Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совесть как ядро психологической культуры личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не только развитие, но и обязательное взаимодействие, взаимовлияние и взаимообогащенис основных составляющих психологического здоровья идут непрерывно на протяжении всей жизни человека и имеют в каждом возрастном периоде свои особенности, влияющие на характер этого здоровья и ощущение психологического благополучия/неблагополучия. Именно становление и укрепление психического здоровья и развитие… Читать ещё >

Совесть как ядро психологической культуры личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психологическая культура личности предполагает понимание и уважение уникальности, сложности и ценности человека как такового, его жизни, его внутреннего мира. Предполагает активную нравственную позицию, высокие потребности и адекватные способы их удовлетворения, тонкость и богатство эмоциональной сферы человека, что позволяет ему воспринимать и понимать чувства и переживания других людей, откликаться на них, сочувствовать, содействовать. Потому можно считать, что основу психологической культуры личности составляет комплекс эмоциональных переживаний, основанных на осознании человеком безусловной нравственной ответственности перед людьми, перед обществом и перед самим собой за свои отношения, действия, поступки. Этот комплекс эмоциональных переживаний называют совестью.

В. Даль: «Совесть — нравственное сознание, нравственное чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувство, побуждающее к истине, добру, отвращение от лжи и зла, невольная любовь к добру и истине; прирожденная правда…» [5|. Нравственным поведение будет тогда, когда человек испытывает психологическое благополучие, будучи уверен, что его поступки и действия будут иметь хорошие последствия не только для него самого, но и для окружающих людей.

Зарождение совести происходит в дошкольном и школьном детстве, ее развитие определяется условиями жизни растущего человека, его образованием, воспитанием, культурной средой, которые создают благоприятную почву для прорастания черт личностного духовного менталитета и их укрепления на последующих возрастных ступенях.

Таким образом, психологическое здоровье человека обусловлено, с одной стороны, характером и уровнем его психического развития, с другой, психологической культурой его развивающейся личности. Поэтому психологическая культура личности тоже может рассматриваться как компонент и необходимое условие психологического здоровья человека, обусловливающее его психологическое благополучие. Идея воспитания психологической культуры личности может служить ориентиром во взаимодействии взрослых с родившимся, растущим и взрослеющим человеком.

Вот как может выглядеть структура психологического здоровья, в контексте которого рассматривается психологическое благополучие растущего человека:

  • 1. Психическое здоровье как результат психического развития, осознания своих психических особенностей, способностей, возможностей.
  • 2. Психологическая культура личности как результат личностного развития, осознания себя как субъекта жизни, деятельности, общения, взаимодействия.
  • 3. Психологическое благополучие личности как результат и как показатель психологического здоровья.

Не только развитие, но и обязательное взаимодействие, взаимовлияние и взаимообогащенис основных составляющих психологического здоровья идут непрерывно на протяжении всей жизни человека и имеют в каждом возрастном периоде свои особенности, влияющие на характер этого здоровья и ощущение психологического благополучия/неблагополучия. Именно становление и укрепление психического здоровья и развитие психологической культуры личности определяют психологическое здоровье человека, закладывают основу его психологического благополучия.

Психологическое здоровье само по себе не возникает, а является результатом глубинного взаимодействия психического развития, психологической грамотности и социально-нравственного воспитания детей и школьников на каждом этапе онтогенеза. Именно взаимодействие этих процессов способствует развитию человека как Человека, который воспринимает свое психологическое благополучие лишь в контексте благополучия другого человека, или других людей, или общества в целом.

Задачи воспитания психологического здоровья должны соотноситься с центральными задачами развития каждого возрастного этапа и учитывать потребности, запросы, интересы и возможности детей и школьников. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру растущего человека, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверсгникам, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Поэтому, чтобы определить характер и меру психологического благополучия школьников, следует знать, как вся их жизнь в дошкольном и школьном детстве, отрочестве, ранней юности — в семье, в детском саду, в школе — сказывается не только на их интеллектуальном развитии, но и на их мироощущении. Понять, что они чувствуют, что переживают во время учебной деятельности, как эта деятельность и переживания отражаются на их психическом и психологическом здоровье и на формирующейся личности. И не только то, что они переживают в школе, но и дома, в семье, как складываются их отношения с родными, с друзьями и пр.

Психологическое благополучие зарождается и укрепляется в недрах таких социальных институтов, как семья, детский сад, школа, и имеет свои особенности на каждом этапе онтогенеза.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой