Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблеме материнской заботы и депривации посвящены исследования Ш. Бюлер, 1932; Г. Гетцера, 1937; У. Голдфарба, 1945; Дж. Боулби, 1979; Л. Ярроу, 1972; М. Раттера, 1987; Й. Лангмейера, 3. Матейчика, 1984; М. Н. Щелованова, 1949 и др. Результаты исследования привязанности ребенка к матери представлены в работах Дж. Боулби, 1980; Дж. Гассиди, 1986; М. Клаусса, Дж. Кеннела, 1982; Н. Н. Авдеевой, Н… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей
    • 1. 1. Особенности общения ребенка с взрослым как основа психического развития
    • 1. 2. Условия общения и развития воспитанников многодетных семей
    • 1. 3. Специфика общения и психического развития воспитанников детских домов
  • Глава 2. Изучение взаимосвязи между особенностями общения подростков, воспитывающихся в детском доме семейного типа и многодетных семьях
    • 2. 1. Сравнительный анализ особенностей общения и взаимоотношений детей из детских домов общего, семейного типа, многодетных семьей с взрослыми
    • 2. 2. Система коррекционно-компенсационной работы в условиях детского дома семейного типа
    • 2. 3. Методологические предпосылки и методики исследования психологических последствий дефицита и деформаций общения
    • 2. 4. Методы статистического анализа данных, обосновывающих валидность и надежность работы коррекционной модели детского дома семейного типа
  • Глава 3. Экспериментальное исследование специфики развития общения воспитанников детских домов и многодетных семей
    • 3. 1. Специфика взаимоотношений в группе, самооценки и эмоционального компонента общения подростков, воспитывающихся в различных многодетных микросоциальных формах
    • 3. 2. Детский дом семейного типа как фактор коррекции системы взаимоотношений и эмоциональной сферы подростков, имеющих деформации общения
    • 3. 3. Тендерные различия в проявлениях агрессивности, тревожности и специфике внутригрупповых взаимоотношений воспитанников детских домов и многодетной семьи
    • 3. 4. Психологические основы компенсации дефицита и деформаций общения подростков в условиях детского дома семейного типа

Психологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вследствие сложившихся за последнее десятилетие социальных, экономических условий в нашей стране, резкого ослабления внимания со стороны государства к неблагополучным семьям, потери материальной и моральной ответственности за детей определенной частью населения страны возрастает число детей, попадающих в дома ребенка, детские дома. Детские дома оказываются переполненными. Из-за отсутствия полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослыми, в особенности с матерью, из-за недостаточного внимания, заботы, любви со стороны взрослых у детей, воспитывающихся без родителей, появляются признаки развития «госпитализма». Такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии. Их отличают пассивность, нелюбознательность, отсутствие адекватного навыка общения с другими людьми.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов (Н.М. Щелованова, 1955; Л. И. Божович, 1960; Г. М. Ляминой, 1964; М. И. Поповой, 1968; Н. М. Неупокоевой, 1980; М. И. Лисиной, 1986; А. И. Захарова, 1986; И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской, Н. Н. Авдеевой, Л. Н. Галигузовой, Т. В. Гуськовой, М. Г. Елагиной, С. Ю. Мещеряковой, A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых, Т. И. Юферовой, 1990; Р. А. Шпиц, 1945; Дж. Боулби, 1951; Р. Заззо, 1967; Л. Ярроу, 1972; М. Раггера, 1972; Й. Лангмейера, 3. Матейчика, 1984; Э. Берна, 1992; Р. Бэрона, Д. Ричардсона, 1996 и др.) доказывают, что общение ребенка с взрослыми, и в первую очередь с матерью, является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей. Признание данного факта направляло исследователей психического развития детей, лишенных родительского попечения, на поиск замещающих, компенсирующих форм материнской, родительской депривации. Стали появляться в разных странах, особенно после 2-й мировой войны, различные формы домов ребенка, детских домов и т. п., в которых главное внимание обращалось на улучшение общения взрослых с детьми, чтобы можно было обеспечить детям удовлетворение их эмоциональных потребностей во внимании, ласке, интересе, любви со стороны взрослых. В последнее десятилетие и в нашей стране появились различные формы детских домов семейного типа.

Несмотря на давнюю историю и серьезность проблем развития детей, воспитывающихся без попечения родителей, особенностей их психического развития и компенсации материнской депривации, дефицита и деформаций общения с взрослыми, они недостаточно исследованы.

Проблеме материнской заботы и депривации посвящены исследования Ш. Бюлер, 1932; Г. Гетцера, 1937; У. Голдфарба, 1945; Дж. Боулби, 1979; Л. Ярроу, 1972; М. Раттера, 1987; Й. Лангмейера, 3. Матейчика, 1984; М. Н. Щелованова, 1949 и др. Результаты исследования привязанности ребенка к матери представлены в работах Дж. Боулби, 1980; Дж. Гассиди, 1986; М. Клаусса, Дж. Кеннела, 1982; Н. Н. Авдеевой, Н. А. Хаймовской, 1999, и др. В 50-е гг. XX века начинается экспериментально-психологичес-кое исследование последствий психической депривации. Проблеме «госпитализма» и искоренения этого феномена, связанного с материнской, психической депривацией в детских учреждениях, посвящены исследования Р. А. Шпица, 1945; Дж. Боулби, 1951; Л. Ярроу, 1972; У. Денниса, П. Наджарьяна, 1957; М. Раттера, 1972; Н. М. Щелованова, 1955 и др.

Проблема воспитания детей, лишенных родительского попечения, занимает многих отечественных психологов. Кроме упомянутых выше, следует отметить исследования Н. М. Аксариной, 1974; И. А. Залысиной, 1985; Е. О. Смирновой, 1985; В. В. Авраменко, 1992; М. П. Араловой, 1991; Т. М. Землянухиной, 1982; Н. В. Репиной, 1990, в которых рассмотрены разные аспекты психического развития детей, воспитывающихся без попечения родителей.

Однако проблема компенсации дефицита и деформаций общения детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и многодетных семьях, все еще остается малоизученной.

Особое место в проблематике исследования занимают тендерные различия, т.к. динамика тендерной социализации зависит и от опыта общения с родителями в подростковый период. Если особенности подростков, имеющих девиантное поведение, изучены (МещеряковаЭ.И., Жигинас Н. А., 2002), то проблемы тендерного становления воспитанников детских домов пока остаются за пределами внимания психологов.

Проблемы развития и становления сферы общения подростков в многодетных системах воспитания во многом остаются малоизученными, их сравнительный анализ предлагается в данном исследовании.

Цель исследования — выявление психологических особенностей общения воспитанников различных многодетных микросоциумов.

Объект исследования — специфика характеристик общения, психического развития воспитанников различных многодетных микросоциумов (детского дома семейного и общего типа, многодетной семьи).

Предмет исследования — психологические особенности воспитанников детского дома семейного типа, выражающиеся в специфике агрессивных форм поведения, саморегуляции общения, проявлений тревожности и тендерной социализации, детерминируемые дефицитом общения с взрослыми.

Гипотезы исследования:

1. Психолого-педагогическая система развития ребенка в детском доме семейного типа, в котором взаимодействуют «группы-семьи», состоящие из нескольких «мини-семей», включающих в себя разновозрастных детей с родственными связями, способна компенсировать дефицит и деформации общения подростков.

2. Различным формам многодетного воспитания: детский дом семейного типа, детский дом общего типа, многодетная семья, соответствуют различные типы психологических характеристик общения их воспитанников.

3. Формы многодетного воспитания влияют на специфику тендерной социализации, проявляемыми в специфике развития сферы общения подростков.

В соответствии с целью и гипотезами исследования определились задачи исследования:

1. Обобщить результаты теоретических и экспериментальных исследований об особенностях общения детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях и многодетных семьях.

2. Изучить организационную и психолого-педагогическую деятельность в условиях детского дома семейного типа и определить принципы, оптимально обеспечивающие компенсацию дефицита и деформаций общения воспитанников.

3. Изучить изменения, происходящие в общении и личностной сфере детей подросткового возраста в условиях детского дома семейного типа.

4. Определить типы психологических характеристик общения воспитанников различных многодетных микросоциумов.

Методологической основой исследования явились теоретические положения об общении как процессе «социального присвоения» индивидом общественно-исторического опыта человечества (JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б Эльконина, А.В. Запорожца), положения системного подхода в психологии (Б.Ф. Ломова), понимание субъекта как объединяющего начала в целостности психики (А.В. Брушлинский), а также положения З. Фрейда, К. Г. Юнга, К. Левина, А. Адлера, о значимости компенсации психических функций в общем психическом развитии человека.

На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор конкретных методов сбора фактического материала и его обработки — наблюдение, анкетирование, изучение и анализ практического опыта воспитателей и учителей, изучение продуктов деятельности воспитанников детского дома, различные методики психодиагностики. Все полученные данные подвергались статистической обработке при помощи средств системы Data minig, реализованной в пакетах программ обработки данных Statgrafics и WizWhy.

В соответствии с целью исследования, выдвинутой гипотезой и методологическими основаниями была разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие методики:

— Биографический методцеленаправленное включенное наблюдениестандартизированный опросник-анкета для определения значимости взрослых в общении с детьмиметодика «Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана для определения основных проблем в психическом развитии воспитанников многодетных микросоциумов;

— Методика диагностики агрессивности форм поведения А. Басса.

A. Дарки — для выявления общего уровня агрессивности испытуемых и интенсивности ее различных форм;

— Методика Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина и методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова);

— Методика определения групповой сплоченности Сишора — для определения особенностей отношения к взрослому, сверстнику и группе в целом;

— Опросник способности к самоуправлению в общении (Ю.М. Орлова,.

B.Н. Шкуркина), определяющий основные стратегии регуляции отношений с партнером и в группе;

— Методика личностного дифференциала, адаптированная в НИИ им. В. М. Бехтерева, для определения факторов активности, инициативности, волевой регуляции в общении, исследования субъективных, эмоционально-смысловых представлений о самом себе;

— Исследование проводилось в течение 1997;2002 гг. На базе детского дома семейного типа Падунского округа г. Братска. Отличительными особенностями этого учреждения являются условия проживания детей в «группах-семьях», состоящих из 3−4 «мини-семей», включающих в себя разновозрастных детей с родственными связями. Быт и распорядок дня в «группах-семьях» приближены к семейным условиям.

Экспериментальную группу составили 30 человек — испытуемых воспитанников. С целью валидизации экспериментальных данных были использованы контрольные группы: воспитанники детского дома общего типа — 30 человек и воспитанники многодетных семей — 28 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе представлены:

— результаты исследования возможностей компенсации дефицита и деформаций общения с взрослыми у детей, воспитывающихся в детских домах семейного типа по типу «групп-семей», состоящих из нескольких «мини-семей», включающих в себя разновозрастных детей, имеющих родственные связи;

— раскрыта специфика развития сферы общения подростков, воспитывающихся в различных многодетных микросоциумах;

— впервые определена специфика развития сферы общения подростков в многодетных формах воспитания, в зависимости от тендерных различий;

— определены основные психологические проблемы и ресурсы развития подростков в условиях многодетных форм воспитания (детские дома и многодетная семья).

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования доказывают эффективность системы организации жизни и быта воспитанников детского дома по семейному типу за счет компенсации дефицита и деформаций общения с взрослыми путем налаживания взаимоотношений внутри «мини-семей» между разновозрастными детьми и между «мини-семьями». Разработаны рекомендации о распространении данного опыта в смежных сферах работы с детьми. Представлены основные ориентиры для психологической консультационной работы с многодетными семьями и детьмивоспитанниками детских домов общего типа.

Основные результаты проведенного диссертационного исследования приняты к внедрению в детском доме семейного типа г. Братска, внедрены в практику работы психологической службы Падунского района г. Братска. Ход и результаты исследования многократно обсуждались в коллективе воспитателей-педагогов, психологов детского дома Падунского округа г. Братска, на семинарах при кафедре психологии человека Томского государственного педагогического университета. Материалы исследования обсуждались на VII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект» (Калуга, 2002), на международной конференции «Развитие тендерных исследований и тендерного образования в системе высшей школы» (Иваново, 2002). Основное содержание результатов диссертационного исследования представлено в методическом руководстве для воспитателей детских домов «Компенсация отклонений и деформаций в психическом развитии воспитанников детского дома» (Томск, 1999). Результаты работы были обсуждены на XXI научно-практической конференции Братского государственного технического университета (Братск, 2000).

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Организация жизни в семейном детском доме, совместное проживание разновозрастных детей, имеющих родственные связи, способно частично компенсировать дефицит и деформации общения с взрослыми, формирует эмпатийные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

2. Детский дом семейного типа способствует более адекватному восприятию «группы-семьи» и себя в ней, развивает гибкость, партнерский тип саморегуляции в общении. Комплексная психолого-педагогическая система повышает степень положительного эмоционального отношения, что значительно ослабляет уровень агрессивности и личностной тревожности.

3. Наиболее оптимальными принципами позволяющими организовать психолого-педагогическую деятельность в детском доме семейного типа являются принципы взаимодействия «мини семей» включающих в себя разновозрастных детей, сохранения и развития родственных связей, значимости взрослого в общении с детьми.

4. Каждой форме многодетного воспитания (детский дом общего типа, детский дом семейного типа и многодетная семья) соответствует специфический тип характеристики общения.

5. В структуре изменений сферы общения, являющихся результатом работы коррекционной модели детского дома семейного типа, присутствуют не только позитивные, но и проблемные факторы: 1. слабо выраженная субъективная ориентация в сложных ситуациях и ситуациях принятия решения, что снижает самостоятельность в целом.- 2. отсутствие тендерных различий в структуре общения и взаимодействия, что может привести к проблемам в интимно-личностной сфере в юношеский период.

6. Маскулинизация поведения девочек является основным следствием формы воспитания в детском доме общего типа.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 234 наименования. В диссертации содержится 13 таблиц, 5 рисунков, 9 приложений. Материал представлен на 180 страницах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования по выделенной нами проблеме выявлены психологические особенности воспитанников разных многодетных микросоциумов, выражающие в специфике агрессивных форм поведения, саморегуляции общения, проявления тревожности и детерминируемые дефицитом общения с взрослыми.

Теоретические основы исследований определены на основе анализа концепций теорий возрастного психического развития детей, представленных в работах JI.C. Выготского, Дж. Брунера, М. Кле, А. В. Петровского, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконина и др.

Представлено обоснование возможностей компенсации отклонений в психическом развитии, деформаций в общении у воспитанников детских домов на основе работ А. Адлера, К. Левина, Б. М. Теплова, К. Юнга. На основе эксперимента выявлены психолого-педагогические формы работы по компенсации дефицита и деформаций общения в условиях детского дома семейного типа.

Анализ ситуации воспитания в детских домах семейного типа позволили сформулировать принципы построения системы компенсации дефицита и деформаций общения: принцип сохранения родственных связей в «мини-семьях», принцип учета психологических особенностей родственных «мини семей» в «группе-семье», принцип активного взаимодействия «мини-семей» и «групп-семей», принцип значимости взрослых в общении с детьми в «мини семьях» и в «группах-семьях».

На основе анализа научной психологической литературы в качестве основных параметров, характеризующих развитие способностей к общению, были выбраны показатели значимости и неопределенности взаимоотношений с воспитателями, родителями, значимости своего положения в семье, взаимопонимания с окружающими людьми.

Полученные данные показывают, что для всех возрастов от 6 до 14 лет взрослые являются значимыми для общения. При этом, исследование продемонстрировало, что наиболее значимы взрослые во взаимоотношениях для детей из многодетных семей, и в меньшей степени из детского дома семейного типа, еще менее значимы для детей из детского дома общего типа.

Показатели значимого положения в семье и взаимопонимания с взрослыми для всех категорий детей с увеличением возраста от 6 до 14 лет понижаются.

В начале исследования экспериментальная группа воспитанников детского дома семейного типа определена как наименее благополучная, на основании специфики проявления всего комплекса изучаемых переменных (взаимоотношения в группе, самооценка, эмоциональные компоненты общения — тревожность, агрессивность). Лишь ориентация на партнерский тип взаимоотношений и адекватное отношение к группе и своему положению в ней сближает данную группу с ситуацией в многодетных семьях. На заключительном этапе исследования положение резко изменяетсявыявленные особенности проявлений тревожности, агрессии, самоуправления в общении свидетельствуют о благополучном состоянии испытуемых.

В результате дисперсионного анализа данных было установлено достоверное влияние на исследуемые показатели агрессивности и тревожности факторов этапа исследования и формы воспитания. Анализ совместного влияние факторов воспитания и этапа экспериментального исследования во всех типах микросоциумов и поэтому эффективность коррекционной модели в отношении проявлений тревожности нельзя считать однозначно доказанной.

Подтверждение эффективности работы коррекционной модели в системе детского дома семейного типа получено на основе анализа динамики состава кластерных групп и значений центроидов по испытуемым детского дома семейного типа. По испытуемым детского дома семейного типа и многодетных семей такие изменения не обнаружены. По данным кластерного анализа, проживание в детском доме семейного типа привело к снижению общего индекса агрессии и показателей форм агрессии.

Дисперсионный анализ данных методик Сишора по изучению изменений особенностей внутригрупповых взаимоотношений показал возрастание сплоченности «групп-семей» в большой степени по сравнению с детскими домами общего типа и многодетными семьями.

Тендерные различия воспитанников являются важными фактором в проявлении агрессивности, в зависимости от того, в какой форме воспитания находятся испытуемые подростки (р<0,000). Условия коррекционной работы в детском доме семейного типа уравнивают проявления агрессии у мальчиков и девочек. В то время как в детском доме общего типа более агрессивными являются девочки, а в многодетных семьях — мальчики.

При изучении зависимости проявлений тревожности от тендерных различий испытуемых, воспитывающихся в многодетных микросоциальных системах, значимые различия для разных микросоциумов не обнаружены. Установлено, что более низкая тревожность в подростковом возрасте характерна для представителей мужского пола.

Общей особенностью всех изучаемых форм многодетного воспитания является зависимость от «группы-семьи», преобладание потребности в общении со сверстниками — у мальчиков.

Выявлены негативные факты, свидетельствующие о деформациях полового воспитания в детских домах, как общего, так и семейного типов: в первом случае — маскулинизация девочек, во втором — отсутствие различий в поведении между воспитанниками обоих полов.

Результаты экспериментального исследования, проведенного в детских домах общего и семейного типа и в многодетных семьях, позволили формулировать психологические основы компенсации дефицита и деформации общения подростков в условиях детского дома семейного типапостроить специализированную коррекционную программу, направленную на компенсацию деформаций общения.

Полученные экспериментальные данные подтвердили положения выдвинутой гипотезы, цель исследования достигнута, задачи исследования решены.

Сравнительный анализ изучаемых психологических переменных в различных формах многодетного воспитания, на констатирующем и заключительных этапах исследования позволили выявить не только положительную динамику изменений в экспериментальной группе воспитанников детского дома семейного типа, но и определить основные проблемы и артефакты развития в многодетных формах воспитания в целом.

В качестве основного психологического ориентира дальнейшей коррекционной работы определено развитие сферы произвольной регуляции, способности принимать решения в сложных ситуациях. Выявлена, необходимость усиления внимания к полоролевому воспитанию.

В качестве основных выводов можно выделить следующее:

1. Организация жизни в семейном детском доме, совместное проживание разновозрастных детей, имеющих родственные связи, способно частично компенсировать дефицит и деформации общения с взрослыми, формирует эмпатийные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

2. Детский дом семейного типа способствует более адекватному восприятию «группы — семьи» и себя в ней, развивает гибкость, партнерский тип саморегуляции в общении. Комплексная психолого-педагогическая систе-ма повышает степень положительного эмоционального отношения (безус-ловного принятия, выражаемого взрослым к детям и идущего от детей к взрослым, что значительно ослабляет уровень агрессивности и личностной тревожности).

3. Наиболее оптимальными принципами позволяющими организовывать психолого-педагогическую деятельность в детском доме семейного типа являются: взаимодействие «групп-семей», «мини-семей», включающих в себя разновозрастных детей с родственными связями, сохранение родственных связей, активности личности ребенка, значимости взрослого в общении с детьми.

4. Выявлено, что каждой форме многодетного воспитания соответствует специфический тип психологической характеристики общения.

5. Определены основные проблемы полового воспитания в многодетных микросоциумах: в детском доме семейного типа — отсутствие каких-либо, соответствующих полу различий, в то время как в детском доме общего типа — это маскулинизация поведения девочек.

6. В структуре изменений сферы общения, являющихся результатом работы коррекционной модели детского дома семейного типа выделены не только позитивные, но и проблемные факторы: 1. Слабовыраженная субъективная ориентация в сложных ситуациях и ситуациях принятия решения, что снижает самостоятельность в целом. 2. Отсутствие тендерных различий в структуре общения и взаимодействия, что может привести к проблемам в интимно-личностной сфере в юношеский период.

7. Результаты организации детского дома семейного типа, проверенные на практике, в сочетании с комплексом психолого-педагогической работы позволяют разработать рекомендации о распространении данного опыта в смежных сферах работы с детьми.

Цель исследования достигнута: выявлены психологические особенности общения воспитанников различных многодетных социумов — они представлены в виде целостных комплексов психологических свойств воспитанников разных многодетных социумов, влияющих на особенности их общенияпостроена система коррекционно-развивающей работы в условиях детского дома семейного типа, включающая в себя специальную организацию детских коллективов в форме «мини-семей», составленных из разновозрастных детей, преимущественно имеющих родственные отношениятрудовую терапию, тренинги и другие формы работы.

Выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась, об этом свидетельствуют данные, представленные в диссертации и в заключении выше.

Все поставленные задачи решены: обобщены результаты теоретических и экспериментальных исследований по исследуемой проблемесформулированы выявленные психологические условия, оптимально обеспечивающие общение и взаимопонимание взрослых и подростков, воспитывающихся в детском доме семейного типа (§ 3.4.) — разработана и проверена на практике организационно-психолого-педагогическая система компенсации дефицита и деформаций общения (§ 2.2) — определены психологические ресурсы испытуемых, способствующие полноценной реализации системы компенсации дефицита и деформаций общения (§ 3.4.) — изучены и выявлены изменения, происходящие в общении и личностной сфере детей подросткового возраста в условиях детского дома семейного типа.

Главной особенностью комплектации детского дома семейного типа являются «группы-семьи», состоящие из «мини-семей», сохраняющих родственные связи. Поэтому с самого начала старшие воспитанники ставятся в положение ответственности за младших членов семьи. Для нормального функционирования «группы-семьи» в структуре модели детского дома семейного типа старшим воспитанникам необходимо проявлять эмпатий-ность, толерантность, гуманность, заботу о младших. Кроме того, такое положение старших стимулирует их к самосовершенствованию, к обогащению своих знаний, так как младшие члены семьи то и дело обращаются к ним с разными вопросами.

Таким образом, в «мини-семьях» младшие члены стимулируют развитие старших, а они в свою очередь влияют на развитие младших членов семьи.

Совершенствованию, развития всех детей способствует их общение с воспитателями, психологами, учителями и с другими взрослыми, работающими в детском доме семейного типа.

Главным принципом функционирования модели детского дома семейного типа соблюдается сохранение гуманных отношений между воспитателями и воспитанниками, а также между собой. В качестве психологических ресурсов испытуемых, способствующих полноценной реализации системы компенсации дефицита и деформации общения мы рассматривали характеристики психологического и социально-психологического развития детей подросткового возраста: природная любознательность, стремление познать себя, свой внутренний мир, активность по отношению к самому себезначимость взрослого во взаимодействии с окружающим миромстремление к принадлежности к группе сверстников, завести дружбу со сверстниками (в частности, с девочками), выглядеть лучше в глазах сверстников (друзей, товарищей) — обращенность в будущее (по Л.И. Божович) — «кем я буду», формирование профессиональных намерений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. М., 1996. — 364 с.
  2. В.В. Психологические особенности межличностных отношений в дошкольной группе детского дома: Автореф. дис. канд.психол.наук. Минск, 1992. — 24 с.
  3. Л.Ф. Активность в жизнедеятельности человека.Томск.: 2000.-319 с.
  4. Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: Дис. докт. психол. наук. Томск, 1997. — 301 с.
  5. .Г. Человек, как предмет познания //Избр.психол. труды: в 2 т.-М., 1980. т.1. — С. 16−64.
  6. Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития //Психол.журнал. 1999 — т.20 — № 1. — С.6−19.
  7. М.П. Психологические особенности общения со взролслыми и сверстниками выпускников школы интерната: Автореф.дис. канд. психол. наук. М., 1991 — 22 с.
  8. В.Г. Мотивациолнная регуляци нравственного поведения личности //Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1988. — С. 16−34.
  9. А.Г. Психология личности.— М., 1990 367 с.
  10. М.К., Лебединский В. В. Этологическое изучение детей с явлениями эмоциональной депривации: Тез. семинара «Социокогнитивное развитие ребенка». — М., 1995. — С.6−7.
  11. . Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб., 1992.-400 с.
  12. Р. Развитие Я-концепции и воспитания. — М., 1986. 422с.
  13. А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1975. — 123с.
  14. А.А. Личность в общении. М., 1983. — 178 с.15
Заполнить форму текущей работой