основы общей психологии. Т. 2. — М., 1989.
  131. Т.Г. Агрессия и контроль //Вопросы психологии. 1992. № 5−6.
  132. Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. Минск, 1991.
  133. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии //Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 82−86.
  134. Т.Г. Факторы, способствующие агрессии. //Психология человеческой агрессивности. Минск, 2001. — С. 64−115.
  135. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки. Автореф.д. психол. н. Новосибирск, 1995.
  136. Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993.
  137. Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 1998.
  138. Н. Я. Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.
  139. JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 2003.
  140. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения. /Под ред. В. А. Балцевич, С. Н. Бурова. Минск, 1989.
  141. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб, 2000.
  142. Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. СПб., 2004.
  143. Н.Ю. Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях. М.- Ульяновск, 1995.
  144. Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.
  145. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии /Под ред. М. В. Гамезо. М., 2001.
  146. М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 2000.
  147. JI.H. Вербальный фрустрационный тест. СПб., 2002.
  148. Ю.Е. Возрастной аспект психических состояний. //Вопросы психологии. 1972. — № 2.
  149. А.С. Как быть родителями. М., 1986.
  150. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. /Под ред. С. Ю. Циркина. СПб., 1999.
  151. Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д., 2003.
  152. М.А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие. //Вопросы психологии. № 4. — С. 76−83.
  153. В.Г. Психология «трудных» школьников. М., 1996.
  154. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2003.
  155. Теория личности А. Адлера //Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара, 1996.
  156. С.А. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте //Подготовка будущего педагога к инновационной деятельности и овладению современными образовательными технологиями. Тверь, 1998.-С. 68−69.
  157. С.А. К вопросу об организации работы учителя по ликвидации агрессивности у детей младшего школьного возраста. //Развивающие технологии дошкольного и начального образования: мониторинг и перспективы развития. Тверь, 2001. — С. 77−78.
  158. С.А. Методы профилактики и ликвидации деструктивной агрессии у детей младшего школьного возраста. //Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога. Тверь, 2002. — С. 93−95.
  159. С.А. Об организации диагностической и коррекционной работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста //Материалы IX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Психология. М., 2002. — С. 83−84.
  160. С.А. Работа учителя с семьей агрессивного ребенка младшего школьного возраста //Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога. Тверь. 2003. — С. 76−79.
  161. С.А. Изучение особенностей и причин деструктивного агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. //Материалы X Международной Научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Ч. 1. М., 2003. — С.411−412.
  162. С.А. Игры и упражнения для коррекционно-воспитательной работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста. Методические материалы для студентов ДО и 30 пед. ф-та. Тверь, 2003.
  163. С.А. К вопросу об особенностях, видах и причинах агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. //Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Том 15,-Тверь, 2003.-С. 77−79.
  164. С.А. Психологическая помощь учителя детям младшего школьного возраста с агрессивным поведением. //Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога. Тверь, 2004. — С. 80−84.
  165. Ю.М. Деятельность школьного психолога по профилактике преступности. Дисс.канд. психол. н. Тверь, 1998.
  166. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  167. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
  168. А. Психопатологии детства. М., 2000.
  169. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989.
  170. Фрейд 3. Работы о мазохизме. М., 1992.
  171. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.
  172. Л.М. Психология в современной школе: Для руководителей и работников образования. М., 2001.
  173. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  174. Э. Типы агрессии. //Психология человеческой агрессивности. -Минск, 2001.-С. 354−428.
  175. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
  176. X. Мотивация и деятельность. Том 1. М., 1986.
  177. Человек и агрессия //Общественные науки и современность. 1993, № 2.
  178. С.Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. Ярославль, 2003.
  179. М.И. Психогимнастика. М., 1990.
  180. Школа и психическое здоровье учащихся. /Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988.
  181. О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом. //Ананьевские чтения 97: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997.
  182. С.А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию. Сборник игр коррекций. -М., 1993.
  183. С.А. Игра учащихся феномен культуры. — М., 1994.
  184. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  185. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Под ред. В. В. Лебединского, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. -М., 1990.
  186. Энциклопедия психологических тестов. М., 1999.
  187. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб., 1999.
  188. Bandura A. Aggression: A social learning analysis. N.Y., 1973.
  189. Berkowitz L. The Frustration Aggression Theory //Aggression: A Social Psychological Analysis. — N.Y., 1962.
  190. Berkowitz L. The concept of aggression. In P.F. Brain & D. Benton (Eds.), Multidisciplinaiy approaches to aggression research (pp. 3−15). Amsterdam, 1981.
  191. Berkowitz L. Aversively stimulated Aggression: Some parallels and differences in research with animals and humans. American Psychologist., 1983.
  192. Berkowitz L. Frustration aggression hypothesis: Examination and reformulation. Psychological Bulletin, 1989. — p. 59−73.
  193. Buss A.H. The Psychology of Aggression. N.Y., 1961.
  194. Miller N.E. The frustration aggression hypothesis. Psychological Review. 1941.
  195. Olweus D. Bullying at school. Long term outcomes for the victims and an effective school — based intervention program. In L.R. Huesmann Aggressive behavior: Current perspectives. N.Y. 1994. — p. 97−130
  196. Zillmann D. Hostility and aggression, Hillsdalle, NJ, Lawrence Erlbaum Associates, 1978.
  197. Zillmann D. Cognitive excitation interdependencies in aggressive behavior. Aggressive Behavior, 1988.
  198. Zillmann D. The interplay of cognition and aggravated conflict among intimates. In D. D. Cahn Intimates in conflict: A communication perspective (pp. 187−208). NJ, 1990.
Заполнить форму текущей работой