Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние тревожного состояния ребенка на выработку защит

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опасности, происходящие из влечений («Оно»): в основном, это — сексуальность и агрессивность. Как только «Я» чувствует себя охваченным влечениями, возникает тревога; страх перед такими влечениями существует не только у детей, но и у взрослых; Когда ощущение тревоги не проходит, ребенок начинает искать средства для снижения напряженности. Вот эти средства и есть механизмы защиты. Другими словами… Читать ещё >

Влияние тревожного состояния ребенка на выработку защит (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С самого рождения ребенок испытывает постоянное давление со стороны биологических и психологических базовых потребностей: голод, жажда, разрядка, агрессия, удовольствие, любовь, безопасность. Когда эти побуждения остаются неудовлетворенными, ребенок живет в состоянии тревоги и напряжения. В возрасте же одного-двух лет, окружение, и в особенности мать, начинают сталкивать ребенка с целым комплексом антагонистических требований. Малышу предлагают отказаться от его запросов (или изменить их), связанных с основными потребностями, и одновременно требуют от него подавить появившуюся в этот момент тревогу — и все ради получения одобрения со стороны взрослых или во избежание наказания. Например, требуют от него, подавив голод, дожидаться определенного часа еды; требуют быть опрятным и ходить в туалет своевременно; требуют делиться игрушками с другими детьми. Все эти ситуации характеризуются общей особенностью: личные побуждения должны считаться с внешними требованиями — так малыш постепенно усваивает нормы социального поведения.

Позднее, когда ребенок становится старше (между четырьмя и шестью годами), на него оказывает влияние другая группа факторов — система нравственных ценностей, принятых в обществе. Взрослея, ребенок начинает идентифицировать себя со своими родителями, начинает действовать в соответствии с их нормами поведения, их пониманием того, что хорошо, а что — плохо, что можно, а что нельзя. Ценности родителей и общества становятся все более и более интегрированными к его личности таким образом, что он старается избегать плохих поступков не только для того, чтобы нравиться другим, но также для того, чтобы жить в мире со своей совестью. На этом этапе предыдущий конфликт между биологическими потребностями и требованиями окружения, заменяется конфликтом между биологическими потребностями («Оно») и моральным сознанием, которое только-только развивается («Сверх-Я»).

Результатом этого конфликта является возникновение чувства тревоги, которое характеризуется ожиданием неизбежной, хотя порой и неопределенной, опасности. Опасность же коренится в том факте, что биологические побуждения оказываются иногда слишком сильными, — ребенок не в состоянии их контролировать. Если же побуждения не контролируются, ребенок становится уязвимым для внешнего воздействия (наказание, отвержение) или для воздействия моральных стимулов (виновность, стыд).

зо В результате внутренних конфликтов между своими влечениями и моральным кодексом и по причине неизбежных фрустраций и разочарований в повседневной жизни ни один ребенок не может избежать чувства тревоги.

Когда ощущение тревоги не проходит, ребенок начинает искать средства для снижения напряженности. Вот эти средства и есть механизмы защиты. Другими словами, именно чувство тревоги и побуждает «Я» к выработке психологических защит.

В повседневной жизни «Я» может сталкиваться с различными видами опасности, это:

  • объективные опасности, происходящие из внешней реальности: существуют специальные способы, чтобы подавить страх объективной опасности, к ним относятся избегание опасности и отрицание страха. Страх объективных опасностей обычно свойствен детям, взрослые уже умеют им противостоять или же их избегать;
  • • опасности, происходящие из влечений («Оно»): в основном, это — сексуальность и агрессивность. Как только «Я» чувствует себя охваченным влечениями, возникает тревога; страх перед такими влечениями существует не только у детей, но и у взрослых;
  • опасности, происходящие из внутреннего морального кодекса («Сверх-Я»): страх наказания возникает, когда моральный кодекс очень строгий и радикально противопоставляется побуждениям (виновность, мазохизм).

Механизмы же защиты помогают противостоять этим вышеперечисленным опасностям.

Особенностью становления детской системы защиты можно считать то, что изначально она проявляется за счет и на уровне поведенческих реакций, на фоне элементарных психических функций. Эти постепенно усложняющиеся автоматические изменения поведения, возникающие в ответ на травмирующее воздействие, раздражитель, впечатление, обеспечивают приспособляемость ребенка к новой жизненной ситуации.

У маленьких детей, до того как сформируется полноценная система психологической защиты, реакция на неприятные стимулы и состояния проявляется автоматически, как физиологический уход от раздражителя. Позднее формируются защитные механизмы, в реализации которых принимают участие, в первую очередь, психические функции: от восприятия и эмоций до памяти и мышления. Такие защитные процессы позволяют ребенку адаптироваться к среде не за счет изменения внешнего мира, а за счет внутренних изменений — трансформации внутренней картины мира и образа самого себя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой