Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие игры с правилами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальное удовольствие появляется позже, когда у детей развивается потребность во взаимной договоренности в области игры. При этом «эмоциональным двигателем игры, — как подчеркивает Ж. Пиаже, — является не простое соревнование. Стремясь одержать верх, ребенок старается бороться со своими партнерами, соблюдая общие правила». Социальное удовольствие, согласно Ж. Пиаже (в отличие от ряда других… Читать ещё >

Развитие игры с правилами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наравне с сюжетной игрой большое влияние на развитие ребенка оказывают игры с правилами. Являясь обязательным элементом детской субкультуры, игры с правилами сохраняют свое присутствие в жизни ребенка вплоть до подросткового возраста. Игры с правилами относят к традиционным, передаваемым из поколения в поколение играм.

Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова 1491 определяют игру с правилами через две специфические составляющие: формализованные, конвенциональные (безличные, договорные, обязательные для всех) правила и состязательные отношения с установлением первенства (выигрыша) одной из сторон. Авторы также приводят следующую классификацию игр с правилами:

  • 1) игры, основанные на ловкости (физической компетенции);
  • 2) стратегические игры, требующие умственной компетенции;
  • 3) игры, основанные на случайности, удаче (где результат не зависит от физической или умственной компетенции играющего).

Естественно, что «чистые» типы игр с правилами встречаются относительно редко, чаще — смешанные варианты с преобладанием элементов конкретного типа игры.

В онтогенезе игры с правилами появляются в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок пятого года жизни оказывается способен к опосредствованному произвольному действию (по Д. Б. Эльконину) или выработке коллективного символа (по Ж. Пиаже). Наряду с произвольностью, обеспечивающей самоконтроль и готовность соблюдать правила, необходимыми предпосылками возникновения игры с правилами является развитие мотивации успеха (стремление выиграть) и способности к согласованным действиям.

Первоначально игра с правилами разворачивается как действия, заданные образцом поведения взрослого, где правила развернуты, носят обязательный, четкий характер, не допускают разночтений и достаточно просты в понимании. В старшем дошкольном возрасте дети оказываются способными преобразовывать известные правила игры и приходить к соглашению относительно новых правил.

Важно помнить идею Л. С. Выготского о том, что в сюжетной игре правило поведения уже содержится в скрытом, неосознаваемом виде, а подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу есть путь к максимальному удовольствию. Вопрос состоит в том, продолжает ли игра с явными правилами генетическую линию развития скрытого правила в сюжетной игре, как это представлял Л. С. Выготский. «Правило в сюжетной игре, — как отмечают Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова, — всегда связано с личным пониманием ребенком смысла разыгрываемой ситуации, и даже в совместной сюжетной игре оно не становится безличным (если она не превращена в деятельность по сценарию): каждый из участников руководствуется своим пониманием смысла сюжета и роли; его действия всегда многозначны для партнера» [49]. Понимание смысла в ролевой игре изменчиво и индивидуально. Тогда как смысл игры с правилами носит универсальный, стабильный характер, который организует всю игру, составляет ее неизменный стержень.

Вообще, анализ игры с правилами, как правило, строится через сравнение с ролевой игрой — поиск различий и общих корней. Принципиальные отличия игры с правилами и ролевой игры представлены в табл. 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ игры с правилами и ролевой игры.

Критерий сравнения.

Игра с правилами.

Ролевая bupa.

Действия участников.

Реальны и однозначны.

Условны, замещающие.

Смысл игры.

Индивидуален, изменчив.

Универсален, стабилен.

Процесс деятельности.

Произволен, носит поступательный характер

Конкретен, конечен, носит циклический характер

Критерий сравнения.

Игра с правилами.

Ролевая bupa.

Тип отношений.

Совместный.

Соревновательный.

Условие игры.

Принятие играющими условной ситуации.

Принятие играющими правил.

Результат игры.

Процесс.

Выигрыш.

Подобные принципиальные различия позволяют Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой последовательно доказывать идею о независимом развитии игры с правилами как специфической деятельности, не связанной напрямую с ролевой игрой. Соответственно, наиболее эффективным средством формирования становится организация игры без сюжетного обрамления, которое может закрывать от ребенка само правило.

Экспериментально доказано, что уже к концу третьего года жизни дети способны в совместной деятельности со взрослым, при направленной организации предметной среды, не только овладеть действиями по правилам, но и применять их затем в самостоятельной, совместной с другими детьми деятельности. Важность образцов для развития игровой деятельности ребенка подчеркивал А. В. Запорожец: «Недостаточно изученной является проблема взаимоотношения между освоением игровых форм, игровых образцов, игровых традиций и творчеством ребенка, самостоятельностью, переходом от одного к другому» [60].

Совместность, формирующаяся в рамках игр с правилами, в начале дошкольного возраста характеризуется добровольностью, слаженностью, отсутствием конфликтов по поводу нарушения правил. Однако правило еще не выступает перед ребенком как обязательный, обобщенный контроль. Осознание правила, подчинение правилу — линия, развивающаяся на протяжении всего дошкольного возраста. Если соблюдение правила в начале дошкольного возраста связано с эмоциональным удовольствием от повторяющихся совместных действий, то в старшем возрасте — со стремлением обеспечить согласие и равенство прав каждого участника на выигрыш. Противоречия, возникающие в связи с нарушением правил, могут приводить к конфликтам, а ситуация рассогласования становится личностно значимой. Выделение и осознание условных правил, способность эксплицировать их, возникает, согласно исследованиям генезиса игры с правилами, к концу дошкольного — началу школьного возраста. Перед детьми выступает обязательный и универсальный характер правила, что позволяет осуществлять справедливое регулирование отношений между участниками.

Цикличная, сложная структура развернутой игры с правилами требует от ребенка развития произвольности и способности контролировать действия другого, понимания переходов от одного игрового цикла к другому, с установлением изначально равных позиций играющих. Опыт взаимной нормативной регуляции поведения в играх с правилами является одним из стержневых достижений дошкольного возраста. Отношение к правилу как норме, понятие справедливости как основы регулирования отношений создает фундамент морального развития личности. Игра с правилами способствует развитию такого типа регуляции, где «каждый выступает как субъект и как объект единых для всех членов данной общности нормативных требований» [91].

Изучая игры с правилами, Ж. Пиаже сосредоточился на двух принципиальных вопросах: как дети применяют правила на практике и каким образом приходит осознание правила, принятие обязательного характера правила? Исследование области применения правил игры позволили Ж. Пиаже [57] ответить на первый вопрос и выделить четыре последовательные стадии развития правила в игре.

  • 1. Индивидуальная стадия, главное содержание которой — моторные действия. Правило представлено ритуализованными схемами, а коллективность отсутствует (от 2 до 4 лет).
  • 2. Эгоцентрическая стадия, при которой дети, играя вместе, на самом деле играют каждый по себе, не заботясь об унификации правил и оставаясь равнодушными к выигрышу (от 4 до 7 лет).
  • 3. Кооперация, или стадия рождающегося сотрудничества, в основе которой лежит взаимный контроль и согласование правил, хотя общие правила еще весьма расплывчаты. Эта стадия появляется с возникновением желания выиграть (от 7 до 11 лет).

Коллектив, или стадия кодификации правил, при которой действия играющих тщательно регламентированы, кодекс правил носит коллективный характер и обязателен для всех (от 11 до 15 лет).

Конечно, представленные стадии составляют нелинейную последовательность, где переход на новый уровень осуществляется постепенно, с некоторыми колебаниями и может меняться в возрастном диапазоне.

Отвечая на второй вопрос своего исследования, Ж. Пиаже обобщил и схематизировал процесс осознания ребенком игровых правил и также представил его в виде последовательных стадий развития.

  • 1. Подражание. На первой стадии правило еще не является принудительным — либо потому, что оно чисто моторное, либо потому, что оно выполняется в некотором роде бессознательно, как результат отдельного интересного примера, а не как следствие неизбежной реальности (начало эгоцентрической стадии).
  • 2. Абсолют. На второй стадии, которая приходится на кульминацию эгоцентризма и первую половину стадии кооперации в отношении применения правил, правило расценивается как священное и неприкосновенное, сущность его вечна, и происхождение связывается со взрослыми; любое предлагаемое изменение воспринимается ребенком как нарушение.
  • 3. Закон. На третьей стадии правило принимается как закон, обязанный своим происхождением взаимному согласию. Автономный закон, который возможен только на основе общего уважения, который позволено изменять сколько угодно при условии общего признания.

Динамика процесса осознания ребенком правила проходит длительный путь от надындивидуального отношения к правилу как к абсолютной, священной норме, через интериоризацию и присвоение отдельных правил к коллективному правилу, основывающемуся на добровольном, свободном следовании и осознании относительности и автономности правила.

Изучая генезис возникновения игры с правилами, Ж. Пиаже показывает, что в основе игры лежит потребность чувствовать себя членом сообщества сверстников и более старших детей. Изначально ребенку достаточно того удовольствия (прежде всего моторного), которое он получает от соблюдения элементарных правил для себя — попасть в цель, проявить ловкость или смекалку. Другие участники игры почти не оказывают влияние на поведение ребенка. Нет соревнования, следовательно, нет ориентации на других. Игра в младшем возрасте сводится к внешнему копированию действий старших, но не содержит внутреннего компонента — согласования действий.

Социальное удовольствие появляется позже, когда у детей развивается потребность во взаимной договоренности в области игры. При этом «эмоциональным двигателем игры, — как подчеркивает Ж. Пиаже, — является не простое соревнование. Стремясь одержать верх, ребенок старается бороться со своими партнерами, соблюдая общие правила» [57]. Социальное удовольствие, согласно Ж. Пиаже (в отличие от ряда других ученых), рождается из следования правилам, овладения правилом, а не от конкуренции и выигрыша. Речь идет не только о том, чтобы соревноваться с другими детьми, но чтобы упорядочить игру посредством систематизированного свода обязательных норм игрового поведения. Игра становится социальной по своему характеру, ориентированной на договоренность и сотрудничество. Игра с правилами открывает для ребенка возможность взаимного оценивания через знание и соблюдение правил с достижениями, признаваемыми всеми участниками (так как выигрыш — «по закону»).

Высший уровень развития игры с правилами, согласно Ж. Пиаже, это коллективные отношения между играющими, где возможные рассогласования заранее прогнозируются и преодолеваются путем организованного введения новых необходимых правил. На последней стадии развития отношения к правилу доминирующим становится интерес к правилу как таковому, ребенок развлекается, исследуя правило, меняя и усложняя его. Ж. Пиаже описывает поведение десяти-одиннадцатилетних мальчиков, иллюстрирующее этот уровень развития игры с правилами. Дети, прежде чем начать игру в снежки (казалось бы, не предусматривающую никаких правил), потратили свыше четверти часа, выбирая командира (президента), голосуя за разные правила и штрафные санкции в случае нарушения правил.

Важно отметить, что начиная с раннего детства все окружение оказывает на ребенка влияние, внушая ему понятие закономерности, наличия причинно-следственных отношений между событиями и регламентированности событий. Однако ребенок интериоризирует далеко не все правила. Чувство ответственности, добровольной готовности следовать правилу появляется лишь тогда, когда ребенок, по мысли Бовэ, принимает предписание, исходящее от лиц, по отношению к которым он испытывает уважение. Пиаже подтверждает своими исследованиями эту идею, расширяя условие присвоения правила как обоюдное уважение равных между собой индивидов. «Коллективное правило, следовательно, предстанет перед нами как продукт не только влияния одного индивидуума на другого, но и взаимного одобрения двух индивидуумов» [57].

До тех пор пока ребенок рассматривает правило как внешнее, принуждающее (в игре или в морали), он фактически не учитывает это правило. Действующим оно становится в отношениях сотрудничества и кооперации, характерных для равных партнеров, т. е. для сверстников, в отличие от отношений принуждения, типичных для взаимодействия со взрослым. Кооперация между равными изменяет практическую позицию ребенка и его отношение к правилу — от безусловного уважения к добровольному соблюдению. Автономность сознания позволяет ребенку открыть истинный смысл правил как необходимого условия договоренности. Правила, которые придумывают дети в играх, становятся первыми собственными социальными правилами детского сообщества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой